Тема работы: Кубанские рушники Проблема исследования: какие существуют рушники, какую роль они выполняли и выполняют в жизни казацкой семьи. Объект исследования: народный текстиль восточнославянского населения Кубани как культурно-исторический феномен. Предмет исследования: история кубанских рушников. Цель исследования: историческое прошлое и настоящее кубанских рушников. Задачи исследования: • Отобрать, проанализировать и систематизировать теоретический материал по истории развития и становления кубанского рушника. • Сохранить традиции кубанских казаков. Гипотеза исследования: если мы соберём теоретический материал по истории прошлого и настоящего кубанского рушника, проанализируем и обработаем, то данный материал послужит примером сохранения исторических ценностей нашего народа, моей малой Родины. Метод исследования: • теоретический анализ материалов по истории кубанского рушника; • метод наблюдения, который включал следующие методические составляющие: личные непосредственные наблюдения, опрос-работа, фиксация полученных материалов (фотографирование) Целью данной работы является сбор материалов по теме. Ученица в своей работе использовала краеведческий материал, рассказы жителей станицы Платнировской, художественную литературу. Данная работа отражает многовековые традиции, обычаи, быт, культуру кубанского казачества. Она содержит сведения о кубанских обрядах с применением рушников, полезные советы. Собранный материал поможет сохранить обычаи, уклад, бытовые особенности наших дедов и прадедов, то, что мы должны чтить и приумножать.
Вложение | Размер |
---|---|
kubanskie_rushniki.zip | 1.99 МБ |
Районная научно-исследовательская конференция школьников
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ».
РУШНИКИ КУБАНИ
Секция «ТЕХНОЛОГИЯ»
Петренко Ангелина Андреевна,
ученица 8 «Б» класса МОБУ СОШ №25,
ст. Платнировской,
МО Кореновский район
Краснодарского края, Россия, 3531177
Юрченко Валентина Александровна,
учитель технологии
МОБУ СОШ №25, ст. Платнировской,
МО Кореновский район
Краснодарского края
Ст. Платнировская
МО Кореновский район
2012
РУШНИКИ КУБАНИ.
Автор: Петренко Ангелина Андреевна,
ученица 8 «Б» класса МОБУ СОШ №25,
ст. Платнировской, МО Кореновский район
Краснодарского края, Россия, 3531177
Научный руководитель:
Юрченко Валентина Александровна,
учитель технологии МОБУ СОШ №25,
ст. Платнировской, МО Кореновский район
Краснодарского края.
СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………………2
Введение …………………………………………………………………………………..…3
1.1 Что такое рушник……………………………………………………………………4
1.4 Орнамент и вышивка кубанских рушников………………………………………………..8
II. Храним истории страницы.
2.1. Правила вышивки и использования рушников………………………………….10
III. Заключение ……………………………………………………………………………..12
Список использованной литературы ………………………………………………………13
РУШНИКИ КУБАНИ.
Автор: Петренко Ангелина Андреевна,
ученица 8 «Б» класса МОБУ СОШ №25,
ст. Платнировской, МО Кореновский район
Краснодарского края, Россия, 3531177
Научный руководитель: учитель технологии и истории
МОБУ СОШ №25, ст. Платнировской,
МО Кореновский район Краснодарского края.
Введение
С давних пор, уже никому не разузнать и не вспомнить, когда повелось у казаков, что вышитый рушник будто был всегда одним из членов семьи. Сами рушники и их рисунки передавали от матери к дочке, от бабушки к внучке.
Рушник всегда сопровождал казачьи семьи. От первых вышитых пеленок в зыбке из домотканого холста и распашонки с петухами по-над горловиной и до последнего рушника на кресте, с которым его и оставят. Меняются цвета, нитки, вышивают казачки рушники, а они рассказывают, бают нам о жизни кубанских казаков.
К свадьбе сестры мама купила вышитое полотенце – рушник. Меня заинтересовало это, и я захотела узнать больше о рушниках. Отсюда и вытекает тема моей работы.
Тема работы: Кубанские рушники
Проблема исследования: какие существуют рушники, какую роль они выполняли и выполняют в жизни казацкой семьи.
Объект исследования: народный текстиль восточнославянского населения Кубани как культурно-исторический феномен.
Предмет исследования: история кубанских рушников.
Цель исследования: историческое прошлое и настоящее кубанских рушников.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: если мы соберём теоретический материал по истории прошлого и настоящего кубанского рушника, проанализируем и обработаем, то данный материал послужит примером сохранения исторических ценностей нашего народа, моей малой Родины.
Метод исследования:
РУШНИКИ КУБАНИ.
Автор: Петренко Ангелина Андреевна,
ученица 8 «Б» класса МОБУ СОШ №25,
ст. Платнировской, МО Кореновский район
Краснодарского края, Россия, 3531177
Научный руководитель: учитель технологии и истории
МОБУ СОШ №25, ст. Платнировской,
МО Кореновский район Краснодарского края.
Рушник — расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.
Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике служат не только украшением повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.
Слово рушник происходит от корня "руш", "рух". В словаре Фасмера "рушить" - ломать, рвать, то есть рушник - оторванный кусок ткани, отрез от длинного полотнища.[1]
В славянских языках корень с этим значением мы находим в словах, означающих простыню, рубашку, одежду. Наши предки для изготовления рушника рвали сотканную ткань, о чём напоминает бахрома на современных рушниках. Дело в том, что ткачество появилось задолго до изобретения металлических ножей и ножниц. Правильно сотканная ткань рвется ровно по долевой или поперечной нити, в зависимости от направления и приложенного усилия.
Созвучие со словом "рука" дает повод ошибочного толкования слова "рушник" как полотенца для рук. Однако для вытирания использовались предметы, называемые: утирка, ширинка, полотенце, рукотерка, ручник - ветошка, висящая при рукомойнике - куски полотна небольшой длины и менее украшенные по сравнению с настоящим рушником. О малом размере полотенца для рук говорит пословица – «одним рукотёрником вытираться - на том свете разодраться». Вероятно, утирками становились части старых негодных рушников - ведь в крестьянском быту старые тканые изделия изнашивались буквально в прах.
Настоящий рушник при ширине около 35 - 40 см имеет длину 3 - 5 и более метров, богато украшен вышивкой, бранным ткачеством, лентами, кружевом и тесьмой - таким декоративным изделием невозможно вытирать руки.
Рушник является показателем трудолюбия и художественного вкуса хозяйки дома. Девочки начинали вышивать рушники себе в приданное с того момента, как учились держать в руках иголку.
Полотенце играло важную роль в жизни человека. Рождался человек – новорожденного обтирали специальным для этого случая полотенцем, умирал человек – покрывали гроб полотенцем.
Одно из первых мест по бытованию занимали вышитые и тканые полотенца-рушники. Еще в древности полотенце («набожник», «убрус») играло особую культовую роль, занимало большое место в свадебном ритуале. Полотенца вешали на священные деревья, на иконы. На Руси особенно почиталась икона «Спас на убрусе». Со временем термин «убрус» заменился термином «рушник», «плат», «полотенце», «утиральник» и др.
По своим функциям в системе ритуалов полотенца подразделяются на «утирач», «килковые», «плечевые», «подарковые» (или «дарные»), «божники», «зеркальные», «церковные», «крестовые».[2]
Центральным местом в доме кубанского казака был «Красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».
Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища, в том числе и «божницы». Богато орнаментированные полотенца "набожники" вешались над божницей - над иконами. Середина такого полотенца декорировалась зубчатым краем или узкой полоской растительного орнамента.
Несколько полотенец входило в повседневное убранство хаты. Они обрамляли висящие на стенах фотографии, зеркала. Окна тоже обрамляли полотенцами.
В дни церковных праздников по стенам развешивались пышно украшенные орнаментами полотенца. Их называли "килковые" (от украинского слова "килок" - деревянный гвоздь). Их красочные узоры оживляли белоснежные стены, придавали праздничность, делая жилище нарядным.
Обыденные рушники вышивались в течение одного светового дня. Таким рушникам приписывали обережные (от слова оберегать), защитные свойства. Создавались они исключительно в течение светового дня, когда злые силы тьмы не могли им повредить. Такие рушники использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота. Такие рушники никогда не ткали заранее, а только в день использования в обряде.
Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которое имеет сейчас негативное значение, то раньше, таким образом путникам желали счастливого пути. А связано это с особыми, подорожными рушниками. Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения.
На родильный рушник повитуха принимала новорожденного, а на крестины вышивали крестильный рушник, на котором ребёнка несли в храм и вытирали после окунания в купель. После крестин из этого рушника могли сшить первую детскую рубаху, а могли хранить до свадьбы, или даже до похорон
Каравай преподносили на хлебосольном рушнике. На большие ежегодные праздники вышивались особые праздничные рушники. Например, на Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником.
Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, хлебов и похожи на хлебосольные рушники, но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос воскреси) и символы яйца.
После смерти рушники сопровождали человека и при его погребении - на них несли гроб, вешали на могильный крест. В похоронно-поминальной обрядности рушник является одним из значимых элементов структуры обрядового действия, обязательным компонентом ритуала. В похоронной обрядности полотенце выполняет следующие основные функции:
Рушники фигурируют в обрядах, связанных со строительством дома (на них поднимали сволок), в календарной обрядности (в рождественских, крещенских и пасхальных гаданиях о замужестве), на Масленицу - в качестве заместителя деревянной колодки (знаковая функция), как оберег (купленную скотину заводили в дом, предварительно простелив на воротах полотенце), в обрядах «вызывания дождя», проводов казака на службу.
Свадебных рушников насчитывается около 40. Но главными считались всего пять: родительский рушник, союзный рушник, «божник», венчальный рушник и хлебосольный рушник.
Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты. Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее, поэтому приниматься за вышивку позволялось только с благими мыслями и хорошим настроением, а в перерывах невесте непременно требовалось произносить молитву.
К свадьбе в хате устраивали своеобразную выставку рукоделий по которой судили о состоятельности невесты, её мастерстве и трудолюбии.
Девушка заготавливала к свадьбе не менее 12 полотенец.[3]
Вышитые полотенца играли большую роль в обрядах дарения, особенно в свадебной обрядности. Начиная с первого дня сватовства, полотенце выполняло определенную роль в обряде. Так, если невеста согласна на брак, она каждому из сватов подносит на тарелке по полотенцу, в знак того, что она принимает их предложение. В знак согласия невесты и ее родителей на брак семье жениха дарили богато вышитый рукобитный рушник.
Рушники на дружках. Когда невеста была подготовлена к свадьбе, её отец передавал в дом жениха посыльный рушник - знак того, что можно ехать за невестой и начинать свадьбу. Сакрально такой рушник означал, что невеста уже «умерла» для отчего дома, и её пора ввести в дом жениха.
Рушник-ширинку повязывали на руку невесте, чтобы вывести девушку из родного дома, взяв за руку, но, не касаясь её кожи. Запрет прикасаться к открытой коже невесты символизировал то, что она в этот момент не принадлежит миру живых: из родного дома уже ушла, а в дом мужа ещё не вошла.
Отдельно ткали и вышивали рушник «родительский» или «благословенный», на который преклоняли колени молодожены, когда их благословляли на брак родители перед венчанием. Такие рушники входили в приданое невесты.
Дружные рушники преподносятся свидетелям-дружкам (отсюда и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо).
Полотенце служило подножником, который расстилали в церкви под ногами вступающих в брак, под него клали медную монету. После церемонии подножник и деньги оставались в пользу церкви.
Самый главный свадебный рушник носит название «венчальный», на нём молодые стоят в церкви во время церемонии венчания. Белая чистота полотна символизирует облако, на котором молодая пара поставляется в Царствие Небесное, ибо только там можно получить божественное благословение брака. Во время венчания церковный служитель перевязывал руки венчающихся «союзным» рушником. Эта традиция означает символ духовных уз, знак союза любви и взаимной привязанности супругов, их тесного духовного единения.
После венчания молодоженов встречали родители жениха, как правило, мать, держа свадебный каравай на сведенных красных концах «хлебосольного» рушника.
После первой брачной ночи молодая жена, умывшись, вытирала лицо особым рушником – утренником. При этом отец жены имел право спросить: "горький утренник или сладкий?" – это так иносказательно спрашивали, хорошо ли с ней обошёлся муж в первую ночь семейной жизни. На утро после свадьбы молодая несет свекру и свекрови умываться и дает утираться своим рушником. Затем этот рушник она вешает на икону.
Часто рушники богато орнаментировались, обшивались с двух поперечных концов кружевом. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца и выполнялась крестом или двухсторонней гладью. Преобладал растительный орнамент, мотивы вазона с цветами', геометрические фигуры, парное изображение птиц. Вышивали в основном на конопляном домотканом полотне хлопчатобумажными нитками (заполочью), реже использовался лён. В начале XX века вошло в употребление фабричное полотно – миткаль.
