Исследовательский проект "Почему дистья меняют свой цвет?"
Вложение | Размер |
---|---|
npk_proekt.docx | 234.81 КБ |
III Всероссийская научно – практическая конференция с международным участием учащейся и студенческой молодежи «На пороге открытия» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
«Почему листья меняют свой цвет?»
Исследовательский проект
Номинация: «Хочу все знать»
Автор проекта: Тухбатшин Шамиль
Руководитель: Канеева А.Б.
2019
Содержание
1 этап: выбор метода исследования, ход исследования… ……………...3
2 этап: изучение литературы по данной тематике, ожидаемые
результаты… ………………………………………………………………3
3 этап: обобщение и систематизация информации……………… … ….3
4 этап: выбор продукта проектной деятельности… ……..…..……….…4
Введение
Осень – прекрасное время года. Изменение окраски листьев — одна из первых примет осени. Листва на деревьях и кустарниках желтеет, краснеет, меняет свой зеленый цвет. В это время года я вместе с мамой люблю гулять по осеннему парку или лесу, дышать свежим воздухом, наблюдать за природой, собирать букеты из опавших листьев, любуясь осенними красками.
Однажды осенью, я собирал красивые листья для букета маме. Рассматривая их, я задался вопросом: почему листья изменили цвет? Почему окраска с зелёного изменилась на жёлтую и красную? Зачем вообще нужны листья дереву?
Я высказал предположение, что листья меняют цвет от нехватки солнечного света или похолодания.
Чтобы ответить на эти вопросы, я решил провести исследование.
Цель: найти причины изменения цвета листьев.
Задачи:
Вид проекта:
по содержанию: исследовательский, творческий
по комплектности: межпредметный
по количеству участников: индивидуальный
по продолжительности: 20 октября – 30 декабря
Актуальность:
К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется высокий познавательный интерес к миру природы. Данный проект построен с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и интересов ребенка 5-6 лет, что позволяет целенаправленно и поэтапно развивать его натуралистические способности, коммуникативные навыки, образность мышления, становление и развитие воспитанника детского сада как «исследователя»
Проблема:
Каждую осень гуляя с мамой в парк ,я любовался красотой природы и задавал вопрос: «Почему листья изменяют свой цвет,а потом и вовсе опадают?» И я решил выяснить причину.
Этапы проекта и ожидаемые результаты
1 этап - организационный. Основной метод данного этапа – наблюдение изменений в природе. Наблюдение за изменением окраски листьев на деревьях позволило сделать вывод о том, что цвет листьев меняется по мере похолодания.
Результаты наблюдения в приложении 1.
2 этап – теоретический. Основной метод – изучение литературы и поиск информации в интернете.
Изучив статьи в интернете и прочитав детскую энциклопедию «От А до Я» вместе с мамой, я понял:
3 этап – практический. Основной метод – работа с информацией.
Интерес к данной теме появился во время осенних прогулок. В результате наблюдений и изучения литературы я узнал новые понятия и факты:
Листья всё лето работают: кормят дерево, добывают ему питание из воздуха с помощью солнечного света, защищают от солнечных ожогов ветки и ствол. Не останутся без работы и листья, которые упали осенью и остались лежать под деревьями. Они будут беречь влагу и защищать корни от мороза. Потом они истлеют, удобрят землю и будут кормить дерево.
В середине весны на деревьях начинают набухать почки, и вскоре после этого распускаются листья. В зелёный цвет их окрашивает хлорофилл — очень важное для жизни деревьев вещество, которое находится в листьях.
Хлорофилловые зёрна — это своеобразная природная «кухня». Корни дерева добывают из земли продукты и воду, которые затем доставляются в листья и попадают на «кухню». Там из них при помощи солнечных лучей готовится пища для дерева.
Но вот наступает осень. День убывает, света становится всё меньше. Земля остывает, а холодную воду корни всасывать не могут. Работа на чудесной «кухне» постепенно замирает. Хлорофилловые зёрна начинают разрушаться, и вследствие этого зелёная окраска листа бледнеет.
А в листе, оказывается, есть и другие красящие вещества. Летом зелень хлорофилла заглушала их. Теперь же, когда исчезает хлорофилл, они проступают всё ярче и ярче. Листья становятся жёлтыми, красными, багряными или фиолетовыми — в зависимости от того, какого красящего вещества в них больше.
Осенью листья не только меняют цвет. Когда «кухня» внутри листа завершает свою работу, на конце черенка, который соединяет лист с веткой дерева, образуется тончайшая пробка. При её возникновении сцепление листа с веткой уменьшается, и листья начинают облетать от малейшего прикосновения или дуновения ветра. Это явление называется листопадом.
В ходе исследования я нашел интересные факты про изменение окраски листьев; подобрал народные приметы, пословицы, сделал фотографии осенних деревьев и поделки из опавших листьев.
Полученные мной сведения легли в основу выступления и презентации.
4 этап – итоговый. Основной метод – анализ результатов проведенной работы.
Вначале проекта, я высказал предположение, что листья меняют цвет от нехватки света или похолодания. Мои предположения подтвердились.
Я выяснил, что осенью, по мере старения листа в нем замедляется, а затем и совсем прекращается образование хлорофилла; разрушение же хлорофилла под влиянием солнечного света продолжается. В результате лист теряет свою зеленую окраску, и желтые - красные пигменты проявляются.
Я нашел научные доказательства причин изменения окраски листьев, то есть поставленная мною цель достигнута.
Вывод
Работа над данным проектом дала мне возможность прочитать интересный материал о природе, я приобрел новые знания – узнал, что такое хлорофилл и для чего он нужен, тренировал свою наблюдательность, учился работать самостоятельно, попробовал свои силы в творческой работе с сухими листьями.
Рефлексия
В ходе работы над проектом я научился работать с различными источниками информации, оценивать качество своей работы, которое считаю хорошим, работать в сотрудничестве с мамой и воспитателем,делать выводы на основе полученных данных. Также работа над проектом помогла развить мой личный интерес к изучению природы и природных явлений.
Считаю, что поставленной цели я достиг.
Список использованной литературы:
Приложение 1
Результаты наблюдения за изменением цвета листвы
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
На некоторых деревьях начали появляться желтые и красные листья, но пока преобладание зеленых. | Почти все листья поменяли свою окраску на желтые и красные тона, с деревьев начали опадать листья. | Большинство деревьев сбросили листву, лишь редкие деревца еще удерживают свои листья. |
Приложение 2
Сказка
Почему листья меняют осенью цвет?
Наступила осень. Листья на деревьях стали желтеть и падать.
Как-то сидела Маринка под дубом, смотрела на пожелтевшие листья и думала:
- Листья желтеют от холода. Они дрожат, съеживаются, а налетит ветер - и сорвались с веток листочки, улетели. Только на дубе листья еще держались, но и на нем их оставалось с каждым днем все меньше.
Однажды Маринка - добрая душа - не выдержала: взяла дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому дубу. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать, чтобы ветер не оборвал. Может, 20 листьев привязала и приклеила девочка, а может, и все 30. И еще бы уберегла, да только руки совсем замерзли. Села Маринка, прижала руки ко рту, дышит в кулачки: то в один, то в другой. Тут опять прилетел ветер - и вдруг показалось Маринке, что зашептались, зашушукались листья над головой. Потом дуб вроде бы потянулся со скрипом, зевнул и сказал тихонько:
- Ты ш-што тут делаешь-шь, несмысленыш-ш-ш? Что ты мне спать мешаешь-шь?
- Я не хотела вас будить, - смутилась Маринка. - Я вам листочки подклеиваю, а то и последние проспите.
- Эх, малыш-ш! Я свои дела-заботы закончил, пора и отдохнуть. Гляди, какие я вырастил желуди, красота! Авось, новые дубки вырастут. Но это потом, а сейчас - дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать. В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли-растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, и сделались листья желтыми.
- Но почему желтыми, а не белыми или прозрачными? - удивилась Маринка.
- Потому что кроме зеленых зернышек в листьях есть еще и другие - желтые. Пока в листьях работали зеленые зернышки-заводики, желтых видно не было, но растворились зеленые зернышки - и остались только желтые. Вот листья и пожелтели. А потом они высыхают и падают.
- Но как же так? ! - заволновалась девочка. - Что вы будете делать без этих заводиков, без листьев? Кто вас всю зиму будет кормить?
- А я ни есть, ни пить не хочу, - прошептал дуб и протяжно зевнул. - Меня в сон клонит. Зимой так спится - благодать. Зимой мы, деревья, не растем, не цветем. - Дуб вздохнул и умолк.
- Эй! - Маринка тихонько постукала по морщинистой коре. -
- Я хочу спросить: может, все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее.
- Не-е, - зевнул дуб. - Зимой нам не до красоты. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.
- А я-то думала, что листья ветер обрывает.
- Можно и без ветра, - прошептал дуб. - Мы между черешком листка и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая не пропускает ни соки, ни воду. Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза укроют… Эх-хе-хе…
Девочка хотела спросить у дуба еще о коре, о почках, о желудях, но тут снова налетел ветер, и ей почудилось, что старое дерево тихонько похрапывает.
Приложение 3
Почему листья осенью меняют цвет? Эксперимент для детей
Для того, чтобы найти ответ на вопрос, почему осенью листья на деревьях меняют цвет и желтеют, детям нужно будет собрать немного листьев. После чего вы вместе должны рассортировать их по цветам в подготовленные контейнеры.
После этого листья заливаются спиртом и перемалываются. После измельчения и перемешивания спирт поможет цвету еще лучше проявиться.
Далее вам нужно будет сделать конус из белых салфеток и оставить острый конец в жидкости на какое-то время, чтобы она впиталась. Вы сразу же увидите, как конус из салфеток начнет поглощать жидкость.
Подсказка: время полного поглощения цвета будет зависеть от того, сколько листьев и спирта было использовано.
Спустя 12 часов жидкость может еще не до конца впитаться, но эффект уже очевиден. По мере того, как жидкость впитывается в салфетки, цвета из листочков расходятся.
Объяснение эксперимента, почему листья меняют цвет
Зимой дни становятся короче, что уменьшает количество солнечного света для листьев. Из-за недостатка солнца, растения переходят в стадию покоя и питаются глюкозой, которую накопили за лето. Как только включается «зимний режим», зеленый цвет хлорофилла листья покидает. А по мере того как яркий зеленый оттенок исчезает, мы начинаем видеть желтые и оранжевые цвета. Небольшое количество этих пигментов было в листьях все время. Например, кленовые листы ярко красные, так как в них есть избыток глюкозы.
Городецкая роспись
Музыка космоса
Извержение вулкана
Карандаши в пакете
Астрономический календарь. Март, 2019