• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

старинные русские меры длины

Опубликовано Макарова Нина Дмитриевна вкл 01.11.2014 - 4:06
Макарова Нина Дмитриевна
Автор: 
Васильева Виолетта

Ещё  в детстве,  когда  бабушка  читала  мне  книжки,  часто  в  сказках  встречались  такие  непонятные  для  меня  слова и выражения как: «Ростом  только  в  три  вершка, да  с аршинными  ушами»  (из сказки «Конёк–Горбунок»),  «Она  была  маленькая – маленькая,  всего с дюйм  ростом» (из сказки «Дюймовочка»),   «Каждый  его  шаг  равнялся  10 аршинам»  (из  сказки  «Путешествие  Гулливера»).

          Мне  было  очень  интересно:  три  вершка – это  сколько?  Аршинные  уши – это  какие  уши?  А  какого  роста  была  Дюймовочка?  Чему  был  равен  шаг  великана  в  рассказах  про  Гулливера ? Меня это очень заинтересовало. 

Проект используется в рамках внеурочных занятий по математике и рассчитан на обучающихся 5-8 классов общеобразовательных школ.

Актуальность:

В прошлом  учебном году  обучающая  Васильева Виолетта начала изучать новый предмет – физику. Изучение этой новой  науки началось со знакомства с различными физическими величинами и их единицами измерения.

Также ей было интересно:  три  вершка – это  сколько?  Аршинные  уши – это  какие  уши?  А  какого  роста  была  Дюймовочка?  Чему  был  равен  шаг  великана  в  рассказах  про  Гулливера ?

Цель проекта: 1) практическое применение русской системы мер длины на современном этапе и установление экспериментальным путем соотношения старинных и современных мер длины; 2)формирование интереса обучающихся к математике, а также умений и качеств, необходимых современному человеку, а именно: умений работать с информацией, компьютером и навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starinnye_russkie_mery_dliny_2014g_npk.doc102 КБ
Файл kratkaya_annotatsiya_proekta.docx13.15 КБ
Файл starinnye_russkie_izmereniya_dliny_npk_2014g.pptx574.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя  общеобразовательная школа № 7 с.Кутана

МО « Алданский район»

Исследовательский проект

«Старинные русские меры длины »

                                                                                     Работу выполнила:

                                                                                                  ученица 8 класса

Васильева Виолетта                                                                                                

                                                                                                               

                                                                                                               

                                                                                                               Руководитель:

Макарова Н.Д. учитель математики

                                                                                                 

        2014 год

План проекта

Введение

  1. Теоретическая часть

  • Меры длины

  1. Практическая часть

  • Установление взаимосвязи между старой  измерительной системой и новой.
  • Отражение старых мер в русском фольклоре.

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность:

      Ещё  в детстве,  когда  бабушка  читала  мне  книжки,  часто  в  сказках  встречались  такие  непонятные  для  меня  слова и выражения как: «Ростом  только  в  три  вершка, да  с аршинными  ушами»  (из сказки «Конёк–Горбунок»),  «Она  была  маленькая – маленькая,  всего с дюйм  ростом» (из сказки «Дюймовочка»),   «Каждый  его  шаг  равнялся  10 аршинам»  (из  сказки  «Путешествие  Гулливера»).

          Мне  было  очень  интересно:  три  вершка – это  сколько?  Аршинные  уши – это  какие  уши?  А  какого  роста  была  Дюймовочка?  Чему  был  равен  шаг  великана  в  рассказах  про  Гулливера ? Меня это очень заинтересовало.

В прошлом  учебном году я начала изучать новый предмет – физику. Изучение этой новой для меня науки началось со знакомства с различными физическими величинами и их единицами измерения. Я узнала, что с 1963 г. в России и других странах принимается международная система единиц СИ (система интернациональная). В этой системе основной единицей длины является метр, а единицей массы – килограмм.

И я решила побольше узнать об этих мерах и установить взаимосвязь между старой и новой измерительными системами.

Объектом исследования стало выявление старинных русских измерений длины и их значение.

Цель исследования: установить старинные меры длины и массы, сравнить их с новой измерительной системой и найти отражение этих мер в русских  пословицах и поговорках.

 В рамках достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:

  • Познакомиться с измерительной системой, которая существовала ранее.
  • Установить взаимосвязь между старой  измерительной системой и новой.
  • Проследить отражение старых мер в русском фольклоре.
  • Выяснить, что означают пословицы и поговорки, в которых встречаются названия старинных мер длины и веса. Перевести старинные меры в пословицах и поговорках в современные.
  • Познакомить учащихся школы с результатами исследования, с целью расширения их знаний по физике и кругозора в целом.

Методы исследования:

  • Практическая работа (измерения расстояний, роста, высоты, ширины, длины в старинных единицах)
  • Изучение познавательной и  художественной литературы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

                                                                  Меры длины

В ходе проведённых мною исследований я узнала такие старорусские меры длины, как верста, вершок, аршин, сажень, локоть, пядь и ладонь.

Верста

Верста - от слова вертеть. Первоначально – расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты - 1060 м. Верста, как мера длины, на Руси встречается с 11 века.

Величина версты неоднократно менялась в зависимости от числа сажен, которые входили в неё, и от длины сажени. В 1649 году была установлена «межевая верста» в 1 тысячу саженей. Она служила для измерения земельных участков. Позже в 18 веке наряду с ней стала использоваться «путевая верста», которую использовали для измерения пути.

Межевая верста

Межевая верста существовала на Руси до 18 века для определения расстояния между населенными пунктами и для межевания (от слова межа – граница земельных владений в виде узкой полосы). Длина такой версты 1000 саженей, или 2,13 км.

Коломенская верста

Коломенская верста – «верзила» - шутливое название очень высокого человека. Она берёт своё начало со времён царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1545 по 1576 год. Он повелел расставить вдоль дороги, ведшей от Калужской заставы Москвы до летнего дворца в селе Коломенском, столбы с ордами наверху на расстояние 700 саженей друг от друга. Высота каждого из них была равна приблизительно двум саженям (4метра).

Вершок

Вершок – длина верхней части пальца. В современном исчислении — 4,44 см. Слово «вершок» происходит от слова «верх».

При определении роста человека или животного счёт велся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): если говорилось, что измеряемый был 10 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 10 вершков, то есть 187 см. Существует поговорка «От горшка два вершка». Два вершка — это около 9 см, людей такого роста не бывает, значит 2 аршина и 2 вершка. От горшка два вершка – это 151,14 см, то есть человек небольшого роста.

Аршин

Старой русской мерой длины был аршин  (от персидского слова «арш»- «локоть»), который равнялся 71 см. Отсюда поговорка «Мерить на свой аршин». Аршин делился на 16 вершков. Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Поэтому слова «человек 12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть 196 см. 3 аршина составляли сажень.

Сажень

Большой единицей измерения была сажень. Это слово образовано от глагола «сягать» - насколько можно было дотянуться рукой. Различали:

Простая сажень

Простая сажень – расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (равнялась примерно 152 см);

Маховая сажень

Маховая сажень – расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста (равнялась примерно 176 см);

Косая сажень

Косая сажень -  расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (равнялась примерно 216 см).

Разновидности саженей

городовая — 284,8 см,                                              

церковная — 186,4 см,

народная — 176,0 см,

кладочная — 159,7 см,

простая — 150,8 см,

великая — 244,0 см,

греческая — 230,4 см,

казённая — 217,6 см,

царская — 197,4 см,

Локоть

Локоть – расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см. Как мера длины на Руси встречается с 11 века. Её применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной в домашних условиях шерстяной пряжи или пеньковой верёвки (такую продукцию наматывали на локоть).

Пядь

Пядь – одна из самых старинных мер длины. Она удобна тем, что как локоть и ладонь, каждый носит её с собой. Пядь — это расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев. Она равнялась 17,78 cм. Различали: малая пядь, большая пядь и пядь с кувырком.

Большая пядь

Большая пядь – расстояние между концами большого пальца и мизинца (22—23 см).

Пядь с кувырком

Пядь с кувырком – с прибавкой двух суставов указательного пальца, равнялась 27—31 см.

Малая пядь

Расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев.

Ладонь

Для измерения маленьких расстояний применялась ладонь – это ширина кисти. Ладонь – это 1/6 локтя (локоть шестиладонный)

И пядь, и локоть, и сажень у каждого человека свои и зависят от его роста. Поэтому, купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста: локоть у него короче, денег за отрез ткани можно выручить больше.

Так как рост у каждого человека свой и меры соответственно свои, то стало понятно, как неудобна была такая система мер. Поэтому со временем люди перешли на метрическую систему: ведь метр, дециметр, сантиметр не зависят от роста человека.

Миля

Миля (от латинского слова милия – тысяча (шагов)) – русская мера длины. Использовалась как единица для измерения больших расстояний, равна семи верстам или 7,468 км.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Узнав значения старинных мер длины, я сейчас сама могу объяснить и  вычислить размеры сказочных героев.

  • Рост Дюймовочки (1 дюйм) - 2,54 см.
  • Конек-Горбунок (3 вершка) - 13,35 см, а его уши (1 аршин) - 72 см. (Вероятно автор сказки Ершов П.П. не знал старинные меры длины, так как это отношение роста и ушей для Конька-Горбунка просто невозможно).
  • Рост лилипута (6 дюймов) - 15,24 см.
  • Каждый шаг великана (10 аршин) - 7,2 м.

Таким образом, встречая сейчас в литературных произведениях старинные меры длины, я могу перевести их в современные и узнать истинные размеры героев

Верста

. «Расстояния в старинных мерах».

  • Расстояние от Кутаны до Белькачи – 25 км, а до Чагды – 120 км.
  •  Переведя эти единицы в соответствующие старинные меры длины, я получила следующее:
  • до Белькачи 3,2миль = 24 версты, а до поселка Чагда   16 мили = 119 верст.

Расстояние

S, м

Длина версты в м

          S, верста

От Кутаны до Белькачи

25000

           1060

23,5

От моего дома до дома бабушки

120000

113

ГОВОРЯТ:

«Москва верстой далека, а сердцу рядом» – так русские люди характеризовали своё отношение к столице, Москва на 1,067 км далека, а сердцу рядом.

«Тянись верстой, да не будь простой» — тянись на 1,067 км, да не будь простой.

«От слова до дела – целая верста» - так говорят, чтобы человек хвастался сделанным делом, а не словами, от слова до дела — 1,067 км.

«Верстой ближе – пятаком дешевле»

 «На версту отстанешь – на десять догоняешь»

«Любовь не верстами меряется»

«На версту отстанешь, на десять не догонишь»

«Семь верст молодцу не крюк» - 7,469 км молодцу не крюк.

«Его за версту видно» - о хорошем или плохом человеке, дела которого заметны далеко, его видно за 1,067 км.

«От мысли до мысли пять - тысяч верст» — от мысли до мысли - 5335 км

Вершок

Я решила измерить рост всех своих членов семьи в вершках.

Член семьи

Длина вершка в см

Рост в см

Рост в вершках

Бабушка

 

        4, 44

154

35

Дедушка

168

38

Мария

159

36

ГОВОРЯТ:

«От горшка два вершка, а уже указчик» - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.

«У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла» - о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.

«Борода с вершок, а слов с мешок» — борода с 44 см, а слов с мешок

Аршин

Около нашего дома растёт очень много деревьев. Я измерила их высоту в аршинах.

Дерево

Длина аршина в

метрах

Высота деревьев в метрах

Высота в аршинах

Берёза

              0,71

1,42

2

Лиственница

1

1,4

Сосна

0,9

1,3

ГОВОРЯТ:

«Видит на три аршина под землю» - об очень проницательном человеке на 2,13 м в землю видит.

«На свой аршин не меряй»

«Каждый купец на свой аршин меряет» - о человеке, который всё судит по себе, исходя из собственных интересов, каждый купец на свои 71 см меряет.

«Сидит, ходит, словно аршин проглотил» – о неестественно прямом человеке.

«На аршин борода, да ума на пядь» — на 71 см борода, а ума на 27 см.

Сажень

Я измерила простую сажень у всех своих членов семьи.

Член семьи

Длина сажени в метрах

Расстояние в метрах

Расстояния в саженях

Мама

          1,52

1,76

1,1

Папа

1,85

1,2

Бабушка

1,48

0,9

Дедушка

1,72

1,1

Мария

1,61

1

ГОВОРЯТ:

О русских богатырях говорили: «У него косая сажень в плечах» - то есть у него 2,13 м в плечах. Также сейчас говорят о сильном и могучем человеке.

«Видеть, на сажень сквозь землю» - отличаться большой проницательностью.

«Полено к полену – сажень» - о накоплении запасов, богатства путем экономии.

Локоть

Я провела исследование, измерив длину локтя всех своих членов семьи:

Член семьи

Длина локтя в м

Расстояние в м

Расстояние в локтях

Мама

          0,42

0,48

1,1

Папа

0,50

1,2

Бабушка

0,44

1

Дедушка

0,53

1,3

Мария

0,41

0,9

ГОВОРЯТ:

«Близок локоть, да не укусишь» - о каком – нибудь простом, но невыполненном деле.

«Близок локоток, да ум короток» - о невыполнимом деле.

  «Сам с ноготок, а борода - с локоток » -  До Петра I борода, особенно у бояр, служила признаком знатности рода и происхождения. Чем больше и длиннее была борода, тем больше должно было быть уважение к ее хозяину. Сам с локоток, а борода 38—46 см.

«Нос с локоток, а ум с ноготь» - о глупом человеке.

«Жили с локоть, а жизнь с ноготь» - т.е. жили долго, а жизнь оказалась короткой

Пядь

Я решила измерить длину малой пяди всех членов моей семьи.

Член семьи

Длина малой пяди в см

Мама

17

Папа

19

Бабушка

15

Дедушка

19

Мария

16

ГОВОРЯТ:

«Не уступить ни пяди» - не отдать даже самой малости, не уступить ни 27 см.

«Семь пядей во лбу» - об очень умном человеке, 189 см во лбу.

«На аршин борода, да ума на пядь» – о взрослом, но глупом человеке.

Ладонь

Я измерила ширину ладони у всех своих членов семьи.

Член семьи

Ширина ладони в см

Мама

9

Папа

12

Бабушка

9

Дедушка

10

Мария

8,5

ГОВОРЯТ:

«Кто родом кулак, тому не разогнуться в ладонь» - о сильном человеке, который и по жизни будет сильным.

«Правда – как солнце – ладонью не прикроешь» - всё тайное всегда становится явным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Сегодня старинные русские меры для нас – метафоры, накрепко вросшие в язык и потому не исчезнувшие вместе с модернизацией метрической системы. Знать исконный смысл этих метафор – значит постичь частицу истории нашей страны, углубить свою патриотическую память. Но ничто на земле не проходит бесследно. Язык, как и жизнь, не стоит на месте. Ушли давно из нашей речи версты, сажени, аршины, фунты, пуды. Появились новые меры веса и длины с новыми названиями. Но остались они в крупицах народной мудрости: пословицах и поговорках, и по-прежнему уважаемы люди «семи пядей» (умные), «косая сажень в плечах», (сильные), «верста коломенская» (высокие), потому что мы – частица нашей великой России, и надо помнить язык предков, беречь его и украшать, а не уродовать.

       В ходе работы я узнала, какие старинные меры длины и массы существовали в давние времена, и сравнила их с новой измерительной системой. В ходе исследований узнала, сколько вёрст от Кутаны до Белькачи и Чагда, какая длина шага, ладони, пяди, локтя у всех моих членов семьи. Длина – одно из первых геометрических понятий, введённых человеком. Первые меры длины  были естественными и самыми простыми. Локоть, аршин, пядь, шаг – эти меры всегда при себе, но они неточные, так как у разных людей эти единицы различные. И пусть сейчас данные меры не используют как раньше, зато в фольклоре они нашли своё отражение и употребляются до сих пор, отражая мудрость народа.

Собран дополнительный материал и созданы задачи по старинным мерам длины, который  можно  использовать  на  уроках  математики  в 5-7 классах, математическом кружке.

        По окончании работы я испытала огромное удовольствие от впервые проделанной работы под руководством учителя и думаю, что она у меня получилась. Я буду еще продолжать работу по исследованию старинных мер длины якутов и эвенков, искать литературу и спрашивать старших о старинных мерах эвенков в селе. Мне интересно узнать о старинных мерах  других народов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виленкин, Н.Я., Депман, И.Я. За  страницами  учебника  математики [Текст]/ Н.Я. Виленкин, И.Я. Депман - М., 1981. – 217 с.
  2. История развития метрологии [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.metrologie.ru, свободный. Загл с экрана. – Яз. рус.
  3. «Русские народные загадки, пословицы и поговорки» – М.: « Просвещение», 1990
  4. Карпушина, Н.М. Рукотворные мерки[Текст]/   Н.М. Карпушина // Математика в школе. - 2008.- №7. –С.49-61.
  5. Меры длины [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.iro.yar.ru, свободный. Загл с экрана. – Яз. рус.
  6. Сравнительная таблица русских и метрических мер [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://trust.narod.ru, свободный. Загл с экрана. – Яз. рус.


Предварительный просмотр:

Краткая аннотация руководителя учителя математики Макаровой Н.Д. исследовательского  проекта « Старинные русские меры длины»

ученицы 8 класса МКОУ СОШ № 7 с.Кутана

МО «Алданский район»    Васильевой Виолетты

2014 год октябрь.

Проект используется в рамках внеурочных занятий по математике и рассчитан на обучающихся 5-8 классов общеобразовательных школ.

Актуальность:

В прошлом  учебном году  обучающая  Васильева Виолетта начала изучать новый предмет – физику. Изучение этой новой  науки началось со знакомства с различными физическими величинами и их единицами измерения.

Также ей было интересно:  три  вершка – это  сколько?  Аршинные  уши – это  какие  уши?  А  какого  роста  была  Дюймовочка?  Чему  был  равен  шаг  великана  в  рассказах  про  Гулливера ?

Цель проекта: 1) практическое применение русской системы мер длины на современном этапе и установление экспериментальным путем соотношения старинных и современных мер длины; 2)формирование интереса обучающихся к математике, а также умений и качеств, необходимых современному человеку, а именно: умений работать с информацией, компьютером и навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества.

 Для этого предполагается решение ряда задач:

 1. Познакомиться со старинными русскими мерами длины в различных источниках и определить основные этапы их становления.

2. Выяснить соотношение старинных и современных мер измерения.

3. Показать практическое применение мер длины в задачах.

 4. Проследить за отражением старинных мер длины в русском фольклоре и художественных произведениях.

5. Создать сборник математических задач с использованием старинных русских мер длины.

 6. Презентовать результаты проекта обучающимся школы.

 Для реализации проекта предполагается определенный уровень подготовки обучающихся.Обучающаяся должна: знать современные меры длины, иметь представление о правилах работы с компьютером, уметь работать со справочной литературой, в сети Интернет. Длительность работы над проектом – в течение учебного года. Образовательным продуктом данного проекта является творческая работа обучающегося.

 Во время обсуждения результатов проекта ученица 8 класса Васильева Виолетта  демонстрировала свою  творческую  работу в школьной  научно- исследовательской конференции « Шаг в будущее» 2014году.  Виолетта продолжает работу по исследовании старинных мер длины якутов и эвенков и в этом учебном году.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Старинные русские измерения длины Презентацию выполнила: Ученица 8 класса МКОУ СОШ №7с.Кутана МО « Алданский район» Васильева Виолетта Руководитель: учитель математики Макарова Н. Д. октябрь 201 4 год.

Слайд 2

Объектом исследования стало выявление старинных русских измерений длины и их значение. Ещё в детстве, когда бабушка читала мне книжки, часто в сказках встречались такие непонятные для меня слова и выражения как: «Ростом только в три вершка, да с аршинными ушами» (из сказки «Конёк–Горбунок»), «Она была маленькая – маленькая , всего с дюйм ростом» (из сказки « Дюймовочка »), «Каждый его шаг равнялся 10 аршинам» (из сказки «Путешествие Гулливера»). Мне было очень интересно: три вершка – это сколько? Аршинные уши – это какие уши? А какого роста была Дюймовочка ? Чему был равен шаг великана в рассказах про Гулливера ?

Слайд 3

Так появилась проблема моего учебного исследования . Из сказки КОНЁК-ГОРБУНОК «Да игрушечку-конька Ростом только в три вершка , На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами» Из сказки ДЮЙМОВОЧКА « Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом»

Слайд 4

Когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два - четыре!» А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два - четыре, людям пришлось учиться много, много тысяч лет.

Слайд 5

Первоначально в качестве мер использовались натуральные размеры человеческого тела .

Слайд 6

Метрическая система мер Метрическая система мер принята большинством стран мира. В России ее введение началось с 1899 года, но только после Октябрьской революции она стала обязательной. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы в нашей стране принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику. Русские меры длины были уточнены в 18 веке указом Петра I Русская система мер была отменена в СССР в 1924 году. Метрическая система в СССР вступила в силу с 1 января 1927 г.

Слайд 7

Русские меры длины были уточнены в 18 веке указом Петра I : 1 миля = 7 вёрст  7,469 км, 1 верста = 500 саженей  1,0668 км, 1 сажень = 3 аршина = 7 футов  2,1336 м, 1 аршин = 16 вершков  0,7112 м, 1 фут = 12 дюймов  30,48 см, 1 дюйм = 10 линий  2,54 см, 1 линия = 10 точек  2,54 мм.

Слайд 8

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту сажень аршин локоть пядь и вершок.

Слайд 9

Дюйм и вершок Дюйм – равен ширине большого пальца 1 дюйм- 2, 54 см ВЕРШОК - мера длины , равная ширине двух пальцев (указательного и среднего). В современном исчислении - 4,44см .

Слайд 10

АРШИН - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м.=71см Было и другое название этой меры – ШАГ. В дальнейшем, стали так же применять, под этим названием, равную величину – длину руки.

Слайд 11

Пядь - одна из самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова «пясть» - кулак или кисть руки. Пядь малая - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев (около18 см) Пядь великая - расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца (22-23 см).

Слайд 12

ВЕРСТА - старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. "Верстой" также назывался верстовой столб на дороге. "За версту видно..." - говорим мы о дурных (реже - о хороших) качествах человека.

Слайд 13

Локоть - исконно древнерусская мера длины, известная уже в 11 веке. ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки"). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется .

Слайд 14

САЖЕНЬ - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины . " Маховая сажень " - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. «Косая сажень» - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Используется в словосочетании: «у него косая сажень в плечах» (в значении - богатырь, великан) Сажень равен 2,1336 м

Слайд 15

Все вышеперечисленные данные о мерах длины могут быть отражены в следующей таблице:

Слайд 16

Мои исследования Узнав значения старинных мер длины, я сейчас сама могу объяснить и вычислить размеры сказочных героев. Рост Дюймовочки (1 дюйм) - 2,54 см. Конек-Горбунок (3 вершка) - 13,35 см, а его уши (1 аршин) - 72 см. (Вероятно автор сказки Ершов П.П. не знал старинные меры длины, так как это отношение роста и ушей для Конька-Горбунка просто невозможно). Рост лилипута (6 дюймов) - 15,24 см. Каждый шаг великана (10 аршин) - 7,2 м. Таким образом, встречая сейчас в литературных произведениях старинные меры длины, я могу перевести их в современные и узнать истинные размеры героев.

Слайд 17

От горшка два вершка ? Два вершка – это около девяти сантиметров: 4,45 ∙ 2 = 8,9 см. Людей такого роста не бывает. В чем же разгадка? Дело в том, что при указании роста человека или животного раньше счет велся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека), то есть после 142,24 сантиметров. Значит, от горшка два вершка – это чуть больше полутора метров: 142,24 + 8,9 = 151,14 (см).

Слайд 18

« Расстояния в старинных мерах». Расстояние от Кутаны до Белькачи – 25 км, а до Чагды – 120 км. Переведя эти единицы в соответствующие старинные меры длины, я получила следующее: до Белькачи 3,2миль = 24 версты, а до поселка Чагда 16 мили = 119 верст.

Слайд 19

Вершок Я решила измерить рост всех своих членов семьи в вершках. Член семьи Длина вершка в см Рост в см Рост в вершках Бабушка 4,44 154 35 Дедушка 168 38 Мария 159 36

Слайд 20

Аршин Около нашего дома растёт очень много деревьев. Я измерила их высоту в аршинах. Дерево Длина аршина в метрах Высота деревьев в метрах Высота в аршинах Берёза 0,71 1,42 2 Лиственница 1 1,4 Сосна 0,9 1,3

Слайд 21

Сажень Я измерила простую сажень у всех своих членов семьи. Член семьи Длина сажени в метрах Расстояние в метрах Расстояния в саженях Мама 1,52 1,76 1,1 Папа 1,85 1,2 Бабушка 1,48 0,9 Дедушка 1,72 1,1 Мария 1,61 1

Слайд 22

Локоть Я провела исследование, измерив длину локтя всех своих членов семьи: Член семьи Длина локтя в м Расстояние в м Расстояние в локтях Мама 0,42 0,48 1,1 Папа 0,50 1,2 Бабушка 0,44 1 Дедушка 0,53 1,3 Мария 0,41 0,9

Слайд 23

Пядь Я решила измерить длину малой пяди всех членов моей семьи. Член семьи Длина малой пяди в см Мама 17 Папа 19 Бабушка 15 Дедушка 19 Мария 16

Слайд 24

Ладонь Я измерила ширину ладони у всех своих членов семьи. Член семьи Ширина ладони в см Мама 9 Папа 12 Бабушка 9 Дедушка 10 Мария 8,5

Слайд 25

Исследование «Опрос». Знают ли наши ребята старинные меры? 5 класс – не знают 6класс – не знают 7класс – аршин, верста, сажень, пядь 8класс – аршин, верста, дюйм 9класс – не знают 10 класс - не знают 11 класс - дюйм 7 учителя- пядь, аршин, верста, дюйм.

Слайд 26

Вывод: Я сделала исследования и нашла ответы на свои вопросы и теперь знаю старинные русские меры. Я считаю, что поставленные цели и задачи были достигнуты: - из различных источников собран материал о значении старинных русских мер; - проведен ряд исследований и опрос: знают ли учащиеся старинные меры длины и где они применяются; собран дополнительный материал и созданы задачи по старинным мерам длины, который можно использовать на уроках математики в 5-7 классах, математических кружках . буду продолжать работу по исследованию старинных мер длины якутов и эвенков.

Слайд 27

Спасибо за внимание!

Поделиться:

А теперь — мультфильм

"Разделите так, как делили работу..."

Пустой колос голову кверху носит

В Китае испытали "автобус будущего"

Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен