• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Математика ан клетчатой бумаге

Опубликовано Назарова Ольга Владимировна вкл 22.05.2019 - 17:17
Назарова Ольга Владимировна
Автор: 
Истомина Кристина

Решение задач – практическое искусство, подобное

плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано;

научиться ему можно, только подражая хорошим

образцам и постоянно практикуясь»

Д. Пойя

     Увлечение математикой часто начинается с размышления над какой-то особенно понравившейся задачей. Богатым источником таких задач служат различные олимпиады – школьные, городские, дистанционные, международные. Мы рассмотрели множество разноплановых заданий и выделили группу задач, подход к решению которых нам показался интересным и оригинальным. Это задачи на клетчатой бумаге. У нас возник            2.Задачи на нахождение площади многоугольника. Формула Пика.

 

Формула Пика

Сюжет будет разворачиваться на обычном листке клетчатой бумаги.

Линии, идущие по сторонам клеток, образуют сетку, а вершины клеток – узлы этой сетки. Нарисуем на листе многоугольник с вершинами в узлах (рис. 1) и найдем его площадь. Искать её можно по-разному. Например, можно разрезать многоугольник на достаточно простые фигуры, найти их площадь и сложить.

 

Рис. 1

Но тут нас ждёт много хлопот. Давайте «схитрим»: вычислим площадь заштрихованной фигуры, которая «дополняет» наш многоугольник до прямоугольника АВСD, и вычтем её из площади прямоугольника. Заштрихованная фигура легко разбивается на прямоугольники и прямоугольные треугольники, и её площадь вычисляется без усилий.

Итак, хотя многоугольник и выглядел достаточно просто, для вычисления его площади нам пришлось потрудиться. А если бы многоугольник выглядел более причудливо?али вопросы: в чём заключается особенность таких задач, существуют ли специальные методы и приёмы решения задач на клетчатой бумаге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Математика на клетчатой бумаге13.57 КБ
Office presentation icon Математика на клетчатой бумаге385.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Математика на клетчатой бумаге"

Объект исследования: задачи на клетчатой бумаге

Предмет исследования: многообразие задач на клетчатой бумаге, методы и приёмы их решения.

Методы исследования: моделирование, сравнение, обобщение, аналогии, изучение литературных и Интернет-ресурсов.

Основная цель исследования заключается в расширении знаний о многообразии задач на клетчатой бумаге, о приёмах и методах решения этих задач.

Для достижения поставленной цели предусматриваем решение следующих задач:

  • Подобрать необходимую литературу
  • Отобрать материал для исследования, выбрать главную, интересную, понятную информацию
  • Проанализировать и систематизировать полученную информацию
  • Найти различные методы и приёмы решения задач на клетчатой бумаге
  • Создать электронную презентацию работы для представления собранного материала одноклассникам.

 

Гипотеза: возможно, многообразие задач на бумаге в клеточку, их «занимательность», отсутствие общих правил и методов решения вызывают у школьников затруднения при их рассмотрении. Предположим, что при более внимательном исследовании задач на клетчатой бумаге, мы убедимся в их востребованности, оригинальности, полезности.

Задачи на бумаге в клетку помогают как можно раньше формировать геометрические представления у школьников на разнообразном материале.

При решении задач на клетчатой бумаге нам будут нужны смекалка, геометрическое воображение и достаточно простые геометрические сведения, которые известны всем.

При решении таких задач возникает ощущение красоты, закона и порядка в природе.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи на клетчатой бумаге. Формула Пика. Автор: Корнева Валентина Николаевна учитель математики МОУ Романовская СОШ

Слайд 2

Содержание. Глава 1. Введение. Цель и задачи работы. Глава 2. Формула Пика. Глава 3. Задачи на клетчатой бумаге в материалах ЕГЭ Глава 4. Заключение. Глава 5 . Библиография.

Слайд 3

«Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано; научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь» Д. Пойя

Слайд 4

Глава.1 Введение. Цель и задачи работы. При решении задач обучающиеся часто оказываются в затруднении при встрече с задачами на клетчатой бумаге. Возникли вопросы: в чём заключается особенность таких задач, существуют ли специальные методы и приёмы решения задач на клетчатой бумаге.

Слайд 5

Гипотеза : многообразие задач на бумаге в клеточку, их «занимательность», отсутствие общих правил и методов решения вызывают у школьников затруднения при их рассмотрении При более внимательном исследовании задач на клетчатой бумаге, мы убедимся в их востребованности, оригинальности, полезности.

Слайд 6

Глава 2. Формула Пика Линии, идущие по сторонам клеток, образуют сетку, а вершины клеток – узлы этой сетки. Нарисуем на листе многоугольник с вершинами в узлах (рис. 1) и найдем его площадь. Искать её можно по-разному. Например, можно разрезать многоугольник на достаточно простые фигуры, найти их площадь и сложить. Но тут нас ждёт много хлопот (попробуйте!). Давайте «схитрим»: вычислим площадь заштрихованной фигуры, которая «дополняет» наш многоугольник до прямоугольника АВС D , и вычтем её из площади прямоугольника. Заштрихованная фигура легко разбивается на прямоугольники и прямоугольные треугольники, и её площадь вычисляется без усилий.

Слайд 7

Пусть АВС D – прямоугольник с вершинами в узлах и сторонами, идущими по линиям сетки. Обозначим через В количество узлов , лежащих внутри прямоугольника, а через Г – количество узлов на его границе. Сместим сетку на полклетки вправо и полклетки вниз. Тогда территорию прямоугольника можно «распределить» между узлами следующим образом: каждый из В узлов «контролирует» целую клетку смещённой сетки, а каждый из Г узлов – 4 граничных не угловых узла – половину клетки, а каждая из угловых точек – четверть клетки. Поэтому площадь прямоугольника S равна S = В + + 4 · = В + -1

Слайд 8

Это и есть формула Пика. S = В + - 1 .

Слайд 9

. Проверить формулу Пика для многоугольника на рисунке 1. В = 14, Г = 8. По формуле Пика: S = В + - 1 . S = 14 + 8/2 – 1 = 17 Ответ: 17 кв. ед.

Слайд 10

Если многоугольник можно разрезать на треугольники с вершинами в узлах сетки, то для него верна формула Пика. Попробуйте вычислить площади многоугольников с рисунка , используя формулу Пика. Правда ведь, легко получается!

Слайд 11

Глава 3. Задачи на клетчатой бумаге в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по математике.

Слайд 12

На клетчатой бумаге с клетками размером 1 см 1 см изображен треугольник . Найдите его площадь в квадратных сантиметрах. По формуле Пика: S = В + - 1 . В = 12, Г = 6 S = 12 + 6/2 – 1 = 14 (см²) Ответ: 14

Слайд 13

Найдите площадь четырехугольника, изображённого на рисунке с квадратной сеткой 1 × 1(см) Найдём S площадь четырёхугольника, изображённого на клетчатой бумаге по формуле Пика: S = В + - 1 В = 8, Г = 7. S = 8 + 7/2 – 1 = 10,5 (см²)

Слайд 14

Глава 4. Заключение. В процессе исследования рассмотрены задачи на вычисления площади фигур, заданные на клетчатой бумаге, которые отличаются от обычных задач, изложенных в действующих учебниках и задачниках по математике. Данная тема достаточно многогранна, задачи на клетчатой бумаге многообразны, методы и приёмы их решения также разнообразны.

Слайд 15

Глава 5. Библиография Жарковская Н. М., Рисс Е. А . Геометрия клетчатой бумаги. Формула Пика // Математика, 2009, № 17, с. 24-25. Задачи открытого банка заданий по математике ФИПИ. Смирнова И. М., Смирнов В. А . Геометрия на клетчатой бумаге. – М.: Чистые пруды, 2009. Смирнова И. М., Смирнов В. А . Геометрические задачи с практическим содержанием. – М.: Чистые пруды, 2010.

Поделиться:

Юрий Визбор. Милая моя

Астрономический календарь. Февраль, 2019

Загадочная система из шести экзопланет

Солнечная система. Взгляд со стороны

Пятёрки