Исследовательская работа представляет информационную ценность для обучающихся, учителей и других людей, которые интересуются акустикой, музыкой или историей музыки, играют на музыкальных инструментах или только мечтают подобрать себе инструмент. В нашей работе собраны, описаны и проанализированы основные способы звукоизвлечения в музыкальных инструментах, их описание и даны рекомендации по выбору музыкального инструмента.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 80.48 КБ | |
| 2.89 МБ |
Управление образования Администрации Переславль-Залесского муниципального округа Ярославской области
Городской конкурс проектов и исследовательских работ школьников
Исследовательская работа
Физическое описание процессов звукоизвлечения в акустических музыкальных инструментах
Работу выполнили:
обучающйся 7 класса
МОУ Дубковской СШ
Савельев Алексей
Руководитель:
учитель физики
МОУ Дубковской СШ
Беляев Алексей Александрович
Дубки, 2025
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Историческая справка ……………………………………………………. 6
2. Основная часть …………………………………………………………… 8
2.1. Основные положения …………………………………………………… 8
2.2. Особенности звукоизвлечения в ударных акустических
музыкальных инструментах…………………………….…….........………... 10
2.3 Особенности звукоизвлечения в струнных акустических
музыкальных инструментах……………............………………..….……….. 11
2.4 Особенности звукоизвлечения в духовых акустических
музыкальных инструментах ………………………………………………... 13
2.6. Сравнительный анализ цен на акустические музыкальные
инструменты ……………………….………………………………………….. 15
Заключение …………………………………………………………..………… 17
Использованная литература ……………………………..…………………… 19
Приложения …………………………..………….….………….……….…….. 21
Введение
Вступление. Для исследовательской работы мы выбрали тему «Физическое обоснование процессов звукоизвлечения в акустических музыкальных инструментах», так как этот материал представляет информационную ценность для обучающихся, учителей и других людей, которые интересуются акустикой, музыкой или историей музыки, играют на музыкальных инструментах или только мечтают подобрать себе инструмент. В нашей работе собраны, описаны и проанализированы основные способы звукоизвлечения в музыкальных инструментах, их описание и даны рекомендации по выбору музыкального инструмента.
В рабочих программах по физике представлены две близкие по физическим основам темы:
1. Акустика, изучающая свойства звука в слышимом диапазоне 16Гц до 20000 Гц, а так же инфразвук (ниже 16 Гц) и ультразвук (выше 20000 Гц). В 7-9 классах на тему «Акустика» выделяется 3 часа, в 10-11классах – 2 часа.
2. Оптика, изучающая свойства электромагнитных волн в диапазоне от 150 ГГц до 120 ТГц (инфракрасное, видимое и ультрафиолетовое излучения), в 7-9 классах оптика изучается в течение 12 часов, а в 10-11 – в течение 9 часов.
Все оптические явления и закономерности подробно разобраны и имеют практико-ориентированное направления, в отличие от акустических явлений, которые описываются в общем виде. При изучении музыки в школе не описываются закономерности звукоизвлечения в музыкальных инструментах. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: изучение данной темы актуально.
Проблема исследования – какие физические явления происходят при звукоизвлечении в акустических музыкальных инструментах.
Объект исследования – акустические музыкальные инструменты.
Предмет исследования – механические характеристики акустических инструментов, влияющие на частоту звуковых волн.
Цель: выяснить, каким образом возникает звук, и как меняются его физические свойства в акустических музыкальных инструментах.
Задачи исследования:
Гипотеза – подробное изучение принципа действия акустических музыкальных инструментов позволит сделать осознанный выбор инструмента для творческой деятельности.
Основные этапы работы:
Методы исследования:
1. Изучение специальной литературы.
2. Обобщение и систематизация материала по данной теме.
3. Анализ и фиксация результатов исследований.
Научная новизна нашего исследования заключается в новом виде формирования позитивного взгляда на изучение законов физики и основ музыки.
Теоретическая значимость данной исследовательской работы заключается в совершенствовании методов изучения физики и музыки.
Практическая значимость, заключается в том, что полученные в ходе исследования данные способны расширить знания обучающихся об акустике как разделе физики и инструментальном исполнительстве в музыке.
Характеристика основных источников получения информации. Для получения исходных данных использовались открытые источники информации: официальные документы, учебные пособия, научно-популярная литература, видеоролики, находящиеся в свободном доступе в Интернете.
1. Историческая справка
Музыка - это самое мимолетное из всех видов искусства. Она прекращает существовать, как только ее перестают играть. Поэтому каждый момент, когда звучит инструмент, бесценен и неповторим. Это знают люди во всем мире, поэтому музыкальные инструменты с давних времен входят в состав каждой культуры. И в течение тысячелетий музыканты не устают искать все новые и новые звучащие инструменты. Музыкальные инструменты - это магические устройства. Их звучание очаровывает не только тех, кто их слушает, но и тех, кто заставляет их звучать. Профессионал, играющий на музыкальном инструменте, может выразить такие вещи, для которых слов оказывается недостаточно. Он способен утешить, развеселить, унести в мир грез и мечтаний.
Установить точное время, когда первобытный человек впервые обратил внимание на то, что звуки природы могут быть приятными на слух, вряд ли невозможно, но то, что это наблюдение было основой для создания музыкального искусства, можно утверждать с определенностью. Иначе человек не начал бы изобретать музыкальные инструменты. И можно также утверждать, что создавал он свои музыкальные инструменты за много тысяч лет до того, как стал интересоваться и изучать природу музыкальных звуков. Древние музыкальные инструменты намного старше, чем первые дошедшие до нас сведения об акустике.
На заре истории человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент, который сохранился в быту некоторых народов до наших дней, например, у аборигенов Австралии и сейчас два обыкновенных камня играют роль ударного инструмента. Почти все исследователи сходятся во мнении, что инструментальная музыка началась с ритма, а потом уже возникла мелодия.
Различные свистульки и дудки из рогов животных и раковин находят в раскопках палеолита — древнекаменного века. Время возникновения древней флейты и трубы-раковины приблизительно 80000 — 13000 лет до н. э. В 1974 году археологи из Сибирского отделения Академии наук СССР начали раскопки в Хакасии, неподалеку от деревушки Малая Сыя. Было обнаружено поселение, в котором люди жили 34 тысячи лет назад. Среди многих удивительных находок, поколебавших прежние представления, есть и музыкальный инструмент — свирель, сделанная из минерала гематита. Из найденных за все время существования археологии музыкальных инструментов это самый древний. Некоторые исследователи считают, что свирель из Малой Сыи хоть и самая старая из найденных, но не самая старая вообще, потому что вряд ли человек сразу дошел до такой сложной для пещерного жителя формы инструмента.
Даже в настоящее время большинство акустических струнных инструментов изготавливаются из дерева. А дерево – материал недолговечный. Одними из самых древних находок являются фигурки сидящих музыкантов, которые играют на арфах, имеющих раму в форме прописной греческой буквы “дельта”, обнаруженные в погребениях так называемой Кикладской культуры (ок. 2800-2700 до н.э.).
В XV веке появляются первые клавишные инструменты: клавикорд и клавесин. В начале XVIII веке к ним присоединилось фортепиано. В 1822 году Фридрих Бушман изготавливает первую ручную гармонику – дальнюю родственницу русской гармони, аккордеона и баяна. XX век принёс беспрецедентное разнообразие музыкальных инструментов. Синтезаторы, электрогитары, электронная ударная установка и другие электронные инструменты революционизировали звучание музыки. В наши дни технологические достижения позволили музыкантам создавать и использовать самые разнообразные музыкальные инструменты. Виртуальные инструменты, программы для музыкального производства и усовершенствованные электронные инструменты открыли новые горизонты для творчества в музыке.
2. Основная часть
2.1. Основные положения
В качестве основы проведения исследовательской работы использовалась официально допущенная к печати научная литература. В качестве источника информации выбраны следующие книги: методическое пособие Н. В. Волкова «Актуальные вопросы теории и практики исполнительства на духовых инструментах»; книга С. Газаряна «В мире музыкальных инструментов»; методическое пособие В. Г. Порвенкова «Акустика и настройка музыкальных инструментов»; учебно-методическое пособие Е. И. Лапшиной «Методика обучения игре на инструменте». Дополнительная информация получена из научно-популярной литературы и видеороликов в Интернете.
Акустика музыкальных инструментов имеет очень долгую историю. В настоящее время развитие компьютерных технологий позволило создать программы для изучения тембров музыкальных инструментов, которые направлены на исследование процессов звукоизвлечения, основанных на физических механизмах колебательных процессов. Физические процессы, происходящие в механо-акустических преобразователях, возникающие под действием внешних сил, создают вибрации упругих элементов и излучение звуковых волн в окружающее пространство. Любой музыкальный инструмент состоит из следующих частей:
Основные способы генерирования колебаний в музыкальных инструментах можно свести к следующим:
Сами акустические музыкальные инструменты делятся на группы в зависимости от типов звучащих тел:
- мембранофоны, в которых звук извлекается при воздействии на натянутую мембрану (ударные: барабан, литавры, бубен и т.п.);
- идиофоны, в которых звучащим телом является сам инструмент (ударные: колокол, гонг, ксилофон, и др.);
- хордофоны, в которых в качестве звучащих тел используются струны с различной длиной, диаметром, плотностью и степенью натяжения (струнные инструменты: фортепиано, арфа, гитара, скрипка и т.д.);
- аэрофоны, в которых звук возникает вследствие колебания воздушного столба в трубах разной формы (духовые: флейты, трубы, органы и др.).
Качество звучания инструментов зависит от правильного выбора материала, точности изготовления и, конечно, мастерства исполнителя.
2.2 Особенности звукоизвлечения в ударных акустических музыкальных инструментах
Звукообразование в данной группе инструментов осуществляется ударными поверхностями по звучащему телу. В мембранофонах собственные колебания мембран передают нагрузку на воздушную среду, создавая в ней звуковые волны, В конструкциях некоторых инструментов предусмотрена возможность изменения силы натяжения мембраны, что позволяет изменять собственную частоту мембраны, а значит и получать звуки определённой музыкальной частоты.
Примером могут служить литавры – один из важных инструментов оркестра. Обычно в оркестре используется от трёх до пяти литавр различного диаметра. Литавры представляют собой полушарообразные котлы из кованой меди или композитного материала с небольшим отверстием для выхода воздуха, на верхнее широкое отверстие которых натянута мембрана из кожи или синтетической плёнки. По ней ударяют палочками с головками из дерева, пробки, войлока и др. различных размеров и жёсткости. Литавры снабжены педальным механизмом для регулировки натяжения мембраны. Колебания мембраны после удара палочками заставляют вибрировать воздух, находящийся внутри литавр, что усиливает эффективность музыкального инструмента, повышая громкость и продолжительность звучания.
Немаловажную роль в ударных музыкальных инструментах играет место нанесения удара. От него зависит частота колебаний мембраны. Чем дальше от края мембраны наносится удар, тем ниже и глуше звук. Это позволяет музыкантам в определённых пределах регулировать частоту звука. В ударных инструментах звук делиться на две части. Первая часть звука образуется во время и непосредственно после внешнего воздействия данный период называется временем атаки. Амплитуда колебаний в этот период значительно выше, чем в остальное время, при этом возникает два-три резонансных пика, после которых наблюдается достаточно долгий период затухания колебательного движения мембраны. В барабанах (концертных, индийских, латиноамериканских, индонезийских и др.) происходят похожие процессы, исключением является отсутствие точной настройки, как в литаврах.
Идиофоны отличаются от мембранофоном тем, что они сами обладают достаточной упругостью для передачи колебательного движения воздушной среде и формирования звуковых волн. К первой группе идиофонов относятся инструменты с простыми звучащими телами: брусками, стержнями, трубками, изготавливаемыми из дерева, металла и различных пластмасс. При ударе по звучащему телу в нем возникают продольные, поперечные и крутильные колебания. Наложение их друг на друга может изменять высоту тона, поэтому процессы звукообразования требуют определённых навыков. Музыканту необходимо учитывать место нанесения и силу удара во избежание выхода звука за пределы необходимой громкости и звукоряда. Например, при ударе точно в центр бруска второй обертон отсутствует. Удаление места удара от центра формирует обертона, формирующие тембр, который обладает огромным потенциалом с точки зрения композиционного инструмента.
Выбор массы, формы и жесткости палочки влияет на характер спектра колебательного движения звучащего тела, как мембранофона, так и идиофона. Тяжелые палочки длительное время остаются на поверхности, что приводит к уменьшению количества высоких обертонов с одной стороны и увеличению амплитуды - с другой. Звук кажется более громким и низким. Использование лёгких палочек, обладающих меньшей энергией, формирует более высокие и тихие звуки. На основе вышесказанного можно сделать следующий вывод: звукоизвлечение в ударных инструментах зависит от силы, длительности и местоположения удара.
2.3 Особенности звукоизвлечения в струнных акустических музыкальных инструментах
Струнные инструменты сыграли огромную роль в развитии музыкальной культуры. Они составляют основу современных симфонических оркестров, широко используются в народной и современной музыке. По способу звукоизвлечения их делят на смычковые, щипковые и клавишные (ударные). К группе смычковых инструментов относятся инструменты, звук в которых возбуждается за счёт трения, возникающего придвижении смычка по струне. В эту группу входят: скрипка, альт, виолончель, контрабас, а также многочисленная группа народных инструментов. Процесс звукоизвлечения осуществляется следующим образом:
- смычок перемещается по струне, смещая её от положения равновесия;
- струна деформируется, и возникающая в ней сила упругости стремится вернуть ее в первоначальное положение;
- когда сила упругости становится больше силы трения, струна срывается со смычка и движется в сторону положения равновесия;
- на движущуюся струну воздействует сила трения, останавливая её;
- движущийся смычок продолжает деформировать струну, доводя её до положения, где сила трения меньше силы упругости;
- периодический процесс срыва струны со смычка повторяется многократно, создавая колебательное движение струны.
Частота и амплитуда колебаний зависит от силы трения, скорости движения смычка и силы нажатия на струну. Для увеличения силы трения смычок натирают канифолью, которая при движении расславляется и скрепляет смычок и струну. При увеличении скорости движения смычка количество срывов смычка со струны увеличивается, что ведёт к увеличению частоты колебания струны. Сила нажатия на струну увеличивает амплитуду колебания струны.
Струнные щипковые инструменты подразделяются на грифовые, к которым относятся гитара, мандолина, бандура, домра, балалайка и т.п., и безгрифовые – арфа, гусли и др. Энергия, образованная щипком передается струне, вызывая в них колебания следующим образом:
- отводится в сторону пальцем или медиатором и опускается;
- под действием силы упругости она возвращается в положение равновесия, но не остается там, а проходит его до полной остановки и возвращается назад, повторяя колебательное движение во времени.
Звук, извлекаемый щипком, зависит от способа звукоизвлечения. Если щипок осуществляется подушечкой пальца, то большая площадь контакта ведёт к уменьшению верхнего регистра обертонов. Поэтому для получения полного спектра звуковых колебаний используются медиаторы.
Струнные ударные (клавишные) инструменты имеют в своём составе ударный механизм, приводимый в действие клавишами. При нажатии на клавишу механизм разгоняет молоточек, который ударяет по струне. Процесс звукоизвлечения определяются местом удара, скоростью молоточка при подлёте к струне, временем соприкосновения, физико-механическими параметрами струны и молоточка. Физические процессы соответствуют ударным музыкальным инструментам.
