Конспект урока " Россия - наша Родина"
план-конспект по теме

Конспект урока по курсу ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Конспект урока « Россия – наша Родина».

Цель: формирование у школьников мотивов  к нравственному поступанию, формирование уважения к представителям других народов России.

Задачи: - формирование гражданской идентичности, чувства гордости за          свою Родину, свой народ;

                - овладение навыками смыслового чтения текста; сформировать умение строить речевое высказывание;

                -  научить учащихся понимать значение нравственности, культуры в жизни человека и общества.

                                                Ход урока.

        - Здравствуйте, ребята! Сегодня в вашей жизни появился новый учебный предмет под названием « Основы религиозных культур и светской этики» и новый учитель. Меня зовут…….    Мне, конечно, тоже хочется познакомиться с вами, узнать каждого из вас и подружиться. Я думаю, так оно и будет. Но начнём мы наше знакомство с того, что нас всех объединяет, что у нас у всех общее – Родина.

        Мы живём в замечательной стране, имя которой – Российская Федерация, или, коротко, Россия. Произнесите это слово вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворенность…

        Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВОМ, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живём в ней.

        У нашей Родины – России – есть свои символы. Вы знаете какие?(……) Совершенно верно, это – флаг, герб и гимн.

        Флаг – один из важнейших символов страны. Цвета российского флага имеют глубокий смысл. Белый символизирует мир, чистоту, правду. Синий – веру и верность, постоянство. Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

       Давайте зарисуем в тетради  российский флаг и подпишем, что означают цвета на нем.

       Герб  России окончательно утвердился в 17 веке. На нем изображен двуглавый орел с тремя коронами, на груди которого расположена фигура всадника, поражающего копьем дракона. Двуглавый орел всегда был и остается символом власти, силы и мудрости.

       Гимн – слово греческого происхождения. В Древней Греции так называли торжественную хвалебную песню в честь богов и героев. Сейчас слово «гимн» в словаре трактуется как « торжественная песня, принятая как символ государственного единства».

       Гимн современной России появился в 2000 году. Давайте его послушаем (отрывок).

       ? Как нужно слушать гимн? ( Внимательно, молча , стоя).

       Итак, мы познакомились с официальными символами  страны. Но я вам открою секрет:  есть ещё и другие символы у страны , кроме флага, герба и гимна .Это «неофициальные символы», но они тоже являются  визитной карточкой страны

       Давайте немного поиграем. Я вам буду показывать картинку, а вы решите – символизирует она нашу страну, нашу Родину или нет. Если это символ страны – вы быстро , но очень аккуратно встаете; если нет – похлопайте в ладоши. Итак, начинаем!

                      Родина                                                 не Родина

                     Лапти                                                  Футбольный мяч

                     Матрешка                                           Эйфелева башня    

                     Хохлома                                              Цветок сакуры

                     Балалайка                                           Слон

                     Березка                                                Флаг Америки

                     Кремль                                                 Статуя Свободы

                     Каравай

Молодцы! А теперь отдохните и послушайте красивую песню про нашу Родину.

                                ( дети смотрят видеоклип)

        А сейчас, ребята, оглянитесь вокруг, посмотрите в окно… Мир, окружающий нас, бесконечен и разнообразен. Вещи, предметы. Среди которых живёт человек, явления природы – это материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Давайте о нем прочитаем в учебнике (с.4 со слов « Духовный мир – это…»  и до конца абзаца).

        Вопросы по прочитанному тексту:

  1. Что включает в себя понятие «духовный мир»?
  2. Какие школьные предметы помогают нам узнать этот мир?
  3. Как еще называют духовный мир?

      Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти  все религии мира определяют как душу человека. В этом внутреннем мире человека живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что он верит и к чему стремится.

       Человек в зависимости от состояния своего внутреннего мира  может радоваться или тревожиться, быть спокойным или беспокойным, создавать что-то новое и нужное людям или предаваться унынию и тоске. От чего это зависит? От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми.

       Как во внутреннем, так и во внешнем мире есть высокое и низкое, светлое и темное, красивое и безобразное, благоприятное для человека и опасное для него. Здесь есть добро и зло, любовь и ненависть, честь и бесчестие, милосердие и жестокость, правда и ложь. Человек вправе сам определять, что из этого  выбрать. Чем питать свою душу. И этот выбор никогда не бывает легким.

       Как не разрушить свой внутренний мир? Вы начали изучать предмет «Основы религиозных культур и светской этики» для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, важные для каждого человека.

       В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.

Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению знания, опыт, правила поведения, обряды, обычаи.( Давайте запишем это определение в тетрадь).

       Ребята, а кто из вас сможет привести пример какой – либо традиции? (народной, семейной, школьной).

      В понятии традиции особо можно выделить культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные  культуры и морально – этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях. Как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится  в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой  внутренний мир чистым, светлым и радостным.

       В нашей стране живут люди, которые  знают и бережно хранят разные традиции. Они нередко говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну дружную семью народов России.

       И в этой семье мы уважительно и бережно относимся к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живем, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

       А сейчас давайте вспомним всё то, о чем сегодня говорили на уроке и попробуем ответить на вопросы:

1.Как называется наша Родина?

2.Назовите символы России.

3.Какой цвет на флаге России символизирует мир, чистоту и правду?

4. Какой цвет на флаге России символизирует энергию, силу, кровь,пролитую за Отечество?

5.Что такое духовный мир человека?

6.Для чего существуют культурные традиции?

       Ну, теперь вы очень многое знаете о нашей Родине и о людях, живущих здесь. Поэтому , я думаю вы легко справитесь с последним заданием. Перед вами рассыпанные пословицы: на розовых листах - начало, на белых – продолжение. Нужно составить целую пословицу. Работайте в паре и старайтесь помогать друг другу.

 1.Родной край – сердцу рай.

2.Человек без Родины, что соловей без песни.

3.Одна у человека мать, одна у него и Родина.

4.Родная земля и в горсти мила.

5.В своём доме и стены помогают.

6.На чужой стороне Родина милей вдвойне.

7.Кто за Родину горой, тот истинный герой.

8.Если народ един, он непобедим.

9.Народное братство дороже всякого богатства.

10.Родину – мать учись защищать.

11.С родной земли умри, но не сходи.

       Давайте послушаем, что у вас получилось……     Молодцы! А теперь записываем домашнее задание : с.4-5 прочитать, выучить записи в тетради, а кто хочет – может нарисовать рисунок на тему «Моя Родина».

       Урок закончен. До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по Основам светской этики для 4 класса "Россия - наша Родина"

конспект урока "Россия  - наша Родина" с презентацией.  Использованы методы групповой работы,частично - поисковый работы с обучающимися. Материал будет интересен для обучающихся 4-5 классов ...

Конспект обобщающего урока по географии «Россия – наша Родина».

На данном уроке рассматриваются все вопросы за курс географии "Природа России". Задания разноуровневые. Данный материал можно использовать во внеурочной работе, в классах с углубленным изучением ...

Конспект урока природоведения в 5 классе «Россия – наша Родина».

Цели:, формирование уважения к представителям других народов России.Задачи: - формирование гражданского чувства гордости за  свою Родину, свой народ...

"Россия - наша родина". Конспект урока по Основам религиозной культуры и светской этике.

Данный урок разработан в соответствии ФГОС НОО и будет полезен учителям, преподающим курс "Основы религиозной культуры и светской этики"....

Конспект урока по обществознанию "Россия - наша Родина"

Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС ООО. Направлен на формирование представлений о сущности человеческой деятельности. Развитие целостного представления о многообразии и целостности традиц...