Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России""
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Овчаренко Елена Игоревна

Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chernaya_metallurgiya_rossii.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

"Черная металлургия России".

Интегрированный урок география-химия.

Учитель географии Легаева Л.В.

Учитель химии Овчаренко Е.И. 

Цели:

Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях получении чугуна и стали; научных принципах производства металлов и сплавов. Показать их значение для экономики страны. Дать знания о размещении главных металлургических баз страны. Формировать умение работать с картой, дополнительным материалом.

Оборудование: карта природных ресурсов России, атласы, учебники, видеослайды, образцы железняков.

Ход урока:

I.  Организационный момент.

II.  Учитель географии:

Мы знаем, что вся история человечества неразрывно связана с использованием металлов. Не случайно важнейшие этапы в развитии человеческого общества получили название по применению металлов: медный, бронзовый, железный. Металл нужен всюду. Металл – это машины, каркасы промышленных корпусов, мостов, плотин, электростанций. Металл – это трубы газонефтепроводов. Для развития металлургии наша страна практически обеспечена сырьем.

Учитель химии: Ребята, давайте вспомним, в каком виде встречаются металлы в природе

(ответ: в самородном виде Au, Ag, Cu, в виде руд, оксидов, сульфидов и др.). 

А теперь, ребята, рассмотрим руды, используемые в черной металлургии. В тетрадях записываем число, тему урока и тему лабораторного опыта.

                                       «Металлы в природе»

Цель опыта: рассмотреть важнейшие руды, используемые для получения чугуна и стали, записать формулы и отметить внешние признаки.

Оформляем работу в виде таблицы.

Название руды

Химическая формула

Окраска и блеск

Магнитные свойства

Магнитный железняк

Красный железняк

Бурый железняк

Fe3O4 

Fe2O3

Fe2O3*H2O

Темно-серый металлический блеск

Красный

Бурый

магнитный

слабо магнитный

немагнитный

Какой можно сделать вывод по работе?

Вывод: металлы входят в состав руды в виде оксидов, сульфидов, и других соединений.

Продолжаем урок

Ученик 1

Среди металлов самый славный
Важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент,
Родится в огненной стихии,
Расплав его течет рекой,
Важнее нет в металлургии -
Он нужен всей стране родной

Учитель химии: О каком металле идет речь?


К черным металлам относятся: железо, марганец и хром. Металлургия черная включает весь процесс производства металлов: добычу и подготовку руд, топлива, выпуск металла, производство проката, производство вспомогательных материалов (огнеупоров, кислорода и т.п.). Поэтому в металлургическом производстве широко развито комбинирование, т.е. объединение на одном предприятии (комбинате) несколько технологически и экономически связанных между собой производств различных отраслей

 Учитель химии: Ребята, вспомните, какие методы получения металлов мы знаем?

Пирометаллургический – это восстановление металлов из их оксидов с помощью восстановителей: Н2, СО, С – при высокой t0С

(записывает у доски уравнение).

  1. Fe2+3O3+3C+2O=2Fe0+3C+4O2 

Fe+3

+3е

Fe0

3

2 окислитель

C+2

-2е

C+4

2

3 восстановитель

Электрометаллургическийэто получение металлов с помощью электрического тока (электролиза). Железо можно получить электролизом его солей.

Ученик 2

Рассказывает о выплавке стали (доменный и бездоменный процессы) по рис. 45 стр. 134 учебника.

Учитель географии:

Мы рассмотрели предприятия металлургического комплекса. Давайте рассмотрим факторы размещения металлургических заводов. Как вы считаете, где эффективнее и лучше размещать их?

Видеослайд 5

(чертит на доске схему)

Ученик 3 делает вывод о факторах размещения металлургических баз.

 

Учитель по видеослайду 6.

Итак, ребята, обратите внимание, при доменном производстве образуются шлаки, сернистые газы; при обжиге сульфидов, которые загрязняют окружающую среду. Самые грязные производства – это производства металлов.

Учитель географии:

Вся наша жизнь – это множество взаимосвязей. И сегодня мы наглядно в этом убедились: невозможно полностью изучить какое-либо явление с одной стороны. Тогда мы не получим реальной картины. Без знаний особенностей производства металлов мы с вами не могли бы точно определить факторы размещения предприятий металлургического комплекса.

III. Закрепление материала.

Тест.

1. Какие отрасли входят в состав металлургического комплекса?

а) производство метизов;

б) производство кокса;

в) производство агломерата;

г) производство удобрений;

д) производство стали;

е) производство чугуна.

2. Какие металлургические центры относятся к Центральной базе?

а) Липецк;

б) Магнитогорск;

в) Новокузнецк;

г) Череповец.

3. К какой металлургической базе относится центр Старый Оскол?

а) Уральской;

б) Центральной;

в) Сибирской.

4. Восстановление железа в доменной печи происходит по стадиям:

а) Fe2O3               Fe3O4             FeO                Fe

б) Fe3O4                Fe2O3             FeO                Fe

в) FeO                    Fe3O4            Fe2O 3               Fe

г) Fe3O4                   FeO               Fe2O3                Fe

IV. Домашнее задание 

  1. география § 26
  2. химия задание в тетради

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок (география+химия) по теме: "Природные уникумы Урала".

Интегрированный урок "Природные уникумы Урала"разработан учителями МАОУ СОШ № 72 Политовой Л.М. и Сосновских Н.В. в соответствии с общеобразовательной программой по географии и химии. Данный урок орие...

Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)

Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....

Интегрированный урок географии и музыки "Национальный колорит России" 8 класс.

Интегрированный урок географии и музыки "Национальный колорит России" 8 класс....

Химическая промышленность. Удобрения (интегрированный урок география+химия)

Неорганические  минеральные  удобрения-  это вещества, содержащие три питательные элемента N,Р,К. и способные диссоциировать  в почвенном растворе на ионы.Минеральные удобрения быв...

Интегрированный урок география-химия "Металлы в природе. Черная металлургия"

На                   На уроке рассматриваются  основные способы получения металлов;  ребята знакомятся с  основными рудами железа, изучают с...

Презентация к интегрированному уроку география-химия «Металлы в природе. Черная металлургия».

Презентация раскрывает основные этапы интегрированного урока, дополняет и поясняет его...