Вложение | Размер |
---|---|
«Художественное произведение как исторический источник» | 44.64 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Научно-практическая конференция «Мир вокруг нас»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Художественное произведение как исторический источник»
Выполнил:
Корниенко Константин
Руководитель:
Учитель истории
Овчинникова О.В.
2019 г.
Оглавление
Художественная литература - один из видов искусства, отражающий действительность при помощи художественных образов.
Является ли художественная литература историческим источником? Согласно одному из определений этого понятия, закрепленному в учебнике РГГУ (1998) под авторством О. М. Медушевской, И. Н. Данилевского, М. Ф. Румянцевой и В. В. Кабанова, «исторический источник - это продукт (материально реализованный результат) целенаправленной человеческой деятельности, в котором в материальной форме реализованы чувства и мысли людей, когда-то создававших их, используемый для получения данных о человеке и обществе, в котором он жил и действовал». Очевидно, что художественное произведение вполне отвечает отмеченным характеристикам.
В настоящее время существует много художественных произведений исторической тематики, но не все из них отражают достоверность исторических фактов.
Предлагаемая вниманию исследовательская работа посвящена проверке исторических фактов, упомянутых в художественных произведениях для выявления возможности использования их как исторических источников.
Цель исследования: исследование художественных произведений для выявления возможности использования их как исторических источников.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза: художественные произведения вполне можно использовать в качестве исторического источника.
Объектом данного исследования являются художественные произведения «Легенда об Уленшпигеле» Шарля де Костера и «Пуритане» Вальтера Скотта.
Предмет исследования: исторические события, места и персонажи, упоминаемые в художественных произведениях, выбранных для исследования.
Методы исследования:
Проблема художественной литературы как источника информации имеет свою «родословную», корни древа которой уходят в историювзаимоотношений литературы, исторической науки и филологических дисциплин.
Впервые вопрос об использовании литературно-художественного текста какисторического источника был поставлен в книге С.С. Данилова «Русский театр вхудожественной литературе», вышедшей в 1939 году. Обосновывая эвристическую ценность художественной литературы для историка театра, автор выделил две группы художественных произведений. К первой он отнес произведения, в которых писатели, опираясь на историко-театральные знания своего времени, изображали театр прошлых эпох. Такие произведения вне зависимости от художественных достоинств, по мнению автора книги, документальной ценности для истории театра не имеют. Во вторую группу С. С. Данилов включил произведения, отражающие современную писателям театральную жизнь.Однако методика критического анализа этого вида источника в предвоенный период выработана не была.
Советский историк М. В. Нечкина в работе «А. С. Грибоедов и декабристы» (1951) раскрыла взаимовлияние художественной литературы и исторических документов. Анализ текста «Горе от ума» и истории его создания позволил М. В. Нечкиной показать, как в комедии отразился дух времени, декабристские идеи, мировоззрение самого автора и эволюция авторского сознания. Она пишет: «Грибоедов острым взором художника выхватил из жизни одно из крупнейших развивающихся явлений... и отразил его в сюжетной ситуации пьесы и в образах отдельных героев».
В программе курса «Источниковедение истории СССР», разработанного кафедрой вспомогательных исторических дисциплин МГИАИ (1957), и в учебных пособиях конца 1950-х - начала 1960-х гг. (М. Н. Тихомиров, И. Л. Шерман) в качестве исторических источников рассматривались литературные произведения, датированные только до XVIII в., то есть до того времени, когда художественная литература выделяется из публицистики как самостоятельный вид и ее центральной фигурой становится открыто вымышленный герой. Д. С. Лихачев отмечал, что «все действующие лица русских литературных произведений XI - начала XVII в. - исторические или претендующие на историчность».
