• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Главные вкладки

  • Просмотр(активная вкладка)
  • Редактировать

Дидактические игры и каллиграфия - основные методы запоминания иероглифов китайского языка

Опубликовано Орлова Яна Валерьевна вкл 25.06.2025 - 5:54
Орлова Яна Валерьевна
Автор: 
Журавель Варвара

Вы, конечно же, слышали о том, что китайский язык является одним из самых сложных для освоения. Он имеет особую иероглифическую систему письма с длительной историей. По разным оценкам, первые пиктограммы появились от 4 до 7 тысяч лет назад. Как и культура Китая, иероглифика полна символов, обладает множеством своих секретов и чтобы научиться понимать ее смысл, нужно хорошенько потрудиться, ведь произношение слова в китайском языке не сопоставляется с написанием иероглифа, что становиться немного затруднительным в  его изучении.  Кроме того, заставляет задуматься, о том, как научиться легче запоминать иероглифы для прочтения текстов, указателей, вывесок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_zhuravel_kitayskiy.docx584.31 КБ
Файл kitayskiy_npk.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ  И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

МОАУ СОШ №1 с. Возжаевки филиал №2

XVIII муниципальная научно-практическая конференция обучающихся

«Меня оценят в XXI веке»

Секция «Лингвистическая»

Тема работы «Дидактические игры и каллиграфия - основные методы запоминания иероглифов китайского языка»

Подготовил:                                            Журавель Варвара Евгеньевна

Обучающаяся  5 класса

МОАУ СОШ №1 с. Возжаевки                                  

филиал 2

Руководитель:

Орлова Яна Валерьевна

учитель иностранного языка

МОАУ СОШ №1 с. Возжаевки    

филиал 2

с. Заречное, 2023


Содержание

Введение                                                                                                                                         3

Глава 1. Общие сведения о китайском языке.                                                                            4

  1.  История возникновение иероглифической письменности                                                 4
  2.  Особенности китайского языка                                                                                             5

Глава 2.Выявление наиболее употребляемых методов запоминания                                      7

2.1. Эффективные методы в изучении китайских иероглифов                                                 7

2.2. Анализ результатов исследования                                                                                      12

Заключение                                                                                                                                   15

Список используемой литературы                                                                                             17

Приложение 1                                                                                                                               18

Приложение 2                                                                                                                               19

Приложение 3                                                                                                                               20

Введение  

Китай является давним и добрым соседом России. Активное взаимодействие России и  Китая на современном этапе повышает популярность китайского языка в нашей стране и русского языка в Китае. Это открывает широкие перспективы перед людьми, знакомыми с данными языками и культурами, и помогает укреплению дружбы и сотрудничества двух наших народ и стран.  В настоящее время на китайском языке говорит более 1 миллиарда 300 миллионов человек, он является самым распространенным в мире и входит в число шести официальных языков ООН.

Вы, конечно же, слышали о том, что китайский язык является одним из самых сложных для освоения. Он имеет особую иероглифическую систему письма с длительной историей. По разным оценкам, первые пиктограммы появились от 4 до 7 тысяч лет назад. Как и культура Китая, иероглифика полна символов, обладает множеством своих секретов и чтобы научиться понимать ее смысл, нужно хорошенько потрудиться, ведь произношение слова в китайском языке не сопоставляется с написанием иероглифа, что становиться немного затруднительным в  его изучении.  Кроме того, заставляет задуматься, о том, как научиться легче запоминать иероглифы для прочтения текстов, указателей, вывесок.

Актуальность данной темы заключается в том что,  в связи с тесными, давними, дружескими отношениями России и Китая, число  желающих изучать китайский язык постоянно растет, однако при взаимодействии с иероглифами, многие теряют интерес к языку, встречая трудности при запоминании множества из них.  

Целью работы является исследование и выявление самых эффективных и увлекательных  методов запоминания иероглифов данного языка.

Задачи:

1.Найти и изучить информацию по данной теме в литературных источниках;

2. Проанализировать данные методы запоминания;

3. Выявить основные методы  среди  обучающихся 5-8 классов с помощью анкетирования;

4. Сделать выводы.

Методами исследования в данной работе выступают:

  1. Поиск необходимой литературы;
  2. Анализ теоретического материала;
  3. Проведение анкетирования изучающих китайский язык.

Глава 1. Общие сведения о китайском языке.

  1. История возникновения иероглифической письменности.

Иероглиф - одна из самых древних и загадочных форм письменности в мире. Уникальный рисунок, имеющий свое значение, происхождение и историю.  

Есть много мнений о том, когда же все-таки появился первый китайский иероглиф.  Имеются сведения, что первая китайская письменность возникла в 1401-1122 до нашей эры во времена династии Инь, однако существуют упоминания об иероглифах которым более четырёх тысяч лет.  

Древнейшей формой китайской письменности принято считать узелковое письмо, которое позже сменила иероглифика легендарного Цан Цзе. Наблюдая за «следами драконов и змей, птиц и зверей, очертанием гор и морей» создал 540 простых знаков – вэнь文, которые стали древнейшей системой классификации предметов и явлений в мире.

Первые образцы китайской письменности были сделаны около 3500 тысяч лет назад  на черепашьих панцирях и костях, такие тесты получили название «цзягувэнь».        


           Рисунок 1-Цзягувэнь.        

Иероглифическая письменность в эпоху Чжоу (1045-221г. до н.э.) была уже довольно развитой. Изобретение технологии бронзового литья-цзиньвэнь金文 позволило наносить надписи на ритуальные бронзовые сосуды. Чжоуское письмо встречается на сосудах для зерна, воды, колоколах, каменных барабанах, керамике.  

В эпоху Чжоу иероглифы значительно усложнились по сравнению и иньским письмом. Появились фоноидеограммы - иероглифы, состоящие из двух частей: фонетика и ключа.  

В период Чжань-го (475-221 г. до н.э.) Китай был разделен различные царства.  Сформировались несколько региональных вариантов письменности, среди которых 3 были самыми крупными:

- письменность царства Цинь на основе чжоуского письма да чжуань;

-письменность шести крупных царств «древние письмена» 古文 на основе иньского и чжоуского письма;

-письменность южнокитайского царства Чу.

С приходом власти императора Цинь Шихуанди, объединившего страну под властью единой централизованной империи Цинь (221-206 до н.э.), началась реформа письменности. Появились письмо 小篆сяочжуань (малая печать) на основе цинского письма.  Получило распространение «официальное письмо»  書ли шу, которое легло в основу современного письма.  Официальный список в эпоху Цинь насчитывал 3300 иероглифов.

В период правления династии Хань (206 до н.э.-220 н.э.) сложился список из 540 ключей.  Издревле текст писали на бамбуковых дощечках, поэтому китайцами до XX века писали сверху вниз, справа налево, пока не появилась бумага, которая заменили шелк и бамбуковые планки.

В конце правления династии Хань Лю Дэшань на основе «официального письма» создал полускорописное «бегущее письмо»  行書син шу, в котором черты иероглифа частично писались без отрыва кисти от бумаги.  Ученики Лю Дэшаня создали «уставное письмо» 楷書кай шу, в котором ушли утолщения, присущие ханьской официальной письменности.  Примерно в тоже время появляется скорописное «травяное письмо» 草書, которое широко использовалось в китайской каллиграфии. С появлением книгопечатания произошла стандартизация письменности в эпоху Сун (960-1279).

В конце 19 века было предложено упростить иероглифическую письменность. В 1930-е годы появился первый список упрошенных иероглифов, насчитывающий 2400 знаков, однако он не пользовался спросом, однако в 1956 году была принята программа упрощения иероглифов, а в 1964 году была опубликована «Свободная таблица упрошенных иероглифов», которая насчитывала 2238 упрощенных знаков.

  1. Особенности китайского языка.

Китайский язык - очень интересная языковая система, которая при правильном ее понимании абсолютна, доступна каждому. Главное, при изучении языка, это практически его применение, причем как устное, так и письменное. Чем больше работаешь с языком, тем скорее и больше начинаешь различать все его  особенности.

Северный диалект или «путунхуа» официально был провозглашен литературным классическим языком в 1955 году. Вскоре для китайского языка создали латинскую транскрипцию (пиньинь). При использовании этой транскрипции над слогами ставятся специальные знаки, указывающие тон при произношении.  Например, иероглиф 爸爸 можно записать пиньинем b`aba  (папа), где b`aba  транскрипция, а маленькая черточка над слогом b`a- значок четвертого тона.

Китайский язык характеризуется тем, что в нем очень мало  таковых слов, если учесть его слоговую структуру.  Устная речь передается при помощи тонов (ровный, восходящий, нисходяще-восходящий, нисходящий) каждый из которых меняет значение слова в зависимости от контекста. Человеку, у которого слух не приучен улавливать такие тонкости в интонации, будет трудно понять смысл сказанного.

В целом в иероглифику были выведены шесть закономерных правил, согласно которым можно научиться толковать значения знаков. Данная классификация была разработана еще во 2 веке Сюй Шенем в труде под названием «Толкование иероглифов». Он до сих пор не потерял своей актуальности.

Рассмотрим эти категории более подробно:

Пиктограммная – в основе таких иероглифов лежит символичность знаков. Ввиду этой особенности понимание таких знаков затруднено. В китайском языке достаточно много слов, которые записываются подобным образом, но они не составляют самую численную группу.

Изобразительная – как подсказывает само название, знак, который мы видим перед собой напрямую отражает изображенное понятие. Эта категория иероглифов малочисленна по причине своей естественной ограниченности, так как она не может отразить сложные понятия и явления.

Идеографическая – данная группа слов в построении иероглифов опирается на применение нескольких знаков (минимум два) для того, чтобы создать одно слово. При этом происходит смешивание их значений в одно новое.

Фонограммная – это категория, которая доказала свою действенность на практике. Новые иероглифы формируются путем объединения смысловой ключевой и звучания слова. Таким образом, используя лишь одну смысловую основу, к которой добавляют звуковые знаки, удается создавать новые иероглифы. На данный момент около 80% всех знаков в китайском языке были образованы таким способом.

Заимствованная и вариантная – иероглифы данных групп формируются исключительно за счет перестановки порядка составных знаков.

Глава 2. Выявление наиболее употребляемых методов запоминания

 2.1. Эффективные методы в изучении китайских иероглифов

Общее количество китайских иероглифов трудно подсчитать. Наиболее полные современные словари насчитывают более 50 тысяч знаков. В настоящее время уровень минимальной грамотности, установленной для крестьян, 1,5 тысяч знаков, для рабочих и служащих - около 2 тысяч. Выпускник средней школы знает около 3-4 тысяч иероглифов. Этого количества достаточно для чтения публицистики и современной литературы. Люди умственного труда используют около 5-8 тысяч иероглифов. Человек, знающий меньше 900 иероглифов, считается безграмотным.  

Для понимания 80 % современного китайского текста нужно знать более 500 частотных иероглифов, знание 1000 иероглифов дает понимание примерно 91% текста, а 2500 иероглифов- 99% текста.

Основным этапом изучения иероглифов лежит в изучении черт и графем – компонентов, из которых они состоят.  Известные китаисты Ван Луся и С.П. Старостин советуют делить иероглиф на части. Состав иероглифа таков: иероглиф состоит из отдельных графем, ключей,  которые состоят из черт. С. Гарибян и Н. Ерофеева выделяют ассоциативный подход, он активизирует образную память. Форма иероглифа ассоциируется с его значением.

В нашей школе в качестве второго иностранного языка изучается китайский язык.

В начале учебного года изучение данного предмета не вызывало особого интереса у обучающихся. А как же исправить данную проблему? Мы задумались, и решили провести опрос для выявления проблемы.

По результатам исследования был выявлен низкий уровень вовлеченности обучающихся в изучение китайского языка. Связанно это, прежде всего с тем, что иероглифы требуют особого внимания и запоминания. Прописывать иероглифы детям в возрасте от 11 до 14 лет трудно, требуется усидчивость и сосредоточенность, а это долгий и монотонный процесс.

В ходе проведенного анкетирования (Приложение 1) обучающихся  было выявлено, что больше половины респондентов не нравиться изучать китайский язык.

Диаграмма 1 –Опрос респондентов (в %)

На  2 вопрос анкетирования «Почему?» (Приложение 1)  обучающиеся ответили: «скучно, не понимаю, утомительно, трудно». Действительно у многих прослеживалась незаинтересованность, нежелание работать на уроке.

Диаграмма 2 – Результаты опроса респондентов (в %)

Проанализировав диагностику вовлеченности респондентов   в учебный процесс было решено предоставить  обучающимся возможность выбора методов для изучения и запоминания  китайских иероглифов, чтобы повысить эффективность обучения и количество желающих изучать данный язык. В ходе опроса большинство выбрали метод дидактических игр и каллиграфии.  

Методов изучения и запоминания китайских иероглифов довольно много, но мы рассмотрим самые продуктивные.

  1. Метод прописывания临摹línmó - это самый популярный метод запоминания иероглифа, его многократное прописывание. Китайцы используют его для запоминания иероглифов в школе. Иероглиф прописывается в четырех клетках или специальных разлинованных тетрадях по несколько строчек, пока не запомнит рука и глаз. Этот метод активизирует память и творческие аспекты, он эффективен, однако занимает много времени и усилий и быстро наскучивает.

Плюсы: практика написания, использование произвольной памяти.

Минусы: физическая нагрузка, индивидуальная прочность запоминания.

Действенность этого метода 100%, но основной вопрос: «сколько повторений?». Одному человеку достаточно прописать всего одну строчку, а другому нужно исписать тетрадь.

Рекомендации:

Используйте специальные прописи.

Если вы пишете в тетради — прописывайте в клетке 2х2.

Не делайте пробелов между иероглифами.

Прописывайте слово полностью, а не по составным иероглифам.

  1. Карточки по новым словам.  Это самый эффективный и простой способ. Карточки можно сделать в бумажном и электронном виде. На одной стороне пишется слово, на другой перевод. Можно добавить транскрипцию. В игровой форме можно легко запомнить очертания иероглифа и узнавать его в дальнейшем.

Плюсы: быстрое визуальное запоминание.

Минусы: требует много затрат и времени.

  1. Использование ТСО (технических средств обучения).   В наше время существует огромное количество программ для портативных устройств по изучению китайских иероглифов, что делает запоминание иероглифов ещё удобнее. Существуют программы для iOS, Android и ПК, которые помогают постоянно изучать иероглифы. Приложения могут быть представлены в форме игры, словаря.

Это очень быстрый и экономный способ проверить слово, узнать его звучание и перевод. Огромный плюс – наращивание скорости написания и практика написания. Минус – низкая точность полученного (прописанного) иероглифа, так как делается это не пером и не кистью, и даже не ручкой, а применяется рукописный ввод 

Плюсы: тренировка скорости и практика написания.

Минусы: низкая точность.

  1. Каллиграфия.   Иероглифы — это не только семантическая единица языка, но и предмет художественной и культурной ценности. Для истинного китайца иероглиф — небольшая картинка, в которой запечатлена логика ассоциативного мышления китайского народа. Глубокое изучение и понимание китайской культуры просто невозможно без изучения эстетической составляющей иероглифов. Здесь очень важно правильное начертание черт. Обычно каллиграфию  настоящего мастера сравнивают с танцем.  Эту связь хорошо демонстрирует один исторический случай в эпоху правления династии Тан. Мастер скорописи очень любил наблюдать за танцами с использованием мечей, а затем пытался сообщить иероглифам дух увиденных им сцен.

Плюсы:

-задействование непроизвольной памяти, развитие художественного вкуса;

- тренировка непроизвольной памяти, эргономичность.

Минусы:

-дополнительное время и волевые усилия;

-требуется наличие определённой базы.

Рекомендации:

Практикуйте каллиграфию ежедневно. Когда вы рисуете, сохраняйте ровное и спокойное настроение и следите за дыханием. Изучение иероглифов с упором на шрифт – это не что иное, как прописывание иероглифов разными шрифтами. Этот метод очень полезен для тех, кто хочет укрепить своё знание.

  1. Дидактические игры.

Дидактические игры в значительной степени влияют на позитивную самореализацию личности, что увеличивает степень качества обучения, а также является основным мотивом общего развития. Активизируется познавательный интерес, улучшается степень запоминания, способствуют повышению активности учащихся на уроках. Кроме того, командные игры  формируют чувство ответственности, направленность на конечный результат. Закрепление или тренировка является неотъемлемой частью процесса усвоения лексики. Китайская методическая школа считает, что данный способ является более эффективным.

Рекомендации:

В процессе поиска подходящих игр обращаем внимание на их соответствие ряду требований. Во-первых, игра должна быть актуальна для закрепления и проверки пройденного материала, т. к. именно эти этапы обучения пользуются наименьшей популярностью среди учащихся. Во-вторых, хронометраж игры не должен превышать 15–20 мин., чтобы позволить учителю разнообразить наполнение урока. В-третьих, игра должна органично вписываться в изучаемую тему. Наконец, игра должна сплачивать, объединять участников.

Плюсы: Процесс познания лексики через дидактические игры является более увлекательным процессом в отличие от механического способа прописывания иероглифов.

Минусы: Актуален на среднем этапе обучения в процессе закрепления лексического материала.

 Изучив необходимое количество  дидактических  игровых  технологий,   сделаны выводы, что далеко не все игры удовлетворяют сформулированному требованию «повышение мотивации к иероглифическому письму». Таким образом, рассмотрев и проанализировав, некоторые дидактические игры,  которые на наш взгляд, соответствуют вышеописанному требованию, а главное – вызывают познавательный интерес у детей, были выбраны подходящие под вышесказанное. Хотелось бы отметить, что игры являются универсальными для любой темы.

  1. Одной из самых простых в исполнении игр является дидактическая игра «Волшебная палочка» 魔杖 (mózhàng).

Цель игры: закрепить пройденный материал на уроке китайского языка

Задачи дидактической игры:

-Обучающая:  например: закрепление пройденного материала по теме “我的家”.

-Развивающая: заинтересовать учащихся для дальнейшего изучения китайского языка и иероглифики. Воспитательная: способствовать взаимодействию учащихся и взаимодействию с одноклассниками (работа в команде); научить работать согласно установленными учителем правилами.

Данную игру лучше проводить после изучения новых иероглифов и графем.

Педагог Волшебной палочкой рисует изученные новые иероглифы в воздухе (можно стоять лицом или спиной – для облегчения).

Учащиеся по очереди или командами отгадывают иероглиф и называют соответствующее слово.

  1. Еще одна эффективная игра – дидактическая игра «Волшебный мешочек» 魔术袋 (móshùdài).

Цель: закрепление пройденного материала.

Задачи:

-Обучающая: закрепление пройденного материала по теме “你喜欢什么”.

-Развивающая: заинтересовать учащихся для дальнейшего изучения китайского языка, в частности иероглифики.

Воспитательная: способствовать взаимодействию учащихся и взаимодействию с одноклассниками, (работа в команде); научить работать, согласно установленными учителем правилами.

Вариант 1.

Учитель заранее раскладывает карточки с уже изученными иероглифами в мешочек. Количество карточек соответствует количеству учащихся.

Каждый ученик, не глядя, выбирает карточку в мешочке. Далее все должны выполнить следующие задания:

‒  назвать слово на русском и китайском языках;

‒  написать предложение с данным иероглифом.

Вариант 2.

Учитель заранее кладет карточки с написанными на русском или китайском языке словами. Далее учащиеся пишут соответствующий иероглиф и составляют с ним предложение.

3.Дидактическая игра «Найди нужное» “找到正确的” (zhǎodàozhèngquède) может использоваться в начале урока и в конце.

Цель: закрепление пройденного материала. Задачи:

-Обучающие: закрепление пройденного материала, формирования навыка письма “我的房间”.

-Развивающие: заинтересовать учащихся для дальнейшего изучения китайского языка и иероглифики.

Воспитательные: способствовать взаимодействию учащихся и взаимодействию с одноклассниками (работа в команде); научить работать, согласно установленными учителем правилами.

На столе лежат карточки с иероглифами.

Учитель называет слово на русском или китайском языке, а учащиеся должны найти соответствующий иероглиф и написать его на доске.

  1. Игровая ситуация «Веселые картинки» “欢快的画面” (huānkuàidehuàmiàn).

Цель: активация запоминания пройденного материала.

Задачи:

Обучающая: закрепление пройденного материала, формирование навыка письма. Развивающая: заинтересовать учащихся для дальнейшего изучения китайского языка и иероглифики.

Воспитательная: способствовать взаимодействию учащихся и взаимодействию с одноклассниками, (работа в команде); научить работать, согласно установленными учителем правилами.

Класс делится на 2 команды.

На столе педагога лежат 2 стопки карточек с картинками.

Каждый член команды берет карточку со стола и пишет нужный иероглиф на своей половине доски, возвращается на место и передаёт мел (фломастер) следующему члену команды как эстафетную палочку. Победу в игре одерживает команда, которая быстрее и правильнее всех справится с испытанием.

  1. Анализ результатов исследования.

На основе вышеизложенного  был проведен опрос среди  обучающихся 5-8 классов о  выборе использования популярного метода при изучении китайского языка с пояснением и рассмотрением каждого.

В ходе опроса респондентов были выявлены предпочтения обучающихся в двух методиках, таких как дидактические игры-47%, каллиграфия-23%. На диаграмме 3 представлены результаты опроса предпочтений данных методик изучения и запоминая иероглифов. Самый низкий процент у методики прописывания-3%, обусловлено это тем, что обучающиеся посчитали ее скучной и занимающей много времени.

Диаграмма 3 - Предпочтения по видам используемых методик

Творческая деятельность на уроке китайского языка играет немаловажную роль, дидактические игры и каллиграфия являются и учением и развлечением, а так же любимым и эффективным способом запоминания иероглифов. В результате работы с выбранными методами запоминания иероглифов,  у  большинства обучающихся появилась заинтересованность, стремление выучить и запомнить иероглифы данных уроков, желание развиваться в творческой деятельности иероглифической письменности-каллиграфии.  Изучать историю происхождения иероглифов  и историю и традиции Китая.

По результатам  повторного опроса, число обучающихся которым стало легче запоминать иероглифы достигло 66 %.

Диаграмма 4 – Опрос  респондентов (в %).

Запоминать иероглифы стало легче, интереснее,  а соответственно улучшились знания  детей, появилось стремление к учебе. По результатам анкетирования  (Приложение 2) на диаграмме 5 можно увидеть, что обучающиеся признали самым эффективным способом «Метод дидактических игр»-80%, а самым увлекательным «Метод каллиграфии»-73%.

Диаграмма5-Результаты опроса анкетирования   (в %)

  С  учетом психологических особенностей учащихся возраста обучения, нехватка терпения   и концентрации играет особенную роль в освоение иероглифических упражнений.

Проанализировав литературные источники и информацию по данной теме, мы внимательно изучили составляющую китайского языка, рассмотрели   виды китайских иероглифов и их примеры.

Кроме того,  более подробно рассмотрели основные методы запоминания иероглифов,  а так же  проанализировав их, выявили плюсы и минусы каждой, добавили к некоторым рекомендации.

В связи с  решенными поставленными задачами исследовательской работы можно сделать вывод, что мы достигли цели поставленной работы изучить и выявить самые эффективные и увлекательные методы  изучения и запоминания иероглифов  у обучающихся 5-8 классов.

На основе вышеизложенных причин было установлено, для того чтобы повысить уровень мотивации к изучению китайской иероглифики и сформировать базовые знания, необходимо найти правильные подходы к побуждению познавательной деятельности у учащихся путем применения дидактических игр  и каллиграфии на уроках китайского языка.

Заключение

Китайский язык как один из восточных языков, обладающих музыкальностью (тоновым произношением) и ритмичностью, является одним из самых сложных иностранных языков. Исходя из языковых особенностей, изучение китайского языка представляет различные сложности. При изучении письменности китайского языка требуются дополнительные специальные упражнения, включающие творчество и навыки ассоциативности.

В первой части нашей работы, мы установили, что изучая иероглифы, можно овладеть не только основами китайской грамоты, т.к. иероглиф - это не просто картинка, а явление, несущее в себе определенную информацию. Так мы пропитываемся духом китайской культуры, познаем многие стороны жизни китайской цивилизации, узнаем логику рассуждений людей Востока, что немаловажно в современном многонациональном обществе. Умение правильно и красиво писать иероглифы ценится в Китае и поныне. Кто хочет научиться китайскому языку, тот должен знать правила правописания иероглифов, постоянно тренироваться в начертании изученных и новых знаков. Можно сделать вывод, что умение правильно и красиво писать так же важно для изучающих китайский язык, как правильное произношение и знание грамматических форм. Человек с плохим иероглифическим почерком никогда не будет признан в Китае «духовно близким», а, следовательно, доверительное и свободное общение будет затруднено. Наоборот, знание основ каллиграфии всегда ценилось и уважалось китайцем в собеседнике, будь он подданный Серединного государства или иностранец.

Во второй части нашего исследования мы рассмотрели различные способы изучения и запоминания иероглифов, которые мы используем на наших уроках китайского языка в зависимости от трудности иероглифов. Опираясь на данные опроса, который мы провели среди учеников средних классов, которые изучают китайский язык, мы выявили основные и эффективные методы  запоминания иероглифов. Таковыми являются ассоциации, связанные с иероглифами, когда мы создаем образ или картинку, посмотрев на иероглиф очень внимательно и вообразив, почему издревле при употреблении слова, людям был изобретен тот или иной знак. Дидактические игры на уроках иностранного языка играют значительную роль в мотивации детей и дают им немалую познавательную нагрузку. Проведение уроков с применением дидактических игр и стандартных заданий, предлагаемых УМК, помогает ученикам поддерживать повышенную мотивацию, быть на уроке заинтересованными, мотивированными и внимательным. Нельзя не отметить, что применение учителем дидактических игр позволяет подростковому коллективу сплотиться в целях выполнения поставленной учебной задачи и для закрепления,  пройденного на уроке материала.

Исследовав китайскую иероглифику, мы узнали много нового и полезного для себя, эти знания мы будем использовать в будущем изучении  китайского языка.

Список используемой литературы

  1. Волков К.В. Современные методики обучения китайскому языку: анализ практического опыта // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 4.
  2. Задоенко Т.П., Хуан Шуин. Начальный курс китайского языка, ч. 1 – М.Вост. книга, 2010. – 304 стр.
  3.  Козлова Е.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников // Начальная школа. 2004. № 11. С. 49–55.
  4. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований (электронный ресурс). Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7173
  5.  Сизова А.А., Чэнь Фу. Китайский язык. – М.: Просвещение, 2019.-145 стр.
  6. https://infourok.ru/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-obucheniya-ieroglifike-4994688.html- Дидиктические игры как средство обучения иероглифике.
  7. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-sekreti-zapominaniya-ieroglifov-kitayskogo-yazika-3697720.html- Секреты запоминания китайских иероглифов.
  8. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2022/01/11/sekrety-zapominaniya-ieroglifov-kitayskogo-yazyka- Секреты запоминания иероглифов китайского языка.
  9. https://promandarin.ru/blog/methods- 17 методов запоминания иероглифов.

Приложение 1

Анкета 1  для опроса обучающихся

  1. Нравится ли вам изучать китайский язык?

а) да   б) нет

              2. Почему? Аргументируйте свой ответ:

                  ______________________________________________________________

              3. Что бы вы хотели изменить, добавить? _____________________________

              4. Какие методы из предложенных, вам кажутся более привлекательными?

              а) Каллиграфия

              б) Метод карточек

              в) Метод прописывания

              г) Метод ТСО (Технических средств обучения)

              д) Метод дидактических игр

Приложение 2

                              Анкета 2 для опроса обучающихся

  1. Испытываете ли вы сложность в запоминании иероглифов?

а) да      б) нет

              2.   Какой из методов вам показался наиболее эффективным?

                    ______________________________________________

  1. Какой самый увлекательный?
  2. Как вы думаете, если бы использовался только один метод, можно было бы выучить все слова?  

а) да   б) нет  

Почему?_____________________________________

  1. Как думаете, если вы будете использовать данные методы, достигните ли вы успехов в китайском?

а) да  б) нет

Приложение 3

Образцы написания графем в разных стилях китайской каллиграфии.


Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема:Дидактические игры и каллиграфия - основные методы запоминания иероглифов китайского языка Подготовила обучающаяся 5 класса МОАУ СОШ №1 с.Возжаевки филиал 2 Журавель Варвара Евгеньевна Руководитель: Орлова Яна Валерьевна

Слайд 2

В соответствии с целью определены следующие задачи: найти и изучить информацию по данной теме в литературных источниках; проанализировать данные методы запоминания; выявить основные методы среди обучающихся 5-8 классов с помощью анкетирования; сделать выводы. Целью работы является исследование и выявление самых эффективных и увлекательных методов запоминания иероглифов данного языка.

Слайд 3

Иероглиф - одна из самых древних и загадочных форм письменности в мире. Уникальный рисунок, имеющий свое значение, происхождение и историю. Образцы написания графем в разных стилях китайской каллиграфии.

Слайд 4

Пиктограммная – в основе таких иероглифов лежит символичность знаков. Ввиду этой особенности понимание таких знаков затруднено. В китайском языке достаточно много слов, которые записываются подобным образом, но они не составляют самую численную группу. Например, 木 - дерево, 火 - огонь и 山 - гора . Изобразительная – как подсказывает само название, знак, который мы видим перед собой напрямую отражает изображенное понятие. Эта категория иероглифов малочисленна по причине своей естественной ограниченности, так как она не может отразить сложные понятия и явления. Например , иероглиф 山 shān (“гора”) изображает вершины горы, а иероглиф 日 rì (“солнце”) первоначально выглядел как круг. Виды иероглифов:

Слайд 5

Идеографическая – данная группа слов в построении иероглифов опирается на применение нескольких знаков (минимум два) для того, чтобы создать одно слово. При этом происходит смешивание их значений в одно новое. Например, 亻 ( человек) + 木 ( дерево) = 休 ( отдыхать). Фонограммная – это категория, которая доказала свою действенность на практике. Новые иероглифы формируются путем объединения смысловой ключевой и звучания слова. Таким образом, используя лишь одну смысловую основу, к которой добавляют звуковые знаки, удается создавать новые иероглифы. На данный момент около 80% всех знаков в китайском языке были образованы таким способом. Например, 女 (женщина) + 马 ( mǎ ) = 妈 mā мама. Заимствованная и вариантная – иероглифы данных групп формируются исключительно за счет перестановки порядка составных знаков. Например 自 zì – сам (изначально – нос 鼻 ); Или, к примеру, иероглиф 來 ( 来 ) изначально обозначал «пшеница», но он также использовался для глагола «приходить».

