• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проект "Культовое деревянное строительство: история и современное состояние церкви Николя Чудотворца в с. Шава, Нижегородской области"

Опубликовано Костюнина Ольга вкл 10.12.2025 - 12:51
Костюнина Ольга
Автор: 
Рязанцев Даниил

В настоящее время немногие из людей знают и интересуются историей родного края, не знают, к примеру, о том:

  • когда были первые упоминания о родном крае в исторических документах;
  • какие народы проживали на территории родного края;
  •  как менялась история заселения края;
  • какие здания и сооружения являются историческими, какая у них история и судьба;
  • какие объекты существовали и теперь навсегда утеряны, о которых только можно узнать с помощью исторических справок, документов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательский проект909.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Запрудновская средняя школа»

Исследовательский проект

«Народная архитектура: локальные традиции и исторический контекст».

Культовое деревянное строительство: история и современное состояние церкви Николя Чудотворца в с. Шава, Нижегородской области

Выполнил:

Рязанцев Даниил Антонович,

ученик 5 класса МБОУ Запрудновской СШ

Руководитель проекта:

Костюнина Ольга Александровна,

заместитель директора

Нижний Новгород,

2024

Содержание

Введение………………………………………………………………3 стр.

  1. История возникновения села Шава. Легенда, связанная с названием села……………………………………………………………………..5 стр.
  2. Национальный состав с.Шава, история изменения…………………6 стр.
  3. Объекты деревянного зодчества культового назначения в селе.

История создания и бытования Никольской церкви в селе Шава…………………………………………………………………..12 стр.

Заключение…………………………………………………………...13 стр.

Список используемой литературы………………………………….14 стр.


Введение.

В настоящее время немногие из людей знают и интересуются историей родного края, не знают, к примеру, о том:

  • когда были первые упоминания о родном крае в исторических документах;
  • какие народы проживали на территории родного края;
  • как менялась история заселения края;
  • какие здания и сооружения являются историческими, какая у них история и судьба;
  • какие объекты существовали и теперь навсегда утеряны, о которых только можно узнать с помощью исторических справок, документов.

Целью данного проекта является изучение истории возникновения села Шава Нижегородской области.

Гипотеза данной работы заключается в том, что знание истории родного края у людей способствует развитию уважения и бережному отношению к памятникам архитектуры.

Основные задачи проекта:

  1. изучить историю возникновения села, легенду, связанную с его названием;
  2. узнать какие народы заселяли территорию села, как менялся национально-конфессиональный состав села;
  3. узнать какие объекты деревянного зодчества являются культовыми в с. Шава;
  4. изучить историю создания и бытования Никольской церкви в селе Шава. Узнать судьбу объекта в период с 1917.

Объектом данной работы является изучение культовых объектов деревянного зодчества.

Предметом работы является изучение истории, бытования и судьбы Никольской церкви, расположенной в селе Шава Нижегородской области.

Материал, изложенный в данной работе получен путем изучения материалов в интернете и опроса местных жителей.


  1. История возникновения села Шава. Легенда, связанная с названием села.

Село Шава впервые упоминается в письменных источниках во 2-й половине XVI века, в связи с получением обширных земель в этом районе стрелецким головой, служилым дворянином Юрием Соловцовым, который был участником походов Ивана IV на Казань.

Название села происходит от протекающей вблизи реки Шавы (левый приток р. Кудьмы). Этот гидроним объясняют двояко. Одни утверждают, что наименование происходит от марийского слова жава (лягушка, жаба), то есть по-русски речку можно назвать Лягушачьей (такое название она, видимо, получила за свою незначительность и обилие лягушек в тихих заводях).
Другие считают, что это название мордовское и в переводе с эрзянского означает "пустой", "пустое место", "пустошь" или слабозаселенная территория. Эту теорию подтверждает и местность, по которой протекает река. В основном в ее пойме заболоченные места, заливные луга и практически нет населенных пунктов.

Существует и совсем сказочная легенда, что якобы около села потерялась одна из любимых собак Екатерины II во время ее пребывания в Нижегородской губернии. Потерявшуюся собачку Ее Величества искали всем миром, но не нашли. Жителям села трудно было выговорить и запомнить имена собак императрицы, таких, например, как, Том-Андерсон, Земира, Дюшес, они искали просто шавку.
Так и закрепилось за селом название – Шава.
[1]

  1. Состав жителей села Шава. Описание жителей после отмены крепостного права.

Известно, что в 15-16 веке на месте села Шава проживали черемисы — финно-угорские племена из Волжско-финской подгруппы. В 1553 году Российское царство завершило фактическое присоединение Казанского ханства и во время Черемисского восстания, когда на Руси насильно принуждали принимать христианство, село было сожжено дотла. В 1785 году село Шава было поделено между трёх хозяев: подполковником Василием Круковским, канцелярским советником Павелом Евдановым и ротмистром Василием Куприяновым. В «Списке населённых мест Нижегородской губернии» упоминается как разновладельческое село при речке Шава и ключах, в которой насчитывалось 107 дворов, проживало 865 человек и имелось две православных церкви и два училища.

В рамках Краеведческих чтений, посвященных 90-летию Кстовского района, мы обратились к описанию села Шава Кадницкой волости, созданному Василием Николаевичем Корвин-Круковским в 1898-1899 гг. и опубликованному в материалах «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева Российским Этнографическим музеем в 2006 году.[2]
Кем был этот человек и что он сообщил о жизни и быте шавских крестьян 120 лет назад – об этом пойдет речь в статье.
Василий Николаевич Корвин-Круковский - потомственный дворянин, член Дворянского депутатского собрания, коллежский регистратор, сын коллежского советника майора Николая Васильевича и помещицы Марии Александровны. Его старший брат Александр Николаевич был предводителем Макарьевского Уездного дворянства, земским начальником 2-го участка Макарьевского уезда, попечителем Шавского начального училища. Братья владели водяной мельницей на р. Шава и рыбными ловлями в озерах близ устья рек Кудьма и Шавка в Макарьевском уезде и сенными покосами при р. Шава в Нижегородском уезде. В Ведомости для раскладки земельного сбора на 1902 год значится, что наследникам Николая Васильевича Корвин-Круковского при селе Шава принадлежало 491,6 десятин земли.
Им двигал интерес к его родному краю, ведь он обстоятельно и с примерами пишет о занятиях крестьян: «Почти все крестьяне служат на пароходах и баржах и ищут вообще легкого и хорошо оплачиваемого труда». Уходившие в навигацию, как и во многих других приволжских селах, нанимали односельчан обрабатывать свою землю.
Такая ситуация, при которой большая часть крестьян занималась волжским промыслом, повлияла на местный характер и образ жизни. О внешности и манере одеваться корреспондент сообщает: «Среднего роста, тип довольно приятный, хотя встречается мало красивых (особенно женщин). Одеваются очень опрятно, даже с некоторым щегольством, детей одевают чисто…». Продолжительность жизни была невелика: «Дряхлеют обыкновенно на 50-м году, и большой процент в этом возрасте умирает, и теперь прямо редкость встретить старика лет 70-ти…»
[3].
Управлялось село сходом, но большинство посещало его неохотно.

Как и везде, народ любил праздники. Кроме дней церковных праздников в Шаве отмечались радостные события в истории села: «Бывший сын Шавского причетника, ныне усопший епископ Курский, подарил в церковь образ Св. Пантелеймона, и крестьяне празднуют не только день святого, но и день привоза иконы в церковь». Были и печальные: не работали в день крупного пожара, который случился еще до отмены крепостного права и надолго сохранился в народной памяти. В летний период не работали по пятницам на лошадях, так как «когда-то, они сами не помнят, был будто падеж на лошадей, и старики наказали по пятницам не работать». Работать по праздникам считалось «за грех», но помочь за обед все шли с удовольствием, однако за деньги - отказывались. Спокойно смотрели на воровство с барж и у раскольников. Что же касается раскольников, то на тот момент их в селе проживало немного – несколько семей и старых девок – и религиозного противостояния не наблюдалось. Но даже они показывают, что в конце 19 века жизнь в этом селе имела как схожие черты с другими волжскими поселениями нашего края, так и свои отличительные особенности, о которых не помнят уже даже и старики, и только благодаря Василию Николаевичу они дошли до наших дней.

#1054;бъекты деревянного зодчества культового назначения в с. Шава. История создания и бытования Никольской церкви в селе Шава.

В «Списке населённых мест Нижегородской губернии» Шава упоминается как разновладельческое село при речке Шава и ключах, в которой насчитывалось 107 дворов, проживало 865 человек и имелось две православных церкви и два училища.

При въезде в Шаву, в парке была усадьба подполковника Василия Круковского. Второй барский дом принадлежал канцелярскому советнику Павлу Евданову. Усадьба третьего владельца находилась рядом с каменной церковью Воскресения Словущего. На 1848 год в селе Шава было 114 дворов. Для сравнения, в Запрудном на тот момент была одна деревянная церковь и 85 дворов.

В селе Шава до прихода христиан жили славяне-черемисы. В центре села было капище славянских богов. После прихода христиан село сжигали несколько раз, так как славяне-черемисы не хотели принимать новую веру. В конце концов на месте славянского капища была построена в 1802 году каменная церковь Воскресения Словущего с пятью куполами. Тимм Василий Федорович в 1858 году изобразил её на своей литографии[4]. Эта церковь была каменная, на что указывает Топографическая межевая карта Нижегородской губернии, сделанная под руководством А.И. Менде (Издание 1850-х годов).

Местные жители продолжали эту церковь игнорировать. В результате, построенная на месте славянского капища, каменная церковь была разобрана и поставлена в 1896 году деревянная, на окраине села, там, где сейчас находится нынешняя Церковь Николая Чудотворца.

По другим материалам говорится, что первая деревянная церковь была построена в 1792 году. Но в "Писцовой книге" 1621-23 гг. уже есть сведения, что в селе Шава стоит деревянная церковь Николы Чудотворца, с папертью и колокольней. Внутри различные изображения святых. Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что первое строение храма относится к началу XVII в.

По материалам М. Ростовского[5] в селе Шава была ещё одна церковь. Она находилась на места памятника воинам, погибшим в 1941-1945 гг. Церковь во имя Обновления храма Воскресения, которая была построена благодаря Евдокии Петровны Хитровой в 1802 г. В 1930-е гг. она была разобрана и перевезена в Работки для строительства Дома Культуры.

Деревянная Никольская церковь сейчас находится под охраной государства как культурно-исторический объект (документ о принятии на госохрану № 286), была построена в 1896 году (так как на топографических картах 1848 года её ещё не было). В 1930-х годах была закрыта и занята под клуб. В 1994 возвращена верующим и отремонтирована.

Главные Престольные праздники: Николая Чудотворца - Май 22 [по н.с.] (перенесение мощей), Декабрь 19 [по н.с.].

После революции в одном из барских домов размещалась школа, до сих пор сохранен барский парк. Во втором доме в войну располагался детский дом, а затем больница. В третьем располагалось общежитие. В XX веке в селе была школа, клуб, больница, амбулатория. Во времена СССР село снабдили электричеством, водопроводом и подвели магистральный газ для газоснабжения домов. После распада СССР школа, клуб, больница, амбулатория в селе Шава были расформированы. В настоящее время есть только частный магазин и село интенсивно развивается как коттеджный посёлок.



Заключение.

Данный проект посвящен изучению культовых объектов деревянного домостроения и истории возникновения села Шава Нижегородской области.

В проекте изложена сказочная легенда, связанная с названием села. Данное место посещала даже императрица Екатерина II.

Изначально на территории села жили славяне-черемиссы, которые были язычниками, но после освобождения земель от монголо-татарского ига, территорию стали заселять русские христиане. А земли села распределили между 3 помещиками.

Часть объектов деревянного зодчества, которые были построены уже разрушены, небольшая часть из осталась. К таким объектам можно отнести Никольскую церковь в селе Шава и Барский парк.

У Никольской церкви очень непростая и интересная судьбы. Сейчас данный объект находится под охраной государства как культурно-исторический объект (документ о принятии на госохрану № 286).

Безусловно, знание истории родного края способствует развитию уважения и бережному отношению к памятникам архитектуры среди людей.

Список литературы и источников.

  1. Грачева М.П., хранитель фондов МБУ «КИКМ»
    Источник
  2. #/collections?id=28793413
  3. Кстовский историко-краеведческий музей


[1]

[2] Грачева М.П., хранитель фондов МБУ «КИКМ»
Источник

[3] Грачева М.П., хранитель фондов МБУ «КИКМ»
Источник

[4] #/collections?id=28793413

[5] Кстовский историко-краеведческий музей


Поделиться:

Астрономический календарь. Апрель, 2019

Простые новогодние шары из бумаги

Новогодние гирлянды

Аэродинамика и воздушный шарик

Рисуем "Ночь в лесу"