Кубанская вышивка отличалась от других своим цветом. В традиционной кубанской вышивке был белый фон - цвет, на котором зарождалась жизнь, красный цвет - цвет любви, жизни и черный цвет - цвет плодородного кубанского чернозема, богатства Кубани. Основными узорами вышивок на свадебных полотенцах были цветы, вазы, птицы.
Помимо своей основной функции полотенце выполняло и роль оберега, притягивая защитные силы добра и отгоняя всё тёмное, враждебное, злое. Для этого его следовало соответствующим образом подготовить - сообщить ему необходимую силу. Такая сила могла быть придана особым словом ( заговором, приговором) или каким-либо знаком, рисунком, а чаще всего их сочетанием.[4]
Чаще всего на «полотенышках» вышивали причудливое древо с раскидистыми ветвями. Это – Древо жизни. Оно воплощало плодоносную силу природы. В кубанских полотенцах древо жизни часто изображается как букет в вазоне или в кувшине. На полотенцах мы встречаем изображения птиц с необычно пышным и красочным оперением. Эти жар-птицы считались вестниками солнца, вестниками весеннего дня. Сияющее оперение из перемежающихся ромбов, квадратов, крестиков, кругов – солярных знаков, наверное, означало сияние солнечного света. Часто такие жар – птицы изображались по сторонам расцветшего куста, вероятно олицетворение воздействие солнечного тепла на природу.
Птицы – пожелания семейного счастья, любви. Изображение петуха над крышей дома – это символ того, что хозяин живёт по солнцу, встаёт вместе с солнцем и ложится с заходом солнца. Петух прогоняет нечисть своим криком. Это тоже солнечный знак – оберег, который часто любили вышивать на полотенцах. Голубь – символ мирной жизни, любви.
Верный друг казака его боевой конь. Он делит с ним тяжёлые будни, голод, холод. Конь участвовал в различных обрядах. Сильный, красивый, быстрый конь оказался запечатлённым на свадебных вышивках как солнечный знак – оберег.
Труд казака связан с землёй, пахотой, севом, сбором урожая. Благополучие семьи зависело от урожая, а следовательно от земли. Пашня изображалась в вышивке ромбами, квадратами. Плодородная засеянная земля – ромбами и квадратами с точкой посередине. Землю называют в песнях матерью. Мать – сырая земля заботилась о своих детях – людях, кормила и поила их.
Цвет в орнаменте тоже символичен. В основном мастерицы использовали красный цвет – символ солнца, огня, крови, любви, красоты смелости, великодушия, победы. Огонь считался братом солнца.
Черный – цвет земли, пашни, ночи, покоя. Зелёный – использовался в вышивках в небольших количествах, он символизирует растительный мир. Жёлтый – цвет разлуки.
РУШНИКИ КУБАНИ.
Автор: Петренко Ангелина Андреевна,
ученица 8 «Б» класса МОБУ СОШ №25,
ст. Платнировской, МО Кореновский район
Краснодарского края, Россия, 3531177
Научный руководитель: учитель технологии и истории
МОБУ СОШ №25, ст. Платнировской,
МО Кореновский район Краснодарского края.
II. Храним истории страницы.
2.1. Правила вышивки и использования кубанских рушников.
Нельзя украшать рушник мережками – жизнь будет дырявой.
Нельзя вышивать свадебные рушники ночью – в это время суток вышивают только магические вещи.
Если девушка начала вышивать рушник, нельзя чтобы ей помогали мать или сестра – зятя отошьют (отвадят).
Вышивка должна быть чистой и аккуратной с обеих сторон – лицевая сторона для людей, изнаночная – для Бога.
Рушник – это дорога жизни, поэтому полотнище его должно быть целым и непрерывным, как жизнь (не вставляйте в середину рушника никаких кружев или тесемок – этим вы навредите, разрезанную жизнь уже не сошьешь, как бы ни старался).
На свадебных рушниках вышивают пары таких птиц, как сокол, индюк, павлин, петух и курица. Не вышивают кукушек – вдовий символ, соловьев – символ неженатых парней (чтобы муж не изменял).
Рушник под ноги молодым. Этот рушник самый главный рушник на свадьбе. На Кубани, в частности, до сих пор выражение «встать на рушник» равнозначно «обвенчаться». На венчальном рушнике нельзя вышивать пару птиц, символизирующую жениха и невесту, пожелание «на счастье», цветы или кольца. Когда молодые стоят на таком рушнике, затопчут все, что могло быть хорошего в их жизни. Самый оптимальный вариант вышивки – геометрический орнамент.
Все размеры рушника (ширина, длина) должны делиться на семь.
Вышивкой должна быть заполнена ¼ каждой половины рушника.
Центр рушника обязательно должен оставаться пустым, без вышивки – Божье место.
Становясь на рушник, молодые получают благословение свыше.
После свадьбы рушники хранятся в семье молодых, как символ счастливой семейной жизни в скрученном в трубочку виде, чтобы всякая нечисть по кругу походила и поняла, что здесь ей нечего делать.
Свадебные рушники, особенно под ноги, используют один раз! В случае очень счастливой семейной жизни в наследство передают только узор, а рушник вышивается новый.
Рушники не берут напрокат – вы же судьбу не берете напрокат.
Я провела опрос среди соседей, учителей, учеников и просто жителей станицы. Данные, полученные в ходе опроса свела в таблицу 1.
Вопрос | Респонденты в возрасте старше 30 лет 27 чел | Респонденты в возрасте до 30 лет 27 чел | Итого 54 чел |
Известно ли вам назначение следующих рушников: | |||
Набожник | 25 | 15 | 40 |
Рукобитный | 21 | 9 | 30 |
Венчальный | 27 | 23 | 50 |
Союзный | 22 | 12 | 34 |
Хлебосольный | 26 | 16 | 42 |
Подорожный | 17 | 14 | 31 |
Пасхальный | 27 | 25 | 52 |
В похоронно-поминальной обрядности | 25 | 20 | 45 |
Табл. 1
Из таблицы видно, что многие традиции использования рушников сохранились и в наше время: свадебные рушники (венчальные, союзные), завязывание калитки во дворе после выноса покойника, перевязывание креста, закрывание зеркал в доме покойника, простилание полотенца на воротах перед выносом «труны» из дома, и при входе на кладбище.
Очень жаль, что нынешние рушники не готовят сами девушки или хозяйки дома, а приобретают в сети магазинов. Хотелось бы, чтобы навыки рукоделия, вышивки прививали своим дочерям мамы и бабушки. Здесь имеет место вспомнить казацкую пословицу: «Не учи безделью, учи рукоделью».
РУШНИКИ КУБАНИ.
Автор: Петренко Ангелина Андреевна,
ученица 8 «Б» класса МОБУ СОШ №25,
ст. Платнировской, МО Кореновский район
Краснодарского края, Россия, 3531177
Научный руководитель: учитель технологии и истории
МОБУ СОШ №25, ст. Платнировской,
МО Кореновский район Краснодарского края.
Работа поданной теме позволила мне познакомится с традициями и обычаями кубанского народа. Посещая музей нашей школы, Краеведческий музей в г. Краснодаре, я приобщалась к культуре родного края. Работу можно использовать на уроках кубановедения, истории, технологии. На данном материале можно воспитывать любовь к родному краю; воспитывать уважение к труду народных умельцев, восхищения их творчеством; вызывать желание украшать свой рушник кубанской вышивкой
Кроме того, можно развивать интерес к истории родного края; вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведения народного искусства; развивать эстетическое восприятие.
РУШНИКИ КУБАНИ.
Автор: Петренко Ангелина Андреевна,
ученица 8 «Б» класса МОБУ СОШ №25,
ст. Платнировской, МО Кореновский район
Краснодарского края, Россия, 3531177
Научный руководитель: учитель технологии и истории
МОБУ СОШ №25, ст. Платнировской,
МО Кореновский район Краснодарского края.
Список использованной литературы
http://sueverija.narod.ru/Kollekcii/Rushnik/Rushnik.htm
http://uspenskoe.bezformata.ru/listnews/legenda-o-rushnike/6710382/о рушнике
http://www.rucodelnica.ru
http://retivskaya.ru/krestom-rusniki.html
http://rishelye.ru/shop/index.php?articles=yes&ar_show=4
[2] http://retivskaya.ru/krestom-rusniki.html
[3] http://retivskaya.ru/krestom-rusniki.html
[4] «Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани» (XIX –начало XX века), - Н.А. Гангур
Рисуем акварельное мороженое
Если хочется пить...
Повезло! Стихи о счастливой семье
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Что общего у травы и собаки?