Существует версия, по которой наши далекие предки били мамонтов с обеих рук, то есть число левшей и правшей в каменном веке было равным. Позже праворукие гомосапиенс потеснили леворуких объявили их "неправильными" и обустроили этот мир на свой лад.
Оглянитесь вокруг: ножницы, штопоры, консервные ножи, стрелковое оружие, турникеты в метро и даже компьютерные "мыши" - это сделано так, как удобно правшам. Людям с "неправильной" хваткой остается лишь приспосабливаться.
Но, оказывается, в третьем тысячелетии паритет может быть восстановлен. Актуальность исследования заключается в том, что среди юных россиян процент левшей растет сейчас так стремительно, что ученые заговорили даже о некой "эпидемии леворукости". Как бы то ни было, уже сегодня каждый десятый житель планеты левую руку предпочитает правой. А значит, к проблемам этого "таинственного меньшинства" стоит присмотреться повнимательней.
Вложение | Размер |
---|---|
proektglavnyy.doc | 245.5 КБ |
assimetriya_mozga_levye.ppt | 2.79 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»
«Ассиметрия мозга, левые: кто они такие?»
Работу выполнила: Сафронова Ирина
ученица 8а класса
Руководитель: Кудрявцева Елена Александровна
учитель биологии
г. Рубцовск
2012г.
Содержание:
I.Введение...................................................................стр. 3
II. 1.Отличия левого и правого полушария мозга…стр. 6
2.Причины преобладания праворукости………….стр. 9
3.Причины развития леворукости…………………стр. 10
4.Виды леворукости………………………………...стр. 11-12
5.Переучиввание…………………………………….стр. 13
6.Особенности леворуких…………………………..стр. 14-15
7.Левши в мире правшей……………………………стр. 16-17
8.Знаменитые левши………………………………...стр. 18
9. Опрос учащихся 8 классов………………………..стр.19
III. Заключение………………………………………..стр. 20
IV.Список литературы……………………………….стр. 21
V. Приложение………………………………………..стр. 22
Введение.
Существует версия, по которой наши далекие предки били мамонтов с обеих рук, то есть число левшей и правшей в каменном веке было равным. Позже праворукие гомосапиенс потеснили леворуких объявили их "неправильными" и обустроили этот мир на свой лад.
Оглянитесь вокруг: ножницы, штопоры, консервные ножи, стрелковое оружие, турникеты в метро и даже компьютерные "мыши" - это сделано так, как удобно правшам. Людям с "неправильной" хваткой остается лишь приспосабливаться.
Но, оказывается, в третьем тысячелетии паритет может быть восстановлен. Актуальность исследования заключается в том, что среди юных россиян процент левшей растет сейчас так стремительно, что ученые заговорили даже о некой "эпидемии леворукости". Как бы то ни было, уже сегодня каждый десятый житель планеты левую руку предпочитает правой. А значит, к проблемам этого "таинственного меньшинства" стоит присмотреться повнимательней.
Целью данной работы является исследование асимметрии мозга, установление особенностей развития леворуких людей.
Поставленная цель приводит нас к решению следующих задач:
1. Рассмотреть современные подходы к исследованию феномена леворуких людей.
2. Установить закономерности развития леворуких людей.
3. Проанализировать особенности взаимодействия правополушарных людей в обществе.
4. Выявить особенности и степень влияния правополушарности на развития леворуких детей, их социальную адаптацию.
Объект исследования: леворукие люди.
Предмет исследования: леворукость.
Методы исследования:
Основная часть
Глава 1
Длительное время в медицинской и биологической науке шел спор о возникновении правополушарных людей. Что это за феномен – аномалия развития, генетический сбой, родовая травма, родовой стресс, травма мозга. Некоторые ученые появление левшей объясняют особым положением плода при беременности.
Хотя природа этого явления исследуется давно, в мире левшей пока много загадочного. Само происхождение леворукости до сих пор вызывает споры: ведь у животных ничего подобного не наблюдается, у них все лапы или ноги равноправны. Замечено лишь, что наши ближайшие сородичи приматы за бананами тянутся обычно левой рукой, а чистят их правой. Но большинство настаивает на существовании у человека особого гена, которым и обусловлен "сдвиг" вправо или влево. Кстати, встречаются еще и амбидекстеры - люди, которые одинаково умело действуют обеими руками.
