• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Возможности использования операционной системы Linux в школе

Опубликовано Юхно Анастасия Николаевна вкл 02.09.2013 - 17:19
Юхно Анастасия Николаевна
Автор: 
Шатько Оксана

 

В последнее время остро встал вопрос легальности программного обеспечения в отечественных школах. Одним из выходов в сложившейся ситуации является использование свободного программного обеспечения, распространяемого по лицензии GNU GPL и схожих с нею. Поэтому считаю выбранную тему актуальной.

В скором будущем планируется перевести все школы на использование свободного программного обеспечения, т. е.  установить новые операционные системы.

 

Цель моей работы: изучить возможности использования операционной системы Linux в школе при изучении информатики и доказать, что данная ОС является полноценной альтернативой Windows.

Новизна работы заключается в исследовании возможностей адаптации учащихся средней школы к работе в ОС Linux.

Особое внимание на ОС Windows я заострять не буду, так как   практически любой, кто пользуется компьютером, наверняка использует в   качестве своей настольной операционной системы Windows. А вот с ОС Linux   знакомы не все, поэтому я рассмотрю эту ОС поближе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·         Рассмотреть ОС Linux как ОС для работы на школьных ПК;

·         Выделить плюсы и минусы использования ОС Linux с точки зрения образовательного процесса в школе;

·         Дать возможность учащимся поработать в ОС Linux;

·         Провести анкетирование учащихся.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs1.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс исследовательских работ

Малой академии наук школьников

Научно – образовательного центра СГПИ

Тема исследования:

 Выполнила:

 Ученица 9 «В» класса

 МОУ СОШ № 7

                                                              Шатько Оксана

 Научный руководитель:

                                                         Юхно А. Н.

       Учитель Информатики

                                                              МОУ СОШ № 7


Содержание

  1. Введение ………………………………………………………………стр. 3
  2. ОС Linux ………………………………………………………………стр. 5
  3. Плюсы и минусы использования ОС Linux с точки зрения образовательного процесса в школе …………………………………стр. 7
  4. Заключение ……………………………………………………………стр. 10
  5. Список литературы …………………………………………………...стр. 11
  6. Приложение 1 …………………………………………………………стр. 12
  7. Приложение 2 …………………………………………………………стр. 14

Введение

В последнее время остро встал вопрос легальности программного обеспечения в отечественных школах. Одним из выходов в сложившейся ситуации является использование свободного программного обеспечения, распространяемого по лицензии GNU GPL и схожих с нею. Поэтому считаю выбранную тему актуальной.

В скором будущем планируется перевести все школы на использование свободного программного обеспечения, т. е.  установить новые операционные системы.

Операционная система – комплекс взаимосвязанных системных программ, назначение которых - организовывать взаимодействие пользователя с  компьютером и выполнение всех других программ.

Операционная система выполняет роль связующего звена между аппаратурой компьютера и выполняемыми программами, а также пользователем.

Наибольшей популярностью в мире пользуются операционные системы фирмы  Microsoft. Их доля составляет 95% среди всех операционных систем.

Наиболее устойчивые системы этой фирмы основаны на технологии NT (Windows NT/2k/XP). В последние шесть лет возрастает популярность операционной   системы под названием Linux.

Все перечисленные операционные системы являются  многопользовательскими многозадачными. В них широко развита поддержка

сети, защита данных и множество других одинаковых функций. В результате

этого у них совпадают области интересов относительно потребителя, что и

послужило основой конфликта разгоревшегося как  между поклонниками ОС, так и между их создателями.

Цель моей работы: изучить возможности использования операционной системы Linux в школе при изучении информатики и доказать, что данная ОС является полноценной альтернативой Windows. 

Новизна работы заключается в исследовании возможностей адаптации учащихся средней школы к работе в ОС Linux.

Особое внимание на ОС Windows я заострять не буду, так как   практически любой, кто пользуется компьютером, наверняка использует в   качестве своей настольной операционной системы Windows. А вот с ОС Linux   знакомы не все, поэтому я рассмотрю эту ОС поближе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть ОС Linux как ОС для работы на школьных ПК;
  • Выделить плюсы и минусы использования ОС Linux с точки зрения образовательного процесса в школе;
  • Дать возможность учащимся поработать в ОС Linux;
  • Провести анкетирование учащихся.

Основная часть:

ОС Linux

Свободное программное обеспечение не сводится к одной только операционной системе Linux, но именно Linux считается флагманом мира истинно свободных программ. Linux представляет собой результат совместного труда людей со всего мира, в том числе (и не в последнюю очередь) и из России. Естественно, что Linux и программы для неё распространяются бесплатно – их можно скачать через Интернет, после чего копировать без ограничений и передавать друзьям, знакомым, устанавливать на любое количество компьютеров и вообще использовать по вашему усмотрению.

Использование свободного программного обеспечения в школе – хорошая возможность сэкономить на оснащении компьютеров нужными программами. Кроме того, учащиеся будут лучше понимать тот факт, что кроме Microsoft Windows существуют и другие операционные системы.

Установив Linux на школьные компьютеры, пользователь получает не только замену Microsoft Windows, но и доступ к огромному числу свободных программ. Среди них найдутся инструменты, способные полноценно заменить и даже в чем-то превзойти офисный пакет MS Office, почтовую программу MS Outlook и веб-браузер MS Internet Explorer.

Но, не все так просто. Linux чуть более сложен, чем Windows, и не всем так просто перейти на него после использования окошек. На первый взгляд, может даже показаться, что он очень неудобен и труднонастраиваем.

Но это не так. Вся изюминка Linux’a в том, что его можно настроить под себя, настроить так, что от пользования этой ОС вы будете испытывать огромное удовлетворение. Огромное количество настроек позволяет изменить внешний (да и внутренний) вид ОС, причем ни одна Linux-система не будет похожа на вашу. В Linux у вас есть выбор в использовании графической оболочки, есть несколько офисных пакетов, программы-серверы, файерволы…

Просто целая куча разнообразных программ на любой вкус.

Проще всего начать изучение Linux c дистрибутива Knoppix или каких-нибудь других Live-дистрибутивов. Их особенность состоит в том, что для работы не требуется жесткий диск, операционная система загружается непосредственно с CD и использует только оперативную память. Такие дистрибутивы удобны, прежде всего, тем, что их можно использовать на любом компьютере, где имеется CD или DVD привод. DVD-версия Knoppix с лёгкостью покроет большинство нужд школьного учителя: с её помощью можно продемонстрировать ученикам и текстовые процессоры, и электронные таблицы, и все приёмы работы в Интернет, методы программирования, обработки графики и звука, и многое, многое другое.

Плюсы и минусы использования ОС Linux с точки зрения образовательного процесса в школе

Существуют разносторонние мнения об использовании ОС Linux в учебной деятельности школ. Выделяется ряд достоинств и недостатков операционной системы.

Мной были выделены следующие достоинства ОС Linux перед Windows:

- В Windows отсутствуют такие необходимые для обучения программы как текстовый процессор, электронные таблицы, редактор презентаций, векторный графический редактор, среда программирования и СУБД (их необходимо приобретать отдельно).

В Linux все такие программы присутствуют и часто даже в нескольких вариантах (от разных разработчиков).

- Возможность применения Linux при проведении интегрированных уроков (информатика и иностранный язык). В ОС имеется встроенный программный синтезатор речи (в котором есть возможность использования более 20 различных языков).

- Очень важным моментом в организации работы является заполнение документации, что требует участия сразу нескольких учеников, а система Linux способна обеспечить грамотную работу сразу нескольких пользователей в одном документе. В данном случае Linux – просто находка для школьников.

- Программа  для работы в сети Интернет Mozilla также заслуживает внимания, она обеспечивает ускоренный поиск и загрузку необходимой информации в отличие от ее аналога ОС Windows, что также может повлиять на эффективность учебного процесса.

- Используемый в офисном пакете формат XML практически недоступен для вирусов и при этом создает файлы втрое меньшего объема, чем аналоги, поэтому использование данного пакета в работе может в большей мере защитить компьютеры от заражения компьютеров вирусами из глобальной сети Интернет.

- Встроенный проигрыватель Flash-роликов, который очень хорошо интегрируется с ускорителем загрузок Mozilla, обеспечивает просмотр проектов, подготовленных на факультативных занятиях по мультимедийным технологиям.

- Упрощение системы администрирования, сопровождения и сервисного обслуживания.

-  Возможность отказаться от работы на уроках в режиме «Терминал», что обеспечило бы быстродействие компьютеров и позволило совершать различные операции за более короткий срок.

Но существует и ряд проблем, которые возникают в школах:

-  Отсутствие учебной литературы.

- Заинтересованность учащихся. Большинство учащихся, привыкшие к Windows не хотят ничего менять, но не стоит забывать, что если ученик не работал ранее с другими операционными системами, то ему все равно с какой начинать, т.к. при отсутствии стереотипов он одинаково успешно может овладеть любой.

-  Непривычное программное обеспечение, например, дома - одно, в школе - другое. Общаясь или путешествуя по Интернету, школьники привыкают к тем инструментам, которые предоставляет ему эта ОС – в Linux он уже не заинтересован. Т.о. можно сказать, что все решается в пользу той операционной системы, которая стоит на домашнем компьютере.

На уроке информатики ученикам 9 «В» класса было предложено выполнить практическое задание в ОС Linux:

  •  Напечатать и отформатировать текст;
  •  Создать рисунок в растровом графическом редакторе;
  •  Запустить любую программу из Главного меню;
  •  Найти информацию в Интернете;

С заданием ученики справились самостоятельно и ответили на вопросы анкеты.

Вопрос 1: Заметили ли вы различия в интерфейсе Linux по сравнению с интерфейсом Windows, если да, укажите какие?

Вопрос 2: Вызвала ли работа в Linux у вас затруднения, если да, укажите какие?

Результаты анкетирования приведены в Приложении 1.

Заключение

Несмотря на существующие проблемы, Linux продолжает внедряться в учебный процесс школ, в некоторых школах, как например в МОУ СОШ № 7, ст. Полтавской – с включением изучения этой ОС в учебный план или факультативно, - это дает основания полагать, что Linux в школе может иметь перспективы.

Если принимать во внимание современные подходы к обучению в школе, когда ученик может выбрать определенное направление своей подготовки с учетом будущего профиля, и, возможно, карьеры, то наличие Linux на школьном компьютере становится даже необходимым, по крайней мере, для свободного доступа или факультативного занятия.

По итогам проведенного среди учеников 9 «В» класса анкетирования, можно сделать вывод, что, благодаря понятному интерфейсу, ученики средней школы сравнительно легко адаптируются к работе в ОС Linux.

Апробация использования операционной системы Linux прошла успешно. Получен положительный эффект в овладении учащимися новыми средствами обучения.

В заключении хочу добавить, что наличие Linux на школьных компьютерах, это, прежде всего,  широта кругозора обучаемых, которая показывает школьнику перспективу в понимании направления развития компьютерных технологий.

Список литературы

  1. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2009.- М.: ОЛМА-ПРЕСС образование, 2009.- 800 с.
  2. Могилев А. В. Информатика: учебное пособие для вузов.- М, 2008.- 675 с.
  3. Операционная система Linux. Курс лекций. Учебное пособие. Г. В. Курячиий, К. А. Маслинский, М.: Интернет-университет информационных технологий,  2010.- 374 с.
  4. Угринович Н. Информатика и ИКТ 11 класс: учебник.- М.: БИНОМ, 2009- 245 с.
  5. ГНУ/Линуксцентр // Материалы сайта http://www.linuxcenter.ru.
  6. Личный блог Андрея Маркелова, посвященный ИТ-технологиям //Материалы сайта http://www.markelov.net
  7.  Сайт некоммерческой организации занимающийся вопросами развития и поддержки программного обеспечения на территории РФ // Материалы сайта http://www.opennet.ru/docs/RUS/linuxadmin
  8.  Сайт поддержки ОС Linux // Материалы сайта http://www.lug.ru

сайт некоммерческой организации, занимающейся вопросами развития и поддержки свободного программного обеспечения на территории Российской Федерации.

Приложение 1

Заметили ли вы различия в интерфейсе Linux по сравнению с интерфейсом Windows, если да, укажите какие?

Вызвала ли работа в Linux у вас затруднения, если да, укажите какие?

ст. Полтавская,

2010 г.


Поделиться:

Кто самый сильный?

Этот древний-древний-древний мир!

Заяц-хваста

А теперь — мультфильм

Швейня