Явления, наблюдаемые в реальном мире, мы характеризуем с помощью физических величин. Поэтому необходимо ясно представлять себе, что такое физическая величина и чем она отличается от величин, рассматриваемых в других науках.
Вложение | Размер |
---|---|
yarullinoy_rabota.doc | 148 КБ |
VII Республиканского интеллектуального
молодежного форума «Новое поколение – 2015»
Направление: физико-математическое
Применение таблиц на уроках физики, как способ повышения качества образования
Выполнила: Ярулина Альбина Равилевна
Ученица 9 «А» класса, МБОУ «СОШ № 10»
Научный руководитель: Габидуллина Эльвира Равилевна, учитель физики.
Лениногорск, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1. Введение ………………………………….………………… стр. 3-4
2. Основная часть …………………………………………….. стр. 5 - 7
3. Заключение………………………………………………..….... стр. 8
4. Список использованной литературы ……………………...…. стр. 9
5. Приложение …………………………………………….... стр. 10 - 11
6. Отзыв научного руководителя ……………...………………....стр. 12
ВВЕДЕНИЕ
Социальная проблема: незнание определений физических величин и единиц их измерения.
Актуальность:
Явления, наблюдаемые в реальном мире, мы характеризуем с помощью физических величин. Поэтому необходимо ясно представлять себе, что такое физическая величина и чем она отличается от величин, рассматриваемых в других науках.
Цель работы: Создание таблиц, которые будут способствовать успешной подготовке и сдачи экзаменов по физике в форме ЕГЭ.
Задачи:
- информирование учащихся о физической величине, характеризующей физические явления;
- увеличение качества знаний по физике;
- прививание ответственности;
- повышение активности работы учащихся.
Объект и предмет исследования: физические величины и единицы их измерения.
Методика и техника работы:
Этапы работы:
№ | Название и содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
1 | Проектировочный этап: 1.1. Определение темы и актуальности через опрос учащихся. 1.2. Проведение тестирования по определению темперамента учащихся. 1.3. Проведение диагностического среза для оценки качества знаний учащихся 7-ого класса. 1.4. Создание таблиц, которые способствуют успешной подготовке учащихся. | 8-9 сентября 2014 г. 15 сентября 2014 г. 17 сентября 2014 г. 6-10 октября 2014 г. | Яруллина Альбина Яруллина Альбина Научный руководитель Яруллина Альбина, научный руководитель |
2 | Этап социальной работы: 2.1. Применение таблиц 1 и 2 при заучивании определений и единиц измерений физических величин. | с 13 октября 2014 г по 22 мая 2015 г. | Научный руководитель |
3 | Итог: 3.1. Проведение диагностического среза для оценки качества знаний учащихся 7-ого класса. | 26 мая 2015 г | Научный руководитель |
Характеристика работы: прикладное исследование.
Аудитория: данная работа рассчитана на реализацию в средних учебных заведениях для учащихся 7-11 классов нашей школы, возможно и в других.
Значимость:
В работе использована методическая и учебная, отечественная и зарубежная литература, а также материалы, полученные в ходе практических исследований и наблюдений.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Большинство явлений, которые мы наблюдаем в повседневной жизни, как правило, характеризуются при помощи физических величин. В связи с этим необходимо ясно представлять себе, что такое физическая величина и чем она отличается от величин, рассматриваемых в других науках.
Для того чтобы этого достичь, я совместно со своим руководителем разработали таблицы, которые применяются на уроках физики. Вашему вниманию предлагаю универсальные таблицы, которые учащиеся используют на уроках физики с 7 по 11 класс. Вместо механического заучивания определений по учебнику, учащиеся формулируют правила при помощи этих замечательных таблиц.
Определение, раскрывающее физический смысл.
Таблица 1
Х - это | скалярная | физическая величина, численно равная… | Y | в единице | Z |
в/ за/ на единицу | |||||
векторная | |||||
единицы |
Чтобы дать определение физической величины по шаблону нужно приравнять величину Z, стоящую в знаменателе единице. Тогда численное значение дроби будет равно ее числителю.
Определение, данное в учебнике [3, стр. 49]:
Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму.
Применяя таблицу 1, имеем:
Плотность – это скалярная физическая величина, численно равная массе тела на единицу объёма.
Исключения из правил
1. Под данное определение не подходит формула для показателя преломления, так как получается безразмерная величина, то есть
2. В определении для периода колебаний вместо слов «численно равная» можно сказать «равна», так как размерность физических величин одна и та же, то есть и период и время измеряются в секундах.
Единицы измерения.
Таблица 2
1 [Х] – это Х, при | которой | в | 1 [Z] | совершается | Y, | равный | 1 [Y] |
за | действует | равное | |||||
котором | на | происходит | |||||
… | … | равная |
Определение, данное в учебнике [3, стр. 79]:
За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 квадратный метр перпендикулярно этой поверхности.
Применяя таблицу 2, имеем:
Один Паскаль – это давление, при котором на один квадратный метр действует сила, равная 1 Ньютону.
Результат исследования:
С целью исследования эффективности применения таблиц на уроках физики был проведен диагностический срез учащихся 7-ого класса в начале и в конце 2014-2015 учебного года. Данные, полученные в ходе исследования среди учащихся 7-ого класса средней школы № 10 следующие:
№ | Темперамент | Качество знаний в начале исследования, % | Качество знаний в конце исследования, % |
1 | Холерик | 52, 9 | 64,7 |
2 | Сангвиник | 50 | 62,5 |
3 | Флегматик | 53,3 | 66,7 |
4 | Меланхолик | 44,4 | 55,6 |
Вывод:
Таким образом, применение таблиц 1 и 2 способствуют успешной подготовке учащихся по физике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я прогнозирую, что по окончании исследовательской деятельности в 2014-2019 учебных годах, повышение уровня информированности учащихся о физической величине и единиц их измерения, лучшее понимание того, что сейчас понимается с таким большим трудом и увеличение количества учащихся сдающих экзамен по физике в форме ЕГЭ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурдун Г.Д. Справочник по международной системе единиц. М., 1972
2. Деньгуб В.М., Смирнов В.Г. Единицы величин (словарь-справочник). М., 1990
3. Пёрышкин А.В. Физика 7 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 12-е изд., доработанное – М.: Дрофа, 2008
Приложение 1.
Мониторинг качества знаний
учащихся 7-го класса (по темпераменту).
Приложение 2.
Мониторинг качества знаний и успеваемости
учащихся 7-го класса.
ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Данная исследовательская работа разработана для учащихся 7-11 классов школы № 10 с целью улучшения качества образования по физике.
Работа носит исследовательский характер. Автор проводит анализ качества знаний до и после исследовательской работы.
Затрагивает актуальный вопрос: умения применять в практике физические величины.
Свои наблюдения подкрепляет научными знаниями, фактами из собственных расчётов и опытов.
Структура работы соответствует установленным требованиям. Особое внимание уделяется сбору фактического материала с помощью различных методов: наблюдения, экспериментальной деятельности исследований, учёта.
Автор собрала ценную информацию о понятии и обозначении физической величины и единиц их измерения.
В основной части проекта раскрыто идейное содержание. В работе заложены методика и техника работы, описаны её этапы.
Данная работа позволит наделить учащихся конкретными знаниями и навыками, заложить базу мышления и создаёт условия, которые будут способствовать успешной подготовке и сдачи экзаменов по физике в форме ЕГЭ.
Работа базируется на современных принципах и подходах к образованию школьников. В ней расписаны основные понятия, умения и навыки, на формирование которых следует ориентироваться.
Проект рекомендуется к использованию в рамках общеобразовательной школы № 10 и при желании в других школах города Лениногорска.
Научный руководитель: Э.Р. Габидуллина
"Разделите так, как делили работу..."
Как зима кончилась
Сверчок
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Простые летающие модели из бумаги