• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Математика и бисероплетение

Опубликовано Рязанцева Людмила Ивановна вкл 08.11.2017 - 16:28
Рязанцева Людмила Ивановна
Автор: 
Матрос Екатерина Сергеевна, 9 Б класс

Цель:

 1)Показать связь математики и бисероплетения;

2)Проиллюстрировать практическое применение математики в декоративно-прикладном творчестве

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_p_biseropleten.doc720.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 г. Холмска

муниципального образования «Холмский городской округ»

Сахалинской области

«Математика и бисероплетение  »

Выполнила:

Матрос Екатерина Сергеевна ,

ученица 9 Б  класса

СОШ  №9 г.Холмска

                                                        

                                                                Руководитель:

                                                                Рязанцева Людмила Ивановна,

учитель математики,

СОШ  №9 г.Холмска

Г.Холмск

2017

Оглавление

1.Введение. Актуальность исследования                                                                  стр.3                                                                                                            

2. Популярность использования и преимущества бисера.                                    стр.4

3.Истрория возникновения бисера                                                                             стр .5                                                                  

4.Геометрические фигуры в бисероплетении                                                                                                                                      

5.Симметрия в бисероплетении

6.Заключение                                                                                                                        

2


1.Введение.

Книга природы раскрыта перед нами, но она написана не теми буквами, из которых состоит наш алфавит; её буквы – это треугольники, четырёхугольники, круги, шары.

Г.Галилей

В наше время многие женщины, девочки увлекаются изготовлением изделий из бисера.

Изучая схемы, узоры, орнаменты в бисероплетении обращаешь внимание на гармоничность, целостность, согласованность, единство частей и целого. Узор- это лишь часть  материальной культуры человеческого общества, а с другой стороны разные узоры  сопровождают человека на протяжении веков и тысячелетий. На основе математических знаний я попыталась раскрыть красоту такого искусства как бисероплетение.

Цель:

 1)Показать связь математики и бисероплетения;

2)Проиллюстрировать практическое применение математики в декоративно-прикладном творчестве.

Задачи:

1)Расширить сферу математических знаний;

2)Развить эстетическое восприятие математических фактов;

3)Познакомить с историческими сведениями;

4) Выделить основные моменты узорчатых мотивов с геометрической точки зрения в изделиях из бисера

5)Продемонстрировать разнообразное применение математики в реальной жизни.

Актуальность исследования.

В наше время многие женщины, девочки увлекаются изготовлением изделий из бисера.

Изучая схемы, узоры, орнаменты в бисероплетении обращаешь внимание на гармоничность, целостность, согласованность, единство частей и целого. Узор- это лишь часть материальной культуры человеческого общества, а с другой стороны разные узоры сопровождают человека на протяжении веков и тысячелетий. На основе математических знаний я попыталась раскрыть красоту такого искусства как бисероплетение.

Цель исследования.

Показать связь геометрии и бисероплетения.

Задачи:

1.Разобраться в том, почему бисер так популярен в наше время.

2.Изучить историю возникновения бисера.

3.Выделить основные моменты узорчатых мотивов с геометрической точки зрения в изделиях из бисера

                                                                           3

             2. Популярность использования и преимущества бисера.

 Бисероплетение – вид декоративно-прикладного искусства , рукоделия  создание украшений , художественных изделий из бисера. Бисер – это прекрасный материал для изготовления украшений и декорирования. Его можно использовать практически везде, для добавления изысканности и утонченности. Изделия из бисера никогда не выходили из моды. Его популярность характеризуется неповторимостью и возможностью многочисленных вариаций этим материалом, а главное его доступностью и не сложностью в применении.

Преимущества бисера

В наше время существует множество видов бисера, разных форм, размеров и цветов, что помогает реализовать любые фантазии и усложняет не хитрые изделия, наполняя их новыми объемными и цветовыми решениями. Даже самое простое, сделанное из бисера, изделие будет прекрасно выглядеть и станет отличным подарком, а более сложное будет дорого оцениваться и гарантировать неповторимость. Для многих бисер стал способом выделиться из серости, проявить свою индивидуальность, реализовать свое творчество, подчеркнуть свой внутренний мир.

Опытные мастера бисероплетения могут изготовить украшения, которые будут выглядеть не хуже драгоценностей, этому способствует возможность играть с формой и цветом материала. Аксессуары из бисера очень разнообразны, среди них каждый найдет себе, то чем сможет подчеркнуть свою индивидуальность, не зависимо от возраста, образа жизни и собственного стиля. Украшения из бисера могут использоваться как для повседневных, так и для праздничных туалетов.

Бисер – это прекрасный материал для изготовления украшений и декорирования.

Его можно использовать практически везде, для добавления изысканности и утонченности. Изделия из бисера никогда не выходили из моды. Его популярность характеризуется неповторимостью и возможностью многочисленных вариаций этим материалом, а главное его доступностью и не сложностью в применении.

Преимущества бисера

В наше время существует множество видов бисера, разных форм, размеров и цветов, что помогает реализовать любые фантазии и усложняет не хитрые изделия, наполняя их новыми объемными и цветовыми решениями. Даже самое простое, сделанное из бисера, изделие будет прекрасно выглядеть и станет отличным подарком, а более сложное будет дорого оцениваться и гарантировать неповторимость. Для многих бисер стал способом выделиться из серости, проявить свою индивидуальность, реализовать свое творчество, подчеркнуть свой внутренний мир.

Опытные мастера бисероплетения могут изготовить украшения, которые будут выглядеть не хуже драгоценностей, этому способствует возможность играть с формой и цветом материала. Аксессуары из бисера очень разнообразны, среди них каждый найдет себе, то чем сможет подчеркнуть свою индивидуальность, не зависимо от возраста, образа жизни и собственного стиля. Украшения из бисера могут использоваться как для повседневных, так и для праздничных туалетов.

История возникновения бисера

История бисера уходит в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов.

Не обойден вниманием бисер и на Руси. Первые сведения о его использовании в декорировании одежды относятся к IX-XII вв. Этим же периодом датируются и захоронения на территории Латвии, в которых были найдены матерчатые венцы, украшенные бронзовыми спиральками и бисером.

На протяжении нескольких столетий единственным центром производства бисера в Европе была Венецианская республика.

Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века. В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому М. В. Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты - цветного непрозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление стеклоделания - изготовление бисера.

Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции.

                                                           4

                               3. История возникновения бисера

История бисера уходит корнями в далекое прошлое. Великолепный по своим декоративным качествам материал привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Искусство создания украшений появилось практически в то же время, как появились люди. Даже тогда, когда ещё не было бисера как такового, человек надевал себе на шею нити бус из красивых камешков или клыков убитых животных. Бусины были актуальны еще во времена первых цивилизаций и использовались нашими предками в качестве украшений, а также для того чтобы уберечь себя от злых духов. В древних раскопках многих народов, населявших нашу планету, были обнаружены обработанные камни с просверленными дырочками.

В качестве украшений использовались такие природные материалы, как семена, стручки, орехи, ракушки, когти и кости различных животных. Считалось, что ношение костей животных либо защищало носящего от нападения этого животного, либо придавало человеку дух животного, делая его мужественным и сильным. Некоторые наши предки делали бусины из глины, окрашивали их и обжигали. С развитием ремёсел начинают попадаться металлические бусины. Бисер употреблялся при создании украшений, талисманов, служил разменной монетой и был символом богатства и власти.

Через украшения человек выражал своё понимание мира. Особенно это было распространено среди коренных жителей Америки. Индейцы украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали всё: налобные повязки, ритуальные пояса, колыбельные для детей, табакерки. В Северной Америке встречаются бусины, сделанные из перьев и раковин. Бусины для своих украшений индейцы изготавливали из различных материалов – в ход шли кораллы, серебро, бирюза и т.д. Майя и ольмеки использовали нефрит. Также исследователями были найдены бусины из горного хрусталя и золота. В Древнем Египте в качестве материала использовали кристаллы.

Родиной бисера считается Древний Египет. Появление бисера неразрывно связано с появлением технологии изготовления стекла. Древние египтяне около 3000 лет тому назад научились делать стекло, а вскоре появились и крупные бусины из непрозрачного стекла. Стеклянные бусины украшали одежду древнеегипетских фараонов. Египтяне делали из бисера ожерелья, расшивали им платья. История развития бисероплетения неразрывно связана с историей развития человечества. Вначале бисер использовался в основном для вышивки или простого нанизывания, но впоследствии стали развиваться новые варианты его применения. После изобретения сетчатого низания стали изготавливать и самостоятельные изделия из бисера. Вскоре появились узоры и схемы, бисероплетение начало развиваться и набирать обороты. Египтяне сочетали бисер с драгоценными и полудрагоценными камнями, драгоценными металлами и пр. Бисер быстро оказался излюбленным материалом для изготовления украшений, какие стали продаваться и экспортироваться в разные страны.

Вслед за Египтом бисер появился в Сирии. Секреты этих народов переняла Римская империя. Постепенно бисероплетение стало охватывать весь мир. В Китае было изобретено счетное устройство, на котором бусины скользят по проволочкам, помещенным в деревянную рамку. Так были созданы счеты. Римляне торговали бисером по всей своей империи. Древние кельты и викинги тоже знали бисероплетение, имели схемы и узоры, изготавливали бусы и браслеты, а также украшали одежду. Бисер был известен в Античном мире. У некоторых народов он служил разменной монетой.                                                             

                                                            5

                          Геометрические фигуры в бисероплетении  

Издавна на Руси делали украшения из бисера, и если присмотреться к техникам, мы можно найти там отражение геометрической тематики. В основном это ромбы, но мы можем также увидеть и квадраты и круги и треугольники. Все зависит только от фантазии и творческой мысли мастерицы. Классический орнамент, который опять в моде, состоит из самых разных структурных деталей: мотивов геометрии и т.д. Эти элементы подчиняются определенным правилам и закономерностям, нарушив которые, мы теряем целостность и гармоничность орнамента. Геометрические формы всегда смотрятся выигрышно. Одна из авторов книги о бисероплетении говорит: «Человек, который создаёт изделие из бисера, должен знать основы геометрии. Хотя в моём представлении всё бижутеростроение базируется на геометрии». В изделиях из бисера часто соединены разные геометрические фигуры: прямоугольники, круги, ромбы…

Геометрические фигуры сопровождают нас на протяжении практически всей истории человечества.  Если присмотреться, их можно увидеть во всех предметах, окружающих нас: в архитектуре, в картинах и в украшениях, делающих наш быт чуть-чуть интереснее и веселее.  И конечно, они есть в народных промыслах – где-то они отображают окружающую нас природу, где-то  защищают от злых духов. В любом случае геометрические фигуры играют важную роль в в нашей жизни.

Геометрические фигуры в изделиях из бисера

Классический орнамент, который опять в моде, состоит из самых разных структурных деталей: мотивов геометрии и т.д. Эти элементы подчиняются определенным правилам и закономерностям, нарушив которые, мы теряем целостность и гармоничность орнамента. Геометрические формы всегда смотрятся выигрышно.

                                                               6

                                        Симметрия в бисероплетении

Все мы восхищаемся красотой геометрических фигур, их сочетанием, рассматривая подушки, вязаные салфетки, одежду с вышивкой.

Многие века разными народами создавались замечательные виды декоративно - прикладных искусств. Многие считают, что математика не интересна и состоит только из формул, задач, решений и уравнений.

 Для бисероплетения характерна симметрия – закономерное расположение основных линий, форм, красок относительно горизонтальной или вертикальной осей симметрии. Рисунок может быть построен относительно одной, а также двух или нескольких осей симметрии.

Существует множество различных видов симметрии. Основные из них это:

  • Симметрия относительно плоскости (зеркальная симметрия)
  • Симметрия относительно точки (центральная симметрия)
  • Симметрия относительно прямой (осевая симметрия)

Для бисероплетения характерна симметрия – закономерное расположение основных линий, форм, красок относительно горизонтальной или вертикальной осей симметрии. Рисунок может быть построен относительно одной, а также двух или нескольких осей симметрии.

Описание: Осевая симметрия Одна ось симметрии Одна ось симметрии Одна ось симметрии Пять осей симметрии

Описание: Зеркальная симметрия

Заключение

Бисер: мерцание и изящество! Изысканность украшений из бисера мало кого оставляет равнодушным. Искусство бисероплетения напоминает музыку: легкость и нежность украшений так походит на музыкальные фразы. В бисере, как и в музыке, прослеживается индивидуальный почерк автора – классика и фольклор, светские и стилизованные украшения. Бисер в одежде и аксессуарах придает облику изящность и оригинальность.

Во время работы над этой темой, я познакомилась с историей появления бисера,

Поняла что знания геометрии нужны в этом виде искусства и многие элементы геометрии используются в узорах изделий.

Бисер приносит пользу не только в качестве украшения – работа с ним приносит немалую пользу. Частый контакт с мелкими предметами, такими как бисер и бусины, развивает мелкую моторику, а значит, улучшает функционирование мозга. Развивается память, пространственное и образное мышление. Плетение по схемам поможет лучше понять геометрию, подбор материала к изделию в различных сочетаниях цветов и форм позволит постигнуть науку цветоведения. Бисер развивает чувство вкуса и гармонии. Возрастают показатели личностных качеств - человек вырабатывает в себе усидчивость и терпение, стремление упорно идти к поставленным целям и задачам. Поэтому бисероплетение рекомендуется для подрастающего поколения – очень полезное занятие для детей!

Со времён древности и до наших дней маленькие кусочки солнца- бисеринки-остаются загадочными, манящими, привлекательными и очень выразительными.

Источники информации

  • www.biser.info
  • www.biserok.org
  • www.by-hand
  • Немного математики
  • Немного математики
  • Расчет точного количества бисеринок, которое следует нанизать на проволоку, начинающим может показаться сложным, но вы быстро освоите эту премудрость. Чтобы произвести и расчет, нужно разобраться в описании техники изготовления части цветка, выполнить простые арифметические действия и приобрести небольшой опыт. Здесь вы найдете несколько подсказок и простых формул, которые могут при годиться вам в дальнейшем.

  • Техника НП (непрерывные петли), использованная для выполнения внутреннего центра мака, - самая легкая. В соответствующем разделе читаем: «Сделайте 3 петли по 7 бисеринок». Сколько бисеринок нам потребуется? Ответ: 3 петли х 7 бисеринок = 21 бисеринка.
    Если и описании техники выполнения говорится: «Сделайте 3 петли длиной 2.5 см каждая", то это значит, что вам понадобится низка бисера длиной 7,6 см, но для большей уверенности добавьте 2,5 см, на случай, если ваши петли были чуть больше.


    Для техники НПС (непрерывные скрещенные петли) характерны элементы из двух петель. Вторая петля всегда больше первой примерно на 1,3 см. В описании техники выполнения чашечки мака читаем: «Сделайте 5 НСП, начиная с петли длиной 3,8 см». Так как вторая петля элемента из двух петель будет больше, длиной примерно 5 см, для каждого элемента из двух петель потребуется приблизительно 8,9 см бисера. Сколько бисера потребуется для выполнения всей детали? Ответ: 8,9 см х 5 + 5 см. что дополнительно составит примерно 50,8 см.

    Техника НОП предполагает ис-пользование неограниченного числа обвивающих петель. По мере добавления петли увеличиваются в размере. Я обычно увеличиваю каждую последующую петлю на 50%.
    В описании техники выполнения внешнего центра цветка говорится: «Сделайте 5 НОП, по две петли в каждой, начиная с низки длиной 2.5 см». Сколько сантиметров бисера нам понадобится? Ответ: на первую петлю длиной 2,5 см плюс обвивающую петлю потребуется 6,4 см бисера, умножим на 5 и получим 32 см, прибавим 5 см и получим 37 см.

    Техника КЦР заключается в том, что вы закрепляете определенное число петель из проволоки с нанизанным на нее бисером вокруг центрального ряда бисера, и нужно знать, какое количество бисеринок помещается на куске проволоки определенной длины, Если вы работаете с бисером 11/0, то на 2,5 см проволоки уместится около 20 бисерин. Каждый следующий ряд будет длиннее, для него потребуется больше бисеринок. В расчетах я обычно утраиваю число би-серинок в центральном ряду и умножаю его на количество рядов. В описании техники выполнения листочка мака говорится: "КЦР из 20 бисерин, 9 рядов". Какой длины низка бисера нам потребуется? Ответ: 2,5 см (20 бисеринок) х 3 = 7.5 см х 9 рядов - 67,5 гм + 7,5 см. получиться» низка длиной 75 см.

    НА ЗАМЕТКУ. Если у вас кончится бисер на проволоке, вы всегда сможете добавить еще. Рассчитайте, сколько проволоки вам понадобится для того, чтобы закончить деталь. Прибавьте примерно 20 см (это та проволока, которую вы будете держать в руках) и откусите проволоку. Нанижите на проволоку недостающее количество бисера, сделайте на конце петельку, чтобы бисер не соскользнул, и продолжайте работать.
  • Низание – технология бисероплетения, при которой бисерины набирают только на один (рабочий) конец нити и только при помощи этого конца нити ведут дальнейшую работу; второй конец нити остаётся свободным и в работе не участвует. В технике бисерного низания могут выполняться различные виды изделий из бисера: широкие и узкие, плотные и ажурные (кулоны, цепочки, ожерелья, колье, воротники и т.п.).
  • Различают следующие виды низания: продольное, поперечное, угловое, круговое.
  • Продольное низание – низание изделия из бисера осуществляется во всю его длину. Выбирается нужная длина изделия и выполняется на эту длину, а затем, изделие наплетается в ширину. На этом принципе, например, построена, техника плетения «огалала».
  • Поперечное низание – наиболее распространённый вариант плетения бисерных изделий, при котором низание осуществляется в длину при относительно постоянной ширине. Иногда ширина может варьироваться на протяжении всей длины изделия. Готовое изделие при поперечном низании имеет обычно вид сетки, состоящей из отдельных ромбов, кругов, квадратиков и пр.
  • Угловое низание – вид низания, который используется для получения изделий или его бисерных элементов в виде уголка. При таком способе низания обычно сначала выполняется одна половина изделия, а затем работа переворачивается и выполняется вторая половина изделия в зеркальном отображении. Чаще всего этот способ низания используется для создания кулонов и колье. По этому принципу строится, например, техника плотного мозаичного уголкового плетения.
  • Круговое низание – элементы изделия нижутся по кругу; в готовом же виде элемент может иметь вид круга, многоугольника, треугольника (в зависимости от используемого способа плетения). В процессе работы над изделием из бисера отдельные элементы, выполненные в технике кругового низания, можно соединять между собой, образуя разные по форме части изделия: ромбы, цветы, большой круг и т.п. На данном принципе строится, например, техника низания многоугольника круглыми рядами.

  • 2.Появление бисера в России
  • Интерес к бисеру в России появился в ХVII веке. В 1676 году в Москву прибыли первые венецианские мастера-стекольщики, но построенное дело просуществовало 30 лет.
  • А в 1724 году ещё раз в России предприняли попытку создать стекольное дело, и в частности, бисерное, но опять ненадолго. Интерес русских модниц постепенно приобретал обороты. И наконец, в 1754 году была открыта фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики.
  • Особые старания приложил М.В. Ломоносов, хотя ещё долгое время бисер продолжали ввозить из Европы. В России появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в бисерном вышивании. Появились уникальные вещи, сделанные руками крепостных женщин. Изумительные вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие вещи.
  • По воспоминаниям современников у графа Тарановского была мебель, «все сиденья затянуты изумительными вышивками. По белому фону вышиты цветы, птицы и фрукты…». Появились вышивки-картины, панно, бисером расшивали оклады икон, образки, появились бисерные чётки. Вплоть до 20-х годов ХХ–го века бисерное украшение радовало и очаровывало. Модницы особенно любили платья с бисерной бахромой, которая создавала эффект мерцания во время джазовых танцев. Всё прекратилось мгновенно – началась Вторая мировая война…
  • Но в конце ХХ-го века снова наступило время возрождения бисероплетения.

Описание: http://1.bp.blogspot.com/-hrkmVjpb0cw/VZPOJfHf1HI/AAAAAAAAIFc/RXDUEeAm7bM/s320/%25D0%25A1%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B4%25D0%25B5%25D1%2587%25D0%25BA%25D0%25B8_18.jpgгеометрические фигуры

Описание: Бисероплетение - Геометрия в брелках из бисера

Описание: Как плести снежинки из бусера

Описание: Схемы снежинок из бисера

Описание: Beaded jewelry by Kris Empting-Obenland       

Описание: 228478_3162217674604_155158705_n.jpg (720 × 960)              Описание: https://i.mycdn.me/image?t=3&bid=839715414869&id=838218020949&plc=WEB&tkn=*2FciTqmIUkuZBHXCiEHBwGuIgGk


Поделиться:

Щелкунчик

Большое - маленькое

Как нарисовать зайчика

Снежная книга

Аэродинамика и воздушный шарик