Между тем факты таковы: если оба родителя правши, то вероятность появления на свет леворукого ребенка составляет всего 2%, если один из родителей левша - 17%, а у леворуких родителей левши рождаются в 46% случаев.
Специалисты Института возрастной физиологии Российской академии образования пришли к выводу, что за последние полтора десятилетия процент леворуких детей у нас в стране увеличился вдвое. Выходит, что теперь почти каждый четвертый малыш левша, тогда как в мире в среднем - лишь один из десяти. Но гордиться тут, право, нечем, поскольку этот всплеск ученые объясняют повышенным травматизмом и патологиями при родах: по статистике, лишь треть российских мам сегодня рожает без проблем. Не случайно поэтому левшей условно делят на 2 группы - естественных и компенсаторных. У первых леворукость заложена генетически, поэтому особых осложнений для здоровья не вызывает. Зато у вторых нарушения в развитии нервной системы случаются весьма часто.
1.1 Отличия левого и правого полушария мозга.
На первый взгляд нам кажется, что две половины человеческого мозга являются зеркальным отражением друг друга. Но на самом деле нет. При более внимательном рассмотрении и изучении открывается их асимметрия. Оказывается, что если измерить мозг - левое полушарие почти всегда окажется больше правого. Но и это еще далеко не все. Кроме того, выяснилось, что в правом полушарии содержится много длинных нервных волокон, соединяющих далеко расположенные друг от друга участки мозга, а в левом полушарии, наоборот, множество коротких волокон, образующих большое количество связей на ограниченном, небольшом участке.
С известной долей условности функциональную активность полушарий можно подразделить так:
ЛЕВОЕ ПРАВОЕ
ВОСПРИЯТИЕ
Дискретное (по частям) Целостное
Аналитико-рассудочное Эмоционально-чувственное
Речи (смыслового аспекта) Музыки, а так же шумов
Высоких звуков Низких звуков
ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
Более медленная Более быстрая
В понятиях В образах
Словесно-знаково- Мгновенный чувственный анализ
логический анализ сложных сигналов, интуитивная последовательная ориентация в окружающем мире
ЭМОЦИИ
Волнение, чувство наслаждения Страх печаль гнев ярость -
счастья отрицательные эмоции
Преимущественно внутреннего Преимущественно внешнего
(импрессивного) плана (Экспрессивного) плана
СОЗНАНИЕ
Центр сознания и контроля Центр подсознательных и
управления произвольными бессознательных психических
психическими процессами процессов
Чувство индивидуальности, Чувство единения общности
осознания и выделения себя из слитности с природой и людьми
окружающей среды («Я») («Мы»),
РЕЧЬ
Центр языка и речи знаковых систем --------------------------------
Смысловая сторона речи Интонационная сторона речи
Чтение и счет, письмо, опора Мимика, жестикуляция при речи на согласные опора на гласные
МЫШЛЕНИЕ
Скорее рациональное Скорее эмоциональное
Абстрактно-логическое, формальное Наглядно-образное, интуитивное программируемое спонтанное
Индукция (выделение частного) Дедукция (образование
Оперирование цифрами, общего)
математическими формулами и Использование ощущений, другими знаковыми системами предчувствий, представлений
наглядных жизненных примеров
ПАМЯТЬ
На цифры формулы слова Зрительно-наглядная, образная
Произвольная эмоциональная, непроизвольная
Последовательность событий и Текущее реальное время,
их вероятные свойства информация о прошлом
Прогноз будущего (экстраполяции)
ИНТЕЛЛЕКТ
Вербальный (словесный), Невербальный, интуитивный
логический компонент, компонент, приверженность
приверженность теории практике
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Большая двигательная активность Меньшая двигательная активность
Ориентация во времени Ориентация в пространстве,
слежение за движущимися
предметами, управление движениями,
чувство тела
Интровертированный Экстравертированный
(обращенный внутрь) (обращенныйнаружу) характер общения.
характер общения.
Из всего вышесказанного не нужно делать вывод, что наши полушария работают независимо друг от друга. Все как раз наоборот. Хотя специализация полушарий и разная, но работают они всегда совместно. Именно благодаря их взаимодействию и становятся возможными психические процессы, значительно более сложные и значительнее отличающиеся от тех процессов, которые происходят в каждом полушарии по отдельности.
1.2 Причины преобладания праворукости.
Сегодня не существует единой теории, объясняющей причины преобладания праворукости. Так, например, французский физиолог Ксавье Биша связывает праворукость с методами ведения боя. Исходя из того, что сердце человека находится в левой части груди, воин старался прикрывать левую (более уязвимую) часть груди щитом, а правой рукой наносить удары копьём или мечом. Ряд исследователей склонен усматривать причины праворукости в том, что правая рука играла определённую роль в древних космогенических (гелиотропных) культах.
1.3 Причины развития леворукости.
Причины леворукости до конца не выяснены, но есть предположения:
1.Современные исследования показывают, что ориентация ведущей руки развивается до рождения ребёнка, исходя из того какую руку (кулачок) ребёнок чаще «сосёт» или какая рука расположена ближе ко рту.
2.Тестостерон: Согласно одной из теорий, подвергание плода высоким дозам тестостерона до рождения может привести к рождению ребёнка-левши.
3. Влияние внешней среды:
· вынужденная леворукость (травмы, аномалии развития, ДЦП);
· ненасильственное переучивание (праворукий ребенок подражает леворуким родителям);
4. Патологическая леворукость.
· родовой стресс (наличие более двух неблагоприятных факторов при рождении);
· патология беременности;
· зеркальное положение у близнецов;
5. Наследственный фактор.
1.4 Виды леворукости.
Выделяют основные виды леворукости:
1. Генетически закрепленная леворукость – половина всех леворуких – неотягощенная леворукость. До настоящего времени не известны точно механизмы передачи этого признака, но достоверно установлено, что леворукость в 10 - 12 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается просто индивидуальным своеобразием, вариантом нормального развития.
2. Компенсаторная леворукость – отмечаются нарушения речевого развития и состояния здоровья – при патологии беременности, родов и тяжелых заболеваниях раннего детства. Такой вид леворукости связан с каким-либо поражением мозга, чаще - его левого полушария. Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется левым полушарием, то в случае какой-либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.
У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость, являются следствием одних и тех же причин.
3. Вынужденная леворукость – серьезная или длительная травма левой руки, ампутация, порез, паралич конечности. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.
Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость. К определенному возрасту (окончательно примерно к 5 годам) у ребенка какое-то из полушарий формируется как доминантное по отношению к данной руке (например, у правшей - левое полушарие). Так происходит в норме. Но нередко встречается и нетипичное психическое развитие, когда в соответствующих структурах головного мозга не происходит развития, достаточного для организации специализации полушарий и их взаимодействия между собой. В таких случаях у детей не формируется доминирующее полушарие по отношению к руке. Тогда наблюдается псевдолеворукость или, что бывает чаще, примерно равное использование обеих рук.
Кроме всего перечисленного возможно развитие у детей так называемого "скрытого левшества", т. е. смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего уже начинает доминировать правое полушарие. Таких людей можно условно назвать "психическими" левшами или "скрытыми" левшами, в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.
1.5 Переучивание.
На ранних этапах становления современного общества большое значение придавалось стандартизации и дисциплинированию. В рамках этого подхода все, что воспринималось как уклонение, должно было быть либо исправлено средствами усиленной муштры, либо изолировано от общества. Доминирование левой руки при манипуляциях рассматривалось как уклонение от нормы, и во многих странах левшей насильственно переучивали в детстве (как правило, это касалось, в первую очередь, обязательного использования правой руки при письме и пользовании столовыми приборами). Постепенно была осознана бесперспективность и вредность этого подхода и от переучивания стали отказываться.
В СССР переучивание леворуких детей, в своё время, носило массовый характер. Однако, как показал советский опыт, переучивание приводит к существенному ухудшению психического и физического здоровья леворуких. Это состояние получило название «декстрастресс» по А. П. Чуприкову. Декстрастресс — (от греч. δεξτερ — правый) болезненное психофизиологическое напряжение, испытываемое леворуким человеком в условиях давления праворукой среды. В наиболее яркой форме декстрастресс проявляется при насильственном переучивании леворуких детей и запрете писать левой рукой. Следствием его является ухудшение здоровья ребенка: появление различных невротических и неврозоподобных состояний (депрессия, страхи, ночной энурез, заикание и др.), обострение скрытых последствий перинатальной гипоксической энцефалопатии — вплоть до эпилепсии.
Хотя публикации в защиту леворуких детей появились ещё в начале ХХ столетия (в частности в Англии). А в США даже на 50 лет позже, тем не менее научное доказательство существования декстрастресса и верификация его клинических последствий принадлежит профессору Анатолию Чуприкову и его ученикам, которые ещё с начала 80-х годов стали изучать декстрастресс и инициировали в советских средствах массовой информации научно-общественную кампанию в защиту леворуких детей от переучивания.
В 1985 году Министерством здравоохранения СССР, в 1986 году Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей в СССР.
Глава 2 Исследовательская часть.
Я сама леворукий человек и мне интересно узнать особенности таких как я и много ли леворуких в нашей школе.
2.1 Особенности леворуких людей.
Об особенностях леворуких людей говорят очень много. Кто-то считает леворуких отсталых в развитие, а кто-то наоборот считает их талантливыми, и даже гениальными. Но это лишь легенды. Столь же бездоказательными оказываются при тщательном анализе и сведения о леворукости как патологии.
Одно очевидно: леворуким всегда было не очень уютно в праворуком мире.
В перечне наиболее известных, хотя и не всегда достоверных фактов о левшах встречаются такие:
- левши составляют примерно 10% населения и 20% всех известных талантливых людей;
- у левшей левая рука несколько больше правой;
- среди мужчин они встречаются чаще, чем среди женщин;
- у левшей более развиты вены на тыльной стороне левой кисти;
- левши чаще получают травмы и вообще живут меньше, чем правши;
- у них часто встречаются речевые нарушения;
- более подвижна мимика левой половины лица;
- леворукость (а точнее - леволапость) встречается и у животных, предпочитающих, как выяснено, в 50% случаев манипулировать левой передней лапой;
- при изучении влияния домашних животных на воспитание детей был сделан вывод о том, что в семьях левшей собаки встречаются почти в два раза чаще, чем кошки.
2.2 Левши в мире правшей.
Левши вынуждены адаптироваться и привыкли к этому, поэтому, в результате лучше и быстрее, чем правши, могут найти выход или то, что им нужно, приспосабливаются к любым условиям - левшам это приходится делать с детства и потом не вызывает особых проблем.
Согласно наблюдениям специалистов, левшам немного труднее, чем правшам, запомнить направления хода часовых стрелок, научиться определять время по циферблату, освоить понятия "лево", "право", "выше", "ниже".
Правда, иногда возникают проблемы и вполне серьезные, и тут встает выбор - либо делать, как все, и испытывать неудобства, или же делать, как удобнее, но не общепринято и, возможно, опасно.
Вообще, у левши правая рука задействована и разработана гораздо больше, нежели левая у правшей, - это необходимость. Левшам приходится разрабатывать правые руки, даже если их не заставляют, как раньше, писать правой рукой.
Я проанализировала следующие ситуации: пример, компьютерная мышка, двери, которые открываются совершенно неудобно для левшей, общественный транспорт, штопоры и другие инструменты, можно перечислять бесконечно, но даже левши не обращают на это внимания - они приспособились. Опять же, левшам проще освоить то, что требует участия двух рук, с соответствующими поправками, конечно.
Но есть такие инструменты, которые сделаны правшами и для правшей, и которыми левшам чрезвычайно тяжело пользоваться, если вообще возможно. ( Приложение №1) Например, ножницы - это огромная проблема. Далее - консервный нож старого образца, зачастую слесарные инструменты (пилы, ножи, дрели, особенно электрические) и прочее. Чтобы осознать, как досаждают левшам все эти «мелочи», достаточно сесть за руль автомобиля с правым рулем и попытаться одной левой включить нужную передачу.
Самый простой выход для левшей - это купить специальные товары для левшей, но стоят они на порядок дороже обычных, к тому же в России, в отличие от развитых стран, только начинают производиться. Наибольшей популярность в специализированных Интернет – магазинах пользуются ручки, карандаши и фломастеры для левшей треугольной формы. В ножницах для левшей лезвия перевернуты в зеркальном отображении к обычным.
Во время работы с обычной линейкой рука левши движется слева направо, при этом закрывается шкала и размазывается линия. Эти проблемы решаются с помощью линейки для леворуких, разметка шкалы в которой идет справа налево.
Точилки, переделанные под левшей, избавляют леворуких людей от неудобства вращать карандаш на себя во время затачивания: лезвие в такой точилке перевернуто в другую сторону. Поэтому левшам в мире правшей приходится приспосабливаться к многим вещам, предназначенным для правшей.
2.3 Знаменитые левши. (Приложение № 2)
2.4 Опрос учащихся 8 классов.
Проведенный опрос среди параллели 8 классов (64 ученика) показал, что леворукими оказались 4 человек, а это 6 % от общего числа учеников. Из которых 1 мальчик и 3 девочки. (Приложение № 3-4)
Следует также отметить, что у исследуемых леворуких ребят, отмечаются склонности к творческой деятельности и проявляется это в: рисовании, занятии музыкой, сочинении стихов, танцах.
Выводы по работе:
Леворукие не хуже праворуких, просто они другие. Леворукость не есть болезнь или дурная привычка, а является особенностью биологической конструкции индивида и поэтому неуместно лечить или переучивать леворуких.
Заключение.
Как мы уже убедились, среди леворуких много знаменитых людей. Это убедительно доказывает, что леворукость - не болезнь и не патология личности.
Левши, или леворукие, составляют 10-17% населения нашей планеты. Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой - леворукие. А в нашей школе среди параллели 8 классов их 6% от общего числа учеников. В нашей стране появились даже классы для специально отобранных леворуких детей. Сложно сказать, насколько это целесообразно, так как это все равно что отобрать в один класс черноволосых детей или голубоглазых.
Леворукие дети (как и праворукие) - разные по своим психологическим и физиологическим особенностям, по своим способностям, интересам и проблемам.
Леворукость не является маркером ни каких-то особых способностей, ни свойственных только леворуким проблем. Это особый феномен мозга, адаптации психических и физических процессов, который, несомненно, накладывает отпечаток на социализацию личности ребенка. Но это не в коем случае не признак недоразвития и слабой общественной позиции ребенка.
Список литературы.
1. Левши(леворукие люди)
http://www.planet-x.net.ua/man/man_levshi.html
2. Отличия между леворукими и праворукими людьми.
3. Происхождение леворукости
http://www.jenskiyresurs.info/d_s/13/31.htm
4.Яндекс картинки левшей http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%88%D0
5. Леворукие люди
http://www.klub100let.ru/st_82levorukiye_deti.htm
6. Функциональная ассиметрия
http://oddandeven.narod.ru/FunctionalAsymmetryOfHuman/104.htm
7. Бытие левшей
http://www.levshei.net/2bytie.html
8. Теории о левшах
http://www.levshei.net/9teorii.html
9. Левши в мире правшей
http://www.levshei.net/12vmire.html
10. Левша
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%E2%F8%E0
11. Левша – человек с неправильной хваткой?
http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/0CE7C99DF3D7813CC32576970043AC1D
12. Не переучивайте левшу
http://wsyachina.narod.ru/psychology/lefthander.html
Приложение 1.
Предметы для праворуких и леворуких людей.
Приложение 2. Знаменитые левши.
Политики и военные:
Гай Юлий Цезарь
Александр Македонский
Наполеон Бонапарт
Адольф Гитлер
Жанна Д'Арк
Бенджамин Франклин
Уинстон Черчилль
Билл Клинтон
Фидель Кастро
Барак Обама
Ученые:
Альберт Эйнштейн
Исаак Ньютон
Никола Тесла
физиолог Павлов
Билл Гейтс
Художники:
Леонардо да Винчи
Микеланджело
Пабло Пикассо
Актеры:
Чарли Чаплин
Мэрилин Монро
Джим Керри
Том Круз
Роберт Де Ниро
Анжелина Джоли
Мила Йовович
Николь Кидман
Джулия Робертс
Брюс Уиллис
Сильвестр Сталлоне
Вупи Голдберг
Деми Мур
Вин Дизель
Киану Ривз
Хью Джекман
Музыканты:
Никколо Паганини
Людвиг Ван Бетховен
Вольфгант Амадей Моцарт
Фредерик Шопен
Роберт Шуман
Сергей Рахманинов
Сергей Прокофьев
Пол Маккартни
Майкл Джексон
Писатели и философы:
Аристотель
Фридрих Ницше
Франц Кафка
Ганс Христиан Андерсен
Александр Пушкин
Лев Толстой
Владимир Даль
Марк Твен
Приложение 3
Опрос учащихся 8 классов (64 ученика).
Приложение 4 Среди леворуких.
Слайд 1
«Ассиметрия мозга, левые: кто они такие?» Работу выполнила: ученица 8а класса МОУ«Гимназия №3» Сафронова ИринаСлайд 3
Целью данной работы является исследование асимметрии мозга, установление особенностей развития правополушарных людей.
Слайд 4
Поставленная цель приводит нас к решению следующих задач: 1. Рассмотреть современные подходы к исследованию феномена праволушарности человека. 2. Установить закономерности развития леворуких людей. 3. Проанализировать особенности взаимодействия правополушарных людей в обществе. 4. Выявить особенности и степень влияния правополушарности на развития леворуких детей, их социальную адаптацию.
Слайд 7
Левое Правое Восприятие Дискретное (по частям) Аналитико-рассудочное Речи (смыслового аспекта) Высоких звуков Целостное Эмоционально-чувственное Музыки, а так же шумов Низких звуков
Слайд 8
ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ Более медленная В понятиях Словесно-знаковый анализ Логический анализ Последовательная Более быстрая В образах Мгновенный чувственный анализ Сложных сигналов, интуитивная Ориентация в окружающем мире
Слайд 9
ЭМОЦИИ Волнение, чувство наслаждения,счастья Преимущественно внутреннего (импрессивного) плана Страх печаль гнев ярость - отрицательные эмоции Преимущественно внешнего (Экспрессивного) плана
Слайд 10
ПАМЯТЬ На цифры формулы слова Произвольная Последовательность событий и их вероятные свойства Прогноз будущего (экстраполяции) Зрительно-наглядная, образная эмоциональная, непроизвольная Текущее реальное время,информация о прошлом
Слайд 11
ИНТЕЛЛЕКТ Вербальный (словесный), логический компонент, приверженность теории Невербальный, интуитивный компонент, приверженность практике
Слайд 14
Причины развития леворукости 1. Какую руку (кулачок) ребёнок чаще «сосёт» или какая рука расположена ближе ко рту. 2. Тестостерон. 3. Влияние внешней среды. 4. Патологическая леворукость. 5. Наследственный фактор.
Слайд 16
Выделяют основные виды леворукости: 1. Генетически закрепленная леворукость. 2. Компенсаторная леворукость. 3. Вынужденная леворукость.
Слайд 18
Переучивание
Слайд 19
Особенности леворуких людей левши составляют примерно 10% населения и 20% всех известных талантливых людей; у левшей левая рука несколько больше правой; среди мужчин они встречаются чаще, чем среди женщин; у левшей более развиты вены на тыльной стороне левой кисти; - левши чаще получают травмы и вообще живут меньше, чем правши; у них часто встречаются речевые нарушения; более подвижна мимика левой половины лица; - леворукость (а точнее - леволапость) встречается и у животных, предпочитающих, как выяснено, в 50% случаев манипулировать левой передней лапой; - при изучении влияния домашних животных на воспитание детей был сделан вывод о том, что в семьях левшей собаки встречаются почти в два раза чаще, чем кошки.
Слайд 20
Левши в мире правшей
Слайд 21
Знаменитые левши
Слайд 22
Пол Маккарнти
Слайд 23
Уинстон Черчиль
Слайд 24
Чарли Чаплин
Слайд 25
Лев Толстой
Слайд 26
Адольф Гитлер
Слайд 27
Леонардо Да Винчи
Слайд 28
Владимир Даль
Слайд 29
Опрос учащихся 8 классов. Проведенный опрос среди 8 классов показал, что леворукими оказались четверо человек, а это 3% от общего числа учеников. Из которых 1 мальчик и 3 девочки.
Слайд 31
Выводы по работе: Леворукие не хуже праворуких, просто они другие. Леворукость не есть болезнь или дурная привычка, а является особенностью биологической конструкции индивида и поэтому неуместно лечить или переучивать леворуких.
Слайд 32
Заключение
Слайд 33
Спасибо за внимание!
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Домик зимней ночью
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Снежная сказка
Галка в чужих перьях