Урок по химии на тему: « Все о меде. Удивительное в обычном».
план-конспект по химии по теме

Мед – это чудесный дар природы, удивительное творение пчел и цветов, это сладкое и вкуснейшее угощение. А как создается мед?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_ty_rasskazhesh.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему: « Все о меде. Удивительное в обычном.»

Цели урока:
1. Изучить основные виды меда, его состав и свойства;

2. Продолжить формировать умения и навыки в проведении химического эксперимента;
 

3. Научить применять химические знания в повседневной жизни.
                                                                                 Если ты расскажешь – я забуду,

если покажешь – я запомню,

если сделаем вместе – я научусь.

                                  (Конфуций)

Я предлагаю вам работать вместе. Чтобы узнать, о чем пойдет сегодня речь, мы проведем эксперимент.

1группа – с помощью губ и языка;

2 группа – с помощью носа.

После исследования запишите ответ на листочках. Удачи.

Проверить результат нам поможет мультфильм. Вини – Пух и пчелы. (2мин. 44сек.)

Да, действительно, речь сегодня пойдет о таком, всем хорошо известном веществе, о меде, т.к. с химической точки зрения мед – это смесь веществ, с экологической – это экологически чистый продукт, а также вкуснейшее лакомство.  

Мед – это чудесный дар природы, удивительное творение пчел и цветов, это сладкое и вкуснейшее угощение. А как создается мед?

Процесс образования меда  чрезвычайно сложен. Пчелы засасывают нектар при помощи хоботка и собирают его в зобике. При сборе нектара из цветков одновременно с ним в медовый зобик поступает из глоточной железы секрет, содержащий фермент инвертазу. Под действием этого фермента тростниковый сахар начинает расщепляться на моносахара — плодовый и виноградный. Окончательно переработка нектара в мед завершается в улье с помощью ульевых пчел. ( 4 мин.) Принесенный в гнездо нектар пчелы обычно подвешивают в виде капель к верхним стенкам ячеек; большая поверхность капель способствует быстрому испарению излишней влаги. В дальнейшем молодые пчелы берут этот нектар из ячеек, обрабатывают его при помощи ротового аппарата, в процессе чего сырье непрерывно перемешивается с секретом желез и попадает в зобик. Затем пчелы выпускают его наружу на хоботок в виде капли и снова проглатывают. Этот процесс повторяется много раз в течение 15—20 мин, после чего нектар складывается в ячейку.
Последующее созревание меда происходит в ячейках сота под воздействием энзимов, выделенных железами пчел или принесенных вместе с нектаром. В сотах же происходит дальнейшее испарение влаги под действием сухого воздуха, образующегося в результате вентиляции улья пчелами. Когда мед согреет и содержание воды в нем уменьшится до 18—21%, пчелы запечатывают ячейки с медом восковыми крышечками, не пропускающими влагу. В процессе превращения нектара в мед образуется глюконовая кислота. Поэтому в отличие от нектара зрелый цветочный мед имеет активную кислотность.

Разновидности меда

                                Моноферный                             Полиферный

              (гречишный, подсолнечный)                (цветочный, лесной)

В составе этого душистого продукта более 300 веществ. Основная часть меда – это углеводы: глюкоза и фруктоза. Именно эти углеводы определяют диетические свойства меда.

По некоторым свойствам мед напоминает плазму крови человека. В нем найдено 37 важных для организма человека элементов – больше, чем в самых популярных витаминно-минеральных комплексах. Но чтобы все это пошло нам на пользу, мед нужно уметь выбирать, хранить и правильно употреблять.

Основные компоненты меда

Постановка проблемы

Учитель. Как всякий продукт, пользующийся стабильным спросом, мед нещадно подделывают. Например, скармливая пчелам сахар. Сахарный мед – ненатуральный. Или выдают за натуральный мед подкрашенный сахарный сироп, куда для запаха добавлено немного настоящего меда, – типичный «цыганский мед». А чего только не примешивают к меду: крахмал, мел, патоку, сахарин... Фальшивый мед беден активными веществами, не проявляет лечебного эффекта. Как выяснить, не подделка ли то, что вы уже купили?

Для решения этой проблемы проделаем небольшую практическую работу.

Практическая работа «Определение качества меда»

Цель работы. Проверить качество меда простыми и доступными способами, которые можно использовать в домашних условиях.

Учитель. Выполнять работу будем по инструктивным карточкам, которые находятся у вас на столах (таблица). Там же вы найдете все необходимое для работы. Вам на работу в группах дается всего 2  мин.

Инструкция к практической работе

№ этапа

Действия

Наблюдения

1

Опустите в  выданный вам образец меда кусочек хлеба, а через 5 мин достаньте его. Что произошло с хлебом (затвердел, размягчился, расползся)?

 

2

Попробуйте мед на вкус, подержите его несколько секунд во рту.
Опишите свои ощущения (першение, раздражение слизистой полости рта и т.д.)

 

3

Зачерпните мед ложкой, прокрутите ее и посмотрите, как он стекает – каплями или вязкой лентой.
Что образуется на поверхности меда: горка или впадина?

 

Приступайте к выполнению. Если по ходу работы возникнут вопросы, поднимите руку, я подойду. Не забудьте, что, кроме решения проблемы, вам необходимо проанализировать то, каким образом вы решили эту проблему, и сообщить результаты своего анализа…

Итак, время работы в группах истекло. Готовы? Давайте проанализируем полученные результаты. Каждая группа расскажет об одном из этапов исследования качества меда. Что делали? Что получилось? Я буду показывать слайды и давать пояснения.

Представитель 1-й группы рассказывает, что произошло с кусочком хлеба, опущенным в мед.

Учитель. Если опустить в мед кусочек хлеба, а через 5 мин достать его, в качественном меде хлеб затвердеет. Если хлеб размягчился или вовсе расползся, то перед вами не что иное, как сахарный сироп.

Представитель 2-й группы докладывает о результатах дегустации меда.

Учитель. При определении качества меда пробуйте его обязательно. Мед нагревают во рту до 30–36 °С и определяют вкус. Натуральный мед никогда не растворяется сразу и немного жжет горло, порой имеет привкус – горьковатый или горьковато-терпкий. Если аромат меда притуплен и ощущается вкус карамели, значит, это расплавленный мед.

Ученик из 3-й группы рассказывает о следующем этапе исследований – о процессе стекания меда с ложки.

Учитель. Если мед зрелый и качественный, то он тягучий, густой и не капает с ложки, а наматывается на нее вязкой лентой, стекает длинной непрерывной нитью, а когда эта нить прервется, то она целиком опустится, образуя на поверхности меда башенку, которая затем медленно разойдется.

Разбавленный сахарным сиропом мед стекает с ложки каплями, как вода, образуя впадину. Качественный мед стекает с ложки непрерывной нитью,
образуя на поверхности меда башенку

Учитель: определение примесей в меде.

Опыт №1 «Обнаружение примесей крахмала или муки»

Взять 5мл. водного раствора меда и добавить 3-5 капель йода.

Если наблюдаем синее окрашивание, значить примеси крахмала имеются.

Опыт №2 « Обнаружение  примесей мела»

Взять 5мл. водного раствора меда и добавить 3-5 капель соляной кислоты.

Если наблюдаем выделение газа, значить примеси мела имеются.

Опыт №3 «Обнаружение примесей сахара».

 Взять 5мл. водного раствора меда и добавить раствор AgNO3 .

Если наблюдаем выпадение осадка белого цвета, значить примеси сахара имеются. В чистом меде осадка не будет.

А теперь скажите, какого же качества был мед, который вы исследовали. Ваш мед был натуральный или фальсифицированный?

Учащиеся по результатам анализа делают вывод о качестве исследуемого меда.

Подведем итог совместной работы. В ходе исследования меда доступными средствами мы научились определять его качества. Подобные знания пригодятся  вам в повседневной жизни.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…

1.Один килограмм меда представляет из себя 4 миллиона полетов пчел к цветам.

2. Мед - один из самых безопасных продуктов - большинство вредных бактерий не могут существовать в нем.

3. Чтобы собрать 500 г меда пчелы облетают вокруг света более одного раза.
4. За свою жизнь одна пчела собирает 0.8 грамм меда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 класс. Урок по химии № 15 Тема" Оксид серы (6).Серная кислота."

Урок химии в 9 классе по теме "Оксид серы (6). Серная кислота" . Цель урока: Изучить свойства оксида серы(6) и свойства разбавленной серной кислоты.Познакомить учащихся с качественной реакцией на суль...

Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России""

Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России"...

Открытый урок по химии на тему "Нефть её свойства"

Усвоение учащимися свойства нефти и нефтепродуктов. Усвоение взаимосвязи состава, строения, свойства применение нефтепродуктов. Изучение сущности прямой перегонки нефти, термического и каталит...

Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"

Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...

Интегрированный урок по химии и физике 8 класс Вода – удивительное вещество

Данный урок был проведен с целью интегрировать знания о свойствах и значении воды в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии;  систематизировать и дополнить знания о физических свойс...

интегрированный урок математика + химия на тему: «Решение задач по теме «Сплавы, растворы, смеси» для учеников 9 класса.

Цели урока:Рассмотреть алгоритм решения задач на сплавы, смеси и растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащ...

Тема урока по химии на тему: Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе.

Тема урока по химии на тему: Глюкоза. Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе....