• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Как делают краски"

Опубликовано Храмцова Елена Анатольевна вкл 13.04.2014 - 19:40
Храмцова Елена Анатольевна
Автор: 
Мышанская Вероника

XVI научно-практическая конференция  «Проектная деятельность как средство формирования   информационно-образовательной среды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraski.docx558.54 КБ
Файл kraski.pptx3 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                    средняя общеобразовательная школа № 60                                                                       имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса                                                            Советского района города Ростова-на-Дону

(МБОУ СОШ № 60)

РЕФЕРАТ

«КАК ДЕЛАЮТ КРАСКИ»                                                                                                                                                                                                                 

Выполнила:

ученица  2 класса «В»

Мышанская Вероника                      

 Учитель:

Храмцова Елена Анатольевна

г. Ростов-на-Дону

2014 год

Содержание

Введение………………………………………………………………………….стр.3

Часть 1. История возникновения красок

1.1  Первые краски …………………………………………………………    стр. 4-5

1.2  Краски великих художников. Иконописные краски …………………. стр. 5                             1.3  История  возникновения современных красок..........................................стр. 5-6  

           

Часть 2. Изготовление  современных красок

2.1 Технология изготовления художественных  красок………………………стр.6                                       2.2  Природные пигменты  ……………………………………..….. …     ……стр.7

2.3 Пищевые красители ……………………………………………………...... стр.7

2.4 Состав красок ………………………………………………………………стр. 7-8      

2.5  Изготовление красок в домашних условиях……………………………стр.8

Заключение………………………………………………………                       стр.

Литература ………………………………………………………….                   стр. Приложение …………………………………………………………                  стр.

 Введение

Все дети любят рисовать. И я не являюсь исключением. Творчество - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения,  испытываю желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.  Это занятие позволяет мне расслабиться и отдохнуть после школьных уроков.   Я так увлекаюсь, что забываю обо всем на свете.

Я очень люблю рисовать разными красками:  акварелью, гуашью, масляными красками. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. И современные художники так и поступают.  

Перед первым сентября мы с мамой отправились за покупками. В магазине меня поразило  разнообразие красок для рисования. Я задумалась. Давным-давно, когда не было магазинов и краски не изготавливали на заводах, где же художники  их брали ? Мне стало интересно : как появились краски? Какая краска была самой первой и кто  был первым художником?  Можно ли изготовить экологически чистые краски в домашних условиях?  Я решила найти ответы на эти вопросы.   Определила   тему моего исследования: «Как делают краски?» Наметила цель исследования:  узнать, как появились краски и получить естественные красители дома. Поставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить историю возникновения красок;

2. Опытным путём  определить наиболее подходящие продукты для получения краски в домашних условиях;

3. Провести эксперименты и сформулировать выводы.

         Объектом исследования в данной работе является  краска для рисования.

          Гипотеза: сохранились  и используются ли в домашних условиях  в наше время некоторые способы добывания красок из природного материала?

Практическая значимость: работа может быть использована на уроках изобразительного искусства,  во внеклассной работе, для написания рефератов и в качестве дополнительного материала для любознательных.

 

  1.  История возникновения красок

Любите рисовать или являетесь поклонником живописи? В любом случае всем доводилось в школе посещать уроки изобразительного искусства. Кто-то даже ходил в художественную школу и сделал живопись своей профессией. Но вот откуда берутся краски? Как и из чего их делают?

1.1  Первые краски

Человечество рисует уже не одну сотню лет. Об этом вполне убедительно свидетельствуют и экспозиции музеев изобразительного искусства и наскальные рисунки, которые можно увидеть в некоторых пещерах.

В общем, рисунки есть, а вот откуда взялись краски, особенно у наших далёких предков, оставивших изображения сцен охоты и много других не всегда понятных изображений - вопрос. Причём ответ на него, по крайней мере, первая его часть, достаточно прост.

Вы наверняка замечали, что некоторые растения (ягоды или свёкла) могут окрашивать как кожу рук, так и другие поверхности. Заметили это и наши предки. Кроме растительных красок у них в арсенале были сажа, различные глины и некоторые минеральные пигменты, в частности, охра. Красителями, которыми пользовались пещерные художники, были химические вещества, залегающие в земле (окись железа всех оттенков - от светло- жёлтого до ярко- оранжевого) и марганец ( металлический элемент). Эти вещества измельчались в мелкую пудру и смешивались с жиром (возможно, с животным салом). Так появились первые краски. Ими и рисовал древний человек диких животных, которых он видел вокруг себя.

До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной).  Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями.

         Цветные изображения животных, датированные примерно 30 000—10 000 лет назад до н.э., были обнаружены на стенах пещер Южной Франции и Испании. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились потому, что в эти пещеры не было доступа в течение многих веков.

Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов - охра (от греч. ochros - "желтый"), которая часто встречалась в природе в виде глины или рассыпающихся в пыль комочков. Она была разного цвета:  желтая, коричневая, красноватая.

Для придания рисункам более ярких цветов, использовали наши далекие предки и красную киноварь, и оранжевый сурик. Угольки, копоть и сажа давали краску черного цвета.

Средневековые художники  готовили краски сами, но такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали.

1.2  Краски великих художников. Иконописные краски

          В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.

         Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и цвету. Если вернуться к более давним временам — Риму, то и римские художники использовали приблизительно такое же количество красок. За прошедшие пятнадцать столетий природа отпустила нам еще две-три краски. На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества. Сами же красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же.

1. 3  История  возникновения современных красок

Шли тысячелетия. Человеку понадобились другие краски, более стойкие и яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани.  

          Желтую краску  научились вырабатывать из коры барбариса,  ольхи, молочая и шелковицы.

         Коричневую  - из отвара луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны .

         Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.

         Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и взрослые и дети, есть своя длинная и удивительная история.

     Пурпурный.  В Древнем Риме багряную, пурпурную    одежду мог носить лишь император. Дело в том, что пурпурная краска стоила очень дорого. Ее добывали с превеликим трудом из раковин средиземноморских улиток – багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. А открыли эту краску около 4 тысяч лет назад.

В наших наборах красок можно увидеть ещё один цвет –индиго. Так называется один из оттенков тёмно- синей краски. Он ещё старше пурпура. Ткани, окрашенные индиго, находили в гробницах фараонов, правивших несколько тысяч лет назад Древним Египтом. Само слово «индиго» говорит о том, что родина краски – Индия.  Долгое время никто не знал секрета ее изготовления. А ведь кустарник, из листьев которого получали индиго, рос не только в Индии, но и во многих других странах.

Кармин. У этой краски своя любопытная история. Если пурпур обязан своим происхождением морской улитке, индиго – кустарнику, то кармин ведет свое начало от… насекомых. От крохотных тропических насекомых, которых

называли «кошениль».  Представляете, сколько нужно наловить этой самой кошенили, величиной с божью коровку, чтобы обеспечить хотя бы одну красильню! А ведь в те времена с Востока во все концы света уходили бесчисленные караваны с драгоценными красными шелками и тончайшей шерстью, окрашенной кармином.

         Так, если хорошие краски добывались с большим трудом и стоили очень дорого, то почему же сейчас красок сколько угодно и стоят они совсем дешево?

Химия. Теперь краски получают из каменноугольной смолы и других веществ. Оказалось, что в черном каменном угле можно разыскать все цветовое богатство матушки-природы. От старинных красок сегодня сохранились лишь звучные названия да удивительные истории.  

2.  Изготовление  современных красок

2.1 Технология изготовления художественных  красок

Подробно описать все этапы приготовления красок в рамках статьи просто невозможно, но мы постараемся кратко описать процесс создания различных красок. Начнём с темперы. Эти краски изначально делались на водорастворимой основе, в число компонентов которой входил как раз яичный желток. Сегодня для изготовления темперных красок в промышленных масштабах используют казеин или ПВА (синтетическая поливинилацетатная смола).

Акварельные краски замешивают на основе природного гуммиарабика - это такие смолы растительного происхождения, а в качестве пластификаторов используют мёд, глицерин или сахар. Потому и пишут на упаковках "Акварель медовая". Несмотря на всю безобидность состава, пробовать акварель не стоит: в состав входят и некоторые антисептики, в частности, фенол. При попадании в организм он может стать причиной нешуточного отравления. Акварельные краски родом из Китая, так же как бумага.

Гуашь по своему составу близка к акварельным краскам. Однако при высыхании гуашевые краски значительно светлеют и их поверхность становится бархатистой. Связано это с тем, что в гуашь добавлены белила, дающие такой эффект.

Масляные краски чаще всего изготавливают на основе льняного масла, реже используют алкидные смолы. Впервые эти краски начали делать в Европе в 15 веке, но кто именно их изобрёл - неизвестно. При высыхании масляные краски не меняют свой цвет, позволяя добиваться поразительно глубоких тонов и оттенков.

2.2  Природные пигменты

Любая палитра - это, в первую очередь, основные цвета. Их получают благодаря вот каким пигментам:

         Красный: киноварь, гематит, охры красные.

         Оранжевый: реальгар, ванадинит.

 Жёлтый: аурипигмент, ярозит, вульфенит, гётит, охры светлые, светлый лимонит.

         Зелёный: глауконит, волконскоит, хлориты, эгирин, авгит, малахит, керченит.

         Голубой: азурит (в тонком помоле).

 Синий: лазурит, азурит (в крупном помоле), вивианит (индиго минеральный), рибекит.

         Фиолетовый: лазурит (ультрамарин природный, после умеренного прокаливания).

         Красно-коричневый: гематит, охры тёмные, темный лимонит.

         Коричнево-чёрный: окислы марганца (псиломелан, вад).

         Чёрный: каменный уголь, антрацит, магнетит.

2.3  Пищевые красители

Из всех способов добывания красок из природных материалов с древних времен  некоторые сохранились и в наше время. Мы все с вами практически пользуемся ими хотя бы один раз в год.  Например, красим яйца шелухой лука.

От мамы и бабушки  я узнала, что самый простой способ получить пищевую краску – измельчить, протереть  продукты (фрукты, овощи)  и отжать сок.  Красная и розовая краски получаются из  малины, клубники, клюквы, кизила, брусники, смородины, вишни, красных сиропов, варенья.

Фиолетовая краска получается из сока краснокочанной капусты или свеклы.

Оранжевый краситель получается из смеси красной и желтой краски, а также морковного сока.

Желтая краска получается из мякоти и  цедры лимона, апельсина.

 Зеленую краску можно получить из сока киви или листьев петрушки, которые протирают и отжимают сок.

Коричневая краска получается из крепкого кофе, а охра из чайной заварки.

2.4  Состав красок

В любой краске можно выделить 4 компонента: красящий пигмент, связующие вещества, растворитель,  наполнитель. Каждый из этих компонентов влияет на свойства краски.

В качестве связующих элементов используются клеи животного или растительного происхождения, смолы, углеводороды, которые можно растворить в воде или в маслах, твердеющие масла, различные полимеры.

В красках эти вещества играют роль пленкообразователей. То есть при высыхании краски, именно благодаря связующим, образуют на поверхности прочную пленку, удерживающую в своем составе пигменты и наполнители.

Растворители нужны для того, чтобы краски были менее вязкими, их было проще набирать на кисточку и наносить на окрашиваемую поверхность. Выбор растворителя зависит от того, какое связующее использовано в краске, как правило, в этой роли выступают вода, масла, спирты, кетоны, эфиры и другие углеводороды.

Наполнители вводятся в состав красок с целью модификации их текстуры и матовости. Также не обойтись без наполнителей при изготовлении термостойких красок, в том числе и тех, что применяются в гончарном деле для росписи изделий.

2. 5  Изготовление красок в домашних условиях

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути.

C:\Users\User\Desktop\ПРОЕКТЫ\КРАСКИ\3.jpg

3 стакана воды, 1 стакан кукурузного крахмала, пищевой краситель. Готовим следующим образом. В небольшой кастрюле вскипятите воду. Предварительно растворите кукурузный крахмал в отдельной посуде с водой. Снимите кипящую воду с огня и добавьте смесь кукурузного крахмала. Поставьте снова на огонь и помешивайте до тех пор, пока смесь станет однородной и плотной (около 1 минуты). Снимите с огня. Когда смесь остынет,  делим ее по контейнерам и добавляем пищевой краситель (красители из пасхального набора). Краски готовы. Можно приступать к рисованию.


Заключение

Рисование – процесс удивительный и увлекательный, тем более, если рисовать красками, сотворёнными своими руками из того, что можно есть…

Таким образом, в ходе проведённого мною исследования, я изучила историю возникновения красок; опытным путём определила наиболее подходящие продукты для получения красок в домашних условиях; нарисовала с помощью своих красок рисунки и изготовила закладку.

В ходе опытов мне удалось получить природные краски разных цветов и оттенков.

           Гипотеза о том, что некоторые способы добывания   красок из                                                                                                                              природного материала сохранились и используются  в домашних условиях и в наше время, подтвердилась.

         Своими  исследованиями я поделилась со своими одноклассниками.

Литература

1.Алексеева В. В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973.

2.А.Дитрих  «Почемучка». Москва 1991г.

3.Орлова Н. Г. Иконопись – М.: Белый город, 2004.

4.Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2.- М.: Аванта+, 2005.

Приложение

C:\Users\User\Desktop\image.jpgC:\Users\User\Desktop\image.jpg

C:\Users\User\Desktop\image.jpgC:\Users\User\Desktop\image.jpg

C:\Users\User\Desktop\image.jpg


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как делают краски Работу выполнила ученица 2 класса «В» МБОУ СОШ № 60 Мышанская Вероника Руководитель проекта Храмцова Е.А. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 60

Слайд 2

Цель исследования: узнать, как появились краски и получить естественные красители дома. Задачи: 1.Изучить историю возникновения красок; 2.Опытным путём определить наиболее подходящие продукты для получения краски в домашних условиях; 3.Провести эксперименты и сформулировать выводы. Объектом исследования в данной работе является краска для рисования.

Слайд 3

Первые краски Наскальные рисунки в пещере Ласко во Франции 14000 лет до н.э.

Слайд 4

Иконописные краски В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.

Слайд 5

Пурпурный В Древнем Риме багряную, пурпурную одежду мог носить лишь император. Дело в том, что пурпурная краска стоила очень дорого. Ее добывали с превеликим трудом из раковин средиземноморских улиток – багрянок. Десять тысяч раковин давали чуть больше грамма краски. А открыли эту краску около 4 тысяч лет назад.

Слайд 6

Индиго Индиго. Так называется один из оттенков тёмно- синей краски. Он ещё старше пурпура. Ткани, окрашенные индиго, находили в гробницах фараонов, правивших несколько тысяч лет назад Древним Египтом. Само слово «индиго» говорит о том, что родина краски – Индия.

Слайд 7

Современные краски

Слайд 8

Изготовление красок в домашних условиях

Слайд 9

Изготовление красок в домашних условиях

Слайд 10

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Простые новогодние шары из бумаги

Сочини стихи, Машина

Знакомые следы

Солнечная система. Взгляд со стороны

Свадьба в Малиновке