Произведение Михаила Афанасьевича Булгакова "Собачье сердце" популярно между всеми поколениями. Оно актуально и на сегодняшний день. Нужно читать Булгакова и учиться находить хорошее в нашей жизни, и смотреть на неё с юмором.
Вложение | Размер |
---|---|
sosh_12_kravchenko_11_kl.docx | 20.79 КБ |
Литературный проект «Читаем Булгакова…»
– Что вам надо?
– Говорящую собачку любопытно поглядеть.
Михаил Булгаков. "Собачье сердце"
Читайте и смотрите классику, позвольте себе на примере поступков героев литературных произведений, художественных фильмов сформировать в себе потребность в здоровом образе жизни. Я думаю, хорошего в жизни гораздо больше, чем плохого. Просто мы не всегда можем отстраниться полностью от отрицательного. Оно шагает рядом с нами и пытается всеми силами внедриться в нашу жизнь. Давайте же научимся жить по-человечески. Это нам диктует классика…
Лучшие ленты отечественных кинематографистов, которые наиболее глубоко и полно воплотили литературные произведения, стали неким звеном, связующим читателя и книгу, человека и повседневную жизнь обывателя. Первые опыты экранизации русской классической прозы появились еще в начале XX века, в эпоху «немого кино». Режиссер Владимир Гардин снял «Анну Каренину», «Крейцерову сонату», «Накануне», «Приваловские миллионы», «Барышню-крестьянку» . Также режиссер Яков Протазанов экранизировал «Бесы», «Пиковую даму», «Отца Сергия». Новый этап начался с выхода фильма Якова Протазанова «Бесприданница» (1937), а также кинокартин по произведениям Антона Чехова «Медведь» (1938), «Человек в футляре» (1939), «Свадьба» (1944), в которых главные роли блистательно сыграли Ольга Андровская, Михаил Жаров и другие.
Во второй половине XX века вышли фильмы «Тихий Дон» Сергея Герасимова (1959), «Война и мир» Сергея Бондарчука (1965-1967), , «Братья Карамазовы» Ивана Пырьева (1969), «Плохой хороший человек» Иосифа Хейфица (1973). Отечественные кинематографисты часто обращались как к сочинениям писателей-классиков, так и к произведениям писателей-современников. Новую жизнь обрели романы и повести Алексея Толстого «Петр Первый», «Хождение по мукам» , Александра Фадеева «Молодая гвардия» , Вениамина Каверина «Два капитана», Юрия Олеши «Три толстяка». Рассказы Василия Шукшина стали основой фильмов, снятых им самим как режиссером. Самым популярным у зарубежных кинематографистов русским романом была «Анна Каренина». Романы Федора Достоевского перевоплотили крупнейшие режиссеры мира: Лукино Висконти, Акира Куросава, а великий Жерар Филип начинал свою карьеру с роли князя Мышкина (французский фильм «Идиот»). С большим размахом, но весьма поверхностно были сделаны американские ленты «Война и мир» (1956), «Доктор Живаго» (1964). Бесспорной удачей явилась экранизация романа Владимира Набокова «Лолита», осуществленная Стэнли Кубриком (1962).
Проблемы общества, поднятые в произведениях великих классиков, прекрасно были проиллюстрированы великими режиссёрами.
Я бы хотела рассказать о своей любимой экранизации повести М.М. Булгакова «Собачье сердце», в которой насыщенно, объёмно и неповторимо показан образ носителя большинства вредных привычек всего человечества. В произведении рассказывается о невероятном случае превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на эксперименте гениального ученого-физиолога Филиппа Филипповича Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, профессор, к всеобщему изумлению, получает из собаки человека. Это невероятно. Бездомный пес Шарик превращается в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Увы, у нашего героя остаются собачьи повадки и дурные привычки и наклонности вора и пьяницы Клима Чугункина. Филипп Филиппович вместе со своим ассистентом доктором Борменталем пытаются положительно влиять на продукт своего эксперимента. Но все их усилия оказываются напрасными.
