• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Секреты квадратов чисел

Опубликовано Финагина Елена Игоревна вкл 24.11.2017 - 10:30
Финагина Елена Игоревна
Автор: 
Казаков Егор

Найдена зависимость между квадратами чисел 1-ого, 2-ого и т. д. десятков. Найдена зависимость между квадратами любых чисел. Доказаны формулы для нахождении квадрата числа, зная квадраты двух близлежащих цифр и искомое число, квадрат которого требуется найти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formula_o_nahozhdenii.docx51.9 КБ
Файл sekrety_kvadratov_chisel.pptx561.02 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ

№64

ТЕМА РАБОТЫ

Нахождение квадрата числа, зная квадраты двух близлежащих цифр и искомое число, квадрат которого требуется найти.

                               ВЫПОЛНИЛИ: ученик 10 «Г» класса Казаков Егор               РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель математики  

Финагина Елена Игоревна

2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

План

  1. Введение
  1. Исследование и проектирование                                                                                        
  1. Формула о нахождении квадрата числа, зная квадраты двух близлежащих цифр и искомое число, квадрат которого требуется найти
  1. Формула 1
  2. Формула 2
  1. Заключение
  1. Применение
  2. Нужность
  1. Список источников

  1. Введение

Много раз на уроках математики я задумывался о том, что бы можно было подвести под общую формулу и по ней уже находить все параметры заданного ряда чисел. В прошлом году мы проходили прогрессии( геометрические и алгебраические), но мне ещё до их изучения удалось вывести формулу о нахождении квадрата числа, зная квадраты двух предыдущих чисел. Это было не очень трудно. Она была выведена с помощью нескольких примеров, а потом доказана в общем виде. И в этом году я её усовершенствовал и сделал так, что теперь, зная квадраты двух близлежащих чисел, можно найти квадрат любого числа.


Моя работа не является чисто исследовательской, она скорее больше относится к проектному виду работ, но всё-таки в ней присутствовала определённая доля исследования(исследование таблицы квадратов, например). В общем, эту работу можно охарактеризовать как проектно-исследовательскую.

  1. Исследование и проектирование.

        


  1. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и

создания проекта: прототипа, прообраза, предполагаемого или                 возможного объекта или состояния.

  1. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности

  1. Исследование и проектирование — типы мыследеятельности, которые различаются по ряду параметров:
  • отношение к категории времени;

  • отличие по продукту;

  • отличие по критериям результативности;

  • отличие по направленности;

  • отличие по схеме организации мыследеятельности.

Параметры

Типы мыследеятельности

Исследование

Проектирование

Критерии времени

Вневременной характер

Нацелено в будущее

Продукт

Знания

Проект

Критерии результативности

Истинность

Реализуемость

Направленность

На организационную форму

На идеальный объект

Схема организации

-проблема

-замысел

Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;

  • умение ориентироваться в информационном пространстве;

  • 'умение самостоятельно конструировать свои знания;

  • умение интегрировать знания из различных областей наук;

  • умение критически мыслить.

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

  • практическую, теоретическую, познавательную значимость  предполагаемых результатов;

  • самостоятельную деятельность ученика;

  • структурирование содержательной части  проекта с указанием поэтапных результатов;

  • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

  • обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов;

  • презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное и обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

  1. Формула о нахождении квадрата числа, зная квадраты двух близлежащих цифр и искомое число, квадрат которого требуется найти.

  1. Формула 1

    Нахождение квадрат большего числа, зная две близлежащие цифры (при b-a=1) и число с (при с-b=1; c-a=2).

Зная квадрат двух близлежащих цифр а и b, вычтем из квадрата большего квадрата «b²» меньший «a²», прибавим полученную разность «b²-a²» к  квадрату большего числа «b²» и к этому ещё добавим «2» и получим квадрат следующего числа «с²».
Т.е.:

9-4+9+2=16, а 16 это квадрат 4 (a

Из этого можем вывести формулу:

b²-a²+b²+2=c², при a

  • Доказательство:


Дано: a,b,c – последовательные числа  

a=n;

b=n+1;

c=n+2;

Доказать:
           2b²-a²+2=c²

Доказательство
        2(n+1)²-n²+2=(n+2)²
        2(n+1)²-n²+2=2n²+2+4n-n²+2=n²+4n+4= =(n+2)² => 2b²-a²+2=c² ч.т.д.

  1. Формула  2

    Нахождение квадрата числа, зная две любые близлежащие цифры (при b-a=1) и число, квадрат которого следует найти.

Зная квадрат двух близлежащих цифр a и b, к квадрату меньшего «a²» добавим разность двух квадратов близлежащих цифр(от квадрата большего отнимем квадрат меньшего)«b²-а²», умноженную на число q. q=c-a (q-число, которое показывает промежуток от меньшего числа «а» до числа «с»). Т.е., если дано два числа: 2 и 3, а нужно квадрат 45, то просто отнимаем от 45 меньшее число «2» и получаем нужный промежуток «43». Дальше, к полученной сумме прибавляем произведение q•(q-1), т.е. 43•(43-1)

Т.е.:

4+5•43+43•(43-1)=2025, а √2025 это 45,т.е. квадрат 45; √4+5•43+43(43-1)=√2025
√4+5•43+43(43-1)=45

Из этого можем вывести формулу:
а² +(b²-a²)•q +q•(q-1)= с², при b-a=1;
c-a=q.


        

  • Доказательство

Дано: a,b,c – последовательные числа  

a=n;

b=n+1;

c=n+q;

Доказать:
        а² +(b²-a²+q-1)•q = с²

Доказательство
        n²+((n+1)²-n²+q-1)•q=(n+q)²

        n²+((n+1)²-n²+q-1)•q =

=n²+(n²+1+2n-n²+q-1)•q=n²+(2n+q)•q=n²+2nq+q²=(n+q)²

        (n+q)² =(n+q)²    

ч.т.д.

  1. Заключение

Выводы:

  • Доказано существование 1-ой и 2-ой формулы. Теперь их может использовать в вычислениях каждый ученик.

  • Найдена зависимость между квадратами чисел 1-ого, 2-ого и т.д. десятков.

  • Найдена зависимость между квадратами любых чисел.

Применение:

  • С помощью данной формулы: 2b²-a²+2=c² ученики начальных классов могут начать знакомиться с таблицей квадратов намного раньше, за счёт взаимосвязи всех десятков между собой.

  • С помощью данной формулы: а²+(b²-a²+q-1)•q = с²  ученикам старших классов будет легче проверять себя. Например, при возведении в квадрат двузначного или трёхзначного числа, эта формула могла бы им существенно помочь, т.к. в ней огромный квадрат разбивается на много более мелких слагаемых, а их сумму легче посчитать, чем умножать два двузначных или трёхзначных числа друг на друга.

Задачи:

  1. С помощью таблицы квадратов от 1 до 10, найти 3 первых квадрата чисел второго десятка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

4

9

16

25

36

49

64

81

100

Берём числа  «1»(=a)  и  «2»(=b) , пишем формулу:

а²+(b²-a²+q-1)•q = с²  

  1. Сначала берём первое число второго десятка «11»(=c), найдём «q»:
    q=c-a; q=11-1=10


Теперь подставляем все числа в формулу:
1²+(2²-1²+10-1)•10=c²
1²+(2²-1²+10-1)•10=1+(4-1+10-1)•10=1+(12) •10=120+1=121
11²=121

2.  Сначала берём второе число второго десятка «12»(=c), найдём «q»:
    q=c-a; q=12-1=11


    Теперь подставляем все числа в формулу:
    1²+(2²-1²+11-1)•11=c²
    1²+(2²-1²+11-1)•11=1+(4-1+11-1)•11=1+(13) •11=143+1=144
    12²=144

3.  Сначала берём второе число второго десятка «13»(=c), найдём «q»:
    q=c-a; q=13-1=12


    Теперь подставляем все числа в формулу:
    1²+(2²-1²+12-1)•12=c²
    1²+(2²-1²+12-1) •12=1+(4-1+12-1)•12=1+(14)•12 =168+1=169
13²=169

Ответ: квадрат «11» =121; квадрат «12» = 144; квадрат «13» = 169.

  1. С помощью двух квадратов чисел первого десятка
    найти квадрат первого числа второго десятка.


Здесь можно применить следующую формулу: 2b²-a²+2=c²
Берём два числа «9» и «10»
Подставляем в формулу:
2•(10²)-9²+2=c²
2•(10²)-9²+2=2•100-81+2=200+2-81=121, а 121 – это 11², т.е. квадрат первого числа второго десятка.

Ответ: 121

  1. С помощью двух квадратов близлежащих чисел
    найти квадрат «13».


Здесь можно применить следующую формулу: 2b²-a²+2=c²
Берём два числа «11» и «12»
Подставляем в формулу:
2•(12²)-11²+2=c²
2•(12²)-11²+2=2•144-121+2=288+2-121=290-121=169, а 169 – это 13², т.е. квадрат «13».

Ответ: 169

  1. С помощью двух квадратов близлежащих чисел
    найти квадрат «17».


Здесь можно применить следующую формулу: 2b²-a²+2=c²
Берём два числа «15» и «16»
Подставляем в формулу:
2•(16²)-15²+2=c²
2•(16²)-15²+2=2•256-225+2=512+2-225=514-225=289, а 289 – это 17², т.е. квадрат «17».

Ответ: 289

  • Комментарий к задачам, где используется формула: а²+(b²-a²+q-1)•q =с²!

Для простоты и удобности вычисления лучше подбирать такое число «а», чтоб число «q» оканчивалось на НОЛЬ (например: q=84, а=4)

  1.  С помощью двух квадратов чисел первого десятка
    найти квадрат четвёртого числа двадцатого десятка.


Здесь можно применить следующую формулу: а²+(b²-a²+q-1)•q = с²
Возьмём два близлежащих числа «a» и «b», так что b-a=1.
За «а» берём число 4, за «b» число 5, а за «c» число 194; найдём «q»:

q=c-a=194-4=190
Подставляем в формулу:
4²+(5²-4²+190-1)•190 = с²
4²+(5²-4²+190-1)•190 =16+(25-16-1+190)•190 =16+(8+190)•190=16

+198•190= 198•19•10+16=37620+16=37636
Ответ: 37636

  1. С помощью двух квадратов чисел первого десятка
    найти квадрат шестого числа шестого десятка.


Здесь можно применить следующую формулу: а²+(b²-a²+q-1)•q = с²
Возьмём два близлежащих числа «a» и «b», так что b-a=1.
За «а» берём число 6, за «b» число 7, а за «c» число 56; найдём «q»:

q=c-a=56-6=50
Подставляем в формулу:
6²+(7²-6²+50-1)•50 = с²
6²+(7²-6²+50-1)•50 =36+(49-36+50-1)•50 =36+(13+49)•50=36+62•50= =62•5•10+36=3100+36=3136
Ответ: 3136

  1. Высчитать чему будет равен квадрат «49»

    1. Можно просто возвести 49 в квадрат:
       49
    *  
    49
      441

  + 1960
     2401

  1. Но можно воспользоваться формулой:
    а²+(b²-a²+q-1)•q = с²
    Возьмём два близлежащих числа «a» и «b», так что b-a=1.
    За «а» берём число 9, за «b» число 10, а за «c» данное число, т.е. 49; найдём «q»: q=c-a=49-9=40
    Подставляем в формулу:
    9²+(10²- 9²+40 -1)•40=81+(100-81+40-1)•40=81+(140-82)•40= =81+58•40=58•4•10+81=2320+81=2401

    Ответ: 49²=2401
  1. Высчитать чему будет равен квадрат «51»

    1. Можно просто возвести 51 в квадрат:
       51
    *  
    51
        51

  + 2550
     2601

  1. Но можно воспользоваться формулой:
    а²+(b²-a²+q-1)•q = с²
    Возьмём два близлежащих числа «a» и «b», так что b-a=1.
    За «а» берём число 1, за «b» число 2, а за «c» данное число, т.е. 51; найдём «q»: q=c-a=51-1=50.
    Подставляем в формулу:
    1²+(2²- 1²+50 -1)•50=1+(4-1+50-1)•50=1+(4-2+50)•50= =1+52•50=52•5•10+1=260•10+1=2601
    Ответ: 51²=2601

  1. Зная квадраты двух последовательных чисел: 17 и 18, найти  квадрат следующего числа
    17²=289; 18²=324
    1. Можно просто возвести 19 в квадрат:
       19
    *  
    19
      171

  +   190
      361

              2.  Но можно воспользоваться формулой:
                  2b²-a²+2=c²
                  Подставляем в формулу:
                  2•324-289+2= 648+2-289=361

                  Ответ: 361

  1. Зная квадраты двух последовательных чисел: 5 и 6, найти  квадрат следующего числа
    5²=25; 6²=36
    1. Можно просто возвести 7 в квадрат:
       7
    *  
    7
      49

2.  Но можно воспользоваться формулой:
         2b²-a²+2=c²
         Подставляем в формулу:
         2•25-36+2= 50+2-36=49

                Ответ: 49

  1. Зная квадраты двух последовательных чисел: 30 и 31, найти  квадрат следующего числа
    30²=900; 31²=961
    1. Можно просто возвести 32 в квадрат:
       32
    *  
    32
        64

    + 960

     1024

2.  Но можно воспользоваться формулой:
         2b²-a²+2=c²
         Подставляем в формулу:
         2•900-961+2= 1800+2-961=1024

                Ответ: 1024

  1. Зная квадраты двух последовательных чисел: 40 и 41, найти  квадрат следующего числа
    40²=1600; 41²=1681
    1. Можно просто возвести 42 в квадрат:
       42
    *  
    42
        84

  + 1680

     1764

2.  Но можно воспользоваться формулой:
         2b²-a²+2=c²
         Подставляем в формулу:
         2•1681-1600+2= 3362+2-1600=1764

                Ответ: 1764

  1. Список источников

  • В.М.Брадис
    Четырёхзначные математические таблица
    Москва, «Просвещение», 1990, (93 стр.)
  • Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин и т.д.
    Алгебра  9 класс
    Москва, «Просвещение», 2011, (286 стр.)
  • Бражников Ю.Ю.

Статья «Проектно-исследовательская деятельность – одна из форм формирования компетентностей », 2012

Стр.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Секреты квадратов чисел Выполнил: Казаков Егор, ученик 10 «Г» класса ГОУ Лицей № 64 Приморского района Руководитель: учитель математики Финагина Елена Игоревна ГОУ Лицей № 64 Приморского района

Слайд 3

Формула №1:

Слайд 4

Актуальность Возможность нахождения квадратов натуральных чисел, зная элементарную таблицу умножения.

Слайд 5

Гипотеза Если мы знаем квадрат двух последовательных натуральных чисел, то можем найти квадрат следующего числа.

Слайд 6

Цель Установить зависимость между квадратами трёх последовательных натуральных чисел.

Слайд 7

Числовые последовательности 2,8,14,20,26,32,38,44,50… 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19… 1,15,29,43,57,61,75,89,103… 1, 4, 9,16,25, 36, 49, 64… разность: +3 ,+5,+7,+9,+11,+13,+15…

Слайд 8

2b ² -a ² +2=c ²

Слайд 9

Задача Доказать, что верна формула: 2b ² -a ² +2=c ² , где a , b и c – последовательные числа.

Слайд 10

Доказательство Дано: a , b , c – последовательные числа a=n ; b=n +1; c=n +2; n ∈ N . Доказать: 2b ² -a ² +2=c ² Доказательство: 2b ² -a ² +2 =2( n +1 ) ² -n ² +2=2n ² +2+4n - n ² +2 = = n ² +4n+4=( n+2) ² =c ² ч.т.д.

Слайд 11

Выводы 1. Найдена зависимость между квадратами трёх последовательных натуральных чисел.

Слайд 12

2. П редположение о том, что, зная квадрат двух последовательных чисел а и b , мы можем найти квадрат следующего, оказалось верным! Это даёт нам возможность использовать эту формулу в дальнейших вычислениях. Выводы

Слайд 13

Формула №2:

Слайд 14

Актуальность Возможность нахождения квадрата любого числа, зная квадраты двух последовательных натуральных чисел.

Слайд 15

Гипотеза Если мы знаем квадрат двух последовательных чисел, то можем найти квадрат любого натурального числа.

Слайд 16

Цель Установить зависимость между квадратами всех натуральных чисел.

Слайд 17

а² +(b²-a²+q-1)• q = с²

Слайд 18

Задача Доказать, что верна формула: а² +(b²-a²+q-1)• q = с² , где a и b – последовательные числа; q – разность между a и c

Слайд 19

Доказательство Дано: a,b,c ; a=n ; b=n+1; q=c-a ; n ∈ N. Доказать: а² +(b²-a²+q-1)• q = с² Доказательство а² +(b²-a²+q-1)• q = n ²+(( n +1)²- n ²+ q -1)• q= = n ²+( n ²+1+2 n - n ²+ q -1)• q = = n ²+(2 n + q )• q = n ²+2 nq + q ²=( n + q )² =( a+c -a) ² =c ² Итак: а² +(b²-a²+q-1)• q = с² ч.т.д.

Слайд 20

Выводы 1. Найдена зависимость между квадратами всех натуральных чисел.

Слайд 21

2. Гипотеза подтвердилась . Это даёт нам возможность использовать эту формулу в дальнейших вычислениях. Выводы

Слайд 22

Примеры (задачи) 1.С помощью таблицы квадратов от 1 до 10, найти квадраты трёх первых чисел второго десятка Берём числа «1»(= a ) и «2»(= b ) , пишем формулу: а²+ (b²-a²+q-1)• q = с² Сначала берём первое число второго десятка «11»(= c ), найдём « q »: q = c - a ; q =11-1=10 Теперь подставляем все числа в формулу: 1²+(2²-1²+10-1)•10= c ² 1²+(2²-1²+10-1)•10=1+(4-1+10-1)•10=1+(12) •10=120+1=121 11²=121 Сначала берём второе число второго десятка «12»(= c ), найдём « q »: q = c - a ; q =12-1=11 Теперь подставляем все числа в формулу: 1²+(2²-1²+11-1)•11= c ² 1²+(2²-1²+11-1)•11=1+(4-1+11-1)•11=1+(13) •11=143+1=144 12²=144

Слайд 23

2. С помощью двух квадратов чисел первого десятка найти квадрат первого числа второго десятка. Здесь можно применить следующую формулу : 2 b ²- a ²+2= c ² Берём два числа «9» и «10» Подставляем в формулу: 2•(10²)-9²+2= c ² 2•(10²)-9²+2=2•100-81+2=200+2-81=121, а 121 – это 11², т.е. квадрат первого числа второго десятка . Ответ: 121

Слайд 24

3.С помощью двух квадратов последовательных чисел найти квадрат «17 ». Здесь можно применить следующую формулу: 2 b ²- a ²+2= c ² Берём два числа «15» и «16» Подставляем в формулу: 2•(16²)-15²+2= c ² 2•(16²)-15²+2=2•256-225+2=512+2-225=514-225=289, а 289 – это 17², т.е. квадрат «17 ». Ответ: 289

Слайд 25

В задачах, где используется формула : а² + ( b ²- a ²+ q -1)• q = с² для простоты и удобства вычисления лучше подбирать такие числа a и b , чтобы число « q » оканчивалось на НОЛЬ (например: с=84 , а=4, q =80) Комментарий

Слайд 26

4. С помощью двух квадратов последовательных чисел первого десятка вычислить квадрат 56. Здесь можно применить следующую формулу : а²+ ( b ²- a ²+ q -1)• q = с² Возьмём два последовательных числа « a » и « b », так что b - a =1. За «а» берём число 6, за « b » число 7, а за « c » число 56; найдём « q »: q = c - a =56-6=50 Подставляем в формулу: 6²+(7²-6²+50-1)•50 = с² 6²+(7²-6²+50-1)•50 =36+(49-36+50-1)•50 =36+(13+49)•50=36+62•50= = 62•5•10+36=3100+36=3136 Ответ: 3136

Слайд 27

5.Зная квадраты двух последовательных чисел: 17 и 18, найти квадрат следующего числа 17²=289; 18²=324 Можно просто возвести 19 в квадрат: 19 * 19 171 + 190 361 Но можно воспользоваться формулой: 2 b ²- a ²+2= c ² Подставляем в формулу: 2•324-289+2= 648+2-289=361 Ответ: 361

Слайд 28

Литература В.М.Брадис Четырёхзначные математические таблица Москва, «Просвещение» 1990, 93 стр.

Слайд 29

2. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин и т.д. Алгебра 9 класс Москва, «Просвещение» 2011, 286 стр. Литература

Слайд 30

Литература 3. Бражников Ю.Ю. Статья «Проектно-исследовательская деятельность – одна из форм формирования компетентностей », 2012

Слайд 31

Литература 4. Таблица квадратов

Слайд 32

2(1) ² -(0) ² +2=2 ²

Поделиться:

Мост Леонардо

Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью

Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"

Простые летающие модели из бумаги

Ах эта снежная зима