Работа направлена на выявление роли средств музыкальной выразительности в развитии музыкальных образов в художественном фильме.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 830.64 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение 
гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Исследовательская работа по теме
«Трактовка музыкальных тем А.Рыбникова
в фильме «Сказка о звёздном мальчике»
Работу выполнил:
Митрохин Никита, ученик 7.4 класса
ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия»
Руководитель: Магарова Валентина Игоревна,
учитель музыки ГБОУ гимназии №73 «Ломоносовская гимназия»
Санкт-Петербург
2018 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Информация о фильме ……………………………………………….. 3
Глава 2. Музыкальный материал фильма ………………………………….....6
2.1. Подбор саундтреков ……………………………….………………..6
2.2. Составление музыкальной партитуры фильма ……………………7
2.3. Анализ звучания музыкальных тем ……………………..………...8
Выводы …………………………………………………………………………..12
Литература………………………………………………………………...……. 13
ВВЕДЕНИЕ.
Современные режиссёры фильмов часто обращаются к композиторам для создания музыки. Это не случайно, ведь музыка в кинофильме имеет большое значение. После выхода фильма, наиболее запоминающиеся темы начинают жить самостоятельной жизнью, тем самым привлекая внимание слушателей к первоисточнику. Но музыка создаётся не только для популяризации киношедевра, она играет одну из главных ролей, помогая ярче передать содержание фильма, подчеркнуть эмоциональное состояние и настроение героя. Поэтому она создаётся на основе литературного сценария, т.е. подчиняется сюжету.
Когда я просмотрел на уроке музыки фрагмент фильма «Сказка о звёздном мальчике», то обратил внимание на то, что без музыки действие фильма не произвело бы на меня такого сильного впечатления. Мне стало интересно, как композиторы, используя средства музыкальной выразительности, могут передать настроение и содержание кадров в фильме?
Цель работы: определить, как соотносится музыкальный фон фильма со зрительными образами фильма.
Задачи:
Методы исследования:
Объект исследования: музыка к фильму-сказке.
Предмет исследования: смысловое содержание музыкальных тем.
ГЛАВА 1. Информация о фильме
Для начала нам необходимо было собрать всю информацию о создателях этого фильма, особенно той, что касается музыкального оформления. Выяснилось, что интересующий нас фильм был создан в 1983 году.
Режиссёр: Леонид Алексеевич Нечаев (1939 – 2010)
Композитор: Рыбников Алексей Львович
Автор слов: Юрий Энтин, Уильям Блэйк [5]
Исполнитель: В.Игнатьева (закадровая вокальная партия «Сон, сон», «Ты руку другу протяни»), ансамбль «Гистрионы» (руководитель Феликс Иванов), Оркестр кинематографии СССР (дирижёр Мартин Нерсесян). [4]
Алексей Львович Рыбников родился 17 июля 1945 года в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе для одаренных детей. В 1967 году с отличием окончил Московскую консерваторию имени П.И.Чайковского (по классу композиции), где его наставником был Арам Хачатурян. Затем, в 1967-1969 годах, Алексей Рыбников учился в аспирантуре консерватории, а до 1975 года преподавал там же на кафедре композиции. В 1962-72 годах им созданы симфонические и камерные произведения, в том числе 2 симфонии, 3 инструментальных концерта, 3 сонаты для фортепиано, романсы… С 1968 года композитор с успехом работал для кино. В первой половине 1973 года были проданы сотни тысяч его пластинок с музыкой к фильму «Большое космическое путешествие». За тридцать лет Алексей Рыбников написал музыку более чем к ста кинофильмам, среди них — «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Звездный мальчик».
Ю́рий Серге́евич Э́нтин родился 21 августа 1935 года в Москве. Советский и российский поэт, драматург, поэт-песенник, сценарист. Широко известен в России и СНГ благодаря песням из кино-, теле- и мультипликационных фильмов.
Уильям Блейк (англ. William Blake; 28 ноября 1757, Лондон — 12 августа 1827, Лондон) — английский поэт, художник и гравёр. Почти непризнанный при жизни, Блейк в настоящее время считается важной фигурой в истории поэзии и изобразительного искусства романтической эпохи.
Валенти́на Васи́льевна Игна́тьева (род. 15 января 1949, Калинин, РСФСР, СССР) — советская и российская актриса театра и кино, певица, режиссёр, театральный педагог. Лауреат VI Всесоюзного конкурса артистов эстрады (Ленинград, 1979), VII Международного фестиваля молодёжной песни «Красная гвоздика» (Сочи, 1979), IV Международного фестиваля актёрской песни имени Андрея Миронова (Москва, 1995). Доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений театрально-режиссёрского факультета Московского государственного института культуры (с 2002), педагог по режиссуре и актёрскому мастерству Института современного искусства (кафедра режиссуры шоу-программ; с 2007).
На одном из сайтов нашлась информация о том, что песня А.Рыбникова «Ты руку другу протяни» уже звучала в детском фильме «Без трёх минут ровно» (1972 год) [1] (текст песни см. Приложение 1).
«Сказка о Звёздном мальчике» — двухсерийный телевизионный фильм-сказка, снятый по мотивам двух сказок из сборника Оскара Уайльда «Гранатовый домик» — «Мальчик-звезда» (1891) и «День рождения Инфанты» (1888). Однако в сюжет, в отличие от первоисточника, добавлены научно-фантастические элементы и полностью исключена магия.
1 серия
Инопланетные создания далекой галактики. Они давно прекратили испытывать какие-либо чувства и эмоции. Они обнаруживают воздействие которое оказывает с планета земля и начинает разрушать бесчувственный мир, созданный чуждым умом дальней вселенной. Чтобы понять суть и причину такого действия на загадочную планету засылается идеальное существо с холодным разумом и сердцем, они смогут объяснить, почему эта сила так тревожит жителей безразличной ко всему космической системы. Егерь до сих пор наблюдающий за небесами замечает след падающей звезды и пробирается к месту её падения и находит там красивого малыша, завернутого в расшитый звездами плащ и Охотник забирает младенца с собой для воспитания.
Проходит 10 лет, инопланетная мать не может забыть о сыне и продолжает разыскивать его. Она отчаивается, но все же продолжает поиски. Ей движут материнские чувства. Она превращается из прекрасной женщины в оборванную нищенку.
За это время космический юнец вырастает и превращается в статного молодца, очень самоуверенного и заносчивого парня. Но у него перед глазами стоит пророчество гадалки что предсказала встречу с матерью, и что он появился на свет под другими светилами. Его матушка разыскивает свое дитя во всех мирах.
Встретив маму, звездный мальчик сильно разочарован в том, то мать обычная побирушка. Подросток оскорбляет маму, и отрекается от нее, прогнав, и уходит из села, где вырос.
Юноша идет на поиски матери, рисуя в мечтах образ женщины божественной красоты [2].
2 серия.
Серия начинается с того что звездный мальчик пробирается через заросли леса. Убегая от волков, он падает со скалы. Его подбирает и вылечивает карлик. Маленький друг вырос без родителей далеко от человечества в глухом лесу. Он рассказывает своему попутчику трудностям жизни без материнской любви и опеки. Задумавшись над его словами, галактическое дитя меняет отношение к жизни и бросается на розыск нищенки, оказывается его настоящей матерью. Лесное эхо рассказала ребятам про день рождения принцессы. Дети отправляются в замок.
На празднике во время боя быков карлик показал акробатический номер из-за чего его полюбили, затем звездный мальчик побеждает быка, тем самым привлекает внимание принцессы. Карлик, гуляя по замку находит зеркало. Смотрясь в него, он понимает, что все смеялись над ним из-за его внешности. От этого его сердце разбивается, и он теряет сознание.
В это время звездный мальчик находит нищенку, но она убегает от него. Карлика забирает прислуга. Принцесса предлагает Звезде стать её кавалером, но мальчик отказывается, говоря, что у него есть сердце. Принцесса приказывает посадить его родителей в тюрьму, но ей сказали, что у него нет родителей. Тогда мальчик, возразив, сказал, что у него есть мама с кулоном на шее. Принцесса приказывает проследить за ним, чтобы он их отвел к своей матери.
В это время мама звездного мальчика вылечивает сердце карлика. И оказалось, что на другой планете самое популярное желание детей – быть карликами.
Мать звездного мальчика понимает, что зря она от него прячется и возвращается в замок. Егерь находит звездного мальчика и забирает его с собой в замок, где на площади они встречаются с матерью. Фильм заканчивается на счастливой ноте, что семья воссоединилась [2].
Глава 2. Музыкальный материал фильма
2.1. Подбор саундтреков
Сочиняя музыку к фильму, композиторы дают названия каждому саундтреку. Саундтрек – это музыкальное оформление какого-либо произведения, состоящее как из инструментальных композиций, написанных композитором(ами) специально для самого произведения (SCORE), так и из различных песен, прозвучавших в произведении (OST). Причем, песни могут существовать как независимо от самого произведения, так и могут быть написаны специально для него [3].
Мы поставили задачу найти как можно больше названий саундтреков из этого фильма. Для этого мы воспользовались поиском в сети интернет. Официальных саундтреков было найдено не так много. 
На было найдено 4 саундтрека: «Встреча», «Народный праздник», «Тема детей», «Каток»[1].
На сайте «Песни из советских кинофильмов и мультфильмов» [2] были представлены видеофрагменты фильма с музыкой. Их названия: «Колыбельная (Сон, сон)», «Тема матери», «Музыка в конце фильма (Встреча)», «Зимний праздник», «На катке», «Тема детей», «Ты руку другу протяни».
Сайт «MusoFond»[3] включил треки «Народный праздник», «Встреча», «Каток», «Тема детей».
Таким образом, основными саундтреками являются:
Также встречаются саундтреки: «Колыбельная», «Ты руку другу протяни».
Почему композитор выделил первые четыре темы? Какую смысловую нагрузку они несут? На эти вопросы мы постараемся ответить, проследив частоту звучания их в фильме и соотнеся со зрительными образами.
2.2. Составление музыкальной партитуры фильма
Для определения частоты звучания данных музыкальных тем, после их прослушивания и запоминания, была составлена музыкальная партитура фильма.
1 серия
2 серия
Мы видим, что чаще всего повторяется тема «Встреча» и «Сон, сон». Для определения смысловой нагрузки необходимо провести анализ данных музыкальных фрагментов с точки зрения средств музыкальной выразительности.
2.3. Анализ звучания музыкальных тем
Все полученные данные занесены в таблицу.
тема | средства выразительности | содержание сцены |
Встреча 1 | Оригинал темы. Мелодия – соло скрипки, аккомпанемент – электрогитара (ритм-гитара+ударные). Мелодия плавная, с поступенным движением, нисходящими оборотами, движется по возрастанию (исполняет соло скрипки, передаёт пустоту или стон матери). | Титры |
Встреча 2 | Мелодия – соло скрипки, аккомпанемент – электрогитара (ритм-гитара + ударные). Мелодия обрывается и создаётся ощущение незаконченности. | Инопланетянин размышляет о чувствах людей |
Колыбельная «Сон, сон 1» | Оригинал темы. Мелодия – голос, аккомпанемент-гитара. Мелодия плавная, спокойная, умиротворённая. В кульминации голос затихает, и мы слышим флейту, которая заканчивает произведения. | Дети наряжают ёлку, мальчика укладывают в колыбель |
Встреча 3 | Пустота звучания, отрешённость. Инструментальная версия-соло голосом, аккомпанемент – челеста (ели слышна скрипка, ближе к концу скрипка становиться в разы громче). Мелодия плавная, возрастающая. Кульминация-тянущая нота, но она становится сильнее, чувствуется мощь этой ноты. | Мать идёт по пустыни, снегу, горам. За это время мальчик растёт. |
Сон, сон 2 | Инструментальная версия песни. Соло скрипки, аккомпанемент-гитара. Мелодия плавная, успокаивающая, чувствуется душа этой мелодии. Угасает к концу. | Разговор инопланетян о ребёнке, мечтающим нарисовать созвездие |
Народный праздник 1 | Оригинальная тема. Темп быстрый. Мелодию исполняют скрипки, аккомпанемент – бандура, гитара. Далее тему исполняют различные инструменты: флейта, гобой, клавесин, бубен. | Зимние забавы детей |
Каток | Мелодия – соло скрипки (хотя первые секунды играло фортепьяно), аккомпанемент-фортепиано. Тема жесткая, режущая, стеклянная из-за скрипки. | Дети танцуют на катке. |
Народный праздник 2 | Инструментальная версия-соло скрипка, аккомпанемент – гитара, звуки ксилофона. | |
Ты руку другу протяни 1 | Песня со словами | Актёры подбирает мать и приглашают её в кибитку |
Тема детей 1 | Задорная, лёгкая, отрывистая. Мелодия – скрипки и флейты, аккомпанемент – электрогитара. В середине – челеста. | Дети играют на природе в «жмурки», мальчик рисует картину |
Испанская тема 1 | Звучит фоном, акустическая гитара. | Актёры отдыхают, мужчина играет на гитаре, цыганка гадает. |
Сон, сон 3 | Инструментальная версия, пасторальный характер (пан-флейта). | Дети убирают сено на природе |
Встреча 4 | Мелодия – соло скрипки, аккомпанемент – электрогитара (ритм-гитара + ударные). Мелодия плавная, с поступенным движением, нисходящими оборотами, движется по возрастанию. Зависающая нота, передающая растерянность Звезды, затем спускается вниз. | Дети, егерь, мать бегут к Звезде. Встреча матери и Звезды |
Встреча 5 | Оригинал темы. | Титры |
2 серия
Встреча 6 | Видоизменённая тема. Соло скрипки еле слышно, тревожный ритм исполняют скрипки и электрогитара. Отсутствует «одиночный» мотив | Главный герой убегает от волков |
Тема детей 2 | Видоизменённая тема. Соло флейты переходящие в соло скрипок. Аккомпанемент голоса. Конец оборвался | Дети идут в замок |
Сон, сон 4 | Инструментальная версия. Пан-флейта и гитара акустическая. Привносит народный колорит (занятия обычных людей; усиление контраста: праздник вельмож – что в это время делают обычные люди). Камерное звучание. Образ матери. | Дети готовятся ко сну |
Бой быков | Мощная торжественная тема, которую исполняют группа медных инструментов. Соло тромбона, трубы, тубы, валторны. Аккомпанемент кастаньеты, труба, туба. | Тореадоры сражаются с быками |
Встреча 7 | Оригинал темы. | Мать убегает от сына |
Колокольчики Инфанты | Легкая звонкая. Соло челесты, аккомпанемент колокольчиков. | Принцесса входит в комнату к карлику |
Испанская тема | Мелодия соло аккордеона и скрипок, аккомпанемент – бубен, тамбурин. | Цыганка танцует |
Ты руку другу протяни 2 | Инструментальная версия, но звучать она стала лучше. Мелодия – соло гитары, аккомпанемент – ритм-гитара | Звезда идет в замок |
Встреча 8 | Мелодия – соло скрипки, аккомпанемент – электрогитара (ритм-гитара + ударные). Мелодия плавная, возрастающая, но она неполная, из-за этого создается ощущение незаконченности. | Мать ищет сына |
Встреча 9 | Оригинал темы. Повторяется 2 раза | Титры |
Из таблицы видно, что чаще всего проходит тема «Встреча» (9 раз), но она практически не изменяется. Она появляется тогда, когда на экране есть образ матери, на титрах и в начале второй серии, когда Звезда идёт через лес.
Мы слышим, что мелодия плавная, соло у скрипки, аккомпанемент – электрогитара. Первое изменение темы мы встречаем, когда на экране мать ищет сына. Здесь присутствует пустота звучания и отрешённость. Мелодия исполняется вокализом с минимальным сопровождением.
В конце 1 серии эта тема вновь звучит во время сцены первой встречи матери и Звезды. И здесь А.Рыбников включает в кульминацию «зависающий» звук, переходящий в нисходящее движение. Этот нисходящий оборот показывает нам разочарование и растерянность сына.
Следующая тема «Сон, сон» при повторе изменяется всегда. Всё зависит от обстановки. Так, первый раз – это характер колыбельной, поэтому здесь есть слова песни и звучат голоса, на экране – образы детей. Третий раз тема звучит в инструментальной версии во время игры детей. Это и есть «Тема детей», которую мы встречали на сайтах. Четвёртый раз – в инструментальной версии тема носит пасторальный характер. Деревенский мотив возникает из-за звучания блок-флейты. На кадрах – дети, занимающиеся уборкой сена.
Во второй серии вновь мы слышим эту мелодию в инструментальной версии, когда мать прислуживает на кухне. Здесь мы видим обычных людей за чёрной работой, поэтому простоту звучанию и народный колорит мелодии придаёт пан-флейта. Акустическая гитара подчёркивает камерность и уединённость матери. На экране также присутствуют дети.
Два раза в фильм появляется песня «Ты руку другу протяни». Первый раз, когда странствующие артисты подбирают мать Звезды. Второй раз, в инструментальной версии, эта песня звучит, когда егерь идёт к замку, чтобы помочь мальчику.
«Испанская тема» первый раз звучит фоном в сцене гадания, а второй раз – это уже бой быков. Первый раз – акустическое звучание, второй – медные трубы, придающие воинственность.
Остальные темы звучат по одному разу.
ВЫВОДЫ.
Алексей Рыбников на первое место выдвигает тему «Встреча», делая её главным саундтреком. Это имеет большой смысл, т.к. весь сюжет строится на разлуки матери с сыном и её стремление воссоединиться.
Первая их встреча носит трагический поворот, мы испытаем недоумение и разочарование в герое, поскольку Звезда прогоняет свою мать. Вторая встреча происходит после духовного «перерождения» Звезды. Здесь тема звучит в исходном варианте.
Мы видим, что саундтрек «Встреча» ещё называют «Тема матери». Это не случайно, так как она появляется тогда, когда на экране присутствует образ матери. Эта тема практически не меняется.
Второй главный саундтрек – тема детей. В зависимости от обстановки в кадре, тема изменяется от плавной, медленной, сродни колыбельной (иногда со словами) до подвижной, игривой, задорной. Эта тема появляется всегда, когда на экране есть дети.
Анализируя средства музыкальной выразительности, можно сказать, что Алексей Рыбников для изменения колорита тема и подстраивая их под ситуацию на экране, широко применяет смену тембров голосов, используя различные инструменты. Он экспериментирует со звучанием: одновременно могут звучать и электрогитары и классическая челеста, а также пан-флейта, блок-флейта, флейта, аккордеон и инструменты симфонического оркестра.
Кроме инструментов А.Рыбников изменяет при повторе темпы: иногда быстрые, иногда медленные, в зависимости от происходящего на экране. А также включает инструментальные версии песен.
ЛИТЕРАТУРА:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Песня «Ты руку другу протяни» из к/ф «Сказка о звёздном мальчике»
Муз. А.Рыбникова
Сл. Ю.Энтин
Исполнитель: В.Игнатьева
Не спи, когда друзьям не спится
В тревожной мгле, в тревожной мгле
Не спи! – С крылом подбитым птица
Летит к земле, к земле.
Ты руку другу протяни,
Пусть ветер зло толкает в грудь.
Свои сомненья прогони
И в этот час себя забудь
Не спи когда стучится горе
В далекий дом, в далекий дом.
Не спи, давай с бедою споря
В тот дом войдем. Войдем!
Ты руку другу протяни,
Пусть ветер зло толкает в грудь.
Свои сомненья прогони
И в этот час себя забудь.

Астрономический календарь. Май, 2019

Астрономический календарь. Октябрь, 2018

Алые паруса

Отчего синичка развеселилась

Нарисуем попугая цветными карандашами