Интегрированный урок география-химия "Металлы в природе. Черная металлургия"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

На                   На уроке рассматриваются  основные способы получения металлов;  ребята знакомятся с  основными рудами железа, изучают структуру и значение черной металлургии. При этом активно используются знания полученные на уроках химии о химических свойствах металлов,  о сплавах». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок география-химия

Тема:  «Металлы в природе. Черная металлургия».

9 класс

(2016-2017 учебный год)

Цель: познакомить учащихся с основными промышленными способами получения металлов. Закрепить знания о металлах.

Задачи:

  • образовательные:

1) изучить структуру и значение черной металлургии

2) познакомить учащихся с основными рудами железа;

3) рассмотреть основные способы получения металлов;

  • развивающие:

 1) способствовать развитию познавательных процессов учащихся: внимания, наблюдательности;

2) коммуникативных умений: устной монологической речи и диалога

  • воспитательные:

 1)способствовать развитию познавательного отношения к предмету

2) экологическое воспитание;

3) патриотическое воспитание.

Оборудование и реактивы: Карта «Полезные ископаемые России»; коллекция полезных ископаемых (руды); натрий; атласы.

Ход урока

I. Вводная часть

- Ребята, сегодня у нас необычный урок т.к. на нем мы будем использовать знания по химии и пополнять знания по географии. Этот урок – открытый, на нем присутствуют учителя нашей школы. Хочется, чтобы он был для вас интересным и познавательным.

 - Есть возникшее в глубине веков изречение: СЛАЙД «Прежде чем считать звезды, посмотри под ноги». Как вы понимаете это изречение?

Ответы детей

 - По-научному, его можно было бы перефразировать так: «Изучая звезды и галактики, не меньше внимания стоит уделять земным недрам». С той целью, чтобы обнаружить в них новые полезные ископаемые.

 На этом уроке мы будем рассматривать  новую тему «Металлы в природе. Черная металлургия».  

Наша задача сегодня рассмотреть основные способы получения металлов; познакомиться с основными рудами железа, изучить структуру и значение черной металлургии.

 Для этого нам нужно вспомнить материал, который мы уже прошли в темах «Химические свойства металлов», «Сплавы».

II. Промежуточный контроль знаний по темам «Химические свойства металлов», «Сплавы»

 1. Металлы в природе

Актуализация знаний.

-Ребята что мы знаем о металлах?

-Сколько всего металлов известно? -88

-Самый распространенный металл в природе? – алюминий.

- Посмотрим на  СЛАЙД

-В математике есть таблица умножения, в русском языке алфавит, а в химии периодическая  система химических элементов Д.И. Менделеева. Что мы знаем о металлах как химических элементах периодической системы таблицы Д. И  Менделеева?

- Дайте характеристику одного из металлов по периодической системе хим. элементов.

- У доски изобразите  строение атомов и электронные конфигурации натрия и алюминия.

- Генетический ряд металлов выглядит следующим образом:

Посмотрим на  СЛАЙД 

-МЕТАЛ - ОКСИД МЕТАЛЛА- ГИДРОКСИД МЕТАЛА- СОЛЬ

На примере кальция напишите химические формулы, которые соответствуют его генетическому ряду.

- Решите цепочку превращений.

-Химическая активность металлов прослеживается по ряду активности металлов. Давайте вспомним слева самые активные металлы, далее -  средней активности металлы, а за водородом -  менее активные металлы.

Проведем небольшой опыт

-Кто напишет уравнение хим. реакции, которая только что произошла?

-Какой вывод можно сделать?

-Металлы 1 группы взаимодействуют с водой, в результате реакции образуется гидроксид и водород.

- Посмотрим на  СЛАЙД. Объясните,  почему натрий  - активный металл.

-На внешнем энергетическом уровне атомы первой группы элементов содержат по 1 электрону, находящемуся на сравнительно большом удалении от ядра. Они легко отдают этот электрон, поэтому являются сильными восстановителями.

- Металлы первой группы основной подгруппы - очень активные металлы,  в свободном виде в природе не встречаются, только в виде соединений т.к.они легко вступают с кислородом в химические реакции.

- Кто ответит на вопрос: «Почему инертные газы 8 группы не вступают в химические реакции?»

Выводы:

Из всего увиденного и сказанного можно говорить о основном химическом свойстве металлов: они все являются восстановителями,  т.е с последнего энерг. уровня отдают свои электроны и становятся положительно заряженными. А вот, к примеру, кислород -  это неметалл. Он стоит в 6 группе и это означает, что у него  до заветной 8 на внешн энерг. уровне не хватает  2 электрона,  и он является окислителем, так как  принимает отрицательно заряженные частицы.

III. Новый материал

- В свободном состоянии в природе встречаются такие металлы, которые трудно окисляются кислородом воздуха, например платина, золото, серебро. Посмотрим на  СЛАЙД, вот как они выглядят.

- Большинство металлов все же в природе существует в связанном состоянии в виде различных химических природных соединений  – минералов. А минералы входят в состав горных пород и руд.

- Сегодня на уроке у нас пойдет речь о металлосодержащих полезных ископаемых – рудах. Что же такое руды?

 Минералы, содержащие метал в количествах. пригодных для получения в промышленности метала, называют рудами.  (СЛАЙД)
На основании вышесказанного можно составить следующий логический ряд.

Посмотрим на  СЛАЙД 

«Формы существования металлов в природе»

Металл   ––>   минерал   ––>    руды
                                                  Природное
                               химическое соединение, содержащее металл

Среди металлов самый славный
Важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент,
Родится в огненной стихии,
Расплав его течет рекой,
Важнее нет в металлургии -
Он нужен всей стране родной

О каком металле идет речь?

-  А теперь, ребята, рассмотрим руды, содержащие железо. У вас на столах лежат листы наблюдений и коробочки с  рудами железа.

 Выполним лабораторную работу  «Исследование физических свойств  руд железа»

 Цель работы: рассмотреть важнейшие руды железа и отметить внешние признаки.

Инструкция:

Работа выполняется в группах, поэтому необходимо распределить функции:

Ученик, выполняющий эксперименты

Ученик, который пишет наблюдения

Задания:

Определить

- окраску руды

- блеск

-магнитные свойства с помощью скрепки

Сделать вывод, в какой руде самый высокий процент содержания железа

 Учащиеся рассматривают коллекцию руд железа (работа в группах), выполняют по инструкции  исследование физических свойств руд железа, записывают результаты в лист наблюдений, предварительно обсудив в группе. Работа в группах, с распределением функций участников: руководитель, выполняющий эксперименты, ученик, который ведет протокол, то есть пишет наблюдения. В процессе выполнения работы в группе коллективно выставляют каждому оценку. Результаты обсуждаются в классе

– Ребята, как вы думаете, из каких руд легче всего получить металл в чистом виде и почему?
Среди оксидных руд железа наиболее удобен для переработки магнитный железняк Fe3O4, так как там наибольший процент содержания железа по сравнению с другими образцами.

 Лабораторная работа  «Исследование физических свойств  руд железа»

Наименование руды, формула рудообразующего оксида железа

Окраска  

блеск

Магнитные свойства

1. Магнитный железняк Fe3O4

Темно-серый металлический блеск

металлический блеск

Магнитные свойства

2. Красный железняк Fe2O3

Красный

отсутствует

Слабомагнитные свойства

3. Бурый железняк Fe2O3*nH2O

Бурый

отсутствует

Не обладает магнитными свойствами

4Железный колчедан FeS2

серый

отсутствует

Не обладает магнитными свойствами

*Текст, выделенный темным шрифтом, заполняется учащимися

IV. Закрепление темы.

1. Какие руды наиболее пригодны для получения металлов? (Наиболее удобны для получения металлов оксидные руды, затем сульфидные)  
2. Какая  руда железа и почему, из рассмотренных в лабораторной работе, наиболее пригодна для промышленной обработки? (Магнитный железняк, так как в нем в нем самый высокий процент содержания железа)

-Мы можем гордится тем, что наш ЦЧР природа щедро одарила рудами с высоким содержанием железа магнитный железняк. Это КМА СЛАЙД

Послушаем информацию из интернета.


Металл называют хлебом экономики? ПОЧЕМУ как вы думаете?

 Металл нужен всюду. Металл – это машины, каркасы промышленных корпусов, мостов, плотин, электростанций. Металл – это трубы газонефтепроводов.

И чтобы получить металл работает целый промышленный комплекс. Это металлургический комплекс. Давайте вспомним, что такое металлургический комплекс и что он в себя включает.

СЛАЙД

Металлургический комплекс это совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы

Металлургический комплекс  включает в себя черную и цветную металлургию. И сегодня мы будем говорить о черной металлургии.

Послушаем небольшое сообщение о черной металлургии.

СЛАЙД Факторы Размещения. Откроем учебник стр.274.Таблица Факторы промышленного производства. И определим  факторы размещения предприятий черной металлургии.

Работа с учебником:  стр100. Об основных металлургических базах.

СЛАЙД МЕТАЛ БАЗЫ

Внимание на экран. Посмотрим небольшой фильм про черную металлургию.

Посмотрев фильм и послушав сообщение, мы можем изобразить  технологическую цепочку производства черной металлургии.

Работа в тетради.

СЛАЙД
Технологическая цепочка производства черной металлургии выглядит следующим образом:

ДОБЫЧА РУДЫ – ОБОГАЩЕНИЕ РУДЫ - ПЛАВКА ЧУГУНА – ПЛАВКА СТАЛИ – ПРОИЗВОТСТВО  ПРОКАТА

V. Подведение итогов

Вся наша жизнь – это множество взаимосвязей. И сегодня мы наглядно в этом убедились: невозможно полностью изучить какое-либо явление с одной стороны. Тогда мы не получим реальной картины. Без знаний особенностей производства металлов мы с вами не могли бы точно определить технологическую цепочку производства черной металлургии.

Создавая блага человек не должен забывать об экологическом состоянии окружающей среды.

Вам домашнее задание  ответить на вопрос: «ПОЧЕМУ МЕТАЛЛУРГИЯ - САМЫЙ КРУПНЫЙ ЗАГРЯЗНИТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ?». Задание творческое – сообщение, доклад, проект, презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России""

Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России"...

Интегрированный урок по теме: "Металлургический комплекс. Чёрная металлургия"

Интегрированный урок географии и химии в 9 классе расщитан на 2 часа.При подготовке к уроку класс делится нагруппы и распределяются задания.  Дети готовят самостоятельно презентацию согласно тема...

Интегрированный урок по теме:С природой одною он жизнью дышал..."

Интегрированный урок по биологии и литературе по поизведениям Пришвина М.М.- 6 класс...

Интегрированный урок биологии и географии "Природа тропического пояса" для обучающихся 6 класса в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Цели: 1) обобщить и систематизировать полученные знания обучающихся о материках, океанах, поясах освещённости земли, типах климата и сформировать представления о природе тропического пояса с исп...

Интегрированный урок по теме"Особенности природы Кавказа."

Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов, Кавказу по...

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как "вечная" тема мировой литературы"

Интегрированный урок "Взаимоотношения человека и природы как  "вечная" тема мировой литературы" (литература, английский язык, изобразительное искусство)Учителя Коваль Т.Е., Ма...

Презентация к интегрированному уроку география-химия «Металлы в природе. Черная металлургия».

Презентация раскрывает основные этапы интегрированного урока, дополняет и поясняет его...