Все струнные акустические музыкальные инструменты обладают резонатором. Резонатор, используя явление резонанса увеличивает энергию колебаний струны. Энергия струны слишком мала для формирования её энергии в звуковые волны. Резонатор увеличивает площадь колебательной системы и воздушный объем внутри него, что ведёт к усилению энергии и амплитуды звуковых колебаний.
2.4 Особенности звукоизвлечения в духовых акустических музыкальных инструментах
В духовых музыкальных инструментах звукоизвлечение основывается на длительном автоколебательном процессе за счёт модуляции воздушного потока. В ходе этого процесса колебания возбуждаются и поддерживаются в удлиненных столбах воздуха внутри труб различного сечения. По способу модуляции духовые инструменты делятся на:
Лабиальные и тростевые музыкальные инструменты объединены в группу деревянных духовых инструментов. На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались в большинстве своём из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Амбушюрные инструменты называют медными. Наименование «медные» исторически восходит к материалу, из которого изготавливались эти инструменты, в наше время для их изготовления помимо меди и её сплавов нередко используют композитные материалы.
2.6. Сравнительный анализ цен на акустические музыкальные инструменты
Ценовой диапазон акустических музыкальных инструментов достаточно широк. Поэтому пришлось ограничить максимальную цену инструмента минимальным размером оплаты труда (МРОТ) в РФ, который с 1 января 2025 года составляет 22 440 рублей в месяц. По нашим предположениям такую сумму может выделить на музыкальный инструмент для ребёнка практически каждая семья.
После изучения цен на акустические музыкальные инструменты в онлайн-магазинах были выбраны товары с минимальной ценой ниже 22440 рублей (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Цены на акустические музыкальные инструменты
№ п/п | Наименование | Минимальная цена, руб. | Максимальная цена, руб. |
1 | Балалайка | 8930 | 155930 |
2 | Блокфлейта | 202 | 52310 |
3 | Гитара | 2750 | 866000 |
4 | Губная гармоника | 191 | 13010 |
5 | Гусли | 3250 | 79490 |
6 | Казу | 120 | 19520 |
7 | Калимба | 520 | 6530 |
8 | Ксилофон | 1171 | 317625 |
9 | Мелодика | 2285 | 19990 |
10 | Скрипка | 6090 | 872700 |
Следующим этапом был выбор наиболее популярных акустических музыкальных инструментов среди выбранных. Поиск информации по данной теме осуществлялся в интернете. Основная покупательская аудитория музыкальных инструментов – обучающиеся музыкальных школ, колледжей, консерваторий, а так же обучающиеся и студенты занимающиеся музыкой в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования. Именно они выбирают инструменты из нижней ценовой категории.
Из представленных выше инструментов наиболее популярной оказалась гитара. Следующую строчку заняла блокфлейта – инструмент начинающего музыканта-духовика. И на третьем месте – губная гармоника. Скрипка могла бы занять призовое место, но была исключена из списка в связи с высокой сложностью освоения и обязательным присутствием профессионального педагога.
Заключение
На основании проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы:
Воспитание творческой личности требует больших усилий и знаний, новых идей и исследований в различных областях науки и искусства. В настоящее время большую роль в развитии музыкальных инструментов играют ученые разных специальностей, исследователи, музыковеды и педагоги. Доступность и разнообразие музыкальных инструментов обеспечивается высоким уровнем развития мировой экономики. Разнообразие творческих фестивалей и конкурсов ведёт к возрастанию уровня исполнительского мастерства. Остаётся только выбрать подходящий музыкальный инструмент и начать играть.
Использованная литература
Учебники и учебные пособия
Электронные ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дополнительные материалы:
Слайд 1
Городской конкурс проектов и исследовательских работ школьников © ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ, 2025Слайд 2
Физическое описание процессов звукоизвлечения в акустических музыкальных инструментах © ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ, 2025 Городской конкурс проектов и исследовательских работ школьников Автор: Савельев Алексей обучающийся 7 класса МОУ Дубковской СШ Руководитель: Беляев Алексей Александрович учитель физики МОУ Дубковской СШ
Слайд 3
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ГИПОТЕЗА Цель : выяснить, каким образом меняются физические свойства воздуха при звукоизвлечении в акустических музыкальных инструментах. Задачи исследования: Изучить литературу по акустическим музыкальным инструментам. Провести поиск и описание типов акустических музыкальных инструментов по способам звукоизвлечения . Найти и выявить основные физические явления, происходящие во время работы акустических музыкальных инструментов. Провести сравнительный анализ цен на акустические музыкальные инструменты Сделать вывод по результатам работы. Гипотеза: подробное изучение принципа действия акустических музыкальных инструментов позволит сделать осознанный выбор инструмента для творческой деятельности.
Слайд 4
АННОТАЦИЯ Акустика музыкальных инструментов имеет очень долгую историю, но в школе на уроках физики и музыки практически не изучается, поэтому нашу исследовательскую работу можно считать актуальной.
Слайд 5
ФИЗИКИ-МУЗЫКАНТЫ Галилео Галилей с помощью созданного своими руками телескопа сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Внёс вклад в физику, математику и философию. Родившись в музыкальной семье, научился играть на лютне в раннем возрасте. В молодости гастролировал по Европе.
Слайд 6
ФИЗИКИ-МУЗЫКАНТЫ Макс Планк - основатель квантовой теории, лауреат Нобелевской премии по физике (1918). Играл на пианино и обладал абсолютным слухом. В молодости хотел стать пианистом.
Слайд 7
ФИЗИКИ-МУЗЫКАНТЫ Альберт Эйнштейн - лауреат Нобелевской премии по физике (1921). Играл на скрипке, сочинял музыку. Удивительный дуэт — скрипка (А. Эйнштейн) и пианино (М. Планк) — вошел в историю как музыки, так и науки.
Слайд 8
ЦЕНОВОЙ ДИАПАЗОН № п / п Наименование Минимальная цена, руб. Максимальная цена, руб. 1 Балалайка 8930 155930 2 Блокфлейта 202 52310 3 Гитара 2750 866000 4 Губная гармоника 191 13010 5 Гусли 3250 79490 6 Казу 120 19520 7 Калимба 520 6530 8 Ксилофон 1171 317625 9 Мелодика 2285 19990 10 Скрипка 6090 872700
Слайд 9
Научиться играть на большинстве музыкальных инструментов можно самостоятельно. Скрипка же отличается от них высокой сложностью освоения и обязательным присутствием профессионального педагога ВЫБОР ИНСТРУМЕНТА
Слайд 10
Гитара – это самый распространённый инструмент в мире. Она подвластна даже человеку, не имеющему ни слуха, ни голоса. Выучив несколько аккордов, можно удивлять друзей своими умениями. Цена: от 2700 до 866000 рублей КРАСАВИЦА ГИТАРА
Слайд 11
Блокфлейта — один из самых древних музыкальных инструментов. Была популярна с XV по XVII век. В настоящее время используется для обучения начинающих музыкантов и исполнения этнических мотивов. Цена: от 200 до 52000 рублей ВОЛШЕБНАЯ БЛОКФЛЕЙТА
Слайд 12
Губная гармоника — лёгкий и компактный инструмент. Чаще всего её воспринимают как сувенир или детскую игрушку, поэтому стоит ответственно относится к месту покупки и производителю. Цена: от 190 до 13000 рублей ГУБНАЯ ГАРМОНИКА
Слайд 13
На просторах Интернета можно найти любую учебную, учебно-методическую и научную литературу для проведения подробного исследования на любую интересующую тему. В ходе изучения литературы были рассмотрены наиболее популярные акустические музыкальные инструменты, их характеристики. Проведённый поиск описания типов акустических музыкальных инструментов позволил систематизировать их по способам звукоизвлечения . В ходе исследования были выявлены основные физические явления, происходящие во время работы наиболее известных акустических музыкальных инструментов. ВЫВОДЫ
Слайд 14
Сравнительный анализ цен на акустические музыкальные инструменты дал возможность выбрать наиболее финансово доступные акустические музыкальные инструменты. Цель исследования достигнута, и было получено достаточно информации о том, каким образом возникает звук, и как меняются его физические свойства в акустических музыкальных инструментах. Результаты исследовательской работы можно использовать на уроках физики в разделе «Механические колебания и волны» при изучении звуковых волн, а также на уроках музыки при изучении исполнительского состава музыкальных коллективов и инструментального музицирования . ВЫВОДЫ
Слайд 15
ВЫБЕРИ СВОЙ ИНСТРУМЕНТ И НАЧНИ ИГРАТЬ!
Слайд 16
https://cdn-edge.kwork.ru/pics/t3/49/296405-1.jpg https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d4746a26d1fc5e975ae578b4bfd5f3f434b70229-9831149-images-thumbs&n=13 https://thumbs.dreamstime.com/b/ пифагор-бы-важным-греческим-фи-ософом-математиком - ge-68289796.jpg https://static01.nyt.com/images/2016/05/27/world/27ARISTOTLE/27ARISTOTLE-articleLarge.jpg?quality=75&auto=webp&disable=upscale https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5231912/pub_634951769a5ea6338c7b64eb_6349517e9a5ea6338c7b66c0/scale_1200 https://i5.walmartimages.com/asr/e30965f7-aa9a-420b-b47f-460a5b647688_1.876c1973f9bc7b3685e764565a02abf1.jpeg https://yandex.ru/images/search?family=yes&img_url=https%3A%2F%2Fc8.alamy.com%2Fcomp%2FHRNW2H%2Fernst-chladni-german-physicist-HRNW2H.jpg&lr=117870&pos=9&rpt=simage&serp_list_type=all&source=serp&stype=image&text= эрнест%20хладни https :// yandex . ru / images / search ? family = yes & from = tabbar & img _ url = https %3 A %2 F %2 Fsun 9-32. userapi . com %2 Fimpg %2 F 5 acsqJT 5 P 9 aRENX 0 DNA 5 r 1 lpiSSgG 7 qpsPcurg %2 F 7 IOOljmZ 1 io . jpg %3 Fsize %3 D 320 x 349%26 quality %3 D 96%26 sign %3 D 8 b 484108 b 81 eb 7799 c 981 fbca 7 ef 89 f 1%26 type %3 Dalbum & lr =117870& pos =8& rpt = simage & text =Георг%20ом https://yastatic.net/naydex/yandex-search/5VDWEX905/0a5471CLgX_/UKy0ll3XBcjO93nNZ_WvZoWlWN-O9H4T75GeFBuHTn14-rzbhLnJBlpnjO3ceNcOH0OsFmJfpEYUhG-Y3LIRPN8mfJqRi01FQG01xqI07aGXYMoeGHpwg https://avatars.mds.yandex.net/i?id=36975c3946dac5321aaef30c4f1b9cb0_l-9065783-images-thumbs&n=13 https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d4fd8f0b7feaa0653eea5a206b7406e0_l-5276035-images-thumbs&n=13 https://avatars.mds.yandex.net/get-mpic/4375199/img_id7496236876606301940.jpeg/orig https://muzforte.ru/image/catalog/photo/1311.jpg https://www.bigtv.ru/storage/goodsImages/205/205561/clear_205561_1.jpg https://adshi.bel.muzkult.ru/media/2022/02/02/1293055759/f3eb50202356bc29c17e4a52f43ce335.png https://yandex.ru/images/search?family=yes&from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fmosoblfil.ru%2Fupload%2Fiblock%2F665%2F665c099408984c4e4996e641302025ea.jpg&lr=117870&pos=15&rpt=simage&text= оркестр%20народных%20инструментов ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Слайд 17
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Тигрёнок на подсолнухе

Весёлая кукушка

Сказка "Морозко"

На горке

Серебряное копытце