Исследовательская работа «Антиципация в художественном тексте» по рассказу Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» посвящена изучению приёма художественной выразительности - антиципация (предвосхищение), который помогает читателю проникнуть в тайны текста. Приём предвосхищения предназначен для того, чтобы придать тексту различные экспрессивные качества, своеобразие, выявить отношение автора к написанному, чтобы передать скрытые смыслы между частями текста. При этом внешне никакой новой информации в тексте как будто не вводится. Но важны различные способы сочетания слов и частей фразы – это новизна в подходе изучения и проникновения в полотно художественного текста. Проведённые исследования текста дают определённый результат: умение находить связь художественных образов с читательским восприятием, обусловленным антиципацией, вызывают интерес и потребность в чтении художественной литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
antitsipatsiya.ppt | 1.14 МБ |
antitsipatsiya_v_hudozhestvennom_tekste.docx | 52.43 КБ |
Слайд 1
VI I открытая научно-исследовательская конференция учащихся и студентов «Ступень в будущее» Антиципация в художественном тексте ( Елена Габова «Не пускайте Рыжую на озеро») Автор: Линькова Елизавета Сергеевна, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Земля родная», 8 а класс Научный руководитель: Боркивец Любовь Сергеевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Земля родная» Новый Уренгой 2019г.Слайд 2
Цель исследования: выявление примеров антиципации, их роли в раскрытии образов и формировании читательского восприятия Объект исследования: рассказ Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» Предмет исследования: приём антиципации в рассказе Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» Актуальность исследования: выявление роли антиципации (предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения). Это определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Это предвидение, предчувствие, предсказание событий.
Слайд 3
Гипотеза: если мы исследуем текст рассказа Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» на предмет роли антиципации и убедимся в значимости отдельных деталей приёма предвосхищения, то научимся определять смысловую, тематическую, эмоциональную направленности текста и сможем ответить на проблемный вопрос: «Почему человеком надо быть всегда?»
Слайд 4
Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России. Её творчество широко известно в России, многие произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, японский, венгерский, норвежский языки
Слайд 5
Елена Васильевна Габова Родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков,изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звания лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературы. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборники повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям.
Слайд 6
Предвосхищение событий по названию рассказа и дате написания Антиципация ( лат. anticipatio — предвосхищение, калька с др.-греч. πρόληψις) — многозначный термин (anticipatio): предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; опережающий феномен, интуиция, заранее составленное представление о чем-либо, убеждения из прошлого; психический процесс ориентация на предвидимое будущее. Он основан на знании логики событий и значительно убыстряет чтение и понимание текста. Большая часть читателей используют этот приём. ( Психологический словарь. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.)
Слайд 7
Вдумаемся в название рассказа, оно состоит из целой фразы: «Не пускайте Рыжую на озеро» «не пускайте» - глагол употреблен в повелительном наклонении, звучит как предостережение, как приказ или просьба «Рыжую» - какую- то особенную, не такую, как все, это архетип отторгнутого обществом, отвергнутого им человека
Слайд 8
«…Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Волосы у неё грубые, как проволока, лицо бледное, глаза зелёные, блестящие, как лягушата, голос ужасный, пронзительный». Поэтому она отвергнута миром одноклассников. Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету. Это постоянно подчеркивается в рассказе:« …бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала…» И читатель предчувствует приближение какой- то драмы.
Слайд 9
« Но наши девочки трудности Рыжухи во внимание не принимали». Одиночество среди людей - это одна из проблем рассказа. Рыжуха научилась терпеть. Она была старшей в семье, оставшись без отца, научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам. Первая фраза определяет, прежде всего, величину произведения, звучание всего произведения в целом. Значит, речь пойдёт о терпении, стойкости, целеустремлённости и об унижении человеческого достоинства, оскорблении и обиде.
Слайд 10
Первая строка рассказа… есть предопределение судьбы главной героини: «Светка Сергеева была рыжая». И от этого у неё все жизненные проблемы (как у всех рыжих) «...презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы» Упражнение в паре с ней отказывались делать, словно «Светка прокажённая» В рассказе героиня носит два имени: более двадцати раз употреблено имя «Светка» и почти столько же раз имя «Рыжуха». Когда рассказчик говорит от своего имени, девочка для него – «Светка» – светлая, добрая, необидчивая. Но заступиться за неё у него не хватает мужества. А когда от компании ребят - она «Рыжуха»
Слайд 11
Приём антиципации в портрете Предвидеть поступки героев можно и по описанию их внешности. «… Светка рыжая - и от этого все её проблемы…» «Волосы у неё словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли». В этом описании есть намёк на твёрдость характера девочки, её настойчивость.
Слайд 12
Приём антиципации в пейзаже. Символика цвета Символический образ - озеро. «Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая- тихая…». Светка - часть природы, в её голосе «было что- то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…»И такое описание предвещает радостное завершение событий Светка стала «восходящей звездой» , она добилась своей цели, противопоставила человеческой жестокости силу духа Думал я о том, что не Светка рыжая. Она золотая . А рыжие мы. Весь класс рыжий»
Слайд 13
Результаты: приём антиципации в художественном тексте 1. Дата написания рассказа 2006год 2. Название рассказа «Не пускайте Рыжую на озеро» 3. Первое предложение «Светка Сергеева была рыжая…» 4. Имя героя Светка(10раз), Рыжуха (10раз),Светлана Сергеева (1раз) 5. Портрет «Светка Сергеева была рыжая». 6. Пейзаж Светка - часть природы, в её голосе «было что- то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…» 7.Изобразительно-выразительные средства Основной прием – антитеза 8. Гармония с природой петь, чтобы слушал весь мир её. её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось.
Слайд 14
В рассказе нет «строгой ограниченности сюжетом», нет «замкнутой» концовки, ставящей точку за полным разрешением поднятого вопроса или проблемы. Приём антиципации помогает не только предугадывать события, но и спроектировать возможную развязку. Повод для этого есть в конце рассказа – это умолчание, сравнение. Помогает увидеть проблему текста и ответить на актуальный вопрос: «Почему человеком надо быть всегда?»
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Слайд 16
Использованная литература и Интернет- источники: 1. Анализ художественного произведения: Художественные произведения в контексте творчества писателя / Под ред. М.Л.Семановой. - М., 1987. 2. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу/Богданова О.Ю. /. - М., 1979. 3. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой/. - М., 1981. 4. Организация чтения учащихся старших классов./ Гуревич С.А. /- М., 1984. 5.Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников./ Маранцман В.Г./ - Л., 1974. 6. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе. Вопросы анализа литературных произведений./Корст Н.О./- М., 1969. 7.Литературная энциклопедия терминов и понятий./Главный редактор и сост. А.Н.Николюкин/-М.:НПК «Интелвак»,2001. Redhead_girl_Braid_hair_478886 ( Дата обращения 20.10.2018) https://ru.wikipedia.org/wiki/Антиципация ( Дата обращения 03.11.2018) http :// tolkslovar . ru / l 663. html ( Дата обращения 20.10.2018) https://slovar.cc/lit/term.html ( Дата обращения 09.09.2019) http://www.вокабула.рф/справочники/педагогический-глоссарий/антиципация ( Дата обращения 09.09.2019) https://psihomed.com/antitsipatsiya ( Дата обращения 09.09.2019)
VII открытая научно-исследовательская конференция учащихся и студентов «Ступень в будущее»
Антиципация в художественном тексте
( Елена Габова «Не пускайте Рыжую на озеро»)
РФ, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой
Секция: Филологическая наука
Подсекция: (4Н): Визуализация произведений русской литературы
Автор: Линькова Елизавета Сергеевна,
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа «Земля родная», 8 а класс
Научный руководитель: Боркивец Любовь Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа «Земля родная»
Новый Уренгой
2019г
Содержание
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава1
Предвосхищение событий по названию рассказа и дате написания…………………4
Глава 2
Антиципация по первой строке произведения и имени главного героя……………5
Глава 3
Приём антиципации в портрете и пейзаже. Символика цвета……………………….6
3.1.Результаты исследования……………………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………………………9
Список литературы и Интернет- ресурсов…………………………………………….11
Приложение ……………………………………………………………………………..12
Антиципация в художественном тексте
( Елена Габова «Не пускайте Рыжую на озеро»)
Линькова Елизавета Сергеевна
РФ, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа «Земля родная», 8 а класс
Введение
В произведениях русской и зарубежной литературы авторы явно или скрыто выражают свою позицию, своё отношение к происходящему. Задача читателя стать соучастником событий, прописанных авторами: понять мысли автора, увидеть его отношение к проблеме, к персонажам произведения. Приём художественной выразительности - антиципация (предвосхищение) помогает читателю проникнуть в тайны текста. Приём предвосхищения предназначен для того, чтобы придать тексту различные экспрессивные качества, своеобразие, выявить отношение автора к написанному, чтобы передать скрытые смыслы между частями текста. При этом внешне никакой новой информации в тексте как будто не вводится. Но важны различные способы сочетания слов и частей фразы.
В исследовательской работе мы рассмотри приём антиципации в рассказе Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро».
Актуальность исследования: выявление роли антиципации (предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения). Это определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Это предвидение, предчувствие, предсказание событий. Развитие интереса к чтению художественной литературы.
Объект исследования: рассказ Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»
Предмет исследования: приём антиципации в рассказе Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»
Цель исследования: выявление примеров антиципации, их роли в раскрытии образов и формировании читательского восприятия, развитие интереса к чтению.
Задачи:
Гипотеза: если мы исследуем текст рассказа Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» на предмет роли антиципации и убедимся в значимости отдельных деталей приёма предвосхищения, то научимся определять смысловую, тематическую, эмоциональную направленности текста и сможем ответить на проблемный вопрос: «Почему человеком надо быть всегда?» Сможем представить рассказ многогранно, что вызовет интерес к чтению художественной литературы.
Методы исследования: метод анализа и синтеза, чтение рассказа, знакомство с литературоведческими терминами, поиск информации в сети Интернет, изучение различных источников по теме проведения, исследования текста.
Предполагаемый результат: найти связь художественных образов с читательским восприятием, обусловленным антиципацией, вызвать интерес и потребность в чтении художественной литературы.
Практическая значимость: данная работа может быть использована как дополнительный материал к урокам литературы, подготовке к ЕГЭ по предмету литература или на занятиях внеурочной деятельности.
Глава 1
Предвосхищение событий по названию рассказа и дате написания
Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась в 1952 году в городе Сыктывкар. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звание лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературе. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборник повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям. Она заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России.
Антиципация (лат. anticipatio — предвосхищение, калька с др.-греч. πρόληψις) — многозначный термин (anticipatio): предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; опережающий феномен, интуиция, заранее составленное представление о чем-либо, убеждения из прошлого; психический процесс ориентация на предвидимое будущее. Он основан на знании логики событий и значительно убыстряет чтение и понимание текста. Большая часть читателей используют этот приём. (Психологический словарь. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.)
Для понимания авторского замысла, авторской позиции, необходимо быть внимательным читателем, обращать внимание на все детали. Для доказательства важности антиципации в литературе рассмотрим, как же проявляется предвосхищение событий в рассказе современной писательницы Елены Васильевны Габовой « Не пускайте Рыжую на озеро».
Наша задача увидеть в современном рассказе Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» приём антиципации и убедиться, что он помогает автору раскрыть основную идею произведения. Вдумаемся в название рассказа, оно состоит из целой фразы. Осмыслим каждое слово отдельно: «не пускайте» - глагол употреблен в повелительном наклонении, звучит как предостережение, как приказ или просьба. «Рыжую» - какую- то особенную, не такую, как все, это архетип отторгнутого обществом, отвергнутого им человека. Действительно, рассказчик говорит: «Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Волосы у неё грубые, как проволока, лицо бледное, глаза зелёные, блестящие, как лягушата, голос ужасный, пронзительный». Поэтому она отвергнута миром одноклассников. Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету. Это постоянно подчеркивается в рассказе:« …бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала…» И читатель предчувствует приближение какой- то драмы. Мир, окружающий Рыжую, жесток и холоден, ей одиноко и тяжело, и понять её некому:«Но наши девочки трудности Рыжухи во внимание не принимали». Одиночество среди людей - это одна из проблем рассказа. Е.Габова переживает за судьбу человека, попавшего в беду. Её героиню никто спасать не собирается, рассказчик хоть и понимает, что Рыжей нелегко, всё- таки помочь ей не пытается. А Рыжуха научилась терпеть. Она была старшей в семье, оставшись без отца, научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), «она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал».
Таким образом, в рассказе применён приём антиципации(в названии произведения, первый абзац рассказа) – предвидится тяжёлая ситуация, в которой человек должен будет сделать выбор.
Глава 2
Антиципация по первой строке произведения и имени главного героя
Первая строка рассказа Елены Васильевны Габовой « Не пускайте Рыжую на озеро» есть предопределение судьбы главной героини: «Светка Сергеева была рыжая». И от этого у неё все жизненные проблемы (как у всех рыжих). Её не любили. В рассказе Рыжуху окружают ненависть, непонимание: «..презирали её ещё и за единственные потёртые джинсы», упражнение в паре с ней отказывались делать, словно «Светка прокажённая». В рассказе героиня носит два имени: более двадцати раз употреблено имя Светка и почти столько же раз имя Рыжуха. Когда рассказчик говорит от своего имени, девочка для него – Светка – светлая, добрая, необидчивая. Но заступиться за неё у него не хватает мужества. А когда от компании ребят - она Рыжуха. Автор с сочувствием пишет о главной героине, которая стойко переносит унижения и издевательства одноклассников. Она не нужна никому: «Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли». Но всё- таки совесть рассказчика проснулась, вспомнил о ней, и «в сердце ворохнулось что- то неприятное», и это «что- то» мешало ему радоваться. Но у него не хватает смелости пойти против всех, защитить Светку. И за это потом ему будет очень стыдно. Приём антиципации помогает автору вложить в первую фразу важный смысл. «Да, первая фраза имеет главное значение. Она определяет, прежде всего, величину произведения, звучание всего произведения в целом». Значит, речь пойдёт о терпении, стойкости, целеустремлённости и об унижении человеческого достоинства, оскорблении и обиде.
Глава 3
Приём антиципации в портрете и пейзаже. Символика цвета
Предвидеть поступки героев можно и по описанию их внешности. В рассказе Е. Габовой тоже есть предвосхищение событий, вытекающее из описания внешности. «Светка рыжая - и от этого все её проблемы», но повествователь замечает: «Волосы у неё словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли». В этом описании есть намёк на твёрдость характера девочки, её настойчивость».
В рассказе Е. Габовой природный символический образ - озеро. «Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая- тихая…».Только здесь Светка чувствовала себя вольной, она была частью природы, в её голосе «было что- то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом…»И такое описание предвещает радостное завершение событий.
Развязка в рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро» неожиданная для героя, но ожидаемая для читателя. Светка стала «восходящей звездой», она добилась своей цели, противопоставила человеческой жестокости силу духа. «Думал я о том, что не Светка рыжая. Она золотая. А рыжие мы. Весь класс рыжий». Е.Габова осуждает трусость, душевную пустоту, равнодушие. Герой прозрел: «Весь спектакль я просидел, не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда». Финал рассказа открытый, и есть ощущение того, что герой и Светка, Светлана Сергеева, обязательно встретятся. Нужно просить прощения у обиженных тобой, признавать свои ошибки, хотя и с опозданием.. Человек должен оставаться Человеком.
3.1.Результаты исследования текста
Дата написания рассказа | ||||
Современность, 2006год | Реальные жизненные события Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, какпроволока, глаза блестящие. Большая фантазерка, любит ходить в походы, одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность, внешность и за непослушание. Она была старшей в семье, оставшись без отца, научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам(делилась своей едой, улыбалась «через силу») | |||
Название рассказа | ||||
«Не пускайте Рыжую на озеро» | Рыжий – по цвету волос, веснушкам на лице «Ты рыжий с детства и в толпе всегда заметен…» «Рыжий» - не такой, как все. «рыжий» - изначально там, в душе… Читатель предчувствует приближение какой- то драмы: героиня (Света) не такая, как все. | |||
Первое предложение | ||||
«Светка Сергеева была рыжая…» | У Светки в жизни проблемы (как у всех рыжих) | |||
Имя героя | ||||
Светка(10раз), Рыжуха (10раз),Светлана Сергеева (1раз) | Терпение, прощение, целеустремлённость. Светлая, добрая, прямо-таки роскошная, умеющая прощать. | |||
Портрет | ||||
«Волосы у неё словно яркая медная проволока. Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли | Светка рыжая - и от этого все её проблемы. Но у неё есть твёрдость характера, настойчивость. | |||
Пейзаж | ||||
«…Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая- тихая…», лёгкие перистые облака, тёплый воздух. | Только здесь Светка чувствовала себя вольной, она была частью природы, в её голосе «было что- то родственное с начинающей расти травой…»
| |||
Изобразительно-выразительные средства | Основной прием – антитеза. В начале рассказа перед нами скромная, застенчивая Света Сергеева, а в конце – «золотоволосая красавица. Лицо бледное, в веснушках, наскакивающих одна на другую метафора. Как она величаво идет! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная.» Удивительная метафора: «… от всей её наружности веет благородством» Сравнения «Волосы, словно медная проволока», «…глаза зеленые, блестящие, как лягушата…», «…тяжелая коса, как трос, которым удерживают на берегу большие корабли..» Эпитеты: «золотоволосая красавица», «вода тихая-тихая»и другие. | |||
Гармония с природой | ||||
Почету так Света стремилась в поход с одноклассниками, зная, что будет там одна? | Основная причина – отправиться на озеро, заплыть далеко-далеко и петь, чтобы слушал весь мир её. «…Ей было хорошо одной на природе, её не было ни на одной фотографии, бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда уже все по палаткам расходились…» Она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал. | |||
Ребята считали, что она выла (начало рассказа), а в конце – она пела высоким, удивительно знакомым голосом, так пели только оперные артисты, это была восходящая звезда Светлана Сергеева. Тоже основной прием –антитеза | «Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал. А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой,легкими перистыми облаками, теплым воздухом»… |
Заключение
Основная мысль рассказа Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» заключается в том, что в любой ситуации нужно оставаться человеком, а это значит - уметь чувствовать другого, сопереживать его боли. В рассказе нет «строгой ограниченности сюжетом», нет «замкнутой» концовки, ставящей точку за полным разрешением поднятого вопроса или проблемы. «Возникнув из живой жизни, конечно, преображенной и обобщенной творческой мыслью художника, произведение русской прозы в своей концовке стремится сомкнуться с той же действительностью, откуда вышли, и раствориться в ней, оставляя читателю широкий простор для мысленного продолжения, для додумывания, «доследования» затронутых в них человеческих судеб, идей и вопросов». Значит, приём антиципации помогает не только предугадывать события, но и спроектировать возможную развязку. Повод для этого есть в конце рассказа – это умолчание, сравнение. Приём предвосхищения событий, проявляющийся в дате написания произведений, названии, первых строчках, именах героев, описании их внешности, пейзажа, использовании определённых изобразительно-выразительных средств, особенности речевой характеристики держит читательское внимание и вызывает устойчивый интерес к судьбам героев, помогает увидеть события, вытекающие из наблюдения художниками жизненного явления. В данном рассказе автор употребляет метафоры, эпитеты, для усиления выразительности речи, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика к изображаемому, помогает нам, читателям, открыть нечто новое в героях; вызывает неподдельный интерес и «ведёт за собой » по сюжету произведения.
Поставленная цель, в выявлении примеров антиципации и их роли в раскрытии образов и формировании читательского восприятия, интереса к чтению художественной литературы, достигнута. Исследуя текст на использование автором приёма антиципации и её роли в художественном тексте, мы убедились в значимости отдельных деталей приёма антиципации, которые помогают определять смысловую, тематическую, эмоциональную направленности текста; увидеть поддекст; глубину каждого, незначительного, на первый взгляд, слова. Помогают увидеть проблему текста и ответить на актуальный вопрос: ««Почему человеком надо быть всегда?»
Использованная литература и Интернет- источники:
1. Анализ художественного произведения: Художественные произведения в контексте творчества писателя / Под ред. М.Л.Семановой. - М., 1987.
2. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу/Богданова О.Ю. /. - М., 1979.
3. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой/. - М., 1981.
4. Организация чтения учащихся старших классов./ Гуревич С.А. /- М., 1984.
5.Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников./
Маранцман В.Г./ - Л., 1974.
6. Восприятие литературного произведения и его анализ в школе. Вопросы анализа литературных произведений./Корст Н.О./- М., 1969.
7.Литературная энциклопедия терминов и понятий./Главный редактор и сост. А.Н.Николюкин/-М.:НПК «Интелвак»,2001.
Приложение №1
Родилась в Сыктывкаре. Лауреат международных литературных премий В. Крапивина, А. Толстого, Всероссийской премии им. П. Бажова (2010), Российской премии им. А. Грина (2016), премии Правительства Республики Коми в области литературы имени И.А. Куратова. Дипломант Всероссийского литературного конкурса «Добрая лира» (2010). Финалист национальной детской премии «Заветная мечта» (2008). Автор более 40 книг для детей и юношества, вышедших в Москве («Эксмо», «Аквилегия-М», «Время»), Киеве, Сыктывкаре. Две книги опубликованы в Японии в издательстве «Гаккен». Рассказы и повести переводились на немецкий, английский, японский, норвежский языки. Народный писатель Республики Коми. Живёт в Сыктывкаре.
Смекалка против Змея-Горыныча
Ласточка
Кто самый сильный?
Рисуем осенние листья
Весенние чудеса
Комментарии
Спасибо за полезную статью.
Спасибо за полезную статью. Читать интересно. Вспомнила то, что давным-давно изучала в университете.