• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательский проект "Долгий путь воды в стакан"

Опубликовано Феоктистова Елена Николаевна вкл 17.04.2014 - 23:20
Автор: 
Исаев Пётр, Куприна Лидия, Чархчян Армине

ВВЕДЕНИЕ

Все живое вещество нашей планеты на 2/3 состоит из воды. Даже без воздуха возможна жизнь, а без воды – нет. И от качества питьевой воды во многом зависит здоровье людей.  Ведь от того, что мы пьём, от того уровня солей и микроэлементов, которые попадают в наш организм с водой во многом зависит качество работы нашего организма [4]. Из-под крана в нашей школе идёт прозрачная вода, но при кипячении или отстаивании она оставляет интенсивный рыжий осадок. Какое влияние такая вода будет оказывать на здоровье потребителей, и какие меры можно предпринять, чтобы улучшить состояние водопроводной воды в здании школы?

Целью данной проектной работы было изучить качество водопроводной воды в центральном административном округе районе Басманный.

Реализация данной цели будет осуществляться посредством решения ряда задач:

  1. Выявление водохранилища, из которого вода поступает в водопровод исследуемого района.
  2. Изучение состояния воды из водохранилища путём проведения лабораторных (физических, химических и биологических исследований) исследований и независимой экспертизы;
  3. Изучение современных методик очистки питьевой воды;
  4. Анализ состояния труб водопровода города и района;
  5. Анализ качества воды из-под крана в школьной лаборатории и с помощью независимой экспертизы.

ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования в данной работе была питьевая вода и изменение её физико-химических и биологических показателей по мере транспортировки от природного источника до водопроводного крана. Изучение проблемы велось эмпирическим (литературный обзор вопросов очистки, водопроведения и потребления воды в пределах Москвы и мирового опыта решения проблемы) и социологическим (изучение мнения общественности об изучаемой проблеме) методами. В основу исследования качества питьевой воды в нашей школе были положены гидрологические, гидрохимический и гидробиологический методы [2, 18]. Так по результатам исследования был применён метод моделирования.

В ходе работы над проектом был посещен Музей воды г.Москвы. В результате экскурсии было установлено, что Центральный административный округ и в частности район Басманный, где находится наша школа, получает воду с Восточной (бывшей Сталлинской) станции водоподготовки, а туда вода в свою очередь поступает с Учинского водохранилища [3, 4].

Для исследования качества воды и изучения изменения её состава были собраны несколько проб воды из места водозабор и из-под крана. Вода из водозабора была собрана из устья реки Саморядовки, что впадает в реку Учу недалеко от территории водозабора. Сбор осуществлялся из толщи воды и из придонных слоёв прибрежной области (глубина забора проб – 0,5-3 метра). Собранные пробы воды из водозабора были проанализированы гидрологическими, гидрохимическими методами [2, 31-34], а так же гидробиологическими методами в живом и фиксированном состояниях.

Так же был проведён социологический опрос среди учащихся и учителей школы № 2095 на тему «Как Вы оцениваете качество водопроводной воды в нашей школе?». Цель этого опроса состояла в выявлении субъективного впечатления о качестве водопроводной питьевой воды в школе и сравнить его результатами исследования.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Было изучено около сорока источников информации, три из которых, на английском языке. Это позволили всесторонне изучить имеющуюся информацию по данной проблеме.

В результате проведения исследования было установлено, что гидрологическое состояние водопроводной и природной воды соответствует норме по показателям цветность и прозрачность, однако имеет неприятный металлический запах (Приложения, таблица 1, рис. 1) [22-29].

При химическом исследовании водопроводной воды [15, 16] в ней были обнаружены такие опасные химические ионы, как Fe3+, Pb2+, Cl-, SO42-, Cd2+, Al3+, причём многие из них в значительных количествах обнаруживаются в осадке воды после кипячения. При исследовании природной воды из Учинского водохранилища были обнаружены только ионы Fe3+, Cl-, Al3+ в незначительных количествах (Приложения, таблица 2, рис. 2). Причём повторные контрольные исследования химического состава водопроводной воды показали периодический характер появления ионов-загрязнителей. Это может быть следствием просачивания их через повреждённые трубы. Причём при кипячении большая часть ионов выпадает в осадок. Уровень содержания железа повышен как в природной, так и в водопроводной воде.

Анализ значений рН в пробах воды показал, что они лежат в пределах нормы для всех проб как в природной, так и в водопроводной воде [2]. Значения слегка смещены в кислую сторону. Причём кипячение приближает реакцию к нейтральной (Приложения, рис. 3).

