Школьная форма. А что это такое? Что значит слово "форма", какую форму мы, школьники, должны надеть в школу? К чему она обязывает и как дисциплинирует? Когда в России появилась первая школьная форма?
Вложение | Размер |
---|---|
1._forma.rar | 333.05 КБ |
Я с родителями стала рассматривать старые фотографии, разложили их по годам. Моя прабабушка говорила, что в ее годы в школу дети одевали то, что было дома. Как одевались дети в бабушкины школьные годы, я увидела на фотографиях. Мама, когда была школьница, носила коричневое платье и черный фартук, белый воротничок, на праздник надевала белый фартук. Была у нее еще пионерская форма.
И у меня возникли вопросы. Школьная форма. А что это такое? Что значит слово "форма", какую форму мы, школьники, должны надеть в школу? К чему она обязывает и как дисциплинирует? Когда в России появилась первая школьная форма?
Актуальность исследования: «Бесформенная свобода» в школах в наше время, по утверждению психологов, отрицательно сказывается на психике школьников, ведь школа стала своеобразным подиумом для демонстрации финансовых возможностей родителей, чувства стиля и внешних данных. Основные задачи введения школьной формы - объединять учеников, дисциплинировать, вырабатывать командный дух. Красивая качественная школьная форма воспитывает стиль, помогает в будущем сформировать вкус в одежде. По мнению специалистов, школьная форма на 60% улучшает дисциплину и успеваемость в классе, прививает детям вкус к деловому костюму в будущем.
Цель: рассмотреть историю школьной формы в России; сконструировать школьные костюмы для учащихся, учитывая мнения специалистов и учеников.
Объект исследования - школьная форма вчера, сегодня.
Предмет исследования - разработка модели нового школьного костюма.
Задачи:
Методы исследования:
Практическая значимость исследования: результаты нашей работы могут быть использованы учащимися нашей и других школ.
Время выполнения работы: сентябрь – декабрь 2008 года.
Форма (лат. uniform) — одинаковая по стилю, раскройки, цвету и ткани служебная одежда для создания единого облика в общественности. Форма символизирует функцию её носителя и его принадлежность к организации.
Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
В России форма появилась 1764 году с появлением первого учебного заведения, Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге (приложение №1),
Повседневные платья учениц Смольного института шили из забытой теперь шерстяной материи – камлота. От пяти до семи лет - носили кофейные платья, от восьми до десяти – голубые или синие, от одиннадцати до тринадцати – серые, самые старшие ходили в белых. Платья были, одноцветные, самого простого покроя. Единственными украшениями были белый передник и цветной поясок.
Гимназическая форма в России появилась в 1834 году, но тогда форма была введена лишь для мальчиков (приложение №2).
Она состояла из однобортного полукафтана темно-синего сукна, не доходящего до колен, застегивавшегося на 9 посеребренных гладких выпуклых пуговиц, с четырьмя такими же пуговицами сзади по концам карманных клапанов. Воротник был скошенный, обшлага — прямые, одного сукна с мундиром, по верху воротника нашивался узкий серебряный галун, а у обшлагов, где разрез — по две маленькие пуговицы.
В 1896 году было утверждено положение о гимназической форме для девочек (приложение №3)
Форма для гимназисток включала: два одинаковые коричневые, с длинными рукавами платья, с прямыми воротниками - стойкой, на которых белели подворотнички.На одном - черный сатиновый фартук на бретельках, на втором - белый с оборками, карманов нигде нет. Чулки и ленты могут быть только коричневого или черного цветов. Волосы заплетать в косы или коротко стричь. Никаких украшений не надевать (приложение №4).
Форма реалистов (учеников реальных училищ), в целом была сходной по фасону с гимназической, разница была только в цветах.
Городские школы имели форму, состоявшую из черных фуражек с красным кантом, с черным лакированным козырьком. Эмблема помещалась на околыше и представляла собой позолоченный венок с монограммой «ГУ» (приложение №5).
В 1918 году отменили гимназическую форму, признав ее наследием царского режима, а в 1949 году в СССР была введена единая школьная форма. Мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником - стоечкой, девочек — в коричневые шерстяные платья с черным и белым передником (приложение №6).
В 1962 мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах. Форма для девочек осталась старая (приложение №7).
В 1973 появилась новая форма для мальчиков. Это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами (приложение №8).
В 1976 обновилась форма для девочек юбка и жакет из синей п/шерстиной ткани .
Уже в 1988 некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.
1992 год стал годом отмены школьной формы в школах Российской Федерации.
С 1999 года отдельные субъекты РФ принимают местные решения о введении обязательной школьной формы.
Костюм для мальчика
(приложение №9) В настоящее время школьная форма для мальчиков представляет собой классический стиль, сосновой остается брючный костюм, зато существует разнообразие в цвете. Теперь допустимо надеть цветной пиджак в сочетании с однотонными брюками. Пиджак может быть серого, бежевого, синего и даже красного цвета, а брюки черные, синие или серые. Мальчики могут носить жилеты, в том числе и трикотажные. Пиджаки из однотонной ткани или комбинировать их по цветовой гамме. Под эти модели можно надеть любые водолазки, рубашки, с помощью которых ребенок никогда не потеряет своей индивидуальности.
Костюм для девочки
(приложение №10) Вопреки общепринятому правилу, «белый верх - черный низ» сейчас отходит на второй план, это слишком банально. Светлые оттенки бежевого, розового, серого прекрасная альтернатива белому, а коричневый, синий, серый - классическому костюму. Актуальны юбки в складку до колен темного цвета, однотонные или в клетку. К юбке можно надеть блузку или рубашку светлого цвета, а сверху пиджак. Очень актуальна крупная клетка. Другое предложение дизайнеров - сарафан на толстых бретелях в сочетании с водолазкой или блузкой. Очень современно и совсем не скучно, а главное женственно.
В нашей школе у всех есть форма. Но модели костюмов и цвета разные. Чтобы узнать мнение детей и родителей о школьной форме, мы провели анкетирование.
Вопрос №1. Нужна ли школьная форма?
Опрошены как ученики, так и их родители (приложение№11).
Большинство родителей 64% считают, что в школах следует вводить форму одежды. Доля тех, кто придерживается противоположной точки зрения, вдвое меньше - 31%. Чаще всего за введение школьной формы выступают женщины – 77%, из них 39% считают, что «безусловно следует» ее вести.
На этом фоне существенно выделяется позиция в отношении школьной формы детей. В анкетировании участвовали ученики 1-11 классов (приложение №12).
Мы видим, что 65% опрошенных этой группы против введения школьной формы, тогда как «за» – 35%.
60% опрошенных мальчиков категорично против формы, интересно что большинство это мальчики младших классов 40% . Девочки в нашей школе оказались еще более критичны 70% против и только 30% за. Объяснив свой отказ от школьной формы подавлением индивидуальности, невозможность выразить себя в одежде.
Вопрос №2. Какой должна быть школьная форма?
Все сошлись во мнении что, школьная форма должна быть сшита из качественной плотной, «ноской» ткани. Подходить по размеру, иначе ощущение дискомфорта будет мешать учиться и превратит школьные часы в мучения, а форменный пиджак в самый ненавистный предмет гардероба. Ткани лучше выбирать без синтетических компонентов.
ФОРМА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ
(приложение №13)
Из опроса мальчиков нашей школы, видно, что все предпочли классические брюки -100%, а потом мнение разделились. Старшеклассники, наверно в силу возраста, выбрали в большинстве своем классический стиль: 73% - пиджак, жилет - 40%, галстук - 30%. Но и не отказались они от более удобных вещей: 21% - за трикотажные кофты и 34% - за водолазки.
Мальчики младших классов всех удивили, они отказались от классики, всего 27% выбрали пиджаки, 20% - жилет, галстук - 20%. Они выбрали удобные вещи: 51% - трикотажные кофты, 65% - водолазки.
ФОРМА ДЛЯ ДЕВОЧЕК
(приложение №14)
Девочки, как всегда, оказались разнообразнее. Они не бояться экспериментировать. Все школьницы взяли за основу юбки и брюки. В младших классах - 45% за юбки и 65% за брюки. Старшие девочки отдали предпочтении немного больше юбкам - 53% и 47% - брюкам. Классическим пиджакам отдали предпочтение 45% опрошенных учениц. Зато кофтам - 60%, блузкам - 77%. Водолазки намного меньше пользуются популярностью, всего 23%, галстуки тоже используют в школьной форме для девочек 18%. Они комбинируются с пиджаками и разными блузами. Так же девочки нашей школы не оставили без внимания жилет - 46% и сарафан -29%. Все опрошенные школьницы отметили, что хотели бы комбинировать свой комплект школьной формы: юбки с брюками, с блузами и пиджаками, жилетами и водолазками. Иногда дополняя его галстуком или другим аксессуаром, чтобы не потерять индивидуальность и выдержать строгий стиль.
Вопрос №3. Какого цвета должна быть форма.
По словам врачей, яркие и кричащие цвета (красный, желтый, розовый) недопустимы для школьной формы. Как и модная клетка-шотландка. Они раздражают ребенка, утомляют глаз. Заболевание нервной системы, переутомленность и постоянные головные боли - вот проблемы, которые может вызвать "неправильная" сорочка или пиджачок. Самые безопасные цвета - серый, синий, зеленый. Они успокаивают, настраивают на занятия и снимают стресс.
- Зеленый цвет, например, имеет успокаивающее воздействие.
- Синий идеально подходит для размышления.
- Бордовый - цвет непосед, он несет заряд активности.
-Черный - немного мрачноват для детей, но его можно комбинировать, на пример, с зеленым или бордовым пиджаком.
Мы довели эту информацию до анкетируемых учеников и вот что они
выбрали (приложение №15).
Опираясь на проведенное анкетирование, мы решили сконструировать школьную форму, удовлетворяющую всем выше выдвинутым требованиям. Моими моделями стали картонные куклы.
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Без сердца что поймём?
Два Мороза
Снежная книга
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды