• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Влияние физической нагрузки и эмоциональных переживаний на сердечно-сосудистую систему школьника

Опубликовано Стрелавина Надежда Александровна вкл 10.04.2018 - 18:46
Автор: 
Доровая Екатерина и Кобыжакова Екатерина

Работа учениц 9 класса Доровой Екатерины и Кобыжаковой Екатерины по биологии на тему «Влияние физической нагрузки и эмоциональных переживаний на сердечно-сосудистую систему школьника». В ходе экспериментальной работы ученицами были проведены исследования в области физиологии среди учащихся 8 - 9 класса по вопросам охраны здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon исследовательская работа262 КБ

Предварительный просмотр:

Краткое описание работы. Работа учениц 9 класса Доровой Екатерины и Кобыжаковой Екатерины по биологии на тему «Влияние физической нагрузки и эмоциональных переживаний на сердечно-сосудистую систему школьника». В ходе экспериментальной работы ученицами были проведены исследования в области физиологии среди учащихся 8 - 9 класса по вопросам охраны здоровья.

Содержание

Введение…………………………………….……………….................................2

1. Сердечно-сосудистая система – строение и функции…………….................3

1.1. Сердце………………………………….………………………......................3

1.2. Кровеносные сосуды………………………….………………......................3

1.3. Круги кровообращения………………………………….……......................4

1.4. Причины движения крови по сосудам……………………...........................4

2.  Постановка эксперимента. Анализ исследовательских результатов............4

2.1. Эксперимент № 1. Влияние физической нагрузки на сердечно-сосудистую систему школьника…………………………………………..…………………...4

2.2. Эксперимент № 2. Влияние эмоций на сердечно-сосудистую систему школьника. ………………………………………………………………………..5

2.3. Оценка состояния сердечно-сосудистой системы………….……………...6

Выводы и перспективы..……………………………………..…...........................7

Список литературы…………………………………………….............................9

Приложение…………………………………………………….…......................10


Введение

Главное богатство человека – это здоровье. По определению Всемирной организации здравоохранения  «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [3].

Здоровье человека является качественной характеристикой, складывающейся из набора количественных параметров: антропометрических (рост, вес, объём грудной клетки, геометрическая форма органов и тканей); физических (частота пульса, артериальное давление, температура тела); биохимических (содержание химических элементов в организме, эритроцитов, лейкоцитов, гормонов и пр.); биологических (состав кишечной флоры, наличие вирусных и инфекционных болезней) и др. [7].

По данным Всемирной организации здравоохранения заболевания сердечно-сосудистой системы являются главной проблемой человечества. Показатели смертности от болезней сосудов и сердца находятся на 1 месте среди других заболеваний в России.  Если в 1939 году в общей структуре причин смертности они составляли лишь 11%, в 1980 –50%, то на сегодняшний день этот показатель еще больше. Исходя из данных статистики нашего медицинского учреждения,  54% страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Среди них на первом месте – гипертония, ишемическая болезнь сердца, тахикардия. В этом заключается актуальность выбранной нами темы.

В своей работе мы хотим оценить состояние сердечно-сосудистой системы школьников  восьмого класса и пронаблюдать за изменениями этого состояния в течение нескольких лет. Свою работу мы начали в 2016 году. В исследовании приняли участие школьники 8-го класса. Через год мы проведем повторную работу уже в 9-м классе.  

Цель работы: изучение влияния физических нагрузок и эмоциональных переживаний на состояние сердечно-сосудистой системы школьников 8 класса.

Задачи:

1) Изучить строение и функции сердечно-сосудистой системы человека и причины движения крови по сосудам.

2) Провести исследование с целью измерения артериального давления и частоты сердечных сокращений у учащихся восьмого класса при физических нагрузках и   различных эмоциональных состояниях.

3) Сделать выводы по состоянию здоровья сердечно-сосудистой системы у учащихся восьмого класса.


1. Сердечно-сосудистая система – строение, функции

1.1. Сердце

Сердечно-сосудистая система состоит из кровеносных сосудов и сердца. Основной функцией системы является обеспечение клеток и тканей питательными веществами и кислородом, а также удаление с кровью продуктов распада из организма.

Сердце - это центральный орган данной систем. Основной его функцией является проталкивание крови в сосуды. Стенка сердца состоит из трёх слоёв: наружного, среднего и внутреннего [4]. Средний слой сердца образует сердечную мышцу или миокард. Сердце разделено на камеры: правое и левое предсердия, правый и левый желудочки [3]. Между предсердиями и желудочками находятся створчатые клапаны, а между желудочками и артериями – полулунные [1]. Важной особенностью сердечной мышцы является ее способность сокращаться без влияния внешнего нервного импульса. Сердечная мышца сама генерирует нервные импульсы и сокращается под их влиянием [5].

Сердце человека сокращается не все сразу. Вначале сокращаются предсердия, выталкивая кровь в желудочки. Далее сокращаются желудочки. Они выталкивают кровь в артерии. После этого наступает фаза общего расслабления сердца. Высокая работоспособность сердца объясняется ритмичным чередованием работы и отдыха каждого из его отделов. Такое чередование позволяет сердечной мышце работать без утомления в течение всей жизни [8]. В норме частота сердечных сокращений в спокойном состоянии равна 60 – 80 ударам в минуту.

Частоту сердечных сокращений можно определить по пульсу. Пульс - это удар крови о стенку кровеносного сосуда - артерии. Число пульсовых ударов соответствует числу сокращений сердца. Частота пульса позволяет судить о здоровье человека [8].

1.2. Кровеносные сосуды

Артерии - это сосуды, по которым кровь движется от сердца. В большом круге кровообращения по артериям течет артериальная кровь, а в малом - венозная. В артериях кровь движется под большим давлением. Артерии имеют толстые стенки [3].

Вены - это сосуды, по которым кровь движется к сердцу. В большом круге кровообращения по венам течет венозная кровь, а в малом круге – артериальная. Стенки вен менее толстые, чем стенки артерий. В крупных венах конечностей имеются клапаны, обеспечивающие ток крови по венам только в одном направлении - к сердцу.

Капилляры - это мельчайшие сосуды, настолько тонкие, что вещества могут свободно проникать через их стенку. Через кровеносные капилляры осуществляется переход питательных веществ и кислорода из крови в клетки и переход углекислого газа и других продуктов жизнедеятельности из клеток в кровь.

1.3. Круги кровообращения

Кровь, выталкиваемая из сердца в артерии, проходит по всему организму и снова возвращается в сердце. Это процесс носит название кровообращение [1]. Кровообращение условно разделяют на два круга: большой круг и малый круг кровообращения[5].

Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии. Его основная функция - снабжение питательными веществами и кислородом всех клеток организма и удаление из всех клеток организма углекислого газа и других продуктов жизнедеятельности. Время кругооборота крови в большом круге кровообращения в покое составляет 23 секунды [8].

Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке и заканчивается в левом предсердии. Его функция - насыщение крови кислородом и удаление из крови углекислого газа [3]. Время кругооборота крови в малом круге кровообращения в покое составляет 4 секунды.

1.4. Причины движения крови по сосудам

Движение крови по сосудам обеспечивается: работой сердца; сокращением скелетной мускулатуры нижних конечностей; присасывающей силой грудной клетки, при её расширении во время вдоха; наличием клапанов в крупных венах [2]. Основной причиной непрерывного движения крови по сосудам является разность давления.

Давление крови – это сила, с которой кровь давит на стенки сосудов. Кровь движется из области повышенного давления в область пониженного. После сокращения желудочков давление достигает наибольшей величины. Такое давление называют верхним, или систолическим. Затем оно начинает уменьшаться и в момент паузы сердца достигает минимальной величины. Это давление называют нижним, или диастолическим.

Величина артериального кровяного давления – показатель здоровья человека. У здорового взрослого человека оно составляет в плечевой артерии 120 мм рт. ст., а при их расслаблении 70 мм рт. ст. [6].

2. Постановка эксперимента. Анализ исследовательских результатов

В исследовании принимали участие 16 учеников  восьмого класса.

В своей работе мы оценивали состояние сердечно-сосудистой системы школьников по четырём методикам: определяли артериальное давление и пульс; стрессоустойчивость сердечно-сосудистой системы; проводили исследования работоспособности сердца при физических нагрузках.

Эксперимент № 1. Влияние физической нагрузки на сердечно-сосудистую систему школьника.

Этот эксперимент проводился на уроках физической культуры. Перед и после урока измерялось у испытуемых артериальное давление и пульс. Данные заносились в таблицу. На первом уроке учениками выполнялись гимнастические упражнения. (Результаты см. в приложении 1).

У 37,5% учащихся незначительно, но поднялось систолическое давление, у 12,5% учеников давление понизилось. Диастолическое давление у 25% повысилось, а у 37,5% понизилось. Частота пульса у 56,3% увеличилась, а у 25% - понизилась

На другом уроке играли в волейбол. (Приложение 2).

У 62,5% учащихся незначительно, но поднялось систолическое давление, у 31,25% учеников давление понизилось. Диастолическое давление у 43,75% повысилось, а у 37,5% понизилось. Частота пульса у 87,5% увеличилась, а у 12,5% - понизилась.

Почему же происходят изменения в работе сердца при физических нагрузках? Симпатический и блуждающий нервы относятся к вегетативной нервной системе. Они регулируют работу не только сердца, но и кровеносных сосудов. Так, симпатический нерв не только усиливает деятельность сердца, но и сужает артериальные сосуды, отходящие от сердца. Вследствие этого давление на стенки артериальных сосудов повышается. Но если оно достигнет критического уровня, усиливается действие блуждающего нерва, который не только ослабляет деятельность сердца, но и расширяет просвет артериальных сосудов. Это приводит к понижению давления.  [2].

Из результатов эксперимента видно, что большие изменения в регулировке сердечно-сосудистой системы произошли после  урока, на котором играли в волейбол. Так как этот урок проходил при более большой физической нагрузке и более эмоционально.

Кроме этого мы высчитали работу сердца в джоулях до и после нагрузки.

Работа сердца вычисляется по формуле Р = М · Д · С.

Где М – масса крови = 0,07.

Д – давление крови в аорте = 2.

С – число сердцебиений за 1 мин.

Р – работа сердца в джоулях. [2].

Результаты занесли в таблицу (Приложение 3) и делаем вывод, что работа сердца меняется при увеличении физической нагрузки. Причем у 57% учащихся работа сердца значительно превышает норму на гимнастике, а у 14% - уменьшается. На волейболе – у 62,5%  - превышает и снижается у 6%

Эксперимент № 2. Влияние эмоций на сердечно-сосудистую систему школьника.

Мы решили посмотреть, будет ли контрольная работа по химии являться стрессом для организма школьника. Перед и после урока также измерялось у испытуемых артериальное давление и пульс. Данные заносились в таблицу. (Приложение  4).

Незначительное повышение диастолического давления наблюдалось у 57% учащихся, причем значительное у 14%. Понижение диастолического давления наблюдалось у 43% . Незначительное повышение систолического давления наблюдалось у 57% учащихся, а понижение у 35,5%. Частота сердечных сокращений повысилась у 85,7%, причем у 35,7% повышение значительно. Понизился пульс у 7% и у 7%  - остался без изменений. Из данных таблицы видно, что у 21% учащихся давление нормализовалось, т.к. ученики убедились, что контрольную работу они выполнят.

Целью следующего эксперимента явилось изучение влияния классической музыки и рок-музыки на сердечно-сосудистую систему. (Приложение 5 и 6)

После прослушивания классической музыки у 73,3% учеников наблюдается нормализация давления и пульса. У 13,3% наблюдается повышение давления, но нормализация пульса. И у 6,7% наблюдается понижение   давления и незначительное повышение пульса. Результаты эксперимента подтверждают в целом благоприятное влияние классической музыки на сердечно-сосудистую систему человека.

После прослушивания рок-музыки у 20% учащихся наблюдалось повышение артериального давления, у 33,3% - давление понизилось. В целом у 60% учеников артериальное давление нормализовалось. Частота сердечных сокращений у 60% учеников повысилась, у 26,6% - понизилась. Причем у 6% наблюдается снижение давления и повышение пульса. В результате эксперимента можно сделать вывод, что рок-музыка оказывает влияние на частоту сокращений сердца и расширение сосудов. Поэтому для защиты своего здоровья рок-музыку нужно слушать не часто и не очень громко.

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы.

 Оценка состояния сердечно-сосудистой системы по артериальному давлению   показала, что у 69% школьников, принявших участие в исследовании, артериальное давление в норме, а у 31% показатели давления отклоняются от нормы. Причем, среди них, у 25% давление выше нормы, у 25% выше нормы систолическое артериальное давление, у 6% высокое диастолическое артериальное давление, у 12% - ниже нормы,

Анализ данных по стрессоустойчивости (Приложение ) говорит о том, что сердечно-сосудистая система 43,75% школьников обладает нормальной стрессоустойчивостью, а 56,25% школьников – низкой стрессоустойчивостью.

Данные исследований на физическую нагрузку   свидетельствовали о следующем:

- у 12,5 % школьников, принявших участие в исследовании, реакция организма очень благоприятная, организм способен выдержать большую нагрузку;

- у 56,25 % учащихся реакция организма в целом благоприятная;

- у 31,25% школьников реакция организма неблагоприятная, организм не способен выдерживать большую нагрузку.

В результате проведённых исследований можно заключить следующее.

Мы наблюдаем уменьшение числа школьников с нормальным артериальным давлением и снижение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы. Возможно, это связано с все возрастающей учебной нагрузкой, образом жизни, различными заболеваниями.

Выводы и перспективы

1) Мы изучили строение и функции сердечно-сосудистой системы человека и причины движения крови по сосудам.

2) Провели исследования с целью измерения артериального давления и частоты сердечных сокращений у учащихся восьмого класса при физических нагрузках и   различных эмоциональных состояниях.

Оказалось, что число школьников с нормальными показателями по всем используемым методикам  составляет 75%, у 25% при различных нагрузках возникают отклонения от нормы.

Причиной повышения артериального давления и учащение пульса при физических нагрузках, как мы считаем, является малоподвижный образ жизни и недостаточное пребывание на воздухе, нерациональное питание. Все это отрицательно влияет на сосуды, ослабляют сердце. Ослабленное сердце бьется учащенно, быстро утомляется. Организм плохо снабжается кровью.

Причиной повышения артериального давления и учащение пульса при эмоциональных нагрузках является то, что сердце способно возбуждаться без внешних раздражителей, под влиянием импульсов, возникающих в нем самом. Регулирует работу сердца в целом вегетативный отдел нервной системы. Симпатический нерв ускоряет и усиливает деятельность сердца, блуждающий – тормозит. Эти нервы влияют на просвет сосудов, отходящих от сердца. Благодаря их согласованной работе поддерживается стабильное артериальное давление. На сердце и сосуды влияют также гуморальные факторы. Гормон адреналин повышает работоспособность организма в моменты напряженной психической или физической работы. Он заставляет сердце биться быстрее, повышает артериальное давление крови. При психическом напряжении эти изменения в работе органов могут оказаться излишними. Адреналин полностью не сжигается в неработающих мышцах, он задерживается в крови, заставляя сердце биться чрезвычайно сильно, артериальное давление повышается, а это путь к гипертонической болезни. Чтобы избавиться от избытка адреналина и снизить эмоциональное напряжение, существует только одно средство – физическая работа. Недаром говорят: «Движение – это жизнь».

В дальнейшем мы будем продолжать наше исследование. Мы планируем провести повторное обследование тех же школьников, но теперь уже 9-х классов, сравнить полученные результаты с уже имеющимися; рассчитать зависимости измеряемых нами показателей от возраста испытуемых.

Список литературы:

1. Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Биология: справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 202. – 816 с.

2. Брауновт Е.П., Малахова Г.Я., Соколова Е.А. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека. – М: Просвещение, 1984. – 190.

3. Драгомилов А. Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 272 с.

4. Круглова Л. И., Либман Н. Б. Домашний доктор. – М.: Эксмо, 2008. – 912 с.

5. Никитин А. Ф. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2008 г. – 494 с.

6. Степанчук Н. А. Экология. 7-8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека. Волгоград: Учитель, 2009. – 183с.

7. Популярная иллюстрированная энциклопедия. Биология. М.: «Дрофа плюс», 2007 г. – 646 с.

8. Ресурсы интернет:

- http://ru.wikipedia.org;

- http://www.fiziolog.isu.ru;

Приложение 1. Эксперимент 1а.  Урок физической культуры. Гимнастика.

№

ФИ ученика

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

Сист.

давл

Диаст

давл

пульс

Сист.

давл

Диаст

давл

пульс

1.

Юлия

96

58

69

129

69

90

2.

Владислав

117

66

80

134

65

81

3.

Екатерина

109

57

81

121

64

101

4.

Александр

142

76

68

141

59

81

5.

Айнура

н

н

н

н

н

н

6.

Екатерина

100

65

94

102

60

110

7.

Александр

110

63

78

104

53

110

8.

Надежда

106

79

78

97

50

65

9.

Степан

н

н

н

н

н

н

10.

Александр

124

82

78

114

73

75

11.

Анастасия

104

70

82

108

76

90

12.

Екатерина

117

64

69

130

77

81

13.

Никита

106

69

102

113

53

94

14.

Вероника

110

54

68

120

109

145

15.

Василий

129

63

77

117

76

102

16.

Алина

93

65

98

134

65

96

Приложение 2. Эксперимент 1б. Урок физической культуры. Волейбол.

№

ФИ ученика

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

Сист.

давл

Диаст

давл

пульс

Сист.

давл

Диаст

давл

пульс

1.

Юлия

112

70

90

122

78

110

2.

Владислав

134

76

90

127

74

95

3.

Екатерина

114

62

78

117

58

83

4.

Александр

150

70

78

150

64

93

5.

Айнура

122

70

100

118

60

95

6.

Екатерина

111

70

101

115

71

123

7.

 Александр

85

40

85

104

33

110

8.

Надежда

110

62

59

107

74

91

9.

Степан

128

78

120

101

83

131

10.

Александр

95

54

60

112

70

82

11.

Анастасия

106

68

98

112

71

100

12.

Екатерина

115

73

89

112

74

93

13.

Никита

115

52

84

124

42

136

14.

Вероника

108

70

66

120

109

145

15.

Василий

115

70

104

118

72

99

16.

Алина

112

89

91

130

76

97

Приложение 3. Работа сердца (в джоулях). Физические нагрузки.

№

ФИ ученика

Гимнастика

Волейбол

Начало экспер

Окончание экспер

Начало экспер

Окончание экспер

1.

Юлия

9,66

12,6

12,6

15,4

2.

Владислав

11,2

11,34

12,6

13,3

3.

Екатерина

11,34

14,14

10,92

11.62

4.

Александр

9,52

11,34

10,92

13,02

5.

Айнура

н

н

14

13,3

6.

Екатерина

13,16

15,4

14,14

17,22

7.

 Александр

10,92

15,4

11,9

15,4

8.

Надежда

10,92

9,1

8,26

12,74

9.

Степан

н

н

16,8

18,34

10.

Александр

10,92

10,5

8,4

11,48

11.

Анастасия

11,48

12,6

13,72

14

12.

Екатерина

9,66

11,34

12,46

13,02

13.

Никита

14,28

13,16

11,76

19,04

14.

Вероника

9,52

20,3

9,24

20,3

15.

Василий

10,78

14,28

14,56

13,86

16.

Алина

13,72

13,44

12,74

13,58

Приложение 4, Эксперимент 2а.  Контрольная работа по химии.

№

ФИ ученика

Начало эксперимента

Оконч эксперимента

Получ. оценка

Сист.

давл

Диаст

давл

пульс

Сист.

давл

Диаст

давл

пульс

1.

Юлия

115

71

68

96

58

69

3

2.

Владислав

154

70

80

117

66

80

5

3.

Екатерина

96

62

75

109

57

81

4

4.

Александр

133

69

65

142

76

68

4

5.

Айнура

н

н

н

н

н

н

6.

Екатерина

96

64

82

100

65

94

5

7.

 Александр

98

60

76

110

63

78

3

8.

 Надежда

112

76

57

106

79

78

3

9.

Степан

н

н

н

н

н

н

10.

Александр

118

78

69

124

82

78

4

11.

Анастасия

126

70

86

104

70

82

3

12.

Екатерина

101

73

63

117

64

69

4

13.

Никита

98

61

83

106

69

102

5

14.

Вероника

103

51

84

110

54

68

3

15.

Василий

129

63

77

117

76

88

3

16.

Алина

106

66

81

93

65

98

3

Приложение 5. Эксперимент 2б. Прослушивание классической музыки.

№

ФИ ученика

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

Сист.

давл

Диаст

давл

пульс

Сист.

давл

Диаст

давл

пульс

1.

 Юлия

111

64

80

111

65

75

2.

Владислав

119

62

80

126

58

76

3.

Екатерина

102

55

72

105

65

70

4.

Александр

121

64

60

130

70

66

5.

Айнура

102

71

83

104

56

79

6.

 Екатерина

99

55

94

101

62

76

7.

Александр

99

56

76

94

58

78

8.

Надежда

105

70

65

102

57

56

9.

Степан

122

70

105

131

79

99

10.

Александр

107

64

54

101

74

63

11.

Анастасия

н

н

н

н

н

н

12.

Екатерина

111

76

68

115

63

75

13.

 Никита

100

66

84

103

66

86

14.

 Вероника

114

58

66

106

61

68

15.

Василий

76

54

83

105

70

85

16.

Алина

101

57

93

102

67

86

Приложение 6. Эксперимент 2в. Прослушивание рок-музыки.

№

ФИ ученика

Начало эксперимента

Оконч эксперимента

Отнош к муз.

Сист.

давл

Диаст

давл

пульс

Сист.

давл

Диаст

давл

пульс

1.

Юлия

98

66

86

99

62

85

Пол

2.

Владислав

122

54

76

123

64

81

Пол

3.

Екатерина

106

72

79

113

69

87

Пол

4.

Александр

133

74

57

138

57

63

Пол

5.

Айнура

117

69

79

111

58

89

Отр

6.

Екатерина

106

62

91

105

59

95

Отр

7.

 Александр

104

71

87

89

35

76

Безразл

8.

 Надежда

122

66

78

108

67

74

Пол

9.

Степан

130

88

104

119

81

114

Пол

10.

Александр

н

н

н

н

н

н

Н

11.

Анастасия

101

58

71

106

66

72

Безразл

12.

Екатерина

127

75

74

131

70

89

Безразл

13.

Никита

91

54

87

94

75

92

пол

14.

 Вероника

100

70

86

88

30

72

Безразл

15.

Василий

117

74

87

109

63

84

Отр

16.

Алина

102

63

83

102

70

91

отр

Приложение 7. Работа сердца (в джоулях). Эмоциональные состояния.

№

ФИ ученика

Контр раб хим

Классич. музыка

Рок-музыка

Начало экспер

Оконч  экспер

Начало экспер

Оконч  экспер

Начало экспер

Оконч  экспер

1.

Юлия

9,52

9,66

11,2

10,5

12,04

11,9

2.

Владислав

11,2

11,2

11,2

10,64

10,64

11,34

3.

Екатерина

10,5

11,34

10,08

9,8

11,06

12,18

4.

Александр

9,1

9,52

8,4

9,24

7,98

8,82

5.

Айнура

н

н

11,62

11,06

11,06

12,46

6.

Екатерина

11,48

13,16

13,16

10,64

12,74

13,3

7.

Александр

10,64

10,92

10,64

11,34

12,18

10,64

8.

Надежда

7,98

10,92

9,1

7,84

10,92

10,36

9.

Степан

н

н

14,7

13,86

14,56

15,96

10.

Александр

9,66

10,92

7,56

8,82

н

н

11.

Анастасия

12,04

11,48

н

н

9,94

10,08

12.

Екатерина

8,82

9,66

9,52

8,82

10,36

12,46

13.

Никита

11,62

14,28

11,76

12,04

12,18

12,88

14.

Вероника

11,76

9,66

9,24

9,52

12,04

10,08

15.

Василий

10,78

12,32

11,62

11,9

12,18

11,76

16.

Алина

11,34

13,72

13,02

12,04

11,62

12,74


Поделиться:

Можно от Солнца уйти...

Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Усатый нянь

Заяц, косач, медведь и весна

Мальчик и колокольчики ландышей