В своей работе члены экологического объединения "Поколение ЭКО" проводят анализ экологического состояния школьных помещений, делают выводы и предлагают пути решения проблемы
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_monitoring.docx | 27.94 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей
г.о. Электрогорск
Областной конкурс научно - исследовательской и проектной деятельности «Юный исследователь»
Секция: естественные науки
Исследовательский проект
на тему:
«Мониторинг экологического состояния школьных помещений»
Работу выполнили
учащиеся 9 класса МОУ Лицей
Грунина Александра
Скворцова Ирина
Руководитель:
Строчкова Оксана Николаевна
учитель географии МОУ Лицей,
г.о. Электрогорск
контактный телефон: 8-49643-32315 (раб.)
8-905-591-68-08 (моб.)
e-mail: Oksana_strochkov@mail.ru
Электрогорск 2019 год
Оглавление
Введение
- Актуальность выбранной темы
- Гипотеза
- Цели
- Задачи
- Методы исследования
- Объект и предмет исследования
Основная часть
- Оценка размещения школы в микрорайоне
- Оценка вместимости школьных кабинетов
- Оценка внутренней отделки помещений и дизайна,
- Измерение воздушно-тепловых параметров и освещенности кабинетов
- Изучение качества оборудования, мебели и её расстановки
- Опыт создания и работа санитарной дружины в МОУ Лицей
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Анализируя сведения о состоянии здоровья учащихся МОУ Лицей, нами установлено, что более 90% учащихся болели хотя бы 1 раз за год, а более 60% болеют 2-3 раза в году. И только менее 10% не болели ни разу в течение учебного года.
Причины снижения уровня здоровья многообразны. Однако влияние школы, где учащиеся проводят большую часть своего времени, на растущий и развивающийся организм тоже очень велико. Здоровье детей – это общая проблема педагогов, медиков и родителей. Однако решить проблему невозможно без участия самих учащихся. Поэтому исследование школьной среды с экологической точки зрения, решение проблемы создания здоровой среды для школьников в настоящее время являются актуальными.
Гипотеза: Санитарно-гигиенические условия МОУ лицей соответствуют нормам и учащимся комфортно обучаться в нашем учебном заведении.
Цель исследования: изучить санитарно-гигиенические условия в школе как экологический фактор школьной среды, оказывающий влияние на здоровье учащихся.
Задачи исследования:
- изучить санитарно-гигиенические требование и нормы, предъявляемые к школьной среде, как среде обитания учащихся;
- оценить состояние среды школьных кабинетов и её возможное влияние на здоровье учащихся;
- предложить меры по созданию экологически безопасной для учащихся школьной среды.
Методы исследования:
Место исследования: Московская область, г.о. Электрогорск, МОУ Лицей
Объект: школьная среда МОУ Лицей.
Предмет исследования: экологическое состояние школьных кабинетов.
Время исследования: 2017-2018 учебный год.
Объектом данного исследования явилась школьная среда. Так как большую часть времени ученик пребывает в школьном кабинете, предметом исследования стало их экологическое состояние. С этой целью были подробно изучены следующие параметры школьной среды:
1.Размещение школы в микрорайоне.
2.Экологическое состояние школьных кабинетов: вместимость, параметры внутренней отделки помещений, воздушно - тепловые параметры, параметры освещенности, качество оборудования, мебели и их расстановки.
Все исследования имели целью выявить благоприятные и неблагоприятные факторы в экосистеме школьного кабинета и предложить меры по созданию экологически безопасной для учащихся школьной среды.
Методика оценки размещения школы в микрорайоне
Для проведения оценки размещения школы в микрорайоне использовалась простейшая методика.
Методы исследования: визуальный осмотр территории, измерения расстояния (шагом), сравнение с данными СанПиН 2.4.2.№-178-02 и анализ результатов.
Порядок выполнения работы и обработки результатов:
деревьев и кустарников, передней красной линии участка.
Оценка размещения школы в микрорайоне
Наименование параметра | Требования СанПиН 2.4.2.№-178-02 | Результат исследования |
Расстояние от школы до автотранспортной магистрали | 100- 170 м | Менее 50 метров |
Расстояние до мест общественного пользования | _ | ФОК Лидер – 50 метров, бульвар – 10 метров |
Расстояние от школы до жилых домов, детских учреждений | _ | До магазина – 500м, до детского сада – 0 м (лицей и детский сад находятся на стыке), до жилых домов –50 - 100 м |
Расстояние от учебного здания до деревьев и кустарников | Деревья не ближе 15м, кустарники не ближе 5м | Расстояние до деревьев м. Кустарники отсутствуют |
Ограждение участка | Забор высотой 1,5м | Металлический забор высотой 1,5м |
Выводы: Данная школа была открыта в 1978 году. До 2010 - 11 года расположение школы соответствовало санитарным нормам и правилам. В связи с постройкой бульвара и ФОК «Лидер» вблизи школы стала проходить транспортная магистраль с регулярным движением на расстоянии не соответствующей норме. Для безопасности движения рядом с границей участка проложена пешеходная дорожка, установлен «лежачий полицейский» и пешеходный переход. Вдоль дороги высажены кустарники, сохранились посадки деревьев. Это позволяет снизить фактор риска дорожно-транспортных происшествий с участием детей, уровень шума и влияние автомобильных выбросов на загрязнение атмосферного воздуха на территории школьного земельного участка. Крупных промышленных предприятий в непосредственной близости нет. Однако при неблагоприятных погодных условиях шлейф выбросов в атмосферу с предприятий «Феррейн» и «Кроношпан» достигает школы. Перед зданием имеются цветники, посажены деревья. Однако голубые ели высажены очень близко, что является нарушением санитарных норм. Таким образом, выяснилась проблема благоустройства территории, требующая обязательного решения.
Методика оценки вместимости школьных кабинетов
Вместимость школьных помещений первоначально определяет уровень комфортности для ученика и количество воздуха, которое обеспечивает нормальное функционирование организма одного ученика.
Методы исследования: измерения расстояния, площади, объема, сравнение с данными СанПиН 2.4.2.№-178-02 и анализ результатов.
Порядок выполнения работы и обработки результатов:
Оценка площади и кубатуры кабинетов в перерасчете на 1 человека.
В МОУ Лицей учится на начало текущего учебного года 986 учеников. При этом в среднем наполняемость каждого класса - около 25 человек.
Выводы: Анализ данных, показал, что площадь нескольких учебных кабинетов ниже нормы. Это определяет возникновение такой проблемы как недостаточная обеспеченность учащихся жизненным пространством. Показатели кубатуры воздуха на 1 человека в пределах нормы. Однако это не должно сказываться на режиме проветривания помещения. Он обеспечит состояние ряда показателей микроклимата на должном уровне.
Методика оценки внутренней отделки помещений и дизайна
Методы исследования: визуальный осмотр.
Выводы: Известно, что при южной ориентации помещений рекомендуются более холодные тона окраски их стен (светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый), при северной - более теплые (желтовато-охристый, светло-розовый, бежевый). В нашем случае с ориентацией окон на юг и юго-восток подходят более холодные тона. Присутствие извести облегчает процесс поглощения избытка влаги и вредных газов. Вместе с тем присутствие линолеума хоть и улучшает внешний вид кабинета, но может быть причиной выделения вредных веществ.
Методика измерения воздушно-тепловых параметров и освещенности кабинетов
Метод исследования: измерение температуры и влажности с помощью приборов
Оборудование: психрометр, термометр, рулетка.
Выводы: В результате исследования было зафиксировано не соответствие температурного режима в отдельных кабинетах. Это объясняется южным и юго-восточным расположением этих кабинетов и присутствием в момент измерения учащихся т.к. проходили уроки. Этими же причинами объясняется недостаточная влажность в кабинетах 14 и 23. Также наблюдается несоответствие норм освещенности в кабинетах 22 и 14.
Методика изучения качества оборудования, мебели и её расстановки
Качество оборудования и правильно подобранная мебель способствует сохранению работоспособности и сохранению здоровья школьника.
Метод исследования: визуальный осмотр, сравнение с санитарными нормами.
Порядок выполнения работы и обработки результатов:
Вывод: Нами отмечено, что в большинстве кабинетов устанавливается новая мебель. Она имеет хорошее моющееся покрытие, приемлемую цветовую гамму. Изготовлена мебель из ДСП, что оценивается нами как фактор риска для загрязнения воздуха парами вредных веществ. Чтобы снизить их влияние и повысить износоустойчивость крышки парт покрывают матовым лаком. В кабинетах установлены учебные доски зеленого цвета. Однако не все параметры расстановки парт соблюдаются. Прежде всего, недостаточное расстояние до учебной доски и до внешней стены. Это может привести к возникновению повышенной утомляемости газ, возникновению близорукости, а также причиной простудных заболеваний. В большинстве кабинетов у задней стены установлены шкафы. [5]
Опыт создания и работа санитарной дружины в МОУ Лицей
Таким образом, осуществляя проект исследования, мы получили не только характеристику школьной среды но и постарались оценить её безопасность для здоровья. Проанализировав с экологической точки зрения состояние МОУ Лицей, мы пришли к следующим выводам:
1. Она является самой крупной школой города.
2. Школа имеет большой земельный участок, требующий благоустройства.
3. Большая наполняемость школы требует двухсменной бесперебойной работы.
4. К числу насущных экологических проблем школьной среды можно отнести:
- поддержание в норме воздушно-теплового режима в кабинетах,
- их озеленение;
- использование безопасных отделочных материалов,
- изменение дизайна и цветовой гаммы некоторых кабинетов;
- пополнение школьных кабинетов современным оборудованием и обеспечение его сохранности;
- корректировка и соблюдение правил размещения мебели.
Учащиеся способны не только правильно оценить достоинства и недостатки своей школы, её учебных помещений, но и предложить реальную помощь в решении ряда проблем.
Инициативная группа учеников МОУ Лицей, проводившая экологический мониторинг, обратилась в ученический комитет МОУ Лицей с предложением о создании санитарной дружины. В состав санитарной дружины от каждого класса вошло по 4 человека. Целью данной дружины было наблюдение за воздушно-температурным режимом в кабинетах МОУ Лицей, наблюдение за исправностью электрических ламп в кабинетах, поддержание нормы влажности, а также полив цветов. В начале учебного дня мальчики встречали приходящих в школу учеников и проверяли у них наличие сменной обуви. При отсутствии сменной обуви ребятам предлагались одноразовые бахилы или возможность помыть обувь. Обучающиеся попросили о помощи родителей с целью проведения генеральной уборки школы в конце каждой четверти. Учащиеся совместно с родителями протирали пыль на шкафах, подоконниках, поверхность парт. Каждые две недели инициативная группа проводила замеры показателей воздушно-теплового режима с целью контроля изменения экологической ситуации. Последующие измерения были занесены в таблицу. [4]
Заключение
Школа напоминает город в миниатюре. Как и город, она существует за счет поступления в неё энергии и ресурсов. Её главные обитатели – ученики, учителя и те, кто обеспечивает её бесперебойное функционирование. [6] К числу задач современной школы относится не только воспитание и обучение подрастающего поколения россиян, но забота об их состоянии здоровья.
На качество и безопасность школьной среды способны оказать влияние следующие факторы:
- размещение школы;
- вместимость;
- воздушно – тепловые параметры микроклимата школьных кабинетов
- параметры внутренней отделки помещений;
- параметры освещенности;
- качество оборудования, мебели и их расстановки.
Тема исследования многогранна и до конца нами не раскрыта. Однако она у учащихся вызвала интерес и желание не только продолжить её изучение, но находить пути решения установленных экологических проблем. На территории школы в ближайшее время будут проведены экологические субботники, в мае будет высажена рассада однолетников. И помните, все в ваших руках!
Список использованной литературы
1.Алексеев, С.В. Экология. Учебное пособие для учащихся 10-11 кл общеобразоват. учреждений [Текст]/ С.В.Алексеев. –СПб: СМИО Пресс, 1999.- 240с.
2.Биология и экология.10 – 11 классы: проектная деятельность учащихся [Текст]/ авт. – сост. М.В.Высоцкая.- Волоград: Учитель, 2008. – 203с.
3. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений.СанПин 2.4.2. 1178 – 02 [Электронный ресурс]/ www.school.edu.ru // - 2009.- 10 октября.
4.Кирпичев, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: пособие для учителя [Текст]/ В.И.Кирпичев. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 144с.
5.Кузьмина, Е. Комнатные растения – наши защитники [Текст]/ Е.Кузьмина// Мои любимые цветы.- 2008. №22(82), октябрь. С.2-3.
6.Миркин, Б.М. Экология России. Учебник для 9 -11 кл. общеобразоват. школы [Текст]/ Б.М.Миркин, Наумова Л.Г. –М.: Устойчивый мир, 2000.- 272с.
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Для чего нужна астрономия?
Рисуем крокусы акварелью
Простые новогодние шары из бумаги
Заколдованная буква