Астраханский регион, расположенный между Северным Кавказом и Казахстаном, при впадении Волги в Каспийское море, представляет собой предельно любопытный объект для исследования. Наш регион — зона взаимодействия крупных мировых религий (именно здесь, согласно уроженцу здешних мест, поэту-новатору начала XX в. Велимиру Хлебникову, находится «треугольник Христа, Будды и Магомета»), а также важный пункт связей с другими религиями и типами верований — как в самой давней истории, так и в настоящее время.
Актуальность изучения ислама на Нижней Волге определяется, прежде всего, тем, что Астраханский край – один из самобытных регионов России, в котором мусульмане, представляя одну из самых многочисленных (после христианства) конфессий, в течение длительного исторического периода сосуществовали с немусульманскими народами.
Цель – рассмотреть эволюцию распространения ислама на территории Астраханского края, познакомиться с основными культовыми сооружениями мусульман Астраханского края.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
1. Провести анализ исторической литературы, документов, статей, публикаций.
2. Выделение особенностей распространения ислама в Астраханском крае.
3. Обобщение полученных данных.
Практическая значимость моего проекта в том, что данный материал может быть использован на уроках, занятиях внеурочной деятельности, факультативах где учащиеся глубоко занимаются изучением отечественной истории,краеведением, религиоведением.
Содержание
Введение
1. Основы ислама как религии.
2. Эволюция распространения ислама в Астраханском крае с VIII в. по наши дни.
3. Культовые сооружения мусульман на территории Астраханского края.
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
В ходе работы над проектом я попыталась проследить эволюцию распространения ислама на территории нашего региона, выявить значимость ислама в Астраханском крае в истории и современности, глубже познакомится с основными мечетями и святыми местами, находящимися на Астраханской земле. Для этого я более подробно изучила литературу, касающуюся изучения ислама в Астраханском крае, попыталась выделить особенности распространения ислама.
После анализа и обобщения изученной информации я пришла к выводу, что ислам прочно закрепился на территории Астраханского края еще с VIII века, и в наши дни в Астраханской области играет немаловажную роль. Изначально, население края исповедовало ислам, и невозможно было искоренить его ни гонениями на мусульман со стороны царской власти, ни антирелигиозной политикой Советского государства. Для этого я изучила мусульманские культовые сооружения: время возникновения, история существования, роль и значение для мусульманского населения Астраханского края. В целом, на мой взгляд, причины «выживаемости» ислама лежат в особенностях самой этой религии. Ислам выступает не только как вера, но и как традиционная форма сохранения этнической принадлежности. Мусульмане Астраханской области – важная и равноправная историко-культурная часть населения края, настроенная на диалог с другими конфессиями.
Вложение | Размер |
---|---|
rasprostranenie_islama.docx | 59.06 КБ |
islam.pptx | 2.1 МБ |
Введение.
Плох тот народ, который не помнит,
Не ценит и не любит своей истории!
В. Васнецов.
Изучение ислама в России приобретает все большее теоретическое и практическое значение в связи с бурным возрождением данной религии в традиционно мусульманских регионах страны. Ислам в России – неотъемлемая часть отечественной истории и культуры. Будучи фактором формирования общественного сознания он оказывал (и оказывает до сих пор) существенное воздействие на ход исторических событий в нашей стране.
Есть такое словосочетание исламо-христианское пограничье. Оно вызывает разные ассоциации. Для одних — это нечто вроде шлагбаума, по обе стороны которого стоят и испуганно переглядываются мусульмане и христиане. Для других — территория, где особенно явно видно смешение, взаимодействие народов. Астраханская земля привыкла к движению народов. Сегодня этот процесс называют миграцией, которая остается одной из проблем России. Для юга страны, и конкретно для Астрахани, этот вопрос особенно сложен. Но, несмотря на трудности, на появляющееся порой отчуждение, люди привыкают жить вместе, с уважением относиться к культуре и к религии соседа. В каком-то смысле Астрахань стала полигоном, на котором проходят обкатку межконфессиональные и межэтнические отношения. В Астраханской области нашли свое отражения тенденции, характерные для современной российской, да и мировой исламской культуры.
Ислам является важнейшим и неотъемлемым элементом сознания и поведения мусульман Астраханского края. Он веками переплетался с народными обычаями и традициями, что в немалой степени обусловило его живучесть и значимость в традиционной культуре мусульманских этносов Нижнего Поволжья в прошлом и настоящем. Сегодня отмечается явное возрастание роли мусульманской религии в жизни нижневолжских мусульман.
Актуальность изучения ислама на Нижней Волге определяется, прежде всего, тем, что Астраханский край – один из самобытных регионов России, в котором мусульмане, представляя одну из самых многочисленных (после христианства) конфессий, в течение длительного исторического периода сосуществовали с немусульманскими народами.
Цель – рассмотреть эволюцию распространения ислама на территории Астраханского края, познакомиться с основными культовыми сооружениями мусульман Астраханского края.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:
Практическая значимость моего проекта в том, что данный материал может быть использован на уроках, занятиях внеурочной деятельности, факультативах где учащиеся глубоко занимаются изучением отечественной истории,краеведением, религиоведением.
Содержание
Введение
Заключение.
Список используемой литературы.
Приложение.
Ислам — сравнительно молодая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение». Исторически ислам возник в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман. Мухаммед, которому Аллах ниспослал своё священное учение — Коран, главную священную книгу ислама — считается в исламе самым великим пророком, замыкающим череду из посланных ранее пророков и посланников. Приверженцев ислама называют мусульманами. Язык богослужения —классический арабский. В мире на данный момент насчитывается, по разным оценкам, от около 1,2 до 1,57 млрд. мусульман (т. е. 22,74% населения Земли). Исламские уммы охватывают более 120 стран, в основном в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке, из которых в 35 составляют большинство населения, а в 28 странах являются государственной религией.
История ислама в Нижневолжском регионе История мусульманства в Нижнем Поволжье делится на три этапа: 1) процесс принятия ислама здешним населением либо проникновение сюда тех, среди кого уже был распространен ислам; 2) становление здесь общинных структур и институтов исламской религии; 3) формирование местной исламской идентичности [1].
Проникновение ислама на территорию Нижнего Поволжья началось в VIII в., в эпоху Хазарского каганата. Вначале это было связано с арабской военной экспансией в Юго-Восточной Европе, в результате которой, в частности, один из хазарских каганов временно принял ислам в 737 г. Однако, после ухода арабов каган вернулся к язычеству.
В VIII-IX вв. ислам постепенно распространяется в Хазарии. В столице каганата городе Итиле, который находился в низовьях Волги, возникла крупная мусульманская община. Ее составили переселенцы из Средней Азии (в частности, из Хорезма) и Аббасидского халифата – наемные воины, купцы, ремесленники. В Итиле было несколько мечетей, мектебов, существовали отдельные суды для мусульман.[2]
В XI-XII вв., уже после падения Хазарии, в дельте Волги известен город Саксин (возможно, возникший на месте прежнего Итиля), в котором проживали гузы, булгары и другие народности. В городе было несколько соборных мечетей, в нем проживали кадии, факихи, хатибы.
В XIII в. территория Нижней Волги вошла в состав Золотой Орды. Принятие ислама было изначально обусловлено принадлежностью улуса Джучик определенному культурному региону, где ислам уже завоевал важные позиции (население Хорезма, Волжской Булгарии, отчасти Нижнего Поволжья были носителями преимущественно именно этой религии). Укоренение ислама в Золотой Орде сопровождалось становлением городской культуры, развитием торговли, процессом упрочения государственной власти.
Первыми правителями-мусульманами были Берке (1258-1266) и Туда-Менгу (1281-1287). Принимая ислам, они, тем не менее, еще не решались объявлять его государственной религией [2].
Принятие ислама в качестве государственной религии произошло при хане Узбеке (1312-1342) , а его сын Джанибек (1342-1357) продолжил исламизацию населения джучидского государства. Ислам стал официальным вероисповеданием Золотой Орды.
В XV в. Золотая Орда распалась на ряд мусульманских государств, одним из которых было Астраханское ханство. В 1556 г. оно было присоединено к России. В этнической и религиозной истории нижневолжского региона началась новая эпоха [5].
В 1558 г. в левобережье Волги были заложены крепость-кремль и новый город Астрахань. Как и после хазарского периода, население в этих местах, в том числе мусульманское, формировалось как бы заново, на иной социально-политической основе, с изменившимися социокультурными ориентирами. Преобладали мигранты с севера и востока, меньше мигрантов приходило с юга. Именно эти проникавшие на Нижнюю Волгу этнокультурные группы и формировали новое население региона.
Во второй половине XVI – начале XX вв. мусульманское население региона было представлено: юртовскими ногайскими татарами, средневолжскими татарами-переселенцами (казанскими и мишарскими), агрыжанскими, бухарскими и гилянскими татарами, «бухарцами» и «хивинцами» - выходцами из Средней Азии, казахами, ногайцами-карагашами, туркменами. Отдельную группу составляли персы-шииты, жившие в Астрахани со второй половины XVI в. до конца 1930-х гг.
Значительные изменения в регионе произошли в связи с образованием в 1717 г. самостоятельной Астраханской губернии, а также в результате Персидского похода императора Петра I в 1720–1721 гг. По личному распоряжению Петра юртовцы и джетисанцы начали переходить от полукочевой жизни к оседлому земледелию. Причем каждая кочевая орда (улус, или табун) образовывала село, а отдельные родовые подразделения (кыпчак, кунград, кенегес и др.) основывали городские кварталы, носившие название махалля. Каждая такая махалля имела свою мечеть и совет старейшин, в который входил и мулла. Таким образом, при переходе народа к оседлости новая религиозная структура накладывалась на старую, родоплеменную [4].
Во времена царствования императрицы Екатерины II (1762–1796 гг.) начала проводиться политика веротерпимости. 17 июня 1773 г. был издан «Указ Синода о терпимости всех вероисповеданий…», в котором официально была провозглашена веротерпимость и разрешалось строительство мечетей для мусульман России. Данный указ екатерининского времени достаточно убедительно показывают, что именно тогда российская власть пришла к пониманию необходимости соблюдать в отношениях с различными по вере и языкам подданными важнейший принцип устойчивости любой империи: «Мы вами владеем, вы нам подчиняетесь, платите налоги, за это живите и веруйте, как хотите». В то же время и при Екатерине II, и при всех ее преемниках главным обязательным условием для всех жителей страны, в том числе и мусульман, оставалось требование абсолютной лояльности и преданности существующему строю и дому Романовых. Ускорился процесс включения мусульман в различные сословия и сословные группы и органы управления ими с распространением на них соответствующих прав и обязанностей.
В период правления Александра I (1801–1825 гг.) были предприняты первые попытки централизации контроля над всеми конфессиями империи. В 1832 г. в структуре Министерства внутренних дел был создан Департамент духовных дел иностранных исповеданий, просуществовавший вплоть до 1917 г. Эпоха правления Александра I и его брата Николая I была временем принятия особо значительного количества законодательных решений по вопросам жизни ислама и мусульман в России. При Николае I продолжалась работа по формированию общегосударственной системы мусульманских учреждений империи. Наконец, в рамках разработки общеимперского законодательства был подготовлен принятый в 1857 г., в самом начале правления императора Александра II «Устав духовных дел иностранных исповеданий», специальный раздел которого посвящался мусульманам. Анализ этих указов о мусульманах свидетельствует об опасениях царя и его окружения по поводу возможного возникновения внутренних и внешних угроз, которые могли привести к «потрясению основ»[4].
К концу XIX – началу XX в. сложилась достаточно законченная система мусульманских духовных учреждений на территории империи. Все мусульманские приходы Астраханской губернии находились в ведении ОМДС (Оренбургского Магометанского Духовного собрания). Исключение составляли приходы Внутренней Букеевской Орды. Власти стремились держать под контролем ситуацию в мусульманском мире. Был установлен порядок назначения мусульманского духовенства на большей части России, который был регламентирован на основе светского законодательства, учитывавшего также местные обычаи и традиции. С этого времени рядом российских законодательных документов был постепенно определен круг духовных лиц (так называемые «указные муллы») и служителей мусульманских духовных учреждений, которые стали привилегированной прослойкой. Они могли получать казенное жалованье, быть свободными от налогов, повинностей, воинской службы, имели право пользоваться доходами от своих приходов и т.д. Так в Российской империи и, в частности, в Астраханской губернии юридически было оформлено «мусульманское духовенство».
Обстановку резко изменили манифесты от 26 февраля 1903 г. и 17 октября 1905 г., касавшиеся религиозных свобод, а также указ от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости».
Все мусульманские народы Астраханской губернии в конце XIX - начале XX вв. можно условно разделить на 3 группы: 1. городские жители, которые в основном занимались торговлей, ремёслами, работали по найму; 2. оседлые сельские жители, практиковавшие земледелие, скотоводство, садоводство, огородничество, торговлю; 3. кочевники и полукочевники, у которых доминировало кочевое скотоводство. Ислам выступал как вера и образ жизни мусульманских народов региона [6].
В начале XX в. мусульманское население нижневолжского региона составляло свыше 300 тыс. человек или 30% от общего числа его жителей. В 1910 г. в Астраханской губернии было 209 мечетей, в том числе 18 – в Астрахани, 137 мектебов и 9 медресе, их них в Астрахани – 19 мектебов и 6 медресе [2].
В тот же период стали возникать и мусульманские общественные организации. В 1905 г. возникло общество антирусской и панисламистской направленности «Маджлис Шура-и-Ислам» («Совет ислама»), издававшее газету «Бурган-и-Таракки» («Довод/Аргумент прогресса») и имевшее собственное училище «Дар-уль-Эдеп», или «Дар-аль-Адаб» («Дом науки»), организованное по турецкому образцу. Другое, более умеренное джадидистское общество, также склонное и к панисламизму, — «ДжамматИсламийя» («Мусульманское собрание»), возникло в 1907 г. Его возглавил тогдашний имам одной из городских мечетей А.И. Умеров, выпустивший в том же году первый номер своей газеты «Идель» («Волга»). Создано «ДжамаатХайрийа» («Благотворительное общество» с 1896 г.). Кроме того, в Астрахани существовало общество помощи бедным «персидско-поданным» – «ЭнджуменХайрийа» («Благотворительный совет») [3].
Мусульмане приняли активное участие в революционных событиях 1917-1918 гг. Осенью 1917 г. в Астрахани было создано Национальное управление («Милли Идарэ»), во главе которого стояли АбдурахманУмеров, ФатихШаммазов и НаджибМавлюбердиев. Используя религиозные лозунги, они призывали мусульман к сплочению под знаменем ислама и к противодействию большевикам. В противовес Национальному управлению в январе 1918 г. большевиками был создан Мусульманский революционный комитет. После победы большевиков «Милли Идарэ» было распущено, а ревком в мае 1918 г. был преобразован в губернский (краевой) комиссариат по мусульманским делам Астраханского края, который развернул широкую работу среди мусульманских народов региона.
С декрета Совнаркома «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. началось наступление Советской власти на православие и ислам. В 1921 г. в структуре Астраханского губернского исполкома было создано Ликвидационное отделение, занимавшееся, помимо всего прочего, закрытием церквей и мечетей. Активно участвовали в закрытии мечетей члены астраханского отделения Союза воинствующих безбожников. За 1920-1930-е гг. большинство мусульманских храмов было ликвидировано. К концу 1930-х гг. в Астраханском крае их осталось шесть, а к 1954 г. – четыре (два – в городе Астрахани, два – в сельской местности). Мечети переоборудовались под промышленные предприятия, хозяйственные помещения, культурно-просветительские и образовательные учреждения, либо разрушались. В 1930-е гг. значительные потери понесло мусульманское духовенство. Большинство мулл были репрессированы (сосланы в лагеря или расстреляны). Между тем, несмотря на целенаправленную антирелигиозную политику советской власти, ислам смог сохранить свою роль и влияние на жизнь тюркских народов края на протяжении всего советского периода.
В 1957–1959 гг., после возвращения из ссылки репрессированных и депортированных народов, число их представителей стало возрастать и в Астраханской области: если в 1959 г. здесь проживали всего 59 чеченцев, то ныне их зарегистрировано примерно 10 тыс. человек. Стали активнее переезжать в область представители этносов Дагестана, сначала даргинцы, позже — аварцы и лезгины. По переписи 2002 г. аварцы по численности (4 тыс. человек) превзошли ранее лидировавших даргинцев. Среди вновь прибывших было немало религиозных деятелей [7].
Миграционная обстановка осложнилась в конце 1980 — начале 1990-х гг., когда произошли вызванные развалом СССР крупные межэтнические конфликты. Одним из результатов этого стали новые вынужденные перемещения мигрантов. Осенью 1989 г. из Узбекистана в Астраханскую область было эвакуировано 1,2 тыс. турок-месхетинцев. Разместившись в селениях Астраханской области, они проживают здесь и поныне.
Со второй половине 1980-х гг. в СССР началось так называемое «религиозное возрождение», в том числе и ислама. В Астраханской области стало расти количество мусульманских общин до 1991 г. в области существовало 7 мусульманских общин, к 2000 г. их насчитывалось уже 43, в 2008 – уже 60. Были вновь построены или переданы верующим мусульманам несколько мечетей в Астрахани и в некоторых селах области. В 1997 г. в Астрахани было открыто медресе «Исламский институт “Хаджи-Тархан”» (мусульманский институт). В ряде городских и сельских мечетей открылись мектебы и курсы по изучению ислама. Постепенно усилиями верующих в религиозных общинах возрождались традиции мусульманской благотворительности.
В 1991 г. был создан Астраханский мухтасибат, который возглавил имам Центральной мечети № 1 НазымбекИльязов. В мае 1994 г. мухтасибат был преобразован в муфтият. Официально он стал называться «Духовное управление мусульман Астраханской области» (ДУМАО).
В 1990-2000-е гг. увеличился приток в область мигрантов с Кавказа и из Средней Азии, усиливших этническое разнообразие астраханских мусульман. Были образованы общины азербайджанцев-шиитов и северокавказских мусульман – суннитов-шафиитов (аварцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, ингушей и др.). В 1990 г. в Астрахани была создана Исламская партия возрождения «Нахдат» («Возрождение») - первая политическая организация мусульман в России. Председателем партии был избран Амад-кади Ахтаев [7].
Центрами религиозной и общественной жизни мусульман являются мечети.
В столице Золотой Орды городе Сарае (современное городище в Харабалинском районе астраханской области) по свидетельству арабского автора Ибн Батуты (1303-1377гг.) 13 соборных и множество простых мечетей. Ислам способствовал развитию культуры в Орде, которая все больше приобретала восточные, мусульманские черты. В Улусе Джучи были распространены несколько богословско-правовых школ ислама. После присоединения Астрахани к российскому государству уже с 1586 г. недалеко от Астрахани существовала мечеть, а в 1620 г. с разрешения властей была построена мечеть в самом городе. Османский путешественник ЭвлияЧелеби, побывавший в Астрахани в 1666 г, что в «посаде» находится 7 мечетей. По сведениям академика С. Г. Гмелина, побывавшего в Астрахани в 1769-1770 гг., в слободах Земляного города было 4 мечети, а в предместии города Царевскойслободе еще 157. В 1910 г. согласно исследователю В. В. Дремкову, в Астрахани насчитывалось 18 мечетей [3].
Как правило, при мечетях существовали религиозные мусульманские школы начального уровня – мектебы, в которых обучались девочки и мальчики под руководством приходских имамов. При некоторых мечетях функционировали также школы повышенного уровня – медресе.Мужское училище – мектеб Черной мечети, которым заведовал мулла СалихАлимбеков, было «самое многолюдное в Астрахани по числу учащихся». Кроме того, именно на средства общества издавалась газета «Идел».
Таким образом, в конце XIX – начале ХХ в. ислам по-прежнему играл важную роль в конфессиокультурном пространстве Нижнего Поволжья, выступая как вера и образ жизни тюркских народов региона.
К началу ХХ в. численность мусульманского населения губернии, по данным первой Всеобщей переписи населения 1897 г., составляла 307 008 человек, или 30,6 % от общего числа жителей. На рубеже XIX–ХХ вв. империя Романовых вступила в эпоху кризиса. Этот период характеризовался торжеством охранительной политики «православного консерватизма», попыткой «великодержавного» наступления на права неправославного населения. Необходимо отметить, что в это время позиции ислама, особенно на окраинах (в том числе и в Нижнем Поволжье) были затронуты, пожалуй, менее всего. Шел процесс постоянного усиления влияния ислама среди мусульман империи. За 1920–1930-е гг., благодаря деятельности подобных общественных организаций и органов власти, было закрыто большинство мечетей Астраханского края. Так, в 1930 г. по решению президиума Окружного исполнительного комитета от 25 января были закрыты Ак-мечеть (с передачей ее помещения под детский сад) и Черная мечеть (ее помещение было передано под школу). В 1932 г. была закрыта Криушинская мечеть. С этого времени здание мечети использовалось как складское помещение. В 1952 г. на заседании исполкома Астраханского областного совета в здании было решено устроить Дом культуры членов артелей кооперации инвалидов Астраханской области. К началу 1990-х гг. мечеть пришла в полуразрушенное состояние. В 1935 г. по решению Астраханского городского совета была закрыта Красная мечеть, а ее здание вскоре было передано Дому санитарного просвещения (по сведениям информаторов, она была закрыта в 1938 г.). В 1938 г. по решению Сталинградского облисполкома была закрыта Зеленая мечеть, а ее помещение было передано под «культурно-социальные нужды». Известно, что в 1948 г. часть здания бывшей мечети использовалась как общежитие рабочих Каспфлота, а часть пустовала. По решению Астраханского облисполкома в этом же году здание было передано под районную поликлинику. Сегодня мечеть заброшена и не функционирует. В 1939 г. была закрыта Персидская мечеть. Ее помещение было передано под цех швейной фабрики. Переставали функционировать и сельские мечети. В 1930 г. была закрыта большая мечеть в с. Красный Яр с передачей помещения под школу- семилетку. В 1938 г. была закрыта мечеть в с. Солянка, а ее помещение передано под колхозный клуб.Таким образом, мечети либо переоборудовались под промышленные предприятия, хозяйственные помещения, культурно-просветительские и образовательные учреждения, либо разрушались [3].
Естественно, мусульманское население протестовало против подобных действий со стороны властей. Так, весной 1930 г. в селах Солянка, Старая Кучергановка и Татарская Башмаковка прошли выступления крестьян против закрытия мечетей. К концу 1930-х гг. мечетей в Астраханском крае осталось всего шесть, а к 1954 г. – четыре (две – в городе Астрахани, две – в сельской местности: в селах Карагали и ТатарскаяАбеловка). Кстати, мечеть в Татарской Абеловке (ныне – мечеть № 30 в пос. Красноармейский Трусовского района г. Астрахани, ул. Саянская, 6) была построена в 1926 г. Одной из двух действующих мечетей г. Астрахани была мечеть № 9. Правда, в 1941 г. она была закрыта с передачей помещение под ремесленное училище, однако в 1950 г. мечеть вернули верующим. Другой функционирующей мечетью была Нугай-мечеть.
В 1930-е гг. значительные потери понесло мусульманское духовенство Нижнего Поволжья. Многие муллы были сосланы в лагеря или расстреляны. Так, в частности, по решению краевого Управления народного комиссариата внутренних дел 14 февраля 1938 г. был расстрелян мулла с. Тулугановка Астраханского округа ХафизАбубикеров. В 1930-е гг. в лагеря были сосланы следущие муллы Астраханского округа: Нурмухамед Ас-фандияров, Абдул-ВагапУмеров, ЮнусБибикулатов и др. В 1930 г. по сфабрикованному Объединенным государственным политическим управлением (ОГПУ) СССР делу о контрреволюционной антисоветской группировке, организовавшей антисоветские выступления татарских крестьян сел Солянка, Старая Кучергановка и Татарская Башмаковка весной того же года, были арестованы и сосланы 9 мулл, в том числе мухтасиб Астраханской губернии Абдурахман Ниязи (Ниязов), к тому времени уже бывший мухтасибАбдурахманУмеров (объявленный руководителем группы), Арон Абдуллаев, Ибрагим Измайлов, АбдулкадырБагаутдинов, Алибай Абдуллаев и др. Абдурахман Ниязи, сосланный на 3 года в г. Котлас Архангельской области, и АбдурахманУмеров, сосланный на 3 года в деревню Малые Карелы Архангельской области, в ссылке умерли[7].
Между тем, несмотря на столь жесткие меры антирелигиозной политики, ислам «выжил» и на протяжении всего советского периода продолжал сохранять свою роль и влияние в жизни тюркских народов Нижневолжья. Татары, казахи, ногайцы, туркмены из года в год праздновали Курбан- байрам, Ураза-байрам, Маулид, производили обрезание мальчиков (суннат), справляли свадьбы по мусульманскому обычаю, хоронили в соответствии с обрядом джаназа.
Таким образом, к концу 1980-х гг. ислам достаточно прочно удерживал свои позиции среди тюркского населения Астраханской области. Отчасти это можно объяснить слабостью и непланомерностью антирелигиозной политики Советского государства, особенно в послевоенные годы. Но в целом, на мой взгляд, причины «выживаемости» ислама лежат во «всеохватных» особенностях самой этой религии. Ислам выступает не только как вера, но и как социоорганизующая система и традиционная форма сохранения этнической идентичности.
Во второй половине 1980-х гг., в условиях перестройки в СССР началось так называемое «религиозное возрождение», в том числе касающееся и ислама. В Астраханской области стало расти количество мусульманских общин: до 1991 г. здесь существовало 7 мусульманских общин, к 2000 г. их насчитывалось уже 433 , на сегодняшний день – 554 . В 1990-е – начале 2000-х гг. Восстанавливаются старые и строятся новые мечети в с. Солянка Наримановского района, с. Осыпной Бугор и с. Кулаковка Приволжского района, пос. Володарский Володарского района, с. Красный Яр Красноярского района и др. Строительство новых культовых зданий стало одним из приоритетных направлений деятельности местной мусульманской общественности. В 1990 г. верующим было возвращено здание Красной мечети.
Кстати, мечети стали получать порядковые номера по мере регистрации в соответствующих государственных органах.
Среди новопостроенных в Астрахани следует назвать мечети № 23, № 34, мечеть Таубэ и Рамадан.
В настоящее время в г. Астрахани действует 12 мечетей и еще несколько десяток по области. В июне 1997 г. при Белой мечети было открыто единственное на тот момент в области медресе «Хаджи-Тархан», с 2000 г. – «Исламский институт “Хаджи-Тархан”». С началом реставрационных работ по Белой мечети медресе было переведено в здание рядом с восстанавливающейся Черной мечетью. «Хаджи-Тархан» дает высшее мусульманское образование: мужчины по окончании получают специальность «имам-хатиб», женщины – «теолог, преподаватель основ ислама». Обучение в институте проходит по двум формам: очное (студенты-шакирды обучаются 4 года, пять дней в неделю – с понедельника по пятницу) и очно-заочное (срок обучения – 5 лет, занятия по субботам и воскресеньям, по 20 часов в неделю). Основные учебные религиозные дисциплины: правила чтения Корана (таджвид), история ислама, основы вероучения, Сира (жизнеописание пророка Мухаммада), арабский язык и др., а также светские предметы: отечественная история, философия, психология, педагогика и др. В ряде городских и сельских мечетей функционируют мектебы и курсы по изучению ислама. Так, например, в 2000 г. при мечети вс. Красный Яр Красноярского района Астраханской области была открыта воскресная школа по изучению Корана для детей и взрослых. Постепенно усилиями верующих в религиозных общинах возрождаются традиции мусульманской благотворительности[3].
В целом за последние годы собственными силами религиозных объединений и при поддержке органов государственной и муниципальной власти было построено или переделано из других строений до 20 новых культовых зданий (и еще мечеть в местах лишения свободы — № 23, Астрахань). Мечети, действовавшие еще до революции, восстановлены и возвращено верующим или же восстанавливаются. Построено и открыто в правобережных селениях, примыкающих к Трусовскому району Астрахани, в селах Солянка и Старая Кучергановка, два исламских центра.
Попробую привести список самых известных мечетей Астраханского края.
Белая мечеть№ 5 (ул. Зои Космодемьянской, 41/15). Первое письменное упоминание об этой мечети относится к 1777 г. Изначально она была деревянная. В 1810 г. на средства татарского купца Давида Измайлова на месте деревянной мечети была построена каменная. В 1930-1992 гг. здание использовалось не по назначению (детский сад, пошивочный цех, пекарня, фанерная фабрика). В 1992 г. здание было возвращено верующим. В 1999 г. при мечети был открыт исламский институт «Хаджи-Тархан», который впоследствии перенесен в здание Черной мечети. После реставрации мечеть функционирует и по сей день [Приложение].
Черная мечеть (ул. Зои Космодемьянской, 48). Построена в 1816 г. на средства купца Якупова на месте деревянной мечети Бухарского двора. С 1930 г. здание использовалось под школу и было разрушено. В 2008 г. восстановлена из руин. В 2004–2005 гг. в здание мечети перенесли исламский институт «Хаджи-Тархан» [Приложение].
Ногайская мечеть (ул. Казанская, 21). Построена в 1830 г. Выкрашена в зеленый цвет. Даже в советский период продолжала функционировать. Свое название она получила оттого, что в нее приезжали молиться сельские ногайцы [Приложение].
Зеленая мечеть№ 2(ул. Менжинского, 90). Эта деревянная мечеть находится на месте бывшей Царевской слободы. Построена в 1831 г. Неким Нураши Ниязовым. В советский период была закрыта и использовалась не по назначению (общежитие, поликлиника). Сегодня мечеть заброшена и не функционирует [Приложение].
Персидская мечеть (ул. Кирова, 40). Построена в 1860 г. С 1939 г. в здании находился цех швейной фабрики. В настоящее время это единственная из исторических мечетей не возвращена верующим. Здание очень подпорчено неоднократными перестройками Мечеть в настоящее время не действует, в ней до сих пор размещается швейная мастерская [Приложение].
Центральная(Казанская) мечеть № 1 (ул. Казанская, 62). Построена в 1898 г. на средства муллы Абдул-Вагапа Алиева и казанского купца Мухаммет-Шакира Казакова. По своей красоте равнялась мечетям г. Казани, отсюда одно из названий. В 1941-1950 годах закрывалась под ремесленное училище. Ныне известна также как Красная мечеть, на следует путать ее из-за этого названия с мечетью на БольшихИсадах. Сегодня в ней располагается резиденция муфтия Астраханской области, руководителя Астраханского управления мусульман [Приложение].
Красная (Кавказская) мечеть № 3(ул. Красная Набережная, 110). Была построена в 1990 г. В 1935 – 1990 годах использовалась как Дом санитарного просвещения. С 1993 г. началось ее восстановление. Мечеть действует и в наши дни. Известна, как Кавказская, т. к. большинство прихожан выходцы с Кавказа [Приложение].
Криушинская (Бакинская) мечеть № 38 (ул. Бакинская, 141). Построена в 1909 г. на месте молитвенного дома, действовавшего с 1897 г. Свое имя получила по названию района Криуши, в котором находилась. В 1932-1997 гг. использовалась как склад бакалейных товаров, позднее как дом культуры. В 2008 г. восстановлена из полуразрушено состояния. В настоящее время передана азербайджанской общине и действует как мечеть «Бакы» (Бакинская) [Приложение].
Мечеть Рамадан (пос. Свободный Советского района г. Астрахани, ул. Лемисова, 94) была возведена в 2000 г., в священный для мусульман месяц поста рамадан. Вначале братья Искаковы – Мураткали и Имангали – построили жилой кирпичный дом для своего отца БилялаИскакова, но по его завещанию передали здание под мечеть [Приложение].
Мечеть № 34 (Аэропортовская мечеть), расположенная у татарского кладбища СабанСияр Аэропортовское шоссе, 40. В 2000 г. мусульманская религиозная организация № 34 пос. Литейный (Советский район г. Астрахани, около пос. Сабан-Сияр) произвела реконструкцию кирпичной силосной башни на Аэропортовском шоссе (1960 г. постройки). Эта небольшая мечеть получила такой же порядковый номер, как и у общины.
Мечеть № 23 (Наримановская), (ул. Дорожная 4-я, 20). В 1996 г. кирпичное здание бывшей аптеки передали верующим и переделали под мечеть. В основном мечеть посещают пожилые юртовские татары, живущие неподалеку.
Мечеть № 47(пос. Мошаик, Ленинский район г. Астрахани, ул. Соколова, 58) была открыта 15 января 2005 г. Мечеть строили на пожертвования жителей поселка и финансовую помощь [Приложение].
Мечеть Таубэ (ул. Рожденственского, 20) (от араб.ат-тауба – «покаяние») расположена на территории городского мусульманского кладбища (ул. Рождественская, 18). Построена в 2002–2004 гг. по инициативе муфтия Астраханской области Назымбек-хазрата при активном участии губернатора Астраханской области А.П. Гужвина и президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева. 9 октября 2004 г. состоялось торжественное открытие мечети. С началом ее функционирования у мусульман появилась возможность проводить на кладбище религиозные обряды, связанные с погребением. Данная мечеть взяла на себя затраты по захоронению мусульман без определенного места жительства, а также неимущих мусульман, у которых нет родственников. Средства на эти цели выделяются из пожертвований прихожан.
Мечеть в с. Старокучергановка (ул. Чапаева, 7).
Мечеть Намус в с.Биштюбинка, ул. Советская, 47.
Мечеть № 6 в с. Татарская Башмаковка, ул. Приклубная, 2.
Мечетьв с. Растопуловка, ул. Румынская, 15г.
Мечеть в с. Солянка, ул. Ленина, 20.
Мечеть Гумари ул. Староверова, 31.
Мечеть № 35, расположенная в с. Три протока ул. Ленина, 58а [Приложение].
Мечеть им. Махмуда Эфенди (ул. Интернациональная 3-я, 11а) [Приложение].
Помимо официальных религиозных организаций в области существуют и неформальные центры исламского культа. Это «внемечетные» места, могилы людей, почитающихся святыми, так называемые аулья (аулийя). Из погребенных в разных местах святых шейхов двое — выходцы из Средней Азии и, вероятно, проповедники классического суфизма: шейх МаслетдинУзаман — хаджи Бухарлы, или Бухари (пос. Мошаик), Абубикер Кара — УкарХызыр — атаТуркестани (с. Яксатово). На территории области похоронен уроженец Закатальского района (со смешанным аваро-азербайджанским населением), сосланный в Астрахань шейх Махмуд-ишан (или Махмуд-эфенди, как его помнят и до сих пор именуют на прежней родине). Это последнее по времени возникновения святое место особенно почитается дагестанскими и другими северокавказскими переселенцами. Это представляет особый интерес, поскольку «исторически в мусульманском мире каспийские окоемы становились оплотом и цитаделью ислама, с обилием святых мест по всему периметру пространства нашего края [3].
Астраханский край славится следующими «внемечетными» местами»:
1. Сеит-баба Хожетаевский (Саййид бин КулвайСаййид Гали; ум.В1812 г.) – ногайский святой-чудотворец, суфий; в культовом комплексе намусульманском кладбище у пос. Малый Арал (Красноярский район).
2. НурДжамал-ханым – дочь Сеит-бабы (Красноярский район).
3. Букей-хан (ум.в 1815 г.) – казахский хан, основатель Внутренней(Букеевской) Киргиз-Кайсацкой Орды (Красноярский район).
4. Гитана-ханым – жена Букей-хана (Красноярский район).
5. Айжамал/Нуржамал (или Зауршише-баксы) – знахарка, специалист покожным заболеваниям, была приглашена Букей-ханом из Сирии (Красноярский район).
6. Бигман-ата – казахский святой-баксы; на мусульманском кладбище ус. Алча (Красноярский район).
7. Шейх МаслетдинУзаман/Заман-хаджи Бухари; в культовом комплексена мусульманском кладбище у пос. Мошаик (Ленинский район г. Астрахани).
8. АбдрахманСайхаджи(Ленинский район г. Астрахани).
9.Яхмарджи/Ямгурши-ишан (Ленинский район г. Астрахани).
10. Абдурахим/АбдрахманТукли-баба Шашлы-адже – суфийский святой чудотворец, возможно, исламизированный шаман, предок эмира Эдиге, основателя Ногайской Орды (Ленинский район г. Астрахани).
11. Махмуд-ишан/афанди ал-Алмали ад-Дагистани (1810–1877) – суфийский святой-чудотворец (Ленинский район г. Астрахани).
12. Гайша и Фатима – женщины-святые, умершие от зубной боли; на мусульманском кладбище у пос. Мошаик (Ленинский район г. Астрахани).
13. Джигит-баба (или Джигит Джайдак-ата) – святой-всадник; в культовом комплексе на мусульманском кладбище у с. Килинчи (Приволжский район).
14. Нур-ата(Приволжский район).
15. Гайша и Фатима – женщины-святые (Приволжский район).
16. Кляс-аулья; у с. Кирпичный Завод (Приволжский район); забыто.
17. Тунак/Тунек-баба (или Кунагазы-аулья); на мусульманском кладбище у с. Фунтово (Приволжский район).
18. Корши-баба; на берегу реки у с. Атал (Приволжский район).
19. Гумар-баба; на мусульманском кладбище у с. Атал (Приволжский район).
20. Карашаш/Карачач-аулья – женщина-святая; на мусульманском кладбище у с. Три Протока (Приволжский район).
21. Кендек-аулья – женщина-святая (Приволжский район), забыто.
22. Бикеш/Бикяч и Баксыйез/Бакшайез – девушка и юноша, влюбленные (Приволжский район), забыто.
23. Сары-худжа; на мусульманском кладбище на бугре Паяз-тюбе у с. Карагали (Приволжский район).
24. Мансур-баба/ата; на мусульманском кладбище на бугре Куганни-тюбе у с. Татарская Башмаковка (Приволжский район).
25. Кыдыр/Хызыр-аулья/атаТуркестани – святой-покровитель странников; на бугре Акбараклы-тюбеу с. Яксатово (Приволжский район).
26. ГюзельНур-бибя-ханым – женщина-святая; во дворе мечети с. Солянка (Наримановский район).
27. НурмухаммедАхун-ходжа Урдяк/Эряк/Орэк-адже; у с. Янго-Аскер (Наримановский район); рядом – священное озеро Тарат-кюль.
28. Иса-хаджи (или Хаджи-Иса); на городском мусульманском кладбище Сабан-Сияр (Нариманово, Советский район г. Астрахани).
29. Мугульсум-кыз и Гульсум-кыз – девочки-гадалки, провидицы; во дворе дома № 64 по ул. 4-я Дорожная (Нариманово, Советский район г. Астрахани).
30. Акрам-бабаМашаяклы/Масаяклы; на центральном мусульманском кладбище г. Астрахани (Советский район, ул. Рождественская).
31. Гюль-ханым – женщина-святая (Советский район, ул. Рождественская).
32. Кайтармыш, Кутармыш и Чирак – трое святых, захороненных ранее
на месте (или около) городской Ак-мечети (Кировский район г. Астрахани).
33. Кара Дауд; в г. Астрахани, в районе Артиллерийской (Пыточной) башни Кремля; забыто.
34. Химат/Хамат/Хамет/Эмет-ата; в районе бывших Пороховых складов (в Жилгородоке, Кировский район г. Астрахани); забыто.
35. Шурякше/Чурякче-баба; в г. Астрахани, на месте православного храма святого равноапостольного князя Владимира; забыто.
36. Утемыш-баба; в г. Астрахани, на месте православного храма Иоанна Златоуста; забыто.
37. Карашаш-кыз (ум.в 1966 г.) – казахская женщина-баксы; на мусульманском кладбище у с. Ахтубинка (Харабалинский район).
38. Сары-кыз-аулья – казахская женщина-баксы; на мусульманском кладбище у пос. Володарский (Володарский район).
39. Шурен-шише – казахская женщина-баксы; на мусульманском кладбище у пос. Трубный (Володарский район).
40. КулманулыСат-аулие – казахский святой; на мусульманском кладбище ус. Бараний Бугор Камызякского района;
41. Аулье-Ата – казахский святой; на мусульманском кладбище у с. Светлое Икрянинского района.
Заключение.
Я считаю, что в ходе работы над своей темой, мне удалось рассмотреть эволюцию распространения ислама, познакомиться с основными культовыми сооружениями мусульман – мечетями, святыми местами, аульями, могилами святых на территории Астраханского края.
В данной работе я попыталась проследить становление ислама с 8 века по наши дни и пришла к выводу, что астраханский ислам сочетает в себе общеисламскую специфику Нижневолжья. На примере астраханского ислама, можно сказать, что одни формы религиозной традиции исчезают, другие возрождаются – например, «укрупненные» культы «аулья» или воссоздание мечети «Таубэ» на городском кладбище.
Для достижения данного результата я провела анализ исторической литературы, документов, статей, касающихся распространения и роли ислама в Астраханском крае; выявила особенности и специфику астраханского ислама. Обобщив полученные данные, я пришла к выводу, что мусульмане Астраханской области – важная и равноправная историко-культурная часть населения края. Настроенное на диалог с другими конфессиями мусульманское духовенство способствует правильному пониманию ислама, противодействию тем, кто создает его искаженный агрессивный облик. В целом межконфессиональные отношения в Астраханской области можно расценить как стабильные.
В заключение хотелось бы вновь обратиться к строкам нашего уроженца, поэта-новатора Велимира Хлебникова:
Ах, мусульмане те же русские,
И русским может быть ислам.
Милы глаза немножко узкие
Как чуть открытый ставень рам….
Конечно, поэт имел в виду хорошо знакомых ему мусульман-степеняков. Но дело не только в этом. Важно эмоциональное восприятие ислама. Пример юга России, Нижневолжья, Астраханской области и прилегающих территорий хотя и частный, зато показательный. Как и в России, в Астраханском регионе ислам занимает второе место по численности конфессий.
Список используемой литературы.
1. Викторин В.М. Ислам в Астраханском регионе. - М.: Логос, 2008.
2. А. В. Сызранов. Ислам в Астраханском крае: история и современность. Астрахань, 2007.
3. А. В. Сызранов. Святые места мусульман Астраханского края : история и современность. Астрахань, 2006.
4. Викторин, В. М. Ислам и население Астраханской области / В., А. Д. Нафтулин // Ислам и современность (методические рекомендации в помощь лекторам-атеистам). – Астрахань: изд-во Астраханского ин-та усовершенствования учителей, 1988.
5. Васильев Д. В. Ислам в Золотой Орде: историко–археологическое исследование. Астрахань, 2007.
6. Магомедов А.К., Мацузато К., Викторин В.М. Ислам и политика в современной России. - Ульяновск: УлГУ, 2006.
7. Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России // Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). - М.: ИКЦ «Академкнига», 2001.
8. Акимушкин О.Ф. Кубравийа // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь, 2006.
Слайд 1
Исследовательская работа «Распространение ислама в Астраханском крае» Подготовила ученица МБОУ «СОШ№12» 7 «А» класса Магеррамова Э.Д. Научный руководитель : Гнучева Н. С .Слайд 2
Плох тот народ, который не помнит, Не ценит и не любит своей истории! В. Васнецов.
Слайд 3
Содержание Введение 1. Основы ислама как религии. 2. Эволюция распространения ислама в Астраханском крае с VIII в. по наши дни. 3. Культовые сооружения мусульман на территории Астраханского края. Заключение. Список используемой литературы. Приложение.
Слайд 4
Астраханский регион, расположенный между Северным Кавказом и Казахстаном, при впадении Волги в Каспийское море, представляет собой предельно любопытный объект для исследования. Наш регион — зона взаимодействия крупных мировых религий (именно здесь, согласно уроженцу здешних мест, поэту-новатору начала XX в. Велимиру Хлебникову, находится «треугольник Христа, Будды и Магомета»), а также важный пункт связей с другими религиями и типами верований — как в самой давней истории, так и в настоящее время.
Слайд 5
Ислам является важнейшим и неотъемлемым элементом сознания и поведения мусульман Астраханского края. Он веками переплетался с народными обычаями и традициями, что в немалой степени обусловило его живучесть и значимость в традиционной культуре мусульманских этносов Нижнего Поволжья в прошлом и настоящем. Сегодня отмечается явное возрастание роли мусульманской религии в жизни нижневолжских мусульман.
Слайд 6
Актуальность изучения ислама на Нижней Волге определяется, прежде всего, тем, что Астраханский край – один из самобытных регионов России, в котором мусульмане, представляя одну из самых многочисленных (после христианства) конфессий, в течение длительного исторического периода сосуществовали с немусульманскими народами.
Слайд 7
Цель – рассмотреть эволюцию распространения ислама на территории Астраханского края, познакомиться с основными культовыми сооружениями мусульман Астраханского края. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач: 1. Провести анализ исторической литературы, документов, статей, публикаций. 2. Выделение особенностей распространения ислама в Астраханском крае. 3. Обобщение полученных данных.
Слайд 8
Практическая значимость моего проекта в том, что данный материал может быть использован на уроках, занятиях внеурочной деятельности, факультативах где учащиеся глубоко занимаются изучением отечественной истории , краеведением , религиоведением .
Слайд 9
Основы ислама как религии Ислам — сравнительно молодая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение». Исторически ислам возник в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман. Мухаммед, которому Аллах ниспослал своё священное учение — Коран, главную священную книгу ислама Приверженцев ислама называют мусульманами. В мире на данный момент насчитывается, по разным оценкам, от около 1,2 до 1,57 млрд. мусульман (т. е. 22,74% населения Земли).
Слайд 10
Эволюция распространения ислама в Астраханском крае с VIII в. по наши дни . Проникновение ислама на территорию Нижнего Поволжья началось в VIII в., в эпоху Хазарского каганата. Вначале это было связано с арабской военной экспансией в Юго-Восточной Европе, в результате которой, в частности, один из хазарских каганов временно принял ислам в 737 г. Однако, после ухода арабов каган вернулся к язычеству. В VIII-IX вв. ислам постепенно распространяется в Хазарии. В столице каганата городе Итиле , который находился в низовьях Волги, возникла крупная мусульманская община.
Слайд 11
В XIII в. территория Нижней Волги вошла в состав Золотой Орды. Принятие ислама было изначально обусловлено принадлежностью улуса Джучи определенному культурному региону, где ислам уже завоевал важные позиции (население Хорезма, Волжской Булгарии , отчасти Нижнего Поволжья были носителями преимущественно именно этой религии). Первыми правителями-мусульманами были Берке (1258-1266) и Туда- Менгу (1281-1287). Принимая ислам, они, тем не менее, еще не решались объявлять его государственной религией
Слайд 12
Принятие ислама в качестве государственной религии произошло при хане Узбеке (1312-1342) , а его сын Джанибек (1342-1357) продолжил исламизацию населения джучидского государства. Ислам стал официальным вероисповеданием Золотой Орды. В XV в. Золотая Орда распалась на ряд мусульманских государств, одним из которых было Астраханское ханство. В 1556 г. оно было присоединено к России.
Слайд 13
Значительные изменения в регионе произошли в связи с образованием в 1717 г. самостоятельной Астраханской губернии, а также в результате Персидского похода императора Петра I в 1720–1721 гг. По личному распоряжению Петра юртовцы и джетисанцы начали переходить от полукочевой жизни к оседлому земледелию.
Слайд 14
Во времена царствования императрицы Екатерины II (1762–1796 гг.) начала проводиться политика веротерпимости. 17 июня 1773 г. был издан «Указ Синода о терпимости всех вероисповеданий…», в котором официально была провозглашена веротерпимость и разрешалось строительство мечетей для мусульман России, и в частности, в Астраханском крае.
Слайд 15
Эпоха правления Александра I и его брата Николая I была временем принятия особо значительного количества законодательных решений по вопросам жизни ислама и мусульман в России. При Николае I продолжалась работа по формированию общегосударственной системы мусульманских учреждений империи.
Слайд 16
К концу XIX – началу XX в. сложилась достаточно законченная система мусульманских духовных учреждений на территории империи. Все мусульманские приходы Астраханской губернии находились в ведении ОМДС (Оренбургского Магометанского Духовного собрания). Власти стремились держать под контролем ситуацию в мусульманском мире. Был установлен порядок назначения мусульманского духовенства
Слайд 17
Обстановку резко изменили манифесты от 26 февраля 1903 г. и 17 октября 1905 г., касавшиеся религиозных свобод, а также указ от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости».
Слайд 18
Мусульмане приняли активное участие в революционных событиях 1917-1918 гг. Осенью 1917 г. в Астрахани было создано Национальное управление («Милли Идарэ »). Они призывали мусульман к сплочению под знаменем ислама и к противодействию большевикам. В противовес Национальному управлению в январе 1918 г. большевиками был создан Мусульманский революционный комитет. После победы большевиков «Милли Идарэ » было распущено.
Слайд 19
С декрета Совнаркома «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 г. началось наступление Советской власти на православие и ислам. В 1921 г. в структуре Астраханского губернского исполкома было создано Ликвидационное отделение, занимавшееся, помимо всего прочего, закрытием церквей и мечетей.
Слайд 20
Мечети переоборудовались под промышленные предприятия, хозяйственные помещения, культурно-просветительские и образовательные учреждения, либо разрушались. В 1930-е гг. значительные потери понесло мусульманское духовенство. Большинство мулл были репрессированы (сосланы в лагеря или расстреляны). Между тем, несмотря на целенаправленную антирелигиозную политику советской власти, ислам смог сохранить свою роль и влияние на жизнь тюркских народов края на протяжении всего советского периода.
Слайд 21
Со второй половине 1980-х гг. в СССР началось так называемое «религиозное возрождение», в том числе и ислама. В Астраханской области стало расти количество мусульманских общин до 1991 г. в области существовало 7 мусульманских общин, к 2000 г. их насчитывалось уже 43, в 2008 г. – уже 60. Были вновь построены или переданы верующим мусульманам несколько мечетей в Астрахани и в некоторых селах области. В 1997 г. в Астрахани было открыто медресе «Исламский институт “Хаджи-Тархан”» (мусульманский институт).
Слайд 22
В 1990-2000-е гг. увеличился приток в область мигрантов с Кавказа и из Средней Азии, усиливших этническое разнообразие астраханских мусульман. Были образованы общины азербайджанцев-шиитов и северокавказских мусульман – суннитов- шафиитов (аварцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, ингушей и др.). В 1990 г. в Астрахани была создана Исламская партия возрождения « Нахдат » («Возрождение») - первая политическая организация мусульман в России .
Слайд 23
Культовые сооружения мусульман на территории Астраханского края . Центрами религиозной и общественной жизни мусульман являются мечети. Как правило, при мечетях существовали религиозные мусульманские школы начального уровня – мектебы , в которых обучались девочки и мальчики под руководством приходских имамов. При некоторых мечетях функционировали также школы повышенного уровня – медресе
Слайд 24
По сообщениям путешественников, мечети создавались на территории Астраханского края еще в 12 в. и постоянно росло их количество. А вот в 1930-х гг. мечети либо переоборудовались под промышленные предприятия, хозяйственные помещения, культурно-просветительские и образовательные учреждения, либо разрушались.
Слайд 25
Естественно, мусульманское население протестовало против подобных действий со стороны властей. Так, весной 1930 г. в селах Солянка, Старая Кучергановка и Татарская Башмаковка прошли выступления крестьян против закрытия мечетей. Между тем, несмотря на столь жесткие меры антирелигиозной политики, ислам «выжил» и на протяжении всего советского периода продолжал сохранять свою роль и влияние в жизни тюркских народов Нижневолжья .
Слайд 26
В период так называемого «религиозного возрождения» в Астраханской области стало расти количество мусульманских общин. Восстанавливаются старые и строятся новые мечети в с. Солянка Наримановского района, с. Осыпной Бугор и с. Кулаковка Приволжского района, пос. Володарский Володарского района, с. Красный Яр Красноярского района и др.
Слайд 27
Строительство новых культовых зданий стало одним из приоритетных направлений деятельности местной мусульманской общественности. В 1990 г. верующим было возвращено здание Красной мечети. Кстати, мечети стали получать порядковые номера по мере регистрации в соответствующих государственных органах. Среди новопостроенных в Астрахани следует назвать мечети № 23, № 34, мечеть Таубэ и Рамадан. В настоящее время в г. Астрахани действует 12 мечетей и еще несколько десяток по области.
Слайд 28
В целом, за последние годы собственными силами религиозных объединений и при поддержке органов государственной и муниципальной власти было построено или переделано из других строений до 20 новых культовых зданий (и еще мечеть в местах лишения свободы — № 23, Астрахань). Мечети, действовавшие еще до революции, восстановлены и возвращено верующим или же восстанавливаются. Построено и открыто в правобережных селениях, примыкающих к Трусовскому району Астрахани, в селах Солянка и Старая Кучергановка , два исламских центра.
Слайд 29
Помимо официальных религиозных организаций в области существуют и неформальные центры исламского культа. Это « внемечетные » места, могилы людей, почитающихся святыми, так называемые аулья . На территории Астраханского края их число составляет более 35.
Слайд 30
Предлагаю отправиться со мной в виртуальное путешествие по мечетям и святым местам Астрахани
Слайд 31
Белая мечеть№ 5 (ул. Зои Космодемьянской, 41/15). Первое письменное упоминание об этой мечети относится к 1777 г. Изначально она была деревянная. В 1810 г. на средства татарского купца Давида Измайлова на месте деревянной мечети была построена каменная. В 1930-1992 гг. здание использовалось не по назначению (детский сад, пошивочный цех, пекарня, фанерная фабрика). В 1992 г. здание было возвращено верующим. В 1999 г. при мечети был открыт исламский институт «Хаджи-Тархан», который впоследствии перенесен в здание Черной мечети. После реставрации мечеть функционирует и по сей день
Слайд 32
Черная мечеть (ул. Зои Космодемьянской, 48). Построена в 1816 г. на средства купца Якупова на месте деревянной мечети Бухарского двора. С 1930 г. здание использовалось под школу и было разрушено. В 2008 г. восстановлена из руин. В 2004–2005 гг. в здание мечети перенесли исламский институт «Хаджи-Тархан»
Слайд 33
Ногайская мечеть (ул. Казанская, 21). Построена в 1830 г. Выкрашена в зеленый цвет. Даже в советский период продолжала функционировать. Свое название она получила оттого, что в нее приезжали молиться сельские ногайцы
Слайд 34
Зеленая мечеть№ 2(ул. Менжинского, 90). Эта деревянная мечеть находится на месте бывшей Царевской слободы. Построена в 1831 г. Неким Нураши Ниязовым. В советский период была закрыта и использовалась не по назначению (общежитие, поликлиника). Сегодня мечеть заброшена и не функционирует.
Слайд 35
Персидская мечеть (ул. Кирова, 40). Построена в 1860 г. С 1939 г. в здании находился цех швейной фабрики. В настоящее время это единственная из исторических мечетей не возвращена верующим. Здание очень подпорчено неоднократными перестройками Мечеть в настоящее время не действует, в ней до сих пор размещается швейная мастерская
Слайд 36
Центральная(Казанская) мечеть № 1 (ул. Казанская, 62). Построена в 1898 г. на средства муллы Абдул- Вагапа Алиева и казанского купца Мухаммет-Шакира Казакова. По своей красоте равнялась мечетям г. Казани, отсюда одно из названий. В 1941-1950 годах закрывалась под ремесленное училище. Ныне известна также как Красная мечеть, на следует путать ее из-за этого названия с мечетью на Больших Исадах . Сегодня в ней располагается резиденция муфтия Астраханской области, руководителя Астраханского управления мусульман
Слайд 37
Красная (Кавказская) мечеть № 3(ул. Красная Набережная, 110). Была построена в 1990 г. В 1935 – 1990 годах использовалась как Дом санитарного просвещения. С 1993 г. началось ее восстановление. Мечеть действует и в наши дни. Известна, как Кавказская, т. к. большинство прихожан выходцы с Кавказа
Слайд 38
Криушинская (Бакинская) мечеть № 38 (ул. Бакинская, 141). Построена в 1909 г. на месте молитвенного дома, действовавшего с 1897 г. Свое имя получила по названию района Криуши, в котором находилась. В 1932-1997 гг. использовалась как склад бакалейных товаров, позднее как дом культуры. В 2008 г. восстановлена из полуразрушено состояния. В настоящее время передана азербайджанской общине и действует как мечеть « Бакы » (Бакинская)
Слайд 39
Мечеть Рамадан (пос. Свободный Советского района г. Астрахани, ул. Лемисова , 94) была возведена в 2000 г., в священный для мусульман месяц поста рамадан. Вначале братья Искаковы – Мураткали и Имангали – построили жилой кирпичный дом для своего отца БилялаИскакова , но по его завещанию передали здание под мечеть
Слайд 40
Мечеть № 34 (Аэропортовская мечеть), расположенная у татарского кладбища Сабан Сияр Аэропортовское шоссе, 40. В 2000 г. мусульманская религиозная организация № 34 пос. Литейный (Советский район г. Астрахани, около пос. Сабан- Сияр ) произвела реконструкцию кирпичной силосной башни на Аэропортовском шоссе (1960 г. постройки). Эта небольшая мечеть получила такой же порядковый номер, как и у общины.
Слайд 41
Мечеть № 23 ( Наримановская ), (ул. Дорожная 4-я, 20). В 1996 г. кирпичное здание бывшей аптеки передали верующим и переделали под мечеть. В основном мечеть посещают пожилые юртовские татары, живущие неподалеку.
Слайд 42
Мечеть № 47(пос. Мошаик , Ленинский район г. Астрахани, ул. Соколова, 58) была открыта 15 января 2005 г. Мечеть строили на пожертвования жителей поселка и финансовую помощь
Слайд 43
Мечеть № 35, расположенная в с. Три протока ул. Ленина, 58а Мечеть им. Махмуда Эфенди (ул. Интернациональная 3-я, 11а)
Слайд 44
Мечеть Таубэ (ул. Рожденственского , 20) (от араб.ат-тауба – «покаяние») расположена на территории городского мусульманского кладбища (ул. Рождественская, 18). Построена в 2002–2004 гг. по инициативе муфтия Астраханской области Назымбек-хазрата при активном участии губернатора Астраханской области А.П. Гужвина и президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева. 9 октября 2004 г. состоялось торжественное открытие мечети. С началом ее функционирования у мусульман появилась возможность проводить на кладбище религиозные обряды, связанные с погребением. Данная мечеть взяла на себя затраты по захоронению мусульман без определенного места жительства, а также неимущих мусульман, у которых нет родственников. Средства на эти цели выделяются из пожертвований прихожан.
Слайд 45
Кроме того, известны такие мечети как: Мечеть в с. Старокучергановка (ул. Чапаева, 7). Мечеть Намус в с.Биштюбинка , ул. Советская, 47. Мечеть № 6 в с. Татарская Башмаковка , ул. Приклубная , 2. Мечетьв с. Растопуловка , ул. Румынская, 15г. Мечеть в с. Солянка, ул. Ленина, 20. Мечеть Гумари ул. Староверова , 31
Слайд 46
Астраханский край славится следующими « внемечетными » местами»:
Слайд 47
Аулья Сеит -баба Хожетаевский у пос. Малый Арал в Красноярском районе
Слайд 48
Мавзолей Сеит -баба Хожетаевский у пос. Малый Арал в Красноярском районе
Слайд 49
Могила Букей -хана ( ум.в 1815 г.) – казахский хан, основатель Внутренней( Букеевской ) Киргиз-Кайсацкой Орды (Красноярский район).
Слайд 50
Заключение. Я считаю, что в ходе работы над своей темой, мне удалось рассмотреть эволюцию распространения ислама, познакомиться с основными культовыми сооружениями мусульман – мечетями, святыми местами, аульями , могилами святых на территории Астраханского края. В данной работе я попыталась проследить становление ислама с 8 века по наши дни и пришла к выводу, что астраханский ислам сочетает в себе общеисламскую специфику Нижневолжья . На примере астраханского ислама, можно сказать, что одни формы религиозной традиции исчезают, другие возрождаются – например, «укрупненные» культы « аулья » или воссоздание мечети « Таубэ » на городском кладбище.
Слайд 51
Для достижения данного результата я провела анализ исторической литературы, документов, статей, касающихся распространения и роли ислама в Астраханском крае; выявила особенности и специфику астраханского ислама. Обобщив полученные данные, я пришла к выводу, что мусульмане Астраханской области – важная и равноправная историко-культурная часть населения края. Настроенное на диалог с другими конфессиями мусульманское духовенство способствует правильному пониманию ислама, противодействию тем, кто создает его искаженный агрессивный облик. В целом межконфессиональные отношения в Астраханской области можно расценить как стабильные.
Слайд 52
В заключение хотелось бы вновь обратиться к строкам нашего уроженца, поэта-новатора Велимира Хлебникова: Ах, мусульмане те же русские, И русским может быть ислам. Милы глаза немножко узкие Как чуть открытый ставень рам…. Конечно, поэт имел в виду хорошо знакомых ему мусульман- степеняков . Но дело не только в этом. Важно эмоциональное восприятие ислама. Пример юга России, Нижневолжья , Астраханской области и прилегающих территорий хотя и частный, зато показательный. Как и в России, в Астраханском регионе ислам занимает второе место по численности конфессий.
Слайд 53
Список используемой литературы. 1. Викторин В.М. Ислам в Астраханском регионе. - М.: Логос, 2008. 2. А. В. Сызранов . Ислам в Астраханском крае: история и современность. Астрахань, 2007. 3. А. В. Сызранов . Святые места мусульман Астраханского края : история и современность. Астрахань, 2006. 4. Викторин, В. М. Ислам и население Астраханской области / В., А. Д. Нафтулин // Ислам и современность (методические рекомендации в помощь лекторам-атеистам). – Астрахань: изд-во Астраханского ин-та усовершенствования учителей, 1988. 5. Васильев Д. В. Ислам в Золотой Орде: историко –археологическое исследование. Астрахань, 2007. 6. Магомедов А.К., Мацузато К., Викторин В.М. Ислам и политика в современной России. - Ульяновск: УлГУ , 2006. 7. Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман в России // Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика). - М.: ИКЦ «Академкнига», 2001. 8. Акимушкин О.Ф. Кубравийа // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь, 2006.
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Пейзаж
Рисуем пшеничное поле гуашью