• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Главные вкладки

  • Просмотр(активная вкладка)
  • Редактировать

Рациональное использование электроэнергии

Опубликовано Зайцева Светлана Викторовна вкл 13.02.2014 - 9:19
Автор: 
Линьков Алексей

Работа содержит  описание и принцип действия автомата управления освещением,  предложения по рациональному использованию электроэнергии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ratsionalnoe_ispolzovanie_elektroenergii_01.doc275 КБ

Предварительный просмотр:

«Рациональное  использование электроэнергии»

Выполнил:

ученик 9«а» класса

Линьков Алексей Александрович.

Руководитель:

Зайцева Светлана Викторовна

учитель физики.

                 Барабинск-2017

Оглавление.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………………..4

Предложения по рациональному использованию электроэнергии.......................................4

Описание и принцип действия автомата управления освещением………………………...5

Заключение……………………………………………………………………………………..7

Литература:……………………………………………………………………………………….8

Приложение №1……………………………………………………………………………………9


  1. ВВЕДЕНИЕ

В нынешнее время вопрос снижения потребления электроэнергии в быту имеет значительную актуальность. На это, прежде всего, влияет постоянное повышение тарифов на электрическую энергию, а также наличие определённого дефицита производимых электрических мощностей. Благодаря электроснабжению дома у нас великолепная бытовая техника, облегчающая и наполняющая нашу жизнь удобствами. На производстве - роботизированные поточные линии, станки, компьютеры... И мы уже не представляем своего существования без электроэнергии. А деньги утекают в никуда.  Достаточно постоять перед счетчиком электроэнергии и понаблюдать, как он неотвратимо отсчитывает киловатты (копейки, рубли и сотни). Несколько минут медитации - и, возможно,  захочется разбить стекло и открутить счетчик в обратную сторону. Для того чтобы не переплачивать за электроэнергию, не перегружать электростанции и электроснабжающие сети следует рационально и оптимально настроить систему потребления, что приведёт к хорошей экономии электроэнергии в квартире, доме или школе.

Хотя экономическая составляющая электроснабжения в общем энергосбережения меньше по сравнению с другими, однако,  здесь тоже  можно достичь примечательных результатов.

Эффективность мероприятий в этом направлении можно подтвердить элементарным расчетом на примере одной лампочки накаливания мощностью 100 Вт. При круглосуточном освещении помещения (что не редкость в наше время) годовой расход электроэнергии составит около 870 кВт. ч. Установка энергосберегающего выключателя, реагирующего на естественную освещенность помещения, позволяет уменьшить расход электроэнергии в 5 раз. Это без учета замены вышедших из строя ламп. Если подсчитать общее количество ламп в местах массового посещения школы, получатся впечатляющие цифры. Заслуживает внимания и вопрос энергосбережения по освещению прилегающей к зданию территории, улиц города. Уличные светильники также могут быть снабжены энергосберегающими лампами и выключателями.

Экономить на электроэнергии, с одной стороны, проще всего: в большинстве случаев существует приборный учет и проводимые мероприятия дают немедленный экономический эффект. С другой стороны, сложнее всего, потому что нет мероприятий, позволяющих сразу получить большую экономию.

Поэтому экономия электроэнергии - тонкая, кропотливая и постоянная работа.

Меня же заставил обратить внимание на данную проблему тот факт, что нередко на улицах города в достаточно светлое время суток горят уличные светильники, и наоборот в тёмное время могут быть не включены.  Исходя из всего вышеизложенного, я определил тему моей исследовательской работы «рациональное использование электроэнергии». В связи с этим цель работы:  разработать и предложить свои варианты решения проблемы сбережения  электроэнергии. Соответственно мною были поставлены  следующие задачи: овладение конкретными знаниями энергосберегающих технологий, необходимыми для экономии  электроэнергии; повышение уровня культуры потребления электроэнергии; разработать схему цепи, содержащую выключатели с регулятором мощности, а следовательно, интенсивности освещения, собрать модель, демонстрирующую решения проблемы сбережения электроэнергии; довести результаты своих исследований до всех учащихся школы через выступления  на НОУ, конкурсах ТИР.

        

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  1. Предложения по рациональному использованию электроэнергии.

Для достижения поставленных задач, мною пересмотрено множество литературы и интернет источников по данной теме. И на основе полученных данных,  для рационального использования электроэнергии и решения проблемы правильной освещённости  предлагаю сделать следующие модернизации в системе освещения кабинетов:

а) более рациональное расположение осветителей (т. е. по всему периметру кабинета);

б)        замена существующих ламп на более современные, с отражателями;

в)        использовать осветители грамотнее (включать лишь в случаях недостатка освещенности);

г)        использовать в цепи выключатели с регулятором мощности, а следовательно, интенсивности освещения.

На мой взгляд, расположив осветители с отражателями по всему периметру кабинета, можно добиться уменьшения их числа, а следовательно, уменьшения расхода электроэнергии. Также можно сказать, что в совокупности такая модернизация оправдает себя и «вернет» затраченные на нее средства в течение 4-5 лет.

Также можно использовать фотореле. При высоком естественном освещении фотореле будет срабатывать не на полную мощность. Но когда естественная освещенность будет уменьшаться, фотореле работает в нужном режиме и лампы работают на полную мощность. Схема такого автоматического управления приведена в приложении (1). И несмотря на трудности, возникшие при поиске деталей, собрана модель (приложение 2).

  1. Описание и принцип действия автомата управления освещением

Данная модель  состоит из управляемого генератора импульсов, выполненного на однопереходном транзисторе VT2, и электронного ключа на тринисторе VS1. В цепь анода тринистора включена осветительная лампа (через розетку XS1). Каскад на транзисторе VT1 необходим для более четкого срабатывания автомата на грани заданной освещенности.

В светлое время суток сопротивление датчика освещенности фоторезистора R1 - мало, поэтому • напряжение на эмиттере транзистора VT2 небольшое, оно недостаточно для работы генератора. По мере снижения освещенности это напряжение возрастает и в определенный момент оказывается достаточным для открывания транзистора VT2. Конденсатор С2 быстро разряжается через резистор R6 и управляющий электрод тринистора. Тринистор открывается, лампа освещения вспыхивает. Поскольку генератор начинает и прекращает работать на одинаковом пороге, может наблюдаться мигание лампы. Для устранения этого недостатка и введен каскад на транзисторе VT1 - он подключён к эмиттерной цепи однопереходного транзистора. В итоге, напряжение на эмиттере транзистора VT2 будет зависеть не только от соотношения сопротивлений фоторезистора R1 и резистора R3, но и от напряжения на стоке транзистора VT1. Пока генератор работает, транзистор VT1 открыт, напряжение на его стоке примерно на 1,5-2,5 В меньше, чем на конденсаторе С4. Но как только генератор срабатывает, первые же импульсы напряжения поступают с резистора R6 через конденсатор СЗ на выпрямитель, выполненный на диодах VD1 и VD2. На конденсаторе С1 появляется отрицательное (по отношению к общему проводу) напряжение, и транзистор VT4 закрывается. Напряжение на стоке транзистора возрастает, а значит, увеличивается напряжение и на эмиттере однопереходного транзистора. Генератор начинает работать устойчиво, небольшие изменения освещенности в ту или иную сторону относительно пороговой не сказываются на свечении лампы, включенной в розетку XS1.

Частота следования импульсов генератора более чем в десять раз превышает удвоенную частоту сети, поэтому тринистор будет открываться практически в начале каждого полупериода сетевого напряжения, не создавая помех, присущих подобным регуляторам. Утром, когда освещенность возрастает, происходит обратный процесс. Сопротивление фоторезистора уменьшится, и в какой-то момент времени напряжение на эмитгере транзистора VT2 окажется недостаточным для работы генератора. Импульсы на резисторе R6 исчезнут, транзистор VT1 откроется, напряжение на его стоке уменьшится, что приведет к дальнейшему закрыванию однопереходного транзистора. Тринистор также закроется, лампа погаснет.

Осветительная лампа и тринистор питаются пульсирующим напряжением, снимаемым с выпрямителя, выполненного на диодах VD4 - VD7 по мостовой схеме. Благодаря этому тринистор защищен от весьма «неприятного» обратного напряжения на аноде.

Часть деталей автомата монтируют на печатной плате из одностороннего фольгированного стеклотекстолита. Сам фоторезистор укрепляют у окна так, чтобы на его чувствительный слой не попадали солнечные лучи и свет от уличных фонарей и других осветительных приборов. Кроме того, фоторезистор должен быть защищен от влаги.

Налаживание автомата сводится к установке нужного порога срабатывания подбором резистора R3 - его сопротивление должно быть не менее 10 кОм.


  1. Заключение

Значительную экономию при расходовании электроэнергии дает стабилизация частоты электрического тока. Велики потери электрической энергии и из-за некачественного или устаревшего оборудования электростанций. Сокращение потерь в электротехническом оборудовании на 10-15 % позволило бы нашей стране 2-3 года обходиться без ввода новых мощностей. А для этого необходимо более широко использовать солнечную энергию, энергию ветра, морских приливов и течений,  тем более что научно-технические вопросы превращения их в электроэнергию практически решены.

Итак, несмотря на некоторые затруднения работа была  для меня очень увлекательной. Я овладел массой новых  знаний, усовершенствовал свои умения по составлению и сборке электрической цепи, оформлению презентации. Таким образом  считаю, что поставленная цель достигнута и все задачи успешно разрешены.

Литература:

Физика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Н.А. Лымарева.- Волгоград: Учитель, 2008-187с.:ил.

http://www.radiosait.ru/page_2891.html

http://www.kondratev-v.ru/avtomatika/dva-prostyx-foto-rele.html

http://www.joyta.ru/790-fotorele-upravlyaet-osveshheniem/

http://www.joyta.ru/790-fotorele-upravlyaet-osveshheniem/

http://www.electrik.info/main/praktika/305-samyy-prostoy-sumerechnyy-vyklyuchatel.html

http://www.radioradar.net/radiofan/lighting/two_photorele.html

Приложение №1

~  ~


  • Мне нравится 
Поделиться:

Астрономический календарь. Май, 2019

Два морехода

Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?

Фокус-покус! Раз, два,три!

"Портрет". Н.В. Гоголь