В результате гидробиологического исследования в живых пробах воды из источника водозабора обнаружены различные водные организмы планктонной и бентосной формы, среди которых обнаружены в незначительных количествах специфические индикаторные организмы. В частности присутствие и большая численность диатомей родов Pinnularia, Nitzshia (разных видов), Melosira и Cymbella свидетельствуют о наличии в воде ионов тяжёлых металлов, что подтвердилось гидрохимическими исследованиями (Приложения, рис. 4) [9]. Отсутствие сине-зеленых и инфузорий суввоек в пробах свидетельствует о бактериологической чистоте водного объекта и отсутствии в нём органических загрязнителей. В пробах из водопроводной воды живых организмов не обнаружено [1-3, 12].

В результате социологического опроса было установлено, что качество воды в здании школы не удовлетворяет большую часть потребителей по вкусовым качествам, и вода нуждается в очистке. В сыром виде эту воду большая часть опрошенных употреблять опасается.

 

Таким образом, было установлено, что состояние водопроводной воды в нашей школе неудовлетворительное в плане химического состава. Что соответствует также результатам социологического опроса.

 

ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ДЛЯ ГБОУ СОШ № 2095 включает в себя следующие мероприятия:

  1. Организация фильтрации воды в здании школы путём разработки фильтрационной системы на базе механизма обратного осмоса [30, 31] и её установка на вводе водопроводной воды в здание (Приложения, рис. 6). Система включает в себя 5 блоков: угольный фильтр первичной грубой очистки для устранения ржавчины, обратноосмотический фильтрующий блок со сменными картриджами для устранения ионов тяжёлых металлов и вредных анионов, насос, создающий дополнительное давление воды,, бак-накопитель для чистой воды и картридж финишной очистки для устранения неприятного запаха и привкуса. Модель включает в себя также расчёт примерных финансовых затрат на покупку оборудования, монтаж и установку фильтрующий системы в здании школы (Приложения, таблица 3);
  2. Поскольку трубы в здании находятся в плачевном состоянии (Приложения, рис. 5), модель предусматривает прокладку отдельной системы водопровода по принципу стояка для питьевых фонтанчиков, расположенных минимум по одному на каждом из 5 этажей здания (Приложения, рис. 7). Для нашей модели предлагаются трубы из полиэтилена низкого давления, так как они сочетают в себе экологичность, надёжность и простоту монтажа (Приложения, рис.7) [37-41];
  3. Так как проблема экономии чистой питьевой воды остро встаёт во всём мире [8, 10], для регуляции водопотребления предлагается установить счётчики расхода воды на горячую и холодную воду на вводе в здание. Это позволит изучить проблему нерациональных трат питьевой воды [7-11] и наглядно продемонстрировать это потребителям [17, 21, 22];
  4. Пропаганда водосбережения: разработка агитационных плакатов (Приложения, рис. 8) и буклетов, в том числе с опорой на данные, полученные со счётчиков [13, 14]. Агитация защиты природных водных источников.

 

ДАЛЬНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ: привлечение внимания общественности к проблеме защиты питьевой воды (выступления на родительских собраниях и педагогических советах), независимый анализ проб воды для достоверности данных, установление фильтрационной системы в здании школы.

ВЫВОДЫ

Анализ состояния питьевого водоснабжения в стране и столице свидетельствует о том, что качество питьевой воды во многих районах города не соответствует норме. В числе причин продолжающиеся загрязнения водоисточников, низкий уровень внедрения современных технологий водоочистки и прочих инноваций,  высокая (более 50%) изношенность разводящих сетей, недостаточность бюджета контролирующих компаний, региональная особенность источников водоснабжения, связанные с дефицитом или избытком биогенных элементов, оказывающих негативное влияние на здоровье населения [22-41].

Действительно, проблема дефицита качественной питьевой воды остро стоит уже в масштабах всей планеты [19, 20]. Не является исключением и Россия. Отличие же в том, что мы в, осознании этой опасности  несколько поотстали от большинства западных стран. Обладая четвертью мировых запасов пресной воды, мы, не задумываясь, растранжириваем её, практически не заботясь о её качестве, а значит и о здоровье населения [5, 6, 7].

На сегодняшний день каждый житель города должен понимать важность защиты источников пресной воды и задумываться о том, как обеспечить максимально эффективное их использование и наилучшее качество самого важного источника жизни на нашей планете. Для этого необходимы не только организация систем водоочистки и модернизация водопроводных сетей, но и активная просветительская работа среди населения. Проблема есть – и её нужно озвучивать, привлекая внимание общества.

И ныне, и впредь необходимо заниматься решением проблемы качества питьевой воды: путей может быть много – инновации, всякого рода материальное стимулирование, усиление контроля и надзора, но главное помнить: вода – это жизнь! И, как и жизнь, вода на планете – бесценна!

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ:

  1. Бакеева Е.Н. Гидробионты в оценке качества вод суши/ Е.Н.Бакеева, А.М.Никаноров. – М.: Наука, 2006
  2. Винберг Г.Г. Методические рекомендации по сбору и обработке материалов при гидробиологических исследованиях/ Винберг Г.Г. – М.: Прогресс, 1984
  3. Голлербах М.М. Синезелёные водоросли/ М.М.Голлербах, Е.К.Косинская, В.И.Полянский. – М.: Совет.наука, 1953
  4. Глобальная экологическая перспектива 3. – М.: ИнтерДиалект, 2002; Вода для людей, вода для жизни. Доклад ООН о состоянии водных ресурсов мира. Обзор (Программа оценки водных ресурсов мира). – М., 2003.
  5. Данилов-Данильян, В. И. Устойчивое развитие (теорети­ко-ме­тодо­логи­че­скийанализ) // Экономика и математические методы. – Т. 39. – вып. 2. – 2003.
  6. Данилов-Данильян, В. И., Лосев, К. С. Потребление воды: экологический, экономический, социальный и политический аспекты. – М.: Наука, 2006.
  7. Данилов-Данильян, В. И., Лосев, К. С. Указ. соч.
  8. Данилов-Данильян, В. И. Дефицит пресной воды и мировой рынок // Водные ресурсы. – 2005. – Т. 32. – № 5. – С. 625–633.
  9. Комисова Т.Е., Лесняк Л.И, Симчук О.В. Водоросли как индикатор загрязнения водоёмов урбоэкосистем (на примере г.Луганска). – Вестник ХНУ тмени В.Н.Каразина Серия «Экология» - 2012
  10. Конопляник, Ал. А. Концепция «виртуальной воды» (рукопись в электронном виде). – 2006.
  11.  Крайнов С.Р., Фойгт Г.Ю., Закутин В.П. Геохимические и экологические последствия изменений химического состава подземных вод под влиянием загрязняющих веществ // Геохимия. 1991. № 2.
  12. Куренной В.В. , Пугач С.Л., Седов Н.В., Рачков М.М. Проблемы сосредоточенной эксплуатации подземных вод // Геол. вестник центр. районов России // 1999. №3.
  13. Небел Б. Наука об окружающей среде. М.: Мир, 1993.Т.1. С.229 – 248.
  14. Пигу, А. Эко­но­ми­че­ская теория благосостояния. – М.: Экономика, 1985.
  15. Руководство по контролю качества питьевой воды. Том 1. Рекомендации. ВОЗ, Женева, 1986.
  16. Справочник предельно допустимых концентраций вредных веществ в пищевых продуктах и среде обитания. М., 1993.
  17. Среднесрочная программа (1997 – 2001) рационального использования и охраны водных ресурсов Российской Федерации. М., 1991. Вып.1.
  18. Экологический энциклопедический словарь. – М.: Ноосфера, 2002.
  19.  Rodda, G. On the problems of assessing the World water resources // Geosci and water resource environment data model. – Berlin: Heidelberg, 1997. – P. 14–32.
  20.  Meadows, D. H., Meadows, D. L. et al. The Limiting to Growth. – N. Y.: Potomac, 1974.
  21.  Gleick, P. H. Global freshwater resources: soft-path solutions for the 21th century // Science. – 2003. –302, № 5650. – P. 1524–1527.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:

  1. http://www.mnepu.ru/
  2. http://www.coolreferat.com/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B
  3. http://www.socionauki.ru/journal/articles/129824/
  4. http://www.watermap.ru/moscow/7
  5. http://www.o8ode.ru/article/dwater/ka4ectvo_mockovckoi_pitevoi_vody.htm
  6. http://www.bwpu.ru/vodoxranilishha-moskvyi-zagryaznenyi-lekarstvami-i-toksicheskimi-veshhestvami.html
  7. 23.http://inmosreg.ru/multimedia_infographics/20130926/601293278.html
  8. http://testan.rusgor.ru/moscow/museum/voda.htm
  9. http://ecomasterwl.ru/faq/articles/vodoprovodnaya_voda_v_moskve/
  10. http://ecozon.pro/doochistka-vodoprovodnoy-vody
  11. http://www.russfilter.ru/catalog/products/water_analysis/chemical_analysis_of_water/ (независимая экспертиза воды)
  12. http://water-russia.ru/?p=373
  13. http://mirnov.ru/arhiv/mn965/mn/12-1.php
  14. vodainfo.com
  15. http://www.mosvodokanal.ru/index.php?do=cat&catego...
  16. http://www.coolreferat.com/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%B0_-_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B5
  17. http://www.vashaibolit.ru/753-domashnyaya-ochistka-vodoprovodnoj-vody.html
  18. http://o-trubah.ru/materialy/plastikovie/vodoprovodnye-plastikovye-truby-224
  19. http://inmosreg.ru/multimedia_infographics/20130926/601293278.html
  20. http://www.stscom.ru/gost/gost_18599_2001.pdf (ГОСТ)

 

Поделиться:

Ночная стрельба

Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"

Любимое яичко

Сказка "Узнай-зеркала"

Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский