Интегрированный урок по теме"Особенности природы Кавказа."
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

Охманюк Наталья Владимировна.

Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов, Кавказу посвятил свои стихи А.С. Пушкин. Эта горная страна навсегда покорила их сердца могучей красотой первозданной природы и её величием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobnnnosti_prirody_kavkaza.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

  Интегрированный урок по теме:    

«Особенности

        природы

                  Кавказа»

Задачи урока: средствами географии и литературы сформировать представление                                                                                                      об особенностях природы Северного Кавказа

ознакомить с орографической схемой, геологическим строением и полезными ископаемыми, климатом, высотными поясами;

продолжить формирование умения работать с картами и схемами;

 развивать способности полноценно воспринимать художественные произведения,               эмоционально откликаться на прочитанное.

 учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения.

                                                                                                                           

Оборудование: физическая карта России, атласы, схемы учебника, картины с видами   Кавказа.

Ход урока

Во вступительном слове Учитель географии говорит, что природу можно изучать не только используя географические средства обучения, но и литературные знания А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. 

Учитель литературы читает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Кавказ».

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз.

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял,

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;

Пять лет пронеслось, всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!

Учитель географии просит определить географическое положение Кавказа и ответить на вопросы:

В какой части России находятся горы?

Какие крупные объекты расположены рядом?

В каком направлении протянулись горы?

Какова протяжённость их в градусах и километрах?

В каком климатическом поясе они находятся?

С какими государствами проходит граница России по Кавказу?

После того, как учащиеся определили географическое положение Кавказа, учитель географии дает краткую характеристику рельефу Кавказа. Он говорит, что Кавказ – молодое горное сооружение, образовавшееся в период альпийской складчатости. В состав Кавказа входят Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье. Система хребтов – Западный, Центральный и Восточный Кавказ составляют Большой Кавказ. Обращает внимание детей на то, что у Главного, Бокового и Скалистого хребтов один склон пологий, а другой крутой. Такие гряды называют куэстами.

Следующее задание на определение частей Кавказа.

Ученики должны на карте показать основные хребты и низменности, горы Эльбрус и Казбек, перевал Крестовый.

О геологической истории образования Кавказа  рассказывает учитель географии.

Дети записывают в тетрадь названия целебных минеральных источников: Кисловодск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Мацеста.

Продолжает урок Учитель литературы. Он рассказывает, что в возрасте трёх лет М.Ю.Лермонтов потерял мать. Жил и воспитывался он у бабушки. Отец навещал редко. Мальчик был болезненным ребёнком,  и бабушка возила его на Кавказ лечиться. Кавказ навсегда покорил сердце будущего поэта своей могучей красотой и величественностью. Просит учащихся прочитать отрывок из учебника литературы:

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновение гордился он ею!»

Обращает внимание детей на то, что эта проза воспринимается как стихи. В них чувствуется ритм, есть поэтические сравнения – «…вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали».

Учитель литературы читает отрывок.

«…Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов: они так сияли в лучах восходящего солнца, и, в розовый блеск одеваясь, они между тем, как внизу все темно, возвещали прохожему утро…»

Учитель географии задает вопросы о климате Кавказа. О чем говорят вам слова: виноград, лимоны, апельсины, персики, мандарины? В каких климатических условиях они растут? И др.

После установления климатических поясов, в которых расположен Кавказ, учащиеся работают с климатограммой г.Сочи. Они определяют, какова температура января и июля, сколько месяцев длится теплый период? Какое количество осадков выпадает? Как они распределяются по сезонам?

Вывод они делают самостоятельно, отмечая, что климат восточной части Кавказа более сухой, поэтому здесь бывают засухи, суховеи и пыльные бури.

Учитель литературы читает стихотворение А.С. Пушкина «Кавказ»:

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,

Под ними утесов нагие громады;

Там ниже мох тощий, кустарник сухой;

А там уже рощи, зеленые сени,

Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,

И ползают овцы по злачным стремнинам,

И пастырь не сходит к веселым долинам,

Где мчится Арагва в тенистых брегах,

И нищий наездник таится в ущелье,

Где Терек играет в свирепом веселье;

Играет и воет как зверь молодой,

Завидевший пищу из клетки железной

И бьётся о берег в вражде бесполезной,

И лижет утесы голодной волной…

Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады:

Теснят его грозно немые громады.

Проанализируем это стихотворение. Его можно разобрать двумя путями – с точки зрения географии и литературы.

Какой художественный образ заложен в этом стихотворении?

Какими средствами Пушкин показал, что он находится высоко в горах? Найдите здесь сравнения.

«Нагие громады, …люди гнездятся…играет и воет, как зверь молодой, лижет утесы…»

Учитель географии предлагает на схеме высотной поясности в учебнике определить примерную высоту, где стоял А.С.Пушкин.

Задает вопросы:

Какие высотные пояса описаны в стихотворении?

«Мох тощий, кустарник сухой» (субальпийский пояс); «А там уже рощи, зеленые сени» (лесной пояс); «И ползают овцы по злачным стреминам…» (альпийский пояс, луга).

Почему А.С.Пушкин употребил слова: «Отселе я вижу потоков рожденье…» (ледники, спускаясь по склонам гор ниже снеговой линии, тают и дают начало горным рекам и ручьям.)

Какую характеристику рекам Тереку и Арагви дал А.С.Пушкин?

«… И мчатся …»; « Играет и воет, как зверь молодой»

Гениальный А.С.Пушкин в этом стихотворении показал высотную поясность Кавказа, дал характеристику горным рекам.

Найдите и покажите на карте реки: Терек, Арагви, Кубань, Егорлык, Калауз.

Учитель литературы предлагает проанализировать поэму М.Ю.Лермонтова «Мцыри» и найти в тексте места, где показано, как связаны картины кавказской природы с чувствами и переживаниями Мцыри, сравнить описания пейзажей, обратив внимание на роль и характер эпитетов, сравнений, олицетворений; привести примеры такого типа: «В подземной пропасти исчез…», «Кругом меня цвел божий сад…».

Далее идет обсуждение поэмы «Мцыри» по вопросам:

Как построена поэма? Что дает для понимания характера Мцыри вторая глава?

Почему в последующих главах повествование передано герою?

В главе 8 поэмы Мцыри говорит: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил …».

Что значит «жить» для Мцыри?

Почему он называет монастырь тюрьмой?

Почему истории всей его жизни посвящена всего одна глава, а трем дням, проведенным на воле, - почти вся поэма?

Что поразило Мцыри за стенами монастыря и вызвало подъем его душевных сил?

Как связаны картины Кавказской природы с чувствами и переживаниями Мцыри?

Учитель литературы зачитывает отрывки из 11-й и 22-й глав и просит сравнить описание природы, обращая внимание на сравнения, эпитеты, олицетворения.

Предлагает ещё несколько вопросов для обсуждения.

Почему погиб Мцыри?

Какие изменения в отношении к себе и миру произошли у героя в предсмертные часы?

Раскаялся ли он в своих стремлениях и поступках?

Почему, не смотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполнение отчаяния и безнадежности?

В заключительном слове учителя подводят итоги урока и выставляют отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по теме "Кавказ"

Урок проводится за рамками школьной программы, как мероприятие во внеурочное время...

Урок по теме: "Особенности природы Западно-Сибирской равнины"

Познакомить с особенностями природы Западно-Сибирской равнины....

Интегрированный урок по теме:С природой одною он жизнью дышал..."

Интегрированный урок по биологии и литературе по поизведениям Пришвина М.М.- 6 класс...

Конспект обобщающего урока по теме "Особенности природы России"

Урок - игра "Лучшая команда". В конспекте подробно описаны этапы  игры и методика ее проведения...

Интегрированный урок по теме "Особенности национальной кухни стран изучаемых языков"

Данный материал содержит рекомендации по проведению интегрированного урока и варианты раздаточного материала....

Конспект урока на тему: "Особенности природы Австралии", 7 класс

Раскрытие причины своеобразия и неповторимости природы самого маленького материка...

Урок на тему "Особенности природы Урала и гор Южной Сибири"

Урок на тему "Особенности природы Урала и гор Южной Сибири". Сравнительная характеристика природы Урала и гор Южной Сибири....