Химическая промышленность. Удобрения (интегрированный урок география+химия)
учебно-методическое пособие по географии (9 класс) на тему

Ольга Сергеевна Гильдебрант

Неорганические  минеральные  удобрения-  это вещества, содержащие три питательные элемента N,Р,К. и способные диссоциировать  в почвенном растворе на ионы.
Минеральные удобрения бывают простые и комплексные. Простые удобрения содержат какой-либо один элемент (например, азот или фосфор или калий), а комплексные состоят из двух и более компонентов.  Мудрость матушки-природы заключается в том, что каждое растение, самостоятельно синтезирует необходимые органические элементы из неорганических. Поэтому мы используем самые разные минеральные удобрения для подкормки садовых растений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Химическая промышленность220.85 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме «Химическая промышленность России. Минеральные удобрения» (9 класс)

(география + химия)

Цель урока:

Географическая:

- Сформировать знаний о сложности отраслевого состава химической промышленности, о её значении в народном хозяйстве; представление об особенностях производства химических (минеральных) удобрений и их географии;

Химическая:

- Ознакомить учащихся с классификацией, свойствами и получением важнейших азотных, фосфорных, калийных удобрений, их рациональным использованием в сельском хозяйстве.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать знания о сложности отраслевого состава химической промышленности, о её значении в народном хозяйстве;

- раскрыть особенности размещения химической промышленности;

- познакомить учащихся со способами получения серной кислоты и раскрыть её значение в народном хозяйстве;

- закрепить знания учащихся о видах минеральных удобрений

Развивающие:

- продолжить формирование умений составлять схемы межотраслевых связей;

- совершенствовать умения анализировать тематические карты, составлять уравнения химических реакций, самостоятельно делать выводы;

Воспитательные:

- продолжить формирование научного мировоззрения, толерантность, усидчивость, положительного отношения к предмету, экологическое воспитание учащихся на примере влияния химической промышленности на окружающую среду

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: интегрированный

Средства обучения: карта химической промышленности России, коллекция горных пород и минералов, атласы и контурные карты к учебнику В.П Дронова, В.Я Ром., География. Экономика и хозяйство России., М.: Дрофа, 2010 г., мультимедиапроектор, презентация

Методы обучения:  объяснительно-иллюстративный, словесный, репродуктивный, практический, исследовательский

Форма организации учебной деятельности: сочетание фронтальной и индивидуальной работы

Ход урока

  1. Организационный момент

(проверка готовности к уроку)

  1. Актуализация знаний

Слайд 1

Добрый день! Я рада всех видеть на уроке. Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию я взяла слова великого русского химика Д.И. Менделеева:

Слайд 2

«Сами, трудясь, вы многое сделаете для себя и близких.
           А если при труде успеха не будет, будет неудача,
                                      не беда – попробуйте еще, и тогда придет успех»

Что такого важного сделал Д.И Менделеев в свои года? Чем он так прославился? (открыл Периодический закон и Периодическую систему химических элементов)

Слайд 3

(учитель демонстрирует ученикам 2 горшка с цветком: один пышный, а другой увядший)

Ребята, внимательно посмотрите на эти 2 цветка. Чем они отличаются друг от друга? (один из них пышный, красивый, а другой невзрачный, увядший; потому что за цветами надо правильно ухаживать. Не только поливать и пересаживать, а ещё необходимо добавлять минеральные удобрения)

А откуда растения берут эти удобрения? (они находятся в воздухе, в почве, удобряет человек)

Слайд 4

Мы с вами жители села и хорошо знаем, что цель, к которой человек стремится во все времена – получить высокий урожай сельскохозяйственных культур, будь это собственный огород или крупное поле.

Сегодняшний урок посвящён производству минеральных удобрений.

Слайд 5

Запишите, пожалуйста, тему урока в тетради. («Химическая промышленность России. Минеральные удобрения»)

Слайд 6

Давайте попытаемся вместе с вами сформулировать цель нашего сегодняшнего урока. (Мы рассмотрим минеральные удобрений не только с точки зрения элемента народного хозяйства, но и как химические вещества)

  1. Изучение нового материала

Неорганические  минеральные  удобрения-  это вещества, содержащие три питательные элемента N,Р,К. и способные диссоциировать  в почвенном растворе на ионы.
Минеральные удобрения бывают
простые и комплексные. Простые удобрения содержат какой-либо один элемент (например, азот или фосфор или калий), а комплексные состоят из двух и более компонентов.  Мудрость матушки-природы заключается в том, что каждое растение, самостоятельно синтезирует необходимые органические элементы из неорганических. Поэтому мы используем самые разные минеральные удобрения для подкормки садовых растений.

Слайд 7

С помощью удобрений можно резко повысить урожай любых культур на уже освоенных площадях без дополнительных затрат на обработку новых земель. Всем этим занимается химическая промышленность.

Слайд 8

Химическая промышленность – одна из ведущих отраслей промышленности, развитие которой укрепляет экономическую и оборонную мощь страны, удовлетворяет потребности населения во многих изделиях, применяемых в быту. Химический комплекс относится к числу базовых отраслей тяжёлой промышленности России и включает в себя ряд подотраслей.

Давайте познакомиться с отраслевым составом химической промышленности.

Слайд 9

http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/51/50221/img6.jpg

Слайд 10

Развитие и размещение химического комплекса обусловлено влиянием ряда факторов:

  1. Сырьевой (оказывает огромное воздействие на размещение всех отраслей химического комплекса)
  2. Энергетический (важен для промышленности полимерных материалов и отдельных отраслей основной химии. Повышенной электроёмкостью отличается производство синтетического каучука, фосфора и азотных удобрений методом электролиза воды)
  3. Водный (играет особую роль при размещении предприятий химического комплекса, так как вода используется и для вспомогательных целей и в качестве сырья)
  4. Потребительский (учитывается при размещении прежде всего отраслей основной химии – производстве азотных и фосфорных удобрений, серной кислоты и т.д)
  5. Трудовой (влияет на размещение трудоёмких отраслей химического комплекса)
  6. Экологический (именно эта отрасль является одним из основных загрязнителей окружающей среды среди отраслей промышленности)
  7. Инфраструктурный (подготовка и обустройство территории к промышленном освоению)

Слайд 11,12

Итак, давайте поговорим конкретно о минеральных удобрениях. И первыми будут – азотные.

Учитель химии:

Основным компонентом группы азотных удобрений является, как  понятно из названия – азот. Азотное удобрение способствует развитию наземной части растений , зеленой массы, при недостатке азота листья плохо растут, бледно-зеленые, желтеют. Азотные удобрения это: нитрат калия, нитрат натрия, нитрат аммония это все селитры, сульфат аммония. Аммиачная селитра применяется для подкормки картофеля, свеклы, зерновых культур и особо эффективна в сочетании с фосфором и калием. Подкормки азотными удобрениями производят в несколько приёмов, строго соблюдая инструкции на упаковке, здесь лучше использовать принцип: «лучше недоудобрить, чем переудобрить». Существует ещё одна группа минеральных удобрений – микроудобрения, которая включает в себя микроэлементы: цинк, медь, марганец, йод, железо, молибден, бор и т.д. Но микроудобрения используют лишь тогда, когда их мало в почве. Например, торфяные почвы почти не содержат меди, а на дерново-подзолистых отсутствует молибден. Микроудобрениями хорошо обрабатывать посевной материал, строго соблюдая дозировку (указано на упаковке). Они способствуют  развитию корневой системы растений, защите их от болезней, повышают иммунитет и урожайность. Комплексные микроудобрения часто содержат органику и стимуляторы роста. Как видите, существует масса разнообразных подкормок, способных существенно повысить урожайность и улучшить внешний вид растений. А какими минеральными удобрениями пользуетесь вы? 

Слайд 13

Полученные удобрения широко используются в с/х. но в природе нет или очень мало соединений, используемых в производстве.

Азотная промышленность ориентируется на различные виды сырья. Какой вывод можно сделать о факторах производства данного сырья?

Слайд 14

Практическая работа

Найти основные центры производства азотных удобрений

(Щёкино, Новомосковск, Новгород, Тольятти, Череповец, Липецк, Магнитогорск). Какие факторы размещения являются основными? (Потребительский. Предприятия размещаются на пути газопроводов и близ предприятий чёрной металлургии)

Но азотные удобрения не удовлетворяют всей потребности сельского хозяйства в питательных элементах. Поэтому давайте познакомимся со вторым видом удобрений – фосфорные.

Слайд 15,16

Учитель химии:

Фосфорные удобрения значительно ускоряют цветение растений и завязывание плодов. Фосфор обычно вносят в почву по осени или ранней весной при перекопке. Он плохо растворяется в воде, и период времени от внесения его в почву до достижения корней составляет 1.5-2 мес. Вот несколько наиболее популярных видов фосфорных удобрений: простой суперфосфат, двойной суперфосфат, фосфоритная мука-это все труднорастворимые удобрения. Их вносят только на кислые почвы, так как фосфор этого удобрения становится доступным корням только под воздействием кислоты. Фосфоритная мука, внесённая в почву в повышенных дозах, обеспечивает растения фосфором на несколько лет. 

(учащиеся рассматривают образцы фосфорита и апатита)

Слайд 17

Самое дешёвое фосфорное удобрение – это фосфоритная мука. Но она не растворима в воде и усваивается не всеми растениями.

Слайд 18

Месторождений этого полезного ископаемого у нас в стране немного, поэтому производство сосредоточено в трёх районах. Каких? (Хибины - Кольского полуострова комбинат «Апатит»; Егорьевск, Воскресенск – Московская область). География этого производства подчинена, главным образом, двум факторам размещения. Каким и почему? (потребительский, сырьевой)

Фосфатные заводы выгодно размещать у потребителя, так как из 1т апатитов получают 2т удобрений.

Вывод: Предприятия по производству фосфорных удобрений размещаются у мест добычи фосфорного сырья и в с/х районах.

Слайд 19,20

Учитель химии:

Калий способствует не только увеличению урожайности растений, содействуют накоплению углеводов, у злаковых способствуют укреплению стебля, но и повышает их сопротивляемость заболеваниям, увеличивает срок лёжкости  плодов и существенно улучшает их вкусовые качества. Калийные удобрения редко используют в чистом виде, как правило, их комбинируют с азотом, фосфором и микроэлементами (медью, цинком, магнием, железом и т.д.). Особо любят калий: картофель, ячмень, свекла, гречиха и некоторые зерновые культуры. Все калийные удобрения хорошо растворяются в воде, а наиболее популярны из них следующие: хлористый калий, калийная соль(содержит в своём составе хлористый калий, сильвинит ),сернокислый калий  не содержит в своём составе хлора и пригоден для всех культур, особо отзывчивы к нему корнеплоды. Его вносят как непосредственно в почву, так и используют в подкормках. Сочетается со всеми макро- и микроудобрениями.

 (учащиеся составляют химические формулы названных удобрений)

Слайд 21

Вывод: Таким образом, почти все калийные удобрения встречаются в природе в виде минералов.

Комплексные минеральные удобрения

К группе комплексных минеральных удобрений относятся: 

  • Аммофос– бесхлорное, безнитратное азотно-фосфорное удобрение, содержащее азот (52%) и фосфор (12%). Пригодно для всех видов овощных и плодово-ягодных культур. 
  • Диаммофоска– гранулированное азотно (10%)- фосфорно (26%)- калийное(26%) удобрение, которое содержит микроэлементы (кальций, магний, железо, цинк, сера и пр.), существенно увеличивающие агрономическую ценность диаммофоски. Используется для всех групп растений. 
  • Нитроаммофоска– сложное удобрение, содержащее азот (16%), фосфор (16%), калий (16%), серу (2%). Нитроаммоска прекрасно усваивается растениями и подходит для применения на почвах любого состава и для всех видов растений. 
  • Нитрофоска– комплексное азотно (11%)-фосфорно(10%)-калийное(11%) удобрение, вносимое в почву как основная подкормка растений. Применяется для всех культур, на тяжёлые почвы вносится по осени, на лёгкие можно внести и весною. 

Как вы видите, производство калийных удобрений достаточно несложно. Размещение предприятий тоже очень просто.

Слайд 22

Практическая работа

Найдите месторождения калийной соли в картах атласа.

Все калийные соли России добываются на единственном месторождении – Соликамском в Пермской области. Сами же удобрения производят в 2-х промышленных центрах – Соликамске и Березняках.

Какой фактор повлиял на размещение предприятий по производству калийных удобрений? (сырьевой)

Сделайте вывод о размещении предприятий по производству калийных удобрений. (Предприятия размещаются у мест добычи каменной соли, так как производство отличается большими затратами сырья)

Слайд 28

  1. Проверка уровня усвоения знаний и умений

Ребята, давайте сделаем выводы, используя знаний, полученные на уроке по изучению химической промышленности.

- Какие факторы играют наиболее важную роль в размещении предприятий химической промышленности? (наличие сырья, близость потребителя)

- Назовите районы по производству минеральных удобрений (Европейский Север, Центральный, Урало-Поволжский)

Слайд 29

Рефлексия

Для того чтобы вы смогли проверить себя, как вами усвоен материал проведём небольшую игру. Представьте, что вы не ученики 9 класса, а депутаты ГОС думы, которые решают судьбу химической промышленности России. Вам, как депутатам нужно отдать свой голос, «ЗА!» или «ПРОТИВ!» химической промышленности. Понимая, всё её положительное и отрицательное воздействие на человека. Для этого вы выбираете соответствующий жетон «ЗА!» (зелёный), «ПРОТИВ!» (красный). После выбора жетона вы должны будете обосновать свой выбор.

(проводится игра)

Слайд 30

Удобрения нужны с/х культурам для повышения урожайности. Но следует помнить, что чрезмерное внесение удобрений приводит к отрицательным последствиям: избыточные дозы накапливаются в органах растений и попадают в организм человека. Кроме этого избытки удобрений могут попасть в водоёмы и губительно подействовать на органический мир.

Слайд 31

  1. Заключение

Вся наша жизнь – это множество взаимосвязей. Сегодня мы наглядно в этом убедились: невозможно полностью изучить какое-либо явление с одной стороны. Тогда мы не получим реальной картины. Мы не смогли бы с вами определить факторы размещения предприятий химической промышленности без знаний особенностей этого производства.

Слайд 32

Китайская мудрость гласит «Даже если вы достигли вершины горы, продолжайте карабкаться дальше». А какими словами обычно заканчиваются русские сказки?

Многие армянские сказки заканчиваются такой фразой: Слайд 33 «…первое яблоко отдай тому, кто рассказал. Второе – тому, кто слушал. А третье кому? Тому – кто понял». Хотелось бы верить в то, что после сегодняшнего урока не останется ни одного человека, который бы ушёл без яблока.

(учащиеся выходя из класса, берут по яблоку)

Слайд 34

  1. Домашнее задание

География: нанести на к/к центры основной химии.

Слайд 35

Спасибо за урок!

http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/51/50221/img6.jpg

http://school.xvatit.com:8080/images/a/aa/23.04-5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России""

Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России"...

Использование ИКТ на уроках географии, химии, биологии

Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками. Компьютер в учебном процессе-не механический педагог, не аналог преподавателя, а средство  развития детей....

интегрированный урок (география+химия) по теме: "Природные уникумы Урала".

Интегрированный урок "Природные уникумы Урала"разработан учителями МАОУ СОШ № 72 Политовой Л.М. и Сосновских Н.В. в соответствии с общеобразовательной программой по географии и химии. Данный урок орие...

Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)

Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....

Интегрированный урок география-химия "Металлы в природе. Черная металлургия"

На                   На уроке рассматриваются  основные способы получения металлов;  ребята знакомятся с  основными рудами железа, изучают с...

Презентация к интегрированному уроку география-химия «Металлы в природе. Черная металлургия».

Презентация раскрывает основные этапы интегрированного урока, дополняет и поясняет его...