Слайд 7

Почему? Аргументируйте.

Слайд 8

1.Метод прописывания 临 摹 línmó - это самый популярный метод запоминания иероглифа, его многократное прописывание. Китайцы используют его для запоминания иероглифов в школе. Иероглиф прописывается в четырех клетках или специальных разлинованных тетрадях по несколько строчек, пока не запомнит рука и глаз. Этот метод активизирует память и творческие аспекты, он эффективен, однако занимает много времени и усилий и быстро наскучивает. Плюсы: практика написания, использование произвольной памяти. Минусы: физическая нагрузка, индивидуальная прочность запоминания. Основные методы изучения и запоминания иероглифов:

Слайд 9

2.Карточки по новым словам. Это самый эффективный и простой способ. Карточки можно сделать в бумажном и электронном виде. На одной стороне пишется слово, на другой перевод. Можно добавить транскрипцию. В игровой форме можно легко запомнить очертания иероглифа и узнавать его в дальнейшем. Плюсы: быстрое визуальное запоминание. Минусы: требует много затрат и времени.

Слайд 10

3 . Использование ТСО (технических средств обучения). В наше время существует огромное количество программ для портативных устройств по изучению китайских иероглифов, что делает запоминание иероглифов ещё удобнее. Существуют программы для iOS , Android и ПК, которые помогают постоянно изучать иероглифы. Приложения могут быть представлены в форме игры, словаря. Плюсы: тренировка скорости и практика написания. Минусы: низкая точность.

Слайд 11

4. Каллиграфия . Глубокое изучение и понимание китайской культуры просто невозможно без изучения эстетической составляющей иероглифов. Здесь очень важно правильное начертание черт. Обычно каллиграфию настоящего мастера сравнивают с танцем. Эту связь хорошо демонстрирует один исторический случай в эпоху правления династии Тан. Мастер скорописи очень любил наблюдать за танцами с использованием мечей, а затем пытался сообщить иероглифам дух увиденных им сцен. Плюсы: - задействование непроизвольной памяти, развитие художественного вкуса; - тренировка непроизвольной памяти, эргономичность. Минусы: -дополнительное время и волевые усилия; -требуется наличие определённой базы.

Слайд 12

5.Дидактические игры. Активизируется познавательный интерес, улучшается степень запоминания, способствуют повышению активности учащихся на уроках. Кроме того, командные игры формируют чувство ответственности, направленность на конечный результат. Плюсы: Процесс познания лексики через дидактические игры является более увлекательным процессом в отличие от механического способа прописывания иероглифов. Минусы: Актуален на среднем этапе обучения в процессе закрепления лексического материала.

Слайд 13

Предпочтения по видам используемых методик.

Слайд 16

Список используемой литературы: Волков К.В. Современные методики обучения китайскому языку: анализ практического опыта // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 4. Задоенко Т.П., Хуан Шуин . Начальный курс китайского языка, ч. 1 – М.Вост. книга, 2010. – 304 стр. Козлова Е.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников // Начальная школа. 2004. № 11. С. 49–55. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований (электронный ресурс). Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7173 Сизова А.А., Чэнь Фу. Китайский язык. – М.: Просвещение, 2019.-145 стр. https://infourok.ru/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-obucheniya-ieroglifike-4994688.html- Дидиктические игры как средство обучения иероглифике. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-sekreti-zapominaniya-ieroglifov-kitayskogo-yazika-3697720.html- Секреты запоминания китайских иероглифов. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2022/01/11/sekrety-zapominaniya-ieroglifov-kitayskogo-yazyka- Секреты запоминания иероглифов китайского языка. https://promandarin.ru/blog/methods- 17 методов запоминания иероглифов.

Слайд 17

Спасибо за внимание!

  • Мне нравится 
Поделиться:

3 загадки Солнечной системы

Фокус-покус! Раз, два,три!

Кактусы из сада камней

Мальчик и колокольчики ландышей

Солнечная система. Взгляд со стороны