Арчакова Елена Васильевна

Арчакова Елена Васильевна

сайт учителя химии

Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: химия, биология

Увлечения: развожу комнатные цветы

Регион: Воронежская область

Населенный пункт: с.Красное , Новохоперский район

Место работы: МКОУ "Краснянская СОШ"

Код для вставки ссылки на мой сайт на другие сайты:
Мой <a href = "https://nsportal.ru/archakova-elena-vasilevna" > сайт учителя химии</a>
"ШКОЛА - ЭТО ОГРОМНЫЙ САД. ДЕТИ - ЭТО ЦВЕТЫ. УЧИТЕЛЬ - ЭТО САДОВНИК, ВНОСЯЩИЙ СЕМЕНА ЗНАНИЙ, КОТОРЫЕ ПОТОМ ВЫРАСТАЮТ И ДАЮТ СВОИ ПЛОДЫ".
Борис Пастернак

В  смене будней есть у учителя особая миссия: не пройти мимо ученика, заметить даже малую искорку любопытства, творчества и не дать ей потухнуть. Более полувека назад Я. Корчак писал, что ребенок не готовится к жизни, а живет. С этой позиции я и рассматриваю проблему развития у учащихся внутренней мотивации изучения химии. Мы обучаем предмету не

только для того, чтобы знания пригодились в будущей профессиональной деятельности. Приобретаемое учащимися образование должно быть актуальным сегодня, потому что  «здесь и сейчас» ученик приобщается к современной культуре, познает мир, раскрывается как личность.

Моя задача как учителя – определить склонности и интересы каждого ребенка, развить умение учиться и применять полученные знания в жизни. Необязательно, чтобы  ученик стал химиком. Вовсе нет! Это каждый из нас понимает. Жизнь в современном обществе требует хороших знаний по всем школьным дисциплинам, в том числе и по химии. Основы химических знаний широко применяются в повседневной жизни – в быту, на производстве, в науке.

 Горький справедливо сказал: «Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества…»

О себе

Я, Арчакова Елена Васильевна,  имею педагогический стаж 10 лет, в должности учителя химии работаю 6 лет. Окончила Борисоглебский государственный педагогический институт, присуждена квалификация учитель начальных классов, учитель биологии. В Краснянской средней общеобразовательной школе работаю с 1 сентября 2000 г, в октябре 2004 г мне присвоена Iквалификационная категория. В 2009-2010 учебном году преподаю химию в 8-11 классах,  природоведение и биологию в 5-11 классах. В 2010 году стала победителем районного конкурса "Учитель года", а по результатам областного конкурса стала ЛАУРЕАТОМ, в результате чего была присвоена ВКК. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Очень люблю лирику Асадова.“Сражаюсь, Верую, Люблю” полностью соответствовали жизни Эдуарда Аркадьевича Асадова. Он почти всю свою жизнь сражался со своей слепотой. Было трудно, но он никогда не сдавался и шел вперед. Всегда верил в свой успех.Что касается любви, то самая сокровенная любовь у него была к Родине и к своему народу. Он творил для людей, для того, чтобы они могли найти ответы на свои вопросы. Так же Эдуард Асадов был принципиально – страстный, самобытный,требовательный художник и удивительно цельный и жизнерадостный человек .Каких бы тем ни касался Асадов, о чем бы он ни писал, это всегда интересно и ярко,это всегда волнует душу.  Стремление к жизни, идти всегда вперед не останавливаться - это достойно восхищения и преклонения. 

В чем смысл твоей жизни? - Меня спросили. -
Где видишь ты счастье свое, скажи?
- В сраженьях, - ответил я, - против гнили
И в схватках, - добавил я, - против лжи!

По-моему, в каждом земном пороке,
Пусть так или сяк, но таится ложь.
Во всем, что бессовестно и жестоко,
Она непременно блестит, как нож.

Ведь все, от чего человек терзается,
Все подлости мира, как этажи,
Всегда пренахальнейше возвышаются
На общем фундаменте вечной лжи.

И в том я свое назначенье вижу,
Чтоб биться с ней каждым своим стихом,
Сражаясь с цинизма колючим льдом,
С предательством, наглостью, черным злом,
Со всем, что до ярости ненавижу!

Еще я хочу, чтоб моя строка
Могла б, отверзая тупые уши,
Стругать, как рубанком, сухие души
До жизни, до крохотного ростка!

