В работе рассматриваются методы расследования Шерлока Холмса
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.pptx | 2.73 МБ |
Слайд 1
Проект на тему: «Метод Шерлока Холмса».Слайд 2
Введение . Недавно мы посмотрели фильм « Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» — режиссёра Игоря Масленникова. Нам понравилось, как главный герой Шерлок Холмс приходит к ошеломляющим выводам, анализирую мелочи. Нас заинтересовал метод расследования преступлений Шерлоком Холмсом. Он называл его дедуктивным методом.
Слайд 3
Метод дедукции . Дедукция (от лат. deduction - выведение) есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений . Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному.
Слайд 4
Аниций Манлий Торкват Северин Боэций. Рене Декарт.
Слайд 5
Свои представления о методе Р. Декарт изложил в работе «Рассуждение о методе», «Правила для руководства ума». Им предлагаются четыре правила . Первое правило. Принимать за истинное все то, что воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к какому-либо сомнению , т.е. вполне самоочевидно. Второе правило. Делить каждую сложную вещь на более простые составляющие, не поддающиеся дальнейшему делению умом на части. В ходе деления желательно дойти до самых простых, ясных и самоочевидных вещей, т.е. до того, что непосредственно дается интуицией. Иначе говоря, такой анализ имеет целью открыть исходные элементы знания. Третье правило. В познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей к вещам более сложным и, соответственно, трудным для понимания. Здесь дедукция выражается в выведении общих положений из других и конструировании одних вещей из других. Четвертое правило. Оно состоит в энумерации , что предполагает осуществлять полные перечисления, обзоры, не упуская ничего из внимания. В самом общем смысле это правило ориентирует на достижение полноты знания. В настоящее время в современной науке чаще всего действует гипотетико-дедуктивный метод. Это метод рассуждения, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и др. посылок, истинное значение которых неизвестно. Поэтому гипотетико-дедуктивный метод получает лишь вероятностное знание. Гипотетико-дедуктивные рассуждения анализировались ещё в рамках античной диалектики. Пример тому Сократ, который в ходе своих бесед ставил задачу убедить противника либо отказаться от своего тезиса, либо уточнить его посредством вывода из него следствий, противоречащих фактам.
Слайд 6
Плюсы: 1.Помогает экономить время и уменьшать объем излагаемого материала . 2.Можно использовать даже, когда нет предварительных знаний в конкретной области. 3.Дедуктивные умозаключения способствуют развитию логичного, доказательного мышления. 4.Дает общие знания, понятия и умения. 5.Помогает проводить проверку исследовательских гипотез, как правдоподобных объяснений. 6.Улучшает причинное мышление практикующих людей . Минусы: 1.Человек в большинстве случаев получает знания в готовом виде, то есть не занимается изучением информации. 2.В некоторых случаях сложно конкретный случай подвести под общее правило. 3.Нельзя использовать для открытия новых явлений, законов и формулирования гипотез.
Слайд 7
Пример дедуктивного мышления. «... Я протянул ему часы, признаться, не без тайного удовольствия, ибо, на мой взгляд, задача была неразрешима, а мне хотелось немножко сбить спесь с моего приятеля, чей нравоучительный и не допускающий возражений тон меня иногда раздражал. Он подержал часы в руке, как бы взвешивая их, внимательно рассмотрел циферблат, потом открыл крышку и стал разглядывать механизм, сперва просто так, а потом вооружившись сильной двояковыпуклой лупой. Я едва удержался от улыбки, когда Холмс, щелкнув крышкой, с разочарованным видом протянул мне часы. - Почти ничего нельзя сказать, - проговорил он. - Часы недавно побывали у мастера. Он их тщательно почистил. Так что я лишен возможности утверждать что-нибудь наверняка. - Вы правы, - ответил я. - Перед тем как попасть ко мне, они действительно побывали у часовщика. Мысленно я упрекнул моего приятеля за то, что он свою неудачу объяснил такой неубедительной отговоркой. Интересно, что можно прочесть по нечищенным часам? - Хотя я и не могу похвастаться результатами, но все-таки я в них кое-что увидел, - сказал он, устремив в потолок отрешенный взгляд. - Если я ошибусь, поправьте меня, пожалуйста, Уотсон. Так вот, часы, по-моему, принадлежали вашему старшему брату, а он унаследовал их от отца. - Вас, конечно, навели на эту мысль буквы "Г. У.", выгравированные на крышке? - Именно. Ваша фамилия ведь начинается на "У", не так ли ?...»
Слайд 8
«..Часы были сделаны полстолетия назад, инициалы выгравированы почти в то же время. Из этого я заключил, что часы принадлежали человеку старшего поколения. Семейные драгоценности, насколько мне известно, переходят от отца к старшему сыну. Вполне вероятно, что вашего брата звали так же, как вашего отца. А ваш отец, если мне не изменяет память, умер много лет назад. Стало быть, до вас ими владел ваш брат. - Да, пока все правильно, - заметил я. - А что еще вы увидели в этих часах? - Ваш брат был человек очень беспорядочный, легкомысленный и неаккуратный. Он унаследовал приличное состояние, перед ним было будущее. Но он все промотал, жил в бедности, хотя порой ему и улыбалась фортуна. В конце концов он спился и умер. Вот и все, что удалось мне извлечь из часов…»
Слайд 9
Метод индукции. Индукция (от лат. induction – наведение, побуждение) есть метод познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок.
Слайд 10
Аристотель. Фрэнсис Бэкон.
Слайд 11
Бэконовская индукция основывается на признании: 1.материального единства природы; 2.единообразия ее действий; 3.всеобщей причинной связи . Опираясь на эти общие мировоззренческие посылки, Бэкон дополняет их ещё двумя следующими: 4.у каждой наличной «природы» непременно имеется вызывающая ее форма; 5.при реальном наличии данной «формы» непременно появляется свойственная ей «природа». Главной проблемой полной индукции является вопрос о том, насколько основательно, правомерно такое перенесение знания с отдельных известных нам случаев, перечисляемых в отдельных предложениях, на все возможные и даже еще неизвестные нам случаи.
Слайд 12
Метод математической индукции. В основе метода математической индукции лежит принцип математической индукции . Он заключается в следующем: некоторое утверждение справедливо для всякого натурального n , если 1.оно справедливо для n = 1 и 2.из справедливости утверждения для какого-либо произвольного натурального n = k следует его справедливость для n = k+1 . То есть, доказательство по методу математической индукции проводится в три этапа: 1.во-первых , проверятся справедливость утверждения для любого натурального числа n (обычно проверку делают для n = 1 ); 2.во-вторых , предполагается справедливость утверждения при любом натуральном n=k ; 3.в-третьих , доказывается справедливость утверждения для числа n=k+1 , отталкиваясь от предположения второго пункта.
Слайд 13
Пример решения математической индукции. 1. Доказать , что 1+2+3+...+n=n(n+1)2, где nєN Доказательство. 1. Для n=1 1=1(1+1)2=1 равенство выполняется. 2. Пусть равенство выполняется для некоторого n=k 1+2+3+...+k=k(k+1)2 3. Докажем, что равенство выполняется для n=k+1. Запишем равенство для n=k+1: 1+2+3+...+ k k(k+1)2 +(k+1)=(k+1)((k+1)+1)2 k(k+1)2+(k+1)=k(k+1)+2(k+1)2=(k+1)((k+1)+1)2, что и требовалось доказать. 2. Доказать , что для любого натурального n значение выражения 4n +15n-1 кратно 9. Доказательство. 1. При n=1 : 22 +15-1=18 - кратно 9 (т.к.18:9=2) 2. Пусть свойство выполняется для n=k: 4k+15k-1 кратно 9. 3. Докажем, что свойство выполняется и для следующего числа n=k+1 4k+1+15(k+1)-1=4k+1+15k+15-1=4•4k+60k-4-45k+18=4(4k+15k-1)-9(5k-2) 4(4k+15k-1) - кратно 9 (смотреть пункт 2) -9(5k-2) - кратно 9 Следовательно и все выражение 4(4k+15k-1)-9(5k-2) кратно 9. Что и требовалось доказать.
Слайд 14
"... Нисколько! - горячо запротестовал я. - Мне все это в высшей степени интересно, особенно потому, что я своими глазами видел практическое применение ваших знаний. Вот вы упомянули сейчас умение наблюдать и умение делать выводы. А мне казалось, что это - почти одно и то же. - Нет, это разные вещи, - ответил Шерлок Холмс, с наслаждением откидываясь на мягкую спинку кресла и выпуская из трубки толстые сизые кольца дыма. - Вот, например, наблюдение показало мне, что утром вы были на почте на Уигмор -стрит, а умение логически мыслить позволило сделать вывод, что вы ходили туда посылать телеграмму. - Поразительно! - воскликнул я. - Вы правы. Но должен признаться, я не понимаю, как вы догадались. Я зашел на почту случайно и не помню, чтобы кому-нибудь говорил об этом. - Проще простого, - улыбнулся Шерлок Холмс моему недоумению. - Так просто, что и объяснять нечего. Хотя, пожалуй, на этом примере я смог бы показать вам разницу между умением наблюдать и умением строить умозаключения. Наблюдение показало мне, что подошвы ваших ботинок испачканы красноватой глиной. А у самой почты на Уигмор -стрит как раз ведутся земляные работы. Земля вся разрыта, и войти на почту, не испачкав ног, невозможно. Глина там особого, красноватого цвета, какой поблизости нигде больше нет. Вот что дало наблюдение. Остальное я вывел логическим путем..." Пример индуктивного мышления.
Слайд 15
"... А как вы узнали, что я посылал телеграмму? - Тоже просто. Мне известно, что утром вы не писали никаких писем, ведь я все утро сидел напротив вас. А в открытом ящике вашего бюро я заметил толстую пачку почтовых открыток и целый лист марок. Для чего же тогда идти на почту, какие за тем, чтобы послать телеграмму? Отбросьте все, что не могло иметь места, и останется один-единственный факт, который и есть истина..."
Слайд 16
Как развивать логику? Интересуетесь, как развить логику? Значит понимаете, что без нее вам не прожить. Умение логически мыслить – незаменимо, ведь благодаря ему можно находить выход из трудных ситуаций, просчитывать свои действия на несколько шагов вперед, предугадывать вражеские ловушки, находить быстрый путь на пути к успеху. Игры, которые помогут развить логику : 1.Шахматы . 2.Шашки. 3.Нарды. 4.Ребусы , сканворды , головоломки . 5.Ассоциации. 6.Реверси или отелло . 7.Эрудит или скрэббл . Ежедневные упражнения: 1.Разгадывание анаграмм . 2.Решение специальных логических задачек. 3.Подбор слов, которые связывают два словосочетания. 4.Составление кроссвордов или головоломок. 5.Придумайте 5 способов использования любого предмета
Слайд 20
Полезные советы. Если вы ленитесь ежедневно выполнять упражнения и не являетесь безнадежным человеком в плане логического мышления, то развивать логику можно простыми способами, незаметно даже для самого себя: 1.Чтением детективов. 2.Выполняя какое-то действие. 3.Научитесь писать и выполнять другие действия левой рукой, если вы правша и правой – если левша. 4.Возьмите за привычку ежедневно проводить на свежем воздухе не менее часа. 5.Не выполняйте одно действие дольше, чем 1 час, постоянно меняйте виды деятельности.
Слайд 21
Загадки и ребусы,как способ развития логики . Не стоит забывать, что лучшие загадки – это загадки с подвохом. Они позволяют развивать логику и дедукцию намного эффективнее, чем простые. Примеры загадок на логику и мышление: 1. К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как? 2. Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает ?
Слайд 22
Загадки и ребусы,как способ развития логики.
Слайд 23
Вывод. Что же все-таки использовал Шерлок Холмс? Дедукцию? Индукцию? Нам кажется, что он использовал и то, и другое . В общем метод Шерлока - логический метод, позволяющий от общего приходить к частному и обратно. На вопрос, в чём суть его дедуктивного метода, Шерлок Холмс отвечал: «Установите все возможности, относящиеся к исследуемому событию, затем исключите последовательно все их, кроме одной, тогда это последнее и будет служить ответом на интересующий вас вопрос!» Индукция давала ему пищу для размышлений, в то время как дедукция давала ответ.
Слайд 24
Спасибо за внимание.
Слайд 25
Список литературы 1. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook005/book/index/index.html? go =part-007* page . htm - Гусев Д.А. "Логика" 2. http://www.niv.ru/doc/logic/ivin/index. htm - Ивнин А. А. "ЛОГИКА. Учебное пособие" 3. Балашов Л.Е. "Философия (учебник)" 4. В.Н. Лавриненко. Философия: учебник 5. http://problema-talanta.ru/page/logika_cheloveka_indukciya_dedukciya - статья из интернета. 6. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. - М., 2007 7.Дойл А. К. «Записки о Шерлоке Холмсе». М.: Эксмо , 2008. 8.Тугушева М.П. «Под знаком четырех». М.: Книга, 1991.
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Петушок из русских сказок
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Зимний лес в вашем доме