• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Вторая жизнь упаковки

Опубликовано Филлипова Элеонора Борисовна вкл 14.04.2015 - 16:12
Филлипова Элеонора Борисовна
Автор: 
Смбатян Алла ученица 10 класса

         Всем известно  о полезных свойствах молока для организма человека. Программа «Школьное молоко» - международная инициатива по обеспечению молоком детей и подростков в учебных заведениях. Программа реализуется в 70 странах мира на протяжении 80 лет. С 1970 года поддержку программе оказывает компания Tetra Pak.  В связи с этим в школах учащимся с 1 по 11 класс каждую неделю выдают молоко. Для удобства хранения, перевозки и раздачи его разливают 200 мл. упаковки Tetra Pak. Однако, после выдачи и употребления молока, большое количество уже ненужной упаковки заполняют мусорные баки школьного двора.

Поэтому, для написания исследовательской работы я выбрала тему: «Вторая жизнь упаковки».

Цель – показать необходимость вторичной переработки упаковки Tetra Pak.

Задачи:

- изучить свойства упаковки, позволяющие сохранять свойства продукта;

- определить (приблизительно) объемы использованной упаковки из – под молока учащимися школ города Туапсе за различные промежутки времени;

- найти способы применение использованной упаковки в быту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вторая жизнь упаковки165.53 КБ

Предварительный просмотр:

        

Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов,

направленных на социально - экономическое

развитие российских территорий

«Моя страна – моя Россия»

Региональный этап

Номинация «Моя разработка»

«Вторая жизнь упаковки»

Проект подготовлен: Смбатян Аллой

Учащейся 10 «А» МБОУ СОШ №2

Муниципального образования

Туапсинский район

Краснодарского края

Контактный телефон:89189012349

Пояснительная записка

         Всем известно  о полезных свойствах молока для организма человека. Программа «Школьное молоко» - международная инициатива по обеспечению молоком детей и подростков в учебных заведениях. Программа реализуется в 70 странах мира на протяжении 80 лет. С 1970 года поддержку программе оказывает компания Tetra Pak.  В связи с этим в школах учащимся с 1 по 11 класс каждую неделю выдают молоко. Для удобства хранения, перевозки и раздачи его разливают 200 мл. упаковки Tetra Pak. Однако, после выдачи и употребления молока, большое количество уже ненужной упаковки заполняют мусорные баки школьного двора.

Поэтому, для написания исследовательской работы я выбрала тему: «Вторая жизнь упаковки».

Цель – показать необходимость вторичной переработки упаковки Tetra Pak.

Задачи:

- изучить свойства упаковки, позволяющие сохранять свойства продукта;

- определить (приблизительно) объемы использованной упаковки из – под молока учащимися школ города Туапсе за различные промежутки времени;

- найти способы сбора упаковки для дальнейшей переработки.

        

Экологические проблемы загрязнения окружающей среды, связанные с использованием одноразовых упаковок.

   В последнее время поток мусора увеличивается из-за большого количества упаковочных материалов. Бумага составляет примерно половину, затем  следует стекло, металл и пластик. Во многих странах действуют заводы по переработке бытовых отходов. Если вспомнить историю, то эту проблему решали уже  за 500 лет до нашей эры. Например, в Афинах был издан первый известный вердикт, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города. Такая практика утилизации бытовых отходов была забыта в средние века. Жители продолжали выбрасывать мусор в окна вплоть до 14 века. Но несколькими веками позже, когда тысячи людей стали переселяться в промышленные города они принесли с собой и мусорный кризис.

       В отличии от большинства материалов, пластик не так легко разлагается под действием света и бактерий. Однажды выброшенные, они остаются на долгие годы. Один из способов утилизации мусора – это сжигание. Одна из крупнейших электростанций, работающих на мусоре, расположена в Балтиморе. Такие электростанции могут покрыть нужды в электричестве целых городов и поглотить 100-300 т мусора в день. Мусорные печи нуждаются в специальных фильтрах, защищающих атмосферу от кислотных выбросов.  В России, с повышением уровня жизни, увеличением производительности и потребления увеличилось количество одноразовой упаковки. По этим показателям мы почти догоняем Запад. Поэтому, есть над чем призадуматься как властям наших городов, так и обычным потребителям, то есть нам с вами.

  В Tetra Pak Tetra Pak начали заниматься проблемой переработки отходов в середине 80-х годов. В 2000 г компания инвестировала 500000 евро в первый завод по переработке асептической упаковки в Юго – Восточной Азии. В 2010 году были переработаны 30 млрд использованных упаковок Tetra Pak.

В своей исследовательской работе, на примере упаковок из-под молока, которое учащимся выдают раз в неделю, я хочу определить тот объем мусора, который скапливается за разные промежутки времени. Казалось бы, что там одна или две упаковки… А если посчитать на уровне школы за неделю, за месяц, за год… И сложить с аналогичными показателями всех школ нашего города… То вот здесь будет над чем задуматься.

Расчет количества использованных упаковок за различные промежутки времени

В таблице представлены данные  по количеству использованных упаковок из-под молока учащимися всех школ города Туапсе,  исходя из условия, что молоко выдается один раз в неделю в количестве 2 упаковок. (Объем – 200 см3).  Далее расчет ведется на месяц, на год.

№ школы

Кол-во учащихся

Кол-во упаковок

 за неделю шт.

Кол-во упаковок за месяц шт.

Кол-во упаковок за год

шт.

Гимназия №1

500

1000

4000

34000

СОШ 2

710

1420

5680

48280

СОШ 3

612

1224

4896

41616

СОШ 4

700

1400

5600

47600

СОШ 5

1200

2400

9600

81600

СОШ 6

700

1400

5600

47600

СОШ 7

600

1200

4800

40800

СОШ 8

777

1554

6216

52836

СОШ 10

700

1400

5600

47600

СОШ 11

933

1866

7464

63444

Итого

7432

14864

59456

505376

Определяем массу бытовых отходов (бумажных упаковок Tetra Pak), образовавшихся после употребления молока школьниками.  Масса одной  пустой упаковки Tetra Pak равна приблизительно 10 грамм.

Общее количество упаковок

Кол- во мусора за неделю

Кол-во мусора за месяц

Кол-во мусора за учебный год

14864 шт.

148,640 кг

594,560 кг

5 053,76 кг

Вывод.

Несмотря на малый вес, который имеет одна упаковка  Tetra Pak,

общее количество мусора за один учебный год составляет 5 053,76 кг.

                     Исследовательская часть.

         Исследования свойств упаковки.

Первоначально проанализируем информацию на упаковке. В состав упаковки входят три основных элемента – картон, фольга и полиэтилен. Картон занимает около 75% от всего состава упаковки. Таким образом, основой картонной упаковки Tetra Pak» служит древесина, возобновляемый природный ресурс. Исходя из сроков хранения, определяю, что молоко в такой упаковке может храниться при температуре от 2 до 25 С в течении 3-х месяцев, в то время как в обычной до 5 дней и то в холодильнике. Это стало возможным благодаря двум факторам:

  1. Молоко подвергается ультрапастеризации;
  2. Особенность строения внутренней части упаковки. Внутри упаковка покрыта тонким слоем полиалюминия.

 Проведенный сравнительный анализ свойств продукта от типа упаковки и самой упаковки представлен в таблице.

Сравнительный анализ свойств продукта (молока) и  типа упаковки.

Характеристика

Упаковка Tetra Pak.

ООО фирма «Калория»

Мягкая полиэтиленовая упаковка. ЗАО «Кореновский молочно-консервный комбинат»

Срок хранения

3 месяца

5 суток

Объем

200 см 3

900 мл

Условия хранения

От 2 до 25 С

2-4 С

Пропускание солнечного света

Препятствует проникновению.

Препятствует частично

Проникновение ультрафиолетовых лучей

Препятствует проникновению.

Препятствует частично.

Легкость открытия

Легко вскрывается фольга входного отверстия для трубочки

.

Неудобно, необходимо воспользоваться ножом.

Удобство хранения в открытом виде.

Удобно. Упаковка фиксировано стоит на твердой поверхности.

 Неудобно. Необходимо переливать или закрывать герметично.

Удобство при транспортировке.

Удобно. Упаковки молока плотно прилегают друг к другу.

Неудобно. Нет фиксации.

Экологичность.

Возможна переработка на вторсырье.

Возможна переработка на вторсырье, однако полиэтилен у нас перерабатывается в меньшей степени, чем бумага.

При сжигании выделяются опасные вещества.

        

Реализация проекта «Вторая жизнь упаковки»

По данным исследовательской части работы, было установлено, что даже при малом весе упаковки, объемы выбрасываемых отходов значительны и с каждым годом будут только увеличиваться. При этом мною не учитывались не учитывались отходы из-под соков. (О том насколько большое потребление соков в упаковке Tetra Pak можно судить, если зайти в любой гипермаркет.)

Если рассматривать в промышленных масштабах, то самый традиционный способ вторичной переработки использованных картонных упаковок – извлечение бумажного волокна на установках для переработки макулатуры. На этих установках бумагу вместе с упаковками погружают в большие баки с водой и перемешивают. Вихревое вращение массы приводит к более быстрому отделению волокна за счет трения. Волокно усиленно поглощают водой, образуя суспензию. Небумажные компоненты (полиэтилен и алюминиевая фольга) либо всплывает на поверхность, либо опускается на дно. Их можно удалить, сняв со стенок, либо отфильтровав. Весь процесс занимает 15 – 20 минут и обеспечивает извлечение большей части волокна.

Полученное таким образом волокно можно использовать для изготовления канцелярской бумаги, бумажных мешков, туалетной бумаги, облицовочного картона гофрированных коробок и т.д.

Технологии вторичной переработки

Переработанные отходы упаковки обычно направляются на производство картонных коробок и канцелярской бумаги. Кроме того, из них изготавливают туалетную бумагу, бумажные полотенца и писчую бумагу.

Одной из наиболее интересных разработок является установка в Пирачикабе, Бразилии, использующая плазменную технологию. На другом предприятии, в Барселоне, Испании, пуск которого намечен на 2009 гг., будет применяться низкотемпературный пиролиз. Обе технологии предусматривают производство парафиновых масел и высококачественного алюминия. Эти новые технологии будут применяться на действующих механических установках по переработке использованных упаковок в разных странах, а также на газификационной установке в Финляндии, введенной в эксплуатацию в 2000 году, производящей энергию, а также порошки из вторичного алюминия.

Выбор оптимального способа и технологий переработки отходов в большой степени зависит от местных условий (расстояния при транспортировке, системы сбора отходов, рынков вторичных материалов, законодательства и т.д.). В некоторых странах (например, в Дании) использованные упаковки из-за химического состава материалов, низкого содержания углерода и эффективности сбора рассматриваются как возобновляемый источник энергии. В других странах требования по сбору использованных упаковок продиктованы либо законодательством (например, в Германии), либо культурными нормами (в Индии).

Однако во многих странах инфраструктура все еще не позволяет эффективно утилизировать бытовые отходы, и вместо вторичной переработки они направляются на свалки.

По итогам проведенным мною исследованиям был установлен тот большой объем упаковочной тары, которая остается после употребления молока, поэтому в своем проекте предлагаю проводить сбор упаковки tetra pack, для дальнейшей переработке по следующей схеме:

За основу проекта, проводимого в школьных заведениях, взяты специальные урны, предназначенные для отходов от tetra pack школьного молока.

Урны представляют собой замысловатые образы «монстров», сконструированные для привлечения внимания школьников. Лучший способ заставить детей делать что-то полезное — превратить задачу в игру.

Для учащихся старших классов возможно использование стерилизованных контейнеров для приема упаковки.

План реализации проекта и сроки его осуществления.

Сроки реализации проекта – 2015-2016 учебный год. Однако, оставшееся до указанного срока время, должно быть использовано для достижения следующих задач:

- формирование у учащихся младших, средних и старших классов, а так же их родителей психологического подхода к «экологической утилизации упаковки»;

Для этого необходимо:

  1. Проводить разъяснительную работу среди учащихся по средствам внеклассных мероприятий, классных часов и т. д.
  2. Проводить аналогичную работу среди родителей через беседы на родительских собраниях;
  3. Организовывать субботники по очистке территории, чтобы наглядно показать те объемы не перерабатываемого мусора, который скапливается на берегу Черного моря и на берегах реки Туапсинки;
  4. Для учащихся начальных классов проведение инсценированных спектаклей, мероприятий с привлечением учащихся старших классов.

- организовать вывоз собранных упаковок соответствующими муниципальными организациями;

- организовать предприятие по переработки мусора в Туапсинском районе. Особое внимание уделить экологичности данного проекта.

        Заключение.

   В ходе написания исследовательской работы я пришла к следующему выводу: с одной стороны, одноразовая упаковка - это очень удобно. В работе исследовались свойства картонной упаковки Tetra Pak из-под молока (это касается всех упаковок данного вида: для соков, различных молочных изделий и т. д.).

   С другой стороны, в результате перехода на одноразовую упаковку очень остро стал вопрос возросшего объема бытовых отходов. Казалось бы, маленькая упаковка весом 10 г в масштабах города за год накапливается в виде 5 тонн мусора. Причем из-за нанесения на внутренний слой полиалюминия процесс разложения в почве данной упаковки затруднен. Перед населением стоит важная задача – переработка  мусора, не просто сжигание, а именно переработка, с дальнейшим применением как вторичное сырье. Поэтому, необходимо вести разъяснительную работу не только  с учащимися, но и среди всех потребителей, о необходимости  сбора упаковок Tetra Pak в специально отведенные мусорные контейнеры для дальнейшей переработки.   Свою исследовательскую работу я хочу завершить словами из сказки Сент Экзюпери «Маленький принц»:

« Есть такое твердое правило, - встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету…» Согласитесь, эти слова сейчас очень актуальны.


Поделиться:

Растрёпанный воробей

10 осенних мастер-классов для детей

Сверчок

Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари

Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного