Jump to Content
  • Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Моя первая экологическая тропа “Сказы Калужского бора”»

Опубликовано Тесник Юлия Валерьевна вкл 11.03.2019 - 17:34
Тесник Юлия Валерьевна
Автор: 
Тесник С., Додина Д., Додина В.

   В настоящее время важнейшим  средством   экологического  образования   является   организация разнообразных видов  деятельности непосредственно  в  природной среде, в том числе прохождение экологических троп.  Большой ущерб окружающей природе наносит экологическое незнание. Экологическое просвещение и  образование формируют правильное и ответственное отношения каждого человека к природе [1]. Пропаганда экологических и природоохранительных знаний невозможна без широкого показа охраняемых объектов. Их можно посмотреть, пощупать, понюхать, почувствовать, а что ещё надо детям (школьникам), чтобы их интерес к природе возрос.

   История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а часто и уникальным уголкам природы.   Учебная экологическая тропа (“музей под открытым небом”) - наиболее молодая разновидность организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы. Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором отдыхающие получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги) информацию об этих объектах [11].

   Памятник природы федерального значения «Калужский городской бор» - это удивительный участок соснового леса с примесью лиственных пород  [12], гордость жителей нашего края. Он интересен для любования и изучения.  

   “Калужский городской бор” богат представителями Царства Растений. Растения — чрезвычайно разнообразны: это и мхи, и папоротники, и хвощи, и семенные растения. Они являются интереснейшим объектом исследований. Растения - важный компонент ценозов любого региона.

   Мы считаем актуальным организовывать учебные экологические тропы на территории этого ООПТ, в том числе и ботанические, тем более, что таких троп пока в бору не существует.

   Целью исследования было создание экологической тропы “Сказы Калужского бора”.

   Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать литературные источники по исследуемой проблеме;

2) разработать концепцию экологической тропы;

3) изучить современное состояние тропы;

4) оформить рабочий проект тропы;

5) разработать информационный ресурс для прохождения тропы.

   В работе использованы следующие методы: библиографический,  флористический анализ, маршрутный метод, фотографирование, камеральная обработка, анатомо-морфологический метод, статистический метод обработки данных, иллюстративный метод представления результатов работы.

   Произведенное исследование может быть использовано при разработке  экологических  троп разного уровня. Маршрут тропы удобен для проведения экскурсий в природу.   Результаты, полученные в ходе исследования, дополняют сведения о биоразнообразии растений “Калужского городского бора” и Калужской области.

   Настоящая работа является частью комплексных исследований памятника природы федерального значения “Калужский городской бор”, начатых учащимися МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги в 2012 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sosh26_sokrsokrashchennyy_variant.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:



Тема: «Моя первая экологическая  тропа “Сказы Калужского бора”»

Авторы работы:

Додина Дарья, Додина Валерия 6 класс,

 Тесник Софья  4 класс

МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Калужской области «Областной эколого-биологический центр»

                                                                      Научный руководитель:

                                   Тесник Ю. В.

                                                        учитель химии-экологии,

                                                                               МБОУ “Средняя общеобразовательная

                                                   школа №26” г. Калуги

                                                       Алексанов В. В.  к. б. н.,

                                                                                заведующий организационно-массовым  

                                                                    отделом     ГБУ ДО КО «ОЭБЦ»

г. Калуга, 2017 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛ………………………............

              1.1. Характеристика района и места исследования……………………………….

                   1.2. Материалы и методы……………………………………………………............

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ……………………………………………….

              2.1. Концепция экскурсионной тропы “Сказы Калужского бора”….....…………

              2.2. Оценка современного состояния тропы……………………………………….

              2.3. Рабочий проект обустройства трассы тропы………………………………….

              2.4. Информационный ресурс №1 “Сказочные растения экскурсионной тропы

                    (1-7 класс)”….……………………………………………………………..……..

             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………………

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЯ

             Приложение I. Авторские фотографии растений …………………………………..

            Приложение II. Информационный ресурс №1 ………………………………………….

           Приложение III. Мастер-класс “Камешек Удачи” …………………………………….

ВВЕДЕНИЕ 

«День,   проведенный среди лугов и дубрав,

                                                                                                              стоит   многих недель сидения на школьной

                                                                                                       скамье, что даже хорошему педагогу трудно    соперничать  с     воспитателем   природой».

                                                                                                                                                  Константин Ушинский

 

   В настоящее время важнейшим  средством   экологического  образования   является   организация разнообразных видов  деятельности непосредственно  в  природной среде, в том числе прохождение экологических троп.  Большой ущерб окружающей природе наносит экологическое незнание. Экологическое просвещение и  образование формируют правильное и ответственное отношения каждого человека к природе [1]. Пропаганда экологических и природоохранительных знаний невозможна без широкого показа охраняемых объектов. Их можно посмотреть, пощупать, понюхать, почувствовать, а что ещё надо детям (школьникам), чтобы их интерес к природе возрос.

   История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, а часто и уникальным уголкам природы.   Учебная экологическая тропа (“музей под открытым небом”) - наиболее молодая разновидность организационного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы. Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором отдыхающие получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги) информацию об этих объектах [11].

   Памятник природы федерального значения «Калужский городской бор» - это удивительный участок соснового леса с примесью лиственных пород  [12], гордость жителей нашего края. Он интересен для любования и изучения.  

   “Калужский городской бор” богат представителями Царства Растений. Растения — чрезвычайно разнообразны: это и мхи, и папоротники, и хвощи, и семенные растения. Они являются интереснейшим объектом исследований. Растения - важный компонент ценозов любого региона.

   Мы считаем актуальным организовывать учебные экологические тропы на территории этого ООПТ, в том числе и ботанические, тем более, что таких троп пока в бору не существует.

   Целью исследования было создание экологической тропы “Сказы Калужского бора”.

   Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать литературные источники по исследуемой проблеме;

2) разработать концепцию экологической тропы;

3) изучить современное состояние тропы;

4) оформить рабочий проект тропы;

5) разработать информационный ресурс для прохождения тропы.

   В работе использованы следующие методы: библиографический,  флористический анализ, маршрутный метод, фотографирование, камеральная обработка, анатомо-морфологический метод, статистический метод обработки данных, иллюстративный метод представления результатов работы.

   Произведенное исследование может быть использовано при разработке  экологических  троп разного уровня. Маршрут тропы удобен для проведения экскурсий в природу.   Результаты, полученные в ходе исследования, дополняют сведения о биоразнообразии растений “Калужского городского бора” и Калужской области.

   Настоящая работа является частью комплексных исследований памятника природы федерального значения “Калужский городской бор”, начатых учащимися МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги в 2012 году.

ГЛАВА 1. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛ

1.1. Характеристика района и места исследования

   Исследование проводилось на территории  памятника природы федерального значения «Калужский городской бор» (рис. 1, 2). Он расположен в западной части территории г. Калуги. Площадь “Калужского Городского бора” 1049 га [9]. Границами бора являются: с восточной стороны — Яченское водохранилище, на юге — пойма р. Ока, на западе - микрорайон Анненки, на северо-западе — граница проходит с Калужским лесхозом, на севере и северо-востоке леса бора граничат с землями ОАО «Карачевская птицефабрика».

   Территория бора представляет собой  компактный сосновый  лесной массив, сохранившийся в своих границах с XVII в. Калужский городской бор разделен на 25 кварталов (рис. 3).

   Калужский бор характеризуется господством плоских и пологонаклонных поверхностей с общим уклоном в сторону Яченского водохранилища и реки Оки [9].

   Климат района исследований умеренно-континентальный с резко выраженными сезонами года: умеренно жарким и влажным летом и умеренно холодной зимой с устойчивым снежным покровом.

Маршрут экотропы проходит по 5, 10, 14 и 24 кварталам (рис. 3). Рельеф территории преимущественно равнинный (рис. 4).

   Маршрут тропы проходит по разным типам леса (рис. 4): сосняку (молодой, средневозрастной и спелый), березняку (молодой), смешанному лесу (осина + тополь + ольха серая), осинник -  более подробно они описаны в Главе 2.1. Тропа пересекает ручей и поляну, встречаются  заросли адвентивных видов растений. Часть тропы проходит по “Жёлтой просеке” (так её назвали спортсмены ориентировщики за ярко-жёлтый цвет на карте) представляет собой узкую полосу (ширина в среднем 11 м 20 см), очищенную от деревьев, которая берет свое начало у Калужского филиала ФГУ "МНТК им. С.Н. Федорова" и ГБУЗ КО "Калужская областная детская больница", и отделена от них бетонной стеной.                                                                      

                                                                     Рис. 5. “Жёлтая просека” – часть экотропы.

2.2. Материалы и методы.

   При выборе маршрута тропы нами были учтены требования, предъявляемые к экологическим тропам:  живописность окружающей природы, уникальные природные объекты, природные достопримечательности, возраст экскурсантов, привлекательность, доступность, информативность [1]. Для разработки информационного ресурса экскурсионной тропы мы сформировали базу растений тропы, исследовали типы леса, встречающиеся на тропе. Материал базы собирался в течение июня - октября 2017 года (отдельные полевые исследования на “Жёлтой просеке” проходили в августе – октябре 2014 г.) во время маршрутных учетов (рис. 7). Сбор сырья производился ручным способом в естественных местах обитания видов. Камеральная обработка (рис. 8) включала в себя разбор материала, определение гербарных образцов, составление базы данных.

Рис. 7. Полевые исследования.

   Определение собранных видов проводилось общепринятым анатомо-морфологическим методом [13]. Для определения образцов высших растений использовался  “Школьный атлас-определитель высших растений” В. С. Новикова, И. А. Губанова [7], Определитель сосудистых растений центра европейской России Губанова И. А. и др. [2], для определения образцов мхов использовался “Краткий определитель мохообразных Подмосковья” Е.А. Игнатова, М.С. Игнатовой [6]. Семейства высших растений расположены по системе А. Энглера, роды и виды в пределах семейств – по алфавиту. Латинские названия таксонов даны по “Калужской  флоре…” [3]. Названия мхов даны по последнему чек-листу М.С. Игнатова с соавт. [14]. Принадлежность к семействам и секциям приводится по Флоре мхов средней части европейской России [6].

Рис. 8. Камеральная обработка собранного материала.

   В работе использована карта “План лесонасаждений памятника природы федерального значения “Калужский городской бор””, масштаб 1: 5000 [8]. Построение диаграмм и графиков проводилось в программе Microsoft Excel.

   Для оформления аншлагов и стендов использовались следующие понятия:

аборигенные виды - местные растения, произраставшие на территории с доисторических времен;

адвентивные  виды - виды, проникшие на территорию с помощью человека;

инвазионные виды – агрессивные виды, распространившиеся в результате деятельности человека, распространение этих видов угрожает биологическому многообразию [15].

   Определение типов леса и составление лесотаксационной характеристики выбранных участков проводилось по методике Сукачева С. В. с соавт. [10].

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ.

2.1. Концепция экскурсионной тропы.

   Экологическая тропа  “Сказы Калужского леса” – учебная, ботаническая, линейная, пешеходная. Протяжённость маршрута (рис. 9) - 2км, время на прохождение 1 – 1,5 часа.

Рис. 9. Маршрут экотропы (обозначен голубой линией).

   Маршрут тропы рассчитан на прохождение в июне - октябре и предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста, возможно вместе с родителями. Количество экскурсантов составляет 10 человек, чтобы экскурсовод мог   контролировать группу и уменьшить уровень антропогенной нагрузки. На протяжении маршрута предусмотрен только пеший способ передвижения.

   Маршрут является учебным, с целью изучения природы ООПТ с обучающимися, воспитания у детей любви и бережного отношения к природе.

   Перед прохождением маршрута предполагается просмотреть презентацию “Памятник природы федерального значения “Калужский городской бор””.

   Маршрут экотропы включает в себя 9 информационных точек и 6  информационных станций (Рис. 13, Приложение I). На протяжении тропы предполагается установка указателей,  информационных стендов и аншлагов (Приложение I). Прохождение маршрута осуществляется с экскурсоводом.

   Первая информационная точка расположена на входе в бор около остановки “Спорткомплекс Анненки” по ходу автобусного движения из Калуги (Рис. 14). На этой точке экскурсовод знакомит учащихся с указателями на тропе, рассказывает о цели прохождения тропы и правилах поведения, которые необходимо соблюдать на территории ООПТ, показывает карту бора с обозначенным на ней маршрутом и обращает внимание на первый информационный стенд.

   На последней информационной точке (начало “Жёлтой просеки” со стороны микрорайона Анненки) школьники должны ответить на вопросы о том, что узнали в процессе прохождения тропы, и экскурсовод показывает детям место, где спрятан клад (камушки). После прохождения тропы предполагается выполнение мастер-класса “Камешек-удачи” (Приложение V).

2.2. Современное состояние экотропы.

   Ландшафт тропы преимущественно равнинный, но нами встречены и обозначены на карте и другие его микроэлементы (Рис. 9, 10): заболоченность, чистый лес, среднепроходимый и труднопроходимый лес, полянка, полуоткрытое пространство, воронки, бугорки, капониры, промоина, лощинка, пересыхающий ручей, валун, насыпь. Тропа проходит по хорошо утоптанной тропинке (в начале маршрута – старая асфальтовая дорожка) (Рис. 11).

Рис. 10. Микроэлементы ландшафта тропы.

   Рис. 11. Центральная тропа (А – начало пути, старая асфальтовая дорожка; Б – середина тропы к молодняку сосны; С – поворот тропинки).

   В ходе настоящего исследования учтено 103 вида растений, относящихся к 51 семейству  (Табл. 1). Некоторые авторские фотографии представлены в презентации и Приложении III.

Табл. 1. Список растений экотропы.

          Отдел Мхи (Bryophyta)

Семейство Политриховые POLYTRICHACEAE

1. Атрихум волнистый  Atrichum undulatum

2. Политрихум обыкновенный Polytrichum commune

3. Политрихум можжевельниковидный Polytrichum juniperinum

Семейство Дикрановые DICRANACEAE

4. Дикранум горный Dicranum montanum

5. Дикранум метловидный  Dicranum scoparium  

6. Дикранум многоножковый Dicranum polysetum

      Семейство Поттиевые POTTIACEAE

       7. Синтрихия полевая Syntrichia ruralis

Семейсто Ортотриховые ORTHOTRICHACEAE

8. Ортотрихум прекрасный Orthotrichum speciosum

Семейство Бриевые BRYACEAE

9. Брий серебристый  Bryum argenteum

Семейство Мниевые MNIACEAE

10. Плагиомниум лесной Plagiomnium cuspidatum

11. Плагиомниум волнистый  Plagiomnium undulatum

Семейство Плагиотециевые PLAGIOTHECIACEAE

12. Плагиотециум мелкопильчатый   Plagiothecium denticulatum

Семейство Гилокомиевые HYLOCOMIACEAE

13. Плеврозиум Шребера Pleurozium schreberi

14. Ритидиадельфус трехгранный Rhytidiadelphus triquetrus

Семейство Брахитециевые  BRACHYTHECIACEAE

15. Брахитециум шероховатый Brachythecium salebrosum

Семейство Скорпидиевые SCORPIDIACEAE

16. Саниония крючковатая Sanionia uncinata

Семейство Пилезиевые  PYLAISIACEAE

17. Пилезия многоцветковая Pylaisia polyantha

Семейство Туидиевые THUIDIACEAE

18. Абиетинелла еловидная Abietinella abietina

Отдел Папоротникообразные (Polypodiophyta)

Семейство Щитовниковые  Dryopteridaceae

  1. Кочедыжник женский  Athyrium filix-femina
  2. Щитовник мужской  Dryopteris filix-mas
  3. Орляк обыкновенный Pterídium aquilínum

Отдел  Хвощеобразные (Equsetophyta)

Семейство Хвощовые  Equisetaceae

  1. Хвощ зимующий  Equisetum hyemale
  2. Хвощ лесной  Equisetum pratense 

Отдел Голосеменные (Gymnospérmae)

Семейство Сосновые Pináceae

  1. Ель обыкновенная Pícea ábies
  2. Сосна обыкновенная Pínus sylvéstris

Семейство Кипарисовые Cupressáceae

  1. Можжевельник обыкновенный Juniperus communis

Отдел Покрытосеменные или

Цветковые (Angiospermae или Magnoliophyta)

Семейство Злаки  Gramineae (Poaceae)

  1. Вейник наземный Calmagrostis epigeios
  2. Бор развесистый  Milium effusum
  3. Ежа сборная  Dactylis glomerata
  4. Щучка дернистая  Deschampsia cespitosa

Семейство Осоковые  Cyperaceae

  1. Осока волосистая  Carex pilosa

Семейство Лилейные  Liliaceae

  1. Ландыш майский  Convallaria majalis
  2. Майник двулистный  Majanthemum bifolium
  3. Гусиный лук жёлтый Gágea lútea

        Семейство Ивовые Salicaceae

  1. Тополь дрожащий Pópulus trémula
  2. Ива sp. Sálix sp.

        Семейство Берёзовые Betulaceae

  1. Ольха чёрная  Álnus glutinósa
  2. Ольха серая  Álnus incána
  3. Берёза повислая  Bétula péndula
  4. Лещина обыкновенная Córylus avellána

       Семейство Буковые Fagáceae

  1. Дуб черешчатый  Quércus róbur
  2. Дуб красный  

Семейство Крапивные  Urticaceae

  1. Крапива двудомная  Urtica dioica 

       Семейство Гвоздичные  Caryophyllaceae

  1. Волдырник ягодный  Cacubulus baccifer
  2. Звездчатка дубравная   Stellaria nemorum

       Семейство Кутровые Apocynaceae

  1.  Барвинок малый Vínca mínor

       Семейство Кирказоновые   Aristolochiaceae 

  1. Копытень европейский  Asarum europaeum 

        Семейство Мелантиевые  Melanthiaceae

  1. Вороний глаз четырехлистный  Paris quadrifolia

Семейство Лютиковые   Ranunculaceae

  1. Лютик ползучий   Ranunculus repens

        50. Ветреница лютичная  Anemone ranunculoides

        51.Лютик едкий  Ranunculus acris

       52.Чистяк весенний  Ranunculus ficaria

Семейство Маковые  Papaveraceae

  1. Чистотел большой   Chelidonium majus

Семейство Розоцветные   Rosaceae

  1. Гравилат городской  Geum urbanum
  2. Гравилат речной   Geum rivale
  3. Земляника лесная   Fragaria vesca
  4. Манжетка обыкновенная  Alchemilla vulgaris 
  5. Таволга вязолистная  Filipendula ulmaria
  6. Малина лесная  Rubus idaeus
  7. Рябина обыкновенная  Sorbus aucuparia
  8. Черемуха обыкновенная  Padus avium
  9. Пузыреплодник калинолистный Physocarpus opulifolius

 Семейство Бобовые Fabaceae

  1. Горошек заборный  Vicia sepium
  2. Клевер ползучий  Trifolium repens
  3. Чина весенняя  Lathyrus vernus
  4. Каргана древовидная  Caragana arborescens

Семейство Гераниевые  Geraniaceae

  1. Герань болотная  Geranium palustre 

      Семейство Кисличные  Oxalidaceae

  1. Кислица обыкновенная   Оxalis acetosella

      Семейство Береклетовые Celastraceae

  1. Бересклет бородавчатый Euonymus verrucosus

      Семейство Клёновые Aceráceae

  1. Клён ясенелистный Ácer negúndo
  2. Клён остролистный Acer platanoides
  3. Клён Гиннала     Acer    Ginnala

      Семейство Бальзаминовые Balsamináceae

  1. Недотрога мелкоцветковая  Impátiens parviflóra

       Семейство Крушиновые Rhamnaceae

  1. Крушина ломкая Frángula álnus

Семейство Зверобоевые  Hypericaceae

  1. Зверобой пятнистый   Hipericum maculatum

       Семейство Фиалковые Violaceae

  1. Фиалка sp. Víola sp.

Семейство Зонтичные  Umbelliferae

  1. Дудник лесной   AngeIica silvestris 
  2. Купырь лесной  Anthriscus silvestris
  3. Сныть обыкновенная  Aegopodium podagraria
  4. Бутень волосистый  Chaerophyllum hirsutum

Продолжение таблицы 1.

Семейство Грушанковые  Pyrolaceae

  1. Грушанка круглолистная Рyrola rotundifolia

Семейство Вересковые  Ericaceae

  1. Черника обыкновенная  Vaccínium myrtíllus
  2. Брусника обыкновенная Vaccínium vítis-idaéa

Семейство Первоцветные   Primulaceae

  1. Вербейник монетчатый  Lysimachia nummilaria
  2. Первоцвет весенний Primula veris

        Семейство Маслинные Oleaceae

  1. Ясень обыкновенный  Fráxinus excélsior
  2. Ясень пенсильванский  Frāxinus pennsylvānica

Семейство Бурачниковые  Boraginaceae

  1. Медуница темная  Pulmonaria obscura

Семейство Губоцветные  Libiatae (Lamiaceae)

  1. Будра плющевидная  Glechoma hederaceae
  2. Живучка ползучая  Ajuga reptans
  3. Зеленчук желтый  Galeobdolon luteum
  4. Буквица лекарственная  Betonica officinalis

Семейство Норичниковые  Scrophulariaceae

  1. Вероника дубравная  Veronica chamaedrys

Семейство Подорожниковые   Plantaginaceae

  1. Подорожник большой  Plantago major

        Семейство Жимолостные Caprifoliáceae

  1. Жимолость обыкновенная  Lonicera xylosteum
  2. Снежноягодник белый  Symphoricarpos albus  

Семейство Тыквенные

  1. Эхиноцистис лопастный  Echinocýstis lobáta

Семейство Сложноцветные  Compositae (Asteraceae)

  1. Мать-и-мачеха обыкновенная  Tussilago farfara
  2. Одуванчик лекарственный  Taraxacum officinale
  3. Полынь горькая  Artemisia absinthium
  4. Полынь обыкновенная  Artemisia vulgaris
  5. Репейник паутинистый  Arctium tomentosum
  6. Золотарник канадский Solidágo canadénsis

   На всём протяжении тропы нами учтены следующие типы леса (Рис. 12):  сосновый (молодняк, среднеспелый, спелый), березняк (среднеспелый), смешанный лес, осинник (молодой, среднеспелый). Подробная лесотаксационная характеристика дана в таблице 2.  

  Рис. 12. Типы леса тропы.

   Особенностью тропы является то, что по разным сторонам тропинки можно увидеть разные типы леса. В начале и конце тропы отмечены небольшие несанкционированные свалки и единичный мусор, по ходу тропы – кострища (3 места), кирпичная кладка, фрагменты бетонных плит.  

   Характерной особенностью нашей тропы являются заросли некоторых адвентивных видов: пузыреплодника калинолистного, золотарника канадского, снежноягодника белого (Рис. 13).

Рис. 13. Заросли адвентивных видов (А – пузыреплодник калинолистный; Б – золотарник канадский).

Таблица 2. Лесотаксационная характеристика насаждений тропы[1, 10].

№

Состав древостоя

Подле-сок

Под-

рост

Тип леса

Сухос

той/

Валеж

Антропогенный фактор

Следы деятель-ности живот-

ных

Фаут-ность

1

8Кл2Ив

М

 Кл

К(я)

Кленарник  плантанолистный с примесью ивы с подростом из клёна плантанолистого и ясенелистного малиновый вейниково-разнотравный

-/-

Несанкционирован-ная свалка, единичный мусор, асфальтовая дорожка

-

+

2

Пп

Ш

К(д)

-

Поляна

отдельные Кл пузыреплоднико-шиповниковый-карагановый вейниково-вербейниково-разнотравный

-/-

Единичный мусор, асфальтовая дорожка

-

-

3

7С3Д+ ед. Дк

М

С

Д

Дк

Сосняк дубовый с единичными красными дубами малиновый вейниково-вербейниково-разнотравный

+/-

Асфальтовая дорожка, обожженные комли

Дупла

+

4

Д

Поляна отдельные красные дубы единичные сосны

вейниково-разнотравный

-/-

Кострище, асфальто-вая дорожка, обожженные комли

Дупла

-

5

Ос

Молодняк осины разнотравный

-/-

Асфальтовая дорожка

-

-

6

8О2Б

Л

Б

Осинник  с примесью берёзы лещиновый папоротниково-снытьево-живучково-будровый

Остатки бетонных плит, асфальтовая дорожка, вырубка

7

10О + ед. Д

Л

Ос

Д

Осинник с единичным дубом лещиновый осоковый

Асфальтовая дорожка, остатки строительного мусора

Дупла, гнезда

8

С

Сосняк молодой будрово-жывучково-осоковый

+/+

Асфальтовая дорожка

-

9

8Ос2Ол(с)+ ед. Д

Л

Ос

Осинник ольховый с единичным дубом лещиновый  живучково-будровый

+/-

Асфальтовая дорожка, щебень

Дупла, следы питания дятла

10

7Б3Ос +ед. С

Л Пп Ш

Б Ос

Березняк осиновый с единичными  соснами лещиновый шиповниково-пузыреплодниковый  

+/-

Асфальтовая дорожка, вырубка

Дупла, гнезда

11

8С2Е + ед. Д

Л Б(б)

Е

Сосняк с примесью ели единичного дуба еловый бересклетовый лещиновый осоково-зеленчуково-копытневый

+/-

Сеть тропинок, вырубка

Кротовины, дупло

-

12

8С2Е

Л

Е

Сосняк с примесью ели еловый лещиновый осоково-снытьевый-зеленчуково-будрово-жывучковый

+/-

Сеть тропинок, кострище

Кротовины

+

13

6Ос1Ол(с)1Кл1Д+ед. С ед. Р

Л

Ос

Осинник с примесью клёна ясенелистного, ольхи серой, дуба черешчатого, сосны обыкновенной с подростом осины, лещиновый, осоково-зеленчуково-копытневый

+/+

Единичный мусор, кирпичная кладка

Кротовины

-

Обозначения: 1) деревья: Б – береза бородавчатая, Д – дуб черешчатый, Дк – дуб красный, И – ива, Кл – клен платанолистный, К(я) – клен ясенелистный, Ол(с) – ольха серая, Ос – осина обыкновенная, Р – рябина обыкновенная  2) кустарники: Б(б) – бересклет бородавчатый, К(д) – карагана древовидная, Л – лещина обыкновенная, М – малина лесная, Ч – черемуха обыкновенная

2.4. Рабочий проект обустройства трассы тропы.

   Рабочий проект тропы включает:

1) топографический план местности, включающий трассу экологической тропы (Рис. 9);

2) генеральный план с указанием размещения остановок, информационных точек, информационных стендов, информационных и вопросительных аншлагов, указателей (Рис. 14);

3) фрагменты отдельных участков экологической тропы в более крупных масштабах (Приложение I);

4) перечень информационных стендов, аншлагов и указателей экологической тропы (Табл. 3).

   Табл. 3. Перечень информационных стендов, аншлагов и указателей экологической тропы.

№

Название

Кол-во

Названия

1

Информационный стенд

4

1.Правила поведения на тропе.

2.Экологическая тропа “Сказы Калужского бора”.

3.Древесные растения тропы.

4.Травянистые растения тропы.

2

Информационный аншлаг

1.Золотарник

2.Пузыреплодник

3.Шиповник

4.Снежноягодник

5.Вейник

6.Клён

7.Дудник

8.Дуб красный

9.Черемуха

10.Лещина

11.Осина

12.Берёза + раковая опухоль + чага

13.Первоцвет

14.Осока

15.Молодые сосны

16.Папоротник

17.Крапива

18.Живучка

19. Дупло

20.Дерево дятла

21.Рога оленя

22.Бересклет

23.Кислица

24.Сосна

25.Ель

26.Воронка

27.Копытень

28.Сныть

29.Чистотел

3

Вопросительный аншлаг

5

Что это за дерево? (берёза, сосна, ель, осина, дуб).

4

Информационная точка

9

1. Наш  бор (начало тропы).

2. Сказы  Калужского бора (у 1 стенда).

3. Гости  бора (пузыреплодник, снежноягодник, шиповник).

4. Козья ножка (сныть).

5. Лошадиные хвосты (хвощ, молодые сосны).

6. Птичья полянка (дуб, дерево дятла, дупла, папоротник).

7. Заячья капустка (кислица).

8. По следам оленя Золотое копытце (копытень).

9. Ласточкина трава (чистотел).

5

Информационная станция

6

1. Перуново дерево (дуб).

2. Чёртовы деревья (осина).

3. Поляна чечевичек (берёза, первоцвет).

4. Колдуньин куст (бересклет).

5. Сторожилы  бора (ель, сосна).

6. Загадочный клад (подведение итогов тропы).

6

Информационные области

6

1.Змеиное царство.

2.Ворота желаний.

3.Просека бессмертия.

4.Птичья столовая.      5.Сосновые скалы.   6.Гномье царство.

7

Указатели

15

Экотропа

Рис. 14. Генеральный план тропы.

                         2.3.  Информационный ресурс №1 “Сказочные растения бора”.

      Из числа учтённых растений нами выбрано 17 видов для информационного ресурса №1: сосна обыкновенная (Pínus sylvéstris), ель обыкновенная (Pícea ábies), дуб обыкновенный (Quércus róbur), осина обыкновенная (Pópulus trémula), бересклет бородавчатый (Euonymus verrucosus),  копытень европейский (Ásarum europaéum), чистотел большой (Chelidónium május), сныть обыкновенная (Aegopódium podagrária), кислица обыкновенная (Óxalis acetosélla), первоцвет весенний (Primula vulgaris), хвощ (Equisetum sp.), папоротник (Polypodióphyta sp.), ландыш майский (Convallaria majalis), орешник обыкновенный (Córylus avellána), крапива двудомная (Urtíca dióica), дудник лесной (Angélica sylveśtris), берёза повислая (Bétula péndula).

   Выбранные растения распределены по информационным точкам и станциям (Табл. 3, рис. 14). На каждой информационной точке или станции экскурсовод обращает внимание на внешний вид растения (показывает его в природе и на информационном стенде) и рассказывает о нём (Приложение IV).

Заключение

   В процессе исследования  получены следующие результаты:

  1. Определён маршрут экологической тропы “Сказы Калужского бора”.
  2. Проведена оценка современного состояния экотропы (выявлен ландшафт и микрорельеф, учтены растения и типы леса).
  3. Разработана концепция экотропы: топографический план местности с трассой тропы, генеральный план, перечень информационных стендов, аншлагов и указателей.
  4. Разработан информационный ресурс №1 для учеников 1-7 класса.

   Несмотря на результативность проведенной работы, требуются дальнейшие мероприятия по организации экскурсий на тропе: составление паспорта тропы, получение постановления органов власти о создании тропы, обустройство тропы на местности.

   Приносим искренние благодарности за ценные консультации и  помощь в определении видов растений к. б. н. Шмытову А. А.,  к. б. н. Телегановой В. В., к. б. н. Решетниковой Н. М.  

ЛИТЕРАТУРА

1.Афонин А.В. Экологические тропы России. - М.: ПК Литфонда России, 1993. - 36 с.

2.Губанов И.А., Киселева К.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Определитель сосудистых растений центра европейской России. 2-е изд. – М.: Аргус, 1995  

3.Калужская флора: аннотированный список сосудистых растений Калужской области / Н. М. Решетникова, С. Р. Майоров, А. К. Скворцов, А. В. Крылов, Н. В. Воронкина, М. И. Попченко, А. А. Шмытов. - М. : Товарищество науч. изд. КМК, 2010. – 548 с., ил., 212 с.

4.Космоснимок “Калужского Городского бора”  URL: http://wikimapia.org/22249822/ru/ (дата обращения: 15.01.2013)

5.Котов Л. Ф. О чем поведал Калужский бор : [Ист.-краевед. Очерки] . – Калуга: Золотая аллея , 1993. – 238 с., ил.

6.Краткий определитель мохообразных Подмосковья / Е.А. Игнатова, М.С. Игнатов, В.Э. Федосов, Н. А., Константинова. - Издательство: КМК, Товарищество научных изданий "КМК", 2011.  - 320 с.

7.Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с., ил.

8.План лесонасаждений памятника природы Федерального значения “Калужский Городской бор” (Лесоустройство 2006г.), масштаб 1: 5000

9.Проект организации и ведения лесного хозяйства памятника природы федерального значения “Калужский Городской бор” Городской управы Городского округа города Калуги. Том I: Пояснительная записка, 2006, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, ФГУП “Западное государственное лесоустроительное предприятие”

10.Сукачев С.В. Методические указания к изучению типов леса - М.: Изд-во АН СССР, 1961. –144 с.

11.«Тропа в гармонии с природой». Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М. : «Р. Валент», 2007. - 176 с.

12.Физическая география и природа Калужской области. – Калуга: Изд-во Н. Бочкарёвой, 2003. – 272 с.

13.Щербаков А. В.. Майоров С. Р. Инвентаризация флоры и основы гербарного дела: Учебное пособие. – Калуга: Изд-во Клевер, 2004 – 65 с.

14. Ignatov  M.S.,    Afonina    O.M., Ignatova E.A. et al.  2006. Check-list of mosses of East Europe and North Asia. --Arctoa 15: 1-130. URL:  http://www.arctoa.ru/ru/ (дата обращения: 1.09.2017)

15. Дедю И.И. "Экологический энциклопедический словарь". - Кишинев, 1990 г. – 406 с. URL: http://www.cnshb.ru/AKDiL/0039/default.shtm (дата обращения: 15.09.2017)

ложение III.

Мастер-класс “Камушек-удачи”.

   Само растение клевер издавна нёс в себе магическое значение. В Египте этот символ изображался на зеркалах, в Индии – вышивался на одеждах и платках. Индейцы же чертили лист клевера на скалах, дабы привлечь себе удачу на охоте. И у варягов этот символ прослеживается в прикладном искусстве. Верили в необыкновенную силу клевера и древние христиане. Но, считали наши предки, особой силой растение обладает в лунные ночи, дни солнцестояния. А уж в ночь с 22 июля на 23 — на Ивана Купалу ему, по легенде, и вовсе нет равных! Не столь важно было, где удалось найти четырехлистный клевер, а когда это произошло.В это время в древности собирали и сушили даже трёхлистный клевер, складывали в торбочку или маленький мешочек и носили как талисман на груди. Люди верили, что растение обладает великой силой, отводит беды и хранит счастье того, кто имеет всегда с собой этот чудесный талисман.

Время проведения: после прохождения экотропы.

Место проведения: “СОШ №26” г. Калуга.

Длительность: 30 – 45 минут.

Необходимое оборудование: камни (вымытые и просушенные, выдаются на последней информационной точке тропы), кисти, акриловые краски, простые карандаши, ластики, влажные салфетки, зубочистки, стаканчики с водой, старые газеты, тычки.

Пошаговое описание:

  1. Рисуем на бумаге пробный четырёхлистный клевер.

  1. Нарисовать простым карандашом квадрат по середине камня аналогично нарисованному на бумаге.

  1. Разделить простым карандашом квадрат на 4 части.

  1. Разделить каждый маленький квадрат простым карандашом по диагонали на две части.

   

  1. В каждом маленьком квадрате нарисовать лист клевера и ножку.

 

  1. Обвести границы лепестков и ножки зеленой акриловой краской.

   

  1. Закрасить лепестки клевера и ножки зелёной акриловой краской.

  1. Тычками (ватными палочками или зубочистками) нарисовать точки по контуру камня.

   

  1. Покрыть лепестки клевера вторым слоем зелёной краски.


Поделиться:

Юрий Визбор. Милая моя

Большое - маленькое

Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?

За чашкой чая

Белый лист