• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

ИЗУЧЕНИЕ ЦИАНОТИПИИ КАК ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ ФОТОГРАФИИ БЕЗ КАМЕРЫ

Опубликовано Дудкина Екатерина Владимировна вкл 17.06.2019 - 21:51
Дудкина Екатерина Владимировна
Автор: 
Зотов Антон

Цель проекта: получить опытным путём различные фотоотпечатки без применения фотокамеры, используя метод цианотопии

Задачи исследования:

-  изучить историю возникновения фотографий;

-  сравнить методы получения первых фотографий;

-  изучить цианотипию;

-  получить свои неповторимые снимки, фотоотпечатки методом цианотипии.

Гипотеза: при наличии необходимых материалов и создании определённых условий возможно получить фотографии методом цианотипии

Методы исследования: изучение литературы по данное проблеме, поиск Интернет – ресурсов, наблюдение, сравнение

 Актуальность проекта заключается в том, что можно не только любоваться чужими фотографиями, но и создавать свои. Можно разнообразить свой досуг и проводить время с пользой.

Объект:  фотоснимок

Предмет: процесс создания фотоснимка

Практическая значимость проекта состоит в создании уникальной авторской фотографии, используя метод цианотипии. Это способствует развитию воображения, мышления, учит видеть прекрасное и передавать детали.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИЗУЧЕНИЕ ЦИАНОТИПИИ КАК ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ ФОТОГРАФИИ БЕЗ КАМЕРЫ47.25 КБ

Предварительный просмотр:

        

IX МУНИЦИПАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗАТО АЛЕКСАНДРОВСК «ЗОЛОТОЙ РОСТОК. ЮНИОР»

ИЗУЧЕНИЕ ЦИАНОТИПИИ КАК ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ ФОТОГРАФИИ БЕЗ КАМЕРЫ

Автор: Зотов Антон Андреевич,

3б класс, МАОУ «СОШ № 279»,

Научный руководитель:

Дудкина Екатерина Владимировна,

учитель начальных классов,

МАОУ «СОШ № 279»

        ЗАТО Александровск

2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….   2

ГЛАВА I. Цианотипия – фотография без фотокамеры…..………………….      3    

1.1. История возникновения фотографии…………………………………………     4

1.2. Процесс цианотипии…  ………………...……………………………………       5

            ГЛАВА II. Цианотипия.  Печать в домашних условиях………….………….     8

2.1. Домашняя фотолаборатория из подручных средств ……………………..         8

2.2. Приготовление рабочего раствора для цианотипии………………………….    8

2.3. Создание светочувствительной бумаги………………………………………     9

2.4. Создание определённого негатива для желаемого результата.………………   9

2.5 Получение фотоотпечатка ……………………………………………………..   10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….   11

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………….    12

            ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..  13

Введение

 Трудно представить сегодняшний мир без фотографии. Она занимает огромное место в жизни современного человека. Без фотографий не обходится ни один праздник, ни одно путешествие, ни одно значимое в жизни событие. Думаю, я смело могу утверждать, что семейная фотография есть в каждом доме. С помощью фотографий мы можем вернуться в прошлое, изучить историю, перенестись в любую часть земного шара, познакомиться с тем, что нам неведанно. Фотография показывает нам красоту, эмоции и чувства.  Благодаря фотографии, мы можем проиллюстрировать свои работы.

 Фотоаппараты в современном мире, конечно же, значительно облегчают процесс запечатления настоящего. И мне очень стало интересно, как же получались фотоснимки в прошлом, какие для этого были нужны условия, можно ли самостоятельно сделать фотографию без фотокамеры. Этому и будет посвящена моя работа.

Цель проекта: получить опытным путём различные фотоотпечатки без применения фотокамеры, используя метод цианотопии.

Задачи исследования:

-  изучить историю возникновения фотографий;

-  сравнить методы получения первых фотографий;

-  изучить цианотипию;

-  получить свои неповторимые снимки, фотоотпечатки методом цианотипии.

Гипотеза: при наличии необходимых материалов и создании определённых условий возможно получить фотографии методом цианотипии.

Методы исследования: изучение литературы по данное проблеме, поиск Интернет – ресурсов, наблюдение, сравнение.

 Актуальность проекта заключается в том, что можно не только любоваться чужими фотографиями, но и создавать свои. Можно разнообразить свой досуг и проводить время с пользой.

Объект:  фотоснимок.

Предмет: процесс создания фотоснимка.

Практическая значимость проекта состоит в создании уникальной авторской фотографии, используя метод цианотипии. Это способствует развитию воображения, мышления, учит видеть прекрасное и передавать детали. 

ГЛАВА I. Цианотипия – фотография без фотокамеры

1.1. История возникновения фотографии

Фотография в переводе с греческого языка - это рисование светом, светопись. В изобретение фотографии вложен труд ученых многих поколений разных стран мира.

В IVвеке, до нашей эры, первым открытием в истории фотографии было наблюдение, которое сделал древнегреческий мыслитель Аристотель. Он заметил, что свет, который проникает через узкое отверстие, может проектировать на противоположенной стене изображение в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, размерах и в перевернутом виде.

Приблизительно в Х веке арабский учёный-универсал Ибн аль-Хайсам описал свои опыты с камерой-обскурой. Ученым была установлена связь между четкостью изображения на стене и диаметром отверстия.

В Европе первое описание камеры-обскура появились в ХVI веке.

На следующем этапе необходимо было надежно закрепить изображение на плоскости химическим путем. Но если в оптике предпосылки для изобретения фотографии сложились много веков назад, то в химии они стали возможными только в XVIII веке. Целенаправленную работу по химическому закреплению светового изображения в камере-обскуре ученые и изобретатели разных стран начали лишь спустя столетие. Наилучших результатов добились известные теперь всему миру французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765—1833), Луи-Жак Манде Дагер (1787—1851) и англичанин Уильям Фокс Генри Тальбот (1800—1877). Каждый из них внес свой вклад в изобретение фотографии, но первенство сейчас все-таки оставляют за Ньепсом. Первые опыты Ньепса были в области литографии. Он изобрел новый метод - создание литографических клише из металла. Изображения Ньепс получал с помощью уже всем известной камеры-обскуры. Для фиксации изображения Ньепс использовал битум, растворенный в лавандовом масле. Этим составом он покрывал металлическую пластину с серебром или стекло, немного нагревал ее, чтобы битум равномерно растекся по поверхности. Затем помещал ее в камеру-обскуру, экспозиция, в которой длилась около восьми часов. Появившееся изображение сначала было нечетким,  требовало окончательной проявки. В местах, куда попадал свет, битум становился твердыми и нерастворимыми, а остатки асфальта удалял с помощью кислоты и смеси масла с нефтью. Таким образом, на пластине появлялась картинка, в которой светлые места соответствовали неосвещенным частям объекта, а темные - освещенным. Так в 1826 году была получена первая фотография, которую Ньепс назвал гелиографией.

Это вид из окна его мастерской в Ле Гра.

Луи Жак Мандэ Дагерр концентрирует свое внимание на свойствах йодида серебра, способного изменять цвет под воздействием лучей света. Однажды он оставил серебряную пластину в шкафу с химикатами и заметил, что картинка на ней стала более четкой. Проведя опыты со всеми реактивами, он пришел к выводу, что проявить изображение помогли пары ртути. В качестве фиксирующего раствора, останавливающего и закрепляющего реакцию, Даггер использовал обычную поваренную соль. Этот способ получения постоянного изображения  назывался дагеротипией.

Это изображение аппарата "Дагеротип", с помощью которого Дагер сразу получал позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине:

7 января 1839 года на заседании Парижской Академии Наук было объявлено о его изобретении. Именно этот день считается официальной датой рождения фотографии. Дагеротипиями называли первые фотографии, а увлечение дагеротипией стало всеобщим.

        Справа один из дагеротипов, сохранившихся до наших дней. Обратите внимание на царапины - следы от "затирания" пластин.

Говоря о зарождения фотографии, справедливо будет отметить имя англичанина Bильяма Генри Фокса Тальбота. Им за основу была взята не металлическая пластина, а бумага, которую Тальбот сначала пропитывал азотистым серебром. Потом он понял, что соединения серебра и йода обладают большей светочувствительностью, а излишек калия способен остановить процесс. Поэтому для фиксации изображений он стал использовать не поваренную соль, а калиевую.

Главным вкладом Тальбота в историю развития фотографии является изобретение негатива. При помощи воска Тальбот сделал бумажный негатив прозрачным. Это открытие дало мощный толчок в развитии фотографии, поскольку дагерротипы изготавливались только в одном экземпляре. Поначалу качество бумажных фотографий уступало качеству изображений, полученных на серебряных пластина. Достижения Тальбота не получило достаточного признания, но будущее все-таки было за ними. Ведь с негативов Тальбота можно было получить неограниченное число копий. Получение бумажных негативов изобретатель называл калотипией (калотипии от греч. слов kalos — прекрасный и typos — отпечаток).

Через девять лет он разработал метод мгновенной фотографии и запатентовал его.

1.2. Процесс цианотипии

Наряду с дагеротипией и калотипией в XIX веке появлялись множество других технологий получения фотоотпечатков, которые применялись на заре развития фотографии. Различия заключались в применении в фотохимических реакциях солей серебра, платины и железа. Совершенствуя методы получения фотоотпечатков, ученые продвигали фотографию, делая ее более доступной и интересной широкому кругу людей.

Джон Гершель одним из первых обнаружил, что растворы солей железа проявляли чувствительность к солнечному свету. В июне 1842 года Гершель прочитал в Лондонском Королевском обществе доклад "О химическом воздействии лучей солнечного спектра, на препараты на основе серебра и других веществ, металлов и не металлов, а также о некоторых новых фотографических процессах».

Разработанный Гершелем способ монохромной фотографической печати получил название цианотипия.

Цианоти́пия — бессеребряный фотографический процесс, дающий при фотопечати изображение голубого оттенка.

Суть процесса в том, что смесь растворов ферроцитрата аммония на свету дает нерастворимое соединение, так называемую "берлинскую лазурь" ("турнбулева синь", "прусский голубой"), которая и создает изображение на отпечатке. Закрепление фотоизображения обеспечивалось простым промыванием фотоотпечатка в проточной воде. Отпечатки, полученные таким способом, обладали характерным ярко-синим цветом в полутонах и тенях. До 70-х годов XIX века цианотипия применялась главным образом ботаниками для получения фотограмм растений, затем - фотографами для получения тестовых позитивов. В первой половине XX века она была самым распространенным способом копирования чертежей (так называемые "синьки"). С помощью цианотипии была напечатана первая в мире иллюстрированная фотографиями научная работа. Это была книга Анны Аткинс (Anna Atkins, 1799-1871) - "Водоросли Британии: цианотипийные отпечатки" ("British Algae: Cyanotype Impressions"). Книга была напечатана частями в период с 1843 по 1853 год и содержала 424 полученные фотографическим способом иллюстрации.

Анна Аткинс - выдающаяся английская учёная, ботаник и иллюстратор, одна из первых женщин-фотографов. Она была хорошо знакома со многими английскими учеными своего времени: Уильямом Тальботом и астрономом Джоном Гершелем, разработавшим новый метод печати фотографий, получившим название цианотипия.

Анна сразу же оценила важность фотографии для науки и стала активно ее использовать. Она получала свои иллюстрации так называемым "бескамерным способом". Для создания отпечатков, водоросли размещались на листе, покрытой солями железа бумаги, а затем производилось экспонирование лучами солнечного света. После этого она промывала бумагу водой и получала белое изображение водорослей на голубом фоне.

Простота и дешевизна процесса быстро обеспечили цианотопии популярность у фотографов того времени. Это был относительно простой, одноступенчатый процесс с использованием реактивов, которые были доступны и дешевы. Также цианотопия позволяла печатать на самых разных материалах, в том числе на ткани или даже дереве.

В середине 1980-х фотограф и технолог Майк Вер (Mike Ware) придумал свой вариант цианотипии, для которого использовались немного другие химикаты. И этот процесс стали использовать в художественных целях. Он стал популярен среди фотографов.

 

ГЛАВА II. Цианотипия.  Печать в домашних условиях

2.1. Домашняя фотолаборатория из подручных средств

Цианотипия - это самый простой и недорогой процесс: для него нужны всего три недорогих реактива и ультрафиолетовый свет. А развитие цифровых технологий создания и обработки изображений сделает процесс доступным, так как позволит создавать «цифровые» негативы для контактной печати.

В качестве основы можно использовать бумагу, ткань, дерево, керамику. Цианотипией можно заниматься в домашних условиях, не имея для этого специальных устройств, и экспонировать прямо на улице или с помощью ультрофиалетовой лампы, изображение будет проявляться под воздействием лучей.

Для создания фотоотпечатков методом цианотипии необходимо:

  1. Cоблюдать технику безопасности.
  2. Подготовить рабочее место. Так как  данный эксперемент проводится с химическими реактивами, необходимо застелить стол бумагой, чтобы не испачкать  и не испортить его поверхность. Нужно одеть защитные перчатки.
  3. Приготовить реактивы и оборудование:  цитрат аммония, хлорное железо, гексацианоферрат калия, пипетку Пастера, акварельную бумагу 10,5 х 14,5 см, хлопчатобумажную ткань, рамку для готовой работы, губку, стакан, одноразовую ложку, засушенные растения, кружева, негативы, а также ультрофиолетовую лампу, или дневной свет. (Приложение 1)

  1.   Приготовление рабочего раствора для цианотопии
  1. Высыпать реактив №1 «Гексацианоферрат калия»  в отдельную емкость и добавить    50 мл дистиллированной воды. Ёмкости подписать лучше заранее.
  2. Размешивать одноразовой пластмассовой ложкой до полного растворения    реактива.(Приложение 2)
  3. При получении раствора №2 необходимо: «хлорное железо» развести с водой до полного растворения соли. Жидкость при растворении немного нагреется, подождать, пока она остынет 2-3 минуты, затем добавить в неё «цитрат амония»  и перемешать.  Красно-коричневый раствор приобретёт красивый зелёный цвет, при этом на дне выпадет осадок. Через 5 минут слить зелёный раствор в чистую емкость, без осадка. Запасной раствор №2 готов. (Приложение 3)
  4. Смешивая запасные растворы в равных объемных частях, получают светочувствительную фотоэмульсию. Такое приготовление обусловлено тем, что исходные растворы  хранятся достаточно долго. Готовая эмульсия в виде раствора имеет срок годности менее суток. Использовать солнечное освещение при приготовлении эмульсии нельзя! В емкость с широкой горловиной наливают отмеренное количество запасного раствора А и такое же количество запасного раствора Б. Полученный раствор перемешивают. Фотоэмульсия готова.

2.3. Создание светочувствительной бумаги

Это должна быть специальная акварельная бумага или ткань из хлопка, которая выдерживает длительное намокание без потери прочности и размеров. В цианотипии бумага оказывает большое влияние на конечный результат!

Приготовленная эмульсия из двух исходных запасных растворов наносится на бумагу специальной губкой или широкой кистью по поверхности листа одним тонким слоем. Раствора нужно совсем чуть-чуть, так как на листе не должно оставаться жидкости. Выполнять это нужно при тусклом освещении. Для этого мне понадобилась специальная электрическая лампа красного цвета. Затем необходимо убрать бумагу в тёмное место для просушки на 1 час. После высыхания бумага, на которую нанесли эмульсию, становится чувствительна к свету. Хранится такая бумага в тёмном месте  несколько дней. (Приложение 4)

2.4. Создание определённого негатива для желаемого результата

Цианотипия является контактным способом печати вследствие своей низкой чувствительности. Из-за чего этот процесс требует негатива такого же размера, как и конечный отпечаток.

Негатив для фотограммы можно изготовить с помощью любого плоского предмета с прозрачными или мало прозрачными для ультрофиолета (солнечного света) участками. Подходящими свойствами обладают засушенные растения и листья, птичьи перья, крылья бабочек, кружева. Для этого необходимо разместить их на листе. (Приложение 5)

Также я подготовил несколько негативов с помощью компьютера. Я взял фотографии, преобразовал их с помощью специальной программы в негативы, распечатал на обычной бумаге, и, чтобы светлые участки стали прозрачными, промаслил их растительным маслом, бумага стала пропускать свет. (Приложение 6)

2.5 Получение фотоотпечатка

Для получения результата необходимо негатив поместить на подготовленный лист бумаги и закрепить  под стеклом зажимами. Я пользовался фоторамкой.

Нужно, чтобы негатив был прижат равномерно, иначе бумага под не очень плотно прилегающими участками засвечивается. Для экспонирования поместить либо под ультрафиолетовую лампу, либо вынести на солнце. Время экспонирования подбирается индивидуально, обычно около 20-30  минут. (Приложение7)

Отпечатки, проявленные на солнце, получаются лучше, они более яркие и контрастные. Правда, это довольно сложно, потому что солнце не всегда есть, и освещение меняется на протяжении дня, поэтому мы используем лампу.

То, на что попал свет, останется тёмно-синим, проявление происходит в проточной воде. Промывается отпечаток минут пять. До тех пор, пока поток воды не станет прозрачным, соли железа, которые не прореагировали, стекают. Смывается то, что не засветилось, остаётся то, что засветилось.

Теперь можно сушить отпечаток и наслаждаться результатом. Я очень доволен тем, что у меня получилось. Мне кажется, что мне удалось побывать в прошлом. (Приложение 8)

Заключение

Я подтвердил свою гипотезу  и доказал, что при наличии  определённых материалов и при создании необходимых условий, можно получить фотоотпечатки методом цианотипии.

Работая над проектом, я понял, что можно не только любоваться чужими фотографиями, но и создавать свои. Можно разнообразить свой досуг и проводить время с пользой.

 Я планирую продолжить работу в этом направлении, осваивая новые методы, техники, материалы, постараюсь овладеть способом тонирования полученных снимков.

Список источников

1. Литература:

  • Книга Кристофера Джеймса «Книга альтернативных фотографических процессов", а также второе издание www.ChristopherJames-Studio.com
  • Книга «Blueprint для cyanotypes». Изучение исторического альтернативный фотографического процесса. Авторы: Малин Фаббри и Гэри Фаббри. Копию книги можно увидеть на полках Мемориальной библиотеки Уильяма Морриса Ханта в Музее изобразительных искусств в Бостоне.
  • Книга «Фотографический антикварный авангард» автор: Лиле Рексер

2. Интернет ресурсы:

1. Jump up "Изучение Фото - фотографические процессы -Цианотипия" V & A.. 2012    

2. Jump up "Цианотипия". Народные Фото. 2012-12-12. Источник 2012-12-22.

3. Jump up "Анна Аткинс, британский, 1799-1871". Leegallery.com. Источник 2012-12-22

4. Jump up "Изучение фотографии - Фотографы - Анна Аткинс" V &A.. 2012-11-13.

5. Jump up "Общий вид Ниагарский водопад от моста".

 6. Jump up to: Берковиц, Стивен. "Гибридный Фото – Цианотипия Тонеры" (PDF)

7. Jump up "Цианотипия тонирование: основы".Депутат фотография. Источник 2015

8. Jump up "Цианотипия тонирование: основы" 2015-09-14.

9. Jump up "Моя инструкции для ткани". blueprintsonfabric.com.

10. Jump up Http://www.melaniek.co.uk/storyoflight


Поделиться:

Лиса и волк

Северное сияние

Заповеди детства и юности

Юрий Алексеевич Гагарин

Ребята и утята