Формирование правовой культуры молодёжи – одна из важных государственных задач. Только уважая законы, сохраняющие многовековые ценности добра и справедливости, защищая права и интересы каждого, мы можем строить новое общество. Действительно, правовая культура – это составная часть культуры общества, и современный человек должен знать её основы. Однако реальное положение в области правовой грамотности населения, в том числе и молодёжи, характеризуется рядом негативных явлений - это юридическое невежество, правовой нигилизм, правовая невоспитанность. По мнению правозащитников, положение детей в нашей стране остается весьма сложным, их права рутинно нарушаются как родителями, так и должностными лицами, в обществе укоренилась привычка воспринимать права ребенка как что-то искусственное, а самих детей - как объект любви и заботы, а не как субъект права.
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_pravovoy_kultury_molodezhi_i_studentov.doc | 411 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Лицей г. Вольска Саратовской области»
Формирование правовой культуры молодежи и студентов
Автор:
Ровнова Дарья, обучающаяся 10 «А» класса
Научный руководитель:
Фокеева Галина Александровна,
учитель истории и обществознания
Вольск, 2019
Содержание
Введение | 4 | |
1. | Теоретические основы проблемы формирования правовой культуры молодежи и студентов | 6 |
1.1 | Сущность понятия «правовая культура» | 6 |
1.2 | Правовое воспитание как составная часть структуры правовой культуры подрастающего поколения | 11 |
2. | Практическая работа по изучению формирования правовой культуры молодежи и студентов | 20 |
2.1 | Описание работы по изучению формирования правовой культуры обучающихся МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области» | 20 |
2.2 | Описание работы по правовому просвещению студентов ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова» | 29 |
2.3 | Освещение деятельности Молодёжного Общественного Совета под руководством управления молодёжной политики, спорта и туризма администрации ВМР города Вольск Саратовской области | 40 |
2.4 | Содержание практической работы по изучению формирования правовой культуры обучающихся лицея и студентов города Вольск | 46 |
Заключение | 51 | |
Список использованных источников и литературы | 53 | |
Приложение 1. Анкета | 55 | |
Приложение 2. Викторина «Права литературных героев» | 58 | |
Приложение 3. Познавательная игра «Мои права» (классный час для 6 класса, посвященный Дню защиты прав человека) | 60 | |
Приложение 4. «В мире права» Интеллектуальная игра для студентов колледжа, обучающихся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения | 64 |
Введение
Формирование правовой культуры молодёжи – одна из важных государственных задач. Только уважая законы, сохраняющие многовековые ценности добра и справедливости, защищая права и интересы каждого, мы можем строить новое общество. Действительно, правовая культура – это составная часть культуры общества, и современный человек должен знать её основы. Однако реальное положение в области правовой грамотности населения, в том числе и молодёжи, характеризуется рядом негативных явлений - это юридическое невежество, правовой нигилизм, правовая невоспитанность. По мнению правозащитников, положение детей в нашей стране остается весьма сложным, их права рутинно нарушаются как родителями, так и должностными лицами, в обществе укоренилась привычка воспринимать права ребенка как что-то искусственное, а самих детей - как объект любви и заботы, а не как субъект права.
Актуальность исследовательской работы заключается в изучении формирования основ правовой культуры современного подростка, исследования своего статуса, возможностей защиты.
Объект исследования: процесс формирования правовой культуры молодежи и студентов.
Предмет исследования: обучающиеся МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области», студенты ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова».
Цель исследования: изучить деятельность образовательных учреждений города Вольск, направленную на формирование правовой культуры студентов и обучающихся.
Для достижения цели потребуется решение следующих задач:
В ходе работы нами были определены методы исследования: изучение и анализ документов и научной литературы по проблеме исследования; наблюдение; опрос и анкетирование обучающихся и учителей лицея, студентов и преподавателей колледжа; организация и проведение бесед по теме исследования.
Мероприятия в рамках исследования проводились на базе МОУ «Лицей города Вольск Саратовской области» и ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова».
Практическая значимость: обращение внимания обучающихся, родителей и учителей на проблемы формирования правосознания и правовой культуры подрастающего поколения в общественной жизни. Необходимо осознать, что дети – особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям – неспособности, а порой нежелания или не понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии. Поэтому государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
1.1 Сущность понятия «правовая культура»
Слово «культура» ведет свое происхождение от латинского глагола «colo», который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально под культурой понимали процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако сейчас в это слово принято вкладывать совершенно иное содержание. Культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение. Неотъемлемой частью общей культуры является правовая культура. В широком смысле она включает в себя все правовые ценности, все, что создано людьми в правовой сфере (законодательство, правовая наука, система правоохранительных и судебных органов, режим законности и т.д.). Главное в правовой культуре, как подчеркивает известный ученый-юрист С. С. Алексеев, «высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства» [7, С. 181].
В литературе приводятся различные определения понятия «правовая культура». Так, проф. В.И. Каминская и проф. А.Р. Ратинов, одними из первых исследовавшие данную проблему, определяли правовую культуру как «систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей» [17, С. 196].
Проф. В.П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние личности и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям [10, С. 336]. По мнению проф. А.П. Семитко, под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания в целом, и в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека [21, С. 203].
Правовая культура как элемент правовой системы – это уровень правового сознания, правовой активности граждан и должностных лиц, их убежденности в следовании закону. Это и качество права в целом, и культура правовых учреждений и всей юридической деятельности [15, С. 81].
Определяют правовую культуру и как систему взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально полезное поведение в правовой сфере.
Правовая культура есть юридическое богатство общества, отражающее уровень развития правового прогресса, который воплощает в себе создаваемые и созданные, национальные и интернациональные юридические ценности, обеспечивающие должный уровень правового состояния общественной жизни и гарантирующие достойное положение личности в ней.
Один из юристов США – Л. Фридмэн в своей книге «Введение в американское право» (М.,1992) пишет: «Правовая культура – это барометр общественной жизни, являющийся одновременно и общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон применяется, или нарушается на практике, как его избегают, или как им злоупотребляют. Правовая система без правовой культуры не действует» [14, С. 251].
В целом в юриспруденции сложилось два основных варианта понимания правовой культуры. С одной стороны, можно говорить о последней как о совокупности правовых явлений вообще; таким образом, правовая культура любого общества включает в себя законодательство (юридические предписания), юридические учреждения, юридическую практику (как деятельность официальных государственных органов, так и правового поведение граждан, их организаций), правовое сознание. С другой стороны правовая культура рассматривается как определенный уровень развития индивидуального, группового или общественного правосознания [10, С. 337]. Именно такое понимание данного явления в юридической литературе является наиболее распространенным.
Правовая культура в узком смысле – это определенный уровень правосознания, включающий в себя знание действующего законодательства, правильное его понимание, соблюдение, исполнение, использование, применение, нетерпимое отношение к любым нарушениям законности. Высший уровень правовой культуры – социально-правовая активность, использование правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка. Человек, обладающий таким уровнем правовой культуры, не является посторонним наблюдателем, созерцателем общественных процессов, а активно включается в решение общественных проблем.
В юридической литературе принято выделять следующие шесть функций правовой культуры:
1. Содержание познавательно-преобразовательной функции правовой культуры составляет цель, которую ставит перед собой любое демократическое общество, - формирование правового государства. В связи с этим данная функция направлена на согласование различных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважения ее достоинства, признания ее высшей ценности.
2. Праворегулятивная функция правовой культуры ставит своей задачей – обеспечить устойчивый, эффективно действующий механизм развития правовой системы, внесение упорядоченности в общественные отношения на основе идеалов, прогрессивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждаемых правовой культурой.
3. Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов, их групп разнообразных фактов, имеющих ценностное значение. Иначе говоря, все элементы структуры правовой культуры выступают объектами оценки, что позволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности.
4. Правосоциализаторская функция имеет своей направленностью формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.
5. Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценного, что было присуще прошлым поколениям, и, заимствуя прогрессивные начала из правовой жизни других народов и стран.
6. Прогностическая функция предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахождения новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи.
Все названные функции правовой культуры взаимосвязаны, и нередко бывает трудно разграничить, где заканчивает свое действие одна функция и начинается действие другой.
Правовая культура включает в себя знания и понимание права, развитие правового мышления, юридических установок, идей, убеждений, представлений и взглядов, то есть отражает уровень зрелости правосознания. Поэтому правовая культура охватывает и психологические элементы (правовую психологию), и идеологические элементы (правовую идеологию), и поведенческие элементы (юридически значимое поведение).
Правовая культура рассматривается как определенный уровень развития индивидуального, группового или общественного правосознания [11, С. 146].
На индивидуальном уровне правовая культура проявляется:
- в глубоком знании и понимании права;
- в отношении к праву как к осознанной необходимости и внутренней потребности;
- в навыках правового поведения, умении использовать правовые средства для достижения своих целей, реализации прав и свобод.
Для того чтобы быть человеком высокой правовой культуры, недостаточно только знать и понимать право. Необходимо соблюдать предписания права в жизни.
На групповом уровне правовая культура определяется спецификой социальной группы. Исследования юридической психологии показали, что особенности правовой культу зависят от пола, возраста, профессиональной принадлежности лиц, объединенных в группы.
Особенно большое значение имеет для государства профессиональная культура работников правоохранительных органов.
На общественном уровне правовая культура представляет собой признание правовых ценностей данным обществом, высокий уровень законодательства, юридической практики.
Правовая культура общества является частью его общей культуры. Она связана с политической, нравственной, религиозной и другими сферами культуры данного общества.
Итак, правовая культура характеризуется следующими чертами:
- состоянием правосознания;
- уровнем совершенствования законодательства и состоянием законности в стране;
- соотношением общечеловеческого и национального в праве;
- степенью развитости в стране юридической науки и юридического образования;
- эффективностью деятельности правоприменительных органов.
1. 2 Правовое воспитание как составная часть структуры правовой культуры подрастающего поколения
Современная действительность показывает, что уже сегодня существует множество проблем в области формирования и развития правовой культуры. Сюда можно отнести целый перечень проблем стоящих перед государством и обществом: юридическая безграмотность общества, несовершенство нормативно-правовых актов, усложненный процесс правотворчества, высокий уровень правового отрицания общепринятых ценностей у населения. С этим необходимо бороться и принимать реальные меры по созданию условий для повышения уровня правовой культуры общества.
Правовая культура – необходимое условие сознательного осуществления человеком своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью.
Правовая культура общества нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание. Другими словами, правовое воспитание, это процесс формирования у отдельных граждан и в обществе в целом правовой культуры. Данный процесс осуществляется с помощь средств массовой информации государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, неправительственными организациями [2, С. 50].
Под правовым воспитанием следует понимать процесс формирования личности с широким диапазоном знаний в области права, осознанным восприятием законов, способностью и сформированностью активной правовой позицией, предполагающий взаимодействие его субъектов и объектов. Эффективность данного процесса возможна только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию и активизирует работу над собой [1, С. 91].
К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особое место здесь занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знаний права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый гражданин любого общества, независимо от его социального статуса [1, С. 93].
По мнению Ахметова А. С., главной целью правового воспитания, является совершенствование (эволюция) правовой культуры и правосознания людей. Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. Это должен быть процесс «добровольного» стремления к получению правовых знаний, что в итоге даст возможность ориентироваться в правовом поле. Кроме того, существуют и другие цели правового воспитания: правовое информирование, правовое обучение, а также вовлечение личности в деятельность государства – т.е. фактически применение полученных знаний на практике.
Правовое воспитание представляет собой систему, состоящую из следующих элементов:
-. субъекты воспитания: государство и его органы, должностные лица, общественные организации;
- объекты воспитания: отдельные индивиды, группы населения;
- содержание воспитания: передача воспитуемым юридического опыта общества;
- формы и методы правового воспитания.
К основным организационным формам правового воспитания относят правовое обучение, правовое просвещение и правовую пропаганду.
Правовое обучение – это передача прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности.
Правовое просвещение и правовая пропаганда могут быть устными (лекции, беседы, встречи с юристами) и печатными (газеты, книги, плакаты).
Методы правового воспитания – это приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относятся убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и другие методы.
Цель правового воспитания – сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности, осознание, ответственное поведение.
Основными направлениями правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека, прежде всего, являются конкретные способы организации воспитательного процесса, такие как:
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Конечно, некоторые правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Правовое воспитание – это формирование у граждан и в обществе правовой культуры. Данный процесс осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом. К основным элементам механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека можно отнести правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями, пропаганда права средствами массовой коммуникации, художественной литературой [1, С. 95].
Истоком правового воспитания можно считать процесс развития нравственно правовых норм у детей дошкольного возраста.
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, а в 1989 году – Конвенцию о правах ребенка. Эти документы – свидетельство озабоченности человечества условиями жизни и состоянием здоровья молодого поколения планеты. Общие мировые проблемы детства коснулись и нашей страны: увеличилось число больных детей, детей, лишенных родительского попечительства при живых родителях, детей, чьи права нарушаются. Кроме тревожных, «кричащих» фактов обращения с детьми, мы становимся свидетелями того, что права ребенка нарушаются повсеместно, традиционно, часто даже не осознается, что это нарушение прав человека. Ребенок при таком к себе отношении принимает как должное нарушение своих прав, не протестует, не возмущается. И только став взрослым человеком, он начинает ощущать эту дискриминацию, но сделать ничего уже не может.
Начинать работу по правовому воспитанию необходимо одновременно и со стороны просвещения взрослых и со стороны приобщения ребенка к осознанию своих прав и обязанностей. Далеко не все взрослые понимают, что у ребенка-дошкольника есть какие-то права, которые взрослые должны соблюдать. Ведь взрослые делают всё якобы ради ребенка, ради его блага. Поэтому и нарушать его права можно ради него самого.
Проведенное исследование показало, что взрослые люди не знают о существовании Декларации и Конвенции о правах ребенка, не знают содержания этих важных документов. Лишь 10 – 15 % взрослых, занимающихся воспитанием детей, знакомы с Конвенцией о правах ребенка, и что особенно тревожно, даже если они и знают об этом документе, не считают нужным соблюдать ее применительно к детям дошкольного возраста и тем более – формировать у самих детей представления об их правах. Позиция «они еще малы для таких знаний» - свидетельство не только безграмотности взрослого населения в области прав, но и вред для формирования личности ребенка.
Отбор знаний о правах ребенка должен выстраиваться по принципу понятности ребенку: права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни; права, которые наиболее часто нарушаются; права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений [8, С. 138].
Каждая из этих трех групп имеет свое особое содержание и конкретную методику ознакомления с ними детей. Так, первая группа – права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное в себе отношение и запрещение жестоких наказаний, и некоторые другие.
Вторая группа прав и обязанностей – права, которые наиболее часто нарушаются. Это право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия. Эти права ребенка нарушаются взрослыми довольно часто. При этом взрослые нарушают, их не задумываясь над своими действиями: «Слушай, что я тебе говорю, а свое мнение оставь при себе», «Что ты сидишь один, иди, играй со всеми ребятами», «Мало ли, что тебе хочется сейчас делать, делай то, что делают все» и другие выражения довольно часто употребляют взрослые в общении с дошкольниками, требуя от них повиновения.
Третья группа прав, с которыми нужно знакомить детей дошкольного возраста, - права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям, и которые доступны познанию на уровне обобщений. Это права на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и так далее. Цель ознакомления с правами третьей группы – расширить представления детей о правах ребенка, приобщить себя к «проблемам мира».
Заметим, что проблема прав ребенка – новая для дошкольной педагогики, и поэтому требует особого внимания ученых и педагогов. Ведь содержание правового воспитания разрабатывалось в педагогике применительно к детям школьного возраста (А. В. Никитин).
С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) перед образовательными организациями встает ряд важных задач, связанных с духовно-нравственным воспитанием и развитием личности гражданина России. В начальной школе большое внимание уделяется формированию у младших школьников качеств личности, как чувство долга перед страной, обществом, родителями; патриотизм; уважение к Конституции и символам государственной власти; бережное отношение к природе; умение держать себя в обществе; ответственность за свои дела и поступки; ответственность за результаты своего труда.
Формирование у младших школьников основ культуры прав человека включает:
- правовое просвещение (общие представления о правах человека и правах ребенка);
- принятие базовых национальных ценностей (любовь к России, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, мораль и др.);
- осознание нравственных понятий (добро, честность, терпение, совесть и др.);
- формирование навыков правомерного поведения и опыта нравственных поступков по защите собственных прав и прав других людей [5, С. 68].
Заметим, что информация о правах человека включена в содержание всех дисциплин начальной школы. Но еще более широкие возможности для формирования основ культуры прав человека предоставляет внеурочная и внешкольная деятельность. Внеурочная деятельность по основам культуры прав человека характеризуется разнообразием форм работы: игры-путешествия «В страну закона и порядка», устные журналы «Я и мои права», классные часы «В гостях у госпожи Конвенции» и другие. Внешкольная деятельность, построенная на принципах социально-педагогического партнерства, расширяет возможности социализации младших школьников. В ней не только закрепляются знания и формируются разнообразные умения, но и предоставляется возможность увидеть действия прав в окружающей жизни. Работа в общественных объединениях, посещение кружков, секций, участие в самоуправлении, художественной самодеятельности, походах особенно ценны для формирования у младших школьников опыта нравственного поведения [5, С. 70].
Формирование правовой культуры продолжается и в подростковом возрасте. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО) отражены предметные результаты освоения основной общеобразовательной программы обеспечивающей возможность дальнейшего успешного профессионального обучения [18]. В требованиях к предметным результатам освоения базового курса права старшеклассниками отражается:
- сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
- владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правонарушениях;
- владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
- сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
- сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
- сформированность основ правового мышления;
- сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
- понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
- сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
- сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
И всё же остро стоит вопрос о развитии правовой культуры среди подрастающего поколения. Он подразумевает формирование в мышлении позитивного отношения к праву как необходимому элементу государственного строя, а также как к фактору правового регулирования отношений между участниками общественных и иных взаимоотношений. Наличие определенного уровня правовых знаний, умений и навыков дает возможность молодежи применять их в практической деятельности. И здесь речь идет не только о профессиональной деятельности, но и общественной. Уровень правовой культуры формирует среди молодежи осознание необходимости соблюдения правомерного поведения.
Изучив теоретические вопросы основ формирования правовой культуры, мы решили выяснить, как формируется правовая культура подростков и студентов в городе Вольск. Базами изучения были выбраны МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области» и одно из старейших учебных заведений города (1875 год – год открытия Вольской учительской семинарии, одной из первых в России.) ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова».
Правовое воспитание – часть профилактики противоправного поведения несовершеннолетних. Чтобы воспитать законопослушных членов общества, необходимо проводить последовательную воспитательную работу, развивать личностные качества подростков.
Образовательная организация формирует правовую культуру детей – это направление деятельности закрепляет Стратегия развития воспитания в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
Человек, который обладает правовой культурой, владеет правовыми нормами, осознает их ценность в общественной жизни, сверяет с ними поступки и активно использует знание законодательства в жизни. Поэтому частью правовой культуры личности является правовое сознание – знание о праве и психоэмоциональное отношение к нему.
Обучающийся с развитым правосознанием:
- знает систему права, правовые нормы, их роль в общественных отношениях;
- умеет оценивать явления, события, мотивы поведения на основе морально-нравственных ценностей, уважает принятые в обществе нормы;
- ведет себя в соответствии с законодательством РФ, соблюдает правовые нормы.
Правовое воспитание в лицее ведется параллельно по всем трем направлениям. Представим основные направления правового воспитания.
Руководствуясь основными направлениями правового воспитания, организация образовательного процесса в лицее осуществляется на основании и в соответствии с ФГОС, Устава МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области», правил и положений. Деятельность лицея направлена на:
Воспитательный процесс осуществляется на основании Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, Правил поведения обучающихся и других локальных актах Лицея. Воспитание обучающихся направлено на: формирование у гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование навыков и привычек здорового образа жизни; создание условий для разностороннего развития личности, в том числе путем удовлетворения потребностей личности в самообразовании и получении дополнительного образования.
Рассмотрим права и обязанности обучающихся образовательного учреждения.
Обучающиеся в Лицее обязаны:
Обучающимся Лицея запрещается:
Другие обязанности обучающихся определяются приказами директора Лицея и прежде всего приказами по технике безопасности, правилами поведения учащихся и др.
Обучающиеся могут быть отчислены из Лицея:
a) пo заявлению родителей в исключительных случаях по достижении 15-летнего возраста для получения образования в учебных учреждениях других ведомств или для устройства на работу;
б) по достижении возраста 18 лет.
По решению педагогического совета обучающиеся, достигшие возраста 14 лет могут быть исключены из Лицея за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава Лицея. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства. Грубыми нарушениями Устава учащимися считаются, в частности, нарушения п.п.4.6, 4.7. настоящего Устава.
Об исключении обучающегося из Лицея последняя обязана, в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления.
Обучающиеся в Лицее имеют право на:
Нельзя не отметить ряд положительных моментов в деятельности образовательного учреждения по защите прав обучающихся:
- образовательный процесс выстроен в соответствии с нормативными документами;
- лицей предоставляет обучающимся возможность выбора образовательных услуг;
- все участники образовательного процесса заинтересованы в формировании правового пространства в школе.
В лицее созданы специальные службы, в обязанности которых входит защита и обеспечение гарантии прав ребенка: администрация, классные руководители, психолог, социальный педагог и уполномоченный по защите прав участников образовательных отношений. Самсонова Виктория Юрьевна является уполномоченным по защите прав участников образовательных отношений, и основным предназначением ее считается соблюдение законности, справедливости и добросовестности в отношении реализации прав человека.
В рамках образовательного учреждения главной целью уполномоченного является защита прав и законных интересов ребенка, социализация и становление его личности в условиях гражданского общества. Фактически уполномоченный по правам ребенка объединяет всех участников образовательного процесса – учеников, педагогов, родителей, выступает в качестве независимого агента, судьи в разрешении разного рода конфликтных ситуаций. При этом школьный омбудсмен не должен ставить своей целью подмену специализированных служб по охране детей, а корректировать их работу в случае ненадлежащего ее исполнения.
В основе работы Уполномоченного лежит философия сотрудничества. Что дает работа Уполномоченного в лицее? На что нацелена его деятельность?
Детям: чувство правовой защищенности – есть человек, к которому можно пойти со своими проблемами. Понимание, что можно и нужно жить по правилам, что у других людей есть тоже свои права и их нужно уважать. Понимание, что конфликты можно и нужно разрешать мирно, договариваясь.
Учителям: осознание границ своих полномочий. Возможность отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт с администрацией. Четкое понимание того, что он участник общественного договора, не дает войти в конфликт с ребенком.
Родителям: спокойствие за детей, т.к. вероятность, что обидят или унизят, уменьшается. При конфликтной ситуации родителям есть с кем посоветоваться, разобраться, кто прав, не вводя конфликт в официальное русло.
Директору: возможность решать проблемы и управлять школой, используя силу общественного мнения, что, в большинстве случаев, гораздо эффективнее.
Лицею в целом: изменение самой атмосферы. Конфликты не перерастают в борьбу, возникает ощущение единой команды.
В первостепенные задачи уполномоченного входит:
1. повышение уровня правовой грамотности обучающихся, педагогов и родителей;
2. взаимодействие образовательного учреждения с семьей;
3. создание условий для активного участия детей в решении вопросов по расширению и укреплению спектра правового пространства в школе;
4. проведение информационной, образовательной и воспитательной работы по предупреждению насилия в отношении несовершеннолетних;
5. формирование навыков бесконфликтного поведения у участников образовательных отношений;
6. воспитание в личности способности к саморазвитию и самоопределению;
7. увеличение количества информационного материала для учеников, педагогов, родителей (на сайте, стенде школы, классных уголках, раздаточный материал для классных руководителей), с целью формирования и укрепления стабильного, организованного правового пространства в учреждении;
8. повышение уровня самообразования уполномоченного, с целью наиболее компетентного уровня предоставляемых советов и рекомендаций при разрешении вопросов правового уровня.
Таким образом, работа школьного уполномоченного по правам ребенка строиться на принципах гуманности, справедливости и ответственности. А в качестве приоритетного направления следует указать воспитание гармоничной личности с высоким уровнем правовой культуры и развитым сознанием.
Главной задачей уполномоченного является повышение уровня правовой культуры и правовой грамотности обучающихся, педагогов и родителей. Самым популярным и доступным методом массового сбора материала по определенной проблеме и теме является анкетирование.
Виктория Юрьевна предложила обучающимся лицея ответить на вопрос «Укажите, к кому Вы обратитесь за помощью (в лицее) в случае возникновения проблемной ситуации». Приоритеты были отданы классному руководителю (68%), администрации (12%), психологу (7%), родителям (8%), решат проблему сами (5%).
В анкетах на вопрос, «Укажите, из каких источников Вы получаете информацию о своих правах?» обучающиеся выделили учебные занятия (58%), классные часы (17%), на которых они получают необходимую информацию правового характера. Однако используются и другие источники - Интернет (11%), СМИ (8%), печатные издания (6%). В городе действует ряд служб, которые призваны помочь и детям и взрослым, но опрос показывает, что почти никто о них не знает.
По мнению уполномоченного можно выделить и проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса:
- как убедить ребенка учиться, если он не хочет;
- отстранение родителей от воспитательного процесса;
- проблемы межличностных отношений ученик - ученик, учитель - ученик, учитель - родитель, ученик - родитель;
- внутриличностные конфликты (депрессии, склонность к суициду);
- проблемы заниженной или завышенной самооценки;
- как вернуть обществу ценностные ориентиры образования, его престиж.
Предложенная обучающимся 8-9 классов лицея анкета «Уровень правовой культуры класса» (Приложение 1), позволяет составить представление о том, какие направления правового воспитания требуют повышенного внимания: отсутствие необходимых знаний, отношение к правовым нормам, готовность их соблюдать, исполнять и использовать.
ГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова»
Высокие показатели по формированию правовой культуры студентов продемонстрировала библиотека колледжа – она удостоена диплома I степени Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Современное библиотечное пространство», стала победителем областного конкурса по повышению правовой культуры среди образовательных учреждений области.
Библиотека является важным структурным подразделением Вольского педагогического колледжа, обеспечивающим литературой и информацией учебно-воспитательный процесс, а также центром распространения знаний, духовного и интеллектуального общения.
Фонд научно-методической и художественной литературы составляет около тридцати тысяч экземпляров. Больше половины из них приобретено за последние пять лет: учебники, справочники, пособия, необходимые для реализации содержания утвержденных профессиональных образовательных программ по специальностям 44.02.01 Дошкольное образование, 09.02.07 Информационные системы и программирование, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям), 49.02.01 Физическая культура.
Библиотечно-информационный фонд формируется в соответствии с профилем колледжа и информационными потребностями читателей. Особое внимание уделяется специальным изданиям, которые дают возможность студентам быть в курсе последних профессиональных новостей.
Деятельность библиотеки колледжа по повышению уровня правовой культуры студентов направлена на воспитание гражданина, любящего свою Родину, трудолюбивого, знающего свои права и обязанности, умеющего правильно оценивать свои поступки и поведение других людей. Особенно важно воспитывать у студентов умение анализировать и оценивать экономическую, политическую, социальную ситуацию в обществе.
Основное содержание работы библиотеки по правовому просвещению студентов включает:
1. Формирование книжного фонда документами соответствующей тематики.
2. Проведение мероприятий по повышению правовой культуры студентов и сотрудников колледжа.
В процессе проведения мероприятий по повышению правовой культуры студентов используются разнообразные современные формы групповой и индивидуальной работы:
Групповые формы работы | Индивидуальные формы работы |
правовые уроки | анкетирование |
викторины | тестирование |
ток-шоу, игровые программы | беседы |
классные часы | консультации, разработки памяток |
фотовыставки | участие в муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах |
Основные направления работы библиотеки колледжа:
Обновление общества, развитие демократического правового государства — вот основные предпосылки для формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего доступность правовой информации для всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. Участие библиотек России в работе по правовому просвещению и информированию граждан началось в конце 90-х, когда была принята межведомственная программа «Создание центров правовой информации на базе общедоступных библиотек», подписанная Федеральным агентством правительственной связи и информации РФ, Министерством культуры РФ, Российским Фондом правовых реформ. Повышение правовой грамотности и правосознания населения способствует росту действенности нашего законодательства.
В мае 2011 года Президентом РФ утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», направленные на преодоление правового нигилизма и повышение правовой культуры россиян. Документом предполагается целенаправленное постоянное пополнение фондов библиотек популярной юридической литературой, что может стать фактором для успешного участия библиотеки в реализации государственной политики и положительно сказаться на качестве работы по правовому просвещению граждан в целом.
В соответствии с данным документом, одним из основных направлений работы библиотеки по правовому просвещению студентов является полноценное комплектование фондов документами правовой тематики, как на традиционных, так и на нетрадиционных носителях. Кроме того, значительно расширяет возможности оперативного и качественного доступа к правовым ресурсам обращение к электронным базам данных. Правовая справочно-поисковая система «КонсультантПлюс» — надёжный помощник в поиске правовых документов (Приложение 5).
Для пропаганды правовых знаний сотрудниками библиотеки и читального зала проводится содержательная и разнообразная работа с использованием не только традиционных форм и методов, но и новых направлений. Выставочная деятельность библиотеки позволяет оперативно знакомить с необходимой информацией и на должном уровне организовывать обслуживание пользователей. В период избирательных кампаний организуются выставки «Голосуем за будущее России», «Выборы: история и современность», «Молодому избирателю», «Я — гражданин, я — избиратель».
Становлению гражданской позиции студентов способствует знание государственной символики страны, которая оказывает особое воздействие на эмоции, влияет на их сознание и поведение. В библиотеке колледжа проведено мероприятие по популяризации государственной символики «Государственные символы России», которое сыграло свою положительную роль в формировании уважения к символам государства. В холле колледжа расположен постоянно действующий стенд «Символы России», в читальном зале оформлена выставка «Государственная символика России. История развития» (Приложение 6).
Важнейшее место в деятельности библиотеки занимает информационное обслуживание пользователей, которое благодаря наличию электронных ресурсов, обретает новый уровень качества и практически неограниченные возможности.
Большой популярностью среди читателей библиотеки заслуженно пользуются мероприятия правовой тематики, подготовленные с применением электронных средств информации. К числу подобных мероприятий можно отнести мультимедиа-презентации, виртуальные путешествия по правовым сайтам сети Интернет, знакомство с электронными справочниками, дающими разъяснения по самым сложным вопросам в области права. Такие формы работы наиболее эффективны, так как открывают свободный доступ к информации нормативно-правового характера, позволяют представлять нормативные документы не только на традиционных носителях, но и в электронном виде, способствуют гражданскому самоутверждению молодых и повышению их юридической грамотности.
Современный этап развития библиотечно-информационного фонда колледжа связан с внедрением электронной библиотечной системы ZNANIUM.COM.
Наличие свободного доступа в Интернет позволяет студентам и сотрудникам свободно пользоваться электронной библиотечной системой ZNANIUM.COM.
В колледже интенсивно идет процесс формирования электронной библиотеки учебно-методических изданий преподавателей колледжа на базе учебной части, учебных кабинетов и читального зала на СD - носителях.
В настоящий момент в колледже действует локальная сеть, объединяющая учебные кабинеты и читальный зал, что значительно расширяет возможности получения учебной информации студентами для выполнения домашних заданий, практических и самостоятельных работ. Технологически электронная библиотека колледжа – это фонд электронных образовательных ресурсов в учебной локальной сети колледжа, доступ к которым обеспечивается средствами электронной навигации и поиска нужного учебного ресурса:
http://www.consultant.ru/ http://window.edu.ru/
http://минобрнауки.рф/
http://www.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru/
http://www.digital-edu.ru/fcior/152/376
Молодёжь, как особая социально-демографическая группа, требует повышенного внимания общества, она сегодня формирует и несёт в себе образ будущего, и на неё возложена ответственность за развитие общества, за преемственность в его истории и культуре. Главная цель — воспитание молодого поколения в духе уважения к закону, формирование в среде молодых пользователей активной жизненной позиции, содействие в преодолении политической апатии.
Для подготовки и проведения мероприятий, адресованных молодёжи, привлекаются сотрудники отделов по делам молодёжи и молодежной политики, полиции, прокуратуры, военкомата. Целенаправленная системная работа по правовому воспитанию также способствует решению задачи профилактики правонарушений несовершеннолетних и воспитанию гражданского правосознания.
Работа библиотеки колледжа по воспитанию гражданско-правовой культуры избирателей ведется в течение всего времени, но особенно активизируется в предвыборные периоды. Выборы — это основная форма участия граждан в политике и государственном управлении.
Главными задачами библиотек по формированию правовой культуры пользователей-избирателей являются:
— повышение уровня правовой культуры и информированности студентов о выборах;
— создание информационной среды, необходимой для принятия пользователями библиотек обоснованных решений;
— оказание помощи в формировании позитивного и осмысленного отношения к участию в выборах;
— развитие новых направлений, форм и методов информационно-разъяснительной деятельности.
С целью их осуществления библиотека колледжа усиливает работу в следующих направлениях:
— создание системы содействия правовому просвещению, повышению гражданской активности и правовой культуры не только студентов, но и преподавателей и сотрудников колледжа;
— выполнение библиотекой функций центра информации по вопросам избирательного права:
— развитие системы справочно-библиографического и информационного обслуживания по вопросам избирательного права;
— информационная поддержка правового воспитания молодого гражданина, способствующая вовлечению молодёжи в общественно-политическую жизнь общества и участию в избирательных процессах;
Активная информационная деятельность по разъяснению избирательного законодательства, значимости участия граждан в выборах, способствует созданию атмосферы доверия к избирательному процессу.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О библиотечном деле» № 78-ФЗ от 29.12.1994 г. библиотеки «должны в своей деятельности отражать сложившееся в обществе идеологическое и политическое многообразие». Библиотека колледжа использует собственные методы и формы работы, успешно формирует интерес граждан к правовой сфере жизни общества, позитивное отношение к выборам.
С целью изучения мнения студентов и сотрудников колледжа в период предвыборной кампании, выяснения правовых вопросов, интересующих молодёжь, проводится анкетирование «Я избиратель» и тестирование «Твоё избирательное право», результаты которого используются в информационной работе библиотеки.
Содержание информирования всех участников избирательного процесса в библиотеке колледжа составляют: разъяснения по конституционному и государственному праву, по избирательному законодательству, особенностей его применения на конкретных выборах, по избирательной терминологии, прав и обязанностей избирателей; оповещение участников избирательного процесса о сроках и порядке осуществления избирательных действий; информация о депутатах, политических партиях, об их программах, о выполнении депутатами наказов избирателей, о государственных символах, об истории избирательного процесса в России и в Саратовской области.
Современные инновационные формы работы библиотеки колледжа способствуют более эффективному распространению правовых знаний в молодёжной среде. С учетом специфики молодёжной аудитории упор делается на яркие, зрелищные мероприятия, предполагающие активное привлечение всех участников. С участием преподавателей колледжа проводились урок правовых знаний «Я - избиратель» (Приложение 7), ток – шоу «В избиратели пойду – пусть меня научат…», игровая программа «Я – Президент».
В колледже с 2003 года действует клуб правового воспитания «Фемида» (Приложение 8). Главная задача клуба правовое воспитание молодежи. Студенты активно принимают участие в различных конкурсах. В 2009, 2013 годах стали лауреатами Всероссийского конкурса «Моя законотворческая инициатива» и в 2008 году Федерального конкурса «Свой мир мы строим сами». В этом году приняли участие в областном конкурсе детских и молодежных рисунков «Молодежь выбирает будущее (Выборы глазами детей)» (Приложение 9).
В рамках просветительной работы клуба были проведены классный час «История развития избирательного права в России», викторина «Я гражданин России».
Положительным является то, что создание клуба позволяет вести работу постоянно и систематически, иметь ясные цели, задачи и пути решения. Успешная деятельность клуба способствует повышению значимости библиотеки для воспитания чувств гражданской ответственности молодёжи, её заинтересованности политическими процессами в стране.
В период избирательных кампаний работа библиотек подчинена основным принципам — наглядности и доступности информации.
Накануне выборов в библиотеке колледжа усиливается просветительская работа с молодыми избирателями, голосующими в первый раз.
В целях повышения уровня эффективности и качества правового просвещения и готовности молодых избирателей к участию в общественно-политической жизни страны проведены библиотечные уроки для студентов первого и второго курса, на которых в процессе обучения навыкам самостоятельной работы со справочным аппаратом библиотеки в качестве поискового материала используются различные носители информации по избирательному, муниципальному и конституционному праву.
Успешно решать задачи по формированию практических навыков для участия в избирательной процедуре помогает проведение Дня молодого избирателя, оформление книжной выставки «Государственная молодёжная политика». Во время классного часа «История развития избирательного права в России» молодые избиратели совершают экскурс в историю демократических выборов в России. К этому дню подготовлены словарь молодого избирателя «Основные понятия и термины избирательного права», памятка «Молодому избирателю», тест «Твое избирательное право», анкета «Я - избиратель».
Проведение мероприятий оказывает значительный резонанс на развитие мыслительных процессов подростков: сбор и анализ информации, её представление, защита своей точки зрения и выражение своего мнения, работа в группе; помогает вырабатывать собственную точку зрения, учит уважать мнение оппонентов, пониманию важной роли выборов в демократическом обществе.
Отметим, что работниками библиотеки ведется планомерная, просветительная работа по формированию правовой культуры не только студентов, но и преподавателей и сотрудников колледжа.
2.3 Освещение деятельности Молодёжного Общественного Совета под руководством управления молодёжной политики, спорта и туризма администрации ВМР города Вольск Саратовской области
Молодежный Общественный Совет под руководством управления молодежной политики, спорта и туризма администрации Вольского муниципального района Саратовской области действует на основании Положения о молодежном общественном совете, принятом постановление администрации ВМР № 2206 от 13.12.2005 года.
Молодежный Общественный Совет является общественным консультативным и коллегиальным огранном представителей молодежи ВМР, образованным на основе общности интересов для совместного достижения целей и решения задач.
МОС объединяет самых активных и инициативных ребят из разных учебных заведений города, волонтеров, членов и руководителей Студенческих советов.
В 2017 году проведено 12 ежемесячных заседаний, где решались вопросы об организации деятельности МОС, муниципальных волонтерских акциях, участие членов МОС в общественно – политической жизни города.
МОС принимает активное участие в муниципальных мероприятиях и акциях различной направленности: патриотической, благотворительной, волонтерской: патриотических акциях - «Георгиевская ленточка», «Ветеран живёт рядом» (помощь ветеранам и пожилым гражданам в благоустройстве территории), «Мы все такие разные, но мы едины!», «Молодёжь за мир!», «Мы – первые в космосе!» и других акциях, направленных на пропаганду ЗОЖ - «Меняем никотин на витамин!», «Расскажи, где торгуют смертью», «Как уберечь себя от ВИЧ», в благотворительной акции «Молодежь – детям!», социологических опросах молодёжи и населения города. МОС оказывал поддержку молодежных инициатив по проведению таких мероприятий, как «День молодежи», «Студенческая весна - 2018», конкурс «Волонтер года» и другие. Члены МОС принимали участие во встрече делегаций на Фестивале театров малых городов России в Вольске, подготовили и распространили буклеты различной направленности: «Георгиевская ленточка», «Что мы знаем о табаке», «Наркотики? Не для меня!», «Расскажи, где торгуют смертью», «Что такое экстремизм», «С чего начинается семья», «Наш флаг» и другие. В 2017 году еще 3 члена МОС стали членами Общественной палаты ВМР.
Члены МОС принимают участие во всех муниципальных конкурсах и мероприятиях управления молодёжной политики, спорта и туризма администрации ВМР, выступают с обращениями от лица молодежи к присутствующим на митингах и торжественных собраниях, организуемых администрацией ВМР, отвечают за проведение мероприятий различного уровня в своих учебных заведениях и за информационную наполняемость молодежных групп в социальных сетях, подготовку информации для средств массовой информации.
Главной «движущей силой» Молодежного Общественного Совета можно считать волонтеров, которые принимают активное участие во всех мероприятиях и акциях, проводимых администрацией ВМР.
В октябре 2016 года состоялась осенняя общегородская экологическая акция "Чистая Волга" по очистке берегов и островов реки в акватории города Вольск от твердых бытовых отходов. В акции приняли активное участие обучающиеся лицея, гимназии, школ, волонтеры, и неравнодушные жители нашего города. Совместно мы очистили большую территорию правого берега реки Волги.
Добровольные помощники – волонтеры, во время небольших отдыхов, с интересом рассказывали нам о многочисленных благотворительных и экологических акциях, проводимых Молодежным Общественным Советом под руководством управления молодёжной политики, спорта и туризма администрации ВМР. Нескольких моих одноклассников заинтересовали рассказы волонтеров, и мы решили принять участие в следующих акциях.
В декабре 2016 года состоялось заключительное заседание года Молодёжного Общественного Совета, студенческих советов и волонтёров, посвящённое Международному дню волонтёра. На нем были вручены волонтёрские книжки студентам и школьникам, которые пополнили ряды волонтёрского движения города Вольск.
Что мы знаем о волонтёрстве?
Волонтёрство или волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольный) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).
Понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).
Волонтёрский труд не оплачивается. Волонтёры — не только альтруисты, они могут работать ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтёрская деятельность — это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.
Волонтерская (добровольческая) деятельность Молодежного Общественного Совета в нашем городе направлена на различные виды помощи, это:
Теперь я с гордостью могу сказать «Я – волонтер!».
Мы принимали активное участие в благотворительных акциях: «Молодежь - детям», «Твори добро!», "Георгиевская ленточка"; в экологических акциях «Чистая Волга», во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая весна» и в субботнике в Международный день очистки водоёмов, посвященные Году экологии. Силами волонтеров были озеленены улицы города, ликвидируются несанкционированные свалки твердых бытовых отходов во всех микрорайонах города.
Большое внимание Молодежный Общественный Совет уделяет здоровому образу жизни молодежи, участвовали во Всероссийской антинаркотической акции «Сообщите, где торгуют смертью!», «Сохрани себя для любви», целью которой стала профилактика ВИЧ/СПИДа среди молодёжи и жителей города. Не остаются без внимания и любимые молодежью праздники «День студента», «День объятий» и «#ЯЛЮБЛЮ», «Широкая масленица», «Весна и женщины похожи», «Студенческая весна».
Вот уже 22 год подряд, с 1996 года, на Вольской земле проводится ежегодный Всероссийский турнир по хоккею с шайбой на призы клуба «Золотая шайба». Открытие горнолыжного сезона, еще один из спортивных праздников, в котором активное участие принимают подростки и молодежь. Акцией-флешмобом под девизом «МЫ – ПЕРВЫЕ!», молодёжь отметила годовщину первого полёта человека в космос.
В День семьи 15 мая, волонтёры Молодёжного Общественного Совета под руководством управления молодёжной политики, спорта и туризма администрации ВМР и ВФ ЦСПМ «Молодёжь плюс» решили поднять такие социальные темы, как жестокое обращение с детьми и проблема сиротства.
Это не большая часть тех акций, в которых принимали участие волонтеры.
Но самым запоминающимся для меня стало участие в экологических акциях «Чистая Волга» и во Всероссийском экологическом субботнике «Зеленая весна» и в субботнике в Международный день очистки водоёмов. Видя, как преобразился берег могучей реки после сбора мусора, хочется крикнуть «Люди, берегите матушку Волгу!!!». Замечу, что в больший восторг приводят распускающиеся почки саженцев березы, липы и рябины, которые были высажены нами во время экологического субботника. Ходить по улицам города и видеть результаты своего труда, признаюсь, это круто!
С целью пропаганды волонтерского движения в городе Вольск, мной был создан сайт «Я - волонтёр!». Захотелось рассказать всем о деятельности волонтёров, которые не жалеют сил и времени на благие дела.
Друзья! Вступайте в ряды волонтёров, поверьте, это почетная, полезная, интересная и увлекательная работа.
2.4. Содержание практической работы по изучению формирования правовой культуры обучающихся лицея и студентов города Вольск
Охарактеризуем основные этапы работы при написании научно-исследовательской работы «Формирование правовой культуры молодежи и студентов»: сбор и анализ информационных источников по проблеме исследования; проведение бесед, викторин, интеллектуальных игр; анкетирование.
В первую очередь нам предстояло собрать как можно больше литературы по истории и теории государства и права, раскрыть значение понятия «правовая культура».
После завершения сбора и обработки полученных материалов, мы приняли решение о необходимости его применения в качестве учебного материала.
Одним из основных методов приобретения новых знаний обучающимися является беседа. В рамках изучения предмета «Обществознание» мы решили ознакомить обучающихся лицея с результатами нашего исследования. Проведён ряд бесед в старших классах на тему «Моё законодательное право», в которых особое внимание уделяется проблеме соблюдения прав несовершеннолетних.
Одним из методов стимулирования учебно-познавательной деятельности школьника является использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Руководствуясь данным утверждением, мы приняли решение провести викторины, интеллектуальные и познавательные игры для обучающихся лицея и студентов колледжа, обучающихся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Викторина «Права литературных героев» (Приложение 2) была проведена в двух четвертых классах лицея, и раскрыла представленных персонажей с непривычной для детей стороны. Если раньше после прочтения произведения младший школьник находил у героев такие качества как доброта, сила, отзывчивость, то сейчас детям предлагалось определить какие были нарушены права героев.
Ко Дню защиты прав человека был проведен классный час для шестиклассников в виде познавательной игры «Мои права» (Приложение 3), посвященный принятию на Генеральной Ассамблее ООН Всеобщей декларации прав человека и прав ребенка, Конвенции о правах ребенка. Обучающиеся по правилам игры, разделившиеся на несколько групп, выполняли поставленные перед ними задачи. При этом вспоминая, какие права есть у них в лицее и дома, насколько они соблюдаются, и как они могут их отстаивать.
Для студентов колледжа, обучающихся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, была проведена интеллектуальная игра «В мире права» (Приложение 4). С помощью вопросов отборочного тура были выбраны пять лучших игроков. После каждого тура подводились итоги, по результатам которых выбран игрок, набравших наименьшее количество баллов. Победил, тот, кто правильно ответил на большее количество вопросов. Игра рассчитана на студентов с углубленным изучением права.
Итак, можно с уверенностью сказать, что материалы нашего исследования можно использовать как в образовательном процессе, так и для использования учителями, родителями и обучающимися в качестве саморазвития и самообразования.
Отметим, что согласно нашим представлениям о периоде формирования личности, именно подростки наиболее подвержены влиянию окружения и поэтому для оценки уровня правосознания и правовой культуры в обществе на современном этапе, мы решили начать исследование с обучающихся нашего лицея.
Обучающимся старших классов (9-11 классы) лицея и студентам колледжа первого и четвертого курса было предложено ответить на вопрос: «Каков Ваш уровень правосознания и правовой культуры?», оценить его по пятибалльной системе и дать анализ собственным действиям.
Большинство обучающихся и студентов считают свой уровень правовой культуры удовлетворительным, но при этом отмечают, что некоторые их действия противоречат установленным нормам, а также указывают на последствия своих проступков. Большая часть пишет о таких нарушениях, как: нарушение правил дорожного движения; загрязнение окружающей среды; нарушение общественного порядка; нарушение внутреннего распорядка. При этом они представляют и возможные последствия: авария с получением травм; экологические проблемы; конфликты в обществе; пробел в знаниях.
По мнению подростков, причинами среднего уровня правосознания и правовой культуры можно считать:
- лень;
- вредные привычки;
- отсутствие четкой грани между правомерным и неправомерным поведением;
- отсутствие контроля своих действий;
- недостаток знаний в области права;
- низкий уровень самовоспитания;
- отсутствие уважения к праву;
- незнание своих обязанностей;
- неэффективность действующего законодательства;
- неудовлетворение интересов общества.
Некоторые обучающиеся предложили свои пути повышения уровня правосознания и правовой культуры. Можно выделить пять основных способов:
- подчинение всем требованиям, предписанным законами;
- формирование линии поведения на основании личного опыта;
- получение необходимых правовых знаний в лицее, в семье, через сеть Интернет, СМИ и их правильное использование;
- получение знаний посредством общения;
- правильное понимание и толкование норм и правил действующего законодательства.
Понимание подростками своего неправомерного поведения наводит на мысль о том, что они готовы к изменению своих приоритетов в жизни, однако не все со своей стороны хотят что-либо для этого предпринять. Возникает вопрос: это проблема только нас – обучающихся? Ответ очевиден, что это проблема всего общества в целом, ячейкой которого являются обучающиеся нашего лицея.
По нашему мнению, основным и часто нарушаемым правилом можно считать опоздания как обучающихся лицея, так и студентов колледжа. Совместно с администрацией лицея было проведено наблюдение в течение учебной недели. Анализ показал, что обучающиеся младшей школы самые дисциплинированные и не имеют опозданий. С переходом детей в среднюю школу обучающиеся не часто (всего 3%), но все же, имеют опоздания без уважительных причин. Основные доводы были такие как, опоздание на автобус, не разбудили родители, и долго собирался. Обучающиеся старших классов показали самый большой процент опозданий (9 %), причем основной причиной является крепкий, здоровый сон.
После проведенной беседы, обучающиеся средней школы, перестали опаздывать на занятия. Четверо старшеклассников, которые опаздывали на протяжении всей недели, не придали значения своему проступку, при этом, не принимая во внимание возможности наказания. Остальные же один или два раза оказавшись в неприятной ситуации, решили задуматься о своем поведении и свести опоздания к нулю.
Таким образом, на основании данных примеров мы можем увидеть, что правосознание и правовая культура обучающихся имеют средний уровень, при этом, подростки осознавали последствия своих проступков, и пытались не допустить повтора негативных действий, противоречащих внутреннему распорядку лицея.
Следующим этапом нашего исследования стало анкетирование. Для родителей, учителей, обучающихся старших классов и студентов колледжа было проведено анкетирование на тему «Нужно ли знать свои права?» (Приложение 1). Было опрошено 240 респондентов, из них 76% отметили, что знают хорошо свои права, 6% не достаточно хорошо, и 18% не знают их совсем. При этом необходимость знания своих прав высказали 90% опрошенных. Родители, зная права собственного ребенка, однако не спешат знакомить его с ними. Это еще раз подчеркивает ущемление прав ребенка со стороны родителей, ведь бытует мнение «взрослый всегда прав», и только он знает как нужно себя вести в данной ситуации.
Можно сделать вывод, что все мы знаем свое недостаточно положительное отношение к праву, причины этого, способы борьбы с этим, но почему-то, ни чего не делаем. От других можем требовать законности, а для себя считаем это неважным. Для одних обучающихся соблюдение законности – это страх наказания, для других - мера поведения, а для небольшой части - это что-то ненормальное, которое не укладывается с их образом жизни. Пример – опоздания обучающихся на занятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо повышать правовую культуру в обществе и для этого много делается со стороны государства, однако практически ничего со стороны самого человека как члена общества. Люди, задумайтесь хоть на минутку, что это проблема не чья-то, а наша. Хотим жить хорошо, чтобы к нам справедливо относилось государство и общество, давайте начнем с законопослушания.
Заключение
Нельзя не отметить, что государство и общество заинтересованы в повышении уровня правовой культуры населения, в распространении юридических знаний, в формировании у граждан убеждений в необходимости исполнения требований права.
Многие проблемы современного общества разрешимы только при условии воспитания правосознания и правового просвещения населения, и от того, как будет развиваться этот процесс, будет зависеть и ход правовой реформы, и решение многих актуальных социально-экономических проблем страны и каждого гражданина. Последовательная и профессиональная организация совместной работы учебных заведений, библиотек с государственными органами, органами местного самоуправления, средствами массовой информации по информационно-разъяснительной деятельности позволяет формировать осознанное отношение к правовому совершенствованию и является залогом формирования правовой культуры в современном обществе.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что, во многом благодаря усилиям библиотек, значительно повысился интерес читателей к литературе правовой тематики, разнообразились формы пропаганды правовых знаний. Переход библиотеки от разовых мероприятий к планомерной работе делает процесс правового просвещения молодежи системным и целенаправленным и способствует творческому развитию личности, осознанию гражданского долга, расширению кругозора и информированности, повышению правовой культуры подрастающего поколения.
Право человека - это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять. Оно способствует приобщению подростка к культуре поведения. Однако пока в реальной жизни качество правовой культуры граждан, в том числе несовершеннолетних, оставляет желать лучшего. Мы убедились в этом, проводя своё исследование.
Знание того, «что такое хорошо и что такое плохо», помогает подросткам освоить первые, пока еще расплывчатые и общие сведения в различных отраслях права. Мы постарались помочь подростку узнать, чего нельзя совершать, какое наказание ждет нарушителей законов, как надо поступить в той или иной жизненной ситуации. Мы начинаем понимать, что основа правовой культуры - юридические знания. Но сами знания без их применения ничтожны. Необходимо при помощи этих знаний отстаивать законные права - свои и других людей, не мириться с нарушениями закона. Подросток, обладающий минимальным объемом правовых знаний, способен помочь себе, а также одноклассникам, друзьям и сверстникам, попавшим в беду, остановить преступление, дать вовремя правовой совет.
Список используемых источников и литературы
Приложение 1
Анкета для обучающихся
Уважаемые ребята! Нам необходима Ваша помощь для проведения исследования. Пожалуйста, ответьте на вопросы этой анкеты.
1.Считаете ли Вы необходимым знать о своих правах? | Да | Нет | Не знаю |
2.Нужны ли Вам права? | Да | Нет | Не знаю |
3.Знаете ли Вы свои права? | Да | Нет | Частично |
4.Из каких источников Вы получаете информацию о своих правах? специальные уроки в школе |
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте на вопросы этой анкеты, которая проводится в рамках исследования потребности детей в правовом просвещении
1.Считаете ли Вы необходимым знакомить ребенка с его правами? | Да | Нет | Затрудняюсь ответить |
2.В каком возрасте ребенка следует знакомить с его правами?___________ | |||
3.Знаете ли Вы права своего ребенка? | Да | Нет | |
4.Знакомите ли вы своих детей с их правами? | Да | Нет | |
5.Какие источники помогут Вашим детям узнать о своих правах? специальные программы в школе |
Анкета «Уровень правовой культуры класса»
А. Водителям транспортных средств.
Б. Водителям транспортных средств и пассажирам.
В. Водителям транспортных средств, пассажирам, пешеходам.
2. Нужно проехать на велосипеде 1 км. До магазина. Выберите действие, которое бы вы совершили:
А. Надену мотошлем, застегну его.
Б. Надену мотошлем, но застегивать его не буду – ехать близко.
В. Ехать близко – обойдусь без шлема.
Г. на велосипеде ездить можно без шлема.
3. Ваш приятель решил покатать своего 10-летнего брата на заднем сидении мотоцикла:
А. Пусть катает – его брат, ему и отвечать.
Б. Скажу приятелю, что этого делать нельзя.
В. Попробую уговорить приятеля и ребенка, чтобы они не ездили.
Г. Пусть катает – ездить на заднем сидении мотоцикла можно с 8 лет.
4. Можно ли заключить трудовой договор, если тебе 14 лет:
А. Нельзя.
Б. Можно, если кто-нибудь из родителей и орган опеки дадут согласие, работа легкая, в свободное от учебы время, без вреда для здоровья и учебы.
Г. Без трудового договора больше возможностей подработать.
5. В ночном клубе открыта вакансия официанта с высокой заработной платой. Управляющий клубом предлагает вам это место работы с испытательным сроком 2 недели за половину зарплаты. Ваши действия:
А. Откажусь, я в ночных клубах не работаю.
Б. Попрошу взять сразу без испытательного срока на его условиях.
В. Соглашусь, нормальное предложение.
Г. Соглашусь, но с заключением трудового договора и на полную заработную плату.
6. Ваш знакомый несовершеннолетний приятель (не друг) попросил вас взять на хранение дорогую аудиотехнику на время:
А. Посоветуюсь с родителями – возьму, если они разрешат.
Б. Возьму – людям нужно помогать.
В. Спрошу, откуда он ее взял. Если убедит, то возьму.
Г. Не возьму. Хранение чужих вещей может обернуться проблемами.
7. Ваш друг совершил правонарушение, он рассказал о нем только вам. Ваши действия:
А. Постараюсь сделать все, чтобы его не нашли. Друг есть друг.
Б. Буду убеждать его на явку с повинной, морально поддерживать.
В. Расскажу родителям – посоветуюсь, как быть.
Г. Смотря, какое правонарушение. Если тяжкое – прекращу отношения и сделаю вид, что мы не знакомы.
8. Проезд без билета на транспорте – это:
А. Такой «спорт».
Б. Ущерб для государства.
В. Вынужденная мера, выход из случайной ситуации.
Г. Способ экономии денег.
9. Вы случайно испортили чужое имущество и признаны виновными в причинении ущерба. Теперь родители должны компенсировать ущерб:
А. Что делать – это их обязанность
Б. Откажусь от подарков на праздники.
В. Пойду работать, чтобы семейный бюджет не пострадал.
Г. Не повезло. В следующий раз нужно лучше «заметать следы».
10. На случай чрезвычайной ситуации:
А. У меня в телефоне в «избранном» телефоны экстренных служб.
Б. Телефоны экстренных служб помню наизусть.
В. Когда наступит ситуация, тогда и разберемся.
Г. С родителями договорились о том, как и что делать, об условных сигналах.
Правильные ответы:
Приложение 2
Викторина
«Права литературных героев»
Цель: Формирование правовых знаний у обучающихся младших классов, развитие умения мыслить нестандартно и быстро в любых ситуациях, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.
Оборудование: компьютер и мультимедийная техника.
Возраст: 7-11 лет (1-4 класс)
Викторина составлена по русским народным сказкам и произведениям русских и зарубежных писателей.
Ответьте на вопросы викторины.
1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность?
2. Какие персонажи сказок могли бы пожаловаться на нарушение их права на неприкосновенность жилища?
3. У какой героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня?
4. В какой сказке нарушено право на владение имуществом?
5. Герои, каких сказок пользуются правом бесплатной медицинской помощи?
6. Назовите произведение, в котором один из героев был наказан за плохое отношение с ребенком?
7. Герой, какой сказки незаконным путем присвоил чужое имущество.
Список использованных источников и литературы
Приложение 3
Познавательная игра «Мои права»
(классный час для 6 класса, посвященный Дню защиты прав человека)
Время проведения: 11 декабря 2017 года
Предварительно класс делится на команды, обучающиеся придумывает себе название, связанное с темой игры, выбирают капитана.
Учитель.
10 декабря 2017 года – знаменательный день. В следующем году 70 лет назад на Генеральной Ассамблее ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. Шел 1948 год, и Декларация создавалась как протест против ужасов Второй мировой войны. Несмотря на то, что она состоит всего из 30 статей, ее по праву считают гимном человеку, его достоинству и самоценности. В ней перечислены основные права человека: гражданские, политические, экономические, социальные, культурные.
В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, а в 1989 году – Конвенцию о правах ребенка. Эти документы – свидетельство озабоченности человечества условиями жизни и состоянием здоровья молодого поколения планеты. Общие мировые проблемы детства коснулись и нашей страны: увеличилось число больных детей, детей, лишенных родительского попечительства при живых родителях, детей, чьи права нарушаются. Кроме тревожных, «кричащих» фактов обращения с детьми, мы становимся свидетелями того, что права ребенка нарушаются повсеместно, традиционно, часто даже не осознается, что это нарушение прав человека. Ребенок при таком к себе отношении принимает как должное нарушение своих прав, не протестует, не возмущается. И только став взрослым человеком, он начинает ощущать эту дискриминацию, но сделать ничего уже не может.
Многие из вас уже знают свои права, которые, безусловно, влекут за собой и обязанности.
Какие права есть у вас в лицее и дома, насколько они соблюдаются, и как вы можете их отстаивать?
Итак, представьте себе, что только в течение 15 минут будет открыт портал, исследовав который вы сложите узнать что-то новое о своих правах, блеснуть уже имеющимися знаниями, выполняя задания специалистов. Допустим это волонтеры, журналисты, социологи и PR-щики.
Каждый из них составил вам секретный пакет с заданием. Ваша задача выполнить все задания. Аккуратно, крупно, разборчиво записать варианты ответов. Кроме того, в каждой группе необходимо выбрать спикеров, которые продемонстрируют, что у вас получилось.
Не забывайте, что вам нельзя терять время, так как необходимо как можно быстрее вернуться в наше время и пространство, ровно через 20 минут прозвучит сигнал о том, что уровень закрывается.
Подается сигнал к старту, команды получают пакет от специалиста, выполняют задание, по сигналу заканчивают и представляют результат работы, озвучивая его и вывешивая на доску листы. С помощью голосования в конце классом выбирается лучший вопрос от журналистов, лучший слоган от PR-щиков, лучший опрос от социологов.
Задания для команд (каждая команда получает одно задание)
Волонтеры
Цель волонтеров: просвещение по правовым вопросам. Для этого необходимо самим хорошо ориентироваться в этих вопросах. Ваша задача продемонстрировать свои знания, ответив на вопросы:
- на жизнь;
- на образование;
- на заботу родителей;
- на имя;
- на гражданство;
- на выбор учителя;
- на свободу мысли и слова.
2. Какие предметы есть в школьной программе, на которых вы можете больше узнать о своих правах (выберите лишний вариант ответа):
- обществознание;
- право;
- уголовное право;
- общество и я.
3. Какие документы в Лицее регламентируют права и обязанности обучающихся (выберите лишний вариант ответа):
- Закон о правах и обязанностях, принятых администрацией;
- кодекс чести лицеиста;
- Устав лицея;
- приказы директора.
4. Может ли ребенок выбирать форму своего образования (например, обучаться дома)
- да;
- нет.
5. К кому в лицее можно обратиться, если ваши права нарушены. (К классному руководителю, к администрации, к психологам)
Журналисты
Ваша задача придумать один оригинальный вопрос, связанный с правами человека любому представителю лицея.
PR
Ваша задача – придумать слоган, в котором содержится рекламная информация, привлекающая внимание к соблюдению прав человека.
Социологи
Ваша задача - провести в своей группе опрос по теме и изобразить результаты опроса с помощью диаграммы, графика.
Темы для опроса:
Список использованных источников и литературы
Приложение 4
«В мире права»
Интеллектуальная игра для студентов колледжа, обучающихся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Правила
С помощью вопросов отборочного тура выбираются 5 игроков. Ведущий в каждом туре задает по очереди каждому по три вопроса. После каждого тура подводятся итоги, по результатам которых выбывает игрок, набравших наименьшее количество баллов. Побеждает, тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов. При равном счете задаются дополнительные вопросы. Победителю вручается приз. Игра рассчитана на обучающихся с углубленным изучением обществознания и права.
Ведущая. С правилами вы ознакомились, мы начинам нашу игру «В мире права». Как известно, незнание законов не освобождает от ответственности. И сегодня мы выясним, кто из вас не знает законов нашего общества и живет по своим правилам, а кого можно назвать знатоком в области правоведения. Итак, мы начинаем. С помощью вопросов отборочного тура мы выберем 5 игроков, которым представится возможность побороться между собой, и выяснить, кто из вас окажется сильнейшим.
Вопросы отборочного тура
Ведущая. Попрошу победителей отборочного тура занять места за игровыми столиками. Давайте с вами познакомимся. Назовите свои имена. Сейчас вы – команда, но шаг за шагом вы будете терять игроков. В финал выйдут только двое. Они и сразятся за звание знатока права. Начинает игру тот, чье имя идет первым по алфавиту. Итак, продолжим.
Тур первый
Вопросы первого тура
Ведущая. Первый тур закончился, и настало время определить, кто не знает элементарных законов нашего общества и не владеет информацией. Игрок, набравший наименьшее количество балов выбывает из дальнейшей игры.
Тур второй
Ведущая. Мы начинаем второй тур, и первым отвечать на вопросы будет игрок с наибольшим числом набранных балов.
Вопросы второго тура
Ведущая. Сейчас мы определим, для кого наша игра уже закончилась, кто не способен отличить прав от обязанностей, кто путается в законах как в лабиринте. Игрок, набравший наименьшее количество балов выбывает из дальнейшей игры.
Тур третий
Ведущая. Мы начинаем третий тур, и право первым отвечать на вопросы предоставляется игроку с наименьшим числом набранных балов.
Ведущая: Сейчас вас трое, но для одного из вас путь в финал закрыт, и сейчас мы узнаем для кого.
Финальный тур
Ведущая: в финале друг против друга сражаются двое самых знающих свои права игрока. Я задам вам по пять вопросов. При равном счете игра будет продолжена до первого проигрыша. Право начать первым предоставляется игроку с наибольшим количеством баллов.
Вопросы финального тура
Дополнительные вопросы
1. Кем из великих философов введен в научный оборот термин «правовое государство»? (Иммануилом Кантом)
2. Что изучает наука виктимология? (Это учение о жертве преступления)
Ведущая: Итак, наша игра подошла к завершению, и мы можем поздравить победителя, но я считаю, что проигравших сегодня нет, только потому, что мы с вами в форме игры узнали новые сведения о праве и закрепили уже известные нам знания. До новых встреч, пусть знание права всегда сопутствует вашим правам!
Список использованных источников и литературы
В поисках капитана Гранта
Два морехода
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Снеговик
Астрономический календарь. Январь, 2019 год