• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

«Сравнение способов решения расчетных задач по органической и неорганической химии»

Опубликовано Чулочникова Оксана Викторовна вкл 08.04.2023 - 20:25
Чулочникова Оксана Викторовна
Автор: 
Новикова Кристина

В работе представлены общие и отличительные этапы решения задач по органической и неорганической химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_po_organicheskoy_himii.docx104.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Танзыбейская средняя школа»

Индивидуальный проект

«Сравнение способов решения расчетных задач по органической и неорганической химии»

Выполнила:

Новикова Кристина Сергеевна,

ученица 11 класса.

Руководитель проекта:

Чулочникова Оксана Викторовна,

учитель химии.

п.Танзыбей, 2022 г.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. МЕТОДИКИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ И НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ………………………………………………….4

  1. Понятие Классификация задач………………………………………………………………….………4
  2. Подходы к решению простых расчётных задач по химии………………..4
  3. Подходы к решению сложных задач по химии……………………………5
  4. Выявление сходств и различий в расчетных задач по органической и неорганической химии……………………………………………………...6

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………....6

  1. Сравнение решений задач по органической и неорганической химии…..…6

2.2.   Методика решения задач на вывод формул……………………………….8

2.3   Чек-лист по решению расчетных задач по органической и неорганической химии……………………………………………………………………………….9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………..………………………………….12


Введение.

В нынешнем году мне предстоит сдавать экзамен по химии в форме ЕГЭ. Просматривая демонстрационный вариант, я обратила внимание на, что он содержит 5 заданий по решению расчетных задач как по органической, так и по неорганической химии. За их решение можно получить немало баллов. Поскольку я хочу получить как можно высший балл на ЕГЭ по химии для поступления в вуз на бюджетной основе, то мне необходимо научиться решать задачи по органической и неорганической химии наиболее рациональными для меня способами. Наиболее сложной для меня показалась задача по органической химии на вывод формулы. Передо мной встали вопросы: каким образом схожи и различны способы решения расчетных задач по органической и неорганической химии? Как применить алгоритм решения задачи по неорганической химии для решения задачи по органической химии?

Проблема: поскольку за решение расчетных задач можно получить немало баллов на ЕГЭ по химии, то есть необходимость выявить сходства и различия в способах решения расчетных задач по органической и неорганической химии и определить порядок решения сложных задач. 

Цель проекта: сравнение способов решения расчетных задач по органической и неорганической химии и разработка чек-листа по способам решения количественных задач.

Задачи проекта:

  1. Изучить способы решения расчетных задач по органической и неорганической химии.
  2. Выяснить отличия и сходства в решении расчетных задач по органической и неорганической химии.
  3. Выявить единство и различия способов решения расчетных задач.
  4. Составить чек-лист по решению задач для выпускников, сдающих ЕГЭ по химии.

Объект исследования: расчетные задачи по химии.

Предмет исследования: способы решения расчетных задач по органической и неорганической химии.

Гипотеза: если определить сходства и различия в способах решения расчетных задач по органической и неорганической химии, то я смогу создать чек-лист, который поможет мне и другим ребятам, сдающим ЕГЭ по химии, верно решать расчетные задачи по органической и неорганической химии.

Методы исследования: анализ и синтез, сравнение, обобщение, определение понятий.

Практическая значимость сравнения способов решения расчетных задач по органической и неорганической химии заключается в том, что на основе них будет создано учебное пособие, которое поможет мне и другим старшеклассникам, сдающим ЕГЭ по химии, верно решать расчетные задачи.

Глава 1. Методики решения задач по органической и неорганической химии.

  1. Классификация задач.

Задача – это проблемная ситуация требующая решения в обозримом периоде и с применением имеющихся средств и инструментов для решения,  с явно заранее заданной целью.

Химические задачиможно решить устным, письменным и экспериментальным способом:

Химические расчетные задачи можно условно разделить на три группы:

  1. Задачи, решаемые с использованием химической формулы вещества или на вывод формулы.
  2. Задачи, для решения которых используют уравнение химической реакции.
  3. Задачи, связанные с растворами веществ.

По количеству действий, которые необходимо выполнить для нахождения решения задачи: на простые и сложные.

  1. Простые задачи - задачи, для решения которых необходимо применить один элемент знаний или одно действие.
  2. Сложные задачи  - для их решения требуется применить несколько элементов знаний или несколько действий.
  1. Подходы к решению простых расчетных задач по химии.

Нескольких краеугольных понятий в химии, без которых совершенно невозможно решение задач:

Моль (количество вещества) - самое гибкое из всех понятий в химии. Количество вещества позволяет вам перейти и к числу Авогадро, и к массе, и к объему. 

Количество вещества в химии обозначается n, ν (по греч. читается "ню").

Массовая доля – ω

Массовой долей называют отношение массы растворенного вещества к массе раствора. Важно заметить, что в понятие раствора входит как растворитель, так и само растворенное вещество.

Массовая доля вычисляется по формуле ω (вещества) = m (вещества) / m (раствора). Полученное число будет показывать массовую долю в долях от единицы, если хотите получить в процентах - его нужно умножить на 100%.

Алгоритм решения базовой задачи.

  1. Заданный по условиям параметр переводим в количество вещества (n или ν).
  2. По индексам определяем количество вещества искомого химического элемента (n(х) или ν(х)).
  3. По формулам, отображающим взаимосвязь величин, рассчитываем неизвестный параметр. 

Схема 1. Алгоритм решения базовой задачи.

https://urok.1sept.ru/articles/524863/01.gif

Для решения задач по химии необходимо знать ряд формул:

Схема 2. Треугольники с формулами.

https://myslide.ru/documents_3/54cd76490787dc3b2e27195b6098c9af/img10.jpghttps://myslide.ru/documents_3/54cd76490787dc3b2e27195b6098c9af/img10.jpghttps://myslide.ru/documents_3/54cd76490787dc3b2e27195b6098c9af/img10.jpg

  1. Подходы к решению сложных задач по химии.

Задачи повышенной сложности включают различные сочетания теоретического материала, являющегося основой различных видов задач, предусмотренных программой; требуют умения логически связывать воедино отдельные химические явления и факты; стимулируют более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний химии.

Алгоритм решения сложных задач по химии.

  1. Внимательно прочитать условие задачи;
  2. Записать, что дано;
  3. Перевести, если это необходимо, единицы физических величин в единицы системы СИ (некоторые внесистемные единицы допускаются, например литры);
  4. Записать, если это необходимо, уравнение реакции и расставить коэффициенты;
  5. Решить задачу, произведя все необходимые в данной задаче действия с заданной математической точностью.
  6. Записать ответ.

Глава 2. Практическая часть.

  1. . Сходства и различияв содержаниирасчетных задач по органической и неорганической химии.

На первом этапе я проанализировала содержании по органической и неорганической химии по следующим критериям: текст задачи. Физические величины, единицы измерения. Результаты анализа занесла в таблицу.

Таблица 1. Сходства и различия в содержаниях расчетных органических и неорганических задач по химии.

Критерий сравнения

 Неорганические задачи

Органические задачи

  1. Текст задачи

Содержит названия неорганических веществ

Содержит названия органических веществ

  1. Физические величины
  • Количество вещества (n)
  • Масса (m)
  • Количество частиц (N)
  • Объем (V)
  1. Постоянные физические величины
  • Молярная масса (M)
  • Число Авогадро (NA)
  • Молярный объем (Vm)
  1. Единицы измерения

 Единицы измерения одинаковые    

Вывод: Содержания расчетных задач по неорганической и органической химии различаются только по природе реагирующих веществ.

  1. Сравнение  задач по органической и неорганической химии по их решению.

С целью сравнения решения задач по органической и неорганической химии я подобрала однотипные задачи и проанализировала пошагово алгоритм их решения.

Таблица 2.Сравнение алгоритма решения задач по органической и неорганической химии.

Алгоритм

Пример решения задачи по неорганической химии

Пример решения задачи по органической химии

Условие задачи

Для получения кислорода используют марганцовку – перманганат калия (KMnO4). Какая масса перманганата калия потребуется для получения кислорода объемом 11,2 л (н.у)?

В газовых плитах используют газ – пропан. Рассчитайте какой объем кислорода потребуется для сжигания 1 л пропана.

Составление уравнения реакции

Если для решения задачи необходимо вести расчет по уравнению химической реакции, то необходимо составить уравнение соответствующей реакции

Анализ реагентов и продуктов реакции

2KMnO4→KMnO4 + MnO2 + O2↑

C3H8 + 5O2 →3CO2 +4H2O

Расчет количества исходного вещества

n(O2)= V(O2) / Vm=11.2 л / 22.4 л/моль = 0,5 моль

n(C3H8)= V(C3H8) / Vm = 1 л / 22,4 л/моль = 0,045 моль.

Расчет количества заданного вещества

n(KMnO4)=0,5 моль ∙2 = 1 моль

n(O2)= 0,045 моль ∙ 5 = 0,225 моль

Расчет необходимой физической величины

M(KMnO4)=39+55+16 ∙ 4 = 158 г/моль

  1. Рассчитываем m(KMnO4):

m(KMnO4)= n(KMnO4) ∙M(KMnO4) = 1 моль ∙ 158 г/моль.

V(O2)= n(O2)∙Vm= 0,225 моль ∙ 22,4 л/моль = 5,04 л

Вывод:  решение задач по органической химии отличается от решения задач по неорганической химии только природой реагирующих веществ.

  1. Методика решения сложной задачи по органической химии.

Проанализировав содержание задачи А35 из демоверсии ЕГЭ по химии, я обратила внимание, что ее решение осуществляется по определенным этапам. Обычно решение этих задач не представляет особых сложностей, однако часто выпускники теряют баллы на этой задаче. Причин бывает несколько:

  1. Некорректное оформление;
  2. Решение не математическим путем, а методом перебора;
  3. Неверно составленная общая формула вещества;
  4. Ошибки в уравнении реакции с участием вещества, записанного в общем виде.

Задачи на определение формулы органического вещества бывают нескольких видов:

  1. Определение формулы вещества по массовым долям химических элементов или по общей формуле вещества;
  2. Определение формулы вещества по продуктам сгорания;
  3. Определение формулы вещества по химическим свойствам.

Пример. При сжигании органического вещества массой 6,6 г было получено 13,2 г углекислого газа и 5,4 г воды. Известно, что это вещество вступает в реакцию этерификации, а его молекула имеет неразветвленный скелет.

Таблица 3. Анализ решения задачи на вывод формул.

Этапы решения задачи

Действия

Проанализировать состав продуктов сгорания и сделать вывод о качественном составе сгоревшего вещества.

Так как при сгорании выделился только углекислый газ и вода, то – CхHyOz

Найти количества веществ продуктов сгорания по формулам.

n(CO2)=m:M=13,2г : 44г\моль=0,3 моль              

n(C)=n(CO2)=0,3 мольn(H2O)= 5,4 г : 18 г\моль = 0,3 моль                             n(H)= 2 * n(H2O) = 2 * 0,3 моль = 0,6 моль      

Если сгорело вещество неизвестного состава, то обязательно нужно проверить, содержался ли в нём кислород.

m(O) = m(в-ва) – m(C) – m(H)

Предварительно нужно найти m(C)илиV(C); m(H) или V(H).

m(C) = n * M = 0,3 моль * 12 г\моль = 3,6 г                          m(H) = 0,6 моль * 1 г\моль = 0,6 г.                                 Проверка: m(O)= 6,6 г – 3,6 г – 0,6 г = 2,4 г.

Если кислород содержался в веществе, то найти его количество.

n(O)= m: М = 2,4 г : 16 г\моль = 0,15 моль.

Найти соотношения индексов по соотношению количеств элементов.

x:y:z = n(C): n(H) : n(O)x:y:z = 0,3 : 0,6 : 0,15

Привести числа к целым, разделив наименьшее

x:y:z = 2 : 4 : 1

Если известны данные для нахождения истинной молярной массы вещества, найти её по формулам: M= ρ * Vm; M1 = D2 * M2

Написать простейшую формулу и найти ее молекулярную массу. Сравнить истинную молекулярную массу с простейшей и увеличить индексы в нужное количество раз.

Простейшая формула: С2Н4О

Вывод: При определение количеств веществ по продуктам сгорания применяется алгоритм решения простых задач по неорганической химии.

  1. Чек-лист по решению расчетных задач по органической и неорганической химии.

При подготовке к ЕГЭ по химии я проанализировала задания 1 и 2 части КИМа и пришла к  выводу, что решение сложных задач состоит из повторяющихся этапов, что позволяет разработать алгоритм по их решению

                

Записать ответ

Заключение.

В ходе проекта, я проанализировала сходства и различия в решении расчетных задач по органической и неорганической химии по следующим критериям:

  • условие задачи
  • способы решения задач
  • физические величины.

Оказалось, что задачи по органической и неорганической химии имеют единые подходы к решению и одинаковые физические величины. При решении сложной задачи необходимо осуществить те же самые шаги, что и при решении простой задачи. Единственное отличие в решении сложных задач от простых, это то, что эти шаги будут осуществлять не в одно действие, а в несколько.

Различие задач по органической и неорганической химии заключается в том, что они имеют разную природу реагирующих веществ: органическую, неорганическую.

Так как в КИМе ЕГЭ 2022 года содержится несколько задач по органической и неорганической химии, за верное решение которых можно набрать10 первичных баллов из 56 возможных, которые  составляет 18%  работы, я разработала чек-лист по решению таких задач. Данный чек-лист поможет добиться 100% результата при решении задач по органической и неорганической химии и повысит полученный балл на экзамен по химии.

Список литературы

1. Методические рекомендации по решению задач в школьном курсе химии. https://urok.1sept.ru/articles/314759

2.Классификация задач. http://zadachepohimiy.blogspot.com/p/blog-page_2091.html

3. Аннотация к программе факультативного курса "Решение задач по химии повышенной сложности". https://ciur.ru/vot/vot_siul/DocLib4/Аннотации%20к%20рабочим%20программам/Дополнительные%20общеобразовательные%20программы/Аннотация%20к%20программе%20Решение%20задач%20повышенной%20сложности%20по%20химии%208%20класс.pdf

4. Как решать задачи по химии, готовые решения. https://5-ege.ru/kak-reshat-zadachi-po-ximii/

5. Расчетные задачи по химии. Тема: "Методика решения расчетных задач с использованием основных физических величин". https://urok.1sept.ru/articles/524863

6. Решение задач по химии. https://studarium.ru/article/147

Решение типовых задач по химииhttps://chem-mind.com/2017/08/14/решение-типовых-задач-по-химии/

Химия, часть С. Задача С5. Определение формул органических веществ.https://ege-study.ru/ru/ege/materialy/himiya/chast-c-zadacha-c5-opredelenie-formul-organicheskix-veshhestv/


Поделиться:

Заяц, косач, медведь и весна

Земля на ладонях. Фантастический рассказ

Девочка-Снегурочка

Фокус-покус! Раз, два,три!

Басня "Море и река"