«Да что вы всё... То не плевать. То не кури. Туда не ходи... Что уж это на самом деле? Чисто как в трамвае. Что вы мне жить не даёте?!» - восклицает в сердцах Полиграф Полиграфович. Для него на генетическом уровне закрепилась установка шаблона поведения – вести себя так, как удобно и приемлемо самому. Это для героя является нормой. Он не понимает сущности всех претензий, предъявляемых ему Преображенским и Борменталем. Увы! На все замечания Шариков восклицает: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете». Зачем меняться в лучшую сторону, преображаться, когда так удобно оставаться на низшей ступени человеческого существования.
Режиссер Владимир Бортко блестяще справился с экранизацией повести Михаила Булгакова. Этот фильм мы всегда смотрим вместе, всей семьей. Две серии, а пролетают незаметно. Фильм черно-белый, и в этом есть особая изюминка. Ты как будто переносишься в то время. Фильм можно смотреть как сначала, так и с любого места. Талантливые актеры, за которыми приятно наблюдать. Очень убедителен Толоконников, сыгравший Шарикова.
Летом я в очередной раз перечитывала «Собачье сердце» и мысленно представляла именно такого Шарикова, именно такого Преображенского, Борменталя, Швондера, как в фильме.
Фильм настолько популярен, что его уже давно разобрали на цитаты. Они красочны и жизненны. И все эти цитаты не теряют своей актуальности сегодня. Например, когда со мной хотят поговорить строго родители, я всегда вспоминаю и произношу цитату Шарикова: «Бить будете, папаша?», самую невинную из фраз героя. А сам профессор Филипп Филиппович Преображенский в исполнении несравненного Евгения Евстигнеева неповторим и неподражаем. Я думаю, именно такими и должны быть все врачи: интеллигентными, образованными, порядочными. Они являются для меня примером. В будущем я планирую стать врачом. А знаменитая фраза профессора Преображенского "Разруха не в клозетах, разруха в головах..." дорогого стоит.
А что же Шариков? Сколько таких шариковых вокруг, которые считают, что «господа все в Париже», которые не видят ничего ужасного в своём поведении и демонстрации его окружающим? Для них важна фраза «Где я буду харчеваться?», а шире этого они не мыслят. «Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту. Тем не менее (ежели вы проживаете в Москве, и хоть какие-нибудь мозги у вас в голове имеются), вы волей-неволей научитесь грамоте, притом безо всяких курсов. Из сорока тысяч московских псов разве уж какой-нибудь совершенный идиот не сумеет сложить из букв слово «колбаса».
«Вы стоите на самой низшей ступени развития, – перекричал Филипп Филиппович, – вы ещё только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные, и вы в присутствии двух людей с университетским образованием позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как всё поделить… А в то же время вы наглотались зубного порошку,-» этой фразой профессор Преображенский раскрывает поведение многих «недалёких» людей, которые, погрязнув в невоспитанности и ограниченности, смеют демонстрировать свой образ жизни как нечто приемлемое и нормальное.
Финал таков: профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллической картиной: Преображенский занимается своими привычными делами, а милый, смирный пес спокойно лежит на коврике рядом с профессором.
«Сообразите, что весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!-» удручённо произносит Филипп Филиппович Преображенский.
А что же Шариков? Теперь это просто Шарик. «На душе у него было до того горько и больно, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырыши, вылезли из глаз и тут же засохли».
Конечно, некоторые могут сказать словами Булгакова: «Мы в университетах не обучались, в квартирах по 15 комнат с ванными не жили». И что? Это позволяет вам вести себя подобным образом?
Призадумайтесь, люди! Самое ужасное, что шариковы с нами рядом. Это имя собственное уже давно стало нарицательным… Так как с этим быть?
Читайте и смотрите классику! Находите на это время, потому что нельзя бесконечно спешить и не замечать отрицательного. Нужно его отодвигать и спокойно идти вперёд, ведь не зря же сказал Михаил Булгаков: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится».
Не спешите проходить мимо прекрасного, его гораздо больше в нашей жизни, чем чего-то непотребного. Нужно просто научиться замечать прекрасное.
Под парусами
Шум и человек
Плавает ли канцелярская скрепка?
А теперь — мультфильм
Несчастный Андрей