Д. С. Лихачев показал в своих исследованиях динамику отношения литературы к реальности. Так, для осмысления раннесредневекового искусства необходимо понимание символов, аллегорий, философских и богословских понятий. Литературный язык ранних произведений резко отделен от разговорного. Наличествует огромное количество запретных тем. Но постепенно роль литературного этикета снижается, формируется новый литературный язык. Искусство все определеннее стремится создать иллюзию действительности. Происходит постепенное сближение средств изображения и изображаемого. Границы между литературой и действительностью размываются. Растет индивидуальное начало в литературе. В Средние века авторское «я» в большой степени зависит от жанра произведения. В реалистических произведениях каждый автор стремится писать в своей манере, выражать свое миропонимание. Развиваются индивидуальные черты в речи персонажей. Речь становится характерной для их социального положения и индивидуальных характеристик. Появляются новые жанры, расширяется социальная почва литературы, литературный язык сближается с обыденной и деловой речью. Расширяется социальный круг, в котором происходит действие произведений. В них вводят людей низших слоев и развивают их социальные характеристики. Так, очень близки действительности реалистические произведения второй половины XIX в. (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой,A.П. Чехов).
В 1960-е гг. на необходимость привлечения художественной литературы для изучения более поздних периодов развития отечественной истории (например, империализма) обратил вниманиеB. И. Стрельский. Он отметил и своеобразие этих источников: «Художественные произведения являются не столько источниками сведений об изображенных в них фактах и событиях, сколько источником, объективно отражающим общественное мнение, господствующие идеи эпохи». В работах историка рассмотрены и некоторыс принципы источниковедческого анализа художественной литературы с учетом специфики ее жанров и особых средств отражения действительности.
В последние десятилетия произошла переоценка значения литературы и искусства для исторических знаний. Это связано с появлением новых подходов и развитием новой проблематики исторических изысканий: культурно-антропологическое измерение прошлого, изучение истории ментальностей, формирование социальной истории, рост внимания к микроистории, истории семей, индивидуальным и коллективным биографиям, к свидетельствам рядовых участников исторических событий, совершенствование герменевтических подходов к изучению исторических текстов. Под влиянием феноменологии усилилось внимание к языку как форме отражения действительности. За изучением языковых конструкций и речевых практик были признаны поистине неограниченные возможности для социальной истории.
Современные историки отмечают возросший интерес исследователей к опыту художественного познания мира в контексте перехода от модернистской парадигмы к постмодернистскому построению научных изысканий.
Освоение художественной литературы в качестве исторического источника - процесс чрезвычайно сложный. Он требует от исследователя не только широкой литературной эрудиции, глубокого владения методикой источниковедческого анализа и синтеза, но и навыков филологического изучения произведений художественной прозы и поэзии. В то же время литературные произведения способны существенно обогатить исторические изыскания, расширить их проблематику, дать историку более тонкое понимание социальных процессов и человеческих взаимоотношений.
Для своего исследования я выбрал два художественных произведения. «Легенда об Уленшпигеле» Шарля де Костера и «Пуритане» Вальтера Скотта.
Книга «Легенда об Уленшпигеле» прослеживает жизненный путь Тиля по прозвищу Уленшпигель на фоне исторических событий в Габсбургских Нидерландах. Главный герой родился в городе Дамме во Фландрии в семье угольщика Клааса в один день с будущим испанским королём Филиппом II. Однако если инфант Филипп растёт жестоким и трусливым, то Тиль — смелый и острый на язык, но добрый сердцем проказник. Из-за вольнодумства Тиля его обвиняют в ереси и на три года изгоняют из Фландрии, где господствуют испанские феодалы и католическая церковь. Церковники обвиняют мать его подружки Неле, Катлину, в колдовстве и подвергают пыткам, которые сводят её с ума.
Тиль за время странствий из озорника превратился в плута, но сумел получить отпущение грехов, чтобы вернуться домой. Однако накануне его возвращения по доносу соседа, рыбника Иоста Грейпстювера, арестован и обвинён в ереси уже его отец Клаас, которого сжигают на костре. Сооткин (его жена и мать Тиля) сходит с ума, а позже умирает от горя. Собранный после казни отца пепел Уленшпигель носит в мешочке на груди. Он обращается к Катлине, которая общается с духами, за советом, как ему спасти Фландрию. Катлина отправляет его и Неле на весенний праздник духов земли, и те рассказывают им, что тем следует «искать Семерых».
В поисках Семерых Тиль пускается в странствия. Компанию ему составляют Неле и добродушный толстяк Ламме Гудзак, разыскивающий бросившую его жену. Тем временем в Нидерландах начинается направленное против испанского владычества восстание гёзов, к которым присоединяется и Уленшпигель, с войсками Вильгельма Молчаливого участвуя в боях с испанскими карателями. Вернувшись в родной город, он разоблачает «волка-оборотня», охотившегося за людьми — оборотнем оказывается рыбник Иост, некогда погубивший Клааса. Теперь уже самого рыбника приговаривают к казни.
В боях на море Уленшпигель становится искусным воином, не утратив при этом порядочности. В одном из эпизодов он едва не жертвует жизнью, заступаясь за пленных монахов, хотя не испытывает любви к католической церкви. Его спасает Неле, берущая его в мужья. Тиль и Неле уходят с флота после того, как наёмный убийца убивает Вильгельма Оранского. Благодаря волшебной мази им удаётся увидеть «Семерых» и понять, что это смертные грехи, каждый из которых может обернуться добродетелью. После волшебного сна Тиль не приходит в себя, и его враги, уверившись, что «великий Гёз умер», его хоронят. Но когда священник уже читает заупокойную молитву, Уленшпигель восстаёт из могилы живым. Он объявляет, что дух Фландрии похоронить не удастся никому, и уходит вместе с Неле.
Действие романа «Пуритане» Вальтера Скотта происходит в небольшом местечке Шотландии в 1679 году, где происходит ежегодный смотр воинов. С большим удовольствием в Клайдсдейле собралась толпа горожан, чтобы полюбоваться на смелых и ловких участников. Но, если обратиться к самим соревнующимся, то видим, что не все прибыли сюда с охотой. Господин Гаррисон, который состоял в Тайном Совете Шотландии, столкнулся с тем, что многие просто увиливали от этих соревнований. В это время страна переживала не очень легкие времена. Различные религиозные группы враждовали между собой.
Среди присутствовавших на смотре присутствовали довольно-таки приличные дамы, имеющие привилегированное положение в обществе. Так, особенно выделялась вдова владельца замка Тиллитудем Маргарет Белленден со своей внучкой. Одним из главных моментов в соревновании была стрельба в «Попку»: привязывали тушку птицы, которую украшали цветными перьями, и нужно было выстрелить в нее с большого расстояния.
Из всех участников самыми последними остались - Генри Мортон и лорд Эвендел, являющийся одним из самых знаменитых людей в стране. В этом состязании победителем стал Генри Мортон.
После такого долгого смотра Генри отправился в трактир «Приют», чтобы отметить свою победу. Там он видит как между незнакомым мужчиной и сержантом королевской гвардии Босуэлом завязывается спор, который заканчивается в пользу незнакомца. Однако, он вышел из питейного заведения и идет с Генри. Направляясь, домой, по дороге их предупреждает женщина о том, что их поджидают солдаты короля. Незнакомец просит помощи у молодого человека. Но, юноша говорит ему, что итак живет у дяди, который не любит посторонних в доме. Тогда мужчина называет ему свое имя и Генри, помня о том, что когда-то отец рассказывал ему о своем спасителе, приютил его тайком от дяди.
Укрывательство Белфура не очень благоприятно отражается на дальнейших событиях в жизни юноши. Вскоре его берет под арест сержант Босуэл, который предъявляет ему обвинение в том, что тот прячет преступника. Однако, Генри и не знал, что Белфур убил архиепископа. Но, юноша все-таки ждет, что его помилуют и не поступят строго. В Тиллитудлеме Эдит видится с молодым человеком. Она узнает, что Генри ожидает жестокое наказание, и отправляет письмо, где просит о помощи своего дядю. Но ничего не помогло. Генри отказывается отвечать на вопросы в суде, и возмущен произволом властей. Однако, ему помогает лорд Эвендел, с которым он состязался совсем недавно.
Вскоре Генри примкнул к людям Белфура, которые отличались большим фанатизмом. Юноше это не нравилось, особенно в случае с юродивым, когда злобные пастыри заключили его в темницу из-за его пустых слов. Мортон желает уйти от них, но Берли упрашивает юношу остаться. Повстанцы берут в плен Эвендела, и Генри помогает ему освободиться, так как не видит смысла в ведении этой войны.
Белфур сильно разозлился, что его планы не осуществились, и Мортон выступает в качестве миротворца между двумя сторонами. Однако, повстанцы были разбиты, а Генри изгнали из страны. Но, лорд Эвендел, дал ему письма с особыми рекомендациями и посоветовал отправиться в Голландию.
Через некоторое время в стране началось новое время. Религиозные революции прошли. Стало развиваться торговое дело и землепашество. Когда Генри тайком возвращается на родину, то узнает, что его возлюбленная выходит замуж за Эвендела, и он решает бороться за свое счастье. Но, волей случая, на лорда устраивает засаду Белфур, вследствие чего погибает он сам, и убивают Эвендела. И Генри мог свободно сочетаться законным браком с Эдит.
В историческом романе Вальтера Скотта «Пуритане» перечисляются множественные направления христианства, существовавшие во время описываемых событий (XVII век) в Шотландии. Разберём каждое из них:
В произведении Вальтера Скотта «Пуритане» можно выделить несколько исторических личностей: Карл II, Иаков II, Генри Мортон, Джон ГрэмКлеверхауз, Джон БелфурБерли, принц Вильгельм III Оранский, прозванный Босуэлом Френсис Стюарт.
Карл II — король Англии и Шотландии с 1660 года, старший сын Карла I и Генриетты Французской.
Иаков (Яков)II- король Англии, Шотландии и Ирландии, как шотландский монарх именовался Яковом VII, внук Якова I, второй сын Карла I и младший брат Карла II.
Генри Мортон– вымышленный персонаж произведения. В истории Шотландии XVII века данный образ никак не фигурирует.
Джон ГрэмКлеверхауз–точнее Джон Грэм из Клаверхауса, 1-й виконт Данди (c. 21 июля 1648 – 27 июля 1689), известный как 7-й ЛэрдКлаверхауса до поднятия до звания виконта в 1688, шотландский солдат и дворянин, Тори и англиканец. Клаверхаус отвечал за охрану правопорядка в юго-западной Шотландии во время и после религиозных беспорядков и восстаний 1670-х/80-х годов.
Джон БелфурБерли – так назван в романе Джон Бальфур, 3-й Лорд Балфур из Берли, шотландский дворянин. Он получил образование во Франции и былковенантером из Кинлоха.
Принц Вильгельм III Оранский - Вильге́льм III, принц Оранский, или Виллемван Оранье-Нассау – правитель Нидерландов с 28 июня 1672,король Англии (под именем Вильгельм III) с 13 февраля 1689 и король Шотландии (под именем Вильгельм II) с 11 апреля 1689.
Френсис Стюарт, прозванный Босуэлом – литературный персонаж, основанный на исторической личности ФрэнсисСтюарт, граф Ботвелл — шотландский дворянин, авантюрист, организатор нескольких попыток захвата короля Шотландии Якова VI.
Также можно отметить некоторые места, фигурирующие в произведении: замок Тиллетудлем, город Глазго, Босуэлский мост, Чарнвуд.
Тиллетудлем –плод фантазии автора, но развалины замка Кренсен на берегу Нисена в трех милях от его слияния с Клайдом, напомнят читателю описания, которые можно встретить в романе.
Глазго –крупнейший город Шотландии.
Босуэлский мост – в исторических документах данного названия встречено не было, так что можно с уверенностью утверждать, что это литературный вымысел.
Чарнвуд – неметрополитенский район со статусом боро в графстве Лестершир (Англия). Административный центр — город Лафборо. Основан в 1974, то есть к времени, описываемому в произведении не относится.
В произведении также выделяются события такие как:
В «Легенде об Уленшпигеле» можно выделить таких персонажей как Карл V, Филипп II, Вильгельм I Оранский, граф Горн, граф Эгмонт.
Карл V Габсбург— король Испании под именем Карлос I с 23 января 1516 года, король Германии с 28 июня 1519 по 1556 годы, император Священной Римской империи с 1519 года. Крупнейший государственный деятель Европы первой половины XVI века, внёсший наибольший вклад в историю среди правителей того времени. Карл V — последний император, официально коронованный римским папой.
Филипп II - король Испании из династии Габсбургов. Сын и наследник императора Священной Римской империи Карла V, Филипп с 1554 года был королём Неаполя и Сицилии, а с 1556 года, после отказа своего отца от престола стал королём Испании, герцогом Нидерландов и обладателем всех заморских владений Испании.
Вильгельм I Оранский, по прозвищу Молчаливый(родился 24 апреля 1533 в родовом имении в Дилленбурге — погиб 10 июля 1584 Делфт) — принц Оранский, граф Нассауский, первый штатгальтер Голландии и Зеландии, лидер Нидерландской буржуазной революции. Был убит 10 июля 1584 года испанским наёмником Бальтазаром Жераром.
Ламораль, 4-й граф Эгмонт, известный в истории просто как Эгмонт (родился 18 ноября 1522, Ла Амеда — 5 июня 1568, Брюссель) — испанский военачальник и нидерландский государственный деятель, казнённый в самом начале Нидерландской революции 1568—1648 годов.
Филипп де Монморанси (родился около 1524 — 5 июня 1568, Брюссель) — граф Горн, наместник Гелдерна, адмирал Фландрии, член государственного совета Нидерландов, вместе с графом Эгмонтом запаливший факел Восьмидесятилетней войны. После его казни графство Горн было передано епископству Льежскому.
Также в произведении обозначены события, такие как учреждение испанской инквизиции и присоединение главного героя к гёзам.
Трибунал священной канцелярии инквизиции, широко известный как Испанская инквизиция— особый следственный и судебный орган, созданный в 1478 году Фердинандом II Арагонским и Изабеллой I Кастильской. Призван поддерживать чистоту католической веры в их подданных, а также заменить собой средневековую инквизицию, которая находилась под папским надзором.
Гёзы (буквально — «нищие», как их презрительно называли их противники за кальвинистскую приверженность скромной одежде без украшений) — участники антииспанской революции в Нидерландах, которые с 1566 по 1576 года боролись против испанского правления в Нидерландах, католической церкви и чиновников-некальвинистов. Самая большая группа гёзов воевала на море и была названа морскими гёзами.
На основании всего вышесказанного я могу констатировать факт того, что предложенные произведения называются историческими по праву и многое описанное вних является правдой.Перспективы дальнейшего исследования проблемы я вижу в более подробном изучении других произведений этого типа.Исследование может быть полезно и интересно учащимся, которые увлекаются историческими романами и хотят знать, насколько связаны с реальностью эти произведения, а также всем, кто интересуется эпохой религиозных войн Шотландии и эпохой ФиллипаII в ГабсбургскихНидерландах.
Таким образом моя гипотеза подтвердилась.
Музыка космоса
Выбери путь
Весёлые польки для детей
Весёлая кукушка
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Комментарии
Константин, молодчина,
Константин, молодчина, большая молодчина! отличную и познавательную исследовательскую работу провел! Желаю дальнейших творческих успехов тебе!