Есть люди, что, веря в пустой туман,
Мечтают, чтоб счастье легко и весело
Подсело к ним рядом и ножки свесило:
Мол, вот я, бери и клади в карман!

Эх, знать бы им счастье совсем иное:
Когда, задохнувшись от высоты,
Ты людям вдруг сможешь отдать порою
Что-то взволнованное, такое,
В чем слиты и труд, и твои мечты!

Есть счастье еще и когда в пути
Ты сможешь в беду, как зимою в реку,
На выручку кинуться к человеку,
Подставить плечо ему и спасти.

И в том моя вера и жизнь моя.
И, в грохоте времени быстротечного,
Добавлю открыто и не тая,
Что счастлив еще в этом мире я
От женской любви и тепла сердечного...

Борясь, а не мудрствуя по-пустому,
Всю душу и сердце вложив в строку,
Я полон любви ко всему живому:
К солнцу, деревьям, к щенку любому,
К птице и к каждому лопуху!

Не веря ни злым и ни льстивым судьям,
Я верил всегда только в свой народ.
И, счастлив от мысли, что нужен людям,
Плевал на бураны и шел вперед.

От горя - к победам, сквозь все этапы!
А если летел с крутизны порой,
То падал, как барс, на четыре лапы
И снова вставал и кидался а бой.

Вот то, чем живу я и чем владею:
Люблю, ненавижу, борюсь, шучу.
А жить по-другому и не умею,
Да и, конечно же, не хочу! 

("Э.А. Асадов)

Мой взгляд на мир

 Жизнь в современном обществе требует хороших знаний по всем школьным дисциплинам, в том числе &nbsp;по химии и биологии. Эти знания широко применяются в повседневной жизни – в быту, на производстве, в науке.</p><p>Разумеется, мир химических и биологических проблем не стал проще, а учащиеся не стали усваивать материал быстрее и лучше. Однако трудно спорить с реалиями. Хотим мы этого или нет, наша цивилизация все быстрее становиться информационной. Человек любого возраста все больше времени проводит за компьютером, а это требует высвобождения учебного времени на изучение информатики, на укрепление физического здоровья. А результат один – у нас нет уже возможности продолжать обучение так, как оно велось прежде. Все это вынуждает применять элементы дифференцированного обучения. Но и этого недостаточно. Поэтому, я стремлюсь находить способы такой организации обучения химии и биологии, при которой ученик сможет понять значимость формируемых знаний для развития его личности и захочет приобретать их как основу собственного индивидуального развития.</p> 

 К.Д.Ушинский протестовал против выпуска в жизнь просто офицеров, инженеров, учителей, в которых слишком «мало человека». Поэтому я всегда помню, что каждый мой ученик - человек со своими мыслями, взглядами, настроениями и вкусами. Также я помню о том, что не я пришла их учить, а они пришли ко мне учиться.

 ПОМНИ:

 Ребенок уникален. Прими его таким, каков он есть, со всеми его чувствами и эмоциями.

Создавай ситуацию успеха! Улыбайся! Улыбкой ничего нельзя испортить, а вот исправить можно.

Ребенок – это человек растущий. А я выросший. Два человека способны понять друг друга.

Будь с ребенком наравных, уважай его чувства и мысли. Покажи, что его мнение вам важно.

Протяни руку помощи! Не бывает плохих детей, бывают дети, нуждающиеся в помощи.   

 

        .   Коль в жизни я выбрала этот путь,

        .    Клянусь с него никуда не свернуть!

  • А если случится какая беда,
  • Ребят поддержу везде и всегда!
  • Клянусь, что ради учеников,
  • Пожертвовать чем-то каждый готов!
  • На путь доброты буду их наставлять!
  • Поменьше наказывать, а убеждать!
  • Глубокие знания детям давать,
  • Для этого свой кругозор расширять!
  • Школу родную клянусь я любить,
  • И сделаю все, чтобы лучше ей быть!

Мои достижения

 

В педагогической практике преподавания химии и биологии Арчакова Е.В. последние годы широко использует межпредметные связи со школьными  дисциплинами: физикой, информатикой, русским языком и литературой, технологией и искусством. Учитель на уроках зачитывает литературные легенды и высказывания, а при проведении внеклассных мероприятий использует сказки и стихи, применяет на учебных занятиях математические и физические задачи, учащиеся используют элементы технологии при выполнении практических и творческих работ. Перечисленные формы работы способствуют формированию у школьников осознанного представления о значении наук химии и биологии в различных областях деятельности человека.  Учитель систематически проводит работу со способными учащимися: подготовка и проведение школьных олимпиад по химии и биологии, проведение предметных мероприятий в рамках Декад естественно-научного цикла, выполнение творческих классных и домашних заданий. Старшеклассники неоднократно занимали призовые места в районных олимпиадах по химии и биологии.   В 2008-2009 учебном году ученик Арчаковой Е.В. принял участие в VIIрайонной  экологической конференции школьников, Чемордаков Илья  занял второе место.Арчакова Елена Васильевна владеет нормами оценок и различными формами контроля, для проверки ЗУН учащихся применяет тестирование. С целью ликвидации пробелов в знаниях школьников и для оказания помощи слабоуспевающим педагог проводит дополнительные занятия после уроков, коррекционные занятия на каникулах. Учитель уделяет должное внимание работе с выпускниками, проводит консультации не только перед экзаменами, а в течение всего учебного года. В результате кропотливой работы выпускники успешно сдают экзамены по химии и биологии в форме ЕГЭ, подтверждают годовые оценки.  Ученики уважают Арчакову Е.В.за трудолюбие и ответственность, стараются брать с неё пример. Выпускники школы успешно поступают в вузы и колледжи по химико-биологическому профилю. Выпускники школы успешно поступают в вузы и колледжи по химико-биологическому профилю.

Моё портфолио

Я, Арчакова Елена Васильевна,  имею педагогический стаж 10 лет, в должности учителя химии работаю 6 лет. Окончила Борисоглебский государственный педагогический институт, присуждена квалификация учитель начальных классов, учитель биологии. В Краснянской средней общеобразовательной школе работаю с 1 сентября 2000 г, в октябре 2004 г мне присвоена Iквалификационная категория. В 2009-2010 учебном году преподаю химию в 8-11 классах,  природоведение и биологию в 5-11 классах.

 Жизнь в современном обществе требует хороших знаний по всем школьным дисциплинам, в том числе  по химии и биологии. Эти знания широко применяются в повседневной жизни – в быту, на производстве, в науке.

Разумеется, мир химических и биологических проблем не стал проще, а учащиеся не стали усваивать материал быстрее и лучше. Однако трудно спорить с реалиями. Хотим мы этого или нет, наша цивилизация все быстрее становиться информационной. Человек любого возраста все больше времени проводит за компьютером, а это требует высвобождения учебного времени на изучение информатики, на укрепление физического здоровья. А результат один – у нас нет уже возможности продолжать обучение так, как оно велось прежде. Все это вынуждает применять элементы дифференцированного обучения. Но и этого недостаточно. Поэтому, я стремлюсь находить способы такой организации обучения химии и биологии, при которой ученик сможет понять значимость формируемых знаний для развития его личности и захочет приобретать их как основу собственного индивидуального развития.

 Для этого я создаю условия, обеспечивающие осознание учащимися  значимости приобретаемых на уроках химии знаний:

- раскрытие химического языка, средств химической символики и графики в многообразии их функций;

- включение учащихся с первых уроков химии в исследовательскую деятельность, в том числе и экспериментальную;

- применение знаний по химии для объяснения явлений, наблюдаемых в повседневном личном жизненном опыте учащихся;

- применение предметных химических знаний в нестандартных условиях для решения проблем из различных  сфер жизни.

Активные формы и методы эффективно влияют на развитие способностей и творческого потенциала личности учащихся. При таких формах обучения значительно увеличена степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход.

Использую приёмы, усиливающие восприятие существенных сторон изучаемого материала (запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта); приёмы мышления (постановка перед учащимися проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов, составление таблиц первичного обобщения материала).

Опираюсь в работе на педагогику сотрудничества, предполагающую перераспределение функций между учителем и учащимися, сочетание групповой и коллективной деятельности учеников (создание учебных пар переменного состава, однотипного и разнотипного состава, пар «мальчик – девочка», чтобы полнее использовать особенности и преимущества психики пола). Это позволяет не только преодолеть различные трудности в обучении, но и выявить его скрытые резервы. Возникающий в такой учебной деятельности мотив социального сотрудничества является важной основой самовоспитания, самосовер-шенствования личности.

          Владею различными формами контроля (вводного, поэтапного, итогового), профессионально владею нормами оценки. Использую оценку как фактор совершенствования знаний, умений и навыков по предмету, как средство поощрения и стимулирования учащихся. Для проверки знаний использую различные методы, начиная от фронтальной беседы, индивидуального опроса и кончая тестовой проверкой, которая даёт возможность за 10-15 минут получить ответы всего класса, создаю при опросе нестандартные ситуации, с помощью специальных заданий привлекаю всех учащихся к активному участию в поиске более точных ответов на поставленные вопросы.

       Ориентируясь на воспитание активной и самостоятельной личности школьника, предусматриваю основные этапы работы учащихся над домашними заданиями, которые бы учитывали нарастание трудности и самостоятельности в учебном труде ребёнка (подготовка учащихся к выполнению домашнего задания в классе, индивидуальные домашние задания, подготовка самозадания, взаимозадания и взаимопроверка). Учитывается дифференцированный подход в отборе учебного материала, задаваемого на дом. Так постепенно осуществляется перевод школьников на уровень самообучения.

        Современное общество невозможно без информационных технологий, практически во всех сферах деятельности человеку необходимо знание компьютера. Зная это, я стараюсь на уроках и во внеклассных мероприятиях обращать внимание учащихся на важность освоения компьютерных технологий. Современный ученик должен иметь достаточно широкий кругозор, соответствующий уровню знаний современного общества, умело использовать их на практике. В решении этих задач учитель вправе сам выбирать наиболее эффективные формы развития склонностей, способностей и интересов учащихся. Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам, в том числе в области естествознания. Я считаю, что компьютер на уроках химии и биологии это не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Он помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы ученик соответствовал потребностям завтрашнего дня.

       Я использую компьютер на своих уроках в различных целях:

- при объяснении нового материала для максимального его усвоения;

- для оптимального закрепления изученного материала;

- для улучшения и разнообразия контроля знаний учащихся;

 

- для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и проектно-исследовательской.

Самым часто используемым средством информационных технологий в школе является продукт программы PowerPoint– презентация. В этом случае компьютер с мультимедийным проектором заменяет  всю совокупность технических и нетехнических средств обучения: доску и книгу, телевизор и видеомагнитофон, иллюстративный материал и звуковое сопровождение. Я сама очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой. Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока. Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом – рисунки, картины, фотографии, видеоряд. В других ситуациях – демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях. Они часто более продуманны, наглядны и позволяют полностью представить тему.

       В течение нескольких лет я ежегодно провожу открытые уроки с использованием компьютерных технологий. Это уроки, полностью построенные на презентации. Они отличаются тем, что содержат в себе поддержку  практически всех этапов урока, продуманы так, что я могу руководить  деятельностью учащихся на уроке посредством этих презентаций. Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках химии и биологии позволяет рационально распределить время, создать рабочую, деловую атмосферу, активизировать деятельность школьников, эффективно организовать работу по закреплению навыка самопроверки и взаимоконтроля учащихся. Учитель выступает в роли организатора и координатора действий учащихся, а процесс обучения перерастает в процесс самообучения, самопознания и самоуправления. Сам процесс обучения становится более интересным, мобильным, а, следовательно, качественным и эффективным. Я использую на разных этапах урока мультимедийные диски, которые имеются в школьном медиацентре, а также приобретённые самостоятельно. Мои ученики сами пробуют свои силы в создании презентаций. При подготовке презентации ученик проводит исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, выбирает из обширного литературного материала наиболее важный и делает выводы, а также проявляет творческий подход к оформлению слайдов. В процессе демонстрации презентации они приобретают опыт публичных выступлений.

        Кроме этого, использую на уроках химии блочно-модульную технологию.  В различных элементах блока использую различные организационные формы обучения: лекции, беседы, семинары, практикумы, демонстрационные и лабораторные опыты, самостоятельные работы и семинары-практикумы. Формы контроля: текущие устные опросы или письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой результатов, устные или письменные зачеты (тесты) по окончании изучения каждой темы. В учебно-воспитательном процессе использую элементы валеологии, стараюсь приобщить детей к здоровому образу жизни.

Ежегодно со своими учениками принимаем активное участие в проведении школьной предметной Декады естественнонаучного цикла, это способствует повышению их творческого потенциала. Стараюсь уделять больше внимания развитию познавательного интереса учеников, для этого привлекаю их к участию в предметных школьных и районных олимпиадах. Старшеклассники неоднократно занимали призовые места в районных олимпиадах по химии и биологии.  Один раз в  неделю провожу консультации для выпускников по подготовке к государственной аттестации, подбираю разнообразный  теоретический и практический материал. Проводимая работа способствует успешной сдаче экзаменов в форме ЕГЭ. А также уделяю должное внимание работе с учащимися группы  «резерв» и слабоуспевающими. Для корректировки пробелов в знаниях учащихся провожу дополнительные занятия после уроков и в каникулярное время.

 

 

 

Анализ качественных показателей обученности

учащихся по  химии  за последние 3 года

 

 

 

 

Итоги  по  полугодиям  и  за  год

 

 

Учебные года

Iполугодие

IIполугодие

Год

% успеваем.

и кач. знан.

% успеваем.

и кач. знан.

% успеваем.

и кач. знан.

2006 – 2007

100

52

100

55

100

56

2007 –  2008

100

53

100

57

100

58

2008 – 2009

100

56

100

57

100

60

         

 

 

Итоги участия учащихся Арчаковой Е.В. в районных

предметных олимпиадах  по химии и биологии

 

 

 

 

Уч. года

Ф. И. учащихся

 

Предмет

Уровень

Класс

Место

2007-2008

Чемордаков Илья

химия

Районный

10

I

 

2008-2009

Чемордаков Илья

биология

Районный

11

II

Полякова Наталья

биология

Районный

11

II

Гончарова Елена

химия

Районный

9

III

 

 

      Чемордаков Илья  занял второе место в VIIрайонной  экологической конференции школьников.

 

 

 

 

Результаты экзаменов по химии в форме  ЕГЭ

 

 

 

Учебный год

Всего

выпуск­ников, сдававших ЕГЭ

 

Из них сдали на:

Всего меда-лис-тов

Кол-во выпускни-ков, повы-сивших отметку по резуль-татам  ЕГЭ

Кол-во

Выпускни-ков, пони-зив­ших отмет­ку по резуль-татам ЕГЭ

«5»

«4»

«3»

«2»

 

 

 

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

 

 

%

 

 

 

2004-2005

2 ученика

 

 

 

2

100

 

 

 

 

 

1

-

2005-2006

1 ученик

 

 

1

100

 

 

 

 

 

-

-

2006-2007

1 ученик

 

 

1

100

 

 

 

 

 

-

-

2008-2009

2 ученика

1

50

1

50

 

 

 

 

 

-

-

 

 

 

Поступление выпускников в вузы по профилю «химия, биология»

 

 

 

Учебные года

Ф.И. ученика

Учебное заведение

 

 

 

 

2004- 2005

Бобылева Жанна

Воронежская технологическая академия

 

Борисов Сергей

 

Бутурлиновский

механико-технологический колледж

 

Поленова Ольга

Кулиничев Олег

 

Толстенко Алексей

Лабыкина Людмила

Борисоглебский педагогический институт

Шевцова Марина

Косякова Ольга

Воронежский педагогический институт

 

2005-2006

Малеева Юлия

Воронежский государственный университет

Томахина Алена

Воронежская технологическая академия

 

Дейников Виталий

Воронежская лесотехническая академия

 

2006-2007

Пешина Любовь

Воронежский педагогический институт

2008-2009

Баранов Олег

 

Воронежская технологическая академия

 

Бугаев Андрей

 

Чемордаков Илья

Воронежская медицинская академия имени Бурденко

 

   

 

 

 

В работе с детьми стараюсь использовать педагогику сотрудничества.

Являюсь  классным руководителем 5 класса. С данным коллективом работаю первый год, поэтому совместно со школьным психологом  провожу диагностику класса. Результаты диагностики использую при составлении воспитательного плана и индивидуальной работы с учащимися. Проводимая работа способствует созданию благоприятного климата в детском коллективе.

           Постоянно повышаю свою квалификацию, проходила курсы:

-учителей биологии  в  г. Новохоперске с 18.09.2007 г. по  31.10.2007 г;

- учителей естественнонаучного и гуманитарного цикла (мастер-классы) в г. Новохоперске с 16.10.2008г. по 11.12.2008г.;

- учителей химии в г. Воронеже с 15.06.2009 г. по 3.07.2009 г.

Выступаю с докладами на окружных  и районных методических объединениях учителей химии, на родительских классных и общешкольных собраниях. Два годы являюсь членом жюри районных предметных олимпиад ичленом районной независимой комиссии по оцениванию выпускных работ девятиклассников.

 Охотно и активно участвую в общественной жизни школы, являюсь председателем профкома школы. Неоднократно выступала в качестве ведущей на школьных  праздниках: «Новогодний балл», «Последний звонок», «Выпускной вечер».

Добавить грамоту в портфолио