АННОТАЦИЯ
Все дети знают стихи А.Л. Барто для малышей, но как выяснилось, стихи для подростков известны не всем. Недавно я прочитал малоизвестное стихотворение А.Л. Барто «Дом переехал» и заинтересовался описанными в нём событиями: возможно ли это в жизни: не сломать и снова возвести дом, а передвинуть его вместе со спящими жильцами, да ещё на расстояние 50 метров! Вот так диво! Никто из опрошенных мною взрослых людей не мог мне дать точного ответа – что же происходило на самом деле и действительно ли описанные события – это быль, а не авторская выдумка. Вместе с родителями мы начали вести поиск по сбору информации, но оказалось, что в музеях и в архивах московских музеев очень мало сведений об этом историческом факте. Тогда мы стали искать литературу, которая помогла бы нам открыть малоизвестную страницу в истории нашего города. Мне удалось не просто воспроизвести хронику событий, но и создать копию - образец устройства для передвижки строений, пройти по улицам, где перемещались здания и восстановить хронику событий 30-х годов, безвозвратно канувшую в прошлое.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 102.82 КБ |
![]() | 558.32 КБ |
![]() | 490.31 КБ |
![]() | 434.88 КБ |
![]() | 2.2 МБ |
Слайд 1
1. По вашему мнению, Агния Барто : 3. В стихотворении «Дом переехал» есть такие строки: «Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе … … Вас решили в вашем доме в переулок отвезти…» Как вы считаете, возможно ли на самом деле, что дом с жильцами вместе может быть передвинут на новое место? Бланк анкеты АНКЕТА 1. По вашему мнению, Агния Барто : Певица Поэт Художник 2. Прочитайте первые строки стихотворений А.Барто , отметься, те стихотворения, которые вы читали: «Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик» «Друг напомнил мне вчера, сколько сделал мне добра» «Зайку бросила хозяйка – под дождем остался зайка» «Возле Каменного моста, где течет Москва-река» «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» «Что болтунья Лида, мол, это Вовка выдумал» 3. В стихотворении «Дом переехал» есть такие строки: «Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе… … Вас решили в вашем доме в переулок отвезти…» Как вы считаете, возможно ли на самом деле, что дом с жильцами вместе может быть передвинут на новое место? Да Нет 4. Известны ли вам случаи, когда дома были передвинуты с одного места на другое? Да Нет 5. С чем, по вашему мнению, может быть связано перемещение домов? Дом мешает дорожному движению Дом устарел и утратил архитектурную и историческую значимость Жильцам дома не нравится их улица Дом является памятником архитектуры, но мешает новой застройке Другое ________________________________ 6. Хотели бы вы больше узнавать из истории своего города? Да Нет Результаты опроса учеников 3-х классов ГОУ ЦО №2006 Общее количество заполненных анкет – 30 штук Период проведения опроса - январь 2013г.Слайд 2
4. Известны ли вам случаи, когда дома были передвинуты с одного места на другое? 5. С чем, по вашему мнению, может быть связано перемещение домов? 6. Хотели бы вы больше узнавать из истории своего города? 2. Прочитайте первые строки стихотворений А.Барто , отметься, те стихотворения, которые вы читали:
Слайд 3
В ыводы Практически все ученики правильно определили, что А.Л. Барто поэт. Значительное большинство опрошенных знают стихи А.Л. Барто для малышей, и лишь единицы ответили, что читали ее стихи для более старших ребят. В вопросе возможно ли, что дом может переехать с жильцами вместе, мнения разделились практически пополам. Почти треть опрошенных сказали, что им известны случаи, когда дома были передвинуты, но по некоторым комментариям можно сделать вывод о том, что на самом деле никто не имеет в виду такие большие дома, о которых идет речь в моем исследовании. Так что возможно, для получения более полной информации было необходимо данный вопрос уточнить. Ответы по поводу того, почему дома могли быть передвинуты, разделились, хотя большинство правильно определило причину. Данный опрос подтвердил мою гипотезу о том, что стихи А.Барто для самых маленьких всем известны, а вот остальные ее произведения практически не читают современные школьники. Многие ребята в своих анкетах оставляли комментарии, которые дают понять, что опрошенные школьники скорее верят в силу волшебства, способную передвигать дома, нежели на самом деле знают исторические случаи передвижки домов. Практически все из опрошенных желают знать больше из истории своего города, также мои школьные товарищи проявили заинтересованность моим исследованием.
Слайд 1
МОДЕЛЬ ПЕРЕДВИЖКИ ЗДАНИЯ Автор: Ученик 3 «В» класса ГОУ ЦО №2006 Ермаков ГлебСлайд 2
Для наглядности я решил собрать модель передвижки дома из Лего Для начала сделал площадку для движения, а на нее установил рельсы Потом был собран дом для переезда и установлен на домкраты на стартовую позицию Дом поднимается на домкратах подведенных под усиленный фундамент На рельсы устанавли ваются катки из фломас теров Катки закатываются под висящий дом и домкраты опускают дом на катки. К дому цепляется трос лебедки Теперь я кручу вал лебедки Он наматывает трос, подтягивая дом к себе И дом начинает двигаться на катках как на роликах Дом приехал на нужное место, теперь можно отцепить лебедку И необходимо опять поднять дом на домкратах После извлечения из под дома катков дом опускается на домкратах на новый фундамент УРА! Дом переехал!
Департамент образования города Москвы
Юго-Западный административный округ
ГОУ ЦО школа № 2006
Тема: «Неизвестные страницы Москвы».
Работу при поддержке родителей выполнил:
Ермаков Глеб Денисович
Ученик 3 «В» класса средней школы № 2006
Свидетельство о рождении II-МЮ № 669313
Выдано: Академический отдел ЗАГС
Управления ЗАГС Москвы
23 января 2004 г.
Дата рождения: 15 января 2004г.
Домашний адрес: Бульвар Дмитрия Донского
д.11, кор.2, кв.303
Домашний телефон: 8-495-713-51-00
Научный руководитель:
Сухова Татьяна Митрофановна
Учитель высшей категории
Почетный работник РФ
Победитель конкурса лучших учителей РФ 2007 г.
Лауреат Почетной премии имени Жанны Гаспарян
Лауреат конкурса «Учитель года – 2000»
Победитель VI смотра – конкурса «Москва на пути к культуре мира»
Домашний телефон: 8-495-712-11-24
2013г.
Код работы:
Автор: Ермаков Глеб (при поддержке родителей), 3 «В» класс
ГОУ ЦО № 2006 Северное Бутово ЮЗАО
Тема работы: Неизвестные страницы Москвы
Руководитель: Сухова Татьяна Митрофановна, учитель начальных классов ГОУ ЦО № 2006
АННОТАЦИЯ
Все дети знают стихи А.Л. Барто для малышей, но как выяснилось, стихи для подростков известны не всем. Недавно я прочитал малоизвестное стихотворение А.Л. Барто «Дом переехал» и заинтересовался описанными в нём событиями: возможно ли это в жизни: не сломать и снова возвести дом, а передвинуть его вместе со спящими жильцами, да ещё на расстояние 50 метров! Вот так диво! Никто из опрошенных мною взрослых людей не мог мне дать точного ответа – что же происходило на самом деле и действительно ли описанные события – это быль, а не авторская выдумка. Вместе с родителями мы начали вести поиск по сбору информации, но оказалось, что в музеях и в архивах московских музеев очень мало сведений об этом историческом факте. Тогда мы стали искать литературу, которая помогла бы нам открыть малоизвестную страницу в истории нашего города. Мне удалось не просто воспроизвести хронику событий, но и создать копию - образец устройства для передвижки строений, пройти по улицам, где перемещались здания и восстановить хронику событий 30-х годов, безвозвратно канувшую в прошлое.
Гипотеза данной работы:
- Однажды я прочитал стихотворение Агнии Барто «Дом переехал» о мальчике, который отдыхал в «Артеке», а когда вернулся в Москву, то не нашел свой дом, я предположил, что возможно это стихотворение основывается на событиях, реально происходивших в Москве. Возможно, на самом деле существуют дома, которые передвинули.
Цель данной работы:
- Познакомиться с историей перемещения домов в мире и при расширении Тверской улицы.
- Понять, зачем расширяли Тверскую улицу и изменяли облик Москвы в 30-х годах ХХ века.
- Установить подлинность событий, описанных в стихотворении А.Л. Барто «Дом переехал».
- Познакомить учеников и учителей с результатами нашего исследования этой малоизвестной страницы Москвы.
- Разместить собранный материал в музее «Колесо истории» школы №2006.
Задачи данной работы:
- Собрать материал по истории перемещений зданий в мировой практике.
- Изучить вопрос передвижки зданий на Тверской улице.
- Создать макет устройства по передвижке зданий и попробовать воспроизвести работу данного механизма.
- Найти на Тверской улице здания, которые передвинули.
- Оценить уровень осведомленности детей об этих малоизвестных страницах в истории Москвы.
Методы сбора информации:
- Подбор справочной и исторической литературы по вопросу передвижки зданий
- Подбор фото-документов
- Посещение музеев (Музей архитектуры им. Щусева, Государственный исторический музей, Музей истории г. Москвы).
- Посещение Тверской улицы и поиск сохранившихся перемещенных зданий
- Просмотр художественного фильма «Новая Москва» 1938 года
- Опрос одноклассников и учителей о том, известно ли им стихотворение А.Барто «Дом переехал», и знают ли они что-то о факте передвижки зданий.
План выполнения работы:
Описание результатов работы:
В результате проведенного исследования мы узнали, что действительно огромные дома можно передвинуть с места на место.
Это позволило нам сохранить исторически и архитектурно значимые объекты навсегда. Но, к сожалению, огромная часть старой Москвы была просто уничтожена и стерта с лица земли. Для нас приоткрылись новые страницы истории нашего города, оказывается, некоторые дома, мимо которых мы проходим по центральным улицам Москвы, когда-то стояли на другом месте, да и сами улицы выглядели совсем по-другому. А самое главное, что мы приоткрыли для себя важные и неожиданные страницы прошлого Москвы, прикоснулись к ее истории, а без истории, как известно, невозможно построить будущее.
Используемые источники информации:
Печатные носители информации:
Интервьюирование:
Электронные носители информации:
Введение
Однажды я прочитал стихотворение Агнии Барто «Дом переехал», мне было непонятно, о чем же все-таки это стихотворение, и возможно ли это на самом деле, что дом можно передвинуть. В этом стихотворении есть вот такие строки:
- Ох, - вздыхает постовой, -
Дом мешает угловой!
Сёма долго не был дома -
Отдыхал в Артеке Сёма,
А потом он сел в вагон,
И в Москву вернулся он.
Вот знакомый поворот -
Но ни дома, ни ворот!
И стоит в испуге Сёма
И глаза руками трёт.
Дом стоял на этом месте,
Он пропал с жильцами вместе!
И тогда я решил разобраться, что же происходило на самом деле, и каким событиям посвящено данное стихотворение. Мы с родителями обратились в Государственный исторический музей, Музей Москвы и Государственный центральный музей современной истории России, но нам ответили, что информации по данному вопросу в их музее нет, и рекомендовали поискать в другом музее. Так мы попали в Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева. В этот период в музее проходила выставка «Большая Москва 20 век», посвященная тому, как росла и изменялась наша столица в прошлом веке. И оказывается, именно тогда некоторые дома действительно мешали прокладывать новые дороги, строить новую столицу. Тогда же я стал искать литературу, где было бы описание тех событий, но к моему огромному удивлению, в книгах про это ничего не написано. По какой-то причине оказалось, что это почти секретная информация, вообще мало кто слышал о том, что когда-то в Москве передвигали дома. Мне еще больше захотелось приоткрыть эту малоизвестную страничку истории нашего города.
История развития плана Москвы
Москва строилась и расширяла границы с первого дня своего основания. В ХХ веке рост города обрел стремительную динамику - вопросы реконструкции стали широко обсуждаться в обществе, с ними связывались идеологические и архитектурные амбиции нескольких поколений. Особенно актуальной реконструкция стала после 1918 году, когда после 200-летнего перерыва Москва опять стала столицей России.
В связи с этим на конкурсной основе началась подготовка составления для Москвы нового градостроительного плана. Свои авторские идеи о развитии Москвы выдвигали крупные архитекторы и их группы.
Самые экстремальные предложения включали чуть ли не создание абсолютно нового города на месте старого. Одной из интересных идей развития города была идея архитектора Н.А.Ладовского, который предположил, что Москва должна была принять форму кометы с историческим центром города в качестве ядра; осью должна была служить Тверская улица. Со временем Москва, развиваясь в северо-западном направлении, могла слиться с Ленинградом. Победила идеология сохранения планировочных традиций Москвы, складывавшихся веками.
В 1931 году Москву решили сделать идеальным социалистическим городом, попутно устранив проблему перенаселенности и хаотичности прежней застройки. Спустя несколько лет в июле 1935-го, был готов план реконструкции города разработанный В.Н. Семеновым и С.Е. Чернышевым, по которому старая, патриархальная Москва, с узкими улочками, церквями и деревянными домами, превращалась в пышную столицу.
Основным положением Генплана 1935 года являлась необходимость «сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей».
Прорезая кольца, к Кремлю должны были устремиться улицы-радиусы. Иногда — совершенно новые (проспект академика Сахарова, Новый Арбат, Комсомольский проспект), но чаще расширенные старые (Тверская, Б. Якиманка, Б. Ордынка). Красная площадь расширялась в несколько раз; окрестности Кремля превращались в транспортную воронку, в которой сходились сквозные магистрали-диаметры. Но так не случилось: планы редко выполняются полностью. В 30-е успели расширить Тверскую и Садовое кольцо, Новый Арбат пробивали уже в 60-е годы.
«Вьется улица-змея»
Белинский писал о Тверской улице так: «Один дом выбежал на несколько шагов на улицу, как будто бы для того, чтобы посмотреть, что делается на ней, а другой отбежал на несколько шагов назад, как будто из спеси или из скромности». Еще ярче охарактеризовал Тверскую Маяковский: «Вьется улица-змея». Конечно, это никуда не годилось. И ее стали делать «прямой, как стрела, и торжественной, как гимн». В 1930-е из-за кривизны и узости улицы Тверская была отстроена заново. Церковные сооружения и многие исторические здания были снесены, и на расширенной улице появились новые здания.
Грандиозная перестройка Тверской началась в 1937 году по Генеральному плану реконструкции Москвы. Ее спрямили и расширили. Улица на отдельных участках увеличилась почти в три раза, с 19 м. до 61м в ширину. Большинство зданий были снесены, т.к. не вписывались в советский архитектурный облик или выступали за "красную линию" новой, расширенной в 3 раза улицы. Однако некоторым зданиям повезло - по разным причинам они уцелели, т.к. были ... передвинуты на десятки метров со старых мест.
Как все начиналось
Итак, чтобы доказать свою незыблемость, архитектура вынуждена была передвигаться, и главной ее опорой становятся инженерные знания и выдающиеся способности человека. Как это было возможно, вот в чем я хотел бы разобраться.
Перемещение зданий позволяло сохранить ценные архитектурные сооружения, показать другим странам свое могущество, а также исправить архитектурные ошибки.
История эта началась давным-давно – в XV веке, когда итальянский инженер Аристотель Фьораванти заключил в клетку каменную колокольню церкви Санта Мария Маджоре в городе Болонья и с помощью воротов и канатов, тянувших махину ростом в девятиэтажный дом по полозьям, отодвинул ее на 13 метров в сторону. Довольно долго слухи о едущих домах общественность не тревожили, пока в 1870 году в Нью-Йорке не была зарегистрирована фирма, специализирующаяся на передвижке строений. И дома по Америке поехали и поплыли. Не спеша переехало по железной дороге из одного города в другой здание суда, закрепленное на четырех платформах. Перебрались поближе к железной дороге вместе со своими домами жители небольшого городка в штате Джорджия. А в штате Делавэр можно было наблюдать целый поселок трехэтажных домов офицеров речного флота, плывущий на баржах к новому месту назначения.
Путешествовали и более монументальные строения. В Бостоне для расширения проезжей части отодвинули гостиницу весом в две тысячи тонн. В Питтсбурге церковь с двумя рядами колонн внутри не только сдвинули с насиженного места, но и подняли домкратами на 2,5 метра. Аж на 26 метров переместили капитальное здание Иллинойской железной дороги в Чикаго. Дома не только передвигали, но разворачивали, поднимали, опускали, разрезали.
И о предыстории отечественной, когда в 1812 г. в Моршанске местный умелец Дмитрий Петров передвинул деревянную церковь.
Разумеется, американское изобретение, как его тогда называли, не прошло мимо России. Первой экспериментальной ласточкой оказался двухэтажный дом на Каланчевке, мешавший расширению товарной станции Николаевской железной дороги. Строение основательное, разбирать трудно, сносить жалко, решили двигать. Возглавил работы инженер Иосиф Федорович. Дело было в 1898 году, народ к американским веяниям относился скептически и предрекал первопроходцу позор, а прочим участникам – смерть под развалинами.
Готовились к задуманному тщательно. Дом «раздели» – сняли окна и двери, разобрали полы и печи. Обвязали его обручем из рельсов, предварительно разогретых на керосиновых горелках, которые, остывая, стянули стены. Стены отрезали от основания и подвели под них раму из рельсов. Проложили путь следования. Установили домкраты и лебедки.
В назначенный день на Каланчевке собралась толпа. Священник произнес прочувствованную речь, Федорович предложил присесть на дорожку, и – с Богом! – махина сдвинулась с места. Так началась первая в стране передвижка многотонного сооружения. Путешествие в 50 метров заняло неделю. В результате дом № 32/61 можно до сих пор наблюдать на Каланчевской улице.
Победитель Федорович сделал доклад в Императорском русском техническом обществе. Газеты шумели. В «Русском листке» был оперативно опубликован злободневный стих:
Нельзя сказать, чтобы проворно, Но все ж – единственный пример! Дом продвигается упорно, И торжествует инженер! А затем наступила пауза.
В 1899 г. при строительстве костела на М.Грузинской улице инженер Ростен передвинул два небольших дома. Но все же передвижка домов в дореволюционное время широкого распространения не получила. Эта практика возобновилась позднее, когда в 1934 г. инженер Кирлан передвинул в Макеевке каменное двухэтажное здание почты весом 1300 тонн. Предварительно он проделал опытную передвижку небольшого одноэтажного домика весом 70 тонн. Годом позже на руднике в Кривом Роге передвинули жилое здание весом 1500 тонн на расстояние 240 м.
Передвижник архитектуры
Первый дом по проекту и под руководством Э.М.Генделя был передвинут на 25 метров в октябре 1935-го, всего за 25 (по другим сведениям - за 36) дней - "к ноябрьским праздникам". В Москве с Тверской улицы на 2-ю Брестскую переносили трамвайные пути с одновременной пробивкой проезда на Садовое кольцо. Работам мешала фидерная подстанция - небольшое двухэтажное здание весом всего в 320 тонн. Эту "пробную" передвижку выполнил Метрострой.
В середине 1936 г. была создана специализированная контора, куда Э.М.Гендель перешел из Метростроя вместе с другими специалистами и рабочими, уже проверившими свои силы в новом деле. Отрабатывая технологию, испытывая оснастку и оборудование, они переместили шесть небольших кирпичных зданий. В январе 1937 г. - домик Апрелевского завода грампластинок (Московская область) весом в 690 тонн, а затем - пять небольших строений, мешавших спрямлению русла Москвы-реки в районе Серебряного Бора. Здесь специалисты конторы осваивали такие "маневры" как изменение направления движения и развороты зданий.
Контору вскоре преобразовали в "Трест по передвижке и разборке зданий". Ее главным инженером и стал Э.М.Гендель.
Первое серьезное испытание - передвижка дома №77 по улице Осипенко. Было решено часть дома длиной 88 м передвинуть и развернуть на 19 градусов. Конструктивная жесткость здания не была надежной, тем не менее, главный инженер треста решил передвигать дом. Несмотря на обвинения в авантюризме, Э.М.Гендель стоял на своем, и остальные специалисты его поддержали. Дом двигали без отселения людей, продолжали работать все инженерные системы здания: электроснабжение, водопровод, канализация, телефон. Операция прошла успешно.
Саввинское подворье: дом – «сказка», который подвинули
В 1937 году строительству одного из огромных новых зданий на Тверской мешало Саввинское подворье - сказочный терем. Оно украшало Тверскую улицу в самом ее начале, и называлось "великолепным образцом русского стиля", одним из "украшений Тверской". Сносить его рука не поднималась - совсем новый дом, даже не дом, а целый жилой комплекс - пять соединенных корпусов, замыкающих со всех сторон два внутренних дворика-колодца. Дом-гигант, дом-красавец решено было сохранить.
Но задачка-то оказалась сложнейшей. Во-первых, вес. Даже в Америке в то время не перевозили домов тяжелее 11 тысяч тонн. А подворье весило целых 23 тысячи. Во-вторых - сложная, многокорпусная структура здания. Со всем этим пришлось повозиться, но приемы, в сущности, остались теми же - рельсы, катки, лебедки. И зимой 1937-1938 годов дом благополучно переехал вглубь от улицы, освободив место для новой застройки. Оптимизм внушала и стоимость работ - всего 45 процентов от стоимости самого здания.
После укладки 36 рельсовых путей, монтажа лебедок и домкратов дом был готов к передвижке. Жильцы, зная, что их дом передвинут, волновались и просили предупредить о начале передвижки, чтобы успеть переселиться к родственникам. Но им указывали заведомо ложные сроки, и, как позднее вспоминал Э. Гендель, руководитель работ, делалось это сознательно. Ночью 4 марта 1939 г. в 2 часа 03 минуты 20-тонная лебедка плавно сняла дом и покатила его на новое место. Все инженерные коммуникации были присоединены к зданию с помощью гибких временных связей. Дом действительно передвигался очень плавно, и многие жильцы узнали об этом путешествии лишь утром. Даже выстроенная накануне шестилетней девочкой Инной башня из кубиков осталась целой. Только старое Саввинское подворье уезжало со скоростью 6–10 м в час... Жилое здание весом 23 тысячи тонн было передвинуто вглубь квартала на 50 метров без отселения жильцов! В момент перемещения он числился по улице Горького под номером 24, а после ее капитальной реконструкции и перенумерации домов оказался во владении 6! А это значит, что на месте 12 старых домов поднялось всего 3 новых!
Дом генерал-губернатора, Моссовет или Мэрия Москвы
13 сентября 1939 году здание Моссовета весом в 2000 тонн было передвинуто на 13.65 метра от проезжей части на новую красную линию расширяемой Тверской улицы. Переезд готовился 4 месяца, а прошел за 41 минуту. Рекорд установили. Правда, в стенах и перекрытиях возникли деформации, появились трещины. Позже, при надстройке и реконструкции, пришлось встраивать в здание 24 металлические колонны.
Новые рекорды
Еще более впечатляющей была передвижка в 1940 г. здания Московской глазной больницы на улице Горького весом 13,3 тысяч тонн, построенного в XVIII в. архитектором М.Ф.Казаковым. Дело осложнялось тем, что дом изначально стоял на заболоченном грунте. Начальник участка, которому поручили работу, написал докладную в Моссовет, назвав эти планы авантюрой, за что и был уволен. В результате здание было передвинуто на 93,36 м, сначала с поворотом на 97 градусов, а потом в диагональном направлении. В завершение была проведена надвижка здания на заранее возведенный 1-й этаж.
Все передвижки, конечно, представляли собой грандиозное зрелище, хотя значительная часть работ велась ночью. В 1941 г. на улице Горького под руководством Э.М.Генделя было передвинуто еще четыре 3-4-этажных здания.
Значительно позже, в 1958 г. под руководством Э.М.Генделя, с линии застройки Комсомольского проспекта были вдвинуты в глубину квартала два одинаковых здания. По рассказам очевидцев, работы велись так, что людей даже не тревожили, они сидели в помещениях и трудились.
Всего в 1930-е годы в Москве переехали 23 каменных дома. В послевоенное время счет путешествующих зданий пошел на единицы.
В Москве перемещались не только дома, но и памятники. Так в 1950 на месте снесенного Страстного монастыря был разбит сквер с фонтанами, а с другой стороны Тверской на всем знакомое место перенесён памятник Пушкину, стоявший напротив колокольни в начале Тверского бульвара.
Покинул Пушкинскую площадь особняк Сытина. «В пять утра, когда рассвет только намечался над городом, были закончены последние приготовления... Стрелки на приборах показали усилие 170 тонн. Мощные блестящие цилиндры четырех домкратов уперлись в стальные балки, на которых покоился готовый к передвижке дом, и он медленно покатился по рельсам вдоль главной улицы Москвы...», – так романтично описывал это корреспондент «Труда» в апреле 1979 года. В тот период, когда я работал над изучение этого вопроса, я разговаривал со некоторыми знакомыми взрослыми, и мне повезло. Оказалось, что подруга моей бабушке сама наблюдала, как передвигали дом Сытина.
Последним событием в этой области стала в 1983 году реконструкция МХАТа в Камергерском переулке, когда здание разделили вертикально по линии театрального занавеса, и часть со сценой была отодвинута на 12 метров. Стены, весившие около 5 тонн, неделю перерезали стальными тросами. Все. Больше дома не ездят. Даже как-то жаль.
Технология передвижки
Технология передвижки состояла в следующем: в уровне цоколя здание подрубалось, омоноличивалось железобетонным кольцом, ставилось на катки и рельсы. Здание по каткам и рельсам двигали с помощью лебедки. Стоять позади здания было страшно - катки вылетали как из пушки. После изучения литературы я сделал свою модель передвижки домов из Лего-конструктора.
Заключение
В ходе работы над данным проектом мы изучили малоизвестные факты перемещения домов в мире и отдельно остановились на том, что происходило при расширении Тверской улицы.
На Тверской улице мы нашли здания, которые были передвинуты в довоенные годы.
Нам стало понятно, зачем расширяли Тверскую улицу и изменяли облик Москвы в 30-х годах ХХ века.
Мы установили подлинность событий, описанных в стихотворении А.Л. Барто «Дом переехал».
Оценив уровень осведомленности детей об этих малоизвестных страницах в истории Москвы, мы еще раз можем утвердительно сказать, что факты передвижки домов практически никому не известны, тем более школьникам.
По итогам работы над проектом познакомили учеников и учителей с результатами нашего исследования этой малоизвестной страницы Москвы.
Собранный материал мы разместили в музее «Колесо истории» школы №2006.
На основании изученной литературы мне удалось создать макет устройства по передвижке зданий и попробовать воспроизвести работу данного механизма на практике.
Мы говорим о том, как меняется привычная картинка старого города сейчас. Но что творилось в 30-е годы! Древняя история столицы должна была уступить место социалистическому великолепию. В 1931 взорван храм Христа Спасителя, на месте которого устроен открытый чудо-бассейн «Москва» (чтобы позже быть в свою очередь снесенным и снова превратиться в храм – только уже копию). В 1937-м – снесен Страстной монастырь и на его месте устроен знакомый нам сквер, куда перевезен со своего исконного места в изголовье Тверского бульвара памятник Пушкину.
Тверская улица после реконструкции во многом потеряла свой первозданный облик.
На мой взгляд, невозможно однозначно оценить хорошо или плохо, то, что старые дома взрывались, и лишь немногие уцелели, благодаря тому, что их перенесли. Возможно, надо было сохранять гораздо больше зданий и памятников, чтобы сохранить старую Москву с ее историей. Но однозначно то, что нельзя забывать и замалчивать то, что происходило на самом деле. Ведь не зная истории, невозможно построить будущее.
В последние годы Тверская постоянно преображается. Улица по-прежнему многолюдна и нарядна. Обилие транспорта оказало Тверской плохую услугу, она считается зоной экологического бедствия. В тот период, когда я занимался данной работой, я ездил на Тверскую улицу, искал дома, о которых идет здесь речь, и также наблюдал, как изменяется наша главная улица. Еще совсем недавно по ней практически нельзя было проехать, она была загружена машинами, а в настоящее время правительство Москвы приняло решение о расчистке Тверской улицы от стоящих на ней машин. На моих глазах эвакуировали припаркованные автомобили. Кто-то тоже скажет, что это плохо, но именно после этого она опять стала похожа на главную улицу нашей столицы, по которой мчатся автомобили.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Анкета
Певица
Поэт
Художник
«Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик»
«Друг напомнил мне вчера, сколько сделал мне добра»
«Зайку бросила хозяйка – под дождем остался зайка»
«Возле Каменного моста, где течет Москва-река»
«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу»
«Что болтунья Лида, мол, это Вовка выдумал»
«Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе…
… Вас решили в вашем доме в переулок отвезти…»
Как вы считаете, возможно ли на самом деле, что дом с жильцами вместе может быть передвинут на новое место?
Да Нет
Да Нет
Дом мешает дорожному движению
Дом устарел и утратил архитектурную и историческую значимость
Жильцам дома не нравится их улица
Дом является памятником архитектуры, но мешает новой застройке
Другое ___________________________________________________________________
Да Нет
Спасибо за ваши ответы!
Результаты анкетирования
Вывод
Данный опрос подтвердил мою гипотезу о том, что стихи А.Барто для самых маленьких всем известны, а вот остальные ее произведения практически не читают современные школьники. Многие ребята в своих анкетах оставляли комментарии, которые дают понять, что опрошенные школьники скорее верят в силу волшебства, способную передвигать дома, нежели на самом деле знают исторические случаи передвижки домов. Практически все из опрошенных желают знать больше из истории своего города, также мои школьные товарищи проявили заинтересованность в моем исследовании.
Расчистка руин церкви Дмитрия Солунского и колокольни 17 века. 1930-е гг.
Снос в квартале между Малым Гнездниковским переулком и Тверским бульваром.
Тверская улица. Расширение улицы. 1920-е годы
Пушкинская площадь. Страстной монастырь
МОСКВА. НАЗАД В БУДУЩЕЕ. ЧТО БЫЛО – ЧТО СТАЛО
(вид Пушкинской площади с Тверского бульвара):
1900е: Страстной девичий монастырь на Страстной площади. Над воротами - "новая" колокольня (1849-1855) с надвратным храмом Алексия, справа на территории монастыря - собор Страстной иконы Богоматери (1641-1646). Слева, у ворот - конные трамваи (конка).
Слайд 1
Выполнил : Ученик 3 «В» класса ГОУ ЦО №2006 Ермаков Глеб Научный руководитель: Сухова Татьяна Митрофановна Тема: 2013 г.Слайд 2
Где течёт Москва-река, Стала улица узка. Ох, - вздыхает постовой, - Дом мешает угловой! Сёма долго не был дома - Отдыхал в Артеке Сёма, А потом он сел в вагон, И в Москву вернулся он. Вот знакомый поворот - Но ни дома, ни ворот! И стоит в испуге Сёма И глаза руками трёт. Дом стоял на этом месте, Он пропал с жильцами вместе ! Дом переехал
Слайд 3
19 м 59 м До расширения После расширения Тверская улица 1908г.
Слайд 4
ГЕНПЛАН новой Москвы В 1935 г. был готов план реконструкции города разработанный В.Н. Семеновым и С.Е. Чернышевым, по которому старая, патриархальная Москва, с узкими улочками, церквями и деревянными домами, превращалась в пышную столицу с широкими прямыми улицами.
Слайд 5
Передвижение здания « Гильдебранд » с помощью паровой тяги. Германская карточка 1900 года. Перемещение исторического здания церкви XIX века в г. Салем , США. История передвижек В XV веке итальянский инженер Аристотель Фьораванти заключил в клетку каменную колокольню церкви Санта Мария Маджоре в городе Болонья и с помощью воротов и канатов, тянувших махину ростом в девятиэтажный дом по полозьям, отодвинул ее на 13 метров в сторону
Слайд 6
Эммануил Матвеевич Гендель Метрострой (1935) Трест по передвижке и разборке зданий (1936) «Передвижник архитектуры»
Слайд 7
Для наглядности я решил собрать модель передвижки дома из Лего Для начала сделал площадку для движения, а на нее установил рельсы Потом был собран дом для переезда и установлен на домкраты на стартовую позицию Дом поднимается на домкратах подведенных под усиленный фундамент На рельсы устанавли ваются катки из фломас теров Катки закатываются под висящий дом и домкраты опускают дом на катки. К дому цепляется трос лебедки Теперь я кручу вал лебедки Он наматывает трос, подтягивая дом к себе И дом начинает двигаться на катках как на роликах Дом приехал на нужное место, теперь можно отцепить лебедку И необходимо опять поднять дом на домкратах После извлечения из под дома катков дом опускается на домкратах на новый фундамент Ура!!! Дом переехал! Моя модель передвижки дома
Слайд 8
Старые дома на ул.Горького перед сносом Взрыв домов на ул. Горького Разбор завалов старых домов, Большинство зданий были снесены, так как не вписывались в советский архитектурный облик или выступали за "красную линию" новой, расширенной улицы .
Слайд 9
Современная фотография Саввинского подворья Саввинское подворье начало XX века Саввинское подворье : дом «Сказка», который подвинули
Слайд 10
Жилое здание весом 23 тысячи тонн было передвинуто вглубь квартала на 50 метров без отселения жильцов !
Слайд 11
Передвижка здания Моссовета – новый рекорд! 13 сентября 1939 году здание Моссовета весом в 20 000 тонн было передвинуто на 13.65 метра от проезжей части на новую красную линию расширяемой Тверской улицы. Переезд готовился 4 месяца, а прошел за 41 минуту
Слайд 12
Здание Моссовета Саввинское подворье Тверская улица Моссовет и Саввинское подворье вид со спутника
Слайд 13
"Им овладело беспокойство, охота к перемене мест» Переезд памятника А.С.Пушкина Сначала памятник А.С. Пушкину стоял в начале Тверского бульвара. Тверская улица Тверской бульвар Схема передвижки памятника А.С. Пушкина «вид со спутника» Памятник «пошел»…
Слайд 14
Несмотря на незыблемость, архитектура вынуждена была передвигаться, и главной ее опорой становятся инженерные знания и выдающиеся способности человека. Как изменилась Тверская за 100 лет
Композитор Алексей Рыбников
Яблоко
Лист Мёбиуса
Прекрасная арфа
Самый главный и трудный вопрос