Конспект урока по обществознанию "Россия - наша Родина"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Злыднина Ольга Григорьевна

Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС ООО. Направлен на формирование представлений о сущности человеческой деятельности. Развитие целостного представления о многообразии и целостности традиций многонационального народа России. Воспитание любви к Родине. народу как проявления духовной зрелости человека, выражающейся в сознательноя желании служить Отечеству. Формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_rossiya_-_nasha_rodina.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

Технологическая карта урока

По обществознанию

5 класс

Тема:

Россия -  наша Родина

 Злыднина Ольга Григорьевна,

учитель истории и обществознания,

 первой  квалификационной категории.

Республика Татарстан

г. Альметьевск

2016 год

Предмет

Обществознание

Класс

5

Тема урока

Россия – наша Родина

Тип урока

Ознакомление с новым материалом

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о сущности человеческой деятельности и процессе творчества; развитие целостного представления о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа России. Воспитание любви к Родине, народу как проявления духовной зрелости человека, выражающейся в осознанном желании служить Отечеству. Формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа.

Средства ИКТ, используемые
на уроке

Компьютер, проектор, мультимедийная доска, колонки.

Образовательные
ресурсы

Басня «Отец и сыновья», Р.Гамзатов «О Родине, только о Родине», В. Степанов
«Что мы Родиной зовём?», Г. Ладонщиков «Наша Родина», Гимн России, «С чего начинается Родина?»
(сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера), презентация.

Личностно значимая проблема

«Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов... Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина» (К. Ушинский)

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Родина, малая родина

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Усвоение понятий «Отечество»,
«Родина», «малая родина»,
«культурные традиции»,
«духовный мир человека»,
«нравственные ценности».

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач; узнают о роли духовных традиций многонационального народа России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества;.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии; определять наиболее эффективные способы достижения результата;.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий; развитие коммуникативной компетенции; осознание ценности дружеских отношений
между людьми.

Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; формирование мотивации к
изучению нового предмета;
формирование гражданской и
этнической идентификации.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

I. Моти-вация
к учеб-ной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Начать наш урок я хотела бы, прочитав эпиграф:
«Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия»
                                 К.Ушинский                        
Слушание песни «С чего начинается Родина?»

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Акту-ализация знаний

7

Прочтение стихотворений
о Родине

Организует прочтение стихотворений и последующую беседу по вопросам:

Р.Гамзатова «О Родине».
О чём эта песня плакучих берёз,
Мелодия, полная света и слёз?
О Родине, только о Родине.
О чём за холодным гранитом границ
Тоска улетающих на зиму птиц?
О Родине, только о Родине.
В минуты печали, в годину невзгод
Кто нас приголубит и кто нас спасёт?
Родина, только лишь Родина.
Кого в лютый холод нам надо согреть
И в трудные дни мы должны пожалеть?

Родину, милую Родину.
Когда мы уходим в межзвёздный полёт,
О чём наше сердце земное поёт?
О Родине, только о Родине.
Живём мы во имя добра и любви,
И лучшие песни твои и мои —
О Родине, только о Родине…
Под солнцем палящим и в снежной пыли
И думы мои, и молитвы мои —
О Родине, только о Родине.
- Ребята, вам понравилось стихотворение? Чем?
- Что вы чувствовали, когда слушали это стихотворение?
- О чем прозвучавшее стихотворение?
– Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?

– Что такое Родина, по мнению поэта, стихотворения которое вы прочли?

– А что для вас значит Родина?

Читают стихотворения о Родине,
отвечают на вопросы

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы

III. Изучение нового

матери-ала

17

1. Презентация «Рогссия – наша Родина».

2. Работа с терминами.

.

1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.

Беседа.
Великую землю,
Любимую землю.
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём.
Родина. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.
Родина. Это наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки,
города и сёла.
Родина. Наша Родина – это родина Пушкина и Лермонтова, Гагарина и
Королёва.
О том, что такое Родина для каждого человека, сказано в мудрой русской
песне: «Человек без родины, что соловей без песни». Своей песней соловей
зажигает сердца, пробуждает любовь, заставляет плакать, он наполняет мир
несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь Родиной силён,
одухотворён, добр и красив человек.
А как называется наша Родина? (Россия) Наши предки называли
Россию – Русь. Наша страна имеет многовековую историю. По-разному
называлась Россия: Киевская Русь, Московское царство, Российская империя, Российская Федеративная социалистическая республика,
Советский Союз, Российская Федерация. Но во все времена наша Родина могла гордиться людьми, которые создали великую русскую культуру, написали много замечательных книг, сделали много открытий и изобретений, первые полетели в космос. Как зовут первого космонавта Земли? (Юрий Алексеевич Гагарин).
На плечи российского народа легли самые тяжёлые испытания, его усилиями добыты самые великие победы нашей Родины. Русский человек всегда побеждал врага, который нападал на Россию, и никогда Россия не
нападала на другие страны.
Работа с эпиграфом
«Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия» К.Ушинский
- Как вы понимаете эти слова?
- Почему Ушинский назвал Россию Отечеством?
Какой вывод вы можете сделать? Каждый из нас – частичка Родины.
(Наша Родина-это мы с вами все вместе, дружные и все рядом).
- Запишите в тетрадь:
Родина –
1. Отечество, родная сторона.
2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, чего-нибудь,
возникновения чего-нибудь.
Обсуждение новых понятий с использованием метода беседы.
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Слово учителя: Окружающий нас мир разнообразен. Вещи, предметы,
явления природы – материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. Как вы думаете, что это такое?
Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми. Этот мир ещё называется миром культуры.

1. Знакомятся
с новой инфор-мацией, задают

уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.

2. Отвечают
на вопросы,
работают
со словарем.

3. Слушают рас-
сказ учителя
и делают краткие записи в тетради, рассматривают политическую карту страны, показывают территорию России, находят столицу – Москву, а также республику где они живут ..

1. Индивидуальная

работа.

2. Индивидуальная, фронтальная работа.

3. Индивидуальная, фронтальная работа.

Личностные: осознают ответственность человека за общее благополучие, свою этническую принадлежность.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют  пошаговый контроль деятельности.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии
для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят

2. Уст-
ные ответы.

3. Уст-
ные ответы, записи в тетради.

3. Работа
с учебником.

с. 4

4. Работа с источниками, отвечают на вопросы: стихотворение В. Свтепанова «Что мы Родиной зовем»,

Басня «Отец и сыновья»

Слово учителя: В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями.
Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. В нашей стране живут люди, которые знают и бережно хранят разные традиции.
Они говорят на разных языках, исповедуют разную религию, но хорошо понимают друг друга, т.к. их культурные традиции основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.

Слово учителя: Россия – необъятная страна.
На её территории проживают люди около 180 национальностей. Все они вместе составляют одну дружную семью народов России.
- Как вы объясните понятие «малая родина»?

- Как ты понимаешь выражение «беречь природу»? Обсудите  в классе, что каждый из вас может сделать для охраны природы.

- В какой республике мы живем?

- Как вы объясните понятие «малая родина»?

Слово учителя: Малая родина - это и то место на земле, где человек родился и рос,.
Самостоятельное чтение и изучение содержания стихотворения

Т. Бокова     Родина

Родина – слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок… и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина.

- С каким чувством поэт говорит о своей Родине?
– Какова главная мысль этого стихотворения?
- Какого человека называют патриотом?
- Можно ли сказать, что стихотворение написано поэтом - патриотом?

Работа с басней «Отец и сыновья».
- В одной книжке я прочитала интересную басню. Она мне так понравилась, что я не могла не принести ее вам. Называется басня «Отец и сыновья».
«Отец приказал своим сыновьям, чтобы жили они в согласии: они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать
по одному прутику. Сыновья легко переломали прутики поодиночке. Отец и говорит…»
- Как вы считаете, что сказал отец? (Дети высказывают свое мнение.)
«Так-то и вы; если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а

– К чему призывает эта бася?

– Почему такой призыв звучит от имени Отца?

4. Самостоятельно знакомятся
с материалами рубрики, отвечают на вопросы.

5. Изучают дополнительный материал, отвечают на вопросы, приводят
примеры.

4. Фронтальная работа.

5. Индивидуальная работа.

вопросы, обращаются
за помощью; формулируют свои затруднения;

предлагают помощь
и сотрудничество

4. Уст-
ные ответы.

5. Задания

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

7

Прочтение
и комментирование пословиц

Организует обсуждение пословиц: «Где жить, тем
и слыть», «В каком народе живешь, того и обычая держись», «Своя печаль чужой радости дороже», «Глупа та птица, которой гнездо свое немило», «На родной стороне и камешек знаком», «Своя земля и в горсти мила», «Всяк кулик свое болото хвалит»,«На чужой стороне и сокола зовут вороною», «Чужая сторона – мачеха»

Выполняют
задание

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют  поиск необходимой информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике
и рабочей тетради

Устные ответы

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение
полученных
на уроке сведений

Прослушивание учащимися Гимна России.
- Что запомнилось из урока?
- Над чем хочется задуматься?
- Получилось ли у нас то, что мы задумывали обсудить?
Почему вы так считаете?
Групповая работа: закончить предложения. (Каждая группа получает
карточку)
Моя Родина – это …
На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …
Когда я вырасту, я хочу …
История России …
Чтобы счастливо жить …

- Вам понравился наш урок? Покажите смайл с улыбкой, кому урок понравился, а -  грустный смайл, кому урок не понравился.

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний
для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Домашнее задание

2

Конкретизирует домашнее задание: сочинить стихотворение о Родине

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Москва - столица нашей Родины"

Урок немецкого языка в 7 классе по теме " Москва - столица нашей Родины" расширяет представления учащихся о Москве и ее истории, воспитывает любовь и уважение к нашей столице. На данном уроке использу...

Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»

Конспект классного часа «Россия - наша Родина. Герои былых времен.»...

Сценарий урока -презентации "Россия - наша Родина"

Урок- презентация "Россия - наша Родина" создан для преподавания курса ОРКСЭ в 4-5 классах.  Цель занятия: создать у учащихся образ России как единой многонациональной страны с богатым культ...

урок ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

первый урок в данном предмете для 4 класса...

Урок по природоведению: "Наша родина - Россия."

Урок разработан для учащихся специальных (коррекционных) школ....

Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства».

Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства»....