Ещё в детстве, когда бабушка читала мне книжки, часто в сказках встречались такие непонятные для меня слова и выражения как: «Ростом только в три вершка, да с аршинными ушами» (из сказки «Конёк–Горбунок»), «Она была маленькая – маленькая, всего с дюйм ростом» (из сказки «Дюймовочка»), «Каждый его шаг равнялся 10 аршинам» (из сказки «Путешествие Гулливера»).
Мне было очень интересно: три вершка – это сколько? Аршинные уши – это какие уши? А какого роста была Дюймовочка? Чему был равен шаг великана в рассказах про Гулливера ? Меня это очень заинтересовало.
Проект используется в рамках внеурочных занятий по математике и рассчитан на обучающихся 5-8 классов общеобразовательных школ.
Актуальность:
В прошлом учебном году обучающая Васильева Виолетта начала изучать новый предмет – физику. Изучение этой новой науки началось со знакомства с различными физическими величинами и их единицами измерения.
Также ей было интересно: три вершка – это сколько? Аршинные уши – это какие уши? А какого роста была Дюймовочка? Чему был равен шаг великана в рассказах про Гулливера ?
Цель проекта: 1) практическое применение русской системы мер длины на современном этапе и установление экспериментальным путем соотношения старинных и современных мер длины; 2)формирование интереса обучающихся к математике, а также умений и качеств, необходимых современному человеку, а именно: умений работать с информацией, компьютером и навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества.
Вложение | Размер |
---|---|
starinnye_russkie_mery_dliny_2014g_npk.doc | 102 КБ |
kratkaya_annotatsiya_proekta.docx | 13.15 КБ |
starinnye_russkie_izmereniya_dliny_npk_2014g.pptx | 574.82 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа № 7 с.Кутана
МО « Алданский район»
Исследовательский проект
«Старинные русские меры длины »
Работу выполнила:
ученица 8 класса
Васильева Виолетта
Руководитель:
Макарова Н.Д. учитель математики
2014 год
План проекта
Введение
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Ещё в детстве, когда бабушка читала мне книжки, часто в сказках встречались такие непонятные для меня слова и выражения как: «Ростом только в три вершка, да с аршинными ушами» (из сказки «Конёк–Горбунок»), «Она была маленькая – маленькая, всего с дюйм ростом» (из сказки «Дюймовочка»), «Каждый его шаг равнялся 10 аршинам» (из сказки «Путешествие Гулливера»).
Мне было очень интересно: три вершка – это сколько? Аршинные уши – это какие уши? А какого роста была Дюймовочка? Чему был равен шаг великана в рассказах про Гулливера ? Меня это очень заинтересовало.
В прошлом учебном году я начала изучать новый предмет – физику. Изучение этой новой для меня науки началось со знакомства с различными физическими величинами и их единицами измерения. Я узнала, что с 1963 г. в России и других странах принимается международная система единиц СИ (система интернациональная). В этой системе основной единицей длины является метр, а единицей массы – килограмм.
И я решила побольше узнать об этих мерах и установить взаимосвязь между старой и новой измерительными системами.
Объектом исследования стало выявление старинных русских измерений длины и их значение.
Цель исследования: установить старинные меры длины и массы, сравнить их с новой измерительной системой и найти отражение этих мер в русских пословицах и поговорках.
В рамках достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Меры длины
В ходе проведённых мною исследований я узнала такие старорусские меры длины, как верста, вершок, аршин, сажень, локоть, пядь и ладонь.
Верста
Верста - от слова вертеть. Первоначально – расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты - 1060 м. Верста, как мера длины, на Руси встречается с 11 века.
Величина версты неоднократно менялась в зависимости от числа сажен, которые входили в неё, и от длины сажени. В 1649 году была установлена «межевая верста» в 1 тысячу саженей. Она служила для измерения земельных участков. Позже в 18 веке наряду с ней стала использоваться «путевая верста», которую использовали для измерения пути.
Межевая верста
Межевая верста существовала на Руси до 18 века для определения расстояния между населенными пунктами и для межевания (от слова межа – граница земельных владений в виде узкой полосы). Длина такой версты 1000 саженей, или 2,13 км.
Коломенская верста
Коломенская верста – «верзила» - шутливое название очень высокого человека. Она берёт своё начало со времён царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1545 по 1576 год. Он повелел расставить вдоль дороги, ведшей от Калужской заставы Москвы до летнего дворца в селе Коломенском, столбы с ордами наверху на расстояние 700 саженей друг от друга. Высота каждого из них была равна приблизительно двум саженям (4метра).
Вершок
Вершок – длина верхней части пальца. В современном исчислении — 4,44 см. Слово «вершок» происходит от слова «верх».
При определении роста человека или животного счёт велся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): если говорилось, что измеряемый был 10 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 10 вершков, то есть 187 см. Существует поговорка «От горшка два вершка». Два вершка — это около 9 см, людей такого роста не бывает, значит 2 аршина и 2 вершка. От горшка два вершка – это 151,14 см, то есть человек небольшого роста.
Аршин
Старой русской мерой длины был аршин (от персидского слова «арш»- «локоть»), который равнялся 71 см. Отсюда поговорка «Мерить на свой аршин». Аршин делился на 16 вершков. Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Поэтому слова «человек 12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть 196 см. 3 аршина составляли сажень.
Сажень
Большой единицей измерения была сажень. Это слово образовано от глагола «сягать» - насколько можно было дотянуться рукой. Различали:
Простая сажень
Простая сажень – расстояние между большими пальцами вытянутых в противоположные стороны рук человека (равнялась примерно 152 см);
Маховая сажень
Маховая сажень – расстояние между кончиками средних пальцев вытянутых в противоположные стороны рук человека среднего роста (равнялась примерно 176 см);
Косая сажень
Косая сажень - расстояние от пальцев правой (левой) ноги стоящего человека до конца пальцев вытянутой по диагонали левой (правой) руки (равнялась примерно 216 см).
Разновидности саженей
городовая — 284,8 см,
церковная — 186,4 см,
народная — 176,0 см,
кладочная — 159,7 см,
простая — 150,8 см,
великая — 244,0 см,
греческая — 230,4 см,
казённая — 217,6 см,
царская — 197,4 см,
Локоть
Локоть – расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см. Как мера длины на Руси встречается с 11 века. Её применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину изготовленной в домашних условиях шерстяной пряжи или пеньковой верёвки (такую продукцию наматывали на локоть).
Пядь
Пядь – одна из самых старинных мер длины. Она удобна тем, что как локоть и ладонь, каждый носит её с собой. Пядь — это расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев. Она равнялась 17,78 cм. Различали: малая пядь, большая пядь и пядь с кувырком.
Большая пядь
Большая пядь – расстояние между концами большого пальца и мизинца (22—23 см).
Пядь с кувырком
Пядь с кувырком – с прибавкой двух суставов указательного пальца, равнялась 27—31 см.
Малая пядь
Расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев.
Ладонь
Для измерения маленьких расстояний применялась ладонь – это ширина кисти. Ладонь – это 1/6 локтя (локоть шестиладонный)
И пядь, и локоть, и сажень у каждого человека свои и зависят от его роста. Поэтому, купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста: локоть у него короче, денег за отрез ткани можно выручить больше.
Так как рост у каждого человека свой и меры соответственно свои, то стало понятно, как неудобна была такая система мер. Поэтому со временем люди перешли на метрическую систему: ведь метр, дециметр, сантиметр не зависят от роста человека.
Миля
Миля (от латинского слова милия – тысяча (шагов)) – русская мера длины. Использовалась как единица для измерения больших расстояний, равна семи верстам или 7,468 км.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Узнав значения старинных мер длины, я сейчас сама могу объяснить и вычислить размеры сказочных героев.
Таким образом, встречая сейчас в литературных произведениях старинные меры длины, я могу перевести их в современные и узнать истинные размеры героев
Верста
. «Расстояния в старинных мерах».
Расстояние | S, м | Длина версты в м | S, верста |
От Кутаны до Белькачи | 25000 | 1060 | 23,5 |
От моего дома до дома бабушки | 120000 | 113 |
ГОВОРЯТ:
«Москва верстой далека, а сердцу рядом» – так русские люди характеризовали своё отношение к столице, Москва на 1,067 км далека, а сердцу рядом.
«Тянись верстой, да не будь простой» — тянись на 1,067 км, да не будь простой.
«От слова до дела – целая верста» - так говорят, чтобы человек хвастался сделанным делом, а не словами, от слова до дела — 1,067 км.
«Верстой ближе – пятаком дешевле»
«На версту отстанешь – на десять догоняешь»
«Любовь не верстами меряется»
«На версту отстанешь, на десять не догонишь»
«Семь верст молодцу не крюк» - 7,469 км молодцу не крюк.
«Его за версту видно» - о хорошем или плохом человеке, дела которого заметны далеко, его видно за 1,067 км.
«От мысли до мысли пять - тысяч верст» — от мысли до мысли - 5335 км
Вершок
Я решила измерить рост всех своих членов семьи в вершках.
Член семьи | Длина вершка в см | Рост в см | Рост в вершках |
Бабушка |
4, 44 | 154 | 35 |
Дедушка | 168 | 38 | |
Мария | 159 | 36 |
ГОВОРЯТ:
«От горшка два вершка, а уже указчик» - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.
«У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла» - о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.
«Борода с вершок, а слов с мешок» — борода с 44 см, а слов с мешок
Аршин
Около нашего дома растёт очень много деревьев. Я измерила их высоту в аршинах.
Дерево | Длина аршина в метрах | Высота деревьев в метрах | Высота в аршинах |
Берёза | 0,71 | 1,42 | 2 |
Лиственница | 1 | 1,4 | |
Сосна | 0,9 | 1,3 |
ГОВОРЯТ:
«Видит на три аршина под землю» - об очень проницательном человеке на 2,13 м в землю видит.
«На свой аршин не меряй»
«Каждый купец на свой аршин меряет» - о человеке, который всё судит по себе, исходя из собственных интересов, каждый купец на свои 71 см меряет.
«Сидит, ходит, словно аршин проглотил» – о неестественно прямом человеке.
«На аршин борода, да ума на пядь» — на 71 см борода, а ума на 27 см.
Сажень
Я измерила простую сажень у всех своих членов семьи.
Член семьи | Длина сажени в метрах | Расстояние в метрах | Расстояния в саженях |
Мама | 1,52 | 1,76 | 1,1 |
Папа | 1,85 | 1,2 | |
Бабушка | 1,48 | 0,9 | |
Дедушка | 1,72 | 1,1 | |
Мария | 1,61 | 1 |
ГОВОРЯТ:
О русских богатырях говорили: «У него косая сажень в плечах» - то есть у него 2,13 м в плечах. Также сейчас говорят о сильном и могучем человеке.
«Видеть, на сажень сквозь землю» - отличаться большой проницательностью.
«Полено к полену – сажень» - о накоплении запасов, богатства путем экономии.
Локоть
Я провела исследование, измерив длину локтя всех своих членов семьи:
Член семьи | Длина локтя в м | Расстояние в м | Расстояние в локтях |
Мама | 0,42 | 0,48 | 1,1 |
Папа | 0,50 | 1,2 | |
Бабушка | 0,44 | 1 | |
Дедушка | 0,53 | 1,3 | |
Мария | 0,41 | 0,9 |
ГОВОРЯТ:
«Близок локоть, да не укусишь» - о каком – нибудь простом, но невыполненном деле.
«Близок локоток, да ум короток» - о невыполнимом деле.
«Сам с ноготок, а борода - с локоток » - До Петра I борода, особенно у бояр, служила признаком знатности рода и происхождения. Чем больше и длиннее была борода, тем больше должно было быть уважение к ее хозяину. Сам с локоток, а борода 38—46 см.
«Нос с локоток, а ум с ноготь» - о глупом человеке.
«Жили с локоть, а жизнь с ноготь» - т.е. жили долго, а жизнь оказалась короткой
Пядь
Я решила измерить длину малой пяди всех членов моей семьи.
Член семьи | Длина малой пяди в см |
Мама | 17 |
Папа | 19 |
Бабушка | 15 |
Дедушка | 19 |
Мария | 16 |
ГОВОРЯТ:
«Не уступить ни пяди» - не отдать даже самой малости, не уступить ни 27 см.
«Семь пядей во лбу» - об очень умном человеке, 189 см во лбу.
«На аршин борода, да ума на пядь» – о взрослом, но глупом человеке.
Ладонь
Я измерила ширину ладони у всех своих членов семьи.
Член семьи | Ширина ладони в см |
Мама | 9 |
Папа | 12 |
Бабушка | 9 |
Дедушка | 10 |
Мария | 8,5 |
ГОВОРЯТ:
«Кто родом кулак, тому не разогнуться в ладонь» - о сильном человеке, который и по жизни будет сильным.
«Правда – как солнце – ладонью не прикроешь» - всё тайное всегда становится явным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня старинные русские меры для нас – метафоры, накрепко вросшие в язык и потому не исчезнувшие вместе с модернизацией метрической системы. Знать исконный смысл этих метафор – значит постичь частицу истории нашей страны, углубить свою патриотическую память. Но ничто на земле не проходит бесследно. Язык, как и жизнь, не стоит на месте. Ушли давно из нашей речи версты, сажени, аршины, фунты, пуды. Появились новые меры веса и длины с новыми названиями. Но остались они в крупицах народной мудрости: пословицах и поговорках, и по-прежнему уважаемы люди «семи пядей» (умные), «косая сажень в плечах», (сильные), «верста коломенская» (высокие), потому что мы – частица нашей великой России, и надо помнить язык предков, беречь его и украшать, а не уродовать.
В ходе работы я узнала, какие старинные меры длины и массы существовали в давние времена, и сравнила их с новой измерительной системой. В ходе исследований узнала, сколько вёрст от Кутаны до Белькачи и Чагда, какая длина шага, ладони, пяди, локтя у всех моих членов семьи. Длина – одно из первых геометрических понятий, введённых человеком. Первые меры длины были естественными и самыми простыми. Локоть, аршин, пядь, шаг – эти меры всегда при себе, но они неточные, так как у разных людей эти единицы различные. И пусть сейчас данные меры не используют как раньше, зато в фольклоре они нашли своё отражение и употребляются до сих пор, отражая мудрость народа.
Собран дополнительный материал и созданы задачи по старинным мерам длины, который можно использовать на уроках математики в 5-7 классах, математическом кружке.
По окончании работы я испытала огромное удовольствие от впервые проделанной работы под руководством учителя и думаю, что она у меня получилась. Я буду еще продолжать работу по исследованию старинных мер длины якутов и эвенков, искать литературу и спрашивать старших о старинных мерах эвенков в селе. Мне интересно узнать о старинных мерах других народов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Краткая аннотация руководителя учителя математики Макаровой Н.Д. исследовательского проекта « Старинные русские меры длины»
ученицы 8 класса МКОУ СОШ № 7 с.Кутана
МО «Алданский район» Васильевой Виолетты
2014 год октябрь.
Проект используется в рамках внеурочных занятий по математике и рассчитан на обучающихся 5-8 классов общеобразовательных школ.
Актуальность:
В прошлом учебном году обучающая Васильева Виолетта начала изучать новый предмет – физику. Изучение этой новой науки началось со знакомства с различными физическими величинами и их единицами измерения.
Также ей было интересно: три вершка – это сколько? Аршинные уши – это какие уши? А какого роста была Дюймовочка? Чему был равен шаг великана в рассказах про Гулливера ?
Цель проекта: 1) практическое применение русской системы мер длины на современном этапе и установление экспериментальным путем соотношения старинных и современных мер длины; 2)формирование интереса обучающихся к математике, а также умений и качеств, необходимых современному человеку, а именно: умений работать с информацией, компьютером и навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества.
Для этого предполагается решение ряда задач:
1. Познакомиться со старинными русскими мерами длины в различных источниках и определить основные этапы их становления.
2. Выяснить соотношение старинных и современных мер измерения.
3. Показать практическое применение мер длины в задачах.
4. Проследить за отражением старинных мер длины в русском фольклоре и художественных произведениях.
5. Создать сборник математических задач с использованием старинных русских мер длины.
6. Презентовать результаты проекта обучающимся школы.
Для реализации проекта предполагается определенный уровень подготовки обучающихся.Обучающаяся должна: знать современные меры длины, иметь представление о правилах работы с компьютером, уметь работать со справочной литературой, в сети Интернет. Длительность работы над проектом – в течение учебного года. Образовательным продуктом данного проекта является творческая работа обучающегося.
Во время обсуждения результатов проекта ученица 8 класса Васильева Виолетта демонстрировала свою творческую работу в школьной научно- исследовательской конференции « Шаг в будущее» 2014году. Виолетта продолжает работу по исследовании старинных мер длины якутов и эвенков и в этом учебном году.
Слайд 1
Старинные русские измерения длины Презентацию выполнила: Ученица 8 класса МКОУ СОШ №7с.Кутана МО « Алданский район» Васильева Виолетта Руководитель: учитель математики Макарова Н. Д. октябрь 201 4 год.Слайд 2
Объектом исследования стало выявление старинных русских измерений длины и их значение. Ещё в детстве, когда бабушка читала мне книжки, часто в сказках встречались такие непонятные для меня слова и выражения как: «Ростом только в три вершка, да с аршинными ушами» (из сказки «Конёк–Горбунок»), «Она была маленькая – маленькая , всего с дюйм ростом» (из сказки « Дюймовочка »), «Каждый его шаг равнялся 10 аршинам» (из сказки «Путешествие Гулливера»). Мне было очень интересно: три вершка – это сколько? Аршинные уши – это какие уши? А какого роста была Дюймовочка ? Чему был равен шаг великана в рассказах про Гулливера ?
Слайд 3
Так появилась проблема моего учебного исследования . Из сказки КОНЁК-ГОРБУНОК «Да игрушечку-конька Ростом только в три вершка , На спине с двумя горбами Да с аршинными ушами» Из сказки ДЮЙМОВОЧКА « Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом»
Слайд 4
Когда речь идёт о чём-нибудь очень простом, понятном, мы часто говорим: «Дело ясно, как дважды два - четыре!» А ведь прежде чем додуматься до того, что дважды два - четыре, людям пришлось учиться много, много тысяч лет.
Слайд 5
Первоначально в качестве мер использовались натуральные размеры человеческого тела .
Слайд 6
Метрическая система мер Метрическая система мер принята большинством стран мира. В России ее введение началось с 1899 года, но только после Октябрьской революции она стала обязательной. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы в нашей стране принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику. Русские меры длины были уточнены в 18 веке указом Петра I Русская система мер была отменена в СССР в 1924 году. Метрическая система в СССР вступила в силу с 1 января 1927 г.
Слайд 7
Русские меры длины были уточнены в 18 веке указом Петра I : 1 миля = 7 вёрст 7,469 км, 1 верста = 500 саженей 1,0668 км, 1 сажень = 3 аршина = 7 футов 2,1336 м, 1 аршин = 16 вершков 0,7112 м, 1 фут = 12 дюймов 30,48 см, 1 дюйм = 10 линий 2,54 см, 1 линия = 10 точек 2,54 мм.
Слайд 8
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту сажень аршин локоть пядь и вершок.
Слайд 9
Дюйм и вершок Дюйм – равен ширине большого пальца 1 дюйм- 2, 54 см ВЕРШОК - мера длины , равная ширине двух пальцев (указательного и среднего). В современном исчислении - 4,44см .
Слайд 10
АРШИН - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м.=71см Было и другое название этой меры – ШАГ. В дальнейшем, стали так же применять, под этим названием, равную величину – длину руки.
Слайд 11
Пядь - одна из самых старинных мер длины. Название происходит от древнерусского слова «пясть» - кулак или кисть руки. Пядь малая - расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев (около18 см) Пядь великая - расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца (22-23 см).
Слайд 12
ВЕРСТА - старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. "Верстой" также назывался верстовой столб на дороге. "За версту видно..." - говорим мы о дурных (реже - о хороших) качествах человека.
Слайд 13
Локоть - исконно древнерусская мера длины, известная уже в 11 веке. ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки"). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется .
Слайд 14
САЖЕНЬ - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины . " Маховая сажень " - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. «Косая сажень» - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Используется в словосочетании: «у него косая сажень в плечах» (в значении - богатырь, великан) Сажень равен 2,1336 м
Слайд 15
Все вышеперечисленные данные о мерах длины могут быть отражены в следующей таблице:
Слайд 16
Мои исследования Узнав значения старинных мер длины, я сейчас сама могу объяснить и вычислить размеры сказочных героев. Рост Дюймовочки (1 дюйм) - 2,54 см. Конек-Горбунок (3 вершка) - 13,35 см, а его уши (1 аршин) - 72 см. (Вероятно автор сказки Ершов П.П. не знал старинные меры длины, так как это отношение роста и ушей для Конька-Горбунка просто невозможно). Рост лилипута (6 дюймов) - 15,24 см. Каждый шаг великана (10 аршин) - 7,2 м. Таким образом, встречая сейчас в литературных произведениях старинные меры длины, я могу перевести их в современные и узнать истинные размеры героев.
Слайд 17
От горшка два вершка ? Два вершка – это около девяти сантиметров: 4,45 ∙ 2 = 8,9 см. Людей такого роста не бывает. В чем же разгадка? Дело в том, что при указании роста человека или животного раньше счет велся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека), то есть после 142,24 сантиметров. Значит, от горшка два вершка – это чуть больше полутора метров: 142,24 + 8,9 = 151,14 (см).
Слайд 18
« Расстояния в старинных мерах». Расстояние от Кутаны до Белькачи – 25 км, а до Чагды – 120 км. Переведя эти единицы в соответствующие старинные меры длины, я получила следующее: до Белькачи 3,2миль = 24 версты, а до поселка Чагда 16 мили = 119 верст.
Слайд 19
Вершок Я решила измерить рост всех своих членов семьи в вершках. Член семьи Длина вершка в см Рост в см Рост в вершках Бабушка 4,44 154 35 Дедушка 168 38 Мария 159 36
Слайд 20
Аршин Около нашего дома растёт очень много деревьев. Я измерила их высоту в аршинах. Дерево Длина аршина в метрах Высота деревьев в метрах Высота в аршинах Берёза 0,71 1,42 2 Лиственница 1 1,4 Сосна 0,9 1,3
Слайд 21
Сажень Я измерила простую сажень у всех своих членов семьи. Член семьи Длина сажени в метрах Расстояние в метрах Расстояния в саженях Мама 1,52 1,76 1,1 Папа 1,85 1,2 Бабушка 1,48 0,9 Дедушка 1,72 1,1 Мария 1,61 1
Слайд 22
Локоть Я провела исследование, измерив длину локтя всех своих членов семьи: Член семьи Длина локтя в м Расстояние в м Расстояние в локтях Мама 0,42 0,48 1,1 Папа 0,50 1,2 Бабушка 0,44 1 Дедушка 0,53 1,3 Мария 0,41 0,9
Слайд 23
Пядь Я решила измерить длину малой пяди всех членов моей семьи. Член семьи Длина малой пяди в см Мама 17 Папа 19 Бабушка 15 Дедушка 19 Мария 16
Слайд 24
Ладонь Я измерила ширину ладони у всех своих членов семьи. Член семьи Ширина ладони в см Мама 9 Папа 12 Бабушка 9 Дедушка 10 Мария 8,5
Слайд 25
Исследование «Опрос». Знают ли наши ребята старинные меры? 5 класс – не знают 6класс – не знают 7класс – аршин, верста, сажень, пядь 8класс – аршин, верста, дюйм 9класс – не знают 10 класс - не знают 11 класс - дюйм 7 учителя- пядь, аршин, верста, дюйм.
Слайд 26
Вывод: Я сделала исследования и нашла ответы на свои вопросы и теперь знаю старинные русские меры. Я считаю, что поставленные цели и задачи были достигнуты: - из различных источников собран материал о значении старинных русских мер; - проведен ряд исследований и опрос: знают ли учащиеся старинные меры длины и где они применяются; собран дополнительный материал и созданы задачи по старинным мерам длины, который можно использовать на уроках математики в 5-7 классах, математических кружках . буду продолжать работу по исследованию старинных мер длины якутов и эвенков.
Слайд 27
Спасибо за внимание!
А теперь — мультфильм
"Разделите так, как делили работу..."
Пустой колос голову кверху носит
В Китае испытали "автобус будущего"
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен