Конспект обобщающего урока по географии «Россия – наша Родина».
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

На данном уроке рассматриваются все вопросы за курс географии "Природа России". Задания разноуровневые. Данный материал можно использовать во внеурочной работе, в классах с углубленным изучением  предметов естественно-научного цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок «Россия – наша Родина».

Цели: повторить и обобщить знания об особенностях географического положения, рельефа, почв, растительного и животного мира, природных зон России; развивать умение работать с картами, обучить приёмам сравнения особенностей природы различных территорий; осуществлять патриотическое и экологическое воспитание школьников, рассматривая вопросы охраны природы России.

Задачи урока:

Отвечать на вопросы викторины, решать логические задачи,  отгадывать географические загадки, научиться по описанию угадывать географические объекты.                                                                                                      

Оборудование: компьютер, проектор, физическая карта России, атласы, рисунки растений и животных, карточки-задания, картины природных зон России, стихотворения различных поэтов.

Ход урока

I.        Организационный момент.

Учитель делит класс на две команды и сообщает учащимся, что в игре побеждает не только команда, но и каждый из учеников может заработать индивидуальную оценку.

II.        Актуализация знаний.

- Мы живем с вами в России, нашей стране, которую должны знать и любить. Эти знания пригодятся вам в дальнейшей жизни. Хочу продолжить словами поэта Бокова:

Откуда начинается Россия?

С Курил, Камчатки, с Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, терпению, к правде, доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие.

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней -

                        Россия не с гор берет начало, а с тебя!

Первый конкурс - «Разминка».

(Учащиеся отвечают на вопросы викторины.)

1. Какой город России «летает»? (Орел.)

2. Какое  название  полуострова  говорит  о  его  величине? (Ямал.)

3. Через какие ворота может пройти даже ледокол? (Пролив Карские ворота)

4. Какая земля никогда не старится? (Остров Новая Земля.)

5. Каким поясом не подпояшешься? (Часовым.)

6. Назовите самое глубокое озеро в мире (Байкал.) 

7. Какая сибирская река носит название посуды? (Таз)                                                                     8. Какой город в нашей стране носит мужское имя? (Владимир)

9. Какой город самый сердитый? (Грозный)                                                                                     10.  Какая река в нашей стране носит женское имя?  (Лена)                                                               11. Какие два моря в России противоположны по положению, температуре и названию? (Черное и Белое)

12. Какая птица, потеряв одну букву, становится самой большой рекой в Европе? (Иволга-Волга)

13.«Я город-герой, стою над Невой»! О каком городе идет речь? (Санкт-Петербург.)

14. Какой нос всегда мерзнет? (Канин нос)

15. Какая земля никогда не состарится? (Новая Земля)

  1.  Название какой реки можно найти во рту? (Десна)
  2.  Название этого города состоит из птицы и животного? (Воронеж)
  3.  Какими нотами на реке моряки мерят свой путь? (Ми-ля-ми)
  4.  В сердце и в глаз ему попали два осколка дьявольского зеркала, и сердце его превратилось в кусок льда. Назовите имя героя, название сказки. (Кай из сказки «Снежная королева»)

20. Река в бассейне Дона или довольно умная птица, почему-то ставшая символом растяпы? (Ворона).

Второй конкурс - «Знаешь ли ты свою Родину?».

1. Всем известна песенка про «лапти лыковые». А с какого дерева драли лыко для изготовления лаптей? (Липа)

2. Самая длинная и многоводная река Европы. (Волга.)

3. Чем интересен остров Рудольфа, где он расположен? (Здесь находится крайняя северная островная точка России - мыс Флигели. Остров входит в состав архипелага Земля Франца-Иосифа.)

4. Клокочущие фонтаны пара и горячей воды в чем-то сходны с извержением вулканов. Только в одном районе нашей страны есть долина с такими источниками. (Долина Гейзеров на Камчатке.)

5. Назовите полюс холода не только нашей страны, но и всего северного полушария, (г. Оймякон в Якутии, -77 °С.)

6. Какое дерево давало древним новгородцам главный писчий материал? (Берёза)

7. Эта река - главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых. (Река Лена.)

8. Какие два моря в России противоположны по положению, температуре воды, названию?

9. Горная страна состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиональном направлении. Эти полуразрушенные, средней высоты горы таят в себе несметные богатства: железные руды с примесью титана, никеля, хрома, медные руды с примесью серебра, цинка, золота, множество камней-самоцветов. (Уральские горы.)

10. Крупнейшая река Дальнего Востока образована слиянием двух других крупных рек. На большом протяжении эта река является речной границей. (Река Амур образована слиянием Шилки и Аргуни. Речная граница с Китаем.)

11. Озеро чудес, самое древнее из всех, самое глубокое. По запасам пресной воды не имеет себе равных: в его котловине можно было бы поместить все Балтийское море или 92 Азовских. (Озеро Байкал.)

12. Вы вылетаете из Хабаровска в 7.00 часов. В какое время вы будете в Москве, если полет продолжится 7 часов? (В 7.00 часов.)

13. Что такое Джуг-джур, где он расположен? (Это горный хребет Дальнего Востока,  омываемый Охотским морем.)

14. Самое большое озеро Русской равнины. В годы Великой Отечественной войны по его льду проходила спасительная «дорога жизни». (Ладожское озеро.)

Третий конкурс - «Реши логическую задачу».

- Какое понятие в цепочке лишнее и объясните почему?

1.Среднерусская, Кольский, Онежское, Ханка, Приволжская. (Это озеро на Дальнем Востоке, а остальные - названия объектов европейской части.)

2.Верхоянский, Становой, Таймыр, Черского, Яблоновый. (Это полуостров, а остальные - хребты.)

3.Баренцево, Каспийское, Восточно-Сибирское, Белое, Чукотское. (Это море внутреннего стока, остальные - Северного Ледовитого океана.)

4.Обь, Тунгуска, Алдан, Дон, Индигирка. (Эта река европейской части, остальные - сибирские реки.)

5.Алтай, Саяны, Казань, Урал, Хибины. (Это город, остальные -горы.)

6.Владивосток, Кольский, Таймыр, Гыданский, Ямал. (Это город, остальные - полуострова.)

7. Уголь, бокситы, нефть, сталь, природный газ. (Сталь это готовый продукт, остальные – полезные ископаемые).

8.Волга, Печора, Лена, Ангара, Карские ворота. (Это пролив, остальные реки).

9.Русские, татары, москвичи, башкиры, коми. (Это жители города Москвы, остальные народы России).

10.Ладожское, Каспийское, Онежское, Белое, Баскунчак. ( Это море, остальные озёра).

Четвёртый конкурс - «Географические загадки».

 1.К торжественному крику                                                                                                                     Прибавь согласный звук,
Чтоб протянулись горы

С севера на юг. (Урал)

        2. У тебя, краса-река,

Женское обличье,

Даже имя у тебя

Нежное, девичье. (Лена)                                                                                         

3.Первый слог мой - нота,

Буква - слог второй,

Целое -течет рекой. (Дон.)                                                                          4.Что по воде так быстро мчится?
Найди название ему.
Прочтешь иначе - превратится
Он в детский лагерь, что в Крыму.
(Катер – Артек)

5. Не сосна я и не елка!

Только осень на порог –

До единой все иголки

Скину с веток точно в срок. (Лиственница)

6. Как пурга в лесу завоет

И морозы станут злей –

Я столовую открою

Для клестов и глухарей. (Сосна)

7. Разрастаюсь всюду смело,

А порой бывает так:

Я вцепляюсь озверело

Даже в самых злых собак! (Репейник)

8. Забираясь в глушь лесную,

Чьи птенцы, собравшись в круг,

Не узнает мать родную,

Даже если встретит вдруг? (Кукушки)

9.По пустыне – сковородке, по колючкам                                                                                 босиком я иду с горбом-мешком. (Верблюд)

10.Вьётся верёвка,                                                                                                                                     на конце – головка. Кто я? (Змея)

11. Первое - летучая вода,

В бане русской встретите всегда.

А второе - есть машины марка

Из российского, ребята, автопарка.

Всё же вместе - Франции столица,

Этот город модницам всем снится. (Пар + "Иж" = Париж)

12. С "Ч" - по небу я гуляю

И грозу вам предвещаю.

С "Л" - я город на реке

От Москвы невдалеке.

Пряник мой и самовар

Знают все: и мал и стар. (Туча - Тула.)

13. «Здесь множество теплых, горячих и просто кипящих озерков, лужиц самых разнообразных цветов: от небесно-голубого и бирюзового до коричневого и красного. Фыркают и плюются грязевые котлы. Все кругом пропитано паром. Трудно дышать. Медведи весной находят здесь теплую грязь и греются в ней.. (Долина Гейзеров на Камчатке.)

14. Это яростный таинственный ветер, который рождается где-то в горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и разводит страшное волнение по всему Черному морю. Сила его так велика, что он опрокидывает с рельсов груженые товарные вагоны, валит телеграфные столбы, бросает на землю идущих людей. (Бора)

15. Одна из героических страниц истории Руси - борьба против тевтонских рыцарей. Летописи сообщают, что большая часть их войска провалилась под лед озера в битве, которая произошла в 1242 году. На дно озера опускались археологи-подводники, чтобы восстановить детали исторической битвы. (Чудское озеро.)

16. Озеро, по которому проходила «Дорога жизни» в окруженный немецкими войсками город во время Великой Отечественной войны. (Ладожское озеро.)

Физкультминутка

Пятый – конкурс «Смекалистые».

- Все мы любим и ценим А. С. Пушкина как величайшего поэта. Географы не могут не оценить исключительную точность описания местностей и явлений природы в его произведениях. Вот известные всем со школьной скамьи стихи:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя...        (Зимний вечер)    

А вот «Зимнее утро»: 

Вечер ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась...

 А утром:

Мороз и солнце: день чудесный!

- Какие атмосферные процессы определили столь быструю и резкую смену погоды, так ярко отображенную в стихах? (Атмосферный фронт в стихотворении «Зимний вечер», антициклон в стихотворении   «Зимнее утро».)  

2. «И не пуская тьму ночную на золотые небеса,

     Одна заря сменить другую спешит,

     дав ночи полчаса».

     Кто автор этих строк и какое явление он описал? (А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник» описал белые ночи»).

3. Почему облака не падают на землю?

4. В известной старинной песне поется «Эй, баргузин, пошевеливай вал». Что обозначает слово баргузин?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

5. Определите, о какой великой реке идет речь в отрывке из стихотворения А. Твардовского «За далью - даль»:

Семь тысяч рек, ни в чем не равных:

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных

Текущих вдаль, - семь тысяч рек

Она со всех концов собрала –

Больших и малых - до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной.

  • Эта река с давних пор была известна древним грекам под коротким названием «Ра».
  • Арабы в эпоху Средневековья величали ее «Итиль», то есть «река рек».
  • Некоторые ученые считают, что название реки произошло от русских слов «влага», «вода». (Волга.)

6. В избранных произведениях М.В.Ломоносова есть такие строки:

«Как может быть, чтоб мерзлый пар среди зимы рождал пожар?»

О каком явлении природы говорил ученый и где оно наблюдается?

(Северное сияние, наблюдается  высоких широтах).

7. Поспорили Кавказ и Русская равнина, кто из них старше? Говорит Кавказ: «Я стар, голова моя уже седа, а ты юная – вся в зелени и цветах». Прав ли Кавказ. Какова Ваша точка зрения?

8. Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордится должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
- А как всех их можно назвать, одним словом?
(Россияне).

  1. Название этого декоративного цветка необходимо соединить с титулом татарского князя и мягким знаком, чтобы получился порт на берегу реки Волга (Астра-хан-ь)

10. Русский историк В. О. Ключевский писал: «Человек поминутно и попеременно то приспосабливается к окружающей его природе, к её силам и её способам действия, то их приспосабливает к себе самому, к своим потребностям, от которых не может и не хочет отказаться». По мнению В. О. Ключевского, у особого склада характера русского человека было два источника – лес и степь.

Подумайте, какие особенности характера человека могут сформироваться под влиянием степи, какие – под влиянием леса.
(Под влиянием леса: замкнутость, склонность к одиночеству, выходить на дорогу окольными путями, терпеливость, предприимчивость.
Под влиянием степи: широта души, вольность, удаль, выносливость, стремительность, нетерпимость.)

Узнайте по описанию, о какой природной зоне идет речь.

11. Огромные деревья образовали зеленый шатер, а под ним – густые заросли орешника, черемухи, жимолости. Местами на опушках покачивает ветвями белоствольная березка, трепещет осина, благоухает липа. Посреди поляны огромный дуб, его ствол так толст,  что с трудом обхватят три человека. (Зона широколиственных лесов).

12.Здесь царство холода и снега, бушует  пурга, ветер валит человека с ног. Снег сухой и сыпучий, сдувается ветром, образуя застывшие беспорядочные волны. Летом почвы прогреваются на небольшую глубину, но и тогда возможны заморозки и снегопады.  Все растения имеют карликовый рост. Много ягод. (Тундра).

13.О  каких символах России говорится в стихотворении?

Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и  смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!
(Флаг России)

14. Что вы знаете о цветах флага? (Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Каждый цвет имеет особое значение. Белая полоса – вверху. Она напоминает нам о белоствольных берёзах, о лёгких летних облачках, белых ромашках, цветущих на лугу. Она означает, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.  Синева неба, рек, озёр и морей запечатлена, в синей полосе, - она в середине, и говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли. Красная полоса – нижняя – это цвет огня и солнца, тепла и радости. Она означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.) День государственного флага России 22 августа.

Шестой конкурс - «Разгадай кроссворд».

Реки и озера России и Казахстана.

Ответы: Волга, Балхаш, Иртыш, Байкал, Енисей, Ангара, песец, зубр, тигр барсук, соболь, медведь, выдра.

Седьмой конкурс - конкурс капитанов. «Что не принадлежит России».

(Лист с наименованием географических объектов выдаётся капитанам команд)

1. Камчатка

1.Джуг-Джур

1. Врангеля

2.Мичиган

2. Титикака

2. Яблоновый

3.Селигер

3. Сихоте-Алинь

3. Сахалин

4. Рейн

4. Хибины

4. Танганьика

5. Общий Сырт

5. Мак-Кинли

5. Амазонка

6. Мадагаскар

6. Оймякон

6. Нил

7. Мунку-Сардык

7. Гималаи

7. Хибины

Восьмой конкурс «Географическая эстафета». (Приложение 1).

В конкурсе используются карточки с названиями растений и животных различных природных зон России. У каждой команды-ряда свой цвет этих карточек. Количество карточек соответствует количеству участников игры в каждой команде. Каждая карточка пронумерована, что дает возможность учителю определить, кто из участников игры и в какой команде (цвет карточки) допустил ошибку, и проводить дифференциацию отметок для каждого участника игры индивидуально. К доске прикреплены конверты с названием природных зон России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанный и широколиственный лес, степь, пустыня и полупустыня. Ученики по очереди подходят к краю стола, берут карточку и опускают ее в один из конвертов. Пока не сел на место предыдущий игрок, новый не имеет права вставать.

Девятый конкурс. Выразите свою точку зрения.

«Человек - это царь природы», ее хозяин - так еще недавно считали многие. «Человек - дитя природы», - все чаще слышим мы в последнее время. Так кто же мы - хозяева или дети? 

Что имел в виду Р. Рождественский в стихотворении?

Кромсая лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот….

III. Подведение итогов.  

Учитель подводит итоги конкурсов.                                                                                                    

- Урок хочу закончить стихотворением Т.Чистяковой «Россия».

Я люблю мою Россию

За рассвет и за закат,

За дождинки голубые.

За багряный листопад,

А в воде прозрачной, чистой

Моет волосы трава.

Это всё моя Россия,

Это Родина моя!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Россия - наша Родина"

Конспект урока по курсу ОРКСЭ...

конспект урока по Основам светской этики для 4 класса "Россия - наша Родина"

конспект урока "Россия  - наша Родина" с презентацией.  Использованы методы групповой работы,частично - поисковый работы с обучающимися. Материал будет интересен для обучающихся 4-5 классов ...

Презентация к уроку по ОРКСиЭ "Россия - наша Родина"

Презентация к уроку модуля "Основы мировых религий" знакомит учащихся с понятием "традиции" и разнообразием традиций в окружающем нас мире. Материал о традициях города и школы следует заменить на акту...

Урок по ОПК "Россия-наша Родина"

Данный урок - это первый урок в курсе ОПК....

Конспект урока природоведения в 5 классе «Россия – наша Родина».

Цели:, формирование уважения к представителям других народов России.Задачи: - формирование гражданского чувства гордости за  свою Родину, свой народ...

Конспект урока по обществознанию "Россия - наша Родина"

Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС ООО. Направлен на формирование представлений о сущности человеческой деятельности. Развитие целостного представления о многообразии и целостности традиц...

Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"

Презентация  посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур...