• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Влияние компьютера на здоровье человека

Опубликовано Румянцев Евгений Валентинович вкл 29.04.2016 - 10:24
Автор: 
Калинина Дарья Алексеевна

В данной работе было проведено исследование зависимости обучающихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Влияние компьютера на здоровье человека819.73 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №257

Пушкинского района Санкт-Петербурга

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

по теме

«Влияние компьютера на здоровье человека»

Выполнила: Калинина Дарья Алексеевна, 5б

Научный руководитель: Румянцев Евгений Валентинович

Учитель информатики и ИКТ, 1 квалификационная категория

2016


Содержание

Оглавление

Введение        

Основная часть        

Методика исследования        

Факторы, влияющие на состояние здоровья пользователей компьютерной техники        

Уровни электромагнитных полей (ЭМП).        

Уровни акустического шума.        

Концентрация вредных веществ в воздухе.        

Визуальные показатели монитора.        

Социологическое исследование        

Проведение эксперимента        

Острота зрения        

Концентрацию внимания        

Заключение        

Список использованной литературы        

Приложение 1.        

Приложение 2.        

Приложение 3.        


Введение

Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды. Это позволяет усилить мотивацию школьников к учебе.

Многие исследователи полагают, что современные ИТ обладают необходимым потенциалом, способствующим психофизиологическому развитию ребенка, отмечая их положительное влияние (и, в частности, компьютерных игр) на показатели внимания зрительно-пространственного восприятия .

В то же время существует и противоположная точка зрения. Так, Кордес и Миллер в своем отчете «Критический взгляд на использование компьютеров детьми» высказывают предположение, что технология физически, социально и интеллектуально вредна для детей, а компьютеры вызывают социальную изоляцию. Некоторые исследователи полагают, что воздействие видео- и компьютерных игр тормозит развитие внимания и может привести к синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Кроме того, есть авторы, которые высказывают предположение, что видео- и компьютерные игры («стратегии») могут способствовать развитию навыков управляющего контроля [1].

Несмотря на все преимущества, которые предоставляет компьютерная техника, она является источником целого ряда неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние и здоровье школьников. При неправильной эксплуатации компьютер изменяет условия и характер труда иногда не в лучшую сторону. При работе на компьютере мы забываем о том, что получаем от него не только пользу в виде знаний, но и вред для нашего здоровья [4].

И поэтому я решила исследовать зависимость обучающихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.

Цель моей исследовательской работы определить количество времени, проведенного обучающимися за компьютером и зависимость их здоровья от этого фактора.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  • Выяснить, какие неблагоприятные факторы влияют на состояние здоровья пользователей компьютерной техники.
  • Провести исследование среди пользователей компьютера на основе анкетирования о времени провождения за компьютером.
  • Исследовать влияние компьютера на здоровье и концентрацию внимания школьников.


Основная часть

Методика исследования

В ходе написания исследовательской работы, были применены следующие методы:

  • частично-поисковый (обзор литературы);
  • опроса (анкетирование);
  • эксперимент (исследование остроты зрения и концентрации внимания);
  • математический (при подсчёте данных анкетирования и экспериментов);
  • описательный (при анализе полученных данных анкетирования и экспериментов).

Данная работа проводилась в три этапа:

1 этап: анкетирование и анализ анкет.

Объект исследования: ученики ГБОУ СОШ №257 Пушкинского района Санкт-Петербурга (5-8 классы) – 20 человек.

Предмет исследования: обеспеченность школьников компьютерами, время работы за компьютерами и интернет – зависимость.

Методическая процедура исследования: данный социологический опрос имеет не сплошной, а выборочный характер. Имеет смысл опросить по несколько человек из различных классов, чтобы получить общее развернутое представление по исследуемому вопросу.

Инструментарий опроса: анкета (Приложение 1).

2 этап: исследование остроты зрения у группы школьников до и после работы на компьютере с помощью таблицы Сивцова. Время работы на ПК – 2 часа.

Объект исследования: ученики ГБОУ СОШ №257 Пушкинского района Санкт-Петербурга (5 класс) – 3 человека.

Предмет исследования: проверка остроты зрения школьников до и после работы на ПК.

Оборудование и материалы: таблица Сивцова (приложение 2), рулетка 5 м.

3 этап: исследование изменения концентрации внимания у группы школьников до и после работы на компьютере при помощи таблиц Шульте [2]. Время работы на ПК – 2 часа.

Объект исследования: ученики ГБОУ СОШ №257 Пушкинского района Санкт-Петербурга (5 класс) – 3 человека.

Предмет исследования: внимание обучающихся до работы на компьютере, после двух часов работы на компьютере.

Оборудование и материалы: таблицы Шульте (приложение 3), секундомер.

Факторы, влияющие на состояние здоровья пользователей компьютерной техники

Основные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека при работе за компьютером согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 [5]:

  • Уровни электромагнитных полей (ЭМП);
  • Уровни акустического шума;
  • Концентрация вредных веществ в воздухе;
  • Визуальные показатели монитора.

Уровни электромагнитных полей (ЭМП).

Электромагнитное излучение идет от системного блока и от мониторов старых моделей. Процессор генерирует СВЧ-излучение, которое распространяется в пространстве в виде электромагнитных волн, часто неся дезинформацию, электромагнитному полю человека.

При общем обследовании людей, работающих в условиях контакта с ЭМП, выявлены такие расстройства нервной системы, как астенический синдром, нейроциркуляарная дистония; нередко появляются жалобы на повышенную утомляемость, головную боль, головокружения, расстройства памяти, сна; имеют место раздражительность, иногда плаксивость, вялость, подавленность, тремор пальцев вытянутых рук, снижение аппетита и т.д. [3].

Уровни акустического шума.

Шум – совокупность звуков различной силы и высоты, беспорядочно изменяющихся во времени. Различают следующие формы специфического воздействия шума: шумовая травма, утомление слуха и профессиональная тугоухость. Утомление слуха объясняется перераздражением нервных клеток и выражается ослаблением слуховой чувствительности к концу рабочего дня. При каждодневном повторении это может служить постепенным развитием его полной потери.

Концентрация вредных веществ в воздухе.

Заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, имеют в основном аллергический характер. Это связанно с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества, особенно если компьютер новый. Создаваемое компьютером электростатическое поле деионизирует окружающую среду, и уменьшает влажность воздуха. Каждый из этих факторов пагубно влияет как на легкие, так и на весь организм в целом. Кожные заболевания связаны в основном с тем, что наэлектризованный экран дисплея притягивает частицы взвешенной в воздухе пыли, так что вблизи него "качество" воздуха ухудшается, и школьник вынужден работать в более запыленной атмосфере.

Визуальные показатели монитора.

Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана.

Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Суть работы на компьютере - ввести или прочитать текст, нарисовать или изучить детали чертежа. А это - огромная нагрузка на глаза, ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных точек, к тому же светящихся и мерцающих.

В результате работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".

Согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране монитора, на уроке не должна превышать:

  • для обучающихся в I - IV классах - 15 мин;
  • для обучающихся в V - VII классах - 20 мин;
  • для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин;
  • для обучающихся в X - XI классах на первом часу учебных занятий 30 мин, на втором - 20 мин.

Социологическое исследование

Согласно плану исследовательской работы мною было проведено анонимное анкетирование «Влияние компьютера на здоровье человека». Всего было опрошено 20 учащихся 5-8 классов, в возрасте 11-16 лет (Приложение 1).

На вопрос «А вы часто проводите время в интернете?» 55% опрошенных рассказали, что они проводят за ПК от двух и более часов в день.

Следовательно, больше половины опрошенных школьников не придерживаются нормы, установленной врачами (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Проведение эксперимента

Исходя, из полученного результата о времени пребывания за ПК был проведен эксперимент о влиянии компьютера на здоровье и концентрацию внимания школьников.

Острота зрения

Мною было организована проверка зрения школьников до и после работы на ПК. Исследование проводилось по таблице Сивцева (Приложение 2) на расстоянии 5 метров обоими глазами. Таблица была освещена одной люминесцентной лампой. Свет от лампы был направлен только на таблицу. Проверялась десятая строчка сверху. В результате исследовании остроты зрения у группы школьников 5 классов (3 учащихся, 11-12 лет) по таблице Сивцева было отмечено ухудшение зрения после 2 часов работы за ПК: количество ошибок при распознавании букв увеличилось в среднем в 2 раза.

Время нахождения за ПК было равномерно поделено на три части: игровая (Minecraft), поисковая (интернет) и работа в текстовом редакторе Microsoft Word.

Выводы:

Зрение школьников после непрерывного сеанса работы за ПК (2 часа) заметно ухудшилось.

Концентрацию внимания

Одновременно с проверкой зрения школьников я провела ещё один эксперимент на концентрацию внимания при помощи таблиц Шульте (Приложение 3).

Таблица Шульте представляет собой таблицу, в ячейках которой хаотичным образом размещена определенная информация (чаще всего последовательно идущие числа). Самый распространенный вид интерпретации таблицы Шульте (или Shultz tables) – это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25.

Школьникам поочередно предлагается две таблицы, на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемые отыскивают, показывают и называют числа в порядке их возрастания. Одновременно с началом выполнения задания включается секундомер.

Методика эксперимента:

  • Расстояние от таблицы до глаз должно быть таким же, как и при чтении книги, то есть примерно 30—35 см.
  • Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в её центре и больше не сдвигается.
  • Находить числа нужно в возрастающем порядке от 1 до 25, без пропусков, с максимальной быстротой. Очень важно избегать передвижений взгляда из центра и искать числа только периферическим зрением.

Основной показатель - время выполнения теста.

Определяется среднее время работы с одной таблицей. Для этого подсчитывается сумма времени, необходимого для двух таблиц, которая затем делится на 2. В результате получается средний показатель работы с одной таблицей.

1 этап – контрольный:

Среднее время работы – 43 сек.

2 этап – после двух часов работы за компьютером:

Среднее время работы – 54 сек.

Выводы:

Концентрация внимания школьников уменьшилась на 20% (время прохождения теста на внимание).


Заключение

  1. Работа на ПК может явиться причиной появления расстройств зрения.
  2. Работа за компьютером существенно влияет на психические процессы школьника, в частности на распределение и устойчивость внимания.

Можно с уверенностью сказать, что после долгого времени провождения за компьютером, состояние здоровья человека изменяется. Возможно за один раз эти изменения не такие явные, но с каждым разом результаты будут становиться всё более плачевными.

Состояние зрения меняется. Например, человек станет хуже видеть, нежели до пребывания за ПК.

Так же меняется и быстрота мышления человека. Ему приходиться дольше обдумывать решение той или иной проблемы, требуется больше времени на решение какой-либо задачи.

Изменяется состояние психики человека. Ему становиться неприятно, слышать громкие звуки, воспринимать какую-либо информацию, которая ему не интересна (а в этот момент ему интересен только процесс пребывания за компьютером).

Можно сказать, что работа за компьютером безопасна, если не превышать нормы времени, установленные врачами (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Следующим этапом моей исследовательской работы я планирую определить период безопасной работы за ПК и профилактические меры по предотвращению неблагоприятного воздействия компьютера на школьников.


Список использованной литературы

  1. Безруких М.М., Комкова Ю. Н. Особенности интеллектуального развития детей 15–16 лет с разным опытом работы за компьютером // Экспериментальная психология. - 2010. - Том 3. № 3. - С. 110–122.
  2. Зиганов М. А. Скорочтение. — М.: Эксмо, 2008. — 224 с.
  3. Кураев Г.А., Войнов В.Б., Моргалев Ю.Н. Влияние электромагнитных излучений персональных компьютеров на организм человека // Вестник университета (ТГУ) — 1999. — №269. — С. 9-15.
  4. Рассказов А. В. Негативное влияние современных технологий на организм студента // Молодой ученый. — 2015. — №15.1. — С. 28-29.
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (с изменениями на 3 сентября 2010 года).

Приложение 1.

Анкета для учащихся

При опросе 20 учеников нашей школы, им были заданы вопросы:

  1. Есть ли у Вас дома компьютер?
  2. А Вы часто проводите время за компьютером?
  3. Знаете ли Вы что такое интернет – зависимость?
  4. Считаете ли Вы что интернет – зависимость важна как проблема и что она может негативно повлиять на общество?
  5. Что бы Вы посоветовали сделать человеку, который заболел интернет – зависимостью, чтобы поправить здоровье?

По итогам опроса:

  1. У одного из 20 человек дома нет компьютера: 95% обеспеченность школьников ПК.
  2. Одиннадцать человек рассказали, что они проводят в интернете больше часа: 55% учащихся не придерживаются нормы, установленной врачами.
  3. Семь из двадцати человек не знают, что такое интернет зависимость: 35%.
  4. Пять человек из двадцати не считают интернет зависимость проблемой опасной для общества: 25%.
  5. Два человека из двадцати не смогли дать совет заболевшему интернет – зависимостью: 10%.

Приложение 2.

D:\257\Конкурсы\tablica-sivcev.jpg


Приложение 3.

Таблицы Шульте


Поделиться:

Вокруг света за 80 дней

Что такое музыка?

Зимний дуб

Карты планет и спутников Солнечной системы

Две лягушки