• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проблема эвтаназии в контексте прав человека

Опубликовано Нафикова Лариса Николаевна вкл 22.03.2015 - 19:32
Нафикова Лариса Николаевна
Автор: 
Андреева Юлия

Исследовательская работа, посвященная проблеме эвтаназии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_evtanazii_v_kontekste_prav_cheloveka_okrug.docx219.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема эвтаназии в контексте прав человека

Автор: Андреева Юлия Игоревна

МКУОШИ «Панаевская школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

8а класс

Руководитель: Нафикова Лариса Николаевна,

учитель истории и обществознания

МКУОШИ «Панаевская школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Эвтаназия …………………………………………………………………………...4

  1. Понятие эвтаназии, её виды………………………………………………………….4
  2. Проблема эвтаназии с позиции «за» и «против»………..…………………...........6

Глава 2. Эвтаназия и закон …………………………………………………………….........7

2.1.      Эвтаназия в законодательстве зарубежных стран и России………………............7

2.2.      Отношение к эвтаназии различных групп населения……………………………...8

Заключение…………………………………………………………………………………....8

Список литературы…………………………………………................................................10

Приложение

Введение

С рождения каждый человек обладает правом на жизнь. А есть ли у него право на смерть? Как писал Мишель де Монтень, «природа назначила нам лишь один путь появления на свет, но указала тысячи способов, как уйти из жизни». Одним из таких способов в современном обществе и стала эвтаназия. Что такое эвтаназия? Выход из безвыходной ситуации? Свои ответы есть у закона, церкви, медиков, юристов.

Актуальность данной  темы  трудно преувеличить, во-первых, из-за того, что она связана с  самым  дорогим, что  есть  у  человека,   с   его   жизнью.   Во-вторых,   по   причине малой изученности   данной   проблемы   в   трудах    учёных-юристов  и  не закреплённости в нормативно-правовых актах страны. Проблема эвтаназии сложный, недостаточно изученный феномен, вызывающий множество споров, как в научных кругах, так и в повседневной практике. Возникает необходимость определения этого феномена, рассмотрения его с различных сторон.

Чтобы понять проблему эвтаназии и выработать свою точку зрения, я провела исследовательскую работу.

Поставила перед собой цель: рассмотреть проблему эвтаназии, раскрыть ее суть.

Цели достигала через следующие задачи:

  1. изучить представления об эвтаназии;
  2. изучить международное и российское законодательство по проблеме эвтаназии;
  3. рассмотреть  моральные аспекты применения эвтаназии; доводы за и против эвтаназии;  
  1. выявить представление респондентов о готовности российского общества к обсуждению проблем эвтаназии;
  2. сделать выводы по этой проблеме.

Гипотеза: Российское общество не готово к решению проблемы эвтаназии.

Объектом исследования стало право человека на смерть при определенных физических состояниях.

Предметом исследования стали нормативно-правовые акты международного и российского права, содержащие нормы об эвтаназии.

Основными методами данного исследования стали: изучение литературы по данной теме, анкетирование, анализ, синтез, сравнение данных.

Работа по данному направлению включала в себя следующие этапы:

  1. Общее знакомство с литературой, интернет-ресурсами по данному вопросу.
  2. Сбор необходимой информации.
  3. Обработка информации, выделение наиболее значимой.
  4. Проведение эмпирической исследовательской части работы (анализ и синтез собранных материалов).
  5. Подведение итогов работы.

Глава 1. Эвтаназия

  1.  Понятие эвтаназии, её виды.

Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. рассматривает право на жизнь как неотъемлемое право каждого человека. В российском законодательстве право на жизнь впервые было провозглашено в Декларации прав и свобод человека и гражданина в 1991 г., дальнейшее закрепление оно получило в части 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право на жизнь».[1] Однако содержание и границы этого права не были раскрыты ни одним из этих документов.        Право на жизнь как естественное право человека имеет несколько аспектов, включая право на сохранение жизни и на распоряжение ею, которое проявляется, в частности, вправе решать вопрос о прекращении собственной жизни. Право на смерть - это такое же естественное право человека, как право на жизнь, а эвтаназию следует рассматривать как разновидность реализации человеком права на смерть.[2] 

    Что же такое эвтаназия?  Эвтаназия была известна еще древним грекам, которые под ней подразумевали счастливую смерть без страданий и мучений.

Эвтана́зия (от греч. «эу» - «хороший» и «танатос» - «смерть») – намеренное ускорение смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий.

Этот термин ввёл английский философ Фрэнсис Бэкон.  «Долг врача состоит не только в том, чтобы восстановить здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучения, причиняемые болезнью, и это не только тогда, когда такое облегчение боли... может привести к выздоровлению, но даже и в том случае, когда уже нет совершенно никакой надежды на спасение и можно лишь сделать саму смерть больного легкой и спокойной, потому что эта эвтаназия...уже сама по себе является немалым счастьем».[3] С XIX века эвтаназия стала означать «умертвить кого-либо из жалости».

В настоящее время термин используется в различных значениях, среди которых можно выделить следующие: ускорение смерти тех, кто переживает тяжелые страдания; прекращение жизни «лишних» людей; забота об умирающих; предоставление человеку возможности умереть. Для дальнейших рассуждений необходимо уточнить, что именно подразумевается под эвтаназией и определиться с её возможными разновидностями.

Большой юридический словарь определяет эвтаназию как «удовлетворение просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни».[4]

Энциклопедия «Википедия» дает определение эвтаназии «как практики прекращения (или сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, удовлетворения просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий».[5]

В Большой медицинской энциклопедии говорится, что «эвтаназия - намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий».[6]

Различают эвтаназию пассивную и активную (критерий – позиция врача), добровольную и недобровольную (критерий – позиция пациента).

Пассивная эвтаназия  выражается  в  том,  что  прекращается  оказание  направленной  на продление жизни медицинской помощи, что  ускоряет  наступление  естественной смерти.

Под активной эвтаназией понимают введение  умирающему  каких-либо  лекарственных  или  иных средств, либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти (летальная инъекция).

Добровольной называется эвтаназия, которая осуществляется по просьбе осмерти со стороны пациента или его законного представителя.

Случаи умерщвления без согласия или против воли больного рассматриваются как недобровольная или принудительная эвтаназия.

Комбинируя эти формы эвтаназии, мы получаем четыре способа (ситуации) эвтаназии: добровольной и активной; добровольной и пассивной; недобровольной и активной; недобровольной и пассивной.

  1.  Проблема эвтаназии с позиции «за» и «против»

Рассматривая эвтаназию, нельзя не помнить о нравственных аспектах этой проблемы, ибо даже намеренное умерщвление виновного всегда является нравственным злом, а эвтаназия - намеренное умерщвление невиновного человека. Но если некоторые виды лишения жизни оправданы (необходимая оборона, крайняя необходимость, причинение смерти при задержании опасных преступников, исполнение наказания в виде смертной казни), то почему нельзя оправдать при некоторых обстоятельствах добровольную эвтаназию? Даже сильные мира сего прибегали к такому радикальному методу. Когда прославленные римские хирурги не смогли остановить смертельной болезни, Александр Македонский добровольно принял яд.

Некоторые законотворцы и лица большой политики также применили эвтаназию в отношении к себе. Это 37-й президента США Ричард Никсон,  Президент Франции Франсуа Миттеран.

Эвтаназия противоречит профессии врача, ибо в клятве Гиппократа говорится: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Церковь также полностью  осуждает  эвтаназию.  Осуждение   касается   всякого посягательства на человеческую жизнь.

Следует привести доводы за и против эвтаназии.

Люди, признающие эвтаназию правом человека, чаще всего обращают внимание на следующее:

  1. сознательная и настойчивая просьба  больного;
  2. невозможность облегчить страдания больного известными способами;
  3. точная и несомненная доказанность невозможности спасти жизнь, установленная коллегией врачей при обязательном единогласии;
  4. предварительное уведомление  прокуратуры.

Те, кто выступает против легализации эвтаназии в России приводят следующие аргументы:

  1. большое количество диагнозов ошибочно;
  2. в результате развития медицины и фармакологии болезни, которые ещё вчера считались абсолютно смертельными, сегодня подвергаются излечению;
  3. врач - это помощник человека в сохранении жизни. Он призван служить здоровью, но не потворствовать смерти;
  4. введение законом эвтаназии приведет к злоупотреблению со стороны врачебного персонала.[7]

Эвтаназия противоречит профессии врача, ибо в клятве Гиппократа говорится: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Церковь также полностью  осуждает  эвтаназию.  Осуждение   касается   всякого посягательства на человеческую жизнь.

Глава 2.    Эвтаназия и закон

2.1. Эвтаназия в законодательстве зарубежных стран и России

Противоречивые  взгляды  на  эвтаназию  с медицинской  и  морально- этической точек зрения породили и противоречивую  юридическую  оценку  этого явления, что нашло отражение в законодательствах ряда стран.

Например, в Голландии в  законодательство официально внесено разрешение активной эвтаназии, конечно, с  определенными оговорками, предусматривающими исключение каких-либо злоупотреблений.

В  Англии,  напротив,  принят   закон   о безусловном запрещении любой эвтаназии в медицинской практике. Вместе с тем, под предлогом  обеспечения  прав  человека  во  многих странах в той или иной мере  свободно  применяется  эвтаназия,  даже  вопреки существующим нормам закона.

Многие наверняка слышали имя врача  из США Джека  Кеворкяна, которого прозвали «Доктор Смерть», он  изобрел  «машину  смерти»  -  аппарат, вводящий  в  организм  пациента  смертельный  раствор. В дальнейшем он усовершенствовал свою машину, снабдив её маской с автоматической подачей смертельной дозы углекислого газа. Многие безнадёжно больные люди воспользовались этим аппаратом в присутствии его автора и при его консультации.

На сегодняшний день  эвтаназия разрешена: в Голландии, Бельгии, Люксембурге, штатах Орегон и Вашингтон (США) – активная эвтаназия); Швейцарии, Франции, Германии, Израиле – пассивная эвтаназия.  

А как к этому вопросу относится законодательство Российской Федерации?

Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» - статья 45. Запрещает  эвтаназию.

Согласно ст. 105 Уголовного кодекса РФ убийство представляет собой умышленное причинение  смерти другому человеку. Очевидно, что по ряду признаков эвтаназия  тождественна убийству. Объектом эвтаназии является жизнь пациента. Таким образом, эвтаназия в России считается преступлением согласно Уголовного кодекса РФ.

2.2. Отношение к эвтаназии различных групп населения

        Сторона закона ясна. Чтобы понять точку зрения населения, я  провела социологический опрос  среди жителей села Панаевск. В качестве респондентов выступили сотрудники и обучающиеся 8-11  классов МКУОШИ «Панаевская школа – интернат С(П)ОО», а также сотрудники «Панаевской врачебной амбулатории». Всем предлагалось ответить    на 5 вопросов /Иллюстрация 1/.

По итогам опроса среди обучающихся, вышло, что 82 процента респондентов признали эвтаназию не гуманным методом избавления от страданий. Но несмотря на эти данные, 50% обучающихся считают, что эвтаназия допустима, из них 34% за то, чтобы эвтаназию разрешили в России. Но опять же 34% не находят в эвтаназии спасение для больного. А на последний вопрос (Если близкий вам человек был бы неизлечимо болен, сильно страдал и просил вас помочь ему умереть, приняли бы вы решение об эвтаназии? - голоса распределились 50 % на 50%. /Иллюстрация 2/.

Среди сотрудников школы-интерната 42% считают эвтаназию гуманным методом, 48%  считает эвтаназию допустимой, также 48% за разрешение эвтаназии в России,  44% объясняют эвтаназию как спасение для больного. И 46% решились бы на эвтаназию, если их близкий был бы безнадежно болен и просил об этом. /Иллюстрация 3/.

Мнения сотрудников врачебной амбулатории тоже разошлись. /Иллюстрация 4/.

 

Среди обучающихся 10-11 классов дополнительно была проведена еще одна анкета. /Иллюстрация 5/.

 По ее результатам 83 % понимают эвтаназию как ускорение смерти, а также придерживаются мнения, что причиной применения эвтаназии должна быть просьба больного. Притом более 70% утверждают, что явление эвтаназии не совместимо с основными заповедями религии и по отношению к бессознательно больному она не допустима. 62% старшеклассников знакомы с этой проблемой через средства массовой информации.

Таким образом, я пришла к выводу, что большинство респондентов выступает против эвтаназии и считают это не гуманным способом.

Заключение

Я выдвинула гипотезу: Российское общество не готово к решению проблемы эвтаназии. В результате моего исследования гипотеза полностью подтвердилась. Я сделала следующие выводы:

  1. Такая  проблема как эвтаназия есть, и она требует решения, в том числе и  правового.  
  2. На сегодняшний день ясно одно – легализация эвтаназии в России требует детального подхода, качественного изучения и обсуждения. Совершенно невозможно решать проблему эвтаназии с категоричной позиции «да – нет». Так как отношение к эвтаназии в обществе неоднозначно, причем, каждую сторону можно понять или, наоборот, осудить.
  3. В  условиях  нашего государства,  эвтаназия  может  превратиться  в средство   умерщвления   одиноких   стариков,   детей-инвалидов,   лиц, страдающих раком и СПИДом, на содержание и  лечение  которых  недостаёт денежных средств. Признание эвтаназии законом может также лишить государство стимула для финансирования исследований по поиску эффективных средств лечения. С другой стороны, нельзя не видеть, что эвтаназия уже фактически существует в медицинской практике.
  4. Единственным способом проявления эвтаназии в нашей стране  может являться  добровольная   и   пассивная   эвтаназия.  
  5. Также  следует  не  допустить физического страдания умирающего, даже путём  применения  тех  средств, которые в иных случаях были бы противопоказаны. Только в этом случае  в итоге возможна смерть, но уже по воле самого пациента.

Практическая ценность исследования:

  1. Работа содержит информацию, интересную не только для специалистов, но и для всех людей; может быть использована психологическими службами, а также при проведении уроков обществознания.
  2. Исследование поможет обратиться к истинным ценностям -  жизни человека, его правам и свободам.
  3. Мой пример  по изучению  истории эвтаназии, я надеюсь, подтолкнёт  сверстников  к  выполнению подобных исследований, а, следовательно, внести свою лепту в возрождение нравственных основ нашего общества.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М., Тандем, 2012.
  2. Красиков А.Н. Преступления против права человека на жизнь.- Саратов, Изд-во Сарат. Ун-та, 2001. – с.201
  3. Бэкон Ф. Долг врача. Соч. Т.1 – М., 1971. – с. 269
  4. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, B. Е. Крутских. М., 2002. с. 685.
  5. Эвтаназия - http://ru.wikipedia.org
  6. Большая медицинская энциклопедия - http://enc-dic.com/enc_medicine/Jetanazija-27365.html
  7. Ковалев М. И. Право на жизнь и право на смерть//Государство и право, 1992, № 7, с. 71
  8. Баглай М. В. «Конституционное право Российской Федерации», М.,2000.
  9. Капинус О. С. Эвтаназия в свете права на жизнь: монография. - М.: ИД Камерон, 2006.


      Приложение № 1

Вопросы

Да

Нет

1. Эвтаназия – гуманно ли это?

2. Считаете ли Вы допустимой эвтаназию?

3. Как вы считаете, следует ли разрешить эвтаназию в России?

4. Стоит ли считать эвтаназию спасением для больного?

5. Если близкий вам человек был бы неизлечимо болен, сильно страдал и просил вас помочь ему умереть, приняли бы вы решение об эвтаназии?

Приложение №2

Результаты социологического опроса среди обучающихся 9-11 классов

C:\Users\Artem\Pictures\1.png


Приложение №3

Результаты социологического опроса среди сотрудников школы-интерната

C:\Users\Artem\Pictures\2.png

Приложение №4

Результаты социологического опроса среди сотрудников Панаевской врачебной амбулатории

C:\Users\Artem\Pictures\3.png


[1] Конституция Российской Федерации. М., Тандем, 2012

[2] Красиков А.Н. Преступления против права человека на жизнь.- Саратов, Изд-во Сарат. Ун-та, 2001. – с.201

[3] Бэкон Ф. Долг врача. Соч. Т.1 – М., 1971. – с. 269

[4] Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, B. Е. Крутских. М., 2002. с. 685.

[5] Эвтаназия - http://ru.wikipedia.org

[6] Большая медицинская энциклопедия - http://enc-dic.com/enc_medicine/Jetanazija-27365.html

[7] Ковалев М.И. Право на жизнь и право на смерть.//Государство и право, 1992, №7. с.71


Поделиться:

«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей

Под парусами

Земля на ладонях. Фантастический рассказ

Весёлые польки для детей

Ах эта снежная зима