Целью исследования является изучение способов приёма передачи и обмена информацией посредством виртуального общения. Основной задачей, которая была поставлена перед исследованием было изучение и сравнение программного обеспечения для интернет - общения и степень их популярности среди школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
issled_rabota.docx | 35.33 КБ |
diagrammy.docx | 38.55 КБ |
Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №66
Московского района Г. Казани
Секция: информатика
Исследовательская работа
Территория свободного общения
Магсумов Инсаф 8Б класс,
школа№66
Научный руководитель: учитель информатики 1кв. кат Магсумова Э.Н
Казань 2010
Введение.....................................................................................................3
Глава 1. Формы общения в сети и пути реализации……………….....5
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1. .Методика проведения исследования …………………...11
2.2. Обработка данных и интерпретация результатов..........12
Заключение ...............................................................................................14
Список литературы...................................................................................15
Приложение
Введение
Человеческое общество эволюционировало от первобытной общины до информационного общества. Вместе со способом организации изменялись орудия, техника. Таким образом, появление компьютерных технологий явилось объективным закономерным следствием развития науки. Сначала компьютер предназначался исключительно для ускорения вычислений, решая узкий круг задач, но уже через 10-20 лет он стал необходимым условием для осуществления многих видов деятельности. Скорость обработки и передачи данных, легкость освоения и использования позволили применить компьютер для общения. Телефон, телеграф, почта казалось, полностью удовлетворяли потребность в общении, но они не обладали такой скоростью, простотой и удобством как Интернет. Т.е. человечество не испытывало острой потребности в новом средстве связи, но оно появилось, независимо от чьей-либо воли, как случайное изобретение, и быстро обрело популярность. У людей есть выбор: они могут использовать традиционные средства связи, но при этом они не достигнут высоких результатов или же потратят гораздо больше времени.
Я считаю, что тема моей исследовательской работы актуальна, так как за последние годы Интернет превратился для многих его пользователей не только в кладезь различной информации, но и в одно из популярных средств общения с людьми. В Интернете существует масса программ для того, чтобы осуществлять обмен информацией между двумя и более пользователями в режиме реального времени, чтобы общаться – обмениваться текстовыми сообщениями в сети. Сегодня существует огромное количество программ для осуществления этих задач, а также разнообразных альтернативных приложений для персональных компьютеров и для мобильных телефонов и смартфонов.
Целью моего исследования является изучение способов приёма передачи и обмена информацией посредством виртуального общения. Основной задачей, которая была поставлена перед исследованием было изучение и сравнение программного обеспечения для интернет - общения и степень их популярности среди школьников.
Объектом нашего исследования стали учащиеся школы №66 Московского района города Казани.
Глава1. Формы общения в сети и пути их реализации
Мы рассмотрим самые лучшие и популярные программы для общения через Интернет. Для тех, кто не знает, что это такое пару слов: это программы, которые помогают вам различными способами общаться с собеседником, сидящим за другим компьютером. Способы могут быть от простой переписки при помощи текстовых мгновенных сообщений, до видеозвонков. В большинстве программ есть возможность отправлять смс сообщения на мобильные телефоны.
Существует великое множество программ для общения в сети Интернет (см. приложение №1)
Но описать их всех вряд ли удастся, поэтому я расскажу о наиболее популярных.
Можно выделить 3 режима общения
В настоящее время программы могут сочетать все три этих режима. Существует множество способов приёма передачи и обмена информацией.
Электронная почта
Самый простой и доступный способ общения в сети - это электронная почта (см. приложение №2). Первое электронное письмо было получено ещё в далёком 1971 году. Но, не смотря на такой почтенный возраст, данная система до сих пор занимает достойное место в буднях жителя Сети. Она позволяет комфортно общаться между собой лишь двум лицам. Вы сможете прочитать текст письма, посмотреть приложенные к письму картинки или другие файлы, и, конечно же, ответить отправителю. При чем письмо доставляется до получателя за считанные секунды. Электронная почта, в основном, служит для личной и деловой переписки.
Интернет – пейджеры
ICQ
На сегодняшний день - это самый распространенный способ общения в Сети. Самая популярная программа подобного типа – ICQ, общение один на один.. Аббревиатура «ICQ» никак не расшифровывается, она фонетически созвучна английской фразе «I seek you» (я ищу тебя). В русском компьютерном сленге ICQ называют «аськой».
Mail.ru Agent
Эта программа является официальным месенджером самого популярного российского почтового сервиса mail.ru. Пользоваться данной программой могут только зарегистрированные пользователи названного сайта. Хотя вообще-то это не проблема, так как регистрация там бесплатна.
Популярность программы обеспечивается популярностью почтового сервиса. Все пользователи, использующие программу, понимают русский язык. Так же агент обладает отличным поиском собеседников Что до функциональности программы – то помимо стандартного обмена сообщениями присутствует возможность голосовой связи и реализованная в последней версии возможность видеозвонков. Довольно интересным решением стали мульты – такие маленькие флеш-мультики, которые выражают какие-то эмоции наподобие смайликов, но более красочно. Да и в целом агент является одной из самых красочных прогамм для общения в Интернете.
Так как программа связана с сервисом мейл.ру – то существует возможность оповещения вас о новых письмах и входа в ящик сразу из окна программы без ввода пароля.
Хотя программа имеет много достоинств – она не лишена и недостатков. Главный недостаток – это скорость работы и заглюченность сервера, из-за чего и происходят постоянные сбои. Также очень проблематичным и напрягающим будет являться общение при медленном подключении к Интернет.
Miranda
Это многофункциональный клиент, поддерживающий все популярные протоколы. Значительно расширяется при помощи плагинов, благодаря открытому исходному коду. Из-за этого обладает неограниченным потенциалом в расширении.
Миранда обладает довольно значительной защищенностью, как от хакеров, так и от спама и флуда. Как для программы для общения в Интернете Miranda имеет очень малый размер и потребляет небольшое количество системных ресурсов.
Единственное, что может понравиться не каждому: для обеспечения достаточной функциональности эту программу нужно настраивать под себя, в отличие от того же QIP, который идёт уже собранным. Хотя и для таких людей найдётся решение – готовые сборки программы. Поэтому неопытным пользователям
QIP
QIP - это месенджер, который лишен всех недостатков предыдущего, являясь быстрой и компактной программкой. QIP поддерживает огромное количество языков, можно установить дополнительные пакеты смайликов. Многие пользователи любят QIP за возможность общаться сразу из двух номерков. Достаточно лишь запустить вторую копию программы. Существует также мобильная версия QIP для смартфонов.
Конечно, QIP не лишен недостатков. Для комфортной работы вам придётся пользоваться последней версией программы, существует лимит подключений. Но всё это мелочи, по сравнению со значительным функционалом программы (см. приложение №3).
Конференции
В 1976 году появилась программа USEnet (сетевые новости). Usenet - это такая распределенная система обмена электронными сообщениями, которая позволяет общаться группе из 5-6 человек, а информация, полученная в ходе дискуссии легко доступна не только этим людям.
Web-конференции (форумы)
Следующим этапом эволюции конференций стали вэб форумы. Всё дело в том, что марте 1990 был предложен протокол HTTP (Протокол Передачи Гипертекста), как механизм для доступа к документам в Интернете и облегчения навигации по средством гиперссылок. Форумы являются на данном этапе наиболее прогрессивной и удобной формой для общения группы людей.
IRC (чат)
Всем хороши e-mail и конференции. Другими словами Вам надо срочно надо с кем-нибудь поговорить, причём нужно чтобы беседа была в режиме реального времени. Решением это проблемы стал IRC.
Это протокол, позволяющий пользователям общаться друг с другом в реальном времени посредством набора слов на клавиатуре (chat). IRC была написана в 1988 году. С IRC сейчас работают тысячи пользователей Интернет по всему миру. IRC может служить как и для развлечения, так и для вполне серьезных дел: помощи и консультации в работе, передачи информации и т.п.
Web-chat
Web-chat - программа для общения людей в реальнои времени. Представляет собой обычный сайт, на котором реализован механизм обмена текстовыми сообщениями между посетителями этого сайта в данный момент времени. То есть пользователь заходит на сайт, регистрируется там под каким-либо прозвищем (nickname) и может пообщаться с людьми, которые в это же время находятся в данном чате. Предназначены чаты в основном для развлечения. Существуют популярные ресурсы, разговор в которых не прекращается круглосуточно (см. приложение№4).
MUDs
В качестве отдельной формы общения в Интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от "multi-user dimension" – ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве), которое близко к коммуникации в чате тем, что происходит в on-line режиме, но отличается от него присутствием цели – стремлением выиграть.
Блог
Блог – «сетевой журнал событий», напоминающий по содержанию личный дневник, вебсайт, основное составляющее которого — это регулярно добавляемые записи, статьи или иные формы данных, содержащий информацию организованную в хронологическом порядке, наполняемый заметками (постами, записями) автором или группой авторов. Характерными для блогов являются короткие записи временной значимости.
Социальные сети
Начало социальным сетям в Рунете положил проект odnoklassniki.ru. В качестве объединяющего фактора, позволяющего отследить связь между людьми, было принято место учебы пользователя. Зарегистрированный в 2002 году сайт набрал популярность только через пять лет. На сегодняшний момент, по информации odnoklassniki.ru, в системе зарегистрировано 11 миллионов пользователей.
В качестве второй ступени развития или, как сейчас популярно говорить, «социальной сети 2.0» представлен проект vkontakte.ru. Простое и запоминающееся доменное имя было зарегистрировано недавно, в октябре 2006 года. Тем не менее практически за полтора года число зарегистрированных пользователей ресурса перевалило за семь миллионов (см. приложение №5)
Интернет-телефония
На сколько бы ни была хороша программа для текстового обмена информацией, всё равно она проигрывает голосовому обмену, ведь самый привычный способ общения для нас это речь. Сейчас всё большую популярность набирает программа Skype.
Skype (Скайп) - это программа, которая делает возможным общение между людьми независимо от того, в какой стране они находятся (см. приложение №6). Компания Skype Limited разработала эту программу, чтобы вы всегда могли поддерживать связь с вашими близкими, друзьями и сослуживцами. Вы можете:
При этом ваши звонки не ограничены пространством сети интернет: у вас есть возможность звонить как на мобильные, так и на стационарные телефоны, а также отправлять смс-сообщения. Если у вас есть номер SkypeIn, вы можете принимать звонки с любых телефонов. Не смотря на то, что звонки и сообщения на стационарные и сотовые телефоны являются платными (не пугайтесь, цена эта вполне приемлема), Sкype все равно остается одним из самых удобных средств связи. Только представьте себе: звонки внутри Skype абсолютно бесплатны. Skype наиболее эффективная программа в сравнении со всеми другими подобными (см приложение №7).
Глава 2. Экспериментальная часть
2.1.Методика проведения исследования
Испытуемые: учащиеся 2-10 классов школы №66
Материалы и оборудование: бланки анкет (см. приложение №8), текстовый редактор Word, Microsoft Excel.
В ходе проведенного мною исследования компьютерного общения я опросил учащихся нашей школы co 2 по 10 класс. Выборка же составила 149 человек. Мною была составлена анкета, состоящая из 14 вопросов, эти вопрос можно разделить условно на три группы: форма общения, частота общения, характер общения. Учащиеся отвечали на неё анонимно, только прописывали класс. Первый вопрос анкеты (есть ли у вас интернет?) показал, что у 71,4% учащихся 2 класса нет подключения к сети. Второй вопрос анкет (общаетесь ли вы с помощью сети?) показал, что 100% учащихся 3 класса у кого есть интернет не используют его ради общения. Таким образом, из дальнейшего исследования выбыли учащиеся 2 и 3 классов. Исследование проводилось среди учащихся 4-10 классов, у которых есть в наличие интернет. Выборка составила 115 человек.
2.2. Обработка данных и интерпретация результатов
Все анкеты были обработаны вручную и её результаты занесены в таблицу для каждого класса отдельно (см.приложение №9). С помощью программы Microsoft Excel были подсчитаны общие результаты по школе.
Проанализировав диаграммы (см.приложение №10), построенные по данным опроса можно сделать определённые выводы.
На сегодняшний день все учащиеся у кого есть доступ к интернету используют его для общения. Исключения лишь учащиеся 5 класса. Однако просматривая дельнейшие результаты опроса именно 5 класс на 100% описывают характер использования интернета как общение ради самого общения. Возможно некоторое не понимание самого вопроса.
Как показал опрос, учащиеся нашей школы используют интернет ради общения, причём 9 класс на 100%, а по учёбе в большей степени используют 7 класс – 32,2%. Что касается стажа: самый минимальный - неделя (8 класс), максимальный - 5лет (6класс).
О частоте общения можно сказать, что большинство учащихся общаются в сети практически каждый день, особенно 5,7,8,9,10 классы, младшие школьники реже.
Теперь посмотрим какими социальными сетями пользуются школьники.
Результат шестого и седьмого вопрос анкеты показал, что 78,1% учащихся школы зарегистрированы вконтакте, 12,8% - в одноклассниках. Явно видно, что социальная сеть в контакте пользуется популярностью. Следует отметить, что используют сеть вконтакте более 50% учащихся в каждой параллели, а 8 класс - 100%.
Электронную почту используют в большинстве учащиеся 9 класса, в остальных классах используют этот услугу менее 50% учащихся. На сегодняшний день данная услуга считается устаревшей. Не вызывает доверия у школьников и интернет-пейджеры их используют 29,6% учащихся нашей школы.
Определённой популярностью обладает интернет телефония, реализующая с помощью программы skype. Его используют учащиеся старших классов, в меньшей степени младшие школьники. По школе используют 55,8%. Из всех классов данный вид общения предпочитают 8, 10, 7, 9 классы по убыванию.
Многие общаются друг с другом через сетевые игры. В своём общении их используют в основном школьники 4,5,6,7,8 классов. Следует отметить высокий процент у четвероклассников, он составляет 87, 5% опрошенных. Учащиеся 9, 10 классов наверно уже выросли и просто не играют, их показатель общения через сетевые игры составляет 35,3% и 42,8% соответственно. Но по школе сетевые игры как средство общения предпочитают 66,9% учащихся.
Форумы и чаты не пользуются особой популярностью, в них участвуют 40,6% школьников от общего числа опрошенных. Однако лидером использования чатов и форумов является 9 класс, 76,6% учащихся пользуются данными формами общения.
Каким же средством общения нынешние школьники пользуются чаще всего, нужно было выбрать только одно. Оказалось, что лидером стала социальная сеть вконтакте – 66,2%, далее 22,4% - скайп , 11,3% - интернет пейджеры.
Заключение
В ходе данного исследования было выявлено, что учащиеся нашей школы используют интернет не только для поиска информации, но и для общения с друзьями. Учащиеся средних и старших классов используют для общения разнообразные формы и средства, отдавая предпочтения отдельным программам, таким как skype, mail - агент и социальная сеть вконтакте, а так же сетевым играм.
Другие формы и средства общения имеют место быть, но не пользуются большой популярностью среди наших учеников. Малыши либо вообще не имеют доступа к интернету, либо не так часто используют его для общения.
Конечно, общение в сети интернет не должно стать панацеей. Просто раскрывая возможности интернет общения, сравнивая и составляя рейтинг популярных программ я хотел, что бы каждый смог шагнуть в мир развивающихся компьютерных технологий и использовать их с максимальной пользой. В данной исследовательской работе я не рассматривал психологические аспекты общения в интернете, однако последний вопрос анкеты показал, что не смотря на всё разнообразие средств общения в сети большинство школьников предпочитают реальное общение виртуальному.
Список литературы
http://olimpiada-school116.narod.ru
Леонтьев В.П «Новейшая энциклопедия персонального компьютера» М;2008
Приложение №10
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
В Китае испытали "автобус будущего"
Филимоновская игрушка
Бабочка
Щелкунчик
Две лягушки