• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектная исследовательская работа «Проценты вокруг нас»

Опубликовано Овсянников Евгений Михайлович вкл 28.02.2025 - 20:26
Автор: 
Гондолоев Руслан Ильясович

В школе мы познакомились на уроках математики с процентами. Про­центы - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protsenty_vokruh_nas.docx53.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»  при исправительном учреждении 

 

Проектная исследовательская работа

«Проценты

 вокруг нас»

Выполнил ученик 10 А класса

Гондолоев Руслан Ильясович

Руководитель: Овсянников Е.М.

ст.Александрийская

2024-2025 учебный  год

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………………..……4

  1. как возникли проценты…………………………………………………………….……….4
  1. социологический опрос……………………………………………………….5
  2. составление задач на проценты………………………………………………..……………5

2.3. проценты и здоровый образ жизни………………………………………………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………8

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….9

 

Введение

Актуальность. В школе мы познакомились на уроках математики с процентами. Проценты - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Мне стало интересно, когда впервые человечество узнало проценты, как они использовались при решении практических задач. Меня заинтересовал также вопрос, часто ли мы можем встречаться с процентами в быту. Исходя из выше изложенного, я определил для работы следующие цели и задачи.

Проблема исследования состоит в нахождении применения процента в жизни.

Объект исследования: процент как универсальная единица сравнения различных данных.

Предмет исследования - задачи практического содержания.

Цель исследования:

  1. Определить процент как единицу сравнения данных с разными параметрами.
  2. Выявить сферу практического применения процента в реальной жизни.
    В процессе работы возникла
    гипотеза:

Если имеются данные с разными параметрами, то их удобнее сравнить с помощью процентов.

Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования.

Задачи:

  1. Изучить историю происхождения процента.
  2. Определить практическое применение процента.
  3. Рассмотреть задачи практического применения:
  1. Задачи, связанные с расчетом успеваемости в школе.
  2. Задачи, связанные с расчетом банковскими вкладами.
  3. Задачи, связанные с расчетом торговли.
  4. Задачи, связанные со здоровым образом жизни по городу Янаул.

4.        Исследовать возможности применения «процента».

Методы исследований:

Сбор, изучение, анализ, обобщение экспериментального и теоретического материала, проведение социального опроса.

Основная часть

2.1. Как возникли проценты

Сотую долю числа называют процентом числа и обозначают знаком %.

Это понятие появилось в математике в связи с развитием торговли, когда за взятые в долг деньги заимодавец получал с должника какую-либо сумму сверх долга. Обычно эта сумма выражалась в сотых долях. Несколько позже у неё появилось название - проценты.

Слово "процент" произошло от двух латинских слов: "про" - "на" и "центум" - "сто", то есть в буквальном переводе на русский язык процент означает "на сто".

Знак % закрепился для обозначения процентов в XVII веке. Вероятно, он произошел от сокращения латинского слова "сеп(ит" в "с/о". При скорописи "с1о" стало выглядеть как "о/о", а затем - "%". Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы I в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процентов.

1%=0,01

Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычислили проценты, применяя так называемое тройное правило. Например, при расчете 5% от 830 записывали: 1% составляет 830/100, 5% составляют (830-5)/100= 41,5

Они производили и более сложные вычисления.

В Древнем Риме были широко распространены денежные расчеты с процентами. Римский сенат установил максимально доступный процент, взимавшийся с должника.

В Европе в середине века расширилась торговля и, следовательно, особое внимание обращалось на умение вычислять проценты. Тогда приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов (сложные проценты). Часто конторы и предприятия для облегчения расчетов разрабатывали особые таблицы вычисления процентов. Эти таблицы держались в тайне, составляли коммерческий секрет фирмы.

2.2. Социологический опрос

Я решил  провести опрос в учреждении ИК-4 с целью, знают ли они определение процента. Было опрошено 30 человек, возраст которых от 18 лет и старше.

На вопрос что такое процент? Были получены следующие результаты.

Что такое процент?

Варианты ответов

сотая часть числа

Что-то из математики

Это прибыль

Затрудняюсь

ответить

%

42,60%

34,40%

15,50%

7.5%

По итогам опроса можно сделать вывод, что осужденные знают, что такое процент.

2.3. Задачи на проценты

Проценты широко применяются в повседневной жизни. Я показал это на следующих задачах.

Задачи из школьной жизни:         

Задача 1. За первую четверть аттестовались 344 обучающихся нашей школы. Из них отличники - 28 и ударники - 162. Сколько процентов составляют отличники и ударники от общего числа обучающихся? Ответ округлить до целого числа. Ответ: 8% и 47%.

Задача 2. 60 % класса пошли в кино, а остальные 12 человек – на выставку. Сколько обучающихся в классе? Ответ: 30.

Задача 3. Из 24 обучающихся за контрольную работу 15 из них получили «4» и «5». Какой процент обучающихся получили «4» и «5»? Ответ:62,5%.

Задачи с банковскими вкладами:

Задача 4. Клиент открыл вклад на сумму 10000 рублей под 10% годовых. Сколько рублей оказалось на счете через 3 года, если никаких операций не выполняет? Ответ: 13310.

Задача 5. Подоходный налог установлен в размере 13%. До вычета подоходного налога 1% заработной платы отчисляется в пенсионный фонд. Работнику начислено 10500 рублей. Сколько он получит после указанных вычетов? Ответ: 9043,65 рублей.

Задача 6.  За хранение денег сбербанк начисляет 8% годовых. Вкладчик  положил на счет в банке 5000рублей и решил в течение 5 лет не снимать деньги со счета и не брать процентные начисления. Сколько денег будет у него на счету через 5 лет? Ответ: 7346,64 рублей.

Задачи из жизни:

Задача 7. Туристы проехали 80 % намеченного маршрута на поезде и 15 % на автобусе. Весь ли маршрут они уже проехали? Ответ: нет.

Задача 8. Бабушка посадила семена гороха. 270 из них взошли, и это составило 90 % всех посаженных семян. Сколько семян посадила?

Ответ: 300.

Задачи из торговли:     

Задача 9. Торт стоил 200 рублей. Сначала цену повысили на 10%, а затем снизили на 10%. Сколько теперь стоит торт? Ответ: 198 рублей.

Задача 10. Определите стоимость товара до уценки, если после снижения цены на 30% он стал стоить 56 р. Ответ: 80 рублей.

Задача 11. В магазин привезли 2500 кг помидоров. В первый день продали 30 % всех помидоров. Сколько кг осталось продать? Ответ: 1750 кг.

Задача 12. Товар стоимостью 15 рублей уценен на 12 рублей. Определите процент уценки. Ответ: 20%.

Задача из аптеки:         

После беседы с сотрудницей аптеки   «Фармленд», мы выяснили, что у них существуют скидки 10 % для пенсионеров. Нам показали товарные чеки на покупки со скидкой и без скидки. На их основе  составил задачу.

Задача 13. Пенсионер покупает набор лекарств от простуды на сумму около 286 рублей со скидкой 10%. Сколько рублей  сэкономила пенсионерка? Ответ: 28,6 рублей.

2.3. Проценты и здоровый образ жизни

Большинство ученых стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение - очень опасный враг для здоровья и жизни человека.

В табачном дыме одной сигареты содержится такие ядовитые вещества никотин - 2%, синильная кислота - 1%, дегтя - 15%, окись углерода - 9%, полоний 6%. Итак всего 33% ядовитых веществ.

В развитых странах  мира,  за последние 30 лет, количество курящих сократилось в 2-3 раза, а в нашей стране, наоборот, количество курящих увеличилось в 3 раза.

А как берегут свое здоровье осужденные ИК-4 ?  Занимаются ли спортом?

Я решил опросить осужденных ИК-4. Для этого приготовил вопросы и провел опрос находящихся в колонии. Результаты привели в таблице и диаграммах.

1. На вопрос «Вы курите?» 19 человек  из 30 опрошенных дали положительный ответ, 11 -отрицательный. В процентном отношении это выглядит так:

Да

43 человека

63%

Нет

37 человека

37%

 

Вывод: Люди все - же предпочитают курить, нежели беречь свое здоровье. А вот пробуют курить больше всего в институте или в школе.

На вопрос «Занимаетесь вы спортом?» получил  следующие ответы: из 30 человек положительный ответ дали 21 человека, 9 человек  на заданный вопрос ответили отрицательно.

Вы занимаетесь спортом?

Опрошенные

(%)

да

21 человек

70%

нет

9 человек

30%

  так занимаются спортом 21 человек  (70%), и не занимаются 9 человек (30%).

Вывод: Спортом   осужденные колонии ИК-4 занимаются.  

Заключение

В результате проведенной работы.

  1. Изучена история происхождения «процента». Я узнал, что есть простые и сложные проценты. Задачи, связанные с банковскими расчетами решаются с помощью сложных процентов. Я хотел бы в будущем разобраться с их решением, так как сегодня мне не хватает знаний.
  2. Проведен социологический опрос. В результате которых я выявил одну из сфер применения процентов.
  3. Составлен ряд задач из жизни школы, торговли и с банковскими вкладами.

Большое практическое значение имеет умение решать задачи на проценты, потому что, понятие процента широко используется как в реальной жизни, так и в различных областях науки. Без процентов нельзя обойтись ни в финансовом анализе, ни в жизни. Чтобы начислить зарплату работнику нужно знать процент налоговых отчислений; чтобы открыть депозитный счет в банке - мы интересуемся размером процентных начислений на сумму вклада; чтобы знать приблизительный рост цен в будущем году - мы интересуемся процентом инфляции. В торговле понятие процент используется наиболее часто: скидки, наценки, уценки, прибыль, кредит, налог на прибыль и т.д. Россию захватил «кредитный бум»: в наше время люди все чаще берут кредит на приобретение жилья, автомобиля, потребительские кредиты и кредит на образование.

Литература:

  1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М., Просвещение
  2. Глейзер Г.И. «История математики в школе»
  3. Энциклопедия по математике.

 


Поделиться:

Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Петушок из русских сказок

Сказка "Морозко"

Сказка об осеннем ветре

В Китае испытали "автобус будущего"