Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Жилинская Елизавета Владимировна

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их соотносить с историческими персоналиями. Осваиваются и закрепляются умения работы с историческим источником, исторической картой. Полученные навыки и умения ученик должен использовать в практической деятельности: понимать исторические причин и значения событий и явлений современной жизни, высказывать собственные суждения, объяснять исторические процессы, использовать знания в общении с людьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Россия в XIX веке: взлеты и падения

Слайд 2

Какие события 18 столетия мы можем считать взлетами, а какие падениями?

Слайд 3

План: 1. Личности императоров России в 19 веке 2. Термины и понятия, относящиеся к данным императорам. 3. Социально-экономическое развитие 4. Внешняя политика 5. Работа с документом 6. Выводы по заданию урока 7. Домашнее задание

Слайд 5

Александр I 1801-1825 «Русская правда» Пестеля -программный документ «Южного общества» декабристов «Вольные хлебопашцы» - крестьяне, которые с разрешения помещика за выкуп могли освобождаться от крепостной зависимости Негласный комитет - узкий кружок близких друзей императора, который обсуждал необходимость преобразований в стране Тильзитский договор – мирный договор Франции с Россией, по которому Россия обязана присоединиться к континентальной блокаде Англии Военные поселения – были созданы в целях сокращения расходов на армию, где солдаты совмещали военную службу с хозяйственной

Слайд 6

Николай I 1825-1855 «чугунный устав» - устав о цензуре, запрещавший любые «вольнодумства» Политический сыск – им занималось III Отделение Канцелярии во главе с А. Х. Бенкендорфом (орган политического сыска и контроля за умонастроениями. Кодификация законов – кодификация упорядочила российское законодательство Отходники – крестьяне, временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы Славянофилы и западники –представители либерально-оппозиционного движения, осуждали крепостное право и выступали за введение представительных учреждений.

Слайд 7

Александр II 1855-1881 Народовольцы – члены организации «Народная воля», основным методом которой был индивидуальный террор Состязательный суд – на процессе две стороны: обвиняющая – прокурор и защищающая – адвокат «состязаются» Всеобщая воинская повинность – введена взамен рекрутских наборов, устанавливает обязанность всем гражданам нести военную службу. Земства – выборные представительные учреждения, занимавшиеся решением хозяйственных вопросов в губерниях и уездах. Пропагандистское течение – одно из трех течений революционного народничества, методом которого была пропаганда среди народа революции

Слайд 8

Александр III 1881-1894 Группа «Освобождение труда» - первая марксистская организация, которую создали в Женеве в 1883 г. русские революционеры-эмигранты. Царь-Миротворец – назван современниками, т.к. в течение всего царствования этого императора Россия не вела войн. Крестьянский Поземельный банк – учрежден для выдачи ссуды крестьянам на покупку земли Циркуляр о « кухаркиных детях» - запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей» Транссибирская железная дорога – фактически соединила Европу с берегами Тихого океана, а Центральную Россию с Дальним Востоком

Слайд 9

Экономическое развитие России в первой половине XIX века. «Экономическое дерево» применение с/ х машин, использование удобрений, натуральный характер крестьянских хозяйств, расслоение крестьян (появление капиталистых крестьян), барщина, оброк, отходничество, крайне примитивная с/ х техника, районная специализация, посессионные мануфактуры (с применением крепостного труда), низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах, мануфактуры с применением наемного труда, появление российского пролетариата, производство крестьянами продукции на рынок, покупка богатыми крестьянами земли, начало промышленного переворота. На «стволе» промышленности и сельского хозяйства поместите «листочки» капиталистические смотрящими вверх, а феодальные вниз.

Слайд 10

«Экономическое дерево» – феодальные черты Промышленность Посессионные мануфактуры Почему практически отсутствуют «листья»? При феодализме промышленность не развита Сельское хозяйство Натуральный характер крестьянских хозяйств Барщина Оброк Крайне примитивная с/ х техника Низкая урожайность

Слайд 11

«экономическое дерево» - капиталистические черты Промышленность Районная специализация Мануфактуры с применением наемного труда Появление российского пролетариата Начало промышленного переворота Сельское хозяйство Применение с/ х машин Использование удобрений Расслоение крестьян Отходничество Районная специализация Производство крестьянами продукции на рынок Покупка богатыми крестьянами земли

Слайд 12

Экономическое развитие россии в первой половине XIX века Россия первой половины XIX была все еще страной аграрной. На фабриках в основном работали крепостные крестьяне, которых помещик отпустил в город на заработки (отходники) и в любой момент мог отозвать обратно. Такое положение вещей замедляло развитие промышленности. Причиной этого было крепостное право.

Слайд 13

Экономическое развитие россии во второй половине XIX века Черты феодального и капиталистического строя, сосуществовавшие в России во II половине XIX века: Рост городов, выкупные платежи, освобождение крестьян, сохранение помещичьего землевладения, строительство железных дорог, сохранение отработочной системы, завершение промышленного переворота, увеличение торгового оборота, сохранение крестьянской общины, открытие Госбанка

Слайд 14

Экономическое развитие россии во второй половине XIX века. Феодальные черты: Сохранение отработочной системы Выкупные платежи Сохранение крестьянской общины Сохранение помещичьего землевладения Капиталистические черты: Открытие Госбанка Освобождение крестьян Строительство железных дорог Завершение промышленного переворота Рост городов Увеличение торгового оборота

Слайд 15

Вывод: Отмена крепостного права способствовала бурному росту капиталистического уклада в экономике России. Быстрее всего этот процесс происходил в промышленности. Капиталистическому развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пережитки.

Слайд 16

Внешняя политика России в XIX веке: наиболее значимые войны Отечественная война 1812 года Крымская война

Слайд 17

Работа с документом Задание для команды 1: Александр Первый 1809 год 1812 год Александр Первый

Слайд 18

Работа с документом Задание для команды 2 : М. М. Сперанский Александр Первый Отечественная война Тарутинский маневр

Слайд 19

Работа с документом Задание для команды 3: Славянофильство Николай Первый Крымская война 1881 год

Слайд 20

Работа с документом Задание для команды 4: Бородинское сражение Павел Первый Александр Первый Крымская

Слайд 21

Россия в XIX веке: взлеты и падения Первая задача истории — воздержаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности. Цицерон

Слайд 22

Домашнее задание: Написать историческое эссе «Россия в XIX веке: взлеты и падения» или Творческая работа «Галерея героев» (исторических деятелей, ученых, деятелей культуры, науки и т. д.)



Предварительный просмотр:

Е.В. Жилинская, учитель истории

ГБОУ школа №655 Приморского района Санкт-Петербурга

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их соотносить с историческими персоналиями. Осваиваются и закрепляются умения работы с историческим источником, исторической картой. Полученные навыки и умения ученик должен использовать в практической деятельности: понимать исторические причин и значения событий и явлений современной жизни, высказывать собственные суждения, объяснять исторические процессы, использовать знания в общении с людьми.

Методическая разработка урока истории в 8 классе:

«Россия в XIX веке: взлеты и падения».

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся, вспомнить основные факты, имена, даты, понятия, подвести итоги изучению истории России XIX века;
  • научить ребят доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения, развитие мыслительной деятельности, памяти, умение делать собственные выводы, обобщение исторических фактов;
  • способствовать формированию патриотических и нравственных качеств, познавательного кругозора и развитие творческого потенциала учащихся;
  • воспитывать чувство такта, уважительное отношение друг к другу;
  • используя игровую форму урока, стимулировать интерес к изучению истории у учащихся.

Тип урока: урок закрепления знаний и умений учащихся (повторительно-обобщающий).

Форма проведения урока: командная игра.

Оборудование: портреты русских императоров XIX века, интерактивная доска, компьютерная презентация, раздаточный материал с заданиями, контурные карты.

Предварительная подготовка к уроку: класс заранее делится на группы по 5 человек. Классу дана тема урока заранее для обдумывания.

ХОД УРОКА

Мотивация: учитель зачитывает отрывок из произведения Л. Н. Толстого «Воскресение», а дети должны отгадать о ком идет речь (присяжные заседатели). 

- Кто эти люди, и с какой целью они собрались?

-Что же, господа, собрались все?

- Все кажется, - сказал веселый купец.

- Вот проверим, - сказал судебный пристав и, достав из кармана лист, стал перекликать, глядя на вызываемых то через пенсне, то сквозь него.

- Статский советник И. М. Никифоров.

- Я, - сказал представительный господин, знавший все судейские дела.

- Отставной полковник Иван Семенович Иванов.

- Здесь, - отозвался худой человек в отставном мундире.

- Купец второй гильдии Петр Баклашов.

- Есть, - сказал добродушный купец, улыбаясь во весь рот. – Готовы!

- Гвардии поручик князь Дмитрий Нехлюдов.

- Я, - отвечал Нехлюдов.

- Капитан Юрий Дмитриевич Данченко, купец Григорий Ефимович Кулешов, и т. д., и т. д.

Все были в сборе.

- Теперь пожалуйте, господа, в залу, - приятным жестом указывая на дверь, сказал пристав.

(перекличка присяжных заседателей судебным приставом перед судебным заседанием).

– Сегодня мы с вами проводим завершающий урок курса «История России XIX века», который пройдет в форме игры-состязания. В игровой форме повторим события, даты через деятельность русских императоров XIX века. Подведем итог изученному ранее. Командам предстоит выполнить задания. Каждое правильно выполненное задание оценивается в пять баллов. Всего семь заданий. Таким образом, у вас есть возможность заработать не одну пятерку на всю команду, а каждому. Но прежде, чем начать нашу игру, мы должны задать себе вопрос по теме нашего урока: «Можем ли мы говорить о каких либо событиях нашей истории  как о взлетах или, тем более, падениях?» На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока. 3 мин.

-Запишите план урока (демонстрируется в презентации):

1.Личности императоров

2. Термины и понятия, связанные с императорами.

3. Социально-экономическое развитие

4. Внешняя политика

5.Работа с документом

6. Выводы по заданию урока

7. Домашнее задание

  1. История в портретах императоров

- Давайте вспомним, сколько было правителей в 19 веке? (шесть, перечисляют имена). А теперь посмотрим на галерею портретов императоров, а вы попробуете определить их имена. (На презентации в хронологической последовательности чередуются портреты императоров).

Дается задание 1 с портретами  императоров России XIX века. Ниже приведены их имена и даты правления, их нужно расставить в правильном порядке. (2-3 мин.)

  Павел         Александр I        Николай I         Александр II       Александр III        Николай II
1796–1801     1801–1825         1825–1855         1855–1881            1881–1894          1894–1917

 За правильное составление получают 5 баллов

II. К какому императору это относится

Задание 2. Учащимся раздаются таблицы, которые нужно заполнить терминами и понятиями, относящимися к четырем правителям. Каждая команда должна расшифровать термины и понятия одного из столбцов (учитель распределяет между командами). Макс.10 мин. с ответами. См. приложение задание 2 Ответы учащихся проверяются с помощью компьютерной презентации (4 слайда). 5 баллов за соответствие и 5 баллов за расшифровку.


III. Экономическое развитие России в первой и во второй половине 19 века.

-Какой процесс начался в экономическом развитии России в первой половине 19 века? (промышленный переворот)

-Вспомните главную особенность промышленного переворота в России? (сохранение крепостного права)  

-Таким образом, в Российской экономике «уживались» две черты развития с/х и промышленности. Какие? (феодальная и капиталистическая)

Каждой группе выдается задание 3, 4 «Экономическое дерево», где нужно правильно указать феодальные и капиталистические черты в развитии промышленности и с/х.

-Представьте себе экономику России в виде дерева. У «экономического дерева» два ствола: один широкий, другой тонкий (промышленность и с/х). На дереве выросли «листочки». Они символизируют отдельные черты развития с/х и промышленности. На стволах разместите листочки так, чтобы капиталистические черты росли наверху, а феодальные внизу. Сделайте вывод.

 Правильные ответы проверяются, а затем демонстрируются на слайдах презентации.

-А теперь выясним, что происходило в экономике России во второй половине 19 века, оставались ли проблемы? Выполним вторую часть задания и сделаем выводы.

Данное задание также можно разбить 50/50 (первая часть для 2 команд, вторая часть для других двух команд).

IV. Внешняя политика России в 19 веке: наиболее значимые войны.

Ребята должны сказать, какая это война и в правлении, какого императора она была? Каждой команде по вопросу.

– Самая длительная война в истории России. (Кавказская война 1817–1864 гг.) (длилась почти 50 лет) (Ал-I; Н-I; Ал-II.)

– Война, в которой Россия победила «армию двунадесяти языков», возглавляемую человеком, который стремился покорить весь мир? (Отечественная война 1812 г; Ал – I).

– Война, в результате которой России было запрещено держать флот на Черном море. (Крымская война 1853–1856гг; Н-I; Ал-II;)

– В память об этой войне в наши дни на Шипке стоит памятник-гробница с изображением  двух воинов, склонивших головы русского и болгарина. ( Русско-турецкая война 1877–1878 гг., Ал-II).

Далее командам раздаются задания 5 – работа с контурной картой по теме «Отечественная война с Наполеоном» и «Крымская война». См. приложение. Если есть время, то все команды выполняют обе карты, если его мало, то 2 команды работают с одной темой, а две другие с другой. 5 мин.

V. Работа с документом.

Каждой команде выдается задание 6 по работе с документом. Задания выбраны из КИМов ЕГЭ по истории части А и В. У каждой команды свои задания. Ребята отвечают на вопросы письменно. Когда все команды готовы, каждая озвучивает свои «источники» и сразу дает ответы на них. Учитель одновременно демонстрирует правильные ответы в презентации. 5 мин. См. приложение задание 6. Все правильно выполненные задания оцениваются в 5 баллов.

       Учитель в конце урока подводит итог, возвращаясь к вопросу, который был поставлен в начале: «Какие события истории России 19 века мы можем назвать взлетами, а какие падениями?». Дети делают выводы. Могут быть названы самые значимые события 19 века, но задача учителя на все оценки детей, в особенности  «падений» в истории России стараться дать понять, что нельзя рассматривать те или иные события только с одной позиции (осуждения или одобрения).

Например: проигрыш в Крымской войне – «падение», но страна, начав войну с Турцией, сумела выстоять против целой Европы – «взлет».

-История неоднозначна. Можем ли мы судить, имеем ли на это право? Время рассудит. А мы с вами должны историю знать, любить, изучать, ведь история нашей страны это история твоей  и моей семьи. Народ, который не знает и не уважает историю своей страны, не имеет будущего.

Как главный вывод, на презентации слова:

«Первая задача истории – воздержаться от лжи,

Вторая – не утаивать правды,

Третья – не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности»

Цицерон

Как завершающий «аккорд» звучит  стихотворение Ф. И. Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить

Автор разработки:

 учитель I квалификационной категории

Жилинская Е. В.

       Санкт-Петербург

2014



Предварительный просмотр:

Задание 1. Сопоставьте портреты императоров, их имена и даты правления.

C:\Users\андрей\Pictures\Портрет Павла Первого.jpg       C:\Users\андрей\Pictures\Портрет Александра Первого.jpg     C:\Users\андрей\Pictures\портрет Николая Первого.jpg     C:\Users\андрей\Pictures\портрет Александра Второго.jpg      C:\Users\андрей\Pictures\портрет Александра третьего.jpg      C:\Users\андрей\Pictures\портрет Николая Второго.jpg

Задание 2. К какому императору это относится?

Задание 1. Сопоставьте портреты императоров, их имена и даты правления

1825-1855 гг.             1881-1894гг.                1796-1801гг.           1894-1917 гг.            1801-1825 гг.                    1855-1881гг.

Александр I I I         Николай  I I                 Александр  I I             Павел  I                  Николай   I                       Александр  I

Задание 2. Вставьте в соответствующую колонку термины и понятия, расшифруйте их:

«Русская правда», народовольцы, «чугунный устав», «вольные хлебопашцы»,

состязательный суд, группа «Освобождение труда», Негласный комитет,

военные поселения, политический сыск, царь-Миротворец, отходничество,

Тильзитский договор, всеобщая воинская повинность, Крестьянский

Поземельный банк, земства, кодификация законов, Указ «о кухаркиных детях»,

 славянофилы и западники, пропагандистское течение,

Транссибирская  железная дорога

Ответы на задания 1, 2:                                                                                                                              

Александр I

Николай I

Александр II

Александр III

«Русская правда» Пестеля -программный документ «Южного общества» декабристов

«чугунный устав» - устав о цензуре, запрещавший любые «вольнодумства»

Народовольцы – члены организации «Народная воля», основным методом которой был индивидуальный террор

Группа «Освобождение труда» - первая марксистская организация, которую создали в Женеве в 1883 г. революционеры-эмигранты.

«Вольные хлебопашцы» - крестьяне, которые с разрешения помещика за выкуп могли освобождаться от крепостной зависимости

Политический сыск – им занималось III Отделение Канцелярии во главе с А. Х. Бенкендорфом (орган политического сыска и контроля за умонастроениями.

Состязательный суд – на процессе две стороны: обвиняющая – прокурор и защищающая – адвокат «состязаются»

Царь-Миротворец – назван современниками, т.к. в течение всего царствования этого императора Россия не вела войн.

Негласный комитет - узкий кружок близких друзей императора, который обсуждал необходимость преобразований в стране

Кодификация законов – кодификация упорядочила российское законодательство

Всеобщая воинская повинность – введена взамен рекрутских наборов, устанавливает обязанность всем гражданам нести военную службу.

Крестьянский Поземельный банк – учрежден для выдачи ссуды крестьянам на покупку земли

Тильзитский договор – мирный договор Франции с Россией, по которому Россия обязана присоединиться к континентальной блокаде Англии

Отходники – крестьяне, временно уходившие на заработки в город или на сельскохозяйственные работы

Земства – выборные представительные учреждения, занимавшиеся решением хозяйственных вопрос в губерниях и уездах.

Циркуляр о « кухаркиных детях» - запрещал принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей»

Военные поселения – были созданы в целях сокращения расходов на армию, где солдаты совмещали военную службу с хозяйственной

Славянофилы и западники –представители либерально-оппозиционного движения, осуждали крепостное право и выступали за введение представительных учрежд.

Пропагандистское течение – одно из трех течений революционного народничества, методом которого была пропаганда среди народа революции

Транссибирская железная дорога – фактически соединила Европу с берегами Тихого океана, а Центральную Россию с Дальним Востоком

Задание 3. Социально-экономическое развитие в первой половине 19 века. «Экономическое дерево»:

 применение с/х машин, использование удобрений, натуральный характер крестьянских хозяйств, расслоение крестьян (появление капиталистых крестьян), барщина, оброк, отходничество, крайне примитивная с/х техника, районная специализация, посессионные мануфактуры (с применением крепостного труда), низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах, мануфактуры с применением наемного труда, появление российского пролетариата, производство крестьянами продукции на рынок, покупка богатыми крестьянами земли, начало промышленного переворота.

На «стволе» промышленности и сельского хозяйства поместите «листочки» капиталистические смотрящими вверх, а феодальные вниз. 

Сделайте вывод об особенностях социально-экономического развития России первой половины XIX века.

        Задание 3. «Экономическое дерево»

                 промышленность                                                                                             сельское хозяйство

                                                                                                                                                                           

Экономика

Экономикаэ

экономика

Задание 4. Социально – экономическое развитие:  Черты феодального и капиталистического строя, сосуществовавшие в России во II половине XIX века:

Рост городов, выкупные платежи, освобождение крестьян, сохранение помещичьего землевладения, строительство железных дорог, сохранение отработочной системы, завершение промышленного переворота, увеличение торгового оборота, сохранение крестьянской общины, открытие Госбанка.

Феодальные черты

Капиталистические черты

Ответы на задание 4:

Феодальные черты

Капиталистические черты

Сохранение отработочной системы

Открытие Госбанка

Выкупные платежи

Освобождение крестьян

Сохранение крестьянской общины

Строительство железных дорог

Сохранение помещичьего землевладения

Завершение промышленного переворота

Рост городов

Увеличение торгового оборота

Вывод: Отмена крепостного права способствовала бурному росту капиталистического уклада в экономике России. Быстрее всего этот процесс происходил в промышленности. Капиталистическому развитию сельского хозяйства мешали крепостнические пережитки.

Задание 5. Внешняя политика в XIX веке.

 (требуется контурная карта по теме «Отечественная война 1812 г.)

Расставьте на контурной карте следующие географические названия, имена, даты событий и их название:

Карта №1. Смоленск,  26 августа 1812 г., 3-я армия Малоярославец, Барклай –де- Толли,  Неман, Тарутинский  маневр, Совет в Филях, Москва, Березина, Бородино, Тормасов, 12 июля 1812 г., Кутузов, 2 сентября 1812 г., Багратион, 6 января 1813 г., Александр Первый, 2-я армия, 12 октября 1812 г., село Красное, ноябрь 1812 г., Наполеон, манифест об окончании Отечественной войны, «скифская тактика», 1-я армия, герцогство Варшавское.

(Требуется контурная карта по теме «Крымская война)

Карта №2. Р. Альма, Севастополь, Синопское сражение, эскадра адмирала Нахимова, Крым, Англо-французская интервенция (афи), Османская империя, Босфор и Дарданеллы, 18 ноября 1853 г., Балканский п/о.

Задание 6 для команды 1: Прочтите документ и ответьте на вопрос:

 1. Прочтите отрывок из исторического сочинения и укажите имя императора, о преобразованиях которого говорится.

«(Император) готов был верить в давнюю мечту свою – распространить на всю Россию военные поселения: одинаковые повсюду деревни-казармы, одинаковые розовые домики, белые тумбочки, зелёные мостики, прямые аллеи, прямые канавы, прямые просеки, и везде мужики в мундирах, за сохой марширующие…»

    1) Пётр I                                                      

    2) Пётр III

    3) Павел I

    4) Александр I

2. Прочтите отрывок из мирного договора и укажите, в каком году был заключён этот договор

«Устанавливается отказ короля шведского в пользу императора всероссийского от всей Финляндии до реки Торнео, включая и Аландские острова… губернии сии будут отныне состоять в собственности и державном обладании империи Российской и навсегда к ней присоединяются…»

    1) 1721 г.

    2) 1809 г.

    3) 1813 г.

    4)  1856 г.

3. Прочтите отрывок из записок С. Н. Глинки и укажите год, о событиях которого говорится в отрывке

«Напуганное, встревоженное воображение всё переиначивало. Надобно было отступать, чтобы уступлением пространства земли обессиливать нашествие. Молва вопияла: «Долго ли будут отступать и уступать Россию!.. Нельзя было терять  ни времени, ни людей на защиту стен шестнадцатого и семнадцатого столетия… А молва кричала: «Под Смоленском соединилось храброе русское войско, там река, там стены! И Смоленск сдали!».

    1) 1807 г.

    2) 1812 г.

    3) 1814 г.

    4)  1853 г.

 Задание 6 для команды 2: Прочтите документ и ответьте на вопрос:

1.Прочтите отрывок из сочинений московского генерал-губернатора Ф. В. Ростопчина и запишите имя государственного деятеля первой четверти XIX в.

«Его хвалили, но это – чиновник огромного размера, не более. Творец всесильной кабинетной реакции. Канцелярия – его форум. Тысячи бумаг – и праведных, его трубы и литавры. И хорошо, что его упрятали и что он сам теперь стал сданной в архив бумагою, на номером…»

       Ответ: ____________

2.Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина и напишите имя российского императора, о котором идёт речь:

Он человек! Им властвует мгновенье.

Он раб молвы. Сомнений и страстей.

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей

Ответ: _____________

3. Прочитайте отрывок из донесения главнокомандующего русской армией и напишите название войны, в ходе которой произошло описываемое сражение

«Сей день есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение при Малоярославце повлекло за собой пагубнейшие последствия и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие наши провинции»

       Ответ: ______________

4. Прочтите отрывок из работы Е. В. Тарле и напишите название военной операции, о которой говорится в отрывке.

«…Именно после Бородина стратегический талант Кутузова развернулся во всём блеске. Ни с кем не советуясь,…Кутузов  приказал армии отступать от Москвы на Рязанскую дорогу. Выйдя на рязанскую дорогу, Кутузов вдруг круто повернул к югу. Вышел на старую Калужскую дорогу…а одновременно велел князю Васильчикову отправить казачью кавалерию (два полка) по прежнему, рязанскому направлению, стремясь сбить с толку преследовавшего русскую армию от Москвы Мюрата… Этим смелым передвижением Кутузов прикрыл Калугу и южные губернии от возможного движения туда Наполеона»

       Ответ: ____________

Задание 6 для команды 3: Прочтите документ и ответьте на вопрос:

1. Прочтите отрывок из «записок» А. И. Кошелева и назовите течение общественного движения в России XIX в., о котором идёт речь.

«Этот кружок, как и многие другие ему подобные, исчез бы бесследно с лица земли, если бы в числе его участников не было одного человека замечательного по своему уму и характеру, по своим разнородным способностям и знаниям, и в особенности по своей самобытности и устойчивости, т. е.. если бы не было Алексея Степановича Хомякова… Безусловная преданность православию… любовь к народу русскому, высокое мнение о нём и убеждение в том, что изучение его истории и настоящего быта одно может вести нас к самобытности в мышлении и жизни, - составляли главные и отличительные основы и свойства образа мыслей Хомякова»

Ответ: ____________

2. Прочтите отрывок из сочинения историка Д. И. Иловайского и напишите имя императора, о котором говорится в отрывке.

«Внутренняя политика этого царствования отличается охранительным характером. Сохраняя государственные учреждения, наследованные от предшественников, правительство императора____ продолжало развивать некоторые отдельные части этих учреждений. Между ними первое место принадлежит изданию свода законов… Император_____, спустя полтора месяца после вступления своего на престол, приказал…учредить при собственной канцелярии особое отделение для приведения в порядок русских законов и поручил это дело Сперанскому».

  Ответ: __________

3. Прочтите отрывок из записок современника и напишите название войны XIX в., о котором говорится.

 «Грустно…, я болен Севастополем…мученик – Севастополь!...Что стало с нашими морями?...Кого поражаем мы? Кто внимает нам. Наши корабли потоплены, сожжены или заперты в наших гаванях. Неприятельские флоты безнаказанно опустошают наши берега… друзей и союзников у нас нет».

Ответ: __________

4. Прочитайте отрывок из записок современника и укажите год описываемого события.

    «Александр II теряет сознание; он спрашивает, жив ли наследник. Затем он хочет перекреститься, но рука не поддаётся – и он повторяет: «Холодно, холодно». Его любимый брат великий князь Михаил Николаевич обращается к нему со слезами в голосе: «Узнаёшь меня, Саша?» - и царь тихо отвечает: «Да». И когда великий князь его спрашивает, как он себя чувствует, он, тихо заикаясь, отвечает: «Пожалуйста, скорее домой… отвезите меня во дворец… я хочу там умереть» (…) Ужас выразился на лицах присутствующего народа, не понимающего ещё полного значения свершившегося. Обнажаются головы, и люди крестятся».

  1. 1866 г.
  2. 1871 г.
  3. 1879 г.
  4. 1881 г.

Задание 6 для команды 4: Прочтите документ и ответьте на вопрос

1.  Прочтите отрывок из сочинения историка Д. И. Иловайского и укажите, после какого сражения Отечественной войны 1812 г. происходили  эти события.

«Потеряв многих генералов (в том числе Багратиона и храброго графа Кутайсова) и почти половину войска, Кутузов не решился возобновить сражение на другой день и отступил за Можайск; Наполеон провозгласил победу. Русские готовились к новой битве…»

      1) под Смоленском      3) при Березине

     2)  при Бородине       4) под Малоярославцем

2. Прочтите отрывок из сочинения историка С. Ф. Платонова и укажите, кто издал указ, о котором идёт речь.

«Манифест устанавливал трёхдневную барщину, а также запрещал помещикам заставлять крестьян работать в выходные и праздничные дни. Этот манифест положил первое ограничение помещичьей власти»

      1)  Пётр I      3) Екатерина II

    2)  Пётр III       4) Павел I

3.Прочтите отрывки из воспоминаний князя Адама Чарторыйского и напишите пропущенное в тексте имя императора, о котором идёт речь.

 «Несомненно, что Россия страдала под управлением Павла I, душевное равновесие которого было весьма сомнительное, тем не менее …………… всю жизнь носил в душе этот тяжкий упрёк в соучастии с заговорщиками, посягнувшими, хотя и без его ведома, на жизнь его отца».

Ответ: _____________

4.  Прочтите отрывок из воспоминаний известного хирурга Н. И. Пирогова и напишите название войны, о которой идёт речь.

«Я никогда не забуду моего приезда в Севастополь. Это было в позднюю осень в ноябре 1854 года. вся дорога от Бахчисарая на протяжении 30 вёрст была загромождена транспортами раненых, орудий и фуража. Дождь лил как из ведра, больные и между ними ампутированные лежали по двое и по трое на подводе, стонали и дрожали от сырости; и люди и животные едва двигались в грязи по колено; и люди и животные валялись на каждом шагу…Хорошо, что прошлое забывается. Теперь не без чувства гордости вспоминаешь прожитое. Мы взаправду имеем право гордиться, что стойко выдержали_____войну,- её нельзя сравнивать ни с какой другою».

       Ответ: __________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.

Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ.  В ходе урока п...

Урок по курсу «История России в XIX веке». Тема «Отечественная война 1812 года».

Урок по курсу    «История России в XIX веке».  Тема «Отечественная война 1812 года».Урок  закрепления нового материла с использованием ЭОР. Проектная деятельность учащихся....

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира.

Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира содержат  три урока по темам: "Первобытно-общинный мир", " Древняя Греция" и Древний Рим".Уроки предполагают испол...

Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"

Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока по истории России 6 класс

Предлагаю вариант повторительно-обобщающего урока по главе "Древняя Русь" в 6 классе в форме конкурса-игры. Эта форма использована неоднократно, с большим интересом дети готовятся и участвуют в игре. ...

Методическая разработка повторительно- обобщающего урока по теме «История России XX век»

В разработке представлен материал для повторения курса Истории России XX века. За основу взята популярная телевизионная передача «Своя игра». Цель игры: повторить и обобщить пройденный мат...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока истории в 9 классе по теме «Революции в России начала XX столетия».

   Социальные противоречия и неспособность правительства решить важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису..  Правительс...