Формирование ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания и осознание здоровья как главной человеческой ценности.
Методы борьбы с мусором на ул. Циолковского в посёлке им. Ю.А. Гагарина
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа "Правильное питание - залог здоровья" | 93.92 КБ |
Учебно – исследовательская работа
На тему:
«Правильное питание – залог здоровья»
Выполнила:
Таминкина София Георгиевна
10 лет/ ученица4Б класса МОУ «СОШ№13»
Руководитель:
Каштанова Наталья Алексеевна,
Учитель начальных классов
Секция:
Естествознание
Краткое описание работы:
Организация правильного здорового питания и
осознание здоровья как главной человеческой ценности.
Объём работы: 15 стр.
Дополнительный материал: 6стр.
Саранск, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1. Формулировка и обоснование проблемы
1.2. Цели и задачи исследования
1.3. Определение объекта и предмета исследования
1.4. Описание методов исследования
1.5. Анализ основных понятий
2. Основная часть
2. 1. «Пищевой» след в истории
2. 2. Правильное питание – залог здоровья
2.3. Правила здорового питания
2.4. Исследование и его результаты
2. 5. Анкетирование одноклассников
2. 6. Рекомендации по здоровому питанию
3. Заключение
4. Список используемой литературы
5. Методические приёмы и оборудование
Методический приём:
Защита учебно- исследовательской работы проводится в форме стендового доклада.
Методическое оборудование:
Планшет с учебно-исследовательской работой.
I. ВВЕДЕНИЕ
Здоровье - это тот подарок, который человек может подарить себе, и отнять у самого себя.
Обучаясь в школе, я на протяжении четырёх лет наблюдаю закономерность, что с наступлением зимы некоторые мои одноклассники чаще пропускают уроки по болезни. Я задумалась над тем, почему так происходит?
На уроках окружающего мира учительница сказала, что наш организм представляет собой единое целое всех органов и систем. Одной из важных систем является «Пищеварительная»
В последнее время среди моих одноклассников особую популярность завоевали продукты быстрого приготовления, бутерброды, булочки, чипсы, сухарики, фаст - фуд, газировка. Некоторые даже хвастаются друг перед другом тем, что родители покупают новые виды гамбургеров, или тем, что посетили очередной открывшийся ларёк с шаурмой.
На телевидении, в магазинах и общественных местах часто можно увидеть красочную рекламу этих продуктов. Они сопровождают людей практически везде, как сидя дома у телевизора, так и в пути. Однако нельзя забывать и о том, что множество людей, в том числе и мы, дети, страдаем заболеваниями пищеварительного тракта.
На классном часе на тему «Здоровое питание» нам учительница говорила, что пища не только источник энергии, но и важный строительный материал для роста и формирования организма. Для нашего здоровья и благополучия крайне важно привыкнуть к правильному режиму питания. Если еще в молодости формируется привычка: есть, как попало, позже это может привести к проблемам со здоровьем.
Родители мне часто говорят, что сухарики, чипсы, газировка и жвачка вредны для здоровья. Как же так? Эти продукты продаются по доступной для школьников цене, их рекламируют, они такие вкусные. Поэтому меня заинтересовали вопросы: чем же всё-таки вредны эти продукты? Знают ли об этом мои сверстники? Какая пища вкусная и полезная одновременно?
Изучая данную тему в энциклопедической литературе, я узнала о том, что множество людей, в том числе и дети, страдают заболеваниями пищеварительного тракта. Поэтому я посчитала необходимым провести исследование и рассказать одноклассникам о правильном питании, о вреде и пользе некоторых продуктов.
Актуальность темы
Азербайджанская пословица гласит: «Дерево держится своими корнями, а человек пищей».
Некоторые обучающиеся часто болеют и вынуждены пропускать много уроков, а это отражается на успеваемости. Поэтому здоровье и хорошая учеба тесно взаимосвязаны. С пищей мы получаем не только энергию и строительный материал для нашего организма. Неправильное питание напрямую влияет не только на физическое развитие, но и на развитие умственных способностей. Как надо питаться, чтобы быть и оставаться здоровым? Ответ на этот вопрос актуален для любого возраста. Однако знаний в этой области у учащихся нашего класса пока недостаточно. Чтобы решить эту проблему я начала исследовательскую работу над этим вопросом.
Цель исследования
Доказать, что правильное питание – залог крепкого здоровья, определить правила здорового питания.
Изучая и анализируя собранный мною материал, я выдвинула гипотезу, что если правильно питаться, то мы будем меньше болеть, будем более сильными, веселыми и лучше успевать в учебе.
Задачи моей исследовательской работы:
Объект исследования: обучающиеся 4 «Б» класса МОУ «СОШ№13»
Предмет исследования: пищевой рацион обучающихся.
В своей исследовательской работе я использовала следующие методы:
1.Изучение и анализ литературных источников.
2. Консультации с учителем, родителями
3. Наблюдение
4. Опрос
5. Выборка из словарей некоторых терминов.
Анализ основных понятий.
Пища – фактор, обеспечивающий человека энергией и компонентами, необходимыми для роста и развития организма. Рациональное питание способствует сохранению здоровья, работоспособности, используется в профилактике и лечении различных заболеваний.
Пищеварение — механическая и химическая обработка пищи в желудочно-кишечном (пищеварительном) тракте — сложный процесс, при котором происходит переваривание пищи и её усвоение клетками.
Нутрициология - это наука, изучающая вопросы питания.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 «Пищевой» след в истории
На начальном этапе моей исследовательской работы я изучила информацию по интересующей меня теме, и узнал много интересного.
Выяснилось, что существует целая наука занимающаяся питанием - нутрициология. Помимо всего прочего, нутрициология - это наука, изучающая вещества и действия, вредящие нормальному состоянию из-за неправильного питания.
На ранних этапах развития человечества рацион человека был не слишком разнообразным и ограничивался потреблением необработанной растительной пищи (ягод, трав, орехов, корешков различных растений). Впоследствии к нему добавилось еще и мясо, поскольку человек научился изготавливать из камня примитивные орудия для охоты - крупные рубила, скребки, резцы и имела возможность коллективно охотиться на крупных животных.
Удивительна история питания человека. Лет двести назад мир не знал ни пищевых концентратов, ни способов искусственного замораживания, ни холодильников, ни консервированных продуктов. Даже наиболее цивилизованные страны нередко страдали от голода, вызванного неурожаем; недостаток необходимых кормовых культур приводил к массовому осеннему убою скота; часто люди вынуждены были месяцами питаться солониной и копченым мясом. Еще раньше, за триста лет до этого, в пище европейцев не было картофеля, кукурузы, кофе, чая.
Главное значение в приготовлении пищи получило овладение огнем: человек, долгое время употреблявший сырое мясо, научился жарить и печь пищу на костре, на углях в горячей золе, в ямах, обложенных камнями. В раннем неолите вместе с изобретением глиняной посуды у человека появилась возможность варить пищу. Искусство приготовления супов мы унаследовали от своих далеких предков, которые умели доводить до кипения воду, приправленную разными травами, погружая в нее раскаленные камни. А, уже имея специальную посуду, они могли варить различные похлебки и каши в горшках, поставленных на раскаленные камни.
В моей семье бабушка и мама строго следят, чтобы в моем рационе постоянно были супы. Мои родители против «сухомятки».
Наука о питании - древняя и современная. Наука о питании, так же как и кулинарное искусство, имеет свою историю. Первый человек был одновременно и первым поваром. Значит, искусство приготовления пищи значительно старше всех других видов искусств? Хлеб и крупы были главными продуктами питания в Греции и Риме. Из них готовили похлебки и каши, такие, как маза — смесь муки, меда, соли, растительного масла и воды, турон — смесь муки, тертого сыра и меда. Греки многие продукты перед приготовлением посыпали ячменной мукой. Уже в бронзовом веке греки знали большое количество овощей. Обычно они приправляли их пряностями. Иногда в овощные блюда добавляли баранину или говядину, но мясо было дорого. И хотя Гомер пишет об обилии мяса на пирах, простой люд питался преимущественно мучными болтушками и похлебками из фасоли и других бобовых растений. Греки любили молочные блюда и сыры; очень распространенной едой были рыба и морские ракушки. Археологические раскопки помогли узнать, что греки ели яблоки, груши, сливы, гранаты и миндаль.
Любопытно, что пить цельное молоко считалось излишеством, и его всегда разбавляли водой. Это был один из распространенных напитков наряду с ячменной водой.
На Руси пекли караваи, ковриги, пряники, «хлебы с медом и маком твореные». Очень распространены были кутья, каша, кисели. На праздничных царских и боярских обедах подавались журавли, цапли с начинкой из каши, зайцы, лебеди.
Выбор пищи, вкусовые привычки народов разных стран, по меньшей мере, удивительны. Избыточный вес, болезни, малая продолжительность жизни - все это «награда» за кулинарные достижения. Во все время известные поэты, писатели, философы, политические деятели выступали за умеренность в еде и питье. В XIX веке с развитием естествознания проблеме питания и нарушениям обмена веществ стало уделяться все больше внимания. Видный клиницист того времени В. Эпштейн, разработавший диетическую схему для больных ожирением с ограничением углеводов и жиров, приближающуюся к современным схемам лечебного питания, любопытным образом подразделяет формы ожирения: «Первая степень ожирения — это состояние, когда больным завидуют, вторая степень ожирения — когда над больными смеются, и третья степень ожирения — когда больным сочувствуют». Интересно, что недостаточное развитие в ту эпоху биологических наук и медицины порождало неправильное отношение самих больных к собственному ожирению. Вместо того чтобы бороться с заболеванием, эти больные проявили чувство самолюбования. Гордясь своим весом, они съезжались из разных стран на конгрессы, съезды. Создавались даже «союзы толстяков». Сегодня вред ожирения стал настолько очевидным, что приведенные выше примеры кажутся невероятными. Статистика подтверждает, что людей, страдающих ожирением, умирает от сердечной недостаточности в возрасте 40—50 лет почти в два раза больше, чем людей с нормальным весом. Как избежать ожирения, что же делать,
В настоящее время заметно возрастает понимание того, что пища оказывает на человека значительное влияние. Она даёт энергию, силу, развитие, а при грамотном её употреблении – и здоровье. Можно с определённой уверенностью утверждать, что здоровье человека зависит от питания. Пища зачастую является основным источником большинства заболеваний, однако с её же помощью можно, и избавиться от многолетних недугов. Как ни соблазнительна пёстрая палитра продуктов питания и готовых изделий из них, но велики и проблемы, связанные с производством пищи, которые породила современная цивилизация.
2.2. Правильное питание – залог здоровья
Здоровье – самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь человеку дается только один организм. Если мы небрежно обращаемся с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм мы не сможем. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания.
Правильное питание – это четко сбалансированный, правильно распределенный по времени и количеству прием пищи, которая содержит необходимое организму количество калорий, питательных веществ и витаминов.
По мнению медиков, наиболее благоприятные условия для пищеварения создаются у людей, которые питаются 4 раза в сутки. При этом 25% полагающейся в день пищи съедается за завтраком, 50% - за обедом, а остальные 25% делятся между полдником и ужином. Медики рекомендуют, есть в одни и те же часы через примерно равные промежутки времени. В этом случае поступающая пища усваивается лучше и скорее, чем у тех, кто не придерживается режима питания и ест в разное время. Перерывы в приеме пищи не должны превышать 6 часов. Нерегулярное питание вызывает нарушение работы органов пищеварения и может вызвать заболевание желудочно-кишечного тракта.
Далее я решила найти информацию, как должен питаться ребенок, чтобы быть здоровым и крепким. Я уже поняла, что питание – основа здоровья ребенка. Правильное питание, дающее организму энергию для физической работы, является залогом роста и поддержкой в борьбе с болезнями.
Для обеспечения правильного роста и функций организма требуется ежедневно около 50 компонентов питательных веществ.
Наиболее важные питательные вещества:
1) белки
2) жиры
3) углеводы
4) витамины
Белки – основной строительный материал для нашего организма. Из белка состоят мышцы, внутренние органы, кровеносная, иммунная система, кожа, волосы, ногти. Наилучшими источники белка считают рыбу, мясо курицы, индейку, нежирное мясо, обезжиренные молочные продукты, орехи, сывороточные продукты, а так же яичные белки.
Жиры – наиболее мощный источник энергии. Кроме того, жировые отложения защищают организм от потери тепла и ушибов, а жировые капсулы внутренних органов служат им опорой и защитой от механических повреждений. Источником жира являются животные жиры и растительные масла, а также мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости.
Углеводы – основной источник энергии. Примерно 60% энергии организм получает за счет углеводов, остальную часть – за счет белков и жиров. Углеводы содержатся в таких продуктах, как хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, мед, пирожное и торты, мороженое, конфеты.
Витамины укрепляют кровеносные сосуды, обеспечивают нормальную работу нервной системы, помогают сохранить здоровую кожу. Многие витамины быстро разрушаются и не накапливаются в организме в нужных количествах, поэтому человек нуждается в постоянном поступлении их с пищей. Недостаток витаминов в пище может привести к различным заболеваниям, обозначаемым как авитаминоз, при котором нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность. Витамины следует употреблять в строго определённых количествах. Потребление ряда витаминов в больших дозах столь же не желательно, как и их недостаток в пище.
Правильное соотношение белков, жиров и углеводов – основа здорового питания. Здоровые дети, получающие полноценное сбалансированное питание не нуждаются в дополнительном приеме витаминов.
В среднем потребность в энергии у обучающихся в общеобразовательных
учреждениях в возрасте 7-11 лет составляет, примерно, 2350 ккал,
Мне захотелось выяснить, покрывает ли питание в школьной столовой расходуемую энергию в школе. Для этого я изучала меню в нашей школьной столовой по калорийности продуктов. (Приложение 2.)
В результате проделанной работы я пришла к следующим выводам:
Оказалось, что питание в школьной столовой не может дать организму школьника необходимое количество белков, жиров и углеводов. Поэтому каждый ученик должен перед школой обязательно завтракать дома, и после школы дома обедать. И тогда, если подсчитать полученные от двух завтраков и
обедов питательные вещества, и еще прибавить к ним питательные вещества, которые школьник получает, поужинав, то получится именно, то число2350 ккал.
2.3 Правила здорового питания
Теперь я точно знаю, что питание в вопросе полноценного развития и роста детей играет серьезную роль. Оно не только способствует общему укреплению организма, но также может влиять на работоспособность и успеваемость школьников.
Поэтому я решила ознакомить одноклассников с основными правилами здорового питания:
1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
2. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр - не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.
3. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.
4. Следует употреблять йодированную соль.
5. В межсезонье (осень - зима, зима - весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
6. Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шиповника.
7. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
8. Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.
9. Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.
2.4 Исследование и его результаты
Недавно по окружающему миру мы выполняли проектные работы на тему «Школа кулинарии» и я представляла работу, в которой проводила опыты с целью показать содержание вредных веществ в продуктах которые так любят дети.
Для исследования продуктов на содержание вредных веществ, я обратилась за помощью к учителю. Вместе с ней провели следующие эксперименты: (Приложение 3.)
Эксперимент 1
Колу налили в чашку и опустили в нее «Ментос» - произошел всплеск газа (фонтан). Сделали вывод, что вот так происходит в нашем желудке. Большое количество газа опасно - ребенок может задохнуться или поперхнуться.
Эксперимент 2
В картофеле содержится крахмал. Йод при соединении с крахмалом меняет свой цвет. Я провела опыт: по капле йода капнула на чипсы и свежий ломтик картофеля. На картофеле через 3 минуты коричневый цвет йода изменился на чёрный цвет. На чипсах цвет йода не изменился. Основываясь на полученный результат, можно предположить, что картофельный крахмал (картофель) в чипсах отсутствует. Сейчас чипсы делают вовсе не из картофеля, а из концентрата.
Эксперимент 3
Взяли чипсы, положили в металлическую посуду и подожгли. Чипсы горят, распространяя неприятный запах.
Вывод: чипсы вредны, так как содержат много химических веществ.
Данными опытами я попыталась убедить своих одноклассников не покупать эти продукты в магазинах.
2. 5 Анкетирование одноклассников
Перед началом исследований мы с моим руководителем провели опрос.
Ребятам 4«Б» класса была предложена анкета. (Приложение 1.)
В анкетировании приняли участие 24 обучающихся, из которых 4 человека набрали от 15 до 21 балла, 11 человек набрали от 22 до 28 баллов, 9 человек набрали от 29 до 44 баллов.
Четыре одноклассника сознательно относятся к собственному здоровью, потому что с пищей их организм получает разнообразные питательные компоненты.
Также 9 одноклассникам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее они этим займутся, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у них возникнет.
Обработка данных анкеты показала, что большинство детей не соблюдают режима питания, из продуктов предпочитают чипсы, соленые сухарики, жевательные резинки, хот - доги, шоколадные батончики, а из напитков – Кока-колу, газировку и до конца не понимают, что этим ухудшают свое здоровье.
Результаты я показала в диаграмме №1
По результатам анкетирования я сделала вывод, что в моем классе питание большинства ребят нельзя назвать полноценным, они несознательно относятся к собственному здоровью. Но если они прислушаются к рекомендациям здорового и правильного питания, то их рацион пополнится нужными для организма веществами.
2.5. Рекомендации по здоровому питанию
В заключение я хотела бы предложить простые рекомендации здорового и правильного питания:
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе своей работы я познакомилась с историей питания человека, изучила правила здорового питания. Пища современного человека далека от совершенства не только потому, что в ней преобладают продукты животного происхождения, но и потому, что промышленное производство поставляет на наш стол пищу в сильно переработанном виде - в этом виде пища лишена даже минимального количества энергии жизни.
В результате исследования я пришла к выводу:
- правильное питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Правильное питание имеет важное значение для человека, а особенного для растущего организма школьника;
- неправильное питание – это одна из первых причин многих заболеваний. Жирная пища приводит к чрезмерному увеличению веса, заменители, ароматизаторы и всякого рода красители играют роль яда, разрушая наш организм изнутри.
Правильное соотношение углеводов, жиров и белков – основа здорового питания. Каждому кто соблюдает здоровый образ жизни, необходимо знать суточную норму калорий и соотношение белков, жиров и углеводов.
При недостатке витаминов замедляется рост, снижается работоспособность организма. Поэтому нужно как можно больше употреблять продуктов, в которых содержатся витамины. Очень много витаминов содержится в мясе, рыбе, молочных продуктах, овощах, фруктах. Витамины очень важны для здоровья.
Пища – это источник энергии для человека, и избыток или недостаток её – проблема. Нужно чтобы родители научились соблюдать «золотую» середину, не допуская переедания или недоедания у своих детей, иначе можно заработать серьёзные болезни. Надо жить в гармонии с собой и с окружающими нас продуктами!
Я надеюсь, что мои одноклассники прислушаются к рекомендациям по здоровому питанию и в классе уменьшится количество пропусков по болезни.
Итак, если правильно питаться, то мы будем меньше болеть, будем более сильными, веселыми и лучше успевать в учебе. Таким образом, моя гипотеза верна и правильное питание действительно - залог здоровья.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Анкета
1. Сколько раз в день Вы едите?
1) 3-5 раз,
2) 1-2 раза,
3) 7-8 раз, сколько захочу.
2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?
1) да, каждый день,
2) иногда не успеваю,
3) не завтракаю.
3. Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?
1) булочку с компотом,
2) сосиску, запеченную в тесте,
3) сухарики или чипсы.
4. Едите ли Вы на ночь?
1) стакан кефира или молока,
2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),
3) мясо (колбасу) с гарниром.
5. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?
1) всегда, постоянно,
2) редко, во вкусных салатах,
3) не употребляю.
6. Как часто на вашем столе бывают фрукты?
1) каждый день,
2) 2 – 3 раза в неделю,
3) редко.
7. Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
1) всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,
2) ем иногда, когда заставляют,
3) лук и чеснок не ем никогда.
8. Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?
1) ежедневно,
2) 1- 2 раза в неделю,
3) не употребляю.
9. Какой хлеб предпочитаете?
1) хлеб ржаной или с отрубями,
2) серый хлеб,
3) хлебобулочные изделия из муки в/с.
10. Рыбные блюда в рацион входят:
1) 2 и более раз в неделю,
2) 1-2 раза в месяц,
3) не употребляю.
11. Какие напитки вы предпочитаете?
1) сок, компот, кисель;
2) чай, кофе;
3) газированные.
12. В вашем рационе гарниры бывают:
1) из разных круп,
2) в основном картофельное пюре,
3) макаронные изделия.
13. Любите ли сладости?
1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,
2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,
3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.
14. Отдаёте чаще предпочтение:
1) постной, варёной или паровой пище,
2) жареной и жирной пище,
3) маринованной, копчёной.
15. Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?
1) да,
2) нет.
Если Вы набрали от 15 до 21 баллов, вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас всё в порядке! Вы молодцы!
Если вы набрали от 22 до 28 баллов, полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами.
Если вы набрали 29 – 44 балла, вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займётесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!
Лиса Лариска и белка Ленка
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Кто чем богат, тот тем и делится!
Фокус-покус! Раз, два,три!
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?