Главные вкладки

    План-конспект урока по географии (8 класс) на тему:
    Конспект обобщающего урока по теме "Особенности природы России"

    Левченко Галина Геннадьевна

    Урок - игра "Лучшая команда". В конспекте подробно описаны этапы  игры и методика ее проведения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игра-состязание.

    Игры - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Игры-состязания широко применяются в практике учителя. Они одинаково интересны для учащихся всех возрастных групп. Эти игры привлекают детей желанием выиграть. Важным мотивом для учащихся является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре.

    Очень интересно проходит урок-игра «Лучшая команда» (8кл), который проводится после изучения целого раздела «Особенности природы России». По темам раздела «Рельеф, Климат, Внутренние воды, Почвы. Растительный и животный мир» составляются вопросы, которые делятся на две группы.

    Первая группа включает вопросы на знание терминов по данной теме, вторая – ключевые вопросы темы, носящие познавательный характер.

    Класс делится на группы, каждая группа в начале игры имеет стартовый капитал - 900 евр. (по числу предлагаемых вопросов). За правильный ответ прибавляется 100 евр., за неправильный -отнимается. Лучшей признается команда, заработавшая большее количество евро (денежную единицу предложили сами ребята). Результаты игры фиксируются в таблице на доске.

    Команда

    Стартовый капитал

    1

    1

    2

    2

    3

    3

    4

    4

    5

    5

    6

    6

    7

    8

    8

    9

    9

    Итоговый капитал

    № 1

    № 2

    и т.д.


    Тема:

    Обобщение по разделу «Особенности природы России»

    Цели:

    1. Систематизация и корректировка знаний по разделу программы.
    2. Формирование навыков работы в группах.
    3. Мотивация коллективного соревнования в игре.
    4. Форма: урок-соревнование «Лучшая команда».

    Ход урока.

    I.Организация работы в группах (задания составлены на 5 групп).

    II.Игра.
    Рельеф.

    Первое задание –  дать определение словам: «рельеф», «горы», «равнины», «платформа», «сейсмические пояса».

    Второе задание:

    1. Самые большие по площади равнины.
    2. Самые высокие горы.
    3. Самые низкие горы.
    4. Где в России расположены самые высокие вулканические хребты.
    5. На каких горах имеются остатки современного оледенения.

    Третье задание - составить рассказ из опорных слов:

            1.Движение, камни, валуны, ледника, сглаживал, оставляя, перемещался, скалы, районах, климатом, таял, теплым, материал, откладывался. Отложения, валунные, называют, рыхлые, глинистые, ледниковые, мореной, (рассказ о моренах).

            2.Потоки, бурные, называются, грязе-каменные, сели, после, чаще, снеготаяния, ливней, сильных, после, влагой, с возрастающей, грунт, насыщенный, скоростью, вниз, по долине, спускаться, камней, захватывая, массу с собой (рассказ о селях).

    3.Выпадает, где, количество, там, осадков, небольшое, в изменении, роль, рельефа, ведущую, ветер, играет, Части, Деятельности, европейской, в, России, Прикаспийской, особенно, районах, низменности, проявляется (роль ветра в формировании рельефа).

            4.Неприятности, людям, большие, обвалы, оползни, лавины, чаще, все, происходят, всего, районах, они, горных, под, когда, действием, тяжести по склонам, силы, горным, пород, перемещаются, снега, обломки, массы, или. (опасные явления в горах).

            5.Масс, пород, вниз, горных, смещение, оползни, силы, по склону, тяжести, пласты, соскальзывают, переувлажненные, увлекая, верхние, по водоупору, за собой, на, поверхности, все, что.


             Климат.

            Первое задание: солнечная радиация, циклон, циркуляция воздушных масс, антициклон, атмосферный фронт.

    Второе задание - объясни явление природы (учащиеся получают «письма» с просьбой объяснить то или иное явление природы).

    Объясните, пожалуйста, почему у нас на Русской равнине зима снежная и не морозная. Минус 25 градусов для нас уже жуткий холод.

    1. Обращаются к вам жители полуострова Таймыр. У нас осадков выпадает столько же, как и на юге Западной Сибири - 200 - 400 мм в год, однако у нас тундра и болота, а у них степь и сухо. Объясните,  почему.
    2. Пишут вам жители Дальнего Востока. Объясните нам, почему самое большое количество осадков у нас выпадает в теплое время года?
    3. Пришла зима, и у нас –  жителей Якутии –  опять мерзнет нос. Почему именно на этой территории России самые сильные морозы?

    е) Объясните, пожалуйста, почему летом иногда после дождя резко наступает похолодание, а иногда во время или после дождя жарко и душно? С уважением «Знатоки».

    Внутренние воды:

    Первое задание - дать определение: «река, озеро, падение реки, межень, паводок».

    Второе  задание - покажи на карте.

    1группа:    

    а) самое большое море-озеро

    б) самое глубокое озеро.

    2группа:  

     а) самую длинную реку

     б) самую короткую реку

    3группа:  

      а) самое большое ледниковое озеро

      б) самое большое северное озеро

    4группа:    

    а) самые полноводные реки

    б) реки, берущие начало с Байкала

    5группа:  

     а) реку, которую называют матушка

    б) реку, которая имеет одно название с горами.

    Почвы:

    Первое задание - скороговорка: кто быстрее и, не сбиваясь, скажет что такое «плодородие почвы».

    Второе задание - перечислить, не повторяясь, типы почв России.

    Растительный и животный мир - биологический тренажер 

    (называются растения и животные, учащиеся должны назвать, к какой природной зоне относятся).

    1 группа

    2 группа

    3 группа

    4 группа

    5 группа

    Ковыль

    Джейран

    Пихта

    Ясень

    Тушканчик

    Морж

    Хомяк

    Гусь

    Дрозд

    Сурок

    Ягель

    Типчак

    Белая куропатка

    Перепелка

    Сова

    Бурундук

    Ель

    Кедр

    Лиственница

    Рябчик

    Суслик

    Тетерев

    Осина

    Косуля

    Береза

    Сайгак

    Песец

    Кулан

    Заяц - беляк

    Липа

    Саксаул

    Солянка

    Дрофа

    Мышь –

    полевка

    Белый

    медведь

    Береза

    Олень

    Ковыль

    Куница

    Лиса

    Подведение итогов игры.

    Побеждает та команда, которая наберет больше евро.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    обобщающий урок по теме "Регионы России"

    Данный урок являетя заключительным при изучении раздела "Регионы России". Форма проведения повторительно-обобщающиающего урока "Урок-путешествие".Предполагает работу в группах.Планируется по...

    Обобщающий урок по теме: "Природа Евразии"

    Этот урок помогает развивать у учащихся познавательный интерес к географии, научить школьников мыслить логически, принимать правильные решения....

    Обобщающий урок по теме Население России

    Обощающий урок по теме Население России рекомен6дуется для закрепления материала по данной теме. Цель урока: повторить, закрепить и проверить понимание ключевых положений темы, знаний основных термино...

    обобщающий урок по теме "Природа и человек" по географии в 8 классе

    цель урока: обобщить и проверить уровень знаний учащихся по темам "Рельеф России", "Климат России", "Внутренние воды России", "Почвенные ресурсы России", "Растительный и животный мир России"; совершен...

    2. План-конспект Обобщающего урока по ОБЖ на 1-ом курсе. Дни Воинской Славы России

    Тема: Дни Воинской Славы РоссииУчебные цели: 1. Расширить и укрепить знания учащихся по истории нашей Родины...

    Конспект обобщающего урока по географии «Россия – наша Родина».

    На данном уроке рассматриваются все вопросы за курс географии "Природа России". Задания разноуровневые. Данный материал можно использовать во внеурочной работе, в классах с углубленным изучением ...

    Конспект обобщающего урока по теме «Политическая жизнь современной России: общее и особенное»

    Цель:обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Политическая сфера»Задачи:- определить значение основных понятий темы: власть, государство, централизованное государство, формы п...