• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на тему: «Загрязнение окружающей среды автотранспортом»

Опубликовано Сысоева Елена Васильевна вкл 06.02.2014 - 1:06
Автор: 
Курышин Владислав

Много говорят о загрязнении воздуха автотранспортом. В последние годы количество автотранспорта заметно увеличилось. Почти в каждой семье есть автомобиль, а то и не один, что создает проблемы в движении (пробки), очень загрязняет воздух вредными выбросами.  Говорят, что образующиеся оксиды азота, окись углерода, метан и фреоны разрушают озоновый слой,  возникает смог и другие негативные последствия.

В Томске, как и в других городах России, существует острая проблема загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта. 

   Я решил узнать, действительно ли окружающая среда сильно загрязняется автотранспортом в нашем городе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vladislav_kuryshin.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №13

Х Школьная научно- практическая конференция «История, наука, культура в исследованиях обучающихся»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на  тему:

 «Загрязнение окружающей среды автотранспортом»

                                                                                        Выполнил:

                                                                    ученик 7 «Г» класса

                                                                    Курышин Владислав

                                                                    Преподаватель:

                                                                    Сысоева Е.В.

                                                                                         

Томск 2010г.

                              Содержание

  1. Цели и задачи исследования.
  2. Актуальность исследования.
  3. Проблема загрязнения воздуха в городе Томске
  4. Исследовательская часть
  5. Выводы
  6. Анкетирование автовладельцев.
  7. Список литературы

Загрязнение окружающей среды автотранспортом.

Цель: определить уровень загрязнения  окружающей среды автотранспортом  в

            городе Томске.

Задачи:

1. Изучить состояние проблемы загрязнения  воздуха автотранспортом в нашем    

    городе.

2. Выяснить, какие вещества являются основными загрязнителями атмосферы

    и как они влияют на живые организмы.

3. Определить уровень загрязнения окружающей среды по наличию свинца в

    растениях.

4. Выяснить статистические данные о количестве и техническом состоянии  

    автотранспорта.

5. Провести анкетирование среди владельцев легковых автомобилей.

6. Выяснить, какие мероприятия проводятся по борьбе с вредными выбросами

    транспорта.

Актуальность: Много говорят о загрязнении воздуха автотранспортом. В последние годы количество автотранспорта заметно увеличилось. Почти в каждой семье есть автомобиль, а то и не один, что создает проблемы в движении (пробки), очень загрязняет воздух вредными выбросами.  Говорят, что образующиеся оксиды азота, окись углерода, метан и фреоны разрушают озоновый слой,  возникает смог и другие негативные последствия.

В Томске, как и в других городах России, существует острая проблема загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта. По данным статистики, доля выбросов автотранспорта в Томске составляет более 77% от всех выбросов загрязняющих веществ в городе.

   Я решил узнать, действительно ли окружающая среда сильно загрязняется автотранспортом в нашем городе.

Гипотеза: возможно действительно, автотранспорт сильно загрязняет окружающую среду, значит это должно как-то  отразиться на ее состоянии. Известно, что растения  поглощают вредные продукты сгорания автомобильного топлива. И по содержанию вредных веществ в растениях (например, свинца) можно судить о степени загрязненности воздуха.

План:

1. по статистическим данным Комитета  по охране природы    выяснить, какие  

    вещества, и в     каком количестве являются загрязнителями в городе Томске.

2. выяснить статистику об увеличении численности автомобилей в городе,

    какие    преобладают, и их технологические марки.

3. определить содержание свинца в растениях.

4. провести анкетирование владельцев автомобилей с целью дальнейшего

    анализа, насколько они понимают, что их автомобили являются источниками    

    загрязнениями.

                   Выбросы загрязняющих веществ  в атмосферу.

Одной из острых экологических проблем настоящего времени является загрязнение атмосферного воздуха.

В больших городах к числу основных источников загрязнения атмосферного воздуха относится автотранспорт. Основной вклад в загрязнение атмосферы вносят автомобили, работающие на бензине (75%), самолеты, затем автомобили с дизельными двигателями (около 4%), трактора и другие сельскохозяйственные машины (около 4%), железнодорожный и водный транспорт.

В России на  долю  автотранспортав середине 90-х годов приходилось 80% выбросов свинца, 59% - оксида углерода, 32% - оксидов азота.

В выхлопных газах  автомобилей  содержится  целая гамма веществ, большинство из которых токсичны для человека,  основными загрязнителями являются оксид углерода, оксиды азота,  свинец,  летучие углеводороды.

На его долю  приходится более 50% экономического ущерба от загрязнения атмосферы.

Диоксид азота воздействует в основном на дыхательные пути и легкие, а также вызывает изменения состава крови, в частности, уменьшает содержание в крови гемоглобина.

Оксид углерода и оксиды азота поступают в атмосферу только с

выхлопными газами, тогда как не полностью сгоревшие углеводороды поступают как вместе с выхлопными газами, так и из картера топливного бака и карбюратора.

      Несмотря на то, что дизельные двигатели более экономичны, таких веществ как оксиды азота и углерода, углеводороды выбрасывают не более, чем бензиновые, они существенно больше выбрасывают дыма (преимущественно несгоревшего углерода), который к тому же обладает неприятным запахом, создаваемым некоторыми несгоревшими углеводородами.  

Наибольшее количество загрязняющих веществ выбрасывается при быстром разгоне автомобиля, а также при движении с малой скоростью. Относительная доля (от общей массы выбросов) углеводородов и оксида углерода наиболее высока при торможении и на холостом ходу, доля оксидов азота - при разгоне. Из этих данных следует, что автомобили особенно сильно загрязняют воздушную среду при частых остановках и при движении с малой скоростью. Отходящие газы двигателей содержат сложную смесь из более двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Вредные вещества поступают в воздух практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт следует отнести к наиболее опасным источникам загрязнения атмосферного воздуха.

 Влияние автотранспорта на окружающую среду

Воздействие автотранспорта

Химическое (загрязнение воздушного, водного бассейна и почв выбросами химических веществ)

Физическое (шумовое загрязнение)

Механическое (сведение растительности, нарушение почвенного покрова, рельефа при строительстве трансп. инфраструктуры)

Рис. 1. Схема воздействия автотранспорта на окружающую среду.

Передвижные  источники загрязнения пространственно рассредоточены по территории города и расположены в непосредственной близости к жилым районам, что создает общий повышенный фон загрязнения. Они располагаются невысоко от земной поверхности, в результате чего отработавшие газы автомобилей слабее рассеиваются ветром по сравнению с промышленными выбросами и скапливаются в зоне дыхания людей. Кроме того, темпы роста числа автомобилей значительно выше по сравнению с темпами роста промышленных источников.

                                     Влияние свинца на  организм человека.

Роль свинца в жизнедеятельности организма изучена недостаточно. Однако в литературе встречаются данные, подтверждающие, что металл жизненно необходим для животных организмов (на примере крыс). В небольших количествах он необходим и растениям.  Дефицит свинца в эксперименте понижает рост животных.  Было обнаружено, что свинец увеличивает рост и повышает концентрацию гемоглобина при дефиците железа у крыс.

Известно, что свинец участвует в обменных процессах костной ткани. Попадая в организм, свинец накапливается в костях, вызывая их разрушение.

         Металл токсичен для микроорганизмов, растений, животных и людей. Свинец является канцерогеном. Свинец нарушает синтез гемоглобина.

Избыток свинца в растениях, связанный с высокой его концентрацией в почве,  подавляет процесс фотосинтеза, снижает поступление цинка, кальция, фосфора, серы. Вследствие этого снижается урожайность растений и резко ухудшается качество производимой продукции. Внешние симптомы негативного действия свинца – появление темно-зеленых листьев, скручивание старых листьев, чахлая листва. Устойчивость растений к его избытку неодинаковая: менее устойчивы - злаки, более устойчивы - бобовые.

Токсическая доза свинца для человека: 1 мг.

Предельно допустимая концентрация в атмосферном воздухе соединений свинца 0,003 мг/м3, в воде 0,03 мг/л, почве 20,0 мг/кг

Автотранспорт в Томске.

Первые автотранспортные средства в Томске появились в начале ХХ века, а уже к 1910 г. по числу автомобилей Томск держал первенство среди сибирских городов, соперничая только с Иркутском. Динамика развития автотранспорта во второй половине прошлого и начале нынешнего  столетий отображена на рисунке.

. Динамика количества автотранспортных средств г. Томска

[Томск-400, 2004, Шакирова, 2005]

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспорта, зарегистрированного в городе Томске за 2007 г., тонн/год

Тип АТС

Количество

АТС, ед.

Оксиды серы

Оксиды азота

летучие

органи-

ческие

соеди-

нения

Угарный газ

твердые

частицы

(сажа)

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

Легковые, всего

247746

369,637

11891,81

9909,84

44321,76

-

66493

Грузовые,

в т.ч. по видам топлива:

бензин

дизтопливо

всего

17255

17255

34510

111,726

715,651

827,377

3744,335

6733,763

10478,09

2657,27

803,22

3460,49

28565.6

1872,16

30437,8

-

314,04

314,04

35078,9

10438,8

45517,8

Автобусы,

в т.ч. по видам

исп. топлива:

бензин

дизтопливо

всего

1750

2300

4050

16,538

130,41

146,948

551,25

1293,75

1845,0

307,125

144.9

452,025

3512,25

424,35

3936,6

-

58.995

58,995

4387,16

2052,40

6439,56

Итого от автотранспорта

-

1349,96

24214,90

13822,36

78696,1

373,03

118450

Количество автотранспорта, зарегистрированного в территориальном органе ГИБДД:

Легковые автомобили – 247 тыс. 746 единиц

Грузовые автомобили – 34 тыс. 510 ед., в том числе: с бензиновыми двигателями – 17 тыс. 255, с дизельными двигателями – 17тыс. 255 (в данном случае принято допущение о равном количестве грузовых автомобилей с бензиновым и дизельным двигателями).

Автобусы – 4тыс. 050 ед., в том числе: с бензиновыми двигателями -1 тыс. 750, с дизельными двигателями – 2 тыс. 300.

Рост транспортных средств обуславливает увеличение  нагрузки на окружающую среду

Следует отметить, что Томск относится к средним по количеству выбросов городам в Сибирском федеральном округе  (табл. 2).

Рис. 3. Динамика выбросов загрязняющих веществ в воздушный бассейн г. Томска

Таблица 2- Выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) от стационарных источников в городах СФО, тыс. тонн (2005 г.)


город

Численность населения

Выбросов ЗВ, всего

Выбросов ЗВ от автотранспорта

% выбросов автотранспорта

Абакан

167,1

47,158

35,303

74,86111

Кемерово

522,6

131,561

79,071

60,10216

Новокузнецк

563,3

502,44

66,3

13,19561

Новосибирск

1405,6

342,687

233,484

68,13331

Омск

1142,8

396,258

236,548

59,69545

Томск

509

102,88

76,08

73,95023

Улан-Уде

352,6

59,791

29,532

49,39205

Чита

308,5

57

27,1

47,54386

Специалистами  проводится мониторинг состояния атмосферного воздуха  на перекрестках города.

В качестве критериев оценки используются предельно допустимые концентрации (ПДК) — нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема, которые при воздействии за определенный промежуток времени не влияют на здоровье человека (табл. 4).

Таблица 4 - Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух

Наименование загрязняющих веществ

ПДК , мг/м3

Класс опасности

максимально разовая

средне суточная

рабочей зоны

Азот (IV) оксид (Азота диоксид)

0,085

0,04

2,0

2(3)

Углерод оксид

5,00

3,00

20

4(4)

Азот (II) оксид

0,4

0,06

5,0

3(3)

Углерод черный (Сажа)

0,15

0,05

-

3

Углеводороды (Метан)

50(ОБУВ)

-

-

-

. Выявлено, что самыми высокими уровнями загрязнения атмосферного воздуха оксидами углерода и азота отличаются улицы Пушкина, Яковлева, Красноармейская, Ленина, Иркутский тракт и Комсомольский проспект, которые характеризуются особенно высокой интенсивностью движения транспорта.

Превышения допустимых норм по формальдегиду зафиксированы во всех районах города, наибольшие превышения (в 2,5 раза относительно нормы) отмечались в Советском районе (пост № 5 на ул. Герцена, 68а), в Кировском районе – в 1,6 раза (пост № 13 на ул. Вершинина, 17в). Наибольшая повторяемость превышений – в Ленинском районе (пост № 2 на пл. Ленина). Существенный «вклад» в загрязнение этой примесью вносит автотранспорт.

Мониторинг детских площадок.

16 октября отбиралась пробы воздуха на 5 детских площадках: ул. Елизаровых, 2,  ул. Киевская, 86, ул.К. Ильмера, 6, пр. Мира,27 и пр. Мира, 41.

На всех детских площадках были превышения по вредным веществам: по ул.Елизаровых, 2  превышения по содержанию формальдегида в 7,87 раза, по бенз(а)пирену - в 1,15 раза; по ул. Киевской, 86  зафиксировано превышение по формальдегиду в 3,71 раза , а на К. Ильмера, 6 – в 3,01 раза; по пр. Мира, 27  превышения по диоксиду азота -  в 2,96 раза, по фенолу -  в 12 раз, по формальдегиду - в 8,66 раза и взвешенным веществам -  в2 раза; на пл. по пр. Мира ,41 были превышения по диоксидам азота в 1,53 раза, по фенолу -  в 12 раз, по взвешенным веществам - в 1,96 раза.

Источником данных видов загрязнений являются выбросы автотранспорта.

Предлагаемые меры улучшения ситуации: детские площадки необходимо перенести во дворы многоэтажных домов, изолировать от влияния транспортных магистралей.

Мониторинг перекрестков.

17 октября2009 г. в 8 часов утра, в 1 час дня и в 19 часов вечера отбиралась пробы воздуха на 3-х перекрестках: пр. Фрунзе – ул. Елизаровых, пр. Фрунзе – ул. Красноармейская и пр. Фрунзе– пр. Комсомольский.

На всех перекрестках отмечены превышения по вредным веществам: пр. Фрунзе – ул. Елизаровых превышения диоксида азота в 1,55 раза, формальдегида в 6,88 раза, взвешенных веществ в 6,12 раза; пр. Фрунзе – ул. Красноармейская превышения по диоксиду азота в 2,08 раза, формальдегида в 9,88 раза и взвешенных веществ в 5,37 раза; на пр. Фрунзе– пр. Комсомольский зафиксированы превышения диоксида азота в 2,54 раза, формальдегида в 6,33 раза, бензола в 1,5 раза и взвешенных веществ в 4,73 раза.

Источником данных видов загрязнений являются выбросы автотранспорта.

меры улучшения ситуации

Предлагаемые меры улучшения ситуации: необходимо разгрузить автодороги г. Томска путем строительства транспортных развязок и организации светофоров на «зеленую волну».

 Создаваемые в городах системы движения в режиме  «зеленой волны», существенно сокращающие число остановок транспорта на перекрестках, призваны сократить загрязнение атмосферного воздуха в городах

Так же как во многих исторических городах, пропускная способность улиц в центральных районах Томска невелика и не справляется с возросшим в последнее время машинопотоком, что приводит к созданию «пробок» и концентрации значительного количества веществ в воздухе. Отсутствие в городе специальных высокоскоростных объездных магистралей, необходимого количества путепроводов, развязок, подземных и надземных переходов сказывается на скорости движения транспорта и в свою очередь  - на загрязнение воздушного бассейна. Загрязнению атмосферного воздуха способствует так же высокая концентрация автотранспортных предприятий и гаражных боксов в жилой застройке, загруженность центральных дорог города маршрутным транспортом, высокий процент неисправных автотранспортных единиц, низкосортные виды жидкого топлива.

Современный город сложно представить без большого числа автотранспорта, поэтому в целях соблюдения эколого-экономического баланса целесообразно разработать систему мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха (рис. 6).  

Рис.6. Система мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха

Повышенный интерес к свинцу вызван его приоритетным положением в ряду основных загрязнителей окружающей природной среды.

Исследование: определение содержания свинца в растениях:                    

1.Cобрать небольшое количество опавших листьев растительности (я взял    

   листья  березы обыкновенной) на различном расстоянии от оживленной

    автомагистрали: 2-3 метра, 100,  300  метров,  в парковой и промышленной

    зонах.  Каждую пробу поместить в отдельный  полиэтиленовый пакет с

    этикеткой, на которой указать место сбора.

2. C каждой пробы взять равные навески листьев. Каждую навесу растереть в  

    керамической ступке.

3. Для получения вытяжки во все навески добавить строго одинаковое

    количество спирта,  прокипятить на спиртовке, чтобы свинец перешел в

   раствор, охладить его и  отфильтровать.

4. Приготовить водный раствор сернистого натрия. Добавить по одной - две

    капли этого раствора в пробы с растительным  экстрактом. В результате

    выпадает черный осадок   разной  степени концентрации и, соответственно,

    более или менее  темный у разных проб растительности.

 5.Рассматривая пробирки на свет, делаем выводы.

Выводы:

1. Наибольшая загрязненность в пробах, собранных в  промышленной зоне, в 2-

    3  метрах от   оживленной автомагистрали - улица С.Лазо (район ДК  

     Авангард) и  районе Буфф- сада.

2. Пробы, которые были взяты в 100, 300 м. от  оживленной автомагистрали -    

    улица С.Лазо (район ДК   Авангард), показали, что наиболее загрязнены  

    свинцом  листья растений,  которые были собраны в 100м. от дороги.  

    Наименее загрязнены листья в 300м.

   Значит, чем дальше от оживленной автомагистрали, тем  степень загрязненности     ниже.   

3. Сильное загрязнение в районе парка Буфф-сада объясняется его

    расположением. Он расположен в квадрате, окруженном самыми

    напряженными автомагистралями-  ул. Красноармейская, ул. Герцена,

    пр. Фрунзе. (карта прилагается).

 Значимость:  

1. Доведу результаты эксперимента до своих близких, среди них есть  

    сознательные люди,   которые станут  задумываться о техническом состоянии

    своих автомобилей.

2. Я уже буду точно знать, что не приобрету жилье в районе Буфф-сада, даже

     если этот район    очень престижный.

3. Показать людям, как влияет автотранспорт на окружающую среду.

                                         

Итоги анкетирования для владельцев автомобилей показали, что:

  1. Какой критерий был для вас основным при покупке автомобиля?             70% ответили – потребность семьи, 20% ответили – минимальная цена  автомобиля,  

     0% ответили – престижность марки и 10% ответили – экономичность в

    эксплуатации.

  1. Пользуетесь ли вы общественным транспортом.?

             40% ответили – да, 10% ответили – нет, и 50% ответили -                                                                                                                                                                          

        в исключительных случаях.         

  3.   Водите ли вы машину с умеренной скоростью

             80% ответили – да, 0% ответили – нет, и  20% ответили – не всегда    

        4. «Гоняете» ли вы двигатель в холостом режиме?

     20% ответили – да, 50% ответили – нет, и 30% ответили – иногда.

  1. Регулярно ли вы проводите профилактику, держите в исправности  

    воздушные и      масляные фильтры?

     80% ответили – да, 20% ответили – нет, и  10% ответили – не всегда.  

  1. Моете ли вы в летнее время машину в реке или пруду?

               10% ответили – да, часто, 60% ответили – нет, и 30% никогда.

  1.  Какая из причин, заставляющих вас следить за уровнем СО в автомобильных выхлопах, является для вас наиболее веской?

      10% ответили – вероятность быть оштрафованным ГАИ,

     40% ответили –  ответственность за состояние воздуха в нашем городе,  

     50%  ответили – иные   причины.

  1. Известно ли вам, что автомобильный транспорт – основной источник загрязнения воздуха в городе?

     80% ответили – да,

     0% ответили – нет,

    20% ответили – для меня этот факт не имеет значения.

  1. Приходилось ли вам испытывать недомогание из-за высокого уровня загазованности воздуха в городе?

             20% ответили – часто,

             20% ответили – очень редко,

            30% ответили – никогда, и

           30% ответили –затрудняюсь ответить.
     10.
Согласились бы вы поменять свой автомобиль на менее престижный,

           но   экологически   более чистый, не загрязняющий окружающую среду?

           60% ответили – да,

          10% ответили – нет,  

           30% ответили – затрудняюсь ответить.               

                                      Список литературы:

1.Самкова В.А. Экологический практикум «Город, в котором я живу». Биология в школе   2001, №7

2.ГН 2.1.6.1983-05 Предельно допустимые концентрации   (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

3.РД 52.04.186-89. Руководство по контролю загрязнения атмосферы. Временные указания по определению фоновых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе для нормирования выбросов и установления ПДВ (Л.: Гидрометеоиздат, 1981)

4.РД 52.04.576-86. Положение о методическом  руководстве наблюдениями за состоянием и загрязнением окружающей природной среды.

5.Рыбальский Н.Г., Малярова М.А., Горбатовский В.В. и др. Экология и безопасность // Справочник. Тт. 1-3 - М.: ВНИИПИ, 1991-1993.

6.Томск – 400 лет: Юбилейный стат. сб. / Томскоблкомстат-Т, 2004. – 268 с.

7.Шакирова А.Р. Развитие городского пассажирского транспорта г. Томска // Теоретические и прикладные вопросы современной географии: Материалы Всероссийской молодежной школы-семинара. Томск, 27-28 апреля 2005 г. – Томск: Изд-во ООО «Дельтаплан», 2005. С. 36-42.

8. Эко бюллетень № 01 ( 132 ) январь- февраль 2009 года.  

   

 

   


Поделиться:

Простые летающие модели из бумаги

Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись

Рисуем кактусы акварелью

Свинья под дубом

Чайковский П.И. "Детский альбом"