• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Акапельное пение вчера и сегодня"

Опубликовано Бурмистрова Ольга Валентиновна вкл 07.06.2022 - 13:49
Бурмистрова Ольга Валентиновна
Автор: 
Яковенко Арсений Алексеевич

В данной иследовательской работе сравнивается развитие акапельного пения от самых истоков до сегодняшнего дня с изменением голосовых диапазонов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Акапельное пение124.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 20»

   

Исследовательская работа

Секция: Искусство

АКАПЕЛЬНОЕ ПЕНИЕ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Автор: Яковенко Арсений Алексеевич

Класс: 10

ОУ: МБОУ «Лицей №20»

Руководитель: Бурмистрова Ольга Валентиновна,                 учитель музыки

МЕЖДУРЕЧЕНСК – 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение ……………………………………………………………….3  
  2. Основная часть…………………………………….…………………...4

Глава 1. Анкетирование………………………………………….…….4

Глава 2. А капелла, историческая справка……………………………5

                           2.1. Традиционная градация вокальных голосов…..…....….....7

           Глава 3. Современное акапельное пение………..................................7

                         3.1. Современные акапельные группы……………………….8

                 3.2. Анализ голосов сегодня….………………………….……..9    III.        Заключение ……………………..................................…………..… 10

       IV.       Список используемых источников..………………………………11

       V.       Приложения……………………………………………………….....12

           

     

     

  1. Введение

Тема моей исследовательской работы «Акапельное пение вчера и сегодня».  Мне эта тема интересна тем, что занимаясь в  музыкальной школе, муниципальном хоре города Междуреченска «Триумф», школьной вокальной группе мы очень часто обращаемся к репертуару зарубежных акапельных групп и  не редко поем их песни. В связи с тем, что для акапельного исполнения необходимо большое количество голосов, мне важно узнать диапазон  каждого современного голоса.

Актуальность: Сегодня,  акапельный жанр  получает все большее распространение среди вокалистов Европы и Америки. Вокальные акапельные группы все больше завоевывают «эстрадную арену». Это группы: «Pentatonix», «Voiceplay», «Homefree», «Citizen queen»  ит.д.

Проблема: Выявить, почему старый жанр получил такое распространение сегодня? 

Гипотеза: Возможно, интерес к акапельному пению возрос в связи с разворотом к высокому профессионализму в музыкальном мире. Возможно, в связи с развитием вокального жанра, певческие голоса начинают видоизменяться и подражать музыкальным инструментам.

Цель: Выявление причин повлиявших на развитие акапельного жанра сегодня.

Задачи:

  1. Анкетирование на вопрос знания акапельного пения
  2. Познакомиться с истоками и развитием акапельного пения
  3. Рассмотреть современные акапельные группы
  4. Сравнить классический и современный диапазоны голосов певцов акапельных групп,  выявить причины развития жанра. 

Объект: Акапельное творчество

        Предмет: современное акапельное исполнение.

Методы: сравнение, сопоставление, анализ, анкетирование

Практическое назначение: использование на занятиях по музыке, истории, МХК.

  1. Основная часть

Глава 1. Анкетирование

Было проведено анкетирование среди старшеклассников (8 класс - 87 чел)

Вопросы:

1)        Любите ли вы петь?

2)        Поёте вы под аккомпанемент или нет?

3)        Знаете ли вы, что такое пение «а капелла»?

4)        Знаете ли вы современные группы, которые поют, а капелла?

Анкетирование показало, что старшеклассники петь любят и поют под аккомпанемент (караоке) – 96%.

Что такое, а капелла знают только 34% опрошенных,

а слушают современные группы, исполняющие, а капеллу только - 15%

Вывод:

  1. Петь любят         и чаще всего под аккомпанемент
  2. О разновидности пения как, а капелла знают очень не многие
  3. Простой слушатель эстрады, рока и джаза не выявляет акапельного пения, поэтому называния групп написать не смогли.

 Акапельное пение - это искусство более высокого музыкального уровня.

Глава 2.  А капе́лла. Историческая справка

А капе́лла (от итальянского  a cappella, «как в капелле») — многоголосое  пение или хоровое без аккомпанемента (без инструментального сопровождения). Термин  появился в XVII веке, когда, а капелла пели при богослужении. Предположительно так называли церковные песнопения  в Сикстинской капелле Рима.  Позднее  так стали называть любые религиозные песнопения. 

В раннем христианстве, а капелла воплощала хвалу Богу, которую воздавали, используя только слова, передаваемые лишь голосом человека, без аккомпанемента (без «флейт и труб»), об этом писал еще в конце второго века апологет и проповедник Климент Александрийский. Позже вокальное пение практиковалось в духовных песнопениях католической и православной церквей. В качестве самостоятельного хорового стиля, а капелла оформилась в позднем Средневековье и достигло расцвета у мастеров нидерландской школы, получило классическое выражение в Римской школе (в творчестве композиторов: Палестрины, Беневоли, Скарлатти).

  Спустя время, пение, а капелла начали использовать в мирской музыке, и она стала довольно популярна.  В широком смысле пением «а капелла» называют любую вокальную музыку (солист, вокальный ансамбль, хор и комбинации вокальных составов) без инструментального сопровождения. Большое распространение, а капелла получила в эпоху Ренессанса в мирском пении, в частности в исполнении мадригалов (небольших стихотворениях лирической тематики).

Хоровое искусство православных церквей использует пение исключительно «а капелла». В России сторонником внедрения в богослужения инструментов был композитор Александр Гречанинов, однако это решение не было принято поместным собором 1917—1918 гг. 

В православном церковном песнопении до сих пор используется только а капелла, в то время как католическое хоровое  пение сопровождается звучанием органной музыки. К аккомпанементу в православной культуре прибегали лишь в восточных Церквях (Церкви Эфиопии, Малабара, Коптской), при этом использовались лишь национальные инструменты Азии и Африки.

В мировой литературе существует огромное количество работ, написанных для исполнения без музыкального сопровождения, как мужским, так и смешанным хором. К ним относятся оратории, сюиты для хора и солиста, циклы песен, реквием. В них прослеживается большое влияние традиций духовной музыки.

Сегодня, а капелла  -  это все виды вокальной музыки без сопровождения музыкальными инструментами, неважно, поет ли один солист, целый хор или даже несколько вокальных ансамблей. А капеллой сейчас называют не только само исполнение, но и написанные композиторами партии для вокала.

А капелла как коллективное пение сегодня широко распространено. Акапельными произведениями, как народными, так и авторскими, весьма богато русское, украинское, грузинское наследие.

Этот вид хорового пения встречается в произведениях композиторов XVIII-XIX веков:  Д. Бортнянского, А. Веделя. Широкое распространение, а капелла получила в хоровой и ансамблевой музыке  XX века.  В этом стиле писали музыку Сергей Рахманинов, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Сергей Танеев, Виссарион Шебалин, П.Чесноков, В.Калинников, М.Коваль.

Множество светских музыкантов обращаются к данному стилю музыки. Сейчас,  а капелла вновь становится популярным и уже используется в многообразии жанров, от фолка до джаза, и рок-музыки. Потому  очень востребованы  ноты произведений, написанных для а капелла.

Во многих странах мира хоровые и вокальные коллективы поют,  а капелла.  На сегодняшний день в  США это направление часто избирают так называемые «университетские группы». Пример некоторых  акапельных коллективов, наиболее популярных сегодня: “Хор Турецкого”, Vocal Band, ManSound, Pentatonix, “Пикардийская Терция”, Barbatuques, Rockapella, JUKEBOX TRIO, Van Canto, Sweet honey in the rock, Rajaton, Citizen Queen, Voiceplay, Home free.

Пение, а капелла широко применяется в камерной хоровой музыке европейских композиторов XIX века. Больших высот достигло в русской хоровой культуре XX века (сочинения Танеева, Кастальского, Рахманинова, Чеснокова, Виктора Калинникова, Давиденко, Коваля, Шебалина, Шостаковича, Свиридова, Салманова; деятельность  Придворной певческой капеллы и др.). В настоящее время пение а капелла распространено во многих странах.

В разговорном языке музыкантов используется словосочетание «акапельное пение»

Вывод: Акапельное пение в большей степени относится к соборному пению. Но наряду с церковным, акапельное пение развивалось и как светское в разных направлениях – в народной и композиторской музыке.

 В разные исторические периоды  в акапельное пение пытались ввести звучание музыкальных инструментов, что ставит голос в одну линию с  музыкальным инструментом (более сложным по техническим данным, чем голос).  

На период с XX века по сегодняшний день можно наблюдать большой интерес к акапельному пению в светской музыке (эстрада, джаз, рок).

2.1. Традиционная градация вокальных голосов

Существует множество систем классификации певческих голосов. Некоторые из них учитывают силу голоса, то есть то, как громко певец может петь; другие — насколько подвижен, виртуозен, отчётлив голос певца; и другие.

Чаще всего используется классификация,       учитывающая диапазон голоса и пол певца. Даже руководствуясь только этими двумя критериями, можно получить множество разновидностей. Каждая группа голосов делится на более узкие подразделения.

(Смотреть в приложении таблицу №1)

Существует также категория певцов-мужчин, поющих в диапазоне женского голоса. Этот тип голосов редок, но до сих пор используется, в основном, в опере. В музыке барокко многие роли были написаны для кастратов — певцов мужского пола, которым в мальчишеском возрасте была сделана операция кастрации для сохранения высокого, как у женщины, голоса. В современном вокальном исполнительстве эти роли может исполнять контратенор (певец, владеющий развитой техникой пения фальцетом).

Голос профессионального оперного певца — это две октавы полноценного однородного звучания со сглаженными регистровыми переходами. Кроме того, предполагается вверху и внизу диапазона некий «запас» возможностей примерно в пределах терции для более свободного взятия, удобства и естественности при исполнении предельных нот.

Детские голоса классифицируются вне зависимости от пола, только по диапазону: как у мальчиков, так и у девочек альт - низкий голос, сопрано - высокий голос. У мальчиков высокий голос называется также дискант.

Вывод: Данная классификация подразумевала строгое деление голосов, и создавалась она для духовных хоров, исполняющих полифонические произведения.

В светском песнопении эта классификация использовалась с эпохи Возрождения (XVI век – появление оперы).

Глава 3.  Современное акапельное пение.

После введения электро - музыкальных инструментов в ВИА в XX веке (можно написать об научно техническом прогрессе – повлиявшем и на музыкальные сферы), после поиска разнообразных способов звука извлечения как: рэп, бит бокс и другие произошел, на мой взгляд, переворот, в некоторых музыкальных кругах, в сторону (узкого или высокого) профессионализма.

    Современное акапельное пение получила широкое распространение, в связи с тем, что малопрофессиональное пение под «минус» не выявляет больших огрех, а акапельное пение сразу показывает ошибки во взятии и ведении звука. Это свидетельствует, что в данное время востребован высокий профессионализм в вокальном искусстве.

Наибольшее распространение получили акапельные группы на Западе.

  1. В современном акапельном пении стала использоваться инструментальная музыка, как вкрапление звучания одного инструмента в общее полотно партитуры. Инструмент ведёт как бы одну из второстепенных партий, на примере кавера песни «Perfect» группы «Pentatonix».
  2. Наряду с этим появляются произведения, не имеющие классификации в жанрах, где с ведущими вокальными партиями, главенствуют инструменты (скрипка, виолончель). Это отдалённо наводит на мысль о современной полифонической музыке, где голоса переплетаются с инструментами.

3.1.  Современные акапельные группы

«Pentatonix»

Pentatonix (сокращённо PTX) — американская а капелла -  группа родом из Арлингтона, штат Техас, включающая пять вокалистов: Скотта Хоуинга, Митча Грасси, Кирстин Мальдонадо, Мэтта Салли и битбоксера Кевина Олушола. Предыдущий участник группы Авриэль Каплан покинул группу в 2017 году.

Группа образовалась в 2011 году и тогда же выиграла третий сезон музыкального конкурса «The Sing-Off», получив 200 000$ и контракт с Sony Music. Когда Epic Records отказалась сотрудничать с Pentatonix, группа создала канал на YouTube и распространяла свою музыку через Madison Gate Records, небольшой независимый лейбл, принадлежащий Sony Music. С более 18 300 000 подписчиками и 4 750 177 634 просмотров их YouTube-канал стоит на 31 месте среди музыкальных каналов, и на 78 среди всех YouTube-каналов. Их видео «Daft Punk» набрало более 300 миллионов просмотров.

 «Citizen queen»

03.12.18  Scott Hoying в своём Инстаграмме выставил пост о том, что он вместе с продюссерами группы Pentatonix Ben Bram и Shams Ahmed создали новую группу, состоящую из 5-ти девушек.

Citizen Queen (иногда сокращенно CQ) - женская группа а капела,  соучредитель Бен Брэм, Шамс Ахмед и Скотт Хойинг. Группа состоит из 5 участниц - вокалисток: Меццо сопрано, Сопрано, Альто, битбоксер и бас (Ханна Мрозак, Кайла Шарве, Нина Энн Нельсон, Кора Изабель и Каеди Далли).

Первое выступление в живую  у группы было в туре у другой группы – Pentatonix. Они пели у них на разогреве.

Первый песня, которая была спета этой группой – это песня «Lost in Japan», которая набрала более 1 миллиона просмотров на данный момент.

Как отметил Скотт: «Это самые талантливые девушки, что я видел когда-либо».

«Хор Турецкого» 

Российский мужской музыкальный коллектив, основателем и лидером которого является заслуженный и народный артист России Михаил Турецкий. М.Турецкий в 1989 году создал и возглавил мужской хор.

Концепция коллектива — многоголосье, живой звук и интерактив со зрителями. Диапазон солистов  группы 4,5 октавы  (от– баса-профундо до– мужского сопрано). Репертуар коллектива— мировая классика, рок, опера, джаз, народная и популярная музыка. Артисты исполняют композиции более чем на десяти языках мира, в том числе, а капелла.

Состав: Михаил Турецкий -лирический тенор, Алекс Александров — драматический баритон, Евгений Кульмис — бас-профундо, Евгений Тулинов - драматический тенор, Михаил Кузнецов — мужское сопрано , Олег Бляхорчук — лирический тенор, Борис Горячев — лирический баритон, Игорь Зверев — высокий бас, (бас-кантанто), Константин Кабо — баритональный тенор, Вячеслав Фреш — контр-тенор, Павел Беркут — тенор, Ави Григорьян — баритоню.

    3.2.  Анализ голосов сегодня

Сравнивая таблицу № 1 «Традиционная классификация голосов» (смотреть в приложении),  таблицу № 2 «Современная классификация акапельных голосов», составленную автором работы, (смотреть в приложении) и таблицу № 3 «Примеры тесситуры  нестандартных современных голосов», составленную автором работы, (смотреть в приложении) напрашивается вывод:

 диапазон современного акапельного исполнителя на 1,5 больше чем в прежние времена. Это, прежде всего большой профессиональный исполнительский труд певца, который расширяет границы возможностей человеческого голоса. И как мы с вами понимаем, такое возможно не у всех, а только у профессионалов высокого класса.

1) Табл. №1+ видео-примеры тесситуры классических оперных голосов (https://www.youtube.com/watch?v=E1mrkV88IE0&ab_channel=%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%94%D1%83%D0%B4%D0%BA%D0%BE ) Анна Нетребко «Ария Джульеты» (Сопрано)

(https://www.youtube.com/watch?v=xmKUZeJB_Nw&ab_channel=frufruJ )

Дмитрий Хворостовский и Йонас Кауфманн «O SoleMio» (Баритон и тенор)

2) Знакомство (Табл. №2) с использованием видео-примеров тесситуры классических современных голосов (https://www.youtube.com/watch?v=elwTgpHlty0&ab_channel=PTXofficial )

Скотт Хоинг «Havana» (Баритон)

Знакомство (Табл. №3) с использованием видео-примеров тесситуры  нестандартных современных голосов.

(https://www.youtube.com/watch?v=768uJ5yZidQ&ab_channel=Pentatonix-Topic МитчГрасси «Take on me» (Контратенор);

(https://www.youtube.com/watch?v=afNkixUxwtA&ab_channel=CitizenQueen )

Kaedi Dalley и Cora Isabel (Женский бас и женский тенор)

Сейчас идёт интенсивное смешение жанров в профессиональной музыке – то, что мы слышим на примере сплава инструментальной и вокальной акапельной музыки или это ещё одна попытка (такие предпринимались и раньше) ввести в акапельное пение звучание музыкального инструмента, как внесение нового тембра с неограниченными возможностями, соревнование с голосом.

III. Заключение:

1. Акапельное пение переросло границы церковного пения и сейчас широко проникает во все сферы вокального искусства

2. Гипотеза подтвердилась, действительно, современный голос приравнивается сегодня музыкальному инструменту, чего не наблюдалось в Средневековье и в эпоху Возрождения.

3. Современное акапельное пение возможно только при  более высокой музыкальной подготовке и  способствует профессиональному росту, т.к. никакой музыкальный инструмент не помогает, не сопровождает  пение. Зачастую некоторые голоса в акапельном ансамбле  или хоре  исполняют роль аккомпанемента, что значительно сложнее, чем вести мелодическую линию, как это мы можем наблюдать во многих произведениях прошлого.

4.  Изменение традиционного понимания тембра. В современном акапельном вокальном искусстве певец может исполнять произведения не только в своей тесситуре, но и в непривычных для него диапазонах. Опытный исполнитель сегодня может исполнить и оперную арию, и джазовое произведение.

IV. Список используемых источников:

1. А капелла [Электронный ресурс] // а капелла [сайт] .[2020]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90_%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B0 (дата обращения: 14.12.2020).

2. Что такое акапелла [Электронный ресурс] // Что такое акапелла [сайт]. [2019]. URL: https://todayfin.ru/chto-takoe-akapella/(дата обращения: 9.10.2020).

3. Певческие голоса [Электронный ресурс] // Певческие голоса: [сайт].[2020]. URL: https://ru.googl-info.com/642315/1/pevcheskie-golosa.html  (дата обращения: 23.01.2021).

V. Приложения      

Приложение 1                                

Традиционная классификация голосов                     (табл.1) 

Женские

 голоса

Сопрано (высокий)

До I октавы – До III октавы (ля малой октавы – ми III октавы)

Колоратурное

Лирико-колоратурное

Лирическое

Лирико-драматическое

Драматическое

Меццо-сопрано (средний)

Ля малой октавы – ля II октавы (фа малой октавы – до III октавы)

Высокое (лирическое)

Низкое (драматическое)

Контральто (низкий)                                                                                                          Фа малой октавы – фа II октавы (ре малой октавы – ля II октавы)

Мужские

голоса

Тенор (высокий)

До малой октавы – до II октавы

(Ля большой октавы – ми II октавы)

Альтино

Лирический (digrazia)

Меццо-характерный (spinto)

Драматический (diforza)

Баритон (средний)

Ля большой октавы – ля I октавы

(Фа большой октавы – до II октавы)

Тенор-баритон

Лирический

Невротебический

Бас (низкий)

Ми большой октавы – ми I октавы

(До большой октавы – соль I октавы)

Высокий (cantanto)

Центральный

Низкий (profundo)

Современная классификация акапельных голосов                                                  составленная  Яковенко Арсением                                                  

                                                                                                                         (табл. 2)

Голоса

(Сравнимы

С классикой)

Сопрано

(Nina Ann Nelson)

Меццо-сопрано

(Kirstin Maldonado)

Альт

(Kaylah Sharve)

Тенор

(Kevin Olusola)

Баритон

(Scott Hoying)

Бас

(Avi Kaplan)

(Matt Sallee)

Обычный

диапозон

EЬ3-D6

B2-D6-BЬ7

 D3-G5

A1-F2-BЬ5

 A1-C2-C6

C1-C#5

G1-F5

Верхние ноты

 A5

 G#5

E5

 F#5

 F#5

 F#4

Нижние ноты

 А3

 F#3

F3

 G#2

 C#2

 F#1

Примеры тесситуры  нестандартных современных голосов                                          составленная Яковенко Арсением.

                                                                                               (Табл. №3)

Голоса

(не было раньше)

Контральто (Женский бас)

(KaediDalley)

Контртенор

(Mitch Grassi)

Бас-профундо

(Geoff Castellucci)

Женский тенор

(Cora Isabel)

Диапозон

G2-EЬ5

A2-A5

(A1-F2-B7)

C#1-A5

C3-C5

Высокие ноты

 А4

 А5

 В4

 С5

Низкие ноты

 G2

 А2

 Е1

 С3

Приложение 2

Анкетирование


Поделиться:

Чья проталина?

Если хочется пить...

Сказка об осеннем ветре

По морям вокруг Земли

Рисуем ветку берёзы сухой пастелью