Jump to Content
  • Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Взгляни выше куполов. Надглавные кресты юга Нижегородской области.

Опубликовано Пешехонова Ольга Павловна вкл 10.10.2014 - 19:45
Пешехонова Ольга Павловна
Автор: 
Луковецкая Диана

Ссылка на презентацию к докладу:  http://ru.calameo.com/read/0036580154c23c6984e56

Проектно-исследовательскую работу подготовила Луковецкая Диана, руководитель: Пешехонова О.П., в работе использованы фотографии, сделанные Дианой.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.issledovatelskaya_rabota_lukovetskaya_diana_mbou_sosh_no5_sarov.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация

«Мой дом, моя земля и мой народ»

«Мой уезд, село, деревня в составе губернии»: поисковое исследование.

 «ВЗГЛЯНИ ВЫШЕ КУПОЛОВ.

ВИДЫ НАДГЛАВНЫХ КРЕСТОВ ЮГА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ».

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА:

ученица 3 А класса

МБОУ СОШ № 5

Луковецкая Диана Вагеевна

Руководитель:

Пешехонова Ольга Павловна

учитель начальных классов

г.Саров

2013г.

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………..3
  2. Основная часть……………………………………………………………5
  1. Искусствоведческая справка………………………………...…....5
  2. Исследовательская работа…………………………………………7
  1. Заключение……………………………………………………………..…11
  2. Список используемой литературы……………………………………....12
  3. Приложение…………………………………………………………...…..13


1. Введение.

«Экое диво, Господи.

Красота поднебесная!»

Вологодские

епархиальные ведомости

Почти так однажды я воскликнула, когда после окончания уроков в школе ехала из родного Сарова домой в село Дивеево. Был солнечный осенний день. Сквозь лобовое стекло машины меня ослепил яркий свет. В небе пламенели кресты Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители.

К сожалению, у меня не было с собой фотоаппарата, чтобы запечатлеть эту красоту. Приехав домой, я решила в интернете посмотреть фотографии и открыла для себя работы фотографа Инвера Шейдаева, который 30 лет фотографировал именно надглавные кресты. Этот путь ему подсказал архитектор-реставратор Пётр Дмитриевич Барановский: «Ты лучше наверх посмотри. Кресты снимай. Этой красоты еще никто не снимал. Собирай кресты, рано или поздно это понадобится, вот посмотришь». Эти слова оказались пророческими. Многие кресты разрушенных храмов сумели восстановить по фотографиям Шейдаева. Я и моя семья решили последовать примеру фотографа и начать фотографировать кресты на храмах родной стороны, юга Нижегородской области.

Актуальность и практическую значимость моей работы подтвердили не только история из жизни известного человека, но и знание того, что в нашей области есть разрушенные церкви (церковь Успения Пресвятой Богородицы с. Круглые Паны), а также анкетирование моих одноклассников и их родителей.

Проведя анкетирование*, я выяснила, что 15 человек (56%) из класса знают что выше куполов на храмах находятся кресты. Но на них мало кто обращает внимание, и каких видов они бывают не знают. Так же 74 % анкетируемых не смогли ответить на вопрос: «Чем похожи и чем отличаются надглавные кресты на храмах юга Нижегородской области».

Поэтому я определила цель своего исследования: выявить виды надглавных крестов, которые установлены на соборах и церквях юга Нижегородской области.

Для достижения цели мне предстояло выполнить ряд задач:

  • Сфотографировать надглавные кресты соборов и церквей;
  • Изучить полученные изображения;
  • Сравнить полученные изображения с объектами исследования в других районах;
  • Изучить литературу по данному вопросу;
  • Проанализировать полученные в ходе исследования данные;
  • Установить (сделать вывод): влияет ли место расположения храма на вид надглавного креста;

Гипотеза: надглавные кресты юга Нижегородской области выполнены в одном стиле и с одинаковыми элементами.

Методы исследования:

1. В своей работе я использовала метод наблюдения.

2. Изучение литературы и интернет ресурсов по данной теме.

___________________________________________________________________

* Приложение 1.


2. Основная часть.

2.1 Искусствоведческая справка.

Подходя к храму и поднимая глаза к облакам, мы видим купола, а над ними возвышается крест. «Купол строился ради того, чтобы вознести крест, — пишет Андрей Анисимов (главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия) — Если основной объем храма символизирует мир, то свод символизирует небо. Крест — символ Христа и Воскресения — венчает свод, он стоит на шаре — тоже образе мира».

Как же выглядит крест на храме?

  • С древнейших времён на куполах храмов ставят четырёхконечный крест. Он символизирует Церковь Христову в единстве и равенстве ее видимой и невидимой сторон.
  • Ещё один древнейший русский крест - шестиконечный с косой нижней перекладиной. Я обращала внимание на этот элемент, но не знала, что это подножие символически представляет собой перекладину «весов». Раскаяние поднимает перекладину вверх, а тяжесть греха опускает вниз. В народе перекладина (подножие) креста получило название «стояло». Этот элемент креста ещё ориентирован по сторонам света: верхний конец указывает на север, а нижний обращен на юг.
  • На куполах соборов и церквей в России встречается и семиконечный (т-образный) крест. Считается, что именно так выглядел крест, орудие казни Христа. Верхняя перекладина делает этот крест похожим на престол.
  • По различным исследованиям крест, на котором был распят Христос, был восьмиконечным. Такой православный крест тоже можно увидеть на храмах в России.

Я выяснила, что у надглавных крестов разнообразны не только формы, но и элементы украшений. Именно поэтому надглавные кресты — это настоящий кладезь христианских символов. Рассмотрим их.

  • Символом чистоты является стилизованное изображение цветка лилии (крин). Такие крины обычно делали на концах «ветвей» креста потому, что три листа лилии говорят о Единой в трех Лицах Святой Троице.
  • Трилистники с острыми или закруглёнными краями, расположенные на концах крестов, так же символизируют Живоначальную Троицу (Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа) и считаются у русских мастеров излюбленными элементами.
  • Символом Живого Христа стала, обвивающая крест, виноградная лоза с гроздьями ягод.
  • Голубь - символ Святого Духа с незапамятных времен. «… и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь…» Сама эта птица, застывшая в полете, имеет вид креста.
  • Возрождение, Воскресение Христа из мёртвых символизируют побеги, произрастающие из-под основания креста. Такие кресты называются «процветшими» и являются образами Райского сада и древа жизни, растущего в нем. Некоторые такие кресты усыпаны цветами, так что невозможно отвести взгляд.
  • Медные выпуклости-«росинки» и бусины на цепях означают капли крови, пролитые Иисусом Христом на кресте. На Руси они еще назывались «слезками».
  • Корона на вершине надглавного креста – это Крест Небесного Царя. Этот символ указывает нам на то, что церковь возведена по указу царя земного или на пожертвования из царской казны.
  • Скипетр – это второй знак царской власти, на надглавных крестах представляет собой фигуру коронованного двуглавого орла. Впрочем, кресты с двуглавым орлом устанавливались на храмах только в эпоху Петра I, поэтому такие кресты встречаются редко.
  • Прямые или волнистые линии, исходящие из центра креста, означают сияние солнца. Прямые лучи обозначают прямой свет, а волнистые - горение, тепло. Концы лучей могут быть украшены звёздами.
  • На надглавных крестах можно встретить и молнии. «Яко молние видящее крестную силу.»
  • Ангелы, несущие крест, традиционно подчёркивают то, что у храма тоже есть ангел-хранитель.
  • Полумесяц – это корабль церковный, ведомый кормчим Христом.
  • В русской традиции православного искусства принято «надевать» на крест царский или цветочный венец. Терновый венец Христа, таким образом, превращается в «венец славы», прославляя победу Иисуса Христа над смертью.

Вот сколько значений и таинственного духовного смысла в крестах, что вознеслись к небесам.

2.2 Исследовательская работа.

        Свою работу я начала 4 ноября 2013 года с фотографирования надглавных крестов в Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители.

        Я прошла в ворота и сразу же остановилась у строения, которое объединяет три храма: Рождества Богородицы, Рождества Христова и Казанский. Выше всех вознёсся восьмиконечный православный крест на колокольне Казанского храма. Из центра креста исходят четыре прямых луча, означающие свет, сияние солнца. Мне казалось, что на других куполах должны быть такие же кресты, ведь храм один. Присмотревшись к надглавникам, я удивилась, что не права. Три главы несут шестиконечные кресты с полумесяцем. Прямые лучи солнца, исходящие из центра, оканчиваются звёздами. Их двенадцать, по количеству лучей на каждом кресте. Звёзды украшают и концы месяца-корабля на трёх крестах. Цепи на самом большом надглавнике имеют бусины – символы пролитой Христом крови. Единственное что объединяет все кресты Казанского храма – это трилистники на концах всех крестов.

        На колокольне монастыря снова вижу восьмиконечный крест с перевязанным «средокрестием». По некоторым источникам это означает связь земного и небесного.

        Если вы пройдёте под колокольней, то вашему взору откроется Троицкий собор, где находятся мощи преподобного Серафима Саровского. Центральный купол несёт восьмиконечный крест с прямыми солнечными лучами в «средокрестие». Четыре малых главы имеют ажурные шестиконечные оканчивающиеся кринами кресты. В середине силуэт летящего голубя, от которого исходит солнечное сияние. Неужели эти легкие, как бы парящие в небе кресты — прочная конструкция из металла. Ажурные сквозные узоры будто сплетены руками искусных кружевниц. Я смотрю на эти кресты, и у меня захватывает дух от такой красоты.

        Такие же лёгкие и ажурные кресты венчают Преображенский собор, но по форме они отличаются от всех предыдущих. Это четырёхконечные кресты, на которые одеты «венцы славы». Крест центрального купола оканчивается трилистниками со скруглёнными краями, а остальные - кринами.

        На территории Свято-Троицкого монастыря строится новый храм. Его главу венчает обычный восьмиконечный крест.

        В Дивеево есть ещё одна церковь - храм в честь святой великой княгини Елисаветы. Четырёхконечные ажурные кресты с месяцем оканчиваются трилистниками со скруглёнными краями. В центре и по краям перекладин круги из серого металла с золотыми крестиками. Тепло излучают двенадцать волнистых линий, идущих из центра. Четыре из них украшены звёздами.

        В двадцати километрах от Дивеева в селе Кремёнки находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Белоснежную пятиглавку, напоминающую прекрасного лебедя, и колокольню венчают шестиконечные кресты с кринами на колокольне и с ажурными крупными трилистниками на храме.

        В Дивеевском районе в селе Глухово с 2009 года действует церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена она была в 1731 году, но сохранилась до наших дней только колокольня и то без купола. Воссоздать в первоначальном виде храм было невозможно, поэтому, мне кажется, и колокольня и купол храма несут восьмиконечный крест без каких либо украшений.

        Ещё одна церковь Дивеевского района имеет литые кресты простой формы – это церковь Николая Чудотворца в селе Елизарьево, построенная в 1820 году. Кресты восьмиконечные, но над храмом края литых крестов оканчиваются трилистниками.

        В Вознесенском районе Нижегородской области в селе Аламасово в XX веке тоже стояла разрушенная церковь, построенная в 1795 году. Об этом мне рассказала моя учительница Ольга Павловна. Сейчас этот храм Троицы Живоначальной восстановлен. Его кресты я рассматривала по фотографиям Ольги Павловны. Меня удивил чёрный цвет тонких четырёхконечных крестов, оканчивающихся острыми трилистниками и с тончайшим кругом «венца славы» вокруг пересечения перекладин. Такие надглавные кресты мне ещё не встречались.

        Рассмотрев изображения других храмов Вознесенского района, а также Выксунского, Первомайского и Починковского районов, которые я нашла в интернете (эти места находятся далеко от моего дома, и я с родителями ещё не добралась туда, чтобы сфотографировать), я увидела, что большинство из них литые, простой формы, восьмиконечные или шестиконечные. Можно назвать церкви в сёлах Нарышкино, Криуши, Мотызлей, Бутаково, Полховский Майдан, Ореховец.

        Такие же по форме надглавные кресты я обнаружила и в нашем Сарове. На колокольне, на храме Всех Святых, на храме преподобных Зосимы и Савватия, на малых куполах храма Иоанна Предтечи и собора Серафима Саровского. На всех храмах, кроме Иоанна Предтечи, восьмиконечные кресты, а на только что упомянутом – шестиконечные. Центр пересечения перекладин центрального креста Иоанна Предтечи закрыт кругом, от которого идут раздвоенные линии. К сожалению, такого символа в изученных источниках я не нашла.

Центральный крест собора Серафима Саровского ажурный с кружками по всем краям, центру пересечения перекладин и на вершине. Из центра креста идут волнистые линии по три в каждом секторе, передавая горение и тепло солнечного сияния.

Выводы

Приглядевшись внимательнее, я обнаружила

  • Типы крестов — например, на храме и близ стоящей колокольни — могут различаться не только формой, но и элементами.
  • Самыми распространёнными формами надглавных крестов юга Нижегородской области являются восьмиконечные и шестиконечные кресты, а четырёхконечный достаточно редко встречающийся вид креста.
  • Мои исследования подтвердили, что трилистник – излюбленный элемент русских мастеров. Так же часто встречаются лучи солнца, крины и «венец славы».

Гипотеза

Моя гипотеза не подтвердилась. Оказалось, что надглавные кресты юга Нижегородской области различны по форме, выполнены в разном стиле и с разными элементами, так как создавались в разное время, разными мастерами. Многие были утрачены в советский период и при восстановлении заменены отлитыми по стандартной форме крестами.


Заключение.

Фотографируя надглавные кресты храмов своей родной стороны, изучая полученные изображения, работая с литературой, сделала для себя много открытий: познакомилась с фотографиями Инвера Шейдаева, узнала, что есть храмы, нуждающиеся в восстановлении и скорее всего ни чертежей, ни изображений крестов этих церквей не осталось. Считаю, что будущим поколениям моя работа может оказаться полезной.

Теперь я знаю, что у меня много единомышленников. В интернете есть сайты, где предлагается фотографировать кресты православных храмов, выкладывать на страничках в сети не только чтобы полюбоваться красотой, но и для того, чтобы мы и следующие поколения помнили о своих корнях, истории, культуре.

Проанализировав полученные в ходе исследования данные, я установила, что место расположения храма не влияет на вид надглавного креста, так как кресты изготовляются по канонам православного искусства, и каждый элемент связан с Иисусом Христом, его делами, последователями, с православными символами.

Цель исследования (выявить виды надглавных крестов, которые установлены на соборах и церквях юга Нижегородской области) мною достигнута, но я хочу продолжить исследования для создания более полного представления по данной теме и сфотографировать кресты на большей территории юга Нижегородской области.

В современных сёлах и городах везде и каждый день открыты людскому взору надглавные кресты наших храмов, но почему-то до сих пор они остаются в тени. Я убедилась, что некоторые кресты – это настоящее сокровище, настоящее произведение искусства! Давайте поднимем глаза к небесам и задержим взгляд на крестах, венчающих купола. «Экое диво, Господи. Красота поднебесная!»


4. Литература

  1. Горпенко А.Е. Русское просечное железо XVI – XVIII вв.// Сборник трудов/ Научно-исследовательский институт художественной промышленности Гостместпрома РСФСР. — М.,1966.
  2. Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. М., 1996. С. 37
  3.  Кудрявцев М.П. Русский храм // К Свету. 1994. № 17. С. 59
  4.  Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм: Символический язык архитектурных форм // К Свету. 1994. № 17. С. 60
  5.  Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее // К Свету. 1994. № 17. С. 26
  6.  Лосев А.Ф. Проблемы символа в религиозном искусстве. М., 1995

 Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство. 1981. № 29. С. 70–79


Приложение 1

Анкета.

  1. Что на православных храмах находится выше куполов?
  2. Обращаете ли вы внимание на них?
  3. Как выглядят надглавные кресты?
  4. Чем похожи и чем отличаются надглавные кресты на храмах юга Нижегородской области?

1

2

3

4

Чел.

%

чел

%

чел

%

чел

%

15

56

5

19

7

26

7

26


Поделиться:

Стеклянный Человечек

Пока бьют часы

Астрономический календарь. Апрель, 2019

Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен

Кто должен измениться?