• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Влияют ли дождевые черви на структуру и плодородие почвы?»

Опубликовано Бондаренко Зинаида Федоровна вкл 08.09.2017 - 20:09
Бондаренко Зинаида Федоровна
Автор: 
Тажиеа Арман 6 класс Султанов Дамир Тугаев Аман, Исингалиев Аман

Почва - верхний плодородный слой земли, образовавшийся под влиянием растений, животных, микроорганизмов и климата. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими его частями. В нормальных естественных условиях все процессы, происходящие в почве, находятся в равновесии. В  круговороте веществ и энергии участвуют  три компонента : продуценты- растения, которые создают органические вещества из неорганических веществ, солнца и углекислого газа, консументы,- которые потребляют готовые органические вещества, и редуценты, которые превращают мертвую органику в неорганические вещества.   Именно микроорганизмы, грибы и черви, в том числе дождевые,  являются редуценами-  переработчиками .Они принимают участие в образовании перегноя, улучшая тем самым плодородие почвы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_dozhdevye_chervi_sultanov.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Александровская средняя школа»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

 «Влияют ли дождевые черви на структуру и плодородие почвы?»

Авторы: Тажиеа Арман 6 класс

 Султанов Дамир

Тугаев Аман,

Исингалиев Аман

учащиеся  7 класса

Алиев Саид, Тлебалиева Татьяна

Учащиеся 10 класса

МКОУ «Александровская средняя школа»

Быковского муниципального района

Волгоградской области

Руководитель:  Бондаренко Зинаида Федоровна

учитель

 

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………  

2.  Внешнее строение червя……………………………………………  

3. Среда обитания дождевого червя …………………………………

 4. Роль дождевого червя в плодородие почвы………………………

5. Заключение……………………………………………………………

6. Список использованной литературы……………………………..

В состав исследователей я попал случайно. В кабинете биологии ребята с учителем закладывали опыт для наблюдения за ролью червей в образовании почвы .   Я и раньше видел, что в огороде и в почве,    полно дождевых червей, но никогда не задумывался: «А что они там делают? Какова их роль в почве - вред или польза, а может просто там живут?»

  Я тоже заинтересовался этим вопросом и решил  принять участие  исследование по изучению роли дождевых червей в улучшении структуры почвы и повышения её плодородия , тем более что через год мне предстояло изучать биологию животных.

 Актуальность: Почва - верхний плодородный слой земли, образовавшийся под влиянием растений, животных, микроорганизмов и климата. Это важный и сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими его частями. В нормальных естественных условиях все процессы, происходящие в почве, находятся в равновесии. В  круговороте веществ и энергии участвуют  три компонента : продуценты- растения, которые создают органические вещества из неорганических веществ, солнца и углекислого газа, консументы,- которые потребляют готовые органические вещества, и редуценты, которые превращают мертвую органику в неорганические вещества.   Именно микроорганизмы, грибы и черви, в том числе дождевые,  являются редуценами-  переработчиками .Они принимают участие в образовании перегноя, улучшая тем самым плодородие почвы.
Гипотеза: Дождевые черви улучшают структуру почвы и увеличивают её плодородие.
Цели:
1. Овладеть процессами научной методологии.
2.Изучить роль дождевых червей в формировании почвы.  
Задачи:  

1.Прочитать литературу по данной теме. Изучить особенности дождевых червей и их роль в формировании почвы.
2. Создать условия для  жизнедеятельности дождевых червей
3.Вести регулярное наблюдение за  изменениями, происходящими под действием дождевых червей
4.Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Предмет исследования :почва   Объект исследования: Дождевые черви.
Методы исследования: эксперимент, наблюдение, описание
Ход исследования:
1Познакомиться с  информацией по данному вопросу.
2Выявить особенности дождевых червей.
3Постановка опыта по изучению роли дождевых червей в формировании почвы.
4Выводы.
5Заключение.

1. Внешнее строение червя.

 На уроке биологии  я узнал, что дождевые черви относятся к малощетинковым кольчатым червям. Из самого названия "кольчатый" понятно, что червь как бы состоит из колечек. Их называют "сегментами". Число этих колечек у разных видов червей бывает разное.  

 Я  рассмотрел дождевого червяка, которого принёс с огорода.   У него я посчитал колечки, их было около  90, точнее посчитать не получилось, потому что червь не хочет сидеть смирно.

Также я заметил, что дождевой червяк покрыт слизью. Из прочитанного, понял, что она нужна ему, чтобы обеспечить кожное дыхание и для того, чтобы было легче передвигаться под землей

Постановка опыта по изучению роли дождевых червей в формировании почвы.
Для ведения наблюдения за почвообразовательной деятельностью дождевых
червей мы взяли трехлитровую стеклянную банку, насыпали небольшой
слой (5см) песка, второй слой ( 5см) глинистая почва, и сверху (5см) слой  обычной земли.. Хорошенько увлажнили .  Опустили в банку   десяток червей, и для питания измельчили им опавшие листья тополя. Поставили в темное место ( в шкаф ).
 

В первую неделю признаков изменений не наблюдалось. Животные, видимо, адаптировались. Потом на поверхности почвы начали появляться маленькие комочки –копролиты, что свидетельствует о жизнедеятельности червей.

Уже  20 сентября  Сквозь стеклянную стенку банки  уже хорошо были видны ходы - а это главное доказательство того, что черви способствуют проникновению воздуха в почву .  Самое невероятное состояло в том, что листья, предназначенные для питания червей, сначала потемнели, на них появилась плесень и как- то незаметно они исчезли совсем с поверхности .Черви стали затаскивать пищу в норки  и поедать. (Это было видно через стекло)  

Постепенно граница, разграничивающая слой песка и земли, становилась всё менее заметной и исчезла совсем. Наше исследование длилось больше года.   Засыпанные слои почвы и корма  поддерживали во влажном состоянии в течение всего опыта.   Червей подкармливали опавшими листьями с деревьев,    пожелтевшими листьями комнатных растений.  

Слайд: Миф или реальность? Соблюдая меры предосторожности мы наконец- то разбиваем нашу банку. Результаты исследования нас потрясли: вся земля действительно перемешана, иссечена ходами и заполнена местами травинками.

   Мы вам привезли  показать результат нашего эксперимента.  Из  наших наблюдений следует, что дождевые черви активно влияют на процесс формирования почвы, перемешивая ее , обогащая кислородом и питательными веществами .

Новизна нашего исследования заключается в том, что мы узнали, как образуется плодородный слой земли.

Вывод: черви рыхлят землю и насыщают ее кислородом и удобряют.

Заключение: Червь не только рыхлит почву, но и, пропуская через себя пищу, вносит в почву удобрения, восполняя ее плодородие. Поэтому, надо делать все, чтобы червей в почве было больше. А для этого нужно вносить в почву больше компоста и меньше химических удобрений, которые уничтожают этого прекрасного и неустанного труженика. То есть роль червей состоит в разрыхлении земли, насыщение ее кислородом. Они перерабатывают органическое вещество, превращая его в гумус, который  повышает плодородие почвы.  Гумус - это питательное вещество для растений в усвояемой им форме

.При изучении литературы я выяснил: отсутствие дождевых червей в почве означает, что почвенные условия неблагоприятны для их жизнедеятельности, и, как следствие, плодородие такой почвы крайне низкое.  

Питаются дождевые черви разлагающимися растительными остатками и почвенными микроорганизмами, поэтому являются почвообразователями и очень полезны для почвы, для растений, для людей, что мы и пытались доказать.

 Практическая значимость исследования:

Теперь я объясню своим  родителям, что не   надо выносить опавшие листья, старую траву и ботву с огорода. Если все сложить в небольшие кучи или закопать в землю под деревьями и на местах будущих овощных грядок - мы обогатим нашу почву . Пользу  урожаю принесет и зеленая трава  (Сидераты (зелёное удобрение) после прополки- ее можно разложить прямо у корневой части растения- это и удержит влагу и послужит дополнительным источником органических и минеральных   веществ.   Дождевым червям, наверное, нужно поставить золотой памятник за то, что они сохраняют и восполняют плодородие почвы.

Список использованной литературы

  1. Бинас А. В. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990. – 192с.
  2. Константинов В.М. Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Учебник Биология 7 класс Животные. Москва, изд. Центр «Вентана –Граф» 2012
  3. Крапивный А. П. Краткий зоологический словарь. – Мн.: Высшая Школа  – 1990. – 238с.
  4. Энциклопедический словарь юного биолога.  / Сост. М.Е. Аспиз. – М.: Педагогика, 1986. – 352с.
  5. http://www.liveinternet.ru/users/4545158/post351897231
  6. http://www.zoofirma.ru/knigi/kurs-zoologii-t-1-abrikosov/2992-rol-dozhde...
  7. .http://slovari.yandex.ru
  8. http://www.botanichka.ru/blog/2010/03/20/earthworm


Поделиться:

Свадьба в Малиновке

Есть в осени первоначальной...

Прекрасная арфа

Прекрасное далёко

